Что значит свободный танец

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация.

◑ Свободный танец (Free Dance)

На сегодняшний день существует очень много различных стилей танцев. И со временем только и появляются новые, отличающиеся от предыдущих и по-своему интересные.

Свободный танец, он же ритмопластический или пластический — это танец, возникший в начале ХХ века как движение за освобождение прежнего балетного театра от конвенциональности и слияние танца с жизнью.

Так, свободный танец появился еще в ХХ веке; в нем были тогда сформулированы такие принципы, на которых основывались танец джаз-модерн, контемпорари, а также даже буто или контактная импровизация.

Одевая стильные очки, танцевальный наряд и заряжаясь энергией для выступления, данным танцем действительно можно зажечь сердца зрителей.

Создатели свободного танца объединены не только желанием превратить в высокое искусство его, которое имеет равный статус с живописью или музыкой, а и особое мировоззрение.

Они в какой-то степени приняли идею Ницше по поводу танца как метафору свободы и о танцоре как о воплощении более раскрепощенного и более творческого духа. А поэтому для основателей свободного танца этот танец стал особой новой философией, от которой ожидалась трансформация жизни.

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Так, Айседора Дункан мечтала о новом человеке, которому танец будет столь органичен, как и повседневные дела, и о женщине будущего, которая обладает «самым возвышенным разумом в самом свободном теле».

Идейным источником свободного танца является стремление к физическому совершенствованию, раскрепощению тела.

Сторонники свободного танца искали в природе источник возрождения, призывали всех к естественности, к освобождению от требований, которые налагаются на нас современной цивилизацией.

Создателей свободного танца объединяло не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение.

Все они в той или иной степени восприняли идею Ницше о танце как метафоре свободы и танцоре как воплощении раскрепощенного и творческого духа.

Француз Франсуа Дельсарт (1811—1870) — театральный актер, певец, преподаватель музыки и создатель новой гимнастики — провозгласил, что у тела есть собственный язык; после него стало ходовым выражение «поэзия тела».

Идеалом Дункан были «прекрасно естественные» движения античной пляски, простые движения ходьбы и бега. Она первой из танцовщиц отказалась от корсета и трико и выступала в одежде, не мешающей движениям, — тунике.

Туни́ка (лат. tunica) — одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук, обычно покрывавшая все тело от плеч до бедер. Туника, изготовленная без талии, получила распространение в Древнем Риме

Другим источником свободного танца стала ритмика Эмиля Жака-Далькроза (1865—1950). Преподаватель музыки и пения из Женевы, он вначале использовал обучение ритму как подготовку к игре на музыкальном инструменте. Позже Далькроз стал пропагандировать ритмику и как способ воспитания воли, укрепления физического и душевного здоровья, гармонического развития человека.

Еще одним реформатором из тех, кто использовал для своих целей танец, был Рудольф Штайнер (1861—1925). Хотя созданная им антропософия стояла гораздо ближе к христианству, чем к античности, для него также идеалом была гармония человека с природой, космосом.

Он изобрел свою систему движений — эвритмию — наполненный символическим значением танец не только под музыку, но и «под слово», или стихи.

Все создатели свободного танца видели в нем не искусство для искусства — феномен элитарной культуры, — а часть культуры демократической, массовой — в лучшем смысле этого слова.

Основатели свободного танца считали, что танцевать может и должен каждый, и что танец поможет каждому развиваться и менять свою жизнь.

Одна из создательниц свободного танца в нашей стране, С. Д. Руднева (1890—1989), видела в своем деле «главным образом его человеческую ценность, значение его для формирования человеческой личности, обогащения, просветления ее, необходимых для создания новой жизни».

Вместе с единомышленниками, она разработала уникальный метод пластического прочтения музыки — музыкальное движение и основала студию «Гептахор».

В трудные 1920-е годы его участники жили коммуной, организовав жизнь в соответствии со своими идеалами, а затем посвятили себя детям, создав уникальные методики для развития личности ребенка.

Новое поколение танцующих — Мэри Вигман, Марта Грэхем, Мерс Каннингэм и другие — также были бесстрашными экспериментаторами в искусстве: Вигман стала танцевать без музыки (ее любимым инструментом был гонг), подчиняясь только ритмам своего тела; критики писали, что она сама своими движениями создает музыку.

Грэхем анализировала в танце законы движения женского тела; в результате ее работы танцовщица перестала считаться воплощением слабости.

Каннингем работал вместе с творцами авангарда — композитором Джоном Кейджем, художником Робертом Раушенбергом, испытал влияние философии дзен. Но их работа сосредоточилась в пределах индивидуального тела.

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

В отличие от пионеров свободного танца, их больше интересовало не выращивание нового человека или развитие личности, а физические характеристики — такие, как энергия, движение, взаимодействие тела со средой.

Дух свободного танца присутствует в актуальном сейчас движении в сторону импровизационности, спонтанности и свободы творчества.

Так, танец Буто возник в послевоенной Японии на волне освобождения от жестких конвенций традиционного театра.

Контактная импровизация продолжает не только тенденцию свободного танца к импровизации, но и его демократичный характер. Отечественное направление, называемое музыкальным движением, ищет способы научить танцу и импровизации любого человека.

Эти черты свободного танца делают его мощным средством пробуждения в человеке способностей к творчеству, развития личности и позволяют успешно использовать в танцевально-двигательной терапии.

Источник

Свободный танец

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Свободный танец (также пластический, ритмопластический) — возникшее в начале ХХ века движение за освобождение от конвенциональности прежнего балетного театра и слияние танца с жизнью. Свободный танец стоял у истоков танца ХХ века; в нем были сформулированы принципы, на которых отчасти основывались танец модерн и джаз-модерн, контемпорари, и даже буто и контактная импровизация.

Создателей свободного танца объединяло не только желание превратить его в высокое искусство, имеющее равный статус с музыкой или живописью, но и особое мировоззрение. Все они в той или иной степени восприняли идею Ницше о танце как метафоре свободы и танцоре как воплощении раскрепощенного и творческого духа. Для основателей свободного танца танец стал особой философией, от которой они ожидали трансформации жизни. Айседора Дункан (1877—1927) мечтала о новом человеке, для которого танец будет так же органичен, как и другие повседневные дела, о женщине будущего — обладательнице «самого возвышенного разума в самом свободном теле».

Одним из идейных источников свободного танца стало движение за физическое совершенствование, раскрепощение тела. Его сторонники искали источник возрождения в природе, призывали к естественности, освобождению человека от требований, налагаемых на него современной цивилизацией. На рубеже XIX и ХХ веков появились разнообразные системы физических упражнений — гимнастики Рудольфа Боде и Фребеля; возник интерес к спорту: именно тогда де Кубертэн возобновил Олимпийские игры. Француз Франсуа Дельсарт (1811—1870) — театральный актер, певец, преподаватель музыки и создатель новой гимнастики — провозгласил, что у тела есть собственный язык; после него стало ходовым выражение «поэзия тела». Распространялось увлечение античностью, в которой совершенствованию тела придавалось огромное значение. Идеалом Дункан были «прекрасно естественные» движения античной пляски, простые движения ходьбы и бега. Она первой из танцовщиц отказалась от корсета и трико и выступала в одежде, не мешающей движениям, — тунике.

Другим источником свободного танца стала ритмика Эмиля Жака-Далькроза (1865—1950). Преподаватель музыки и пения из Женевы, он вначале использовал обучение ритму как подготовку к игре на музыкальном инструменте. Позже Далькроз стал пропагандировать ритмику и как способ воспитания воли, укрепления физического и душевного здоровья, гармонического развития человека.

Еще одним реформатором из тех, кто использовал для своих целей танец, был Рудольф Штайнер (1861—1925). Хотя созданная им антропософия стояла гораздо ближе к христианству, чем к античности, для него также идеалом была гармония человека с природой, космосом. Он изобрел свою систему движений — эвритмию — наполненный символическим значением танец не только под музыку, но и «под слово», или стихи.

Как и Дункан, Далькроз и Штайнер, Рудольф Лабан (1879—1958), которого считают одним из отцов-основателей танца модерн, осознавал себя не просто танцором, а строителем новой культуры. Этот сын генерала Австро-Венгерской империи мечтал о новых формах коллективной жизни — коммунах, в которых на праздниках все жители будут собираться в огромные танцующие хоры. Он и сам основал такую коммуну в местечке Монте Верита в итальянской Швейцарии.

Все создатели свободного танца видели в нем не искусство для искусства — феномен элитарной культуры, — а часть культуры демократической, массовой — в лучшем смысле этого слова. Основатели свободного танца считали, что танцевать может и должен каждый, и что танец поможет каждому развиваться и менять свою жизнь. Одна из создательниц свободного танца в нашей стране, С. Д. Руднева (1890—1989), видела в своем деле «главным образом его человеческую ценность, значение его для формирования человеческой личности, обогащения, просветления ее, необходимых для создания новой жизни». Вместе с единомышленниками, она разработала уникальный метод пластического прочтения музыки — музыкальное движение и основала студию «Гептахор». В трудные 1920-е годы его участники жили коммуной, организовав жизнь в соответствии со своими идеалами, а затем посвятили себя детям, создав уникальные методики для развития личности ребенка.

Новое поколение танцующих — Мэри Вигман, Марта Грэхем, Мерс Каннингем и другие — также были бесстрашными экспериментаторами в искусстве: Вигман стала танцевать без музыки (ее любимым инструментом был гонг), подчиняясь только ритмам своего тела; критики писали, что она сама своими движениями создает музыку. Грэхем анализировала в танце законы движения женского тела; в результате ее работы танцовщица перестала считаться воплощением слабости. Каннингем работал вместе с творцами авангарда — композитором Джоном Кейджем, художником Робертом Раушенбергом, испытал влияние философии дзен. Но их работа сосредоточилась в пределах индивидуального тела. В отличие от пионеров свободного танца, их больше интересовало не выращивание нового человека или развитие личности, а физические характеристики — такие, как энергия, движение, взаимодействие тела со средой. Именно гуманистический пафос свободного танца, а не особая хореография или техника, выгодно отличают его от последующих направлений современного танца.

Дух свободного танца присутствует в актуальном сейчас движении в сторону импровизационности, спонтанности и свободы творчества. Так, танец Буто возник в послевоенной Японии на волне освобождения от жестких конвенций традиционного театра. Контактная импровизация продолжает не только тенденцию свободного танца к импровизации, но и его демократичный характер. Отечественное направление, называемое музыкальным движением, ищет способы научить танцу и импровизации любого человека. Эти черты свободного танца делают его мощным средством пробуждения в человеке способностей к творчеству, развития личности и позволяют успешно использовать это в танцевально-двигательной терапии.

Источник

Энциклопедия танца: Свободный танец

История возникновения

Именно Айседору Дункан многие называли первой женщиной-гением. Но почему именно ее? Ведь и до ее появления было много способных и талантливых. Все верно, однако эта женщина не была одной из многих, она из той категории, которых единицы. Она не считала себя просто танцовщицей или артисткой. Нет, ее стремления были куда амбициозней. Айседора, как и другие создатели свободного танца, хотела воспитать нового человека, для которого танец будет так же органичен, как и дыхание. Эта великая женщина мечтала о женщине, обладающей «самым возвышенным разумом в самом свободном теле». Никогда не следовала условностям, которые ей навязывала мода, ломала традиционные устои классического балета, не завязывала отношений без любви (что в те времена было более чем смело).

Смело высказывала свои мысли, подтверждением чего является одна из ее цитат: «Если мое искусство символично, то символ этот – только один: свобода женщины и эмансипация ее от закосневших условностей, которые лежат в основе пуританства».

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Создатели свободного танца никогда не стремились создать новый феномен элитарной культуры. Наоборот, они стремились к созданию культуры массовой, народной, культуры будущего. Все они не страшились трудностей и несли свои идеалы в массы не страшась последствий. Уже упомянутая Дункан не побоялась приехать в Россию через несколько лет после переворота для обучения свободному танцу. Школа Эмиля Жака Далькроза в Хеллерау насчитывала 500 учеников, представителей разных национальностей, которые могли общаться посредством танца, выражать себя и прекрасно понимали друг друга.

Антропософия Рудольфа Штайнера также дала много нового миру.

Ученый даже изобрел свою систему движений – эвритмию. Эвритмия – полные символического смысла движения, которые сопровождают пение, музыку или поэтическое слово. Это было нечто прогрессивное и нужное во времена, когда основной нотой был национализм. Люди, которые продолжали мечтать о единении человеческой братии, любви и понимании были словно бальзам на старую рану. Они несли надежду.

Не секрет, что катастрофы и ужасы ХХ века затормозили развитие свободного танца и показали сколь смешным был столь утопичный взгляд на мир. Однако гуманистический пафос идейной основы свободного танца выжил и через десятки лет возродился в новых лицах, которые продолжают идеи творцов. Мало того, они совершенствуются, а совершенствуясь продвигаю вперед и свободный танец, открывают в нем новые грани и возможности. Красивых примеров много: Мерс Каннингем искал новые законы движения тела; Мэри Вигман стала танцевать без музыки, подчиняясь только ритмам своего тела, а Марта Грэхем перевернула взгляд на танцовщицу как на слащавую статуэтку.

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Свободный танец сегодня

Стал ли перевод свободного танца в самостоятельную отрасль искусства положительным моментом? До сих пор идет дискуссия. С одной стороны, сейчас направление известно всем и процветает. С другой, не утратил ли свободный танец тот демократизм, который ранее так ярко заявлял о себе миру. Ведь свободный танец предназначен не для знатоков от мира искусства. Он предназначен всем, кто хочет и умеет раскрыть себя миру в танце, он может стать тем криком души, который так необходим современному миру.

Принципы свободного танца были успешно воплощены в таких направлениях, как джаз-модерн, контемпорари, буто, танец модерн и контактная импровизация. Почти все актуальные в 20 веке танцевальные направления почувствовали на себе влияние свободного танца. Так, японский послевоенный танец буто помог простым японцам избавиться от оков жестких стереотипов традиционного театра. Свободный танец помогает людям пробудить свои способности к творчеству, развивать личность и успешно участвовать в танцевально-двигательной терапии.
Новая волна приверженцев свободного танца привнесла нечто новое в это направление. Больший акцент стал уделяться не особой технике и хореографии, а физическим характеристикам человека в танце. Современных танцоров интересует взаимодействие тела со средой, энергия, движение и т.д.

Источник

Что такое свободный танец и почему у него так много поклонников по всему миру

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Танцующие стонут, рычат, внезапно падают на пол, замирают, глядя в одну точку, а затем бешено скачут, впадая в транс. Незнакомый мужчина кладет мне руки на плечи и пристально смотрит в глаза, как будто мы только что
вернулись из медового месяца. Кажется, что все музыкальное наследие человечества отправили в миксер и выбрали максимальный режим взбивания: вслед за Pet Shop Boys предвестником апокалипсиса гремит Carmina
Burana. Так выглядит свободный танец, он же ритмопластический, он же ecstatic dance. Никаких аперитивов и расширяющих сознание веществ – все происходит в трезвом уме и здравой памяти. Только ты, музыка и группа незнакомых людей, с которыми тебе предстоит обменяться чем-то, что ты пока не можешь сформулировать. Поначалу я чувствую себя непрошеным гостем на шабаше или свидетелем экзорцизма и на правах самозванца робко жмусь в углу. Но уже вскоре перестаю контролировать тело и целиком отдаюсь действу. Происходящим в зале управляет высокий мужчина с внешностью шамана, который называет себя гидом. Не учителем – во время свободного танца тебя ничему не учат. Ты сам находишь ответы на нужные вопросы, а гид лишь помогает прийти к ним кратчайшим путем.

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Мой гид – Ник Хоббс, англичанин, живущий в Стамбуле. Во время московских гастролей, которые до пандемии случались у него раз в несколько месяцев, Хоббс проводит открытые сессии фриданса для всех желающих. Эти сессии – тематические. Например, наша тема звучит как female waves. Похоже на название тренингов про соблазнение, но в действительности это про исследование загадочной женской души и гендерное самовыражение. «Я работаю только с теми темами, которые мне самому интересны, – объясняет Ник. – И сразу вижу, насколько это откликается». Хоббс преподает йогу, переводит Жака Бреля, пишет пьесы и путеводители про неизвестный Стамбул, устраивает перформансы и владеет девятью языками – в том числе безупречным русским. Отвечая на вопрос, как он пришел к фридансу, Ник говорит, что всегда много двигался и не понимал, что делать с этой энергией. «Я был актером и перформером, но не танцором. А около 10 лет назад познакомился с Алексом Никифоровым, одной из ключевых фигур фриданс-движения в России. Мой стиль в танце формировался под влиянием йоги и моих внутренних ощущений». Наша с Ником сессия длилась больше семи часов, которые пролетели кометой. Но даже это не предел. Школы танцевальной медитации проводят ретриты, участники которых танцуют несколько дней подряд. Фриданс появился не вчера. Одну из самых популярных техник работы с телом придумала в 1960-е американка Габриэла Рот – режиссер, танцор, философ и преподаватель, питающая особый интерес к шаманизму. Свою практику она назвала «5 ритмов». У Рот была собственная музыкальная группа The Mirrors, и она даже записала две пластинки с Борисом Гребенщиковым – «Прибежище», подобие буддийской церемонии, состоящей из молитв и мантр, и альбом «Переправа». «5 ритмов» – это микс шаманизма, мистики, восточной философии, гештальт-терапии и трансперсональной психологии. Идея в том, что, находясь в движении, мы освобождаем ум и обретаем единство со своей истинной природой – источником безграничных возможностей. В книге «Молитва пóтом» Рот говорит о движении как духовной практике и подробно описывает основные принципы «5 ритмов».

Последователи Рот в Великобритании – Сюзанна и Яков Дарлинг Хан, муж и жена. «После обучения у Габриэлы мы начали преподавать, а в 1996 году открыли The Moving Center School UK, центр «5 ритмов» в Европе, – рассказывают они. – Мы руководили этой школой в течение 10 лет и работали с тысячами людей из разных стран». С годами у Сюзанны и Якова сформировался собственный метод, на который повлияло общение с перуанскими шаманами. «Время, проведенное в амазонских джунглях, изменило все.

ЗАДАЧА ТАНЦУЮЩЕГО – ПОЛНОЕ РАЗРУШЕНИЕ СТЕРЕОТИПОВ МЫШЛЕНИЯ, ДВИЖЕНИЯ И ПОВЕДЕНИЯ.

Там мы познакомились с мандалами и поняли, что в них зашифрованы важные знания для раскрытия человеческого потенциала». В 2007 году чета Дарлинг Хан создала The School of Movement Medicine – синтез работы с мандалами и практики осознанного движения. В России одним из пионеров фриданса считается Александр Гиршон – кандидат психологических наук, танцор и перформер. Попасть к нему на классы можно в Центре интегрального танца, который он же и основал. «В 90% случаев я провожу танцевально-психологические тренинги, – объясняет Гиршон. – Это специфический жанр, который объединяет танцевальную импровизацию, танцевально-двигательную и телесную психотерапию, а также тренинги личностного роста». В танце человек развивает так называемый moving self: целостное творческое переживание и воплощение собственного «я».

Актер, режиссер и создатель театра La Pushkin Олег Жуковский тоже проводит тренинги. Задача танцующего – полное разрушение стереотипов мышления, движения и поведения. Очень многое из того, что должно быть выражено, вытесняется в наше подсознание. Тренинг Жуковского «Танец тела» позволяет проникнуть в самые глубины и встретиться с незнакомым существом, которое живет в каждом из нас, а затем выпустить его на волю. Проще говоря, разбудить внутреннего зверя. Принцип высвобождения чистого, ничем не сдерживаемого
творческого потока лежит и в основе театрального проекта La Pushkin, с которым Жуковский объехал 16 стран. «Станиславский изобрел театр переживания, а у меня театр проживания» – так описывает свой метод создатель.
Еще одна российская школа на стыке танца и трансперсональной психологии – «Аутентичное движение» с Ниной Кунгуровой.

Что значит свободный танец. Смотреть фото Что значит свободный танец. Смотреть картинку Что значит свободный танец. Картинка про Что значит свободный танец. Фото Что значит свободный танец

Кунгурова не только ведет классы, но и устраивает онлайн-ворк-шопы с известными преподавателями. Например, с Джанет Адлер и Фу Шредер. Адлер – автор метода дисциплины аутентичного движения, уже больше 30 лет работающая в хосписах. Шредер – настоятельница Дзен-центра в Сан-Франциско, активно поддерживающая программы для этнических и сексуальных меньшинств. Путь к фридансу у каждого свой. Девушка Ника Хоббса – Таша Бёрч – до танцевальной медитации профессионально занималась спортом. «Я была легкоатлеткой и бегала марафоны, – вспоминает она. – Потом увлеклась йогой и однажды попала на сессию йога-терапии в Крыму. После шавасаны мастер предложила подвигаться так, как хочет тело. А мое тело ничего не хотело – я не понимала, как начать танцевать среди незнакомых людей и что это должны быть за движения. В йоге есть асаны, и с ними все ясно, а тут нужно следовать неведомому зову. Будучи спортсменкой, я считала, что прекрасно владею своим телом, а оказалось, мы с ним даже не знакомы». Со временем Таша простилась с профессиональным спортом – говорит, что, несмотря на хорошую физическую форму, «не чувствовала себя полностью включенной – как будто в пазле не хватало деталей». Как-то раз девушка попала на сессию «5 ритмов» – и тогда все встало на свои места. «Я поняла, что танцевальная практика может быть очень глубокой. Для одних это слив эмоций, что тоже здорово, а кто-то переживает качественные внутренние изменения. Постичь это мышлением, особенно западным, невозможно: оно направлено вовне». Чтобы лучше понимать структуру человеческой психики и процессы, происходящие во время свободного танца, Таша получила образование в области трансперсональной психологии. «Сейчас для меня естественно выражать себя через тело и движения. А когда я добавляю голос, это уже космический уровень осознанности», – улыбается она. Автору этого текста до космоса еще далеко, но кое-что во вселенной все-таки сдвинулось. После сессии с Ником Хоббсом хочется улыбаться, мысли в голове похожи на летучие вещества, а тело легче воздушного шарика. Ни одна школьная дискотека не дарила мне подобных ощущений. И ни один медленный танец не заканчивался таким удивительным свиданием с собой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *