Что значит структурное подразделение в школе
Что значит структурное подразделение в школе
Статья 27. Структура образовательной организации
1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.
7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.
9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.
10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.
11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.
12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.
«Об образованиии в Российской Федерации»
Рнформационный портал РїРѕ внедрению эффективных организационно-управленческих Рё финансово-экономических механизмов, структурных Рё нормативных изменений, новаций
Вы здесь
Законодательство не содержит универсального определения структурного подразделения организации. Исходя из сложившейся практики, под структурными подразделениями организаций принято считать их части, обособленные по территориальному или функциональному признаку. Так, в соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса РФ филиалом или представительством юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, при этом филиал осуществляет все функции головной организации или их часть, а представительство может только представлять интересы организации и осуществлять их защиту. При этом под другой местностью, по мнению судебных органов, следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (например, часть третья п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
В статье 27 Федерального закона № 273-ФЗ приведен широкий перечень различных структурных подразделений образовательных организаций, свойственных различным их типам, видам и направленности образовательных программ, а также иным особенностям функционирования. В их числе Федеральный закон называет филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся. За исключением филиалов и представительств иные структурные подразделения можно считать обособленными именно по признаку исполняемых функций. Данный перечень является открытым, причем действующее законодательство не устанавливает каких-либо запретов считать структурными подразделениями и иные «части» образовательной организации.
Например, присоединенный к общеобразовательному учреждению детский сад можно будет считать структурным подразделением данного учреждения, деятельность которого отличается уровнем реализуемой общеобразовательной программы. При этом не имеет принципиального значения (если это не филиал) территориальное место расположения групп детей бывшего детского сада. И наоборот, если присоединенная к общеобразовательному учреждению начальная школа попросту расширила уже имеющийся контингент классов-комплектов начальной школы, то считать её структурным подразделением необоснованно.
Таким образом, само по себе расположение образовательной организации и её частей в различных зданиях с разными юридическими адресами еще не является достаточным основанием считать эти части структурными подразделениями, так как отсутствует функциональная обособленность этих частей.
Важный юридический аспект структурирования образовательных организаций присутствует при оформлении трудовых отношений с работниками: если в трудовом договоре при приеме на работу указывалось структурное подразделение, то постоянное или даже временное изменение структурного подразделения считается переводом на другую работу, требующим согласия работника (ст. 72.1 Трудового кодекса РФ).
Создание и функционирование структурных подразделений образовательной организации регулируется локальными нормативными актами (части 2, 4 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ).
Справка об организации структурных подразделений
об организации структурных подразделений
Согласно плану внутришкольного контроля и руководства, во исполнении приказа № 210 от 06.11.16г. с 14.11.16г. по 26.11.16 была проведена проверка работы структурных подразделений школы ( учебно-методической работы, учебно-воспитательной работы, дополнительного образование, психолого-педагогической службы, социальной защиты, физкультурно-оздоровительной работы, обеспечения безопасности обучающихся, информатизации, административно-хозяйственной части, финансово-экономической службы).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.96 № 12-ФЗ с изменениями и дополнениями на июль 2009 г.) образовательному учреждению предоставлено право «самостоятельно определять нормативную правовую основу своей деятельности». Пункт 1.7.6 ст. 13 Закона определяет, что в Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: «структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности». Это относится и к структурным подразделениям школы ( учебно-методическая работа, учебно-воспитательная работа, дополнительное образование, психолого-педагогическая служба, социальная защита, физкультурно-оздоровительная работа, обеспечение безопасности обучающихся, информатизация, канцелярия, административно-хозяйственная часть, финансово-экономическая служба).
При создании структурного подразделения школа руководствуется следующими организационными требованиями:
— структурное подразделение ОУ должно иметь необходимую учебно-материальную базу для организации учебно-воспитательной деятельности;
— структурное подразделение организует свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами в области образования, уставом образовательного учреждения и настоящим Положением.
Основными задачами структурного подразделения школы являются:
формирование у обучающихся современного уровня знаний;
развитие личности, ее самореализации и самоопределения и профессиональной направленности;
формирование физически и психологически здоровых воспитанников;
патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся;
воспитание гражданина Российской Федерации.
Положение о структурном подразделении утверждается руководством школы и согласовывается с учредителем.
Оборудование и оснащение структурного подразделения, организация рабочих мест в нем производится в строгом соответствии с требованиями действующих стандартов, правил, норм и инструкций по безопасным приемам работы, охране труда и производственной санитарии.
Образовательная деятельность структурного подразделения
Организация образовательного процесса в структурном подразделении регламентируется учебным планом и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой.
Руководство и контроль за выполнением учебных планов и программ осуществляет администрация школы.
Организация образовательного процесса, режим функционирования структурного подразделения, аттестация обучающихся, продолжительность и форма обучения определяются Типовым положением и Уставом образовательного учреждения.
Финансово-хозяйственная деятельность структурного подразделения
Штатная структура подразделения школы утверждается руководителем учреждения.
Структурное подразделение школы не имеет собственную смету доходов и расходов, текущие расходы планируются в смете образовательного учреждения и оплачиваются из соответствующего бюджета.
Структурное подразделение школы финансируется за счет бюджетных средств, в рамках финансирования школы.
Управление структурным подразделением осуществляется заместителем директора по учебной работе, назначаемый руководителем образовательного учреждения приказом по школе. Он несет ответственность за выполнение задач, возложенных на структурное подразделение, плановую и трудовую дисциплину в структурном подразделении в соответствии с правами и обязанностями обучающихся и работников, определяемыми Трудовым кодексом Российской Федерации.
Прекращение деятельности структурного подразделения ОУ путем ликвидации или реорганизации производится на основании приказа директора образовательного учреждения по согласованию с учредителем или по решению суда в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Являются ли структурными подразделениями школы Учебно-методическая служба и т.д.?
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 на сайте образовательной организации необходимо размещать в том числе «Наименование структурных подразделений (органов управления)».
В связи с чем возник вопрос: являются ли структурными подразделениями школы
Если нет, то о каких структурных подразделениях идет речь?
Здравствуйте, согласно ФЗ об образовании ст. 27 школа создание и функционирование структурных подразделений образовательной организации регулируется локальными нормативными актами.
Ответ на Ваш вопрос, да являются.
2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).
4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.
Положение о структурных подразделениях МОУ «Средняя школа № 48»
Положение о структурных подразделениях
МОУ «Средняя школа № 48»
1.1. Настоящее Положение регулирует образовательную, воспитательную, производственную и финансово-хозяйственную деятельность структурного подразделения в составе школы. Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».
1.2. Структурное подразделение не является юридическим лицом и приобретает права на образовательную и воспитательную деятельность с момента выдачи лицензии школы.
1.3. Структурное подразделение создается для обеспечения целостного процесса социальной адаптации, жизненного определения и становления личности обучающихся школы с учетом их интересов, возможностей и желаний; для повышения эффективности функционирования образовательной деятельности школы.
1.4. При создании структурного подразделения школа руководствуется следующими организационными требованиями:
· структурное подразделение должно иметь необходимую материальную базу для реализации поставленных задач;
· оборудование и оснащение структурного подразделения, организация рабочих мест производится в строгом соответствии с требованиями действующих стандартов, норм,
· структурное подразделение организует свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными актами в области образования, Уставом школы и настоящим Положением.
· инструкций по безопасным приемам работы, охране труда и производственной санитарии.
2. Структура и основы деятельности школы
2.1. Учебно-воспитательная деятельность сопровождается деятельностью следующих структурных подразделений школы:
· Социально-психологической службой школы, деятельность которой регулируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
· Методическими объединениями, которые возглавляет руководитель методического объединения;
· Группами внеурочной деятельности, деятельность которых контролируется зам. директора по учебно-воспитательной работе;
· Библиотекой, возглавляемой заведующей педагогом-библиотекарем.
· Воспитательный процесс сопровождается функционированием Совета обучающихся.
Все структурные подразделения школы подчиняются непосредственно директору и находятся под его контролем.
2.3. Организация питания в школе возлагается согласно договору на предприятие общественного питания. В школе предусмотрено помещение для питания обучающихся.
3. Цели и задачи структурного подразделения
3.1. Основной целью структурных подразделений школы является создание оптимальных условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, охраны и укрепления здоровья, физического и психического развития воспитанников и обучающихся.
3.2. Основными задачами структурных подразделений являются:
· формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
· развитие инновационных технологий образовательной деятельности;
· достижение обучающимися соответствующего образовательного уровня, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения образовательных программ выпускниками;
· организация обеспечения охраны труда и жизнедеятельности участников образовательных отношений;
· создание условий для сохранения здоровья участников образовательных отношений школы и пропаганды здорового образа жизни;
· адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
· воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
· создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (государственных образовательных стандартов).
4. Функции структурных подразделений школы
4.1. Функции социально-психологической службы школы:
· диагностика (индивидуальная и групповая);
· консультирование (индивидуальное и групповое);
· развивающая работа (индивидуальная и групповая);
· психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности обучающихся, администрации школы, педагогов, родителей;
· организация психолого-педагогических консилиумов.
4.2. Функции методического совета:
· участие в разработке и определении концепции развития,
· содействие в разработке Плана работы школы на учебный год;
· анализ и обоснование предложений по определению содержания образования, его преемственности на всех уровнях обучения;
· разработка рекомендаций по совершенствованию структурных и содержательных компонентов образовательной деятельности;
· анализ и экспертиза локальных актов школы, авторских программ обучения по общеобразовательным предметам;
· обобщение высокоэффективного педагогического опыта сотрудников школы и пропаганда опыта работы специалистов организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
· поддержка культурно-образовательной инициативы, новых педагогических технологий, оказание организационно-методической помощи в разработке творческих (проблемных) тем исследования учителям.
4.3. Функции методических объединений учителей, методического объединения классных руководителей:
· методическое сопровождение образовательной и воспитательной деятельности,
· оказание помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий, организация учебно-воспитательной, методической, культурно-массовой, внеклассной работы,
· обеспечение своевременного составления, представления отчетной документации;
· участие в подборе и расстановке педагогических кадров, в организации повышения их квалификации и профессионального мастерства, в оснащении мастерских, учебных лабораторий, кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, пополнении библиотеки учебно-методической, художественной, периодической литературой;
4.4. Функции групп внеурочной деятельности
· создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка;
· организация пребывания обучающихся в школе для активного участия их во внеклассной работе и во внеурочной деятельности.
4.5. Функции библиотеки:
· обеспечение необходимой книгоиздательской продукцией, учебниками, пособиями и литературой по содержанию образовательной деятельности, по потребностям структуры школы и классов;
· сбор дополнительной литературы, способствующей развитию личности и превосходящей рамки школьной программы, хранение и учет имеющейся литературы;
· оформление стендов для обеспечения информирования,
· осуществление информационного, библиотечного и справочно-библиографического обслуживания всех категорий пользователей школы,
· организация мероприятий, ориентированных на формирование медиакультуры школьников,
4.6. Функции Совета обучающихся:
· участие в планировании деятельности ученического коллектива на триместр и учебный год,
· участие в разработке локальных актов, регламентирующих школьную жизнь,
· организация и проведение школьных мероприятий (акций, рейдов, слетов, конференций и т. д.),
· содействие реализации инициатив обучающихся во внеурочной деятельности, участие в создании условий для их реализации,
· содействует разрешению конфликтных вопросов, участие в согласовании интересов обучающихся, учителей и родителей,
· руководство деятельностью органов самоуправления классных коллективов,
· взаимодействие с родителями через Совет школы.
4.7. Функции канцелярии:
· осуществление согласно приказам приема и увольнения сотрудников школы, прием, выбытие обучающихся,
· обработка поступающей и отправляемой корреспонденции, доставка ее по назначению,
· осуществление контроля за сроками исполнения документов,
· организация работы по регистрации, учету и хранению документов,
· ведение разработки номенклатуры дел,
· осуществление контроля за правильным формированием дел и подготовкой материалов к своевременной сдаче в архив,
· печать и размножение служебных документов,
· оформление командировочных документов;
· ведение учета, обеспечение сохранности и предоставление документов, хранящихся в архиве по запросу отдельных лиц, вышестоящих организаций, ведомств, служб,
· осуществление учета и обеспечение полной сохранности принятых на хранение дел,
· проведение экспертизы ценности документов, хранящихся в архиве.
5. Руководитель структурного подразделения (работник, на которого возложены обязанности по руководству структурным подразделением):
· подчиняется директору школы;
· по доверенности действует от имени школы;
· в пределах своих полномочий дает указания, обязательные для всех работников, своевременно предоставляет администрации школы информацию обо всех изменениях, касающихся оплаты труда (больничные листы, замены работников и т. д.);
· докладывает по вопросам работы структурного подразделения Совету школы и педагогическому совету школы;
— своевременность (согласно требованиям школы) предоставления отчетных документов;
— соблюдение режима охраны структурного подразделения;
— соблюдение всеми работниками структурного подразделения Устава школы и правил внутреннего трудового распорядка, противопожарной безопасности, санитарии.
— организацию учебной деятельности;
— результаты работы структурного подразделения;
— своевременное предоставление отчетности администрации школы;
— сохранность и здоровье детей во время учебной деятельности;
— обеспечение жизнедеятельности структурного подразделения.
6. Права структурных подразделений школы.
Права структурного подразделения осуществляются руководителем структурного подразделения и другими работниками подразделения в следующем:
· представлять на рассмотрение директора предложения по вопросам деятельности структурного подразделения;
· получать от руководителя и специалистов школы информацию, необходимую для осуществления своей деятельности;
· подписывать документы в пределах своей компетенции;
· обращаться к администрации школы за оказанием содействия в исполнении своих должностных обязанностей.
7. Ответственность структурных подразделений школы.
Руководитель структурного подразделения и другие работники подразделения несут ответственность:
· за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями в соответствии с действующим законодательством;
· за правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством;
· за причинение материального ущерба в соответствии с действующим законодательством.
8. Взаимодействие структурных подразделений школы.
Взаимодействие структурных подразделений школы направлено на качественное обеспечение обучения, воспитания обучающихся, безопасности жизнедеятельности участников образовательных отношений, модернизации школьного образования, создания полноценного информационного школьного пространства, изучения и внедрения инновационных программ обучения, технологий обучения и воспитания, необходимого методического сопровождения. Взаимодействие обеспечивается согласованным учебно-воспитательным планированием, Программой развития школы, финансово-хозяйственной деятельностью на определенный временной промежуток, приказами и распоряжениями директора школы.