Что значит строительство социализма

Социализм — что это такое простыми словами, суть и примеры стран

Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! В чисто социалистической системе все законные решения о производстве и распределении принимаются правительством, и люди полагаются на государство во всем, от продуктов питания до здравоохранения. Правительство определяет объемы производства и уровень цен на эти товары и услуги.

Социалисты утверждают, что совместное владение ресурсами и централизованное планирование обеспечивают более равномерное распределение товаров и услуг и более справедливое общество. О том что такое социализм и в чем его суть поговорим в сегодняшней статье.

Что значит строительство социализма. Смотреть фото Что значит строительство социализма. Смотреть картинку Что значит строительство социализма. Картинка про Что значит строительство социализма. Фото Что значит строительство социализма

Содержание статьи:

Что такое социализм?

Социализм — это популистская экономическая и политическая система, основанная на общественной собственности (также известной как коллективная или общая собственность) на средства производства. К этим средствам относятся машины, инструменты и фабрики, используемые для производства товаров, предназначенных для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Коммунизм и социализм — это общие термины, относящиеся к двум левым школам экономической мысли. Оба понятия выступают против капитализма, но социализм на несколько десятилетий старше «Манифеста Коммунистической партии», брошюры 1848 года Карла Маркса и Фридриха Энгельса.

Подробнее о сути социализма

Общая собственность при социализме может формироваться через технократическое, олигархическое, тоталитарное, демократическое или даже добровольное правление. Ярким историческим примером социалистической страны является бывший Советский Союз. Современные примеры включают Кубу, Венесуэлу и Китай.

Из-за своих практических проблем и плохой репутации социализм иногда называют утопической или «пост-дефицитной» системой, хотя современные сторонники считают, что она могла бы работать, если бы ее правильно внедрили. Они утверждают, что социализм создает равенство и обеспечивает безопасность — ценность рабочего зависит от количества времени, которое он или она работает, а не от стоимости того, что он или она производит, — в то время как капитализм эксплуатирует рабочих на благо богатых.

Социалистические идеалы включают:

Или, как описывает это старый социалистический лозунг, «От каждого по его способностям, каждому по его труду».

Зарождение социализма

Социализм развивался в противовес крайностям и злоупотреблениям либерального индивидуализма и капитализма. В условиях ранней капиталистической экономики в конце 18 и 19 веков страны Западной Европы испытали быстрое промышленное производство и общий экономический рост. Некоторые люди и семьи быстро разбогатели, в то время как другие погрузились в бедность, создавая неравенство доходов и другие социальные проблемы.

Самыми известными ранними социалистическими мыслителями были Роберт Оуэн, Анри де Сен-Симон, Карл Маркс и Владимир Ленин. В первую очередь Ленин разъяснил идеи прежних социалистов и помог вывести социалистическое планирование на национальный уровень после большевистской революции 1917 года в России.

После провала социалистического централизованного планирования в Советском Союзе и маоистском Китае в 20 веке многие современные социалисты приспособились к жесткой регулирующей и перераспределительной системе, иногда называемой рыночным социализмом или демократическим социализмом.

Социализм и капитализм

Капиталистические экономики (также известные как свободный рынок или рыночная экономика) и социалистические экономики различаются по своей логической основе, заявленным или подразумеваемым целям и структурам собственности и производства. Социалисты и сторонники рыночной экономики склонны соглашаться в фундаментальной экономической теории — например, в структуре спроса и предложения, — но не соглашаться с ее надлежащей адаптацией. Несколько философских вопросов также лежат в основе дебатов между социализмом и капитализмом: какова роль государства? Что составляет право человека? Какую роль в обществе должны играть равенство и справедливость?

Функционально социализм и рыночный капитализм можно разделить на права собственности и контроль над производством. В капиталистической экономике частные лица и предприятия владеют средствами производства и правом извлекать из них прибыль. К правам частной собственности относятся очень серьезно и применимы практически ко всему. В социалистической экономике государство владеет средствами производства и контролирует их. Личное имущество иногда разрешено, но только в виде товаров народного потребления.

В социалистической экономике государственные чиновники контролируют производителей, потребителей, вкладчиков, заемщиков и инвесторов, принимая на себя и регулируя торговлю, поток капитала и другие ресурсы. В рыночной экономике торговля ведется на добровольной или нерегулируемой основе.

Рыночная экономика полагается на отдельные действия самоопределяющихся людей для определения производства, распределения и потребления. Решения о том, что, когда и как производить, принимаются в частном порядке и координируются стихийно разработанной системой цен, а цены определяются законами спроса и предложения. Сторонники говорят, что свободно плавающие рыночные цены направляют ресурсы на их наиболее эффективные цели. Прибыль поощряется и стимулирует производство в будущем.

Социалистические экономики полагаются либо на государство, либо на рабочие кооперативы, чтобы управлять производством и распределением. Потребление регулируется, но частично это остается на усмотрение частных лиц. Государство определяет, как используются основные ресурсы, и облагает налогом богатство для целей перераспределения. Социалистические экономические мыслители считают иррациональными многие виды частной экономической деятельности, такие как арбитраж или использование заемных средств, поскольку они не создают немедленного потребления или «использования».

Отличия социализма и капитализма

Между этими двумя системами существует много разногласий. Социалисты считают капитализм и свободный рынок несправедливыми и, возможно, неустойчивыми. Например, большинство социалистов утверждают, что рыночный капитализм не способен обеспечить достаточно средств существования для низших классов. Они утверждают, что жадные владельцы подавляют заработную плату и стремятся сохранить прибыль для себя.

Сторонники рыночного капитализма возражают, что для социалистической экономики невозможно эффективно распределять ограниченные ресурсы без реальных рыночных цен. Они утверждают, что возникающие в результате нехватка, излишки и политическая коррупция приведут к еще большей бедности, а не к ее уменьшению. В целом, они говорят, что социализм непрактичен и неэффективен, страдая, в частности, от двух основных проблем.

Первая проблема, широко называемая «проблемой стимулов», заключается в том, что никто не хочет работать санитарным работником или мыть окна в небоскребах. То есть социалистические планировщики не могут стимулировать рабочих к принятию опасной или неудобной работы без нарушения равенства результатов.

Гораздо более серьезной является проблема расчетов, концепция, восходящая к статье экономиста Людвига фон Мизеса «Экономические расчеты в Социалистическом Содружестве» 1920 года. Социалисты, как писал Мизес, не могут производить никаких реальных экономических расчетов без механизма ценообразования. Без точных факторных затрат не может быть точного учета. Без фьючерсных рынков капитал никогда не сможет эффективно реорганизоваться с течением времени.

Может ли страна совмещать и то, и другое?

Хотя социализм и капитализм кажутся диаметрально противоположными, в большинстве капиталистических экономик сегодня есть некоторые социалистические элементы. Элементы рыночной экономики и социалистической экономики могут быть объединены в смешанную экономику. Фактически, большинство современных стран работают со смешанной экономической системой и правительство, и частные лица влияют на производство и распределение.

Экономист и социальный теоретик Ганс Герман Хоппе писал, что в экономической жизни есть только два архетипа — социализм и капитализм, и что каждая реальная система представляет собой комбинацию этих архетипов. Но из-за различий архетипов философии смешанной экономики присуща проблема, и она становится бесконечным балансирующим действием между предсказуемым подчинением государству и непредсказуемыми последствиями индивидуального поведения.

Как развиваются смешанные экономики

Страны со смешанной экономикой все еще относительно молоды, и теории вокруг них были систематизированы только недавно. «Богатство народов», новаторский экономический трактат Адама Смита, утверждал, что рынки были спонтанными и что государство не могло направлять ни ими, ни экономикой. Более поздние экономисты, включая Джона-Батиста Сэя, Ф.А. Хайека, Милтона Фридмана и Джозефа Шумпетера, расширили эту идею. Однако в 1985 году теоретики политической экономии Вольфганг Стрик и Филипп Шмиттер ввели термин «экономическое управление» для описания рынков, которые не являются спонтанными, а должны создаваться и поддерживаться институтами. Государству для достижения своих целей необходимо создать рынок, который следует его правилам.

Исторически смешанные экономики следовали двумя типами траекторий. Первый тип предполагает, что частные лица имеют право владеть собственностью, производить и торговать. Государственное вмешательство развивалось постепенно, обычно во имя защиты потребителей, поддержки отраслей, имеющих решающее значение для общественного блага (в таких областях, как энергетика или связь), обеспечения благосостояния или других аспектов сети социальной защиты. Большинство западных демократий, например США, следуют этой модели.

Вторая траектория включает государства, которые произошли от чисто коллективистских или тоталитарных режимов. Интересы отдельных лиц считаются второстепенными по сравнению с интересами государства, но элементы капитализма принимаются для содействия экономическому росту. Китай и Россия являются примерами второй модели.

Переход от социализма к рынку

Нации необходимо передать средства производства для перехода от социализма к свободным рынкам. Процесс передачи функций и активов от центральных органов власти частным лицам известен как приватизация.

Приватизация происходит всякий раз, когда права собственности переходят от принудительного государственного органа к частному субъекту, будь то компания или физическое лицо. Различные формы приватизации включают заключение контрактов с частными фирмами, предоставление франшиз и прямую продажу государственных активов или продажу путем девистиции.

В некоторых случаях приватизация на самом деле не приватизация. Показательный пример: частные тюрьмы. Вместо того, чтобы полностью уступить услугу конкурентным рынкам и влиянию спроса и предложения, частные тюрьмы в Соединенных Штатах на самом деле являются лишь государственной монополией, заключенной по контракту. Объем функций тюрьмы в значительной степени регулируется государственными законами и осуществляется в соответствии с государственной политикой. Важно помнить, что не все передачи государственного контроля приводят к свободному рынку.

Примеры приватизации социалистической экономики

Некоторые общенациональные усилия по приватизации были относительно умеренными, в то время как другие были драматичными. Наиболее яркими примерами являются бывшие страны-сателлиты советского блока после распада СССР и модернизации китайского правительства после Мао.

Процесс приватизации включает в себя несколько различных видов реформ, не все из которых полностью экономические. Необходимо дерегулировать предприятия и разрешить движение цен на основе микроэкономических соображений. Необходимо устранить тарифы и импортные/экспортные барьеры, госпредприятия нужно продавать, инвестиционные ограничения должны быть ослаблены, а государственные органы должны отказаться от своих личных интересов в средствах производства. Материально-технические проблемы, связанные с этими действиями, не были полностью решены, и на протяжении всей истории предлагалось несколько различных теорий и практик.

Должны ли эти переводы быть постепенными или немедленными? Каковы последствия шока для экономики, построенной на централизованном контроле? Можно ли эффективно деполитизировать фирмы? Как показывает борьба в Восточной Европе в 1990-х годах, населению может быть очень трудно приспособиться от полного государственного контроля к внезапному обретению политических и экономических свобод.

В Румынии, например, Национальному агентству приватизации было поручено контролировать контролируемую приватизацию коммерческой деятельности. Фонды частной собственности, или ФЧС, были созданы в 1991 году. Фонду государственной собственности, или ФГС, было поручено ежегодно продавать 10% государственных акций ФЧС, что позволяло ценам и рынкам адаптироваться к новому экономическому процессу. Но первоначальные усилия не увенчались успехом, поскольку прогресс был медленным, а политизация поставила под угрозу многие переходные процессы. Дальнейший контроль был передан большему количеству государственных учреждений, и в течение следующего десятилетия бюрократия захватила то, что должно было стать частным рынком.

Эти неудачи указывают на главную проблему постепенных переходов: когда политические субъекты контролируют процесс, экономические решения по-прежнему принимаются на основе неэкономических обоснований. Быстрый переход может привести к сильнейшему первоначальному шоку и сильному начальному смещению, но он приводит к скорейшему перераспределению ресурсов на наиболее ценные рыночные цели.

А на этом сегодня все про социализм. Надеюсь статья оказалась для вас интересной. Делитесь ей в социальных сетях и мессенджерах и добавляйте сайт в закладки. У спехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Источник

Строительство социализма в СССР

Рывок к великой цели.

Создание на Земле общества людей с равными возможностями, имеющих неограниченный доступ к благам, созданным человеческой цивилизацией, социально защищенных, уверенных в будущем своих потомков являлось целью многих мыслителей и политиков с древнейших времен.

Теоретические основы такого общества были сформированы в середине 19 столетия. Общественная формация была названа коммунизмом.

Практически к построению такого общества приступили в России в 1917 году.

Начало пути.

После прихода в октябре 1917г. к власти партии большевиков во главе с В.И. Лениным был взят курс на построение социализма и в последующем коммунизма.

Что же понимается под социализмом?

Прежде всего, социализм это первая, начальная ступень общественной формации, именуемой коммунизмом.

Это общественная формация, в которой проведено обобществление средств производства, недр, природных богатств.

Вместе с тем при социализме сохраняется ведущая роль государства, как системы управления и организации общества. Эти функции делегируются самим обществом до момента, когда необходимость государства не отпадет.

Основной задачей при построении социализма является всестороннее развитие членов общества, направление всех ресурсов на создание условий по удовлетворению потребностей как общества, так и каждого человека. При этом организуется процесс воспитания члена коммунистического общества.

Как правило, построение социализма проходит в несколько этапов:

 начальный (или переходный). В этот период закладываются основы нового общества во всех сферах;

 укрепление и развитие основ социализма (так называемый развитой социализм):

 совершенствование общественных отношений, с целью внедрения коммунистических основ жизни, отмирание товарно-денежных отношений.

Социалистические преобразования в России начались сразу же после взятия большевиками власти.

Высшим органом власти, правом утверждения законодательных актов был наделен Съезд рабочих и солдатских депутатов. (После слияния с органами крестьянских депутатов, ставший Съездом рабочих, солдатских и крестьянских депутатов). В период между съездами законодательная, распорядительная и контрольная деятельность возлагалась на Центральный исполнительный комитет (ВЦИК), избиравшийся Съездом. Исполнительную власть осуществлял Совет народных комиссаров. Его состав утверждал ВЦИК,

Уже на второй день был принят документ, определивший социализацию отношений в деревне (Декрет о земле, принятый 27 октября (9 ноября 1917 г.)). Декретом отменялась частная собственность на землю, вся земля становилась общенародной собственностью. Наделение ею крестьян, коллективных и семейных хозяйств производилось местными органами власти (уездными Советами крестьянских депутатов и волостными земельными комитетами), запрещался наемный труд.

Принятые в развитие положений Декрета руководящие документы определяли порядок поддержки бедных слоев деревни и так называемых середняков. Вместе с тем принимались ограничительные меры в отношении богатых слоев деревни – кулаков. В это время создаются государственные сельхозпредприятия – совхозы, артели.

Также на второй день после установления Советской власти под контроль был взят Центральный банк, а в течение ноября-декабря 1917 г. в ответ на начавшийся саботаж решений Советского правительства были национализированы акционерные и частные банки, транспорт и внешняя торговля, аннулированы займы и долги предыдущих правительств.

В промышленности сначала не планировалась полная национализация. Была задача поставить её под контроль государства, поэтому 14 (27) ноября 1917 г. принимается положение о рабочем контроле и распределением на крупных и средних предприятиях. К началу 1918 г. рабочий контроль начал действовать по всей территории государства. Его введение преследовало, в том числе и цель обучения рабочих управлению предприятиями.

Доставшееся в наследство большевикам практически неграмотное население, не позволяло начать техническое перевооружение промышленности и сельского хозяйства. Поэтому одной из главных побед начального этапа стояла ликвидация безграмотности, создание системы образования доступного для всех граждан страны, воспитывающего человека новой формации.

Создавались молодежные общественные организации коммунистической направленности, ставящие перед собой воспитание члена коммунистического общества.

Была реорганизована система здравоохранения, оно стало полностью государственным. были созданы санитарные службы, которые начали борьбу с эпидемиями.

«Всякая революция тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться». Эти слова В.И. Ленина означают не только защиту от внешних врагов, но и от сил внутри страны, не принявших революцию и начавших активное противодействие. Поэтому уже в первые дни, взявшие власть большевики организовывают новую систему охраны правопорядка (рабочую милицию) и органы, занимающиеся контрразведкой, борьбой с внутренней контрреволюцией и саботажем (Всероссийская чрезвычайная комиссия). Когда ставка на всеобщее вооружение народа не оправдала себя, были созданы Вооруженные силы (Красная Армия и Красный военный флот), прошедших путь от добровольчества и партизанщины до полностью кадровой армии, сумевших отразить внешнюю интервенцию и победить в гражданской войне. В мае 1918 г. воссоздаются органы пограничной охраны.

Социалистические преобразования в начальный период проходили в условиях военной интервенции и гражданской войны. В этот период принимались чрезвычайные меры в экономике (политика «военного коммунизма»), репрессивные не всегда оправданные меры в отношении целых слоев населения. Но в целом социалистические преобразования были встречены трудящимися страны положительно, что и предопределило победу большевиков. Тем более, что руководство страны не придерживалось догм, а своевременно вносило изменения в свою внешнюю и внутреннюю политику.

Строительство экономической базы социализма

После окончания активных военных действий была осуществлена полная ревизия состояния экономики страны. Эта ревизия показала, что страна, в результате длившихся 8 лет войн, отброшена, по своему состоянию, к началу 20 столетия. Финансовая система страны находилась в полном упадке.

Восстановление страны и создание в ней социалистического общества было начато под руководством В.И. Ленина, но основные результаты были достигнуты, когда партией и страной руководил И.В. Сталин.

Восстановление страны было решено начать с полной её электрификации. Был разработан план развития промышленности на основе проводимой электрификации (ГОЭЛРО).

Поэтому, с целью оздоровления экономики было принято решение ввести элементы рыночной экономики при сохранении всех социальных гарантий (Новая экономическая политика).

Часть малых и средних предприятий была передана в частную собственность, разрешена частная торговля. На селе продразверстка заменена продовольственным налогом по твердым ставкам.

Излишки продукции крестьяне продавали государству или на рынке.

Поощрялись все формы кооперации.

Разрешалось привлечение в экономику иностранного капитала в форме концессий.

В 1922-24г.г. проведена денежная реформа, был укреплен рубль, ставший одной из надежных мировых валют.

НЭП позволила укрепить экономику, удовлетворить насущные потребности населения.

Но обеспечить рывок с промышленном развитии этот курс не мог.

В 1925 г. была принята программа индустриализации страны. Основной упор был сделан на развитие тяжелой промышленности, развитии регионов Урала и Сибири.

Низкая производительность труда, применение отсталых методов обработки земли, нежелание крестьян продавать сельхозпродукцию по твердым ценам привели к необходимости проведения революционных преобразований на селе.

Программа коллективизации предусматривала освобождение рабочих рук на селе (за счет повышения уровня механизации труда) и направления их в промышленность.

Такие масштабные преобразования вызвали обострение внутреннего напряжения как у населения, так и внутри руководящей партии (ВКП (б)).

Отмечались случаи саботажа, попыток «ускорить» выполнение планов за счет положения народа. Так, например, действия руководства Украинской ССР, донской области привел к массовому голоду в наиболее плодородных регионах страны.

Внутрипартийная борьба выливалась как в саботаж решений партии (Л. Троцкий, А. Рыков, Н. Бухарин и т.д.), так и в случаи физического устранения партийных и военных лидеров (Ф. Миронов, М. Фрунзе, С. Киров, В. Менжинский). Назрела необходимость проведения мероприятий по защите социалистического курса.

На практике политика очищения руководителями партийных организации и органов НКВД (Н. Хрущев, Г. Ягода, Н. Ежов) привела к массовым репрессивным мерам, в ходе чего пострадало и большое число непричастных граждан.

Больших успехов к 1940 г. достигла государственная система образования. Практически была ликвидирована неграмотность. Была введена система обязательного семиклассного образования. Сформирована система среднего и высшего профессионального образования.

Развивается и охватывает большую часть молодежи физкультурно-спортивное движение.

Советская культура вышла на мировой уровень. Создана сеть кинотеатров и фильмопрокатных пунктов (в т.ч. передвижных), в городах и селах строятся дома культуры, клубы, открываются народные театры.

Результаты, достигнутые в экономике, политической области, образовании и здравоохранении позволили сделать вывод о том, что основы социализма в стране построены. Этот вывод был закреплен в Конституции СССР 1936 г.

Конституция закрепила положение о власти трудящихся, осуществляемой через Советы.

Определялось, что все богатства страны находятся во всенародной собственности.

Формами социалистической системы хозяйства стали: государственная (всенародная) и кооперативно-колхозная (общественная). Разрешалось ведение индивидуально-трудовой деятельности.

Поступательному развитию социализма помешала Великая Отечественная война (1941-1945 г.г.). С целью мобилизации всех сил государства пришлось снова обращаться к чрезвычайным формам и способам управления.

Также огромных затрат ресурсов и сил потребовало восстановление народного хозяйства.

В таких тяжелейших условиях социалистическая система показала преимущество над капиталистической организацией общества.

Закат проекта.

В дальнейшем продолжилось поступательное развитие социализма, позволившее в Конституции 1977 г. закрепить победу социализма.

Вместе с тем в 60-80 г. XX века характеризовались попытками модернизации форм организации народного хозяйства. Практически все они только затормозили развитие страны.

В середине 60-х годов руководством страны была совершена ошибка, приведшая к возникновению в 80-х годах проблем в экономике.

Вместо проекта Общегосударственной автоматизированной системы управления народным хозяйством, была принята концепция Косыгина-Либермана.

Внедрение рыночных элементов, увеличение хозяйственной самостоятельности предприятий привела к снижению роста производительности труда, сократились поступления в государственный бюджет. Итогом стал рост инфляции, возник дефицит товаров.

«Реформаторы», пришедшие к власти с М. Горбачевым, окончательно завели социалистическую идею в тупик.

Несмотря на незавершенность строительства социализма в СССР, само создание такого общества дало толчок развития всей мировой экономики, создание гарантий социальной защищенности населения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *