Что значит светская культура

Светская культура как фактор православной миссии в современной России

Что значит светская культура. Смотреть фото Что значит светская культура. Смотреть картинку Что значит светская культура. Картинка про Что значит светская культура. Фото Что значит светская культура

Для нынешнего периода российской истории характерно то, что предельная острота объективной потребности общества в обретении духовной, идейной опоры и в «возвращении памяти» совпала с выходом из социально-культурного гетто и возобновлением активной миссионерской деятельности Православной Церкви. По этой причине, казалось бы, что церковные и общественные интересы совпадают в максимальной степени, и не раз испытанная схема активизации национального самосознания через религию в этой ситуации должна сработать.

В этой связи возможны различные версии объяснения происходящего. Согласно одной из них, причиной такой «теплохладности» современного общества в отношении к религии – даже наиболее традиционной и авторитетной – является секуляризация, обмирщение общественных отношений. В модернизированном мире человека нашего времени просто не остается места для традиционной религиозной жизни. Темпы, ритмы и весь его жизненный стиль исключают или, по меньшей мере, существенно затрудняют «бытие в религии», несущее на себе родовую печать традиционного общества.

Другая версия делает акцент на кардинальном различии идейно-мировоззренческих планов: современное сознание характеризуется десакрализацией и рационализацией, что противоречит основополагающим установкам религиозного менталитета. В соответствии с третьей версией, идущей от радикальных религиозных представлений, этот факт объясняется тем, сто современный мир отпал от Бога и противопоставил себя Ему.

На наш взгляд, корни сложившейся ситуации, равно как и объяснение самих приведенных выше концепций кроются в том, что в современном мире на отношения между обществом и религией воздействует принципиально новый фактор – светская культура. В данной связи сами эти отношения приобретают характер взаимодействия в жизни социума светских и религиозных культурных традиций. Это ставит перед социологией религии задачу исследования и выявления закономерностей данного процесса.

Теперь следует определиться с ключевыми понятиями. Религиозная культура, по большому счету – это все те символы, представления, вещи, практики и нормы, которые непосредственно связаны с сакральным отношением той или иной религии. Их основная функция и назначение – «обслуживание» этого отношения, его уточнение, раскрытие, распространение и закрепление в головах и сердцах людей.

Светская культура – это, соответственно, символы, представления, вещи, практики и нормы, не связанные непосредственно с религиозным сакральным отношением, не имеющие своей основной функцией его «обслуживание». Функционально она вытекает из необходимости осмысления конкретных частных сторон и аспектов человеческой жизнедеятельности в их автономном существовании.

Характерной объективной реалией современной жизни является взаимная обособленность религиозной (в том числе, православной) и светской ветвей нашей национальной культуры. Их кардинальное обособление друг от друга инициировалось в России петровскими преобразованиями и продолжалось в течение трех столетий. Сегодня в их отношениях наметилась тенденция схождения, инициатором и активной стороной которого является Церковь.

Однако, хотя религиозная и светская традиции, на наш взгляд, не утратили своего генетического и во многом духовного единства, все же расхождение между ними зашло достаточно далеко, и этого мы обычно недооцениваем. Образно говоря, сегодня, для того чтобы вступить в тесные взаимоотношения, им сначала надо заново познакомиться и лучше понять друг друга и самих себя.

Проблема общественной консолидации вокруг традиционных религиозных ценностей, таким образом, оборачивается проблемой синтеза религиозных и светских культурных паттернов, «информационно регулирующих» жизнь социума. По этому поводу ныне существуют две полярные точки зрения. Согласно одной из них, такой синтез сегодня невозможен либо маловероятен. В соответствии с другой, он возможен и уже идет полным ходом. Оба взгляда имеют под собой объективные основания, и задача социолога религии – выявить и беспристрастно оценить их.

Основным фактором, затрудняющим сближение в современном обществе светской и религиозной культур, является т.н. асимметрия репрезентативности. Это означает различный «удельный вес» той и другой в реальном общественном сознании и разную меру их непосредственного влияния на образ жизни и образ мыслей людей. Данное соотношение в наши дни сложилось не в пользу религиозной культуры, в том числе, к сожалению, и православной. Следует признать, что сегодня она воспринимается многими, воспитанными в светской культуре, «извне», как некоторая культурно-историческая экзотика. И для того, чтобы реально войти в смысловое, идейное пространство православной культуры, светский человек должен заново открыть ее для себя, найти ее «точки соприкосновения» с той традицией, в которой он воспитан, и попутно преодолеть множество предрассудков, позиционирующих религию и Церковь как несовместимые с этой традицией (и наоборот).

С другой стороны, фактором, открывающим возможность совмещения религиозной и светской культур, является асимметричность их структуры и содержания. Она связана с тем, что в основе религиозного и светского типов культуры лежат разные принципы. Эти принципы вытекают из функционального предназначения той и другой культуры. Первая призвана ориентировать человека в духовном мире, вторая – на земле. Поэтому религиозная и светская культура соотносятся между собой не так, как соотносились бы две религиозные или две светские культуры. Они располагаются как бы в разных плоскостях, в пересекающихся смысловых пространствах, и поэтому теоретически они вполне совместимы и сочетаемы одним и тем же человеком или общностью людей. Практически же их совместимость зависит от ряда факторов, среди которых следует назвать историко-генетическое родство культур, комплиментарность их идеалов и стереотипов, отношение к «миру» в соответствующей религии и отношение к религии в светской культуре.

Таким образом, противоречие между «оптимистической» и «пессимистической» позициями в вопросе синтеза двух ветвей культуры мы склонны разрешать следующим образом. Вопрос о принципиальной совместимости ценностей, представлений и жизненных императивов светской и религиозно-православной культур – во всяком случае, там, где последняя исторически является традиционной, как это имеет место в России, на наш взгляд, не стоит. Но вот вопрос об их «технической» совместимости сегодня актуален.

В этой связи одна из важнейших проблем православной миссии и церковно-общественного взаимодействия в целом лежит в сфере «культурной экологии», под которой мы здесь понимаем сохранение целостности и устойчивости культурного организма и не-препятствование его естественному развитию. Это относится как к самой православной, так и к светской культуре. Провоцирование «аварийного режима» в функционировании культурной системы, приводящее к сбоям в работе ее диалоговых механизмов, способно привести не только к упрощению и деградации самой этой системы, но и к общественным катаклизмам. В результате культурный организм вместо нормальных органов диалогического общения с другим подобным организмом начинает порождать структуры-«мутанты», представляющие собой гибридные образования из его собственных элементов и более или менее плохо адаптированных элементов культуры-контрагента. Этот сомнительный синтез оборачивается поляризацией и даже расколом самих взаимодействующих культур, порождая в результате не мир и единство, а новые очаги разделения уже внутри каждой из этих культур по идеологическому принципу.

Исходя из этого, в практике светско-религиозного взаимодействия недопустимо ущемление ценностей ни одной из взаимодействующих культур. На это культурный организм реагирует незамедлительным включением «аварийного режима» самосохранения, инициируя появление агрессивных идеологий фундаменталистского толка. Поэтому любые попытки внедрения паттернов одной культуры без их предварительной адаптации, всестороннего осмысления и «вживления» их в исходные категории другой культуры чреваты культурным конфликтом. Он может быть непосредственным или латентным, «отсроченным». В первом случае такой конфликт будет напоминать бурную реакцию взрыва, во втором – мину замедленного действия. Но в любом случае он будет препятствовать нормальному диалогу и процессам естественного синтеза культур, которые, даже при самых благоприятных условиях, требуют времени и исторической ответственности включенных в них людей.

К чему приводит светская агрессия против религии, мы уяснили достаточно хорошо. Культурное отторжение, гонения и социальная изоляция Церкви уже обошлись нашему обществу очень дорогой ценой. Теперь нам следует осознать, что и светская культура также представляет собой весьма тонкий и сложный организм, неоднозначно реагирующий на различные воздействия извне. И ее проблемы не менее актуальны для нас, поскольку, хотим мы того или нет, но именно она образует основу нашего мировосприятия и непосредственно влияет на наш образ жизни и образ мыслей.

Религия же, хотим мы того или нет, воспринимается современным человеком, как правило, не непосредственно, а опосредованно, через призму первичных для него светских мыслеформ. Нам следует отдавать себе отчет в том, что просто «вынуть» их из головы и сердца и заменить готовыми православными мыслеформами невозможно. Преображение же их в свете религиозных истин и принципов – дело достаточно долгого времени и серьезной работы человека над собой.

Духовная жизнь христианина есть не что иное, как вечное становление таковым. И в православной традиции она предполагает не волевое насильственное вытеснение прежнего содержания ума и сердца и замену его неким новым, «уже готовым» содержанием, но именно свободное и творческое преображение, очищение и обновление имеющегося, и развитие того лучшего, что есть в нем самом.

[1] Панарин А.С. Россия в социокультурном пространстве «Запад – Восток» // Человек и современный мир.– М.: ИНФРА-М, 2002.- С. 85.

[2] Цит. по: Панков А.А., Подшивалкина В.И. Проблема воспроизводства религиозного сознания в посттоталитарном обществе // Социологические исследования.– 1995.– № 11.– С. 99.

[3] См., напр.: Пейкова З. Отношение российского населения к православию в конце XX века (по материалам социологических исследований) // Миссионерское обозрение.– 2001.– № 3.– С. 8-9; Русской Православной церкви доверяют 73% россиян

[4] См.: Фурман Д.Е., Каариайнен К. Религиозная стабилизация. Отношение к религии в современной России // Свободная мысль – XXI. Теоретический и политический журнал.– 2003.– № 7.– С. 19.

Источник

Понятие светской культуры. Что это такое?

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА.
— тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т. д. ) основе.
(Мир словарей)

ПОНЯТИЕ светской КУЛЬТУРЫ не есть отрицание религии.

СВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА ассимилирует элементы религиозной культуры.

Верующий человек может быть светским человеком, бывать в обществе, жить по его правилам, его интересами.
Но представитель духовенства ограничен в ведении светского образа жизни, тем более монахи, которые разрывают свои прежние общественные связи.

В качестве примера можно привести недавнее прошлое нашей страны, когда официальная идеология исключала религию из жизни человека; верующих преследовали, храмы уничтожали, как и другие символы ВЕРЫ.
Однако не только представители старшего поколения, но и среднего отмечали религиозные праздники, такие, как Пасха.

А на Новый год в домах издавна ставили елки со звездой на вершине – символом звезды Вифлеема, символом Рождества.
На протяжении истории религиозное сознание не единожды адаптировалось к формам светской культуры, уступая под ее воздействием некоторые свои позиции.

Религия и нравственность.
Религия и нравственность являются важнейшими составляющими духовной культуры. Испокон веков связь религии и нравственности была нерасторжимой.

Нравственное начало – стержень духовной культуры.

В светской культуре нравственное начало в той или иной степени дистанцируется от религии, а иногда и теряет с ней связь.

Дело в том, что религиозные заповеди, как правило, имеют общечеловеческие истоки.
Нравственные законы в этом случае отождествляются с религиозными, например, декалог Моисея и Нагорная проповедь Иисуса Христа.

Именно на их основе многие выдающиеся представители современности формулировали свои собственные нравственные постулаты.

Источник

Обществознание

Лучшие условия по продуктам Тинькофф по этой ссылке

Дарим 500 ₽ на баланс сим-карты и 1000 ₽ при сохранении номера

. 500 руб. на счет при заказе сим-карты по этой ссылке

Лучшие условия по продуктам
ТИНЬКОФФ по данной ссылке

План урока:

Многообразие толкований понятия «Культура»

Культуру принято рассматривать с нескольких точек зрения. К основным подходам в рассмотрении философского понятия культуры относятся:

Современные трактовки понятия «культура» базируются на деятельностном и историческом подходах.

Узкое понятие культуры – это процедура и последовательность действий, в рамках которых происходит создание и распределение ценностей, выраженных в предметах и правилах поведения. Понятия искусство и культура тождественны в узком рассмотрении термина.

На основании указанного можно сделать вывод, что понятие культуры многогранно и его рассмотрение лишь с одной точки зрения недопустимо.

Чтобы лучше раскрыть понятие «культура», важно изучить ее основные функции. К базовым функциям культуры относятся:

Резюмируя, сущность и функции понятия культура многообразны, и недопустимо рассмотрение только под одним углом.

Как отмечалось, характеристика понятия «культура» многогранна, к ней относятся не только результаты деятельности в области творчества (наука, искусство, религия, мораль), но и все материальные объекты, когда-либо созданные человеком. Эволюция понятия культура происходила параллельно с развитием человечества и появлением технологий.

Культура массовая и элитарная

Культуру принято подразделять на массовую и элитарную. Деление понятия культура и дифференциация основана на следующих принципах:

Общее понятие культуры и ее виды зависят не только от авторов произведений, но и от потребителей.

Элитарная культура, в отличие от массовой, ориентирована на ограниченный круг потребителей. Они должны быть подготовлены к пониманию и оценке сложных произведений. Признаки элитарной культуры:

Особенности элитарной культуры – предопределение развития всей культуры. Она задает тенденции в развитии науки, искусстве и религии.

Элитарная культура понятия и формы выражены в разных направлениях искусства. К произведениям элитарной культуры искусствоведы относят классическую и современную:

Как правило, понимание элитарной культуры формируется в семье или закрытом социуме, например, в театральном кружке или музыкальной студии.

Массовую культуру иногда называют попкультурой, так как она характеризуется определенными признаками. Базовые признаки массовой культуры:

Указанные черты массовой культуры – характеристика всех информационных каналов, с которыми ежедневно сталкиваются люди.

Массовая культура носит паразитический характер, сведения быстро передаются от одного человека к другому. Главный инструмент – СМИ. В рамках массовой культуры периодически выделяют такое направление, как экранная. Она представляет собой сочетание компьютера и телевидения.

Особенности Западной и Восточной культуры

Принято считать, что культура зародилась на Востоке, сегодня очевидны различия в ценностях и укладах жизни. Рассмотрим ключевые особенности культур с позиции цивилизаций.

Восточное общество характеризуется традиционностью, устойчивостью стиля жизни в рамках нескольких поколений. Доминанта основана на мифах, религиозных взглядах, ритуалах. Происхождение понятия «культура» связанно именно с древними восточными цивилизациями.

Выделяют две причины указанных особенностей Востока:

К примерам восточных культур относят:

Важной особенностью восточных культур является то, что приоритет отдается деспотизму, как политическому режиму – сильная власть и отсутствие приоритета частной собственности. Упор делается на личностном развитии индивида, его духовном совершенствовании.

Восточная культура всегда отрицала резкие перемены, которые могли бы угрожать стабильности, развивалась эволюционно.

Западная культура во многом противопоставлена восточной. Во-первых, есть приоритет частной собственности, во-вторых, динамика развития. Сформировалась она только в середине пятнадцатого-семнадцатого веков в Европе. В западной культуре нарушилась связь между личностью и обществом.

Существенное влияние на западную культуру оказало христианство и его ценности. В рамках религии возвышался труд, как метод связи с Богом. Для государств характерно преобразование природы, возвышение знаний и науки. Развитие происходило под действием революционных преобразований. Например, появление радио поспособствовало развитию массовой культуры.

Еще важной составляющей Запада является демократия. Люди определяют ход развития событий, а не один властитель. Многообразие прав и свобод дает шанс каждому жить той жизнью, которой хочет.

У каждой из культур есть свои сильные и слабые стороны. Недостатки Востока связаны с привязкой человека к долгу перед обществом, а западной в безнравственности и отсутствии принципов, связанных с понятием добра и зла. Противоборство культур приводит к тому, что Запад стремится захватить ценности и блага, созданные Востоком. Уточним, чем отличается понятие культура от понятия цивилизация – второе включает в себя первое.

Национальная и народная культура

Говоря о культуре нельзя не отметить и определить такие направления, как народная и национальная. Первую иначе называют этнической, то есть принадлежащую определенному народу – этносу. К чертам народной культуры относят:

К примерам народной культуры допустимо отнести былины, хороводы, празднования Масленицы.

Особенности народной культуры – неизвестность автора, групповое творчество передаваемое из уст в уста.

Национальная культура происходит или развивается из народной или пары этнических. Она представляет собой более высокий уровень развития. К ее признакам относятся:

В качестве примера отметим произведения русской классической литературы.

В рамках национальной культы выделяются субэтносы. Небольшие группы с характерными признаками, несколько отличные от основной. Важной особенностью национальной культуры является то, что в ней транслируется информация на всеобщем уровне. В качестве инструментов применяются СМИ и учреждения культуры.

Религиозная и светская культура

Всю культуру допустимо подразделить на религиозную и светскую. Особенностью светского направления является то, что она не связана со сверхъестественными силами. В свою очередь религиозная – это отражение действительности посредством образов, связанных с высшими силами. Светская – это творческая деятельность человека, которая не соотносится с религиозными воззрениями людей. Выделяют три сферы светской культуры :

Религиозная культура – это духовная сфера, которая появилась как результат потребностей людей. К компонентам подобной культуры относятся:

Отраслью культуры является и деятельность, направленная на просвещение людей.

Виды культуры: доминирующая, контркультура, субкультура

Всю культуру социума допустимо подразделить на:

Отличие субкультуры от контркультуры в пассивной позиции по отношению к доминирующей. Доминирующая форма культуры в данном контексте рассматривается, как образец и пример, то есть то, что большинством людей воспринимается как образец поведения. Разница между субкультурой и контркультурой выражена и в поведенческих реакциях ее сторонников. Например, готы [4] хоть и отличаются визуально от основной массы, не выражают агрессии. В свою очередь скинхеды [5] – противопоставляют себя нации и пропагандируют анархию, как форму устройства общества.

Рассматривая виды культур важно изучить понятия, связанные с культурой и ее взаимодействием:

В рамках темы важно осветить понятие толерантности – терпимости по отношению к другим людям, их взглядам, принципам и ценностям.

Уточняя, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие культура, отметим, что речь идет о совокупности всех ценностей, когда-либо созданных человечеством.

Словарь

1. Аниме – течение, в котором люди перенимают образы мультяшных японских героев.

2. Риверхед – сторонники музыки в жанре индастриал, обладают отличительными чертами в гардеробе и сленге.

3. Хиппи – люди, осуществляющие пропаганду против церковных принципов, сторонники мира, не желающие работать.

4. Готы – люди, являющиеся сторонникам панк-движения и перенимающие облик музыкальных исполнителей.

5. Скинхед – представители национал-социалистической идеологии, ультраправые, выражают агрессию.

Источник

Философский словарь

— тип культуры, в которой священное не обладает свойствами сверхъестественного и не требует санкции сверхъестественного начала, базируясь на некоторой альтернативной (рациональной, этической, эстетической, эмпирической и т.д.) основе.

Смотреть значение Светская Культура в других словарях

Культура — ж. франц. обработка и уход, возделывание, возделка; | образование, умственое и нравственое; говорят даже культивировать, вм. обрабатывать, возделывать, образовать и пр.
Толковый словарь Даля

Культура — культуры, ж. (латин. cultura) (книжн.). 1. только ед. Совокупность человеческих достижений в подчинении природы, в технике, образовании, общественном строе. История культуры.
Толковый словарь Ушакова

Культура Мира — парадигма ценностей, отношений, норм и практических навыков, поддерживающих мирную жизнь, усиливающих социальную справедливость, права человека, ратующая за межкультурную.
Политический словарь

Массовая Культура — — наименование феномена, получившего широкое распространение во второй половине XX века.— это определённый вид культуры, характеризующийся производством культурных.
Политический словарь

Масс-культура — масс-культу́ры; ж. Массовая культура.
Толковый словарь Кузнецова

Информационная Культура — знания и навыки эффективного пользования информацией. Предполагает разностороннее умение поиска нужной информации и ее использования, от
работы с библиотечным.
Экономический словарь

Искусство И Культура (arts And Culture) — Многие люди с большей легкостью дадут определение слову «искусство», нежели слову «культура». Термин «искусство» включает в себя следующие виды художественной деятельности.
Экономический словарь

Культура «высокого Контекста» — в маркетинговой классификации культур означает, что в межличностных отношениях в севере предпринимательской деятельности первостепенную роль играют интуиция, традиции.
Экономический словарь

Культура «низкого Контекста» — в маркетинговой классификации культур означает прямую противоположность «культуре высокого контекста» и требует обязательного, четкого и юридически правильного.
Экономический словарь

Источник

Что означает понятие «светская культура». Приведите примеры «несветской» культурыдаю 20 балловПж

Что значит светская культура. Смотреть фото Что значит светская культура. Смотреть картинку Что значит светская культура. Картинка про Что значит светская культура. Фото Что значит светская культура

Светская культура связана с религией прямым и очевидным образом (что, однако, не означает отсутствия неявной, косвенно связи). Примеры «несветской» (религиозной) культуры – церковная музыка, храмовое строительство, иконопись.

Что значит светская культура. Смотреть фото Что значит светская культура. Смотреть картинку Что значит светская культура. Картинка про Что значит светская культура. Фото Что значит светская культура

Примеры «несветской культуры» (религиозной):

Что значит светская культура. Смотреть фото Что значит светская культура. Смотреть картинку Что значит светская культура. Картинка про Что значит светская культура. Фото Что значит светская культура

2)королевская власть поддерживается дворянством

3)власть правителя наследуется

4) политика протекционизма и меркантилизма

Что значит светская культура. Смотреть фото Что значит светская культура. Смотреть картинку Что значит светская культура. Картинка про Что значит светская культура. Фото Что значит светская культура

Что значит светская культура. Смотреть фото Что значит светская культура. Смотреть картинку Что значит светская культура. Картинка про Что значит светская культура. Фото Что значит светская культура

Что значит светская культура. Смотреть фото Что значит светская культура. Смотреть картинку Что значит светская культура. Картинка про Что значит светская культура. Фото Что значит светская культура

Что значит светская культура. Смотреть фото Что значит светская культура. Смотреть картинку Что значит светская культура. Картинка про Что значит светская культура. Фото Что значит светская культура

В России процесс образования централизованного государства имел три ярко выраженные особенности:

складывание централизованного государства на феодальной, а не на индустриальной экономической основе;

образование централизованного государства на многонациональной основе, а не как национального государства, что было характерно для Европы;

нахождение народов, вошедших в состав Московского государства, на различных этапах цивилизационного развития и принадлежность их к различным типам цивилизаций. Это обусловило формирование в России цивилизационного конгломерата, в который входили народы, тяготевшие как к западному, так и к восточному типам развития.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *