Что значит стихотворная и прозаическая форма

Конспект урока по литературе в 5-м классе «В поэтической мастерской» по теме «Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь»

Разделы: Литература

Цель и задачи урока: познакомить с понятиями: речь стихотворная, речь прозаическая, ритм, рифма; учить подбирать рифмы к словам; прививать любовь к поэзии.

Оборудование: раздаточный материал (опорные таблицы, схемы, карточки с индивидуальным и домашним заданием), метроном, фонограмма «Марша Черномора»М.И.Глинки из оперы «Руслан и Людмила»,компьютер, интерактивная доска, фотоиллюстрации с изображением пейзажей зимней природы.

Тип урока: изучение нового материала.

Конспект урока

1. Приветствие.

— Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

— Что необычного заметили в сегодняшнем приветствии?

— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно.

(Читают название хором с экрана интерактивной доски).

Экран: «В поэтической мастерской».

— Как вы понимаете его название?

— Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

(На экране высвечивается и комментируется тема и цель урока).

2. Речь прозаическая и стихотворная. Ритм.

— Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

– Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

— Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма. Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

Послушайте удары метронома. Как они звучат? (Через одинаковые промежутки времени). Это и есть проявление ритмичности.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма.

Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике на стр.94.

(Самостоятельное чтение статьи учебника).

— Что же такое ритм? Где его можно наблюдать? Ритм можно воспроизвести. Послушайте и повторите ритм, который я вам задам (Отстукивается ритм).

— Особую роль играет явление ритма в построении музыкальных произведений. Ритм задает характер, темп.

Послушайте и попытайтесь запомнить ритм музыкального произведения.

(Звучит «Марш Черномора» из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила»).

— К какому жанру относится это произведение? (Марш)

— А есть ли ритм в стихотворной речи? Как он проявляется?

Стихотворный ритм- это чередование ударных и безударных слогов в строке.

(Заучивание определения в парах).

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма.

На дво-рах и до-мах

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Снег ле-жит по-лот-ном

(Б-Б-У-Б-Б-У)

И от солн-ца блес-тит

(Б-Б-У-Б-Б-У)

Раз-но-цвет-ным ог-нем.

(Б-Б-У-Б-Б-У)

— Оказываетя, стихотворная речь подобна музыке. У каждого стихотворения – своя неповторимая мелодия. Ее тоже можно слушать.

Послушайте ритм этих строк стихотворения И.С. Никитина. (Простучать ритм).

— Сравните этот ритм с ритмом другого стихотворения.

(Практическая работа на индивидуальных карточках по определению ритмического рисунка стихотворных строк)

Самопроверка.

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

3. Понятие о рифме.

— Что же такое рифма?

— Возможно, вам поможет в этом разобраться Незнайка из известного произведения Н.Носова «Незнайка и его друзья».

(Инсценировка из отрывка р. Носова «Незнайка и его друзья»).

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

(Заучивание определения по «самарскому варианту»: заучивание, самопроверка, работа в парах, воспроизведение заученного сильным учеником, средним и слабым).)

— Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?

— Умение подобрать интересную, точную, нетрадиционную рифму свидетельствует о мастерстве автора.

— Каких замечательных поэтов вы знаете?

— Сейчас мы с вами попытаемся проникнуть в суть и волшебство стихосложения, будем наслаждаться мастерством поэтов, которых на творчество вдохновила красота русской зимы.

(Обращение к репродукциям картин с видами зимних пейзажей).

4. Знакомство с видами рифмы.

— Прочтите. Найдите рифмы в строках стихотворений любимых и известных поэтов.

а) Заколдован невидимкой.
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
(С. Есенин)

б) Снега покрыли гладкие равнины,
Едва заметен санок первый след,
Румянец нежный льет закатный свет,
Окрася розою холмов вершины.
(М. Кузмин)

в) Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл,- и вот сама
Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.
(А.С.Пушкин)

— Одинаково ли рифмуются строки в разных стихотворениях?

(Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

Что значит стихотворная и прозаическая форма. Смотреть фото Что значит стихотворная и прозаическая форма. Смотреть картинку Что значит стихотворная и прозаическая форма. Картинка про Что значит стихотворная и прозаическая форма. Фото Что значит стихотворная и прозаическая форма

— Как вы думаете, почему так названы рифмы?

(Показать рисунок рифмы на индивидуальных карточках).

— Итак, что такое стихотворная рифма?

— Какие виды рифмы вы узнали?

5. Самостоятельная работа.

Источник

Чем отличается стих от прозы?

Эту прекрасную статью я нашла в интернете.

Чем отличается стих от прозы?

В обыденном представлении стих и проза различается так: все, что «записано в строчку», подряд – проза, что разбито на отрезки, «записано в столбик» – стихи. Но проблема на самом деле гораздо глубже. К примеру, что же делать со «стихотворениями в прозе»? По форме – это проза, но Ш. Бодлер и И.Тургенев утверждают – по жанру это «стихотворения». Почему Н. Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, хотя по форме это роман?

Л.М. Гаспаров в предисловии к книге «Русский стих начала XX века в комментариях» задает вопрос: «Чем отличается стих от прозы?» и отмечает: это «самый трудный из вопросов». Там же он отмечает, приводя одно из основных формальных различий стиха и прозы:

«Слово «стих» по-гречески значит «ряд», его латинский синоним «versus» (отсюда «версификация») значит «поворот», возвращение к началу ряда, а «проза» по-латыни значит речь, «которая ведется прямо вперед», без всяких поворотов. Таким образом, стихи – это прежде всего речь, четко расчлененная на относительно короткие «ряды», отрезки, соотносимые и соизмеримые между собой. Каждый из таких отрезков тоже называется «стихом» и на письме обычно выделяется в отдельную строку».

Ко времени написания труда (1924 год) это утверждение было относительно верно и максимально приближено к реальности. В настоящее время граница между стихом и прозой интенсивно размывается, значит, нам нужен иной, не только формальный, но и содержательный подход к различению стиха и прозы.

Ю.Б. Орлицкий замечает:

«Любой исследователь литературного текста, сталкиваясь с проблемой написания… начинает с выяснения его ритмической природы, т.е. определяет, что перед ним – проза или стихи… стих и проза – это два принципиально различных способа организации речевого материала, два разных языка литературы».

Итак, есть два основных типа организации художественной речи – поэзия и проза. Лингвисты пришли к выводу, что нет языковой разницы между стихом и прозой, ведь стихотворная речь состоит из обычных фраз. С этой точки зрения нет ни одного признака, по которому можно было бы определить стихотворную речь.

Однако Э.Я. Фесенко категорически отрицает эту точку зрения. Он пишет:

«Стихотворная речь в принципе устроена иначе, чем прозаическая. Прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. В письменном словесном творчестве стихи и проза несхожи и по особенностям своего графического оформления. Графическое оформление, выявляющее коренное свойство стиха (членение на строки), играет существенную роль в нашем восприятии стихотворных форм. Именно графическое оформление создает некую «установку на стих», сразу регистрируемую нашим восприятием и позволяющую нам отнести произведение так оформленное, к разряду стихотворных».

Мы опять пришли к тому, с чего начали – с формального различия между стихом и прозой. В психологии есть такое понятие – эффект ожидания. Т.е. когда мы видим что-то неизвестное, похоже на уже известный нам предмет, мы ожидаем от него того же, что и от знакомого предмета. Применимо к стиху и прозе, можно это выразить так: если мы видим что-то, записанное короткими строчками в столбик, то перед нами, скорее всего, стихотворение, если все записано подряд – перед нами проза. Срабатывает эффект ожидания.

Ни метр, ни ритм, ни рифма не являются определяющими признаками стихотворной речи, и вот почему. Существует метризованная проза («Петербург» А. Белого), рифмованная проза («Кола Брюньон» Р. Роллана), существует аллитеризованная проза. Выделяются особые жанры – «стихотворение в прозе», «верлибр». Э.Я. Фесенко со ссылкой на Е.В. Невзглядову и Томашевского пишет:

«…есть верлибр – свободный стих, в котором нет ни одного стихового признака, крое записи стиховыми строчками. Прав Томашевский, который говорил о наличии промежуточной пограничной полосы между стихами и прозой: «…стихи заходят на территорию прозы и наоборот, как наречие одной местности плавно перетекает в наречие соседней»».

Немалую роль в различении стиха и прозы играет ритмичность стиха. В стихах ритмичность достигается за счет равномерного чередования речевых элементов – стихотворных строк, пауз, ударных и безударных слогов и т. д. Конкретная ритмическая организация стиха во многом зависит от системы стихосложения, а та, в свою очередь – от особенностей национального языка. Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически организованная речь. Однако свой ритм, иногда более, иногда менее ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинен строгому ритмическому канону – метру. Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет приблизительной соразмерности колонов, что связано с интонационно-синтаксической структурой текста, а также различного рода ритмическими повторами. Следовательно, и ритм не является ведущим признаком различения стиха и прозы.

Многое в различии понятий прозы и поэзии сделали «практики искусства» – поэты и писатели. Интересна в этой связи точка зрения Н. Гумилева, приводившего в качестве разделения прозы и поэзии как формальные, так и содержательные признаки:

«Поэзия всегда желала отмежеваться от прозы. …начиная каждую строчку с большой буквы, …ясно слышимым ритмом, рифмой, аллитерацией, и стилистически, создавая особый «поэтический» язык, и композиционно, достигая особой краткости, и эйдологически в выборе образов».

Итак, мы можем утверждать, что проза и поэзия отличаются друг от друга рядом признаков (формальных и содержательных), и только совокупность нескольких признаков позволяет нам четко размежевать эти понятия. Наряду с прозой и поэзией существует несколько «пограничных» жанров (верлибр, стихотворения в прозе), вобравших в себя признаки как стиха, так и прозы.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

чем стихотворная речь отличается от прозаической

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?

Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Цель: знать: определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная,

понимать: отличие речи прозаической и стихотворной,

аргументировать свой ответ конкретными примерами из

изученных произведений, объяснять ритмическую и

смысловую роль рифмы в стихотворном произведении;

уметь: используя текст прозаической сказки и сказки А. С.

Пушкина, показать разницу между прозаической и

Оборудование: мультимедийный проектор (все тексты, понятия и их определения – на слайдах).

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.
Чем же отличается речь прозаическая от стихотворной?

Сравните два предложения. Какое из них построено в стихотворной форме, а какое в прозаической?

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Источник

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды.

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды.

Предметные: научиться использовать знания о ритме, рифме и ее видах.

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь подбирать рифмы.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Методы и формы обучения

Наблюдение за изменениями, происходящими в стихотворной речи, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная, групповая

рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Приветствие друг друга.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

Регулятивные: планируют результат работы.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.

Вы ничего не заметили странного в моём приветствии?

Совершенно верно, я приветствовала вас сегодня стихами, а это не совсем обычно, правда? Но всё дело в том, что и урок у нас с вами сегодня не совсем обычный.

— Я не случайно приветствовала вас стихотворной речью, т. к. урок сегодня тоже необычный. И называется он необычно. Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке.

Тайна первая: наша речь.

-Прослушайте два текста и определите, чем они похожи между собой и какие имеют различия. Чтобы лучше воспринять их, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

— Белый пушистый снег кружится в воздухе и тихо падает на землю.

— Белый снег, пушистый
в воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

• Чем похожи эти два текста? (Одинаков смысл, одинаковые картины)

• Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

Наша речь организована двумя способами: стихами и прозой, т. е. бывает стихотворной и прозаической.

Чем же, на ваш взгляд, отличается речь прозаическая от стихотворной?

Прозаическая речь свободна, движется легко от предложения к предложению. А стихотворная речь особенная. Она отличается более четким ритмом и необычайной лаконичностью, краткостью, в ней обычно есть рифма.

Сегодня нам и предстоит разобраться, что же такое ритм и рифма.

В жизни и природе нас окружают разнообразные проявления ритма. Где их можно наблюдать? В чем их секрет? Постараемся ответить на эти вопросы, прочитав статью в учебнике.

Наблюдение за рисунком стихотворного ритма

Снег валится на поля, У-Б-У-Б-Б-Б-У

Вся белешенька земля. У-Б-У-Б-Б-Б-У

От него зависит музыкальность, характер, темп стихотворения.

Отвечают на вопрос

Дети формулируют тему и цели урока

Предположения детей … (узнаем, в чём отличие стихотворной речи от прозаической)

3.Планирование способа достижения намеченной цели

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: («Незнайка»)

— Что же такое рифма?

Рифма- это созвучие окончаний стихотворных строк.

— Как понимаете фразу: «созвучие окончаний»?

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..

-Мы должны будем закрепить знания о рифме и научиться рассуждать при определении вида рифмы.

-Что вам понадобится для достижения поставленной цели?

Как можно узнать, что такое рифма, какие виды рифм существуют?

4.Практическая деятельность учащихся

Цель: выработка плана действий

-Работая в парах, выявите закономерности при рифмовке строк в стихотворении.

Наблюдение (раздаточный материал)

1. Нелюдимо наше море,

День и ночь шумит оно.

В роковом его просторе

Много бед погребено…

2. Там ступа с бабою Ягой

Идет-бредет сама собой.

Там царь Кащей над златом чахнет,

Там русский дух, там Русью пахнет.

3. И там я был, и мед я пил,

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел и кот ученый,

Свои мне сказки говорил.

-Проверьте правильность своих выводов. (Индивидуальная работа с раздаточным материалом по определению видов рифмы).

Работа с материалом учебника на стр.114-116.

Работают в парах, проводят наблюдение над стихотворным материалом, делают выводы.

Осуществляют смысловое чтение, фиксируют основную информацию в тетрадь по литературе

Делают выводы, отвечая на вопрос :

— Какие виды рифм вы узнали?

5.Этап закрепления нового материала

Цель: применение знаний на практике

Задание. Определить вид рифмы.

1) Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3) Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности.

Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Изобразите одно из состояний:

(по названию столиков)

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

7. Закрепление с проговариванием. Буриме.

Цель: творческая практическая деятельность.

Каждая группа получит по 2 пары рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1 группа : школа – глаголы, тетрадь – писать.

2 группа : книжки – мальчишки, урок – звонок.

— Я тоже не буду терять времени и поработаю вместе с вами. Дайте мне 2 пары рифмующихся слов на тему « Зима », и я попытаюсь сочинить четверостишие.

(Сочини стихотворение по заданным рифмам. Определи вид рифмы).

Что значит стихотворная и прозаическая форма. Смотреть фото Что значит стихотворная и прозаическая форма. Смотреть картинку Что значит стихотворная и прозаическая форма. Картинка про Что значит стихотворная и прозаическая форма. Фото Что значит стихотворная и прозаическая форма

Обращение учителя к детям:

— Мучительно рождаются стихи.
А могут озарить, как солнца свет.
Ты в памяти их бережно храни.
В душе от них неизгладимый след.

(Проверка творческих работ.)

— Если вам понравилась работа одноклассника, то аплодируйте ему.

Вручите поэтическую звездочку столику…

«Поэзия- музыка души».

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме.

Личностные: участие в созидательном процессе.

9. Домашнее задание

Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений.

Составить стихотворение по рифме.

— Очень рада! Значит можно
Всем в поэтов поиграть.
И домашнее заданье
Вам в стихах хочу я дать.

Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями; осознанно и произвольно строить сообщения творческого характера в письменной форме

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *