Что значит святая земля
Святая Земля
Святая Земля — часть территорий современного Государства Израиль (до 1948 года — Палестины). Является центром трёх авраамических религий: иудаизма, христианства и ислама.
Содержание
В иудаизме
В христианстве
Святая земля — общее европейское наименование Иерусалима и окружающих его территорий. Географически отождествляется с Палестиной. Название возникло из-за размещения на этих землях основных христианских святынь, которые являлись следами проходивших здесь событий священной (библейской) истории или были как-то с ними связаны (например: Гефсиманский сад, Голгофа и т. д.).
Представления европейцев о Святой земле
Обитатели средневековой Европы совершали паломничества в Святую землю и торговали с ней. Тем не менее знания европейцев о Палестине отличались многочисленными преувеличениями. По словам римского папы Урбана II «земля та течёт молоком и мёдом» (слова из его речи на Клермонском соборе, где было объявлено о начале крестовых походов). Представления об изобилии и богатсве Святой земли объясняются мифологическими представлениями христиан. (Подобные представления имеются и в иных религиях.) Они были убеждены, что Святая земля (и прежде всего Иерусалим) как центр христианства и центр мира противопоставляется всем остальным землям как периферии мира. И если в Европе (на периферии) бывает голод, болезни, засуха и несправедливость, то в центре мира всё наоборот. Там благостно, земля плодородна, царит покой и справделивость. Именно в этом заключается одна из причин массовости крестовых походов.
История Святой Земли
История крестовых походов формировалась под предлогом восстановления контроля над христианскими святынями на Святой Земле.
До крестовых походов единственными обладателями Святых мест являлись церковные общины Востока — греко-православная, армянская, сирийско-якобитская, коптская и абиссинская; после крестовых походов Святые места перешли в руки римско-католиков, или латинян.
Когда, в 1187 г., Иерусалим вновь был занят мусульманами, султан Саладин овладел как ключами Гроба Господня, так и прочими Святыми местами, и лишь впоследствии постепенно удалось латинянам и грекам, пользуясь благоприятными обстоятельствами, получить право владения Святыми местами.
В 1230 т. папа Григорий IX назначил францисканцев стражами Святых мест. С XVI века Франция стала защитницей римско-католической церкви на Востоке и добилась от Порты подтверждения прав францисканцев на владение Святыми местами. Между латинянами и греками с давних пор происходило соперничество по поводу различных льгот и преимуществ, которыми пользовались последователи обоих исповеданий при посещении Святых мест. Споры их затрудняли Порту, которая решала дела то в пользу одной, то в пользу другой стороны и часто вызывала неудовольствие обеих.
В 1740 г. Франция добилась от султана для латинской церкви новых привилегий, в ущерб православию; но затем, при равнодушии французов к религиозным делам, грекам удалось получить от визирей большую часть церкви Св. Гроба, церковь в Вифлееме и один из трех ключей от пещеры, где родился Иисус.
Когда, в 1808 г., церковь над Гробом Господним сгорела, греки взяли на себя сооружение нового храма и сделались единственными владельцами большей его части. В XIX в. Россия выступает в качестве покровительницы всех греко-православных христиан на Востоке и предъявляет требование на обладание ключом от церкви Св. Гроба. Этому воспротивилась Франция, которая в 1850 г. потребовала, на основании договора 1740 г., чтобы католическому духовенству была возвращена большая церковь в Вифлееме, с правом поставить там новую звезду, переменить ковры в вертепе и вообще иметь в исключительном владении гробницу Пресв. Богородицы и камень помазания; вместе с тем Франция присваивала себе право сделать необходимые починки в большом куполе церкви Воскресения и восстановить в ней все, как было до пожара 1808 г. Вследствие возражений России, Порта обещала грекам дать право совершать литургию в церкви Вознесения, до того времени принадлежавшей исключительно католикам; грекам предоставлено было также возобновить купол без вмешательства католиков, но последним было разрешено отправлять службу в вертепе Гефсимании, и они получили право, наравне с греками и армянами, иметь ключи от юго-вост. и сев. врат большой Вифлеемской церкви. Вскоре, однако, Турция, под влиянием Франции, уклонилась от исполнения данных России обещаний. Это вызвало прекращение дипломатических сношений между Россией и Турцией, а затем восточную войну 1853—55 г, вследствие неудачного исхода которой требования России остались неисполненными.
В 1868—69 гг. Россия, вместе с Францией, возобновила купол над Св. Гробом, после чего и Россия получила право владения церковью Св. Гроба.
К началу XX века различные права на церковь Гроба Господня выглядели следующим образом: султан считался владельцем земли под церковью и воздуха над церковью; ключи от церкви находились в руках мусульман; они же охраняли здание церкви и наблюдали за порядком внутри здания. Церковь образовывала общую собственность (condomimum) шести вероисповеданий; главными собственниками являлись три привилегированных вероисповедания в Иерусалиме — латиняне, греки и армяне; меньшие права имели копты, якобиты и эфиопы. Церковь в Вифлееме принадлежала грекам; что касается пещеры, то на неё предъявляли притязание как восточная церковь, так и латиняне.
Вообще, в вопросе об обладании Святыми местами следует различать общее владение, исключительное владение и право пользования. Берлинский конгресс 1878 г. постановил, что относительно Святых мест должно быть сохранено status quo.
Начиная с 60-х годов XX века территория Святой Земли является предметом арабско-израильского конфликта.
Почему Бог избрал Святую землю
По преданию, первой христианской паломницей на земле была Сама Пречистая Божья Матерь. Последние годы Своей земной жизни Она проживала в Иерусалиме, в Верхнем городе, в доме любимого ученика Господа, апостола Иоанна Богослова. Изо дня в день, иногда в одиночестве, а иногда в сопровождении жен иерусалимских, приходила Она молиться на Гроб Господень (храма тогда еще, разумеется, не было, это была просто пещера). Посещала и те места, которые Сын Её посещал в Своей земной жизни: Гефсиманский сад, где Он молился перед арестом, вершину горы Елеонской, где Она видела Его в последний раз перед Его Вознесеньем на небеса, дорогу скорби, по которой римские воины вели Его с крестом на Голгофу… Со слезами умиления целовала Пречистая Дева землю, по которой ступала нога Её Сына, с нежностью прикасалась к святым камням, хранящем память о Нем, молитвенно беседовала со Спасителем…
Прошло уже две тысячи лет, а святые камни всё омывают своими слезами христианские жены, а Святую землю, помнящую Христа, Его Пречистую Матерь, Его друзей и учеников, топчут христианские пилигримы. День сменяется ночью, а мир — войной, и вместо парусов кораблей с пилигримами то и дело падают на воды Средиземного моря тени черных крыльев ракет. И бросаются волны на берег, и заходит враг в укрепленные города; и слышится топот конский, и скрип телег, и львиный рык, и рев верблюжий, и лязг оружия; и разрушаются храмы, и потоками льется кровь; и на паломнических стежках-дорожках ставятся капища да Иродовы дворцы, да блокпосты, да бетонные заграждения… И снова приходит мир, и над Средиземным морем восходит солнце, и по волнам спешат корабли, а по небу, как белые птицы Рая, со всех земель слетаются гражданские самолеты. И паки, паки и паки бесконечными вереницами идут по Святой Земле христианские пилигримы: калики перехожие со своими клюками, паломники с ветками пальм да поклонники со своими поклонами…
«Святой» на языке Библии означает «особый», «оставленный для Бога», «посвященный Богу». Значит, Святая земля — земля, посвященная Богу, Божий удел. Когда Бог творил землю, в самом центре ее Он расположил Свой удел — будущую Святую землю с Иерусалимом. Об этом говорится у пророка Иезекииля ( Иез. 5, 5):
«Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли».
Святая земля — земля, посвященная Богу, Божий удел
«Бог же, Царь наш прежде века, соделал спасение посреди земли » (Пс. 73, 12).
Впрочем, тогда, до грехопадения, Земля была одним континентом, и вся она была Божьим уделом. Современные геологи говорят о дрейфе материков, составлявших некогда один материк, Пангею. Раскол этого массива суши произошел позже: или во время Потопа, или при разрушении Вавилонской башни.
Сразу оговоримся: то, что мы назвали Эдемский Сад духовным центром мира, совсем не означает, что Рай, как считают некоторые либеральные толкователи Библии, — это лишь «состояние нашей души» или «чисто духовный символ», а не реально существующее во Вселенной место. Подобных толкователей опровергает великий отец Церкви, прп. Иоанн Дамаскин:
Но если Эдем — реальность, а не просто «символ» или «состояние души», то где же он находится? Дадим слово священнику Даниилу Сысоеву, чей труд «Летопись начала» мы будем еще неоднократно цитировать. Вот что пишет о. Даниил:
Итак, Райский Сад сейчас закрыт и недосягаем и, как пишет о. Даниил,
«искать его земными способами бессмысленно. Для нас он ныне невидим, и это неудивительно для людей XX века, от которых только и слышишь разговоры об иных измерениях …».
Но ждать этого момента Адаму придется тысячелетья.
Итак, катастрофа произошла,
Так учит Православная Церковь: до того, как Сошедший во ад Спаситель сокрушил врата преисподней и вывел оттуда всех ожидающих Его праведников, всем людям после смерти приходилось сходить в мрачный Шеол, преисподнюю. Никто — ни праведники, ни грешники — не могли избежать этой ужасной участи. По-разному проживали свою жизнь древние люди, разные уровни могли быть у преисподней, но факт остается фактом: до явления в мир Спасителя Царствия Божьего не достигал никто, и никакие добрые дела и поступки не спасали души людей от ада.
До явления в мир Спасителя Царствия Божьего не достигал никто, и никакие добрые дела не спасали души людей от ада
Что такое преисподняя Ветхого Завета? Собственно שאול (Шео́л) по-еврейски означает «вопрошаемый», в смысле «таинственно молчащий», «не дающий ответа», «неисследимый». Вот так описывает ее отец Даниил, опираясь на Книги Иова, Иезекииля и Исайю:
«…это обиталище тоски и сени смертной… едва тронутое тусклым скользящим лучом не взошедшего пока Солнца, лучом надежд и упований, пока не исполненных… И в этом мрачном месте ведут свое безрадостное существование неисчезающие души мертвых, сознающие себя и помнящие свое прошлое… Как печально говорил Иов, ‟если бы я и ожидать стал, то преисподняя дом мой; во тьме постелю я постель мою” (Иов. 17, 13).
Лучик надежды во тьме
Вот в такой ужасной ситуации оказался человек из-за своего непослушания Богу: полная скорбей жизнь, муки и томление в мрачном Шеоле после смерти… Но милосердный Бог, наказав первых людей изгнанием из Рая, дал им, Адаму и Еве, таинственное обетование (то есть обещание) будущего спасения. Мы можем прочесть об этом в третьей главе книги Бытия.
«И сказал Господь Бог змею: За то, что ты сделал это, проклят ты …», а дальше следует удивительное пророчество о том, что власть сатаны на земле не вечна, и что змей будет поражен Спасителем мира. Вот что еще сказал змею Всевышний:
«И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту » (Быт. 3, 15).
Это первое в Библии пророчество о Христе, данное Самим Всевышним и записанное задолго до того, как были написаны четыре Евангелия, поэтому его еще иногда называют Первоевангелием.
«Авель» ( הבל Хе́вель ), по-еврейски означает «пар», «дыхание», «суета». «Наша жизнь на этой земле, в печали, — наверное, думали Первозданный и Матерь Живущих, — лишь суета сует, пар, мгновенно тающее дыхание жизни, томительное ожиданье нескорого пришествия Избавителя»… И, действительно, Избавитель пришел не скоро… Пять с половиной тысяч лет лежит между ветхим Адамом, обольщенным змеем и протянувшим руку за запретным плодом, и новым Адамом (так апостол Павел называет Иисуса Христа (ср. 1 Кор. 15, 47), который победит искусителя-змея и протянет руки на Древе Крестном. Около 5500 года от Сотворения мира в истории человечества произошло это долгожданное событие, Рождество Иисуса Христа. Сколько потомков Адама и Евы к тому времени успели сойти в Шеол! Подумайте, когда на Святой земле, в городе Вифлееме, родился Спаситель, сколько людей, живых и уже спустившихся в преисподнюю, ожидали Его прихода…
Когда мы с вами читаем книгу Бытия о размножении потомков Адама и Евы, нас не может не поразить долголетие древних. Вдумайтесь: Адам жил 930 лет, Мафусал — 969 лет, Ной — 950, Сим — 600… Существует целый ряд объяснений причин этого удивительного долголетия. Самым глубоким из них, по мнению многих богословов, является объяснение, согласно которому причиной этой необычной продолжительности жизни является особое действие Божие, целью которого было сохранение неповрежденного Предания среди людей. Действительно, если Адам жил чуть ли не тысячу лет, то он, конечно, успел поведать и о своем Создателе, и о прекрасном Райском Саде, и о Первоевангелии не только своим сыновьям, внукам и правнукам, но и своим пра-пра-пра-пра-правнукам!
И всё же, несмотря на непрерывность Предания, люди в большинстве своем предают своего Создателя. Как же это происходило?
Капище. Художник: Нэлла Александровна Генкина
Люди не то что забыли Бога, они просто решили, что куда «практичней» обращаться за помощью к сатане
У о. Александра Меня есть целая книга, посвященная этому отступленью древних людей от Бога. В книге этой, с точки зрения православного мировоззрения, очень много, мягко говоря, спорного, но кое-что можно почерпнуть и из нее. Вот что пишет, в частности, отец Александр:
Вот такие пироги. Вместо Отца Небесного — некая безличная сила…
Итак, дорогой читатель, печальная перед нашими глазами открылась картина: картина всеобщего человеческого падения, отступления падшего человека от своего Творца. Давайте теперь подумаем, мог ли явиться обещанный Богом Спаситель мира среди развращенных язычников? Какой из языческих народов мог дать миру Ту Единственную, «Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим», которая Своим послушанием Богу исправит преступное непослушание нашей праматери Евы? Ведь Дева Мария не в языческой семье родилась, а у праведных благочестивых родителей, Иоакима и Анны, и бабушкой Ее тоже была святая — праведная Мария. А могли ли в среде неверных вырасти верные Христовы апостолы? Помните, как говорит Писание: «худые сообщества развращают добрые нравы» (1 Кор. 15, 33)?
Вы понимаете, что народа этого — народа, который бы поклонялся Богу, а не идолам — в доавраамовы времена еще просто не существовало, его еще предстояло произвести от праведного Авраама, и об этом мы с вами в дальнейшем поговорим подробнее.
А сейчас хотелось продолжить наш разговор о Святой земле…
Земля эта называлась в разные времена по-разному: «земля Ханаанская», «Иудея», «земля Израиля». Еще меньше столетья назад эту землю в России называли обычно Палестиной (помните рождественскую колядку «Ночь тиха над Палестиной»?), но в середине XX века на ее части было провозглашено еврейское государство Израиль. Из-за этого у паломников часто возникает путаница, ведь сегодня под «Палестиной» часто подразумевают не всю эту землю, как раньше, а только ту часть, которая не вошла в Государство Израиль, то есть Палестинскую автономию. Давайте же еще раз попытаемся разобраться в этих названиях.
Древнейшее библейское название этой территории — «Ханаан» (Суд. 4, 2), «земля Ханаанская» или «земля Хананеев» (Быт. 11, 31; Исх. 3, 17). Ведь еще до того, как эту землю захватил народ Божий, то есть сыны Израилевы, евреи, здесь обитали семь ханаанских народов, семь племен потомков пр о клятого сына Хамова, Ханаана. Двенадцать колен Израилевых землю эту захватили и между собой ее разделили, но, несмотря на это, долгое время так и продолжали называть эту землю землей Ханаанской.
Несколько позднее в Ветхом Завете эта земля называется «пределы Израильские» (1 Цар. 11, 3) и «земля Господня» (Ос. 9, 3) или просто «земля» (Иер.). Отсюда и в современном разговорном языке в Израиле она называется просто «Эрец», или «Ха-арец» — «земля».
В Новом Завете она называется «землей Израилевой» и «землей Иудейской» (Мф. 2, 20; Ин. 3, 22), а также «землей обетованной» (то есть обещанной), которую патриарх Авраам «получил в наследие» от Бога.
Что же касается названия Палестина, то оно означает «землю филистимлян», языческого народа, с которым в библейские времена народу Божьему пришлось много повоевать (само слово «филистимляне», «плиштим», на иврите означает «вторгшиеся», «чужаки», «захватчики»). Имя это трудно назвать удачным. Оно совсем не библейское, а «изобретенное» древними греками. Несколько филистимских городов занимали всего лишь сравнительно небольшую часть прибрежной полосы Святой земли, но мореплаватели-греки, которые хорошо знали лишь ее побережье, но не внутренние ее районы, распространили это название на всю страну. А утвердилось название «Палестина» с подачи римского императора Адриана. В 135-м году, то есть примерно через сто лет после распятия Господа, римлянами было подавлено крупное антиримское восстание под руководством еврейского лжемессии Бар Кохбы. Император Адриан решил окончательно расправиться с мятежной страной. Иерусалим был переименован в Элию Капитолину, вход в него иудеям был запрещен, а Иудею (Эрец-Исраэль) переименовали в «Палестину» — так римляне решили стереть с исторической памяти само слово Иудея…
Когда в XX веке на эту землю вернулся еврейский народ, и страна была разделена на две части — еврейскую и арабскую, евреи долго не могли решить, как же назвать свое новое государство. Спор шел между двумя названиями: «Иудея» и «Израиль», и в конце концов «с небольшим отрывом» победило второе название.
Ну, а для нас, православных христиан, наверное, самое близкое название той земли, по которой ступала нога Спасителя, это — «Святая земля». Мы уже говорили, что «святой» на языке Библии означает «выделенный», «посвященный Богу». Дословно выражение «святая земля» встречается в Библии у пророка Захарии (ср. Зах. 2, 12) и в книге Премудрости Соломона ( ср. Прем. 12, 3), где она названа и «землей драгоценнейшей» для Бога из всех других («земля, драгоценнейшая всех у Тебя») (Прем. 12, 7).
Она, эта драгоценнейшая земля, воистину удивительна…
Вот как замечательно описывает промыслительное расположение Святой земли знаменитый русский библеист А.П.Лопухин:
Сразу скажем, что в нашу задачу не входит подробное углубление в эту тему. Мы не биологи и не ботаники, и для нас она — лишь повод воскликнуть вслед за псалмопевцем Давидом: «Дивны дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси!» (Пс. 103, 1) Всю нашу землю Господь сотворил премудро — и к Святой земле это относится, наверное, больше всего!
Вот как говорит об ее уникальной природе А.П. Лопухин:
Побережье Мертвого моря
А вот некоторые данные о животном мире этой страны:
Более подробные данные вы можете легко найти в Интернете, мы же просто хотели отметить, что животный мир Израиля поистине уникален, ведь здесь можно встретить и европейских, и африканских, и азиатских животных!
Животный мир Израиля уникален, здесь можно встретить и европейских, и африканских, и азиатских животных
Москва и Иерусалим находятся почти на одном меридиане. В Москве солнечных дней до обидного мало, в Иерусалиме — до необычного много. Но при этом, как это ни удивительно, годовое количество осадков в Москве и в Иерусалиме почти одинаковое! Дело в том, что дожди в Израиле бывают хоть и редко, но обильно: ливни могут быть такой интенсивности, что москвичам мало не покажется. Кстати, поскольку тучи-облака проходят над Средиземным морем и там очищаются, дожди здесь — чистые, под кислотный дождь попасть невозможно… В иерусалимских горах полно источников: дождевая вода проходит сквозь известняк, достигает водонепроходимого слоя и дальше вглубь уже не идет, а стремится вырваться наружу — так появляются родники (родники, «источники водные», — это особая тема, ведь родник в Библии — символ благодати Божией!).
С одной стороны от Святой Земли простираются земли Египта, орошение которых зависит от разливов Нила, с другой стороны — Междуречье, с великими реками Тигр и Ефрат. Урожаи в Египте и Междуречье всегда зависели от каторжного труда многих тысяч рабов, роющих каналы, от ума инженеров, от мощной государственной машины, организующей и контролирующей этот труд. А Святая земля напоялась только «дождем небесным» (сейчас, правда, еще и водоводом, несущим пресную воду из Галилейского моря почти до Эйлата — впрочем, уровень воды в Галилейском море тоже напрямую зависит от количества дождей…).
Итак, Господь пока еще не лишил эту землю Своего особого попечения — но не надо думать, что страна, которую вы уже посетили или которую вам с Божьей помощью, может быть, еще предстоит увидеть — это та самая земля, где течет «молоко и мед» (Исх. 3, 8), где под Хевроном растут виноградные гроздья, которые с трудом могут унести несколько сильных мужчин-соглядатаев, где жители Ездрилонской долины, так сказать, утопают в оливковом масле, где холмы вокруг Иерусалима буквально кишат львами, а леса такие густые, что римским отрядам приходится в буквальном смысле прорубать себе дорогу…
Всё-таки эта земля, уже встретившая своего Спасителя и ждущая теперь Апокалипсиса и Второго Пришествия, сильно изменилась с библейских времен и продолжает меняться, — но об этом, если Господь сподобит, мы поговорим подробнее уже в других статьях.
[6] У современных археологов есть другая версия возникновения Голгофской горки сразу за городскими стенами древнего Иерусалима. Во времена Иудейского царства в этих местах находились каменоломни. Рабочие, углубляясь в каменную породу, якобы оставили часть породы, видя, что она непригодна для строительства. Не отбрасывая полностью этой версии, мы всё же предпочитаем с доверием относиться к устойчивому преданию о Голгофе, как месте захоронения Адама (или, как вариант, — только его главы), на которое ссылался Ориген, владевший ивритом и хорошо знакомый с еврейской устной традицией, а также святители Епифаний Кипрский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие.
[14] Данные о террейнах и приведенные ниже данные о разнообразии животного мира Израиля взяты из лекций Евгения Резницкого, директора иерусалимского Музея природы.
Святая Земля. Глава первая
1. Понятие о Святой Земле, её положение, границы, пространство и разделение
1. Обетованная земля евреев или земля Ханаанская, лежит к востоку от Египта за пустыней Сур между Финикией и землями Филистимлян, Амалекитян и Идумеев. На восток в пустыню она заходит до 54° з. д.; по берегу моря она идет от древнего Египетского ручья до Сидона, а на юго-восток в пустыню немного за ю.-в. берег Мертвого моря; колено Манассиино уходило всего далее в Сирийскую пустыню. 7
3. Святая Земля в теснейшем смысле обнимает только те страны, которые проходил Христос Спаситель во время Своей благословенной земной жизни т. е. ту часть Палестины, которая простирается от Иерусалима через Сидон и Кесарию Филиппову до Мертвого моря, Иордана и Тивериадского озера на восток и до Вифлеема на юг.
4. Палестина в обыкновенном смысле, именуемая также Святой Землей, Израильской, Обетованной, Ханаанской и т. д., обнимает береговую страну Средиземного моря от последнего египетского поста эл-Ариш к северу до Тира нын. Сура, ограничиваемую на восток Иорданом и Мертвым морем.
2. Почва
2. Равнины. Обетованная Земля обладает многими равнинами, отличающимися красотой и плодородием; таковы равнины: Саронская, простирающаяся от Газы до Кармила между берегом и серединной цепью Иудеи, Акрская по берегу моря от Кармила до Рас-эн-Накура, далее Эздрелонская между Кармилом, южн. цепями Галилеи и горами Самарии по течению р. Кисона, и наконец Хаттинская между Назаретом и озером Тивериадским.
Уади Махна, которая тянется у подошвы гор Гаризима и Гевала от Хавары по направлению к Иордану, славится столько же красотой, сколько и плодородием; такова же и долина Наблусская, половину пространства которой занимает город того же имени. Из второстепенных долин следует упомянуть: Уади-Сенджиль, Уади-Луббан, Уади-Харамиэ, Уади-Джифна, далее долины Иосафатову, Теревинфовую, Маамрийскую и проч. Эти долины составляют главные обиталища немногочисленного населения Святой Земли.
4. Моря и озера. Мертвое море – самое большое из внутренних бассейнов Палестины – лежит почти на 400 метров ниже уровня Средиземного моря и образует озеро солёной воды без истоков; масса воды его уменьшается только через испорете. Так как последнее незначительно в сравнении с массой воды, прибывающей от притоков, то воды Асфальтового озера разливаются по равнине. Море это есть широкое углубление, по библейскому преданию, широко выжженное огнем и серой, которые гнев Божий ниспослал на пять городов в наказание за грехи их жителей, превратив в пропасть самое место, где стояли обиталища нечестивцев. До этого страшного события, как некоторые полагают, изливающейся в Мертвое море Иордан продолжал свое течение через Синайскую пустыню и впадал у Акабы в Красное море. Последние нивелировки однако показали несостоятельность такого предположения.
Береговые скалы Мертваго моря возвышаются на 1200 м. над его поверхностью; наибольшая глубина моря около 400 м., масса воды его в 2 раза превышает объем Женевского озера. Самая замечательная особенность Мертвого моря это – свойство его воды, содержащей в своем растворе до 25% солей; благодаря этой плотности воды, человеческое тело не погружается в волны Мертваго моря, и воды его совершенно лишены жизни. Соляные испарения моря крайне губительны, и тысячи арабских легенд связаны с этим проклятым морем.
Генисаретское озеро, Галилейское море или озеро Тивериадское, лежащее на 208 м. ниже Средиземного моря, есть прекраснейшей бассейн пресной воды Сирии в 1,75 кв. кил. величиной. В древности, по всей вероятности, озеро это сообщалось со Средиземным морем через Эздрелонскую равнину. Вода его немного солоновата.
Озеро Меромское, лежащее на 15 верст далее к северу, содержит уже вполне пресную воду и очень богато рыбой. Оно простирается по поверхности более чем на квадратную милю и окружено поясом тростников и болот, простирающихся на несколько верст. Поверхность его лежит уже на 2 метра выше уровня Средиземного моря. Река Иордан имеет тесную связь со всеми этими тремя бассейнами воды; протекая через Меромское и Тивергадское озера, она впадает в Асфальтовое.
6. Ручьи и в Палестине очень редки. Из них надо указать как на самые замечательные: Уади эл-Аамуд, впадающий в Тивериадское озеро, Нахр эн-Нааман (Бел) между Аккой и Еармилом, Нахр Мукатта (Кисон ), впадающие в залив Кайфы, Нахр эз-Зерка недалько от Кесарии, Нахр Фалаик, начинающийся у Севастии из гор Самарги, Нахр эл-Аудже к северу от Яффы и Нахр эр-Рубин к югу от Яффы; все эти ручьи изливаются в Средиземное море. В продолжении дождливого времени многочисленые дождевые потоки бушуют в сухих дотоле ущельях долин. Из ручейков системы Иордана, начинающихся с восточного склона Иудейских гор, не всегда впрочем содержащих воду, надо указать: Уади-Бире, стекающую у подножья Фавора, Уади-Джалуд, начинающуюся от Эздрелонской равнины, Уади-Фариа, сбегающую с системы Самарийских гор у Севастии, и Уади-Келт, спускающуюся у Иерихона. Знаменитый поток Кедрона (Уади эн-Нахр ), проходящей у Иерусалима под стенами города и горой Маслин и бегущий мимо монастыря мар-Саба (св. Саввы), впадает уже в Мертвое море, как и ряд других временных потоков в роде Уади-Хазаза, Хар, Седжаль и Мухаут, проходящего не далеко от знаменитого Соляного столба.
Большие работы, которые производили древние для добывания воды, доказывают, что Палестина с давних пор была бедна водой. Не смотря, однако, на густоту населения, действительного недостатка воды никогда не было. Всюду вдоль дорог, на полях и в садах, в деревнях и особенно в городах, в древности устраивались высеченные в скалах цистерны для собирания дождевой воды; в Иерусалиме едва пройдешь полосу в 50 квадратных метров, как уже встречаешь, по крайней мере, одну цистерну. По линии древних стен, напр. на юг от Сиона, на полосе в 100 метров открыто было до тринадцати цистерн. Со времени почти полного обезлесения страны, воды становилось все меньше и меньше, уровень источников понизился и сила их уменьшилась. Так, например, в настоящее время уровень источника Арты лежит так глубоко под старым водопроводом, что воды его уже нельзя вести в Геродиум (стоявшему на горе Франков), что было сделано во время Ирода Великого, основателя этого города. Многие скалы совершенно продолблены цистернами; на горе Елеонской можно видеть примеры огромных, неясно видных ныне цистерн; огромные пруды Соломоновы тоже своего рода громадные цистерны.
8. Минеральные источники. Во всей Святой Земли находится один только такой источник Хамам эт-Табариэ близь Тивериады; есть вероятно еще сольные ключи у Мертвого моря, но они недостаточно исследованы.
9. Пещеры находятся во всей Палестине в огромном числе. Одни из самых значительных встречаются в Арбель (Ирбид ), Аальдемие и Харейтуне, но самые замечательные из всех, без сомнения, лежат в пещерной области Иудеи у Бет-Джибрина. Много искусственных гротов высечено во всёх горах Палестины, возле Иерусалима, Наблуса и монастыря св. Саввы, в горе Джебель – Каранталь (Сорокодневной и др.).
10. Вулканическая деятельность, проявлявшаяся в прежнее время чрезвычайно значительно в Палестине, не может считаться угасшей вполне и доселе. Не говоря уже о частых землетрясениях, постоянно напоминающих и доныне о вулканизме страны, следы его находятся во множестве в Палестине. Горы, подобные Гермону, увенчанные впадиной, представляют настоящее потухшие вулканы. Таким же вулканическим конусом является и гора Тель эл-Ахмар. Горы Хаурана, лежащие к северо-востоку от Палестины, представляют целую батарею вулканов и ряд вулканических ям – фумаролл. Такую же батарею вулканов представляют горы Сафа или Трахона с массой потухших кратеров. Страшная пустыня Харра или горелая мстность тоже вулканического происхождения. В самой Палестине в горах также есть несомненные следы деятельного вулканизма, хотя и не в форме вулканов.
3. Произведения почвы
Произведения Палестины могут быть отнесены вообще к произведениям теплых стран; все растения умеренных поясов, если нет недостатка в воде, произрастают роскошно на Святой Земле.
I. Плодородие. В этом отношении Святую Землю следует рассматривать с двух точек зрения, а именно:
а) Прежнее плодородие. Для доказательства его достаточно указать на свидетельства книг Моисеевых, в которых страна эта названа текущей молоком и медом. Слова эти очевидно нужно понимать в иносказательном смысле; они указывают только на чрезвычайное плодородие земли и преимущественное богатство её полями и лугами, кормившими и человека, и многочисленные стада. Разнообразие пейзажа и богатство флоры обусловливало и красоту пейзажа страны.
Рассматриваемая в общем Св. Земля обладает чрезвычайно разнообразным плодородием – от действительно полного бесплодия до урожаев свыше 30–50. По своим климатическим условиям Палестина могла бы давать все произведения Востока наряду с произведениями умеренных стран. Выгодное же положение у моря, служащего ареной самых оживленных торговых сношений, могло доставить произведениям Палестины такой широкий сбыт, который обеспечил бы не только безбедное, но и вполне достаточное существование её жителей, тогда как в настоящее время они бедствуют и не знают, чем прокормить свои семьи. Настоящие насельники Святой Земли – арабы или феллахи смешанного происхождения по самой природе своей вовсе не земледельцы, а номады. Большинство их предпочитает скорее гонять свои стада по холмам и долинам Палестины и вечно кочевать, чем оставаться долго на одном месте и заниматься земледелием. Многочисленные паломники и туристы, доставляющие хороший заработок туземцам и не редко сорящие бакшишами, тоже способствуют беспечности феллахов Святой Земли. Хозяева её турки слишком ленивы и беспечны, чтобы посвятить себя земледелию, и даже многообещающая культура виноградной лозы не соблазняет туземцев, так как коран возбраняет им пить вино, а разведение злаков и овощей требует слишком много труда.
б) Нынешнее плодородие. Хотя древняя красота и плодородие Палестины в значительной степени исчезли в настоящее время, и она представляет лишь малое сходство со страной древних евреев, теми не менее её современное бесплодие отчасти только кажущееся. Достаточно было бы водворите в ней сколько-нибудь развитых и прилежных возделывателей земли, чтобы получить совершенно иные результаты. Доказательством этому может служить одно разнообразие великолепных овощей и плодов, которые в громадных массах продаются на рынках Яффы; тоже самое доказывает и плодородие небольших уголков земли, которые, хотя немного, орошаются рукой человека или естественным путем из далеко лежащих и скудных источников. Лучший пример того, что можно получить и в Палестине упорным трудом, представляют процветающие немецкие колонии в Яффе и Кайфе, а также уголки, подобные розовым садам, Мальхи, виноградникам Хеврона, апельсиновым рощам Яффы, лесами смоковницы и маслин в долинах Наблуса и Дженнина. В некоторых местах картофельные поля у немецких колонистов дают до пяти сборов в год. Какой паломник не вспоминает о множестве великолепных апельсинов на Яффском рынке? Даже в самых скалистых горах этой кажущейся совершенно бесплодной страны обнаруживается часто довольно рельефно естественное плодородие почвы, которая без всякого удобрения и обработки производит разнообразные злаки и цветы. В бесплодии Палестины поэтому не столько виновата сама земля, сколько скудость орошения её и еще вернее – отсутствие трудолюбия у её обитателей.
2. Растительное царство. В немногих возделываемых полосах вдоль берега и особенно на перечисленных выше равнинах и в долинах гор, кроме множества диких растений, легко произрастают апельсины, лимоны, гранаты, фиги и финиковые пальмы, а также фисташки, персики и душистые абрикосы (мишмишь). Орешина тоже может расти в Палестина, но её сравнительно немного. Финиковые пальмы, образовавшие некогда целые леса, ныне растут не так роскошно, как прежде. Прекрасно, что по всей Палестине разводятся кактусы, дающие сочные и приятные плоды. Пшеница, ячмень, дурра и кунжут дают богатые урожаи в плодоносных равнинах Сарона, Иордана и Эздрелона. Произрастает также в Палестине и рис, но редко, ибо он требует влажной почвы. Глазам паломника представляются по всей Святой Земле не редко обширные бахчи арбузов и дынь. Короче сказать, везде в Палестине, где есть вода, страна богата разнообразными произрастениями и может поспорить с любым уголком Европы. На горах Святой Земли зреет великолепный виноград, дающий несколько разновидностей, сладкие фиги и богатые маслом оливы; эти последние растут роскошно и в диком состоянии. На горах растет также много ароматных горных трав, дающих душистый мед. Розы растут по всей Палестине, и знаменитые розовые сады Мальхи, Рамаллы и др. дают много масла и розовой воды.
Из царства пернатых в Палестине известно до 122 видов птиц. Самые интересные из них: многочисленные орлы, совы и аисты, а также розовые горлицы, водящиеся в долине Иордана; повсюду очень обыкновенные рябчики, бекасы, перепела и степные курочки; из водяных надо отметить многочисленных уток, обитающих, главным образом, в Иорданской низменности. Из 122 видов птиц 58 общие для Иудии и сев.-зап. Африки; долина эл-Гор представляет главное обиталище птиц Палестины. В этой последней по веснам поет и восточный соловей (буль-буль). Речная и озерная фауна Палестины представляют гораздо более египетский, чем азиатский характер. Рыбы Иордана и Тивериадского озера очень подходят к рыбам системы Нила.
Из пресмыкающихся, которыми так богата Палестина, надо отметить многочисленных змей, между которыми есть и ядовитые, напр. гадюка (по арабски хайя или табан); еще более многочисленны разнообразных видов ящерицы, которые, как и змеи, особенно обильны в развалинах; даже в комнатах живут безвредные ящерицы-гекконы. В лесах и вообще в зелени (напр. на Елеонской горе) очень не редки хамелионы. Черепахи тоже повсюду водятся в Палестине: черепаха греческая, сухопутная, встречается во всех садах и на полях, а водяная – в канавах и лужицах. Заметим еще, что побережье Святой Земли было родиной пурпуровой улитки, открытой финикиянами. Из особенно неприятных для путешественника обитателей камней и развалин надо упомянуть о крайне вредных скорпионах, тарантулах и многоножках, укушение которых часто бывает весьма опасно; их надо опасаться особенно в развалинах и пещерах. Небольшие скорпионы живут даже в домах. Насекомыми Палестина вообще не богата, так как в общем она очень бедна зеленью. Мы отметим из них только неумолчных цикад, наполняющих тихие ночи Палестины своими мелодичными звуками, и ярких светляков, которые особенно многочисленны в Галилее и поражают путника блестящими роями, пляшущими в воздухе весенних ночей.
4. Климат
В Палестине, как и во всей Сирии, надо, собственно говоря, различать всего два времени года – лето и зиму, которая есть в одно и тоже время период и холода, и дождей. В продолжение всего теплого периода небо почти всегда ясно и безоблачно; дожди падают только с конца октября или с начала ноября до апреля месяца. Снег в горах Палестины не составляет особенной редкости в течение зимнего периода и не редко сплошь покрывает все нагорные части её; были примеры, что в горах Иудеи замерзали даже люди. В конце марта 1884 года напр. обильный снег падал в Иерусалиме, стоящем на гребне Иудейских гор, тогда как в Яффе в то же время апельсины были в полном цвету. Дождь приносится в Палестину всегда западными и юго-западными ветрами, тогда как ветры южный, юго-восточный и восточный, дующие в пустыни Аравии, Ливии и Месопотамии, приносят только засуху; последней ветер самый страшный, ибо это ветер пустыни, сжигающий и иссушающий растительность. Вид природы всегда меняется с веянием того или другого ветра; с влажным ветром, приносящим дожди, вся Палестина, даже пустыня Заиорданская, покрывается зеленью и цветами, расстилающимися душистым ковром на её камнях и песках. Но такой роскошный ковер держится недолго – всего несколько недель; подует лишь только ветер пустыни, и прекрасные луга превращаются снова в безжизненную пустыню; травы сохнут тогда, словно приготовленный для гербария. По данными метеорологов, климат Палестины едва ли сильно изменился со времени Библейских; средняя температура года в течении 20–25 веков не изменилась вовсе, и осталась в среднем между 26°С- 21°С. Но в виду того, что вся Палестина, как свидетельствуют историки древности, была покрыта лесами, о которых теперь нет и следов, – очевидно, что экономия воды, а с ней и многие климатические и почвенные условия изменились на столько, что это отразилось сильно и на флоре и на фауне страны.
В отношении климатическом Святую Землю всего лучше разделить на 2 полосы: полосу равнины и полосу горных массивов. На берегу и в равнинах климат скорее теплый, чем умеренный; морозов и снегов здесь не бывает вовсе или только в исключительных случаях, так что не только апельсины и гранаты, но и финики, и даже бананы могут рости на открытом воздухе. С конца апреля начинается здесь время больших жаров, оканчивающихся в октябре.
В Иорданской долине, сжатой с двух сторон горами, летом бывает до того удушливо, что солнечные удары постигают даже туземцев; Температура не редко здесь доходите до 48°С. Климат на горах гораздо холоднее и вполне сходен с климатом умеренных стран. Ветры, приносящие холод и снег, дуют тут с половины декабря до марта, но снег редко лежит больше 1 – 2 недель. Морозы даже в середине зимы на столько незначительны, что не могут повредить ни маслине, ни виноградной лозы. Весна и осень в нагорной Палестине очень приятны и даже летом t° редко подымается свыше 20–22°С, за исключением тех дней, когда дует ветер пустыни.
Ко времени пришествия Израильтян береговой полосой между Египтом и горой Кармилом обладали Филистимляне.