Что значит суверенитет народа
Народный суверенитет
Идеи народного суверенитета получили своё развитие в западной мысли с распространением модернистской философии. Распад старых империй и образование новых государств в конце XVI века в Европе вызвал необходимость в объяснении и легитимизации данных исторических процессов. В 1576 французский философ Жан Боден разработал концепцию государственного суверенитета, суть которой заключалась в том, что государство обладает полнотой власти над определённой территорией и её постоянным населением, и является независимым от внешних сил. Изначально у Бодена носителем суверенитета объявлялся монарх, обладающий неограниченной властью над народом.
Однако в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ничем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа, была разработана доктрина народного суверенитета. До Руссо эта доктрина развивалась в работах Томаса Гоббса и Джона Локка.
Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства.
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами и в иных формах.
В современном политическом лексиконе термин «народный суверенитет» в значительной степени вытеснен понятием «демократия». Представители неолиберальной концепции политической теории отмечают, что во всех демократических государствах народный суверенитет является принципом конституционного строя. Суверенитет народа в политических системах демократических государств проявляется в том, что он избирает своих представителей, которые являются носителем его воли и принимают политические решения в целях достижения всеобщего блага.
Элвин Магид, профессор политических наук университета штата Нью-Йорк в Олбани, отмечает, что терминология народного суверенитета нередко используется современными авторитарными режимами для сокрытия нарушений прав человека и репрессий. В качестве примеров он приводит «народные демократии», образованные под воздействием СССР в Восточной Европе после Второй мировой войны, Исламскую Республику Иран и Корейскую Народно-Демократическую Республику. Эту же точку зрения поддерживает профессор НИУ ВШЭ А. А. Сергунин, который указывает, что доктрина народного суверенитета широко распространена не только в демократических государствах, но и в тоталитарных государствах, которые используют её для своей легитимации. Как указывает В. Л. Цымбурский, в тоталитарном государстве советского типа бюрократические элиты, выступавшие как «авангард народа», использовали мобилизационный потенциал паттерна «суверенитета народа», подменяя его содержание собственными идеалами. Как заключает профессор Бостонского университета Роберт Джексон, наиболее ироничным в истории эволюции идеи народного суверенитета является то, что именно от имени народа, а не от имени верховных правителей велись самые масштабные репрессии в истории человечества.
Что такое государственный суверенитет
Основополагающие принципы государственного суверенитета: единство и неделимость территории страны, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
Что такое внутренний и внешний суверенитет
Государственный суверенитет означает политическую и правовую самостоятельность независимого государства, это неотчуждаемое юридическое качество.
У государства есть исключительное право действовать от имени всего общества. Государство независимо решает все вопросы жизни страны, и это решения обязательны для всего населения. Например, лишь государство может издавать законы, собирать налоги, судить.
Внешний суверенитет проявляется в признании государства международным сообществом.
Признаки государственного суверенитета
Признаки внутреннего суверенитета:
Государственная власть универсальна: она распространяется на всех лиц на территории данной страны, обеспечивается с помощью законов и госаппарата.
Государственная власть самостоятельна, независима от других властей на территории страны.
Государственная власть может отменить решение любой другой общественной власти, если та нарушает закон.
Монополия государства на принуждение и насилие: наличие армии, полиции, тюрем.
Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических. Например, власть издает законы.
Признаки внешнего суверенитета:
Самостоятельность государственной власти и независимость от других властей за пределами страны.
Признание государства международным сообществом в качестве субъекта международного права.
Чем ограничен суверенитет государства
На практике ни одно государство не обладает полной свободой действий. Внутри страны оно обязано действовать в интересах народа, чтобы не потерять легитимность.
На мировой арене государство должно считаться с принятыми нормами, учитывать интересы международных организаций и других стран. Например, нужно поддерживать мир с соседями, строить взаимовыгодные отношения с экономическими партнерами, сообща решать глобальные проблемы.
В отдельных случаях ООН дает разрешение на вмешательство в дела других стран, что ставит их суверенитет под вопрос.
Суверенитет России. Декларация о государственном суверенитете
Провозглашение суверенитета означало, что РСФСР больше не считает верховной властью руководство Советского Союза и не намерено во всем выполнять его распоряжения. Россия провозгласила приоритет Конституции и законов РСФСР над законодательными актами СССР, принцип разделения властей, необходимость расширения прав регионов.
Суверенитет народа. Кто является носителем и источником суверенитета в России
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.
Суверенитет народа
***
Читателю настоятельно рекомендуется перед прочтением настоящей статьи ознакомиться с предшествующими работами автора: «Две концепции российского развития» и «Национальные идеи России и Украины».
***
Суверенитет народа – требование Российской Конституции.
Суверенитет, понимаемый как верховенство народа в государстве и местной власти. Требованию много лет.
Непосредственная форма демократии не только предшествует представительной, она должна являть собою постоянно действующие органы власти.
Постоянно действующие институты непосредственного народовластия, взаимодействующие с институтами делегированной власти, и даже участвующие в принятии или приостановке решений избираемой и назначаемой власти – есть новый уровень управления страной, необходимое направление реформ, результаты которого определят путь российского развития в целом. Это путь политического, социального, экономического обновления, на котором Россия не только решит свои проблемы, но станет первопроходцем нового исторического этапа мирового развития, объединяя в решении этой задачи другие страны.
Становление механизма действительного народного суверенитета повлечет взаимообусловленные изменения в обществе, массовой личности и властном устройстве, хозяйстве страны и всех ее территорий.
Изменится понимание социализма. Советскую модель социализма принудительного объединения, определяемого также как государственный монополизм, сменит модель социализма добровольного единения. Для социализма добровольного единения характерен общественный способ управления страной.
Формальное «верховенство народа»
Власть народа, даже по своей концепции, заложенной в Конституцию, механизма суверенитета не получает.
На федеральном и региональном уровнях юридическую силу имеют только выборы, проводимые раз в несколько лет, и референдум, проводимый еще реже.
Местное самоуправление предусмотрено Конституцией, его идеи развиты в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Такая, местная демократия, в случае ее реализации – в решении вопросов местного значения, не означает суверенитета народа России, предъявляющего требования к механизмам власти на всех территориальных уровнях.
Народовластие нельзя мыслить лишь как право выбирать и быть выбранным, изредка отвечать на вопросы референдума и участвовать в решении вопросов местного значения.
УЧАСТИЕ НАРОДА В УПРАВЛЕНИИ СТРАНОЙ ДОЛЖНО ПРОИСХОДИТЬ ПО ШИРОКОМУ СПЕКТРУ ВОПРОСОВ, касающихся интересов граждан, и НА ПОСТОЯННОЙ ОСНОВЕ. Это участие должно происходить в формах и методами, предусматривающими право решающего голоса самоорганизованного народа, наряду с решающими голосами избранных и назначенных лиц.
Референдум, отнесенный Конституцией к «высшему непосредственному выражению власти народа» есть ситуация, в которой народ отвечает на вопросы власти, удобно сформулированные для неё самой.
При наличии механизма суверенитета народ задает власти вопросы, на которые она обязана ответить, и по результатам такого рассмотрения принимаются организационные решения, законы и другие нормативные акты (см. [2]).
Отсутствие суверенитета народа ярко проявляется в построении следующего конституционного силлогизма.
• Первое утверждение – ст.3, ч.1: « Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».
• Второе утверждение – ст.104, ч.1: «Право законодательной инициативы принадлежит…(далее перечисляются государственные должностные лица и органы)».
• Третье утверждение (вывод): «Носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации не имеет права законодательной инициативы».
Получаем противоречие: либо народ не является носителем суверенитета, либо следует доработать законодательство, начиная с Конституции, поскольку 104 статья противоречит 3 статье. При этом п.2 16-й статьи гласит: «Никакие другие положения настоящей Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации», к которым относится 3 статья.
Отмеченное в Конституции противоречие разрешается становлением Российского Гражданского Собора (ниже – Собора) в его понимании, изложенном в [2]. Собор как самоорганизация российского народа должен получить право законодательной инициативы и инициативы принять закон тем или иным способом – всенародным голосованием или Думой с учетом мнения Собора, выявленного Общественной палатой (эта задача Общественной палаты также рассмотрена в [2]).
Требования к новым институтам непосредственного народовластия
К механизмам непосредственного народовластия предъявляются общие требования. Выборы, референдум и гражданский собор имеют организационное, техническое, юридическое и иное обслуживание, но не имеют руководящих органов.
Собор не может являться конференцией делегатов. Он предусматривает всеобщность равноправного и добровольного участия, даже если всеобщность есть идеальный результат процесса становления народовластия.
Работа Собора связана с формированием и заявлением мнений, определением позиции Собора по рассматриваемым вопросам на основании прямого и равноправного участия граждан в обсуждении и голосовании. Неравенство в пределах Собора выведет его из формы непосредственного народовластия.
Ликвидация властной односторонности
С появлением Собора граждане получают возможность непосредственно участвовать в управлении страной и территориями. В том числе, предъявлять развернутые требования к созданию и развитию условий для жизни и деятельности. Причем повсеместно, а не только в районах опережающего развития.
Такие требования предъявляются избираемой и назначаемой власти. Не только в момент выборов. Власть должна разработать и реализовать проект создания таких условий. Собор имеет право контролировать ход выполнения такого проекта, делать собственные выводы и требовать от власти решений по улучшению дел.
Контроль общества за социальной ориентированностью деятельности избираемой и назначаемой власти, отчетность власти перед народом приобретает конкретное содержание и не может сводиться к формальностям. Массового гражданина интересуют конкретные вещи, как состояние ввода объектов и их работа, возможности получения дохода и т.п. Проценты роста не для него. Создаются условия для более эффективного, согласованного ведения дел, целевого использования средств, подавления коррупции.
Преодолевается властная односторонность в виду развития и взаимодействия двух властных подсистем, непосредственного и делегированного народовластия.
Два первых этапа становления Собора – установочный и политический.
Установочный этап – без изменения Конституции и других нормативных актов, действия в пространстве свободы уже предусмотренном законодательством.
Установочный этап это движение от общественного объединения, статус которого уже предусмотрен законом, к всенародному объединению, статус которого должен определяться особо. Точнее, под общественным объединением здесь понимается инициативная группа, имеющая территориальные и иные подгруппы по всей России. Такое общественное объединение имеет целью становление Собора и подготовку его утверждения как формы непосредственного народовластия в законодательстве. Наряду с другими инициативными гражданами общественное объединение включает членов Общественной палаты, для которых реализуется их уставная цель: «выдвижение и поддержка гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан и общественных объединений» (Федеральный закон от 04.04.2005 г. № 32-ФЗ).
Основные задачи Собора на установочном этапе:
— налаживание работы на соборных площадках, в том числе, территориальных, профессиональных и иных, вовлечение всех граждан в деятельность Собора;
— создание в массовом сознании представлений о возможностях Собора в управлении страной, возможностях граждан, связанных с участием в Соборе, возможном будущем страны и всех ее территорий.
Политический этап – утверждение Собора как формы непосредственного народовластия, прописанной в Конституции и других нормативных актах. Изменения в Конституции могут не потребовать созыва Конституционного Собрания и принимаются Федеральным Собранием. В поправках должно отражаться право Собора на часть решающих голосов в выборных органах.
До внесения изменений в Конституцию принимается федеральный конституционный закон, определяющий условия признания Собора как формы непосредственного народовластия, связанные с этим изменения законодательства, а также действия законодательных и иных органов власти.
Конституция – первый общественный договор. Его исполнение, особенно в части суверенитета народа, создает условия для заключения других общественных договоров, являющихся контекстом для множества решений власти и бизнеса, понимаемых и принимаемых гражданами в виду этого обстоятельства.
Существование Собора, решения которого имеют юридическую силу, позволяет гражданам страны договариваться о будущем, которое, по их мнению, должно быть построено, с их участием и при обязательной организационной и финансовой поддержке институтов делегированной власти.
Чтобы институты делегированной власти следовали воле народа необходимо существование самой этой воли, а значит народ должен прийти к относительному согласию по поводу целей осуществления власти и способов достижения этих целей. Такого согласия нет. Но у массового гражданина нет и представления о возможном будущем, понятном и наглядном, которое он бы мог обсудить и принять. А значит, нет предмета, по поводу которого народ может выразить свою волю.
Это положение преодолевается Собором, его работой по заключению общественных договоров.
За первым общественным договором, измененной в связи с появлением Собора Конституцией, следует Концепция долгосрочного развития страны (также – Концепция). Она отражает взаимосвязанные изменения в обществе, государстве, массовой личности и народном хозяйстве, начало которым полагается становлением Собора.
В отличие от Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. новая Концепция должна быть достаточно короткой, воспринимаемой массовым гражданином, но при этом содержать ясную логику, последовательность развития, как и картину будущего.
Второй общественный договор, Концепция долгосрочного развития, обсуждается на Соборе и принимается референдумом, либо другим, предусмотренным Конституцией способом. При этом Собор должен иметь право выбора способа принятия Концепции.
Третий общественный договор – Проект создания условий для жизни и деятельности российских граждан (также – Проект), объединяющий все территориальные проекции, отражающие чаяния населения, как и возможности их реализации. Точнее это часть Проекта, документ, содержание которого разъясняет всем гражданам, с необходимой степенью подробности и доходчивости, конкретные результаты хозяйственных и иных преобразований, их сроки.
Концепция долгосрочного развития является заданием для избираемой и назначаемой власти на разработку Проекта. Все части Проекта, включая его территориальные проекции, должны согласовываться с учетом требований Собора.
Всенародное обсуждение и, одновременно, разработка Проекта завершаются третьим общественным договором.
В дальнейшем могут вноситься изменения в общественные договоры, приниматься новые общественные договоры, в том числе действующие на отдельных территориях. Общественный договор может иметь либо не иметь законодательного закрепления. К последнему случаю относятся нормы поведения и взаимодействия граждан, которые не могут быть узаконены, поскольку относятся к пространству свободы.
Например, личные решения граждан, направленные на участие в развитии трудом, денежными и материальными средствами, кооперация граждан, определенная способностями участников, как моральные нормы.
Принятие общественных договоров не означает, что народ, выбрав своих представителей-управляющих, перейдет в наблюдательную и просительную позицию, вместо того, чтобы участвовать в дальнейшем управлении страной с правом решающего голоса.
Первая и последующие цели российского развития
Суверенитет народа есть первая цель российского развития. Создавая механизм народного суверенитета, мы начинаем формировать механизм российского развития в целом. Создаем гражданское общество, государство и экономику нового, исторически следующего типа. Последнее утверждение связано с характеристикой качественных изменений в массовой личности, обществе, государстве и национальной экономике, которую можно определить как завершенность.
Действительный механизм народовластия изменяет положение гражданина, который становится гражданином в полном смысле этого слова, действительной частью государства. Гражданин участвует в Соборе, имеющем решающие голоса в представительной власти, использует другие возможности участия в управлении страной и ее территориями, хозяйственным развитием, описанные в [2]. Таким образом завершается путь от подданства к гражданству.
Формирование нравственного уровня личности требует ответа на вопрос – ради чего осуществляется деятельность? Достижение национального согласия по поводу целей и путей национального и каждого территориального развития, его законодательное закрепление и, следовательно, снижение неопределенности будущего позволяют каждому гражданину лучше ориентироваться при ответе на вопрос индивидуального участия в общественно-полезной деятельности, проявлять большую настойчивость в формулировке и решении задач такого участия.
Собор есть не только составляющая нового механизма развития, но и механизма самоопределения граждан, составляющая способа определения гражданином своего места в общественной деятельности, его значимости, соответствия личным способностям.
Стремление к лучшему использованию своих способностей в связи с целями развития, содержащимися в общественных договорах, становится частью ценностных представлений. Завершенность системы ценностей означает, что у человека и гражданина есть не только неотчуждаемые права, но и неотчуждаемые обязанности, которые принимаются добровольно как моральные нормы в использовании пространства свободы (см. также [1]).
Соответственно таким утверждениям вводятся дополнительные представления о воспитании и образовании, которые ориентируют молодых людей на освоение культуры, самоопределение и самореализацию в решении задач развития. Есть также общее основание для определения тематики научных исследований и разработок.
В Соборе общество получает способ единения вокруг задач, решаемых для удовлетворения потребностей граждан, развития их личностных качеств. Собор есть механизм достижения национального согласия и заключения общественного договора. В том числе, неформального – само по себе общественное согласие есть такой договор, или неформальная стадия общественного договора, который в зависимости от его содержания требует либо не требует законодательного закрепления.
Гражданское общество – самоорганизованный народ, участвующий в управлении страной с правом решающего голоса. Подразумевается широкий круг вопросов, касающихся интересов граждан.
Народовластие получает свою завершенную форму, поскольку развиты как непосредственное, так и представительное народовластие. При этом не только создается новый механизм непосредственной формы народовластия, но происходят существенные изменения в представительской власти, методах ее работы.
Изменения в массовой личности, обществе, государстве и хозяйственной деятельности, следующие за созданием механизма народного суверенитета, ведут нас к социализму добровольного единения.
Суверенитет народа
Смотреть что такое «Суверенитет народа» в других словарях:
НАРОДНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ (СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА) — в РФ принцип конституционного строя, характеризующий полновластие многонационального народа, признание его единственным источником власти в РФ, а также свободное осуществление им этой власти в соответствии с его суверенной волей и коренными… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… … Энциклопедия инвестора
Суверенитет — (Souverainete, suprema potestas) верховенство,совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе.Главный момент, определяющий понятие С., есть момент отрицательный: надданной властью, которой принадлежит С., не должно стоять… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
СУВЕРЕНИТЕТ — (фр.). Совокупность верховых прав, принадлежащих главе государства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СУВЕРЕНИТЕТ права верховной власти по отношении к подданным; верховенство. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
СУВЕРЕНИТЕТ — (фр. souverainete верховная власть) верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота… … Юридический словарь
СУВЕРЕНИТЕТ — (от фр. souveraine te верховная власть) англ. so vereinity; нем. Souveranitat. 1. Верховенство, независимость от к. л. сил, обстоятельств и лиц. 2. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях … Энциклопедия социологии
Суверенитет — (от фр. souverainete верховная власть; англ. sovereignty; нем. Souveranitat) верховенство и независимость власти. Различают: а) гос ный С. как верховенство гос ной власти внутри страны и ее независимость во внешнеполитических отношениях. Термин… … Энциклопедия права
Суверенитет — свободное, независимое от каких либо внешних сил верховенство. Содержание 1 Государственный суверенитет 1.1 Понятие 1.2 История … Википедия
суверенитет — а; м. 1. Полная независимость государства от других государств в осуществлении своей внутренней и внешней политики. Государственный с. Установить, провозгласить с. Соблюдение суверенитета. Нарушить с. Ограниченность экономического суверенитета… … Энциклопедический словарь
СУВЕРЕНИТЕТ — – состояние независимости данной государственной власти от всякой другой власти как внутри, так и вне границ этого государства (см. Вышинский А. Я., Вопросы теории государства и права, 1949, стр. 410). Понятие С. имеет два аспекта:… … Советский юридический словарь