Что значит субъективные причины

Субъективное мнение: что это такое, отличия от объективного мнения

Что значит субъективные причины. Смотреть фото Что значит субъективные причины. Смотреть картинку Что значит субъективные причины. Картинка про Что значит субъективные причины. Фото Что значит субъективные причины

Мнение – это совокупность убеждений, суждений и умозаключений субъекта об объекте познания. Поскольку мнение может отражать факты с разной степенью точности и достоверности, оно обладает такими свойствами как субъективность и объективность. Сегодня мы поговорим о том, что представляет собой субъективное мнение, чем оно отличается от объективного и почему возникает.

Что такое субъективное мнение?

Субъективное мнение – это совокупность представлений человека (субъекта познания) об объекте познания. Под субъективностью здесь подразумевается то, что эти представления формируются под влиянием личного опыта, убеждений, эмоций и прочих индивидуальных особенностей восприятия.

Часто субъективность мнения обусловлена негативным опытом и страхами. К примеру, если человека на вокзале без каких-либо причин обыскивают сотрудники полиции и ведут себя при этом по-хамски, у него может сформироваться предвзятое отношение к правоохранительным органам. И впредь он будет думать, что «Полицейские на всех смотрят, как на преступников, хотя сами закон постоянно нарушают».

Субъективное мнение зависит не только от жизненного опыта, но и от большого количества других особенностей восприятия. Поэтому разные люди могут по-разному интерпретировать одни и те же события, формируя на их основе разные субъективные мнения. И даже у одного человека с течением времени особенности субъективного мировосприятия сильно меняются, и одни и те же вещи он может совершенно по-разному воспринимать в разные периоды своей жизни.

Отличие субъективного мнения от объективного

Объективность и субъективность – это два противоположных свойства знания. Объективность подразумевает, что знание соответствует объекту познания и не зависит от субъекта. Субъективность же говорит о том, что субъект познания воспринимает объект через призму собственных взглядов, суждений и эмоций. Объективное знание, полностью соответствующее действительности, называется истиной.

Лучше понять разницу между субъективным и объективным мнением помогут следующие определения:

Также объективность и субъективность могут рассматриваться как свойства знания, показывающие, насколько это знание подверглось влиянию особенностей восприятия конкретной личности.

В зависимости от контекста, синонимами слова «объективность» могут быть слова «беспристрастность», «непредвзятость», «справедливость» и «независимость». Синонимами слова «субъективность» могут считаться слова «предвзятость«, «предубеждённость», «вкусовщина» и «односторонность».

Говорить о субъективном и объективном мнении не совсем правильно, поскольку любое мнение по определению является субъективным, а объективное мнение – это знание. Но говорить о том, что одно мнение более объективно, чем другое, вполне уместно.

Субъективное мнение не обязательно противоречит объективной реальности. Рассмотрим в качестве примера обычный камень. Для большинства людей он не представляет интереса, а вот геолог, основываясь на своих знаниях, может рассмотреть в нём кусок ценной породы. Биолог же, в свою очередь, не оценит сам камень, но вполне может заинтересоваться мхом или лишайником, растущим на нём.

Причины возникновения субъективного мнения

Мнение – это представление о некотором объекте, сформировавшееся в определённых обстоятельствах. Оно складывается из неполных знаний и личных впечатлений, возникших в конкретной ситуации и дополняющих это знание. На эти впечатления влияют не только внешние, но и внутренние факторы (мировоззрение, настроение, уже имеющиеся знания и прочее). Но почему люди склонны формировать субъективное мнение вместо того, чтобы стремиться к объективным знаниям? Ответ довольно прост.

У человеческой психики есть интересная особенность – для нас очень важна целостность картины. А осознание того, что картина неполная, вызывает у нас состояние когнитивного диссонанса, избавиться от которого можно, только заполнив все недостающие элементы пазла. И если для этого у нас не хватает объективных знаний, мы достраиваем картину, основываясь на догадках. Таким образом, чем менее полным является знание, тем более субъективным будет мнение, и наоборот.

Сказанное выше можно объяснить простыми словами с помощью известной поговорки: «Мнение начинается там, где заканчивается знание».

Субъективное мнение далеко не всегда формируется в частном порядке. Нередко его основой выступает конформизм – склонность людей соглашаться с мнением большинства, считая его правильным и справедливым. Это ещё одна характерная особенность нашего восприятия. Чтобы сэкономить собственные умственные усилия, наш мозг соглашается с превалирующей точкой зрения, поскольку «такое большое количество людей не может ошибаться».

Стоит отметить, что эта особенность проявляется даже у образованных людей с хорошо развитым критическим мышлением. Поэтому в научных экспериментах широко применяется такой метод как «слепое тестирование». Его суть заключается в том, что некоторые подробности не знает никто из исследователей, чтобы это не повлияло на интерпретацию результатов. К примеру, если тестируется новый лекарственный препарат, никто из исследователей не знает, какие испытуемые получают плацебо, а какие – исследуемое лекарство. И это единственный надёжный способ исключить влияние субъективного мнения.

Заключение

У каждого человека есть своё субъективное мнение по любой теме, которая хоть немного ему интересна. При этом он регулярно сталкивается с субъективными мнениями других людей. На этой почве возникают дискуссии и споры, которые вполне могут приблизить всех участников к истине и сделать их мнения более объективными. Однако важно понимать, что полностью объективного мнения не существует, ведь каждый из нас воспринимает окружающий мир через призму субъективности, давая оценку всем вновь полученным знаниям.

Источник

Что значит субъективные причины

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Причины: объективные и субъективные

Есть такое выражение: «для этого существуют как объективные причины, так и субъективные». Я вот всегда настораживаюсь, когда слышу подобные заявления, меня всегда так и подмывает спросить говорящего: а что тут имеется в виду? Чем ваши объективные причины отличаются от субъективных (субъективные от объективных)? Давайте рассмотрим конкретный пример. Есть спортсмен, который не может выбежать, допустим, стометровку из десяти секунд. И вот говорится: для этого есть как объективные, так и субъективные причины. Рассмотрим, что же имеется тут в виду. Под объективными причинами, очевидно, полагается наличие некоторых физических ограничений у данного спортсмена. Ну не может, он, допустим, выбежать из десяти секунд, нет у него для этого необходимых данных. Под субъективными же причинами полагается, очевидно, лень спортсмена; то есть он не работает должным образом, и поэтому не может выбежать из десяти секунд. Итак, какие-то различия мы проводим и называем их соответствующим (объективно-субъективно) образом, но я утверждаю, что различия тут проводятся совсем по иным основаниям. Возьмем наличие физических ограничений. Почему мы должны считать эту причину более объективной, чем субъективной? Именно этот человек имеет такие ограничения, все тут предельно субъективно. И почему, например, лень мы должны считать чем-то более субъективным, чем объективным? Лень – это то же самое ограничение (нечто объективное). Кто-то ленится, кто-то нет, кто-то больше, кто-то меньше. Объясните мне, чем субъективная лень отличается от объективной? 🙂
Итак, говорить тут о противопоставлении объективности субъективности, как и обычно, не приходится. Что же тут противопоставляется? Нечто, что нельзя изменить противопоставляется тому, что изменить можно. Некие причины-данности противопоставляются причинам, которые при желании можно обойти. На практике получается даже не такое жесткое противопоставление. Скорее то, что изменить сложно противопоставляется тому, что изменить проще. Например, говорят, что человек «объективно» не готов, когда у его не было шансов (или было очень мало) подготовиться, а «субъективно», когда они были, но он их упустил, не использовал. Или, говорят, что компания столкнулась с объективными проблемами в своем развитии, когда конъюнктура рынка для нее в целом неблагоприятна. Финансовый кризис, например, разразился. Это рассматривается как данность, которую нельзя обойти. Можно возразить, что кризис это нечто внешнее, и что вот именно внешние причины называют объективными, а внутренние – субъективными. Однако, я могу привести пример внешних проблем, которые не называют объективными: всякое незначительное изменение конъюнктуры рынка едва ли кто назовет объективной причиной, хотя последствия этих изменений для многих могут быть плачевными (объективно, замечу, плачевными). При этом, считается, что к ним надо быть готовыми, а потому это – «субъективные» причины. Могу также привести примеры внутренних причин, которые не называют субъективными. Например, отсутствие достаточных финансовых средств, первоначального капитала. Так что речь идет не о внутреннем-внешнем, а именно о «жестко» и «не жестко» заданном, о том, что в большей степени от нас зависит, или не зависит. Вот о чем тут идет речь, вот что имеют в виду, когда говорят о субъективных-объективных причинах. Ну, говорят то пусть и говорят, не страшно, но вот всем, кто придает значение понятийному уровню существования, полезно удерживать в уме, что по существу это неверно (объективность неверно противопоставлять субъективности) и имеется в виду нечто иное.

Источник

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Субъективная причина

Субъективные причины связаны с несовершенством применяемых механических средств и устаревших технологий, неудовлетворительной организацией охраны труда, неправильными действиями руководителей, нарушением правил и норм труда, недостаточным контролем за их соблюдением. [1]

Субъективные причины связаны с несовершенством применяемых механических средств и устаревших технологий, неудовлетворительной организацией охраны труда, неправильными действиями руководителей, нарушением правил и норм труда, недостаточным контролем за их соблюдением. [4]

Субъективные причины могут быть ликвидированы полностью. Объективные причины могут быть сглажены путем создания экономически равных условий хозяйствования. [5]

Субъективные причины вытекают непосредственно из хозяйственной деятельности предприятия и являются следствием его неудовлетворительной работы. [6]

Первая, субъективная причина состоит в уже упоминавшемся доверии широкой публики к беспристрастной и объективной вычислительной машине. Сам факт проведения расчетов на ЭВМ для многих ( в том числе и для заказчиков в прикладных исследованиях) служит зачастую гарантией точности и объективности полученных результатов. Все это накладывает дополнительную ответственность на исследователя, проводящего имитационный эксперимент, тем более, что ему в своей деятельности приходится преодолевать значительные трудности, главная из которых состоит в необходимости построить адекватную математическую модель исследуемого явления. Необходимость строить математическую модель является объективной причиной более важной роли исследователя в имитационном эксперименте по сравнению, скажем, с экспериментом натурным. Имитация применяется обычно для анализа сложных объектов, в которых другие методы неприменимы: в прикладных имитационных исследованиях модели очень сложны, от исследователя требуется умение правильно выделить те факторы, которые существенны с точки зрения цели исследования. В фундаментальных исследованиях сложности носят принципиальный характер: хотя математические модели здесь могут быть просты, они содержат в себе описание плохо понимаемых процессов и явлений, причем это описание дается самим исследователем. Неправильно построенная модель в прикладном или неправильно истолкованные результаты в фундаментальном имитационном исследовании могут привести к грубым ошибкам. [7]

Субъективные причины ошибочной диагностики обусловлены уровнем подготовки и квалификации врача. Кратковременным пребыванием больного условно считается пребывание его в лечебном учреждении не менее 24 часов. [8]

Субъективные причины отклонений фактических показателей разработки от проектных связаны с формой составления и характером утверждения проектов разработки. Дело в том, что проект разработки или коррективы к проекту разработки составляются научно-исследовательскими институтами, а утверждаются в лучшем случае в Мингазпроме, а нередко и в производственных организациях ( газодобывающие объединения или управления); интересы проектирующих организаций и утверждающих проект организаций не совпадают ни в отношении материального стимулирования, ни в отношении поставленных целей. Задача проектирующих организаций в конечном счете сводится к тому, чтобы составить проект разработки ( ОПЭ) и добиться его утверждения. Несколько иной характер носит отношение производственных организаций к требованиям уровня составления проектов. [9]

Субъективной причиной удовлетворения исков налогоплательщиков является недоказанность налоговыми органами фактов налоговых правонарушений. Поскольку при разрешении споров-налоговые органы используют лишь те документы, на которые были сделаны ссылки в акте проверки, а налогоплательщик вправе представить в суд любой документ, связанный с исчислением и уплатой налогов, даже который не был представлен налоговым органам для оценки в процессе проведения проверки. [10]

Из субъективных причин самой весомой является предубеждение субъекта управления, a priori предпочитающего одну определенную альтернативу. Стараясь ее защитить от всех других, он упрямо остается при традиционных решениях, исключая альтернативы, которые кажутся слишком сложными или невероятными [ 107, с. Значимость альтернативы для решения поставленной задачи не всегда можно познать сразу и прямо. Поэтому необходимо избежать преждевременного ограничения совокупности альтернатив. [12]

Источник

Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов.

Причины конфликта раскрывают источники их возникнове­ния и предопределяют характер протекания, методы урегулиро­вания.

Причины конфликта — это проблемы, явления, события, кото­рые предшествуют конфликту и при определенных ситуациях, складывающихся в процессе деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его. Деятельность субъектов социального взаимодействия порож­дает причины конфликта при определенных условиях, и в резуль­тате действия конкретных факторов причины проявляются и создается конфликтная ситуация, при которой отношения между противоборствующими сторонами накаляются до такой степени, что достаточно инцидента, повода («зажечь спичку»), чтобы воз­ник конфликт. Инцидент — это стечение обстоятельств, являющих­ся поводом для конфликта.

Среди огромного множества причин конфликтов можно выде­лить общие и частные причины. Общие причины проявляются практически во всех возникающих конфликтах. К ним можно от­нести следующие причины:

• социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране;

• социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрас­том, принадлежностью к этническим группам и др.;

•социально-психологические причины, отражающие социально-психологические явления в социальных группах: взаимоотноше­ния, лидерство, групповые мотивы, коллективные мнения, на­строения и т.д.;

• индивидуально-психологические причины, отражающие индиви­дуальные психологические особенности личности (способности, темперамент, характер, мотивы и т.п.).

Частные причины непосредственно связаны со спецификой кон­кретного вида конфликта.

Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конф­ликтных ситуациях. Конфликтная ситуация — это накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, оголяющие причины конфликтного противосто­яния и требующие его разрешения.

Существует группы причин конфликтов:

Объективные: объективные, организационно- управленческие

Объективные причины, как правило, приводят к созданию предконфликтной обстановки. Иногда они могут быть реальными, а иногда мнимыми и в этом случае будут только поводом, искусственно придуманным человеком.

Условно выделяются объективные и субъективные причины конфликта.

К числу наиболее частных объективных причин можно отнести следующие:

●естественное столкновение материальных и духовных интересов людей в процессе жизнедеятельности.

●слабая разработанность правовых норм, регулирующих неконфликтное решение проблем.

●Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ. Основным дефицитом сегодня стали деньги. Если в организации появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто получает эту работу, и остальными работниками. Распределение материальных и духовных ресурсов является объективно конфликтным процессом.

Вторая группа объективных причин конфликтов носит организационно-управленческий характер. Организационно-управленческие причины конфликтов связаны с созданием и функционированием организаций, коллективов, групп, заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определяться задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Функционально-организационные причины конфликтов вызваны неоптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач.

Субъективные причины начинают действовать тогда, когда предконфликтная обстановка перерастает в конфликт. Практически в любой предконфликтной ситуации у человека остается выбор конфликтного или одного из неконфликтных путей ее разрешения. Только исходя из индивидуальных психологических особенностей человек выбирает то или иное поведение.

●Одной из таких причин становятся возможные значительные потери информации и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может передать без искажения в процессе общения информацию.

Личностные причины конфликтов связаные, с индивидуально-психологическими особенностями его участников обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой.

Конфликты, которые можно отнести к психологическим

Типология конфликтов.

Конфликты, как уже отмечалось при характеристике их основ­ных черт, — явление не только неизбежное и повсеместное, но и многоликое. Они отличаются большим разнообразием. Конфликты имеют место во всех областях общественной жизни, а потому правомерно выде­лять социально-экономические, этнические, межнациональные, политические, идеологические, религиозные, военные, юридичес­кие, семейные, социально-бытовые и иные типы конфликтов.

Подходы к классификации могут быть самыми разными. Так, социологи обращают внимание прежде всего на макро- или мик­роуровень конфликтов, на такие их основные типы, как социаль­но-экономический, национально-этнический и политический. Юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и со­циально-трудовые, а также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики.

Классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и, следовательно, помогает на­ходить возможные пути их разрешения.

По сферам проявления конфликты делят на производственно-экономические, основой которых являются производственно-эко­номические противоречия; идеологические, в основе которых ле­жат противоречия во взглядах; социально-психологические, воз­никающие в связи с противоречиями в социальной сфере, а также особенностями психики человека, и семейно-бытовые, отражаю­щие противоречия семейных и бытовых отношений. Если работ­ников связывают родственные отношения, то семейно-бытовые конфликты могут переплетаться с перечисленными выше видами конфликтов.

По масштабам, длительности и напряженности выделяют конф­ликты: общие и локальные; бурные быстротекущие, кратковремен­ные, возникающие на основе индивидуальных психологических осо­бенностей личности, они отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих сторон; острые длительные, затяж­ные, возникающие при наличии глубоких противоречий; слабовыраженные и вялотекущие, возникающие на основе не очень острых противоречий, либо связанные с пассивностью одной из сторон; слабовыраженные и быстротекущие, возникающие в связи с поверхно­стными причинами, они носят эпизодический характер. По субъектам конфликтного взаимодействия конфликты подраз­деляются на: внутриличностные, которые связаны со столкно­вением противоположно направленных имманентных мотивов личности; межличностные при столкновении интересов двух личностей; межличностно-групповые, при которых противобор­ствующими сторонами являются, с одной стороны, личность, а с другой — группа; межгрупповые, возникающие при столкно­вении интересов двух социальных групп.

По предмету конфликта различают конфликты реальные (пред­метные), имеющие четкий предмет, и нереальные (беспредмет­ные), не имеющие четкого предмета или имеющие предмет жиз­ненно важный только для одной стороны.

По источникам и причинам возникновения конфликты делят на объективные и субъективные. В первом случае конфликт спосо­бен развиться вне воли и желания его участников, просто в силу складывающихся в организации или его подразделении обстоя­тельств. Но конфликтная ситуация может создаться также из-за мотивов поведения, преднамеренных устремлений того или иного субъекта социальных связей. Объектом столкновения выступает конкретная материальная или духовная ценность, к обладанию которой стремятся конфликтующие стороны. Субъекты конфликта — работники организации со своими потребностями, интересами, мотивами и представления­ми о ценностях.

По непосредственным причинам возникновения конфликты выступают как организационные, т.е. происходящие в пределах определенной социальной системы, того или иного структурного образования в связи с изменением внешних обстоятельств или на­рушением регламентированного порядка; эмоциональные, свя­занные, как правило, с личностным восприятием происходящего вокруг, с чувственной реакцией на поведение и действия других лю­дей, расхождением во взглядах и т.п.; социально-трудовые, вызы­ваемые несовпадением, конфронтацией частных и общих интере­сов, несовместимостью целей отдельных лиц и социальных групп; деловые и личностные.

Конфликты коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, участники ко­торых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конф­ликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчи­нения и неподчинения. Особую печать несет вертикальный конф­ликт (как «сверху вниз», так и «снизу вверх»), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель — подчиненный, работодатель — работник и т.п.). В этом случае мо­жет иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажет­ся на ходе и развязке конфликта.

По социальным последствиям конфликты бывают: позитивные, когда разрешение конфликта способствует развитию организации, и негативные, ведущие к ухудшению деятельности организации; Конструктивные, в основе которых лежат объективные противоречия, способствующие совершенствованию деятельности органи­зации, и деструктивные, в основе которых лежат субъективные причины, способствующие росту социальной напряженности и ухудшению деятельности организации; созидательные, способствующие процветанию организации, ее бурному развитию, и разрушительные, ведущие к разрушению социально-экономической системы.

По формам и степени столкновения противоборство может быть открытым (спор, ссора и т.п.) и скрытым (действия исподтишка, маскировка истинных намерений и т.д.); стихийным, т.е. спонтан­но возникшим, и инициативным, заранее спланированным или просто спровоцированным.

По способам и масштабам урегулирования (разрешения) конф­ликты разделяются на антагонистические, сопровождаемые неус­тупчивостью и непримиримостью сторон, а также компромиссные, допускающие разновариантность преодоления расхождений, вза­имосближения взглядов, интересов, целей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *