Что значит светский характер образования
Светское образование
В 2012 году ученицам школы № 12 села Кара-Тюб Нефтекумского района Ставропольского края директор, ссылаясь на школьный устав, запретила приходить в школу в хиджабе. Скандал разгорелся федерального масштаба. С того момента прошло много лет, но до сих пор согласия в российском обществе по вопросу взаимодействия религии и образования нет. Подобные конфликты возникают регулярно. Давайте попробуем понять суть проблемы и ответить на вопрос, что такое светское образование.
Конституция
Противники хиджаба в школе доказывают свою позицию статьёй 14 Конституции РФ, устанавливающей светское государство и законом «Об образовании», оговаривающем его светский характер.
Те, кто считает хиджаб приемлемым в школе, ссылаются на 28 статью Конституции: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Кто прав? Что значит понятие «светский»? Что такое светское общество? Светское государство? Светское образование? Светская школа?
Доктор педагогических наук Фёдор Николаевич Козырев в своей фундаментальной монографии «Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе» провёл детальный анализ этой темы. Рассмотрим вкратце его критерии светского образования.
Свобода совести
Основным ключом к толкованию, пониманию и оценке светскости образования должно служить осуществление образованием права граждан на свободу совести, включая право на конфиденциальность убеждений, свободу открыто исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободу мировоззренческого самоопределения, свободу мысли и убеждений.
Западное общество в древности и в средние века не знало свободы вероисповедания. Участие в религиозной жизни было условием гражданства, а нередко и жизни. Одним из обвинений против Сократа было его общение с какими-то духами, то есть его духовная практика имела отличия от общепринятой – за это он поплатился жизнью.
Но постепенно всё более стала утверждаться идея, что главное не внешнее соблюдение обрядов, а внутренняя вера. Следующим шагом стало понимание независимости человека от церкви и свободы совести. Это и есть светское общество, в котором осуществляется отделение церкви от государства и школы, свобода права от религиозного учения. Так светское понимают в большинстве европейских стран.
Так светское понимается и в законе РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», в котором сказано, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
Нецерковный не значит светский
Однако наряду с определением светскости как свободы совести существует подход, трактующий светское как атеистическое, враждебное религии. Данная концепция обрела себя во Франции и СССР. Обе страны пережили революции, носящие выраженный антиклерикальный характер. СССР и Франция были единственными странами в Европе, в которых в школах не было религиозного образования (Россия недавно ввела такой предмет в школьную программу – основы религиозных культур и светской этики).
Если применить вышесказанное к хиджабу, то картина следующая. В клерикальном обществе все женщины обязаны носить хиджаб, в антиклерикальном обществе никто не имеет права носить хиджаб, в светском, кто хочет – тот носит, кто не хочет – тот не носит.
Нетрудно заметить сходство между первыми двумя моделями. Антиклерикализм – это тот же клерикализм только со знаком минус. Идеологический диктат как был, так и остался. Просто вместо церковных, теистических ценностей людям навязывают антицерковные, атеистические ценности.
Любая идеология может превратиться в квазирелигию, которая внешне религией не является, но имеет с ней сущностное сходство. СССР был атеистическим государством, но в нём был культ личности Сталина. Культ – это одна из форм религии.
Светскость – это запрет на навязывание любого мировоззрения и любой идеологии. Понимание светскости по формуле «светский = нецерковный» недопустимо. Светскость должна противопоставляться любым посягательствам на свободу личных убеждений, как в форме клерикализма, так и в форме безрелигиозного идеологического абсолютизма.
Согласно статье 13 Конституции РФ «в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Эта норма означает, что трактовка светского общества как нецерковного, атеистического является ошибочной. Запрет на религиозное самовыражение в школе – это идеологический диктат. Конституцией он запрещён.
До XX века в России навязывалась религия. В XX веке – навязывался атеизм. Теперь в XXI веке настал черёд третьему, высшему уровню: свободе вероисповедания и совести.
Школа – это общественное место
Ещё одним важным признаком светского образования является его публичный характер, что включает открытость образования, его проницаемость для общественного контроля и приоритет общегражданских ценностей.
Это означает, что образование перестаёт быть светским, если оно подчинено уставу, распорядку жизни или системе ценностей, существенно расходящимся с гражданским кодексом и нормами гражданского общежития. Закрытые военные училища, жизнь в которых подчинена воинскому уставу, или партийные школы, устанавливающие особый этический кодекс, не могут быть признаны школами, дающими общегражданское, а, следовательно, и светское образование.
«Светское» от слова «свет» – публичное место. «Выйти в свет» – выйти из дома в общественное место. Моя квартира – это частное место. Публичными, общественными местами являются улица, магазин, поликлиника, автобус, муниципальная школа.
В соответствии с гражданскими нормами на улицах российских городов можно ходить в хиджабе. Мне сложно представить картину, чтобы кто-то на улице сделал женщине в хиджабе замечание, что она своим платком нарушает закон и что она должна его снять.
Если на улице, в магазине, в автобусе и поликлинике нормальным является ходить в хиджабе, значит и в муниципальной школе это должно быть нормой. Если же в школе это запрещено, значит школа живёт по нормам отличным от общегражданских, значит эта школа не является светской.
Баланс прав и интересов
Соблюдение принципа светскости в образовании означает обеспечение тонкого и динамичного равновесия входящих в конфликт между собой фундаментальных демократических прав, таких, как право на свободное религиозное самовыражение, право на образование и право на свободу совести и убеждений.
Для поиска баланса прав и интересов нужно задаться вопросом, мешает ли право родителей воспитывать детей в соответствии с мусульманской традицией праву ребёнка на получение образования? Ответ отрицательный: ислам и хиджаб никак не мешают получению образования.
Ещё один вопрос: право ходить в хиджабе препятствует реализации права других детей на получение образования и права их религиозного самовыражения? Ответ опять отрицательный: ущемления прав других учеников не происходит.
Светской является школа, которая находит баланс максимальной реализации прав и интересов всех участников образовательных отношений, чтобы всем было хорошо.
Баланс прав и интересов
Нельзя назвать светской образовательную организацию, которая огульно вводит запрет на реализацию фундаментального права религиозного самовыражения.
Головной убор
Про баланс прав и интересов граждан есть интересное определение Верховного суда РФ от 15 мая 2003 г. N КАС 03-166. Этим определением ВС признал незаконной норму Приказа МВД о паспортах, в силу которого для получения паспорта гражданин должен предоставить две фотографии лица без головного убора. Эта норма не соответствует статье 28 Конституции РФ и нарушает права мусульманок, так как исповедуемая ими религия запрещает показывать посторонним людям все части тела, кроме овала лица и кистей рук.
Это прекрасный образец баланса прав и интересов граждан. Фотография в паспорте нужна для идентификации человека по лицу. По общему правилу фотографии по-прежнему должны быть без головных уборов. Мусульманки могут фотографироваться в хиджабах. Люди, которые постоянно носят очки, обязаны фотографироваться в очках. Во всех случаях фотография в паспорте выполняет свою функцию – идентификация. При этом соблюдается право на вероисповедание.
А вот запрет ношения головных уборов обучающимися в школах Мордовии Верховный суд признал законным (определение от 11 февраля 2015 г. N 15-АПГ14-11). Спор был по поводу одного из пунктов типовых требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях Республики Мордовия. Решение суда основано на статье 38 закона «Об образовании», которая даёт право образовательным организациям и субъектам РФ устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе запрещать носить головные уборы в школе.
Субъекты РФ или отдельные образовательные организации, которые запрещают головные уборы, не нарушают религиозных прав, потому что этот запрет не про религию. Запрет на головные уборы определяется двумя причинами:
Запрет на головные уборы очень пригодится, если какой-нибудь ученик начнёт паясничать и придёт на урок в ушанке из кроличьего меха. И ему будет жарко, и других учеников это будет отвлекать.
Очевидно, что хиджаб и не подрывает дисциплину и не наносит вред здоровью: это декоративный платок. При этом, разрешение ходить в школу в хиджабе положительно влияет на психологическое здоровье ребёнка, снижает у него и его родителей тревожность и делает пребывание в школе более комфортным.
Администрациям субъектов РФ и школ следует последовать примеру МВД и занять взвешенную, умеренную, мудрую, сбалансированную позицию:
От этого все выиграют и никто не проиграет.
Светское образование
Таким образом, признаков светского образования четыре:
Светская школа
Критерии светскости школы Ф. Н. Козырев предлагает те же, что и для светскости образования, добавив к ним критерий административного подчинения. Так школу, юридически принадлежащую церкви нельзя назвать светской. Хотя образование, которое даёт эта школа, вполне может быть светским.
Дискриминация мусульман
Выше я говорил об определении Верховного суда, который подтвердил законность решений некоторых регионов и образовательных организаций на запрет головных уборов в школах. Там речь шла именно о головных уборах, о том, как должен одеваться обучающийся в школе. Вопрос о религиозных ценностях просто выносился за скобки, игнорировался.
Но очень часто приходится слышать заявления о необходимости запретить именно хиджабы, то есть именно религиозный вопрос ставится в центр внимания. Насколько законна такая постановка вопроса?
Призывы запретить хиджаб в школе обычно ограничиваются только хиджабом. Сторонники такого подхода не считают нужным запрещать православные кресты. Следовательно, речь идёт об открытой дискриминации по религиозному признаку.
В 2012 году дьяк русской православной церкви Андрей Кураев на телевидении высказался категорически против запрета ходить в школе в хиджабе. Свою позицию он объяснял очень просто: если сегодня запретить хиджаб в школе, то завтра кто-то догадается, что нательный крест тоже является религиозным символом, что его тоже нужно запретить.
Профессиональная этика
20 августа 2019 вышло новое примерное положением о нормах профессиональной этики педагогических работников (Письмо Минпросвещения России от 20.08.2019 N ИП-941/06/484).
Три пункта положения имеют прямое отношение к нашей теме.
«Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:
в) проявлять доброжелательность, вежливость, тактичность и внимательность к обучающимся, их родителям (законным представителям) и коллегам;
г) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов Российской Федерации и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных социальных групп, способствовать межнациональному и межрелигиозному взаимодействию между обучающимися;
д) соблюдать при выполнении профессиональных обязанностей равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств».
Очевидно, что любые действия педагогов (в том числе устные заявления), направленные на борьбу с хиджабами в школе, нарушают эти нормы профессиональной этики.
Важно отметить ещё один пункт положения: «Педагогические работники призваны придерживаться внешнего вида, соответствующего задачам реализуемой образовательной программы».
Раньше учитель должен был «соответствовать общепринятому деловому стилю». Новая формулировка более удачна: теперь и учитель физкультуры может в спортивном костюме учить детей волейболу, и учительница-мусульманка в хиджабе может учить детей математике.
Целесообразность
Некоторые люди аргументируют необходимость запретить ношение хиджаба в школе светским характером образования в государственных и муниципальных школах России. То есть подразумевается, что хиджаб на ученице напрямую влияет на характер образования. По этой логике, если ребёнок пришёл в школу в спортивном костюме, то школа перестаёт быть общеобразовательной и становится спортивной школой олимпийского резерва? А если ученик пришёл в камуфляжных штанах, то школа автоматически превращается в кадетский корпус? С другой стороны, если ребёнок пришёл в воскресную школу без креста, кипы или хиджаба, то он уже получает там не конфессиональное, а светское образование?
Я думаю, что характер образования определяется программой, целями, ценностями и принципами, которые лежат в основе работы коллектива образовательной организации, а не наличием или отсутствием платочка на голове первоклассницы.
Очевидно, что хиджаб не имеет никакого отношения к обучению. Хиджаб не помогает получать знания и не мешает. Хиджаб не определяет характер образования.
Ценить различия
Хиджаб никак не связан с обучением. Но хиджаб сильно влияет на воспитание. И влияет сильно положительно, потому что учит детей умению эффективно жить в мире культурного многообразия.
Как достичь этого личностного результата? Одна из самых популярных в мире программ воспитания школьников – «Лидер во мне». Эта программа учит школьников семи навыкам высокоэффективных людей по Стивену Кови. Один из ключевых элементов программы – научить детей ценить различия.
Относительно различий между людьми есть три подхода:
Борьба с различиями – это дно. Борьба проявляется в шовинизме, расизме, сексизме, национализме, дискриминации, ксенофобии. Ни к чему кроме страданий и ухудшения жизни людей не приводит.
Более высокий уровень – терпеть различия. Культурные люди не выражают свою ненависть к иным. Культурные люди терпят. Они толерантны. Они ненавидят окружающих молча. Спасибо им, что не проявляют открытой враждебности. Но они не способны вступать в эффективные взаимоотношения с непохожими людьми.
Самый высокий уровень взаимоотношений – ценить различия. Различия – это огромный ресурс и возможность для новых решений, изобретений и сверхэффективности.
Простой пример. Если вы хотите родить ребёнка, то вам нужно найти человека противоположного пола. Сколько бы людей своего пола вы не нашли, как бы вы не старались взаимодействовать с ними – ребёнка вы не родите. Вы будете неэффективны, потому что вы одинаковые.
Взаимодействие с одинаковыми людьми может помочь только в самых простых действиях, например: поднять и перенести тяжёлое бревно. Но создать, например, смартфон одинаковые люди не смогут: для этого нужна большая группа людей разных профессий.
Культурное многообразие среди учеников – это самый простой способ научить их правильному поведению в поликультурном мире. Редкий в данном районе представитель какой-нибудь культуры является очень ценным ресурсом для достижения важнейших образовательных целей. Разумные директора школ и педагоги всегда пользуются этим ресурсом, если такая удача выпадает. Иначе говоря, ученицам в хиджабах в немусульманских регионах должны отдавать предпочтение в приёме в школу.
Напротив, в условиях культурного однообразия в школе учителю придётся на пальцах объяснять детям, что в мире существуют разные культуры, в том числе ислам. Эффективность такого подхода будет низкой.
Как можно научить детей эффективно взаимодействовать в условиях поликультурного мира, стирая культурные различия в школе? Дети всё равно ориентируются на действия взрослых, а не их слова. Если взрослые борются с различиями, а на словах говорят, что к непохожим людям нужно относиться по-доброму, то дети будут повторять действия.
Современная школа
Пакистанская правозащитница Малала Юсуфзай в 2014 году стала лауреатом Нобелевской премии мира «за борьбу против подавления детей и молодых людей и за право всех детей на образование». Является самым молодым лауреатом Нобелевской премии за всю историю – получила её в возрасте 17 лет.
Малала Юсуфзай в ООН
В книге «Я — Малала» она описывает своё посещение столицы Пакистана, где познакомилась с женщинами, которые работали докторами и юристами:
«Общаясь с ними, мы понимали, что женщины могут заниматься самыми ответственными профессиями и при этом не порывать с культурой и традициями своей страны. Многие женщины на улицах не только не носили паранджу, но ходили с непокрытыми головами. Глядя на них, я тоже решила следовать современным веяниям и, приходя на собрания, снимала шаль. Тогда я не понимала, что непокрытая голова ещё не делает женщину современной».
Непокрытая голова не делает школу ни современной, ни светской.
Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования
1.2 Светский характер образования, как принцип государственной политики в области образования
Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии.
Светский характер образования предполагает:
1. Недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся и студентов религии с целью восприятия ими вероучения определенной конфессии, отсутствие вероучительных предметов в образовательных программах и в сетке обязательных занятий.
2. Исключение какого бы то ни было вмешательства
религиозных организаций в содержание и организацию учебного
процесса в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, недопустимость цензуры с их стороны программ,
учебников, учебных пособий, соответствующих образовательному стандарту, включая религиоведение.
3. Запрет на размещение в зданиях государственных и
муниципальных учебных заведений религиозной символики,
предметов культа, отправления молебнов и религиозных обрядов,
мероприятий религиозного и миссионерского характера, любых форм
религиозной пропаганды.
Государственная и муниципальная школа должна быть запретной территорией для прозелитизма любой религии или конфессии.
Вместе с тем такая постановка вопроса не означает ограничения возможности и необходимости широкого ознакомления учащихся и студентов с религией, многообразием религиозных феноменов, их ролью в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.
Эту функцию в государственном образовательном стандарте выполняют курс «Религиоведение» («Основы религиоведения») и широкий комплекс религиоведческих дисциплин, рассматривающих религию в историческом, философском и культурологическом планах.
Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Изучение истории и концепций свободомыслия и атеизма, их места в развитии духовной культуры общества осуществляется в курсе религиоведения и других гуманитарных дисциплин наряду с изучением религии как социального явления и феномена культуры. Для обеспечения научного уровня религиоведческого образования и исключения конфессионального влияния на его содержание необходимо четко определить различия между религиозным и религиоведческим образованием по ряду параметров.
Религиозное образование | Религиоведческое образование |
Различие в целях | |
Внедрение религиозной веры в сознание учащихся и ее укрепление, богопознание | Вооружение учащихся научными знаниями о религии как социальном явлении и явлении культуры, ее месте в духовной жизни обществ, конкретных народов и личности |
Конфессиональное определение | Воспитание всесторонне развитой личности, обладающей высоким культурным потенциалом, широтой кругозора |
Обучение догматам и обрядам определенной религии, ее предписаниям и правилам поведения | |
Итог: воцерковление, воспитание верующей личности | Итог: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости |
Различия в содержании | |
Вероучение, истины веры, догматы конкретной религии (конфессии) | Знания о религии как о социальном явлении и явлении культуры (о ее природе происхождении, историческом развитии) |
Изучение священных книг конкретной религии (конфессии) | Знания о роли религии в истории и культуре конкретных стран и народов |
Номы правила религиозного культа | Знакомство с Библией, Кораном и священными книгами других религий как культурно историческими памятниками |
Соединение обучения с богослужением | Знание особенностей вероучения и культа, систем нравственных норм и ценностей различных религий |
Система нравственных и культовых предписаний, норм и ценностей | Знания о свободомыслии и атеизме и их роли в духовной культуре человечества и отдельных народов |
История церкви | |