Что значит свят господь
Что значит свят господь
Что значит, что Бог «свят, свят, свят»?
Фраза «свят, свят, свят» дважды встречается в Библии – один раз в Ветхом Завете (Исаии 6:3) и один – в Новом (Откровение 4:8). Оба раза фразы озвучены небесными существами, и оба раза это случается в видении человека, который был приведен к престолу Бога: сначала пророк Исаия, а затем апостол Иоанн. Прежде чем обратиться к вопросу тройного повторения Божьей святости, важно понять, что именно имеется в виду под Его святостью.
Святость Бога является Его наиболее сложным для объяснения качеством, отчасти потому, что она является одним из Его существенных признаков, которые не свойственны человеку. Мы созданы по образу Божьему, и мы разделяем многие из Его качеств – в гораздо меньшей степени, конечно – любовь, милосердие, веру и т.д. Но некоторые из характеристик Бога никогда не будут переданы сотворенным существам – вездесущность, всезнание, всемогущество и святость. Святость Бога отличает Его от всех других существ. Она больше, чем просто Его совершенство или безгрешная чистота, в ней заключается суть Его «непохожести», Его трансцендентности. Божья святость воплощает в себе тайну Его удивительности и заставляет нас взирать на Него в изумлении, когда мы начинаем лишь немного понимать Его величие.
Исаия был непосредственным свидетелем святости Бога в своем видении, описанном в главе 6. Хотя Исаия был пророком Бога и праведным человеком, его реакцией на видение святости Бога было осознание своей греховности и чувство отчаяния (6:5). Даже ангелы в присутствии Бога, восклицавшие «свят, свят, свят Господь Саваоф», закрывали свои лица и ноги четырьмя из шести крыльев. Этот факт, без сомнения, свидетельствует о благоговении и страхе, вызванными непосредственным присутствием Бога (Исход 3:4–5). Серафимы покрывали себя, как бы пытаясь укрыться в знак признания своей недостойности в присутствии Святого. И если чистые и святые серафимы проявляли такое благоговение в присутствии Иеговы, то с каким глубоким благоговением должны приближаться к Нему мы – павшие и греховные существа?! Благоговение, продемонстрированное Богу ангелами, должно заставлять нас задуматься о своей собственной самоуверенности, когда мы бездумно и непочтительно поводим себя в Его присутствии, не понимая Его святости.
Видение Иоанна в книге Откровение, глава 4, было похоже на видение пророка Исаии. Он также видел живых существ вокруг престола, восклицавших: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (4:8) в благоговении и страхе перед Святым. Иоанн переходит к описанию этих существ, которые непрестанно воздавали славу и честь Богу вокруг Его престола. Интересно, что реакция Иоанна на видение Бога на Его троне отличается от реакции Исаии. Нет упоминаний, чтобы Иоанн падал в ужасе, осознавая свое греховное состояние, – может быть, потому, что он уже столкнулся с воскресшим Христом в начале своего видения (Откровение 1:17). Христос положил Свою руку на Иоанна и сказал ему не бояться. Таким же образом, мы можем подойти к престолу благодати, если рука Христа на нас в виде Его праведности, обменянной на кресте на наши грехи (2 Коринфянам 5:21).
Но почему тройное повторение «свят, свят, свят» (так называемое «трисвятое»)? Тройное повторение имени или выражения было довольно распространенным явлением среди евреев. В Иеремии 7:4 евреи говорят «храм Господень» три раза, выражая свою убежденность в своем поклонении, хотя она была лицемерной и лживой. Стихи в Иеремии 22:29, Иезекииля 21:27 и 1 Царств 18:23 содержат аналогичные тройные выражения интенсивности. Поэтому, когда ангелы вокруг престола восклицали: «Свят, свят, свят», они выражали с силой и страстью истину о высшей святости Бога, той существенной характеристике, которая демонстрирует Его удивительный и величественный характер.
Наконец, два видения ангелов вокруг престола, восклицающих: «Свят, свят, свят», ясно демонстрируют, что Бог одинаков в обоих Заветах. Часто мы думаем о Боге Ветхого Завета, как о Боге гнева, а о Боге Нового Завета – как о Боге любви. Но Исаия и Иоанн представили единую картину нашего святого, величественного, удивительного Бога, Который не изменяется (Малахии 3:6), Который один и тот же самый вчера, сегодня и во веки (Евреям 13:8), и «у которого нет ни перемен, ни затмений» (Иакова 1:17). Святость Бога вечна, как и Он сам.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Что значит «аллилуйя» и «свят, свят, свят Господ Сафаоф»?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Вопрос читателя:
Здравствуйте! Подскажите, почему в тексте Божественной Литургии есть такие слова, как «аллилуйя», что означает, если я не ошибаюсь «слава Яхве», и «свят, свят, свят Господь Саваоф»? Большое спасибо.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Древнееврейское слово «Аллилуйя» в переводе, действительно, означает «хвалите Яхве», то есть, «хвалите Бога». Это слово встречается и в Ветхозаветных Псалмах, и в Новозаветном Откровении Иоанна Богослова. Этого слова не дерзнуло коснуться перо переводчика Священного Писания. Поэтому христиане, чтобы подчеркнуть Троичность Лиц Господа, слово «аллилуйя» повторяют при молитвословиях трижды. В нем нет ничего страшного. Немного об этом есть в материале Аминь — это не конец.
«Господь Саваоф» — это одно из принятых в традиции наименований Бога, взято оно тоже из древнееврейского языка.
О том, как и почему это звучит на Божественной литургии, предлагаю Вам, чтобы не повторяться, прочитать уже готовый материал про Херувимскую песнь.
В частности, в нем дам перевод слов песни на русский язык и небольшое пояснение к нему:
«Херувимская песнь на русском
[Мы,] таинственно изображающие Херувимов и воспевающие Животворящей Троице Трисвятую песнь, да оставим ныне всякую житейскую заботу, чтобы нам принять Царя всех [разумных существ], невидимо сопровождаемого, словно телохранителями, воинствами Ангелов. Славьте Бога, хвалите Бога, восхваляйте Господа.
Толкования херувимской песни
Текст Херувимской песни призывает нас уподобиться херувимам, которые непрестанно славят Бога, воспевая: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф». В песни так же говорится о том, что следует оставить все мысли о повседневных проблемах («всякое житейское отложим попечение), ведь близится кульминация службы — Евхаристия».
Свят, свят, свят
Свят, свят, свят (значение фразеологизма) — отведи Господь от меня беду (поговорка, которую применяют в опасной или неприятной ситуации).
Книга пророка Исаии (гл. 6, стр. 3):
3. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!
4. И поколебались верхи врат от гласа восклицающих, и дом наполнился курениями.
Откровение святого Апостола Иоанна Богослова (гл. 4, стр. 8):
«8. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
В словарях
(устар. разг.) — заклинание, ограждающее себя от чего-нибудь опасного, страшного.
Примеры
Седой А. (Александр Павлович Чехов) (1855 – 1913)
«В гостях у дедушки и бабушки» (Страничка из детства Антона Павловича Чехова, 1912 г.) :
«— Свят, свят, свят! — в испуге зашептал машинист.»
«Назаровна. Грозу бог посылает. Ветер воет, а дождик так и хлещет, так и хлещет. По крыше и в стекла словно горошком дробненьким. Чуешь? Разверзлись хляби небесные.
Свят, свят, свят. «
«Беспокойный гость» (1886 г.) — лесник, испугавшись звуков с улицы:
«— Свят, свят, свят. — шепнул лесник, спеша просунуть толстый засов в большие железные петли. — Экую погоду бог послал!»
«Сие доказало меня совершенно, ибо как мне и в ум тогда не приходило, чтоб были то образа, а воображалось, что меня ловят, хватают и бьют, то я до того закричалась: ай! ай! ай! Христос воскрес! свят, свят, свят! и до того настрадалась, что без памяти упала на пол и не помню уже ничего, как прибежал в церковь услышавший мой крик поп с пономарем, и нашли меня безгласною, лежащую на полу, и как меня вытащили на улицу, и привели в намять.»
Святость
Свя́тость – 1) одно из существенных Божеских свойств; 2) высокая степень духовной причастности (близости) Богу.
Можно выделить три уровня святости:
«Называя Бога святым, мы исповедуем, что Он совершенно чист от всякого греха, даже не может согрешать, и во всех своих действиях совершенно верен нравственному закону, а потому ненавидит зло и любит одно только добро и во всех своих творениях». (митрополит Макарий. Православно-догматическое Богословие)
Святым называется человек по причине его причастности Всесвятому Богу, в силу соединения с Ним, соучастия в Его всесовершенной Жизни.
Святость есть единство человека с Духом Господним ( 1Кор.6:17 ), пребывание благодати Святого Духа в человеке. Святость – дар Божий, обретаемый человеком по действию Божественной благодати. Но для получения этого дара человек должен приложить усилия. Эти усилия состоят в борьбе со своими греховными страстями. В ходе этой борьбы христианский подвижник получает благодать (силу), преображающую его поврежденную грехом природу. Святость есть преображение, обожение падшего человеческого естества действием Божественной благодати.
Святость христиан – не в безгрешности, а в стойком и последовательном отвращении к греху.
прот. Георгий Белодуров:
Бог нас посылает в мир с определенными задачами, для решения которых Он дает нам силы и таланты. Но если математические способности или музыкальный слух есть не у всех, то есть такой талант, который есть у каждого. Это талант жить свято!
митрополит Сурожский Антоний:
Святой — это человек, который открылся Богу и через которого Бог как бы действует и сияет. И я думаю, что многие святые никаких чудес не творили, но сами были чудом.
свт. Филарет Московский
«Каждый христианин должен находить для себя закон, обязанность и побуждение непременно сделаться святым. Если же вы живете без старания и без надежды быть святыми – вы христиане лишь по имени, а не по существу, а без святости никто не увидит Господа, то есть не достигнет вечного блаженства… Верно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников. Но мы обманываемся, если думаем, что спасемся, оставаясь грешниками. Спасает Христос грешников тем, что дает им средство сделаться святыми».
священномученик Онуфрий (Гагалюк):
«Достижение святости – это удел не одних лишь монахов, как некоторые думают, к святости призваны и семейные люди, обладающие всякими профессиями, живущие в миру. Потому что заповедь о совершенстве и святости дана не одним лишь монахам, а всем людям».
Что значит, что Бог «свят, свят, свят»?
Фраза «свят, свят, свят» дважды встречается в Библии – один раз в Ветхом Завете (Исаии 6:3) и один – в Новом (Откровение 4:8). Оба раза фразы озвучены небесными существами, и оба раза это случается в видении человека, который был приведен к престолу Бога: сначала пророк Исаия, а затем апостол Иоанн. Прежде чем обратиться к вопросу тройного повторения Божьей святости, важно понять, что именно имеется в виду под Его святостью.
Святость Бога является Его наиболее сложным для объяснения качеством, отчасти потому, что она является одним из Его существенных признаков, которые не свойственны человеку. Мы созданы по образу Божьему, и мы разделяем многие из Его качеств – в гораздо меньшей степени, конечно – любовь, милосердие, веру и т.д. Но некоторые из характеристик Бога никогда не будут переданы сотворенным существам – вездесущность, всезнание, всемогущество и святость. Святость Бога отличает Его от всех других существ. Она больше, чем просто Его совершенство или безгрешная чистота, в ней заключается суть Его «непохожести», Его трансцендентности. Божья святость воплощает в себе тайну Его удивительности и заставляет нас взирать на Него в изумлении, когда мы начинаем лишь немного понимать Его величие.
Исаия был непосредственным свидетелем святости Бога в своем видении, описанном в главе 6. Хотя Исаия был пророком Бога и праведным человеком, его реакцией на видение святости Бога было осознание своей греховности и чувство отчаяния (6:5). Даже ангелы в присутствии Бога, восклицавшие «свят, свят, свят Господь Саваоф», закрывали свои лица и ноги четырьмя из шести крыльев. Этот факт, без сомнения, свидетельствует о благоговении и страхе, вызванными непосредственным присутствием Бога (Исход 3:4–5). Серафимы покрывали себя, как бы пытаясь укрыться в знак признания своей недостойности в присутствии Святого. И если чистые и святые серафимы проявляли такое благоговение в присутствии Иеговы, то с каким глубоким благоговением должны приближаться к Нему мы – павшие и греховные существа?! Благоговение, продемонстрированное Богу ангелами, должно заставлять нас задуматься о своей собственной самоуверенности, когда мы бездумно и непочтительно поводим себя в Его присутствии, не понимая Его святости.
Видение Иоанна в книге Откровение, глава 4, было похоже на видение пророка Исаии. Он также видел живых существ вокруг престола, восклицавших: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель» (4:8) в благоговении и страхе перед Святым. Иоанн переходит к описанию этих существ, которые непрестанно воздавали славу и честь Богу вокруг Его престола. Интересно, что реакция Иоанна на видение Бога на Его троне отличается от реакции Исаии. Нет упоминаний, чтобы Иоанн падал в ужасе, осознавая свое греховное состояние, – может быть, потому, что он уже столкнулся с воскресшим Христом в начале своего видения (Откровение 1:17). Христос положил Свою руку на Иоанна и сказал ему не бояться. Таким же образом, мы можем подойти к престолу благодати, если рука Христа на нас в виде Его праведности, обменянной на кресте на наши грехи (2 Коринфянам 5:21).
Но почему тройное повторение «свят, свят, свят» (так называемое «трисвятое»)? Тройное повторение имени или выражения было довольно распространенным явлением среди евреев. В Иеремии 7:4 евреи говорят «храм Господень» три раза, выражая свою убежденность в своем поклонении, хотя она была лицемерной и лживой. Стихи в Иеремии 22:29, Иезекииля 21:27 и 1 Царств 18:23 содержат аналогичные тройные выражения интенсивности. Поэтому, когда ангелы вокруг престола восклицали: «Свят, свят, свят», они выражали с силой и страстью истину о высшей святости Бога, той существенной характеристике, которая демонстрирует Его удивительный и величественный характер.
Наконец, два видения ангелов вокруг престола, восклицающих: «Свят, свят, свят», ясно демонстрируют, что Бог одинаков в обоих Заветах. Часто мы думаем о Боге Ветхого Завета, как о Боге гнева, а о Боге Нового Завета – как о Боге любви. Но Исаия и Иоанн представили единую картину нашего святого, величественного, удивительного Бога, Который не изменяется (Малахии 3:6), Который один и тот же самый вчера, сегодня и во веки (Евреям 13:8), и «у которого нет ни перемен, ни затмений» (Иакова 1:17). Святость Бога вечна, как и Он сам.
Что значит, что Бог «свят, свят, свят»?