Что значит стоянка у первобытных людей
стоянка древнего человека, древние стоянки человека
Стоянка — это археологический термин, который обозначает поселение (место обитания) первобытных людей, проживавших в эпоху палеолита, неолита и бронзового века или места в которых останавливались кочевники.
Термин появился в начале 19 века, его первоначальное обозначение относилось к поселениям первобытных людей. Такие поселения имели временных характер, их еще называют стойбищами. Такие стоянки создавались для сезонной охоты и рыбалки. В последствие этот термин стал применим и к поселениям, которые создавали оседлые племена рыболовов и охотников.
Именно при раскопках таких стоянок археологи находят пепелища от древних костров, остатки жилищ и множество артефактов свидетельствующих о зарождении культуры.
Первые стоянки первобытного человека появились еще в каменном веке. Впервые такие стоянки были открыты в начале 19 века.
Стоянки первобытных людей ученые разделяют на кратковременные (сезонные) и долговременные.
Во время сезонных миграций промысловых животных древние люди использовали кратковременные жилища.
Так же археологи разделяют такие стоянки на многослойные и однослойные. Места однослойных стоянок первобытные люди использовали один два раза и не возвращались в них больше.
Многослойными стоянками древние люди пользовались часто и продолжительное время, могли мигрировать и снова возвращаться на обжитые места.
Сунгирь – древняя стоянка первобытного человека
Общие данные
Сунгирь – это одна из 3-х известных ученым верхнепалеолитических стоянок Владимирской области. Поселение Сунгирь расположено на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в реку Клязьма. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины. Его относят к Костенковско-селетской культурной общности.
Стоянку обнаружили случайно, при разработке нового карьера. Это произошло в 1955 году. На глубине 3-х метров экскаваторщик заметил кости крупного животного. О находке сразу же сообщили археологам. С тех пор и по настоящее время Сунгирь является объектом исследований ученых.
За время раскопок вскрыто более 4,5 тыс. м² культурного слоя, что равно половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24-25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет.
Согласно одной из гипотез, данная стоянка существовала на протяжении 2-3 тысячелетий. Скорее всего, это было сезонное охотничье стойбище. По расчетам специалистов численность людей, одновременно проживавших на территории поселения, достигала 50 человек. Эта группа людей была связана с более крупным сообществом. Сунгирь имеет много схожего с комплексом стоянок каменного века, известным как Костенки.
Фигурка лошади украшена точками, число которых с обеих сторон кратно 5, что свидетельствует о знакомстве жителей стоянки с 5-ричной системой счета. На поверхности амулета сохранились следы охры, а значит, в свое время она была окрашена в ярко-красный цвет.
Предметы, найденные на территории стоянки Сунгирь, экспонируются во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Ученые продолжают заниматься их исследованием, тем более что многие из найденных артефактов являлись средством невербального языка.
Мировую славу стоянке Сунгирь принесли уникальные погребения. Захоронения отличает богатство погребального инвентаря и сложность ритуала.
Сначала на слое охры археологи обнаружили женский череп, четырехугольный камень и мужской скелет. На груди у последнего была подвеска из гальки, а на руках украшения из бивня мамонта. Рядом лежало огромное количество бусин, которые украшали одежду мужчины. Находка позволила провести реконструкцию костюма древнего сунгирца. Интересно, что он во многом схож с одеждой современных арктических народностей.
Затем были найдены останки человека без головы, рядом с которым лежали бусины, кольцо из бивня мамонта, рога северного оленя и бивень мамонта. Ученые определили, что мужчине было около 50 лет. Стоит отметить, что средняя продолжительность жизни людей верхнего палеолита колебалась в районе 30 лет. Под этим погребением было найдено 2 детских костяка. Дети были уложены в могильник в вытянутом положении, прижатыми головами друг к другу.
Что ученые смогли узнать о сунгирских людях?
Скелеты сунгирских людей исследуются уже не одним поколением антропологов. К настоящему моменту установлено, что их можно отнести к людям современного физического типа. Некоторые датировки свидетельствуют о том, что найденные погребения моложе поселения на несколько тысяч лег.
На основе анализа погребений ученые пришли к выводу, что сунгирцы имели развитые религиозные верования. Скорее всего, они верили в существование загробной жизни, совершали магические ритуалы, обожествляли природу, почитали предков, поклонялись солнцу, луне и животным.
Среди инвентаря детского погребения обнаружена человеческая кость, наполненная охрой. Палеогенетические исследования показали, что она принадлежала прапрадедушке подростков, найденных рядом. По мнению ученых, кость играла не последнюю роль в сложном погребальном ритуале. Кроме того, существует предположение, что захоронение детей могло быть ритуальным жертвоприношением, связанным с культом плодородия. Точно установлено, что оба подростка были похоронены единовременно.
Рядом со скелетами детей найдены диски из бивня мамонта с геометрическим орнаментом. Похожие диски позже встречались у славян. К примеру, 4-секторный диск символизировал славянского бога Хорса.
Археологи определили, что люди верхнего палеолита, обитающие на территории поселения Сунгирь, занимались охотой и собирательством. Объектами охоты являлись: мамонты, львы, бизоны, северные олени, дикие лошади, волки, бурые медведи, зайцы, птицы и прочая живность. Женщины собирали дикие плоды, коренья, моллюски и насекомых. Анализ скелета одно ребенка показал, что голода он практически не испытывал, хотя питался в основном беспозвоночными (гусеницами, жуками).
Принято считать, что люди верхнего палеолита жили преимущественно в пещерах. Тем не менее, в ходе раскопок Сунгиря были обнаружены шалашевидные жилища 10-15 м в длину. Их стены были деревянными, а кровлей служили шкуры животных. Каждое жилище было оснащено очагом.
Для изготовления украшений сунгирцы применяли гравировку, резьбу, сверление, окрашивание и полировку. Многие из обнаруженных украшений были созданы специально для погребения, другие носились постоянно. Люди поселения Сунгирь носили шапки, полушубки, штаны и высокие сапоги, напоминающие унты. Ученые пришли к выводу, что перечисленные предметы одежды изготовлялись из шерсти и были расшиты костяными бусами. Они немного напоминают костюмы чукчей и эскимосов.
Заблуждение, опровергнутое спустя 40 лет
Почти полвека ученые были уверенны, что парное захоронение детей в Сунгире включает останки подростков обоих полов. И вот недавно благодаря генетике удалось выяснить, что девочка из Сунгиря на самом деле – мальчик. Помимо российских палеонтологов в недавних исследованиях участвовали ученые из Копенгагенского университета и Кембриджа.
Палеогенетические исследования показали, что подростки приходились друг другу двоюродными братьями, соответственно имели схожие гаплотипы. У обоих определена Y-хромосомная гаплогруппа C1a2. В настоящее время гаплогруппа C достигает высокой концентрации у бурятов, монголов и калмыков.
Один из мальчиков погиб в результате удара в живот острым предметом. Причина смерти другого ребенка неизвестна, в то время как мужчина, найденный рядом, был убит выстрелом из лука. Причем, как отмечают криминалисты, это был снайперский выстрел.
Палеогенетические исследования также доказали, что среди сунгирцев были исключены близкородственные браки. По мнению антропологов, именно этот фактор определил доминирование кроманьонцев.
Сунгирь продолжает вызывать интерес у палеонтологов из самых разных стран мира. А недавние открытия показывают, что разгаданы ещё далеко не все тайны, связанные с этой древней стоянкой первобытного человека.
стоянки древних людей
Определение стоянки
1.3. Стоя́нка — археологический термин для обозначения поселений (мест обитания) первобытных людей (эпох палеолита, неолита и бронзового века) или мест остановки кочевников.
1.4. Термин стоянка возник в XIX веке и первоначально обозначал поселения первобытных людей временного характера (стойбища), созданные для сезонной охоты или рыбной ловли. Впоследствии название стоянка стали применять также к поселениям оседлых племён охотников и рыболовов.
1.5. В этих местах археологи находят большое количество артефактов соответствующей культуры, при раскопках стоянок обычно находят очаги и остатки жилищ.
1.6. Се́лище — археологический термин, обозначающий древнее (исчезнувшее) неукреплённое поселение. Селище обычно не заметно на местности и обнаруживается только по наличию культурного слоя. Слово селище употреблялось в русском языке с древних времён и обозначало жилище, а также место бывшего села.
Замечание 2. Целью антропологии является реконструкция стоянок человека на основе артефактов, то социальная и экономическая социология учитывает устройство древние жилища, так как исследуют производственную и социальную роль СТОЯНКИ. СТОЯНКА была основным звеном системы разделения труда, которая сложилась между членами конкретной единицы человечества на территории природно-хозяйсттвенного комплекса, которым владело ПЛЕМЯ.
Привожу иллюстрацию природного комплекса для обоснования положения о наличии ограничения сверху для численности ПЛЕМЕНИ.
1.7. Территориальный природно-хозяйственный комплекс для всех животных теоретически представляет собой круг суши, в центр которого находится СТОЯНКА, так как неизвестно в каком направлении завра поутру отправятся переночевавшие в ней обитатели. Если место СТОЯНКИ и на следующую ночь используется как место ночевки, то радиус этого круга ТХПК зависит от физической возможности обитателей дойти до границы и вернуться в нее к вечеру. Так как до момента появления транспорта все передвижения людей осуществлялись методом хотьбы, то до приручения лощади все природные комплексы в идеале были кругами с радиусом не более 20-30 киллометров во все стороны.
Стоянка первобытного человека
2.2. Без нескольких теоретических замечаний по поводу структуры СТОЯНКИ всё равно не обойтись, но настоящая Теория стоянки древних людей будет в конце статьи. А вначале признаем, что первой формой общежития людей была СТАЯ австралопитеков, в которой и проходил антропогенез, просто СТАИ людей обычно называется словом ПЛЕМЯ.
2.3. Первым положением, которому экономическое обоснование я дам позже, будет то обстоятельство, что в древности (1) общество ПЛЕМЕНИ проживало вместе в одной СТОЯНКЕ. Жилища древних людей были коллективными даже в период появления дуальной экзогамии как способа разделения состава на две (или более) аллели носителей разных генов. Для исключения инцеста (2) внутри ПЛЕМЕН появляются РОДЫ, члены которых не могут вступать в половые отношения между собой. Лишь после того, как эти социальные группы институализируются, древние СТОЯНКИ могли включать отдельные жилища РОДОВ и даже жилища СЕМЕЙ, но (3) выделение ГРУПП в автономные СТОЯНКИ стало необходимым и возможным только при дроблении общеплеменного стада на стадии исхода кочевников из перенаселенных регионов пастушеских племен.
Стоянка австралопитеков
3.1. Известно, что причиной появления крупных обезьян стало похолодания климата планеты, которое привело к появлению субтропических лесов, в которых, в отличие от тропических, именно наземный ярус был самый продуктивный. Однако толчком для эволюции гоминид следует считать тектонический подъём Восточной и Южной Африки: « дрейф литосферных плит 12 млн лет назад на севере от Восточной Африки привёл к изменению рельефа в Восточно-Африканская рифтовой долине и она заблокировала поступление влажных воздушных масс в Восточную Африку. начиная с 3-х миллионов лет назад, появился современный тип саванн, и постоянные миграции крупных стад животных в этих саваннах ».
3.3. Гоминиды, оставшиеся на Востоке Африки, вынуждены были, что бы выжить, перепрофилировать свои навыки к жизни на поверхности земли, а не на деревьях, научились проводить постоянные сезонные миграции не только для размножения, но и для добывания пищи и смены оскудевших в плане пищевых ресурсов прошлых стоянок. В итоге это резко стимулировало эволюционное развитие и привело в итоге к появлению полноценного рода Хомо.
3.7. Так как я пишу в русле неокономики, то для меня такое описание образа жизни австралопитеков не совсем полное, так как, может, и объясняеть причину их существования в составе СТАИ, но не объясняет способа добывания пищи, что, как понятно, является определяющим для функционала СТОЯНКИ. Я думаю, что образ жизни австралопитеков мы можем подсмотреть у павианов, которые появились в тех же местах почти в то же время и, скорей всего, мало изменились за миллионы лет.
3.10. Так как перераспределение продуктов (добычи) происходило на месте кормежки, то в стоянку почти ничего не приносили, может лишь остатки туш животных.
Олдувайская культура
4.2. Понятно, что у нас для столь далекого периода древности нет возможности отследить возникновение вида, время вымирания или эволюционирования в совершенно новый вид, но в отношении людей, к счастью, есть возможность определить хотя бы ареал. В основе методологии лежит предположение, что технология или культура изготовления каменных орудий возникает в одном месте, а распространение ее по территории Африки связано с приходом туда именно того вида людей, у которого она появилась впервые. Отпочковавшиеся ПЛЕМЕНА уходили далеко от материнского, разнося технологии по регионам, где скорость распространение снижалась, так как дальше осуществлялась за счет обмена женскими особями, которые были распространителями передовых технологий в отсталые ПЛЕМЕНА. Это не исключает возникновение локальных технологий или у других видов людей, но уж точно предполагает передачу технологий от одной генерации людей к другой.
Замечание 3. Так получается, что история стоянки древних людей никак не выстраивается без пояснений с точки зрения НЕОКОНОМИКИ.
Стоянки первобытных людей
5.2. Так получилось, что ортодоксальная экономическая антропология не в состоянии воспринять разделения труда как фактор отличия людей от стальных высших приматов. По причине наличия хищников было невозможно разделение состава СТАИ АВСТРАЛОПИТЕКОВ, как и стаи обезьян, где соединение усилий происходит лишь в случае обороны или редкой охоты, устраиваемой самцами. Приматы передвигаются по природному комплексу всем составом и при этом каждая особь пищу для себя добывает самостоятельно независимо от других. Групповое взаимодействие причиной имеет больше принуждение, так как размер добычи не позволял простым членам рассчитывать на долевое вознаграждение.
ЗАМЕЧАНИЕ. Человекообразные обезьяны могли стать обитателями саванн только в качестве хищников, но даже прямохождение мешало им занять ниши хотя бы поедателей насекомых, которую заняли павианы. Так как предыдущая многомиллионнолетняя эволюция мешала превращению тела каждой особи в хищника с приобретением соответствующих клыков и когтей, то занять верхнюю позицию в пищевой цепочке можно было лишь МЕТОДОМ УГЛУБЛЕНИЯ РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА:
Освоение бега
Эволюция волосяного покрова человека
Почему люди едят мясо
Аббевильская культура
Ашельская культура
10.5. Особый интерес вызывает проблема относительной статичности ашельской культуры во времени и пространстве. На протяжении более чем миллиона лет культура довольно мало изменялась, особенно архаичной она оставалась в Азии, отставали и окраинные районы Европы. Некоторые учёные видят в этом доказательство ещё не полной разумности архантропов. Наибольшими темпами развивались культуры Африки.
10.7. Возможно, событие как-то связано с сильным Рисским оледенением в Евразии (около 350—187 тысяч лет назад), которое предварялось инверсией полюсов Земли (780 тлн), в результате чего поменялось направление миграции африканских животных не в Северную Африку и далее в Европу, а в сторону Южной Африки.
10.8. Что происходило в эту эпоху с Африкой, не столь ясно. В некоторых местах похолодание, по-видимому, сопровождалось более обильным выпадением осадков, благодаря чему прежде бесплодные области Сахары и пустыни Калахари зазеленели травой и поросли деревьями. Одновременно изменение мировой системы ветров привело к высыханию бассейна Конго, где густые влажные леса начали уступать место редколесью и травянистой саванне. Таким образом, пока Европа становилась менее пригодной для обитания, Африка [для исследования важно, что и Южная] делалась все более гостеприимной, и люди могли расселиться по значительной части этого континента.
10.10. Согласно данным генетики, прямые предки людей происходят из Африки, которая лежала вне ареала неандертальцев.
10.11. Поэтому на колыбель человечества претендует Южная Африка, так как потомки Y-хромосомного Адама размножились именно «. в Южной Африке, либо что они возникли к северу и востоку от южноафриканских пустынь (Намиб), и распространились на юг». Можно предположить, что мутациям Y-хромосомы общего предка всех живущих людей по мужской линии означала появление нового вида Homo sapiens, но фоном для смены африканских разновидностей эректусов было Рисское оледенение около 350—187 тысяч лет назад (Люди эпохи великого оледенения), которое, однако, больше проходило на территории Евразии, где формировались неандертальцы.
10.12. По результатам (генетических исследований) был сделан вывод, что неандертальцы смешивались с человеком разумным три раза: сначала с предками всех неафриканцев, затем — с предками европейцев и азиатов после отделения меланезийцев и последний раз — с предками восточных азиатов.
10.13. Конец палеолита был критичным для выживания вида современных людей, так как с большой вероятностью именно между двумя серьезными оледенениями могли происходить катастрофические сокращения численности популяции Homo sapiens в Африке, по мнению некоторых антропологов, всего до 10 тысяч особей.
Митохондриальная Ева
11.2. С большей вероятностью вымирание непотомков митохондриальной Евы было скоротечным прохождением человечества через т.н. «бутылочное горлышко», так что из выживших остались носители только 4-х гаплогрупп: L0, L1, L2, L3, которым и пришлось заново осваивать Африку.
Сангойская культура
12.2. Сангойская культура — палеолитическая культура Африки, аналогичная по технологическому уровню мустьерской культуре [неандертальцев] Евразии или переходу к верхнему палеолиту. Появилась на основе ашёльской культуры в Южной Африке 500—100 тыс. лет назад (точный возраст не определён) и затем распространилась на север в Анголу, бассейн реки Конго и к берегам озера Виктория.
Стоянка людей каменного века
13.1. Палеолитическая стоянка в учебниках до сего времени подается в виде типичного образа русской деревни 19 века, по той причине, что Карл Маркс и Фридрих Энгельс назначили ее эталоном стоянки эпохи палеолита. Основатели марксизма не могли знать, что собой представляет палеолитическая стоянка, что не помешало им навязать миру миф о том, что Бог создал СТОЯНКУ как поселение земледельцев из одной СЕМЬИ.
13.2. Но наибольший «вклад» в «мировое племяведение» внес Фенимор Купер, из книг которого и, особенно, после просмотра их последующих экранизаций, образованные люди с полной уверенностью говорят о себе, как экспертах феномена стойбище кочевых охотников.
13.2. Бытует мнение, что палеолитическая стоянка представляла собой привычное поселение земледельцев, во что верили даже Карл Маркс и Фридрих Энгельс, пытавшиеся придать РОДОВОЙ ОБЩИНЕ черты российской деревни 19 века.
Автор пока приостановил работу над статьей, пока для нее не написаны продолжения.
Сунгирь – древняя стоянка первобытного человека
Стоянка Сунгирь – древнейшее поселение людей во Владимирской области. Это не только памятник, охраняемый ЮНЕСКО, но и уникальный археологический объект, привлекающий внимание исследователей со всего мира.
Общие данные
Сунгирь – это одна из 3-х известных ученым верхнепалеолитических стоянок Владимирской области. Поселение Сунгирь расположено на восточной окраине Владимира, недалеко от устья одноименного ручья, впадающего в реку Клязьма. Это одно из самых северных палеолитических поселений Русской равнины. Его относят к Костенковско-селетской культурной общности.
Стоянку обнаружили случайно, при разработке нового карьера. Это произошло в 1955 году. На глубине 3-х метров экскаваторщик заметил кости крупного животного. О находке сразу же сообщили археологам. С тех пор и по настоящее время Сунгирь является объектом исследований ученых.
За время раскопок вскрыто более 4,5 тыс. м² культурного слоя, что равно половине предполагаемой площади. Возраст стоянки составляет примерно 24-25 тыс. лет, хотя ряд ученых отодвигают его до 36 тыс. лет.
Согласно одной из гипотез, данная стоянка существовала на протяжении 2-3 тысячелетий. Скорее всего, это было сезонное охотничье стойбище. По расчетам специалистов численность людей, одновременно проживавших на территории поселения, достигала 50 человек. Эта группа людей была связана с более крупным сообществом. Сунгирь имеет много схожего с комплексом стоянок каменного века, известным как Костенки.
Археологические находки
Предметы
Коллекция находок, обнаруженных в ходе археологических раскопок, превышает 65 тыс. предметов. В их число входят:
Символом поселения стала так называемая «сунгирская лошадка» – миниатюрная фигура лошади-сайги из бивня мамонта. Археологи считают, что это амулет, который древние люди носили в качестве оберега. Согласно другой гипотезе фигурка использовалась исключительно для ритуала погребения.
Фигурка лошади украшена точками, число которых с обеих сторон кратно 5, что свидетельствует о знакомстве жителей стоянки с 5-ричной системой счета. На поверхности амулета сохранились следы охры, а значит, в свое время она была окрашена в ярко-красный цвет.
Предметы, найденные на территории стоянки Сунгирь, экспонируются во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. Ученые продолжают заниматься их исследованием, тем более что многие из найденных артефактов являлись средством невербального языка.
Погребения
Мировую славу стоянке Сунгирь принесли уникальные погребения. Захоронения отличает богатство погребального инвентаря и сложность ритуала.
Сначала на слое охры археологи обнаружили женский череп, четырехугольный камень и мужской скелет. На груди у последнего была подвеска из гальки, а на руках украшения из бивня мамонта. Рядом лежало огромное количество бусин, которые украшали одежду мужчины. Находка позволила провести реконструкцию костюма древнего сунгирца. Интересно, что он во многом схож с одеждой современных арктических народностей.
Затем были найдены останки человека без головы, рядом с которым лежали бусины, кольцо из бивня мамонта, рога северного оленя и бивень мамонта. Ученые определили, что мужчине было около 50 лет. Стоит отметить, что средняя продолжительность жизни людей верхнего палеолита колебалась в районе 30 лет. Под этим погребением было найдено 2 детских костяка. Дети были уложены в могильник в вытянутом положении, прижатыми головами друг к другу.
Что ученые смогли узнать о сунгирских людях?
Скелеты сунгирских людей исследуются уже не одним поколением антропологов. К настоящему моменту установлено, что их можно отнести к людям современного физического типа. Некоторые датировки свидетельствуют о том, что найденные погребения моложе поселения на несколько тысяч лег.
Верования
На основе анализа погребений ученые пришли к выводу, что сунгирцы имели развитые религиозные верования. Скорее всего, они верили в существование загробной жизни, совершали магические ритуалы, обожествляли природу, почитали предков, поклонялись солнцу, луне и животным.
Среди инвентаря детского погребения обнаружена человеческая кость, наполненная охрой. Палеогенетические исследования показали, что она принадлежала прапрадедушке подростков, найденных рядом. По мнению ученых, кость играла не последнюю роль в сложном погребальном ритуале. Кроме того, существует предположение, что захоронение детей могло быть ритуальным жертвоприношением, связанным с культом плодородия. Точно установлено, что оба подростка были похоронены единовременно.
Рядом со скелетами детей найдены диски из бивня мамонта с геометрическим орнаментом. Похожие диски позже встречались у славян. К примеру, 4-секторный диск символизировал славянского бога Хорса.
Археологи определили, что люди верхнего палеолита, обитающие на территории поселения Сунгирь, занимались охотой и собирательством. Объектами охоты являлись: мамонты, львы, бизоны, северные олени, дикие лошади, волки, бурые медведи, зайцы, птицы и прочая живность. Женщины собирали дикие плоды, коренья, моллюски и насекомых. Анализ скелета одно ребенка показал, что голода он практически не испытывал, хотя питался в основном беспозвоночными (гусеницами, жуками).
Принято считать, что люди верхнего палеолита жили преимущественно в пещерах. Тем не менее, в ходе раскопок Сунгиря были обнаружены шалашевидные жилища 10-15 м в длину. Их стены были деревянными, а кровлей служили шкуры животных. Каждое жилище было оснащено очагом.
Для изготовления украшений сунгирцы применяли гравировку, резьбу, сверление, окрашивание и полировку. Многие из обнаруженных украшений были созданы специально для погребения, другие носились постоянно. Люди поселения Сунгирь носили шапки, полушубки, штаны и высокие сапоги, напоминающие унты. Ученые пришли к выводу, что перечисленные предметы одежды изготовлялись из шерсти и были расшиты костяными бусами. Они немного напоминают костюмы чукчей и эскимосов.
Заблуждение, опровергнутое спустя 40 лет
Почти полвека ученые были уверенны, что парное захоронение детей в Сунгире включает останки подростков обоих полов. И вот недавно благодаря генетике удалось выяснить, что девочка из Сунгиря на самом деле – мальчик. Помимо российских палеонтологов в недавних исследованиях участвовали ученые из Копенгагенского университета и Кембриджа.
Палеогенетические исследования показали, что подростки приходились друг другу двоюродными братьями, соответственно имели схожие гаплотипы. У обоих определена Y-хромосомная гаплогруппа C1a2. В настоящее время гаплогруппа C достигает высокой концентрации у бурятов, монголов и калмыков.
Один из мальчиков погиб в результате удара в живот острым предметом. Причина смерти другого ребенка неизвестна, в то время как мужчина, найденный рядом, был убит выстрелом из лука. Причем, как отмечают криминалисты, это был снайперский выстрел.
Палеогенетические исследования также доказали, что среди сунгирцев были исключены близкородственные браки. По мнению антропологов, именно этот фактор определил доминирование кроманьонцев.
Сунгирь продолжает вызывать интерес у палеонтологов из самых разных стран мира. А недавние открытия показывают, что разгаданы ещё далеко не все тайны, связанные с этой древней стоянкой первобытного человека.