Что значит своевременная зарплата
Заработная плата: что нужно знать бизнесу
Зарплата — это плата штатному сотруднику за выполненную работу. В статье — о том, какие бывают формы и системы оплаты труда, когда какая из них подойдет для разных видов бизнеса и что такое МРОТ
Ольга Семенова
Эксперт по кадровому делопроизводству
Когда работодатель нанимает сотрудников, они договариваются о зарплате — денежном вознаграждении за труд. Зарплату платят только штатным работникам по ТК РФ, для всех остальных, например исполнителей по договору ГПХ, предусмотрено вознаграждение. На него правила выплаты зарплаты не распространяются.
Статья будет полезна предпринимателям, которые еще не нанимали сотрудников и хотят разобраться в вопросе и избежать ошибок.
Что такое зарплата
Заработная плата, или зарплата, — это денежное вознаграждение, которое работодатель выплачивает штатному сотруднику за выполненные задачи.
Семен устроился на работу специалистом по качеству. По трудовому договору он должен принимать товар от поставщика, осматривать его на наличие брака и заполнять соответствующие документы. За работу ему на карту дважды в месяц поступает сумма, о которой они договорились с директором при трудоустройстве. Полученные деньги и есть зарплата.
По закону зарплата зависит от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий работы.
Зарплата работника состоит из нескольких частей:
Работодатель имеет право самостоятельно выбирать, какую систему оплаты труда устанавливать в своей компании. Есть несколько ограничений:
1. Зарплата не должна быть меньше МРОТ — об этом расскажем дальше в статье.
2. Зарплату должны выплачивать два раза в месяц — в жизни это называют авансом и зарплатой. Но по закону это зарплата за первую и вторую часть месяца.
3. Работодатель без согласия работника не может изменить зарплату или систему ее расчета.
В остальном работодатель может выбирать любую форму и систему оплаты труда или использовать несколько сразу.
Какие бывают формы оплаты труда
По умолчанию основные формы оплаты труда — в рублях и деньгами. По письменному согласию работника работодатель может платить часть зарплаты другим, например акциями компании или продукцией, которую она производит.
Какие есть ограничения:
Законом также предусмотрены категории работников, которые могут получать зарплату не в рублях, а в иностранной валюте. Например, дипломаты, консулы и официальные представители РФ за границей.
Какие бывают системы оплаты труда
Законом предусмотрена тарифная система оплаты труда. Она может быть повременной, сдельной или смешанной. Работодатель сам выбирает, какую систему применить, в зависимости от сложности работы, квалификации работников, условий и своих возможностей.
Общая информация о системах оплаты труда — в таблице.
Повременная система оплаты труда. В этом случае работнику платят за отработанное время с учетом его квалификации и по желанию работодателя устанавливают систему мотивации.
Повременная оплата бывает двух видов:
По закону нормальная продолжительность времени работы — 40 часов в неделю, по 8 часов в день. В это время не входят обеденный перерыв сотрудника и время на дорогу до работы и обратно. График работы сотрудников прописан в трудовом договоре или в локальных нормативных актах работодателя.
Бывают виды работ, когда сотрудники трудятся сменами. Тогда рабочий день может быть другим. Например, кладовщики или продавцы на заправках могут трудиться по 10—12 часов. В этом случае они должны работать по сменному графику, то есть меняться с напарником в течение недели. Брать две смены подряд запрещено.
Работодателю сложно составить такой график работы, чтобы в смене было не более 8 часов, если предприятие работает по 12. В таком случае закон позволяет использовать суммированный учет рабочего времени. Например, при стандартной пятидневной рабочей неделе сотрудник за месяц нарабатывает 160 часов. Работники по сменам также должны работать суммарно не более 160 часов в месяц.
За сверхурочную работу работодатель должен заплатить сотруднику по повышенной ставке. Первые два часа переработки — в полуторном размере, все остальные часы — в двойном. По желанию работник может попросить компенсацию не деньгами, а отдыхом. Главное, чтобы время отдыха за переработки было не меньше, чем работник потратил на сверхурочную работу.
Сдельная система оплаты труда. При сдельной оплате главный показатель — полученный результат. Чем больше работник выполнит задач или произведет товара, тем выше заработок.
Сдельная оплата делится на четыре вида:
Смешанная система оплаты труда. Закон не запрещает работодателям дополнительно устанавливать смешанную форму оплаты труда, используя несколько систем одновременно.
По желанию работодатель и работник могут договориться изменить систему оплаты труда. Например, перевести работников со стабильного оклада на сдельную оплату. Такое может быть выгодно работникам, которые изготавливают товары. Например, ранее швея получала фиксированный оклад 30 000 ₽ в месяц, а будет получать 800 ₽ за каждое платье. Все в плюсе: швея хочет работать больше, а работодатель не переплачивает, если вдруг работник не сделал норму за месяц.
Что такое МРОТ и зачем государство его устанавливает
МРОТ — это минимальный размер оплаты труда. Ниже суммы платить работнику, который отработал месячную норму рабочего времени, нельзя. То есть назначать оклад меньше этой суммы запрещено законом.
Если же сотрудник работает на сдельной оплате, ему устанавливают норму выработки, то есть то количество товара, которое он должен сделать за месяц. Эту норму нельзя устанавливать так, чтобы зарплата была ниже МРОТ при условии полной загрузки.
Швея получает зарплату за каждое платье и тратит на его производство два дня. За месяц она сможет сшить 20 платьев. Это и есть норма выработки. Сумма, которую она заработает за 20 платьев, не должна быть меньше МРОТ.
Размер МРОТ увеличивается ежегодно и не может быть ниже прожиточного минимума. В 2021 году размер федерального МРОТ по РФ — 12 792 ₽, но в регионах могут устанавливать свою сумму, например в Татарстане — 15 400 ₽.
Сумма федерального МРОТ влияет, например, на минимальный размер пособий.
В каких случаях можно платить меньше МРОТ:
Во всех остальных случаях зарплата ниже МРОТ незаконна, и работодателя могут наказать.
Нарушение | Как накажут | Основание |
---|---|---|
Установить зарплату работнику ниже МРОТ |
для руководителя ООО — от 10 000 ₽ до 20 000 ₽;
для ИП — от 1000 до 5000 ₽;
для компаний — от 30 000 до 50 000 ₽
для руководителя ООО — от 20 000 ₽ до 30 000 ₽ или дисквалификация до трех лет;
Как организовать правильную систему оплаты труда. Инструкция
Грамотно выстроенная система оплаты труда делает счастливее не только работников, но и руководителей. В компании снижается текучка кадров, а люди стремятся работать эффективно и приносить больше пользы компании. Растет чистая прибыль, и это делает бизнес все крепче.
Рассказываем, на что обратить внимание при организации правильной системы оплаты труда. Как сделать так, чтобы все были довольны, а компания развивалась.
1. Выберите правильную систему расчета зарплаты
Системы оплаты труда бывают разными — тарифными, бестарифными и смешанными. В ТК РФ напрямую сказано только о тарифной системе, но 135 Статья ТК РФ говорит о том, что руководители могут устанавливать любой способ расчета зарплаты. Главное — чтобы он не нарушал требования законодательства.
Ваша задача — выбрать систему оплаты труда, при которой сотрудники будут получать зарплату соразмерно своим усилиям и эффективности на рабочем месте. У каждой системы свои особенности:
Тарифная — учитывает затраты работников. Она подразделяется на повременную и сдельную:
Чаще всего подобная система используется в бизнесе, в котором конечный результат не зависит от усилий сотрудника.
Бестарифная — учитывает усилия всей команды. В этом случае ни у кого в компании нет фиксированной зарплаты. Есть зарплатный фонд и части в нем: например, 0,6% от зарплатного фонда. А деньги туда перечисляют в зависимости от финансового положения компании, в каком-то месяце больше, в каком-то меньше. Получается, чем эффективнее работают все сотрудники, тем больше денег они получают.
Смешанная система оплаты труда — особая форма начисления, которая сочетает в себе признаки тарифного и бестарифного способа. Она может быть:
Дилерская система оплаты труда встречается реже остальных способов расчета. Ее используют в сетевом маркетинге, например.
Неважно, какую именно систему вы выберете. Главное, чтобы она была справедливой по отношению к сотрудникам, и это зависит от типа бизнеса. Например, в продуктовых магазинах и торговых сетях часто используют повременную систему, ведь сами сотрудники мало чем могут повлиять на число продаж и выручку. На производствах обычно используют сдельную систему, а в отделах продаж — комиссионную, потому что и там, и там результат зависит от усилий работника.
Есть компании, в которых сотрудники получают зарплату по разным системам. Вот что об этом говорит Игорь Боев, сооснователь сервиса ПланФакт:
«У нас в компании два основных подхода к оплате труда: фиксированная заработная плата и ЗП с мотивационной составляющей (фикс + премия).
Например, специалисты отдела разработки получают фиксированный оклад. Они достаточно профессиональны и работают эффективно, не волнуясь об итоговой цифре зарплаты. Сотрудники с низкой эффективностью просто не работают в компании.
Другие отделы — например, продажи, клиентский сервис или консалтинг — работают по смешанной системе оплаты труда. Сотрудники получают небольшой фиксированный оклад и премию за выполнение показателей. Метрики могут быть разными: удовлетворенность пользователей, уровень выполнение планов и прочее»
2. Мотивируйте сотрудников зарплатой
Согласно исследованию Hays еще от 2018 года, 93% сотрудников считают достойное денежное вознаграждение фактором материальной мотивации. Еще 66% говорят о том, что их мотивируют бонусы за выполнение поставленных целей.
То есть чтобы сотрудники хотели работать лучше, вам нужно обеспечить им нормальную зарплату — не ниже среднерыночной. А еще выбрать такую систему, при которой каждый может заработать чуть больше. Например, можно:
Уровень зарплаты важен, но при этом он является краткосрочным фактором мотивации. Не забывайте и о том, что нематериальные факторы важны не меньше. Почитайте, что мы уже рассказывали о способах мотивации сотрудников в малом бизнесе — узнаете, как еще можно заинтересовать людей работой.
При этом некоторые предприниматели считают, что именно оплата по KPI служит основным фактором мотивации. Например, такая позиция у Максима Меженкова, директора по развитию сети автопроката «Мой автопрокат»:
«В зарплатах сотрудников нашей компании всегда есть фиксированная часть, а есть KPI. Задача руководителя — построить делегируемый процесс. KPI всегда должен быть. Нет KPI — нет результатов. И не только в продажах. А если вы не можете сформулировать KPI сотрудника, то проблема в вашем умении организовывать процесс.
Важно сразу максимально простым языком описать, для чего сотрудник ходит на работу. Каковы объективные измеряемые результаты его работы? Оклад должен включать в себя некое количество единиц результата в единицу. При этом планка KPI должна быть прогрессивная. Чем больше результата в единицу времени, тем выше оплата сотруднику за каждую единицу.
Сверху KPI лучше не ограничивать. Сотрудник должен понимать, что у его результата нет потолка, и результат зависит только от него. Чем выше сотрудник «прыгает» в рамках месяца, тем больше уносит домой.
Количественный или качественный KPI, зависит от организации и позиции. Чем ближе к масс-маркету, тем лучше количественный. Чем выше к премиум-сегменту, тем важнее качество. Зарплата менеджера по продажам напрямую зависит от количества сделок, аккаунт-менеджера — от количества собранных им заявок, а SEO-специалиста — от количества набранных позиций в поисковой выдаче.
Без «морковки» никто не работает»
Другие считают, что материальные факторы мотивации важны, но на нематериальные тоже стоит обращать внимание. Игорь Боев рассказал, как все происходит в команде ПланФакта:
«Для эффективной и дружной работы команды важно сочетать гибкую систему оплаты труда и нематериальную мотивационную составляющую.
Мы стараемся организовать комфортное рабочее место: удобный офис, быстрый компьютер, два монитора для тех, кому так удобнее. В 2020 году сделали комнату отдыха, где можно расслабиться в перерыве.
Мы проводим корпоративные мероприятия: волейбол, лазертаг, картинг, боулинг, катание на лошадях, шашлыки на природе, настольные игры. Как правило, бОльшую часть расходов на развлечения берет на себя компания.
А еще важно, чтобы каждый сотрудник чувствовал заботу и внимание со стороны руководства. Например, я часто беседую с сотрудниками и выясняю, что их не устраивает. 1-2 раза в год проводим онлайн-опросы коллектива, оцениваем удовлетворенность работой, учитываем пожелания и по возможности что-то меняем»
3. Сделайте начисление зарплаты открытым процессом
Это — один из факторов мотивации, причем очень важный. Если сотрудники будут понимать, как и за что им платит компания, они смогут работать более эффективно. И сами будут распоряжаться рабочим временем так, чтобы решать важные задачи в первую очередь.
Раскрыть информацию о начислении зарплаты можно разными способами. Например, дайте доступы сотрудникам к ежемесячному отчету, в котором будут указаны их KPI. И расскажите, как именно они влияют на зарплату. Или просто опубликуйте в рабочем чате формулу, по которой вы считаете зарплату.
При этом желательно сделать все так, чтобы не возникало лишних проблем:
Лучше или сделать процесс настолько прозрачным, чтобы люди могли сами считать примерный уровень дохода, или делить отчеты на группы. Например, один отчет — для одного отдела, сотрудники в котором работают по одинаковым KPI.
Есть компании, в которых для разных сотрудников реализованы разные системы оплаты труда. При этом все прозрачно и справедливо. Александр Высоцкий, основатель компании Visotsky Consulting, рассказал нам о своем опыте:
«В моей компании система оплаты немного отличается для сотрудников, работающих в онлайне и в офисе.
Офисные сотрудники получают постоянный оклад, который не изменяется,процент от прибыли компании, который считается по коэффициенту (этот процент зависит от занимаемой должности, эту часть вознаграждения может просчитать каждый сотрудник, так как еженедельно они видят прибыль компании),бонус или надбавка за продуктивность (размер надбавки определяется вкладом, регулирует его директор подразделения, результаты подают руководители).
Сотрудники, которые работают в онлайне, получают почасовую ставку (учет времени ведем в «Тайм Докторе», и сотрудники могут посмотреть, сколько получат), фиксированный бонус (его получают не все сотрудники, а только административный персонал, определяется он по договоренности, он тоже предсказуем), бонус или надбавка за продуктивность. Расчеты заработной платы вписаны у нас в финансовую модель компании и рассчитываются автоматически. Вручную распределяется только бонус или надбавка за продуктивность»
В ПланФакте часть данных тоже открыта. Игорь Боев рассказывает, как все происходит:
«Сотрудники, работающие по KPI, в процессе работы вносят промежуточные результаты в специальные таблицы. Так они в реальном времени видят, как полученные показатели изменяют премиальную часть заработной платы. Внутри отдела эти данные открыты, и все стремятся расти быстрее, глядя на лидеров. Это очень стимулирует перенимать опыт и помогать друг другу»
4. Используйте программное обеспечение для расчета и начисления зарплаты
Это позволит освободить ресурсы. Бухгалтер не будет утопать в «квитках» каждый месяц, а займется чем-нибудь другим. Автоматизация позволит вам собирать и обрабатывать информацию о зарплатах сотрудников на одном экране, а не переключаться между разными отчетами или листать кучу бумаг.
Автоматизировать расчет и начисление зарплаты можно разными способами и инструментами. Например, введите самостоятельную отчетность сотрудников: пускай они сами считают, сколько сделали или поработали в этом месяце. Или начните использовать CRM-системы, в которых будет видна активность и эффективность каждого работника. В конце месяца можно просто выгрузить отчет из CRM и отдать на обработку бухгалтеру — без лишней волокиты и расчетов.
Так поступают многие. Вот что говорит об автоматизации Игорь Боев:
«Система начисления заработной платы у нас автоматизирована примерно на 80% — настолько, насколько это возможно в 1C. Но 20% ручного труда все-таки остается, в основном для подсчета премиальной составляющей. Этими расчетами занимается бухгалтерия, основываясь на данных от руководителей отделов»
5. Собирайте обратную связь и прислушивайтесь к ней
Это самое важное — не придерживаться установленных когда-то правил, а менять их в соответствии с окружающей обстановкой. Ведь может произойти что угодно — поменяются KPI, сотрудники станут больше работать, повсеместно вырастут цены в магазинах. И прежняя зарплата уже не будет устраивать людей.
Чтобы вовремя выяснить, что нужно что-то менять, периодически спрашивайте сотрудников о том, довольны ли они системой оплаты труда. Можно не лично, а через анонимные формы обратной связи: например, в «Google Формах». Сотрудникам будет легче рассказать о реальных проблемах без раскрытия личности, и вы получите объективные оценки.
Не забывайте собирать обратную связь и у руководителей отделов. Им может быть неудобно готовить множество отчетов или рассчитывать зарплаты по разным формулам. Ваша задача — сделать так, чтобы было комфортно всем, тогда и руководители, и обычные сотрудники будут делать для компании максимум полезного.
Повторим: какой должна быть идеальная система оплаты труда
Чем лучше будет выстроена система оплаты труда в вашем бизнесе, тем больше возможностей для роста будет. Вы уже не станете отвлекаться на решение рядовых проблем и споров, а сотрудники будут работать, точно зная, что получат достойное вознаграждение.
Сколько платить сотрудникам? 4 правила, которые помогут установить нормальную зарплату
Сооснователь и генеральный директор «Нескучных финансов»
Зарплаты — это очень горячая тема в бизнесе, поскольку в ее основе лежит конфликт. Сотрудники всегда хотят зарабатывать больше, потому что от этого напрямую зависит их уровень жизни и социальный статус. Бизнесу, наоборот, повышать зарплаты невыгодно — это снижает эффективность работы. А лучше с точки зрения цифр вообще снижать зарплатный фонд.
Предпринимателю нужно найти баланс в этом противоречии, чтобы учесть как интересы бизнеса, так и интересы сотрудников. Сергей Краснов, сооснователь и генеральный директор «Нескучных финансов» в своей компании для этого пользуется четырьмя главными принципами, о которых и пойдет речь в статье.
1. Заплати себе первому
Нередко предприниматели думают о себе в последнюю очередь: аренду заплачу, с контрагентами рассчитаюсь, на обслуживание оборудования потрачусь, зарплаты выдам, бонусы выпишу — а что останется, возьму себе.
Но ведь может ничего не остаться! В итоге, предприниматель всем платит сполна и даже чуть больше, а сам ужимается. На мой взгляд, это неправильно, поскольку именно предприниматель — главная причина того, что бизнес существует, создает рабочие места и приносит миру пользу.
Соответственно, предпринимателю обязательно нужно получать от этого отдачу, в том числе в виде денег.
Поэтому мое правило — сначала заплатить себе. Это не значит, что можно задерживать зарплаты, а самому покупать новые машины каждый месяц — это уже крайностью. Речь о том, чтобы закладывать в бюджете компании выплаты собственнику — так же, как закладываются зарплата маркетолога и аренда офиса.
Платить себе нужно в соответствии с ролями, которые предприниматель берет на себя в своем бизнесе. Проще всего будет объяснить на своем собственном примере.
У меня в бизнесе три роли, за каждую из которых я получаю деньги:
Эти выплаты забюджетированы и подчиняются понятным правилам, а не начисляются от случая к случаю.
2. Платите столько, сколько диктует рынок и ваш бизнес
Сейчас очень легко изучить рынок труда и понять, сколько в среднем зарабатывает нужный специалист. Это понимание не означает, что вам надо платить именно столько — но вы хотя бы будете в курсе, какие предложения специалисты видят на рынке.
Исходя из этого уже можно выстраивать стратегию дальнейших действий:
Не менее важно заранее посчитать, сколько вы реально можете платить специалисту. Мы в «Нескучных финансах» делаем это вместе с командой топ-менеджеров на сессиях финансового планирования. Мы тщательно продумываем и составляем бюджет — а в нем видно, какие расходы на зарплаты мы можем себе позволить.
И вот где-то на стыке реалий рынка и бюджета рождается сумма заработной платы, которая будет оптимальной.
3. Узнайте ожидания по заработной плате
Уже когда вы перешли к переговорам, спросите у кандидата, сколько денег он хочет? Это всего лишь один простой вопрос, который сразу же помогает оценить адекватность человека, а также узнать его ожидания и подобрать подходящий оффер. Плюс, если ваши ожидания сильно расходятся, то вы просто не будете тратить время на бессмысленные переговоры.
Попросите кандидата ответить на этот вопрос в трех сценариях:
4. Зарплата должна расти, а ее процент от выручки — падать
Предприниматели часто пользуются системой мотивации, но не проговаривают частоту ее пересмотра. Сотрудник думает: «Здорово, компания вырастет в три раза и я буду в три раза больше зарабатывать». Но скорее всего, зарплата в три раза больше будет совершенно не обоснованной.
Когда мы только создали отдел продаж два года назад, один менеджер приносил компании 500-700 тысяч рублей в месяц. Сейчас продавцы приносят в компанию уже по 1,8 млн рублей в месяц. Доходы продавцов вычисляются как процент от принесенной выручки — и если бы мы когда-то заключили с ними договор с неизменяемым процентом, то сейчас попали бы в неприятную ситуацию.
Допустим, два года назад мы договорились на 15% от выручки. Это значит, что менеджеры зарабатывали 75-105 тысяч рублей в месяц.
А сейчас эти 15% составляли бы уже 270 тысяч рублей в месяц. А ведь 1,8 млн рублей в месяц — это средняя выручка на продавца, некоторые зарабатывают еще больше.
Вполне вероятно, что еще через год один продавец сможет приносить в два раза больше. Тогда его ежемесячный доход будет за полмиллиона в месяц.
Вроде бы логично: человек улучшает результаты → растет его доход. Но это не совсем так. Чтобы один продавец мог больше продавать, вся компания проделывает колоссальную работу: создает новые продукты, улучшает существующие, генерирует больше лидов, оптимизирует CRM-систему и многое-многое другое.
А все финансовые лавры пожинают только продавцы — несправедливо.
Поэтому мы регулярно пересматриваем систему мотивации, в которой с ростом выручки снижается процент продавцов, но сама зарплата увеличивается. Я рассказываю на примере продавцов, но вы можете спроецировать этот принцип на кого надо вам.
Эти четыре правила помогают мне взглянуть на вопрос зарплат со всех точек зрения: я учитываю свои интересы, финансовую модель компании, интересы сотрудника, реалии рынка. В результате я могу быть уверен: мы платим сотрудникам столько, сколько нужно.
Почему справедливая оплата труда особенно важна сейчас
Из-за пандемии и удаленной работы работодатели мира озаботились благополучием и хорошим самочувствием персонала и его сопричастностью общему делу, а также корпоративной этикой, показало исследование международных тенденций в сфере управления персоналом в 2020 г., проведенное компанией Deloittе. Авторы исследования опросили 9000 руководителей бизнес-подразделений и служб персонала в 119 странах мира.
Россию в опросе представляло около 90 компаний. Совпадение с международным списком приоритетов в управлении персоналом одно – обеспечение сопричастности сотрудников (2-е место в списке 10 важнейших задач). А благополучие сотрудников и этические нормы российских работодателей волнуют гораздо меньше, чем зарубежных. Эти две темы российские работодатели поставили на 4-е и 8-е места в десятке важнейших задач в управлении персоналом.
В целом российских работодателей волнуют совершенно другие темы. На 1-м месте у российских компаний формирование компенсационной стратегии, иными словами, создание системы справедливой и обоснованной оплаты труда. В тройку важнейших тем входит планирование персонала, т. е. регулярный сбор данных о состоянии трудовых ресурсов в компании (например, о расходах на персонал, найме, численности и текучести кадров, вовлеченности персонала, обучении и т. п.). В международном списке компенсационные стратегии и планирование персонала болтаются в самом конце, на 9-й и 7-й позициях соответственно.
В чем причины расхождений между российскими работодателями и всем миром и почему справедливая оплата труда стала столь актуальной для наших компаний именно сейчас?
Как платить
По словам гендиректора Korn Ferry Hay Group в России Нэды Сонгин, забота о сотрудниках, их безопасности и здоровье давно является неотъемлемой частью корпоративной культуры международных компаний, а решение этических проблем и поддержание репутации правильной компании важно в западном обществе, от этого зависят доходы бизнеса. В России общественное мнение не давит в такой степени на компании и работодатели в кризис решают прежде всего материальные задачи, говорит Сонгин. Поэтому в российском рейтинге на 1-е место вышли компенсационные стратегии, на 2-е – сопричастность, а на 3-е – планирование персонала.
Как топ-менеджеры российских компаний затягивают пояса
Российские законы в сфере оплаты труда – одни из самых сложных в мире, поясняет эксперт по управлению персоналом Strategic Business Partners Елена Каминская. И они еще более осложнились во время пандемии и самоизоляции. Например, режим нерабочих дней в законах описан не был, поэтому компании много недель не могли разобраться, за что и как они должны платить сотрудникам в нерабочие дни, чтобы не нарушить законы и не получить штрафы, говорит Каминская.
У российских компаний и до кризиса не было четкой позиции, как формировать зарплату работника, на одной и той же должности разница в зарплате могла доходить до 20–30%, а в некоторых компаниях и до 80%, говорит партнер компании «Экопси консалтинг» Григорий Финкельштейн. А сейчас во многих компаниях директоры по персоналу задумались, как сократить фонд оплаты труда и сделать это наиболее эффективно и безболезненно.
Что такое справедливость
В России только 33,3% работников считают свою зарплату справедливой, а 58,8% полагают, что им платят меньше, чем они заслуживают, показал опрос 11 031 интернет-пользователя, проведенный компанией Online Market Intelligence (OMI) по просьбе «Ведомостей».
По мнению Сонгин, критерием справедливости оплаты труда работника должно быть соответствие фиксированного оклада конкретному должностному уровню, а также результаты работы конкретного сотрудника.
Как показал опрос OMI, сотрудники считают главным критерием справедливости оплаты труда уровень квалификации (такого мнения придерживаются 48% респондентов). Еще 23,5% считают, что справедливая зарплата должна соответствовать средней зарплате на этой должности на рынке, а 15,5% – что справедливо привязать зарплату к выручке и прибыли компании.
Исследование Deloitte выявило расхождения в оценках справедливости зарплат у сотрудников и работодателей в России. 53% сотрудников сообщили, что их зарплата не зависит от их усилий по развитию навыков. А 60% руководителей считают, что компенсационный пакет учитывает уровень развития навыков сотрудников.
Неудивительно, что проблема справедливости вознаграждений беспокоит российских нанимателей больше, чем зарубежных работодателей: 53% сообщили об этом в России и 38% в среднем в мире.
50% российских респондентов-работодателей признались, что не готовы решать этические проблемы, связанные со справедливостью оплаты труда. 30% и вовсе возлагают обязанность решать проблему справедливой оплаты труда на государство.
После кризиса система оплаты труда изменится, говорят 50% российских респондентов. Многим работодателям, которые перевели сотрудников на удаленную работу, придется радикально менять компенсационные стратегии, в частности потому, что значительная часть работников после окончания самоизоляции в офисы не вернется.
Как пандемия повлияла на российский рынок труда
По мнению респондентов, компенсационные стратегии теперь должны будут учитывать изменения рабочих мест и характера работы после пандемии. По прогнозам Deloitte, на компенсационные стратегии компаний в России наибольшее влияние окажут три изменения в характере работы в посткризисный период: сотрудникам придется непрерывно инвестировать в развитие новых навыков и способностей (55%), на рынке вырастет число фрилансеров и работников по временному контракту (28%), и большинство компаний перейдет к командной работе (28%).
Исследователи приводят в пример компанию Unilever, которая сделала справедливость и прозрачность ключевыми компонентами глобальной компенсационной стратегии еще в 2015 г. Компания разработала модель справедливой компенсации, направленную на обеспечение честного, прозрачного, логичного вознаграждения, которая базируется на отлаженных процессах внутреннего аудита, бенчмаркинга, постановки целей и оценки эффективности деятельности. В 2017 г. в компании по этой модели был проведен глобальный аудит, который показал, что 7252 работника в 37 странах получали компенсации ниже прожиточного минимума. Unilever приняла меры и к концу 2018 г. сократила это число до 611 сотрудников в 16 странах, говорится в исследовании Deloitte.
Пандемия усугубила несправедливость оплаты в России, показал опрос OMI. У 39,6% респондентов зарплата во время пандемии уменьшилась. И 35% считают, что оплата труда стала менее справедливой.
Ради общего дела
Сопричастность сотрудников занимает 2-е место в списке важнейших задач в управлении персоналом и в мире, и в России. Эффект от сопричастности вполне материален. 75% российских респондентов считают, что если сотрудники ощущают сопричастность общему делу, производительность труда в компании растет.
Сопричастность – по сути новый, появившийся в пандемию синоним вовлеченности, говорит Каминская. По ее словам, те компании, которые и до пандемии уделяли много внимания вовлеченности, легче перешли на дистанционный режим, связи между сотрудниками и желание коллектива работать на компанию сохранились. По наблюдениям Каминской, пик активности дистанционных мероприятий, направленных на рост сопричастности сотрудников общему делу компании, пришелся в России на апрель. Тогда компании прилагали все усилия, чтобы поддержать сотрудников психологически и организовать работу без потери продуктивности. С середины мая активность компаний в дистанционной работе с сотрудниками пошла на спад: у людей началась апатия, им надоели вечеринки в Zoom и онлайновые кофе-брейки, сотрудники соскучились по живому общению.
Однако забота о сопричастности шире, чем вечеринки, кофе-брейки в онлайне и возможность написать сообщение гендиректору. В исследовании Deloitte приводятся результаты опроса компаний, проведенного основателем конcалтинговой компании Deloitte by Bersin Джошем Берсином совместно с MIT Sloan Management Review и CultureX. Опрос показал, что в пандемию все компании в мире начали организовывать виртуальные кофе-брейки с сотрудниками, устраивать ежедневные встречи в онлайне для корректировки курса компании, высшее руководство общалось с сотрудниками онлайн. Однако только 43% компаний, согласно опросу, поддерживали сотрудников, работающих с потребителями, и всего 20% успешно координировали взаимодействие разных подразделений, регионов и команд.
В России, по данным опроса, работники чувствуют себя наиболее сопричастными делу компании, когда ценности работодателя совпадают с их собственными ценностями (39% опрошенных). Многим также важно, чтобы компания справедливо относилась к работникам (28,5%).
Большинство российских работников считают цели своих компаний либо невыполнимыми, либо неправильными, либо вообще о них ничего не знают, говорит Финкельштейн. Опрос, проведенный недавно «Экопси консалтинг», показал, что только 10% российских работников правильно называют цели своей компании и считают их верными и выполнимыми. А еще 30% сотрудников, по данным опроса, считают цели организации, где они работают, правильными, но называют при этом совсем не те цели, которые на самом деле ставит перед собой компания, рассказывает он.
- Что значит своевольный человек
- Что значит своевременная информация