Что значит стихийное формирование

Виды формирования личности (стихийное, целенаправленное, самоформирование). Формирование направленности личности как системообразующего свойства.

Можно выделить три основных вида формирования психики: стихийное, целенаправленное и самоформирование.

О стихийном формировании психики говорят тогда, когда оно происходит в результате случайных внешних воздействий на нее. Оно играет доминирующую роль в развитии любой личности.

Но любой процесс формирования есть процесс взаимодействия между формирующим и формируемым. Поэтому процесс самоформирования всегда входит как составная часть в процесс целенаправленного формирования личности. Сейчас большое внимание уделяется управлению формированием личности, и в том числе саморегулированию этого процесса

Формирование личности. Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности. Данная система является индивидуальной, она формируется в процессе формирования и развития личности. Ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Совокупность устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности деятельность и являются относительно независимыми от данных ситуаций, называются направленностью личности человека. Она всегда социально обусловлена и формируется посредством воспитания.

Направленность — это установки, ставшие свойствами личности.

В направленность включаются несколько связанных форм:

1. влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;

2. желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному;

3. стремление— возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

4. интерес — познавательная форма направленности на предметы;

5. склонность — возникает при включении в интерес волевого компонента;

6. идеал — есть конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

7. мировоззрение — система этических, эстетических, философских, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

8. убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. А функция мотива состоит в том, чтобы придавать направленность производимой деятельности. Еще одна функция мотива является смыслообразованием. Человек является существом ориентированным на смысл. Если нет убедительного личностного смысла, то мотив как побудитель не сработает. Деятельности не будет и останется нереализованный мотив.

Человек выполняет в течение жизни множество многообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется своя цель. Жизненная цель выступает в качестве объединения всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. С жизненными целями связан уровень достижений личности. Осознание не только цели, но и реальности рассматривается человеком как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами, или когда они воспринимаются таковыми.

Источник

Структура мировоззрения: философское, религиозное и историческое

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения

Уже в детстве, когда человек осознанно отделяет себя от остального мира, умеет говорить и мыслить, начинает формироваться его собственное мировоззрение. На то, каким оно будет в более зрелом возрасте, влияют различные факторы:

«Подкормка» мировосприятия свежими эмоциями, историей, способствует быстрому формированию индивидуальности личности. В зависимости от факторов, воздействующих на повседневную жизнь человека и эмоций, испытываемых обществом и непосредственно им самим, видение мира может быть как оптимистичным, так и пессимистичным.

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Пути формирования

Существует всего 2 варианта развития мировоззрения:

Структура

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Уровни

Уровни мировоззрения, согласно интеллектуальному, духовному развитию человека, а также наличию у него логического и философского мышления, подразделяются на обыденное восприятие (уровень № 1), профессиональное (№ 2) и философское (№ 3).

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Формы

Жизнедеятельность предыдущих поколений налагает свой отпечаток на современное общество. Формы мировоззрения впитали в себя опыт предков, их историю, мифы и легенды, моральные принципы и устои. То, во что верили наши праотцы, также повлияло на создание мировосприятия современных индивидуумов. Чувство и взгляды древних людей на окружающий мир продолжают жить, несмотря на значительные временные промежутки. На сегодня существуют такие формы мировоззрения: общественная, групповая, индивидуальная.

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Издавна происходит незримая борьба между религией и наукой. Научные изыскания позволяют человечеству развиваться и побеждать болезни, тогда как религиозные познания обогащают внутренний мир, помогают пережить негативные жизненные моменты. Религиозное мировоззрение является одним из сильнейших и действенных типов восприятия мира. Это объясняется тем, что вера в сверхъестественное, сильное существо, обладающее безграничными познаниями, а также управляющее моральными, нравственными нормами, волей, знаниями и физическими возможностями человека, позволяет сбросить с плеч некоторую часть ответственности за свои поступки. Помимо этого, вера заставляет индивидуума бороться со сложностями и двигаться вперед, собирая группы единомышленников.

Гуманистическое видение мира

Структура мировоззрения гуманистически настроенных личностей представляет собой обобщение принципов гуманизма, а именно человеколюбия:

Мифологическое восприятие

Данный тип видения подразумевает отсутствие разграничений между объективным и субъективным. Мифология позволяет разным поколениям взаимодействовать между собой, несмотря на временные преграды. Для людей, обладающих мифологическим мировоззрением, легенды и мифы народов считаются реальностью, они помогают формироваться моральным и этическим устоям человека.

Житейское видение мира

Житейское или обыденное восприятие базируется на информации об опыте близких родственников, передающейся из поколения в поколение. Образуется житейское понятие мировоззрения благодаря повседневной жизни, обозначению предметов и их роли в окружающем мире.

Научное восприятие

Данный тип полностью опирается на точные мысли, конкретику, факты, лишенные субъективности. Человек, которому присуще научное мировоззрение, рационален, расчетлив и холоден. Так сложилось, что наука, философия и история имеют неразделимую связь и многочисленные общие аспекты. Однако научный тип видения мира на каждое необъяснимое явление позволяет найти обоснованные ответы, в отличие от исторического, включающего в себя мифы и легенды.

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Философские взгляды на жизнь

Философия и мировоззрение являются практически неразделимыми понятиями. Видение мира, согласно данному типу, базируется на теории, подкрепленной научными и природными обоснованиями, а также на логически объяснимых реальных (как личных, так и общественных) явлениях. И философия, и мировоззрение любого типа не имели бы место в современности, если бы они не были тесно связаны с историей. Философские учения гласят, что человек, обладающий таким видением, обязан посвятить свою жизнь изучению мира и бесконечному поиску истины.

Что собой представляет мировоззрение? Краткое определение

Роль мировоззрения в существовании человечества

Перенимая опыт от поколений, ушедших в прошлое, никто не задумывается, как именно он усваивается и позволяет двигаться человеческому обществу дальше. Красивое слово «мировоззрение» для некоторых личностей является пустым звуком, а для многих данный термин обозначает одновременно историю, науку, внутренний мир человека, духовность, надежное подспорье в достижении поставленных целей.

Источник

От чего зависит формирование мировоззрения?

Человек является социальным существом, что подразумевает наличие способностей к получению информации от других людей. В силу того, что мировоззрение формируется на протяжении большей части сознательной жизни и может изменяться в любой период, рассмотрим причины и принципы его формирования отдельно. В процессе жизни человек мыслит, ищет методы реализации своих идей и учиться определять последствия своих действий до того, как действие будет совершено. За счет того, что каждый человек имеет свою позицию и обладает индивидуальной картиной видения мира, формируется его мировоззрение. Конечно, кроме личных факторов формирования мировоззрения, существенное влияние оказывают и внешние факторы. Так от чего же зависит процесс формирования мировоззрения?

Формирование мировоззрения и его виды

Мировоззрение выступает в качестве системы знаний об окружающем мире, его устройстве, определении места человека в нем. Помимо того, что мировоззрение формируется в результате воздействия внешних факторов, оно имеет прямую зависимость от самого человека. Понимание мира возникает с помощью: жизненных ценностей, основных жизненных позиций человека, идеалов и убеждений.

Формирование мировоззрения происходит на протяжении всей жизни человека. Мировоззрение может меняться в процессе взросления и старения, что обусловлено появлением новых интересов и взглядов. Картина мира в целом закладывается на протяжении первых 9-11 лет жизни, когда ребенок переживает активное освоение окружающего его пространства. При этом процесс составления общей картины мира является достаточно длительным процессом, который будет зависеть от внешних условий и самого человека. В период начала формирования следует обращать внимание на то, что мировоззрение на начальных этапах его восприятия, имеет весьма неустойчивое положение. Именно поэтому дети в подростковом возрасте склонны к частой смене своего мнения.

Что оказывает влияние на процесс формирования мировоззрения? В первую очередь — это внешние факторы, которые могут быть социальными, экономическими, политическими, культурными и т. д.

На основании этого, существуют несколько видов мировоззрения, которые требуют рассмотрения:

Кроме того, что мировоззрение делится на виды, оно состоит из компонентов, которые требуют детального рассмотрения.

Структура мировоззрения включает в себя:

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Пути и особенности формирования мировоззрения

Формирование мировоззрения происходит в силу того, что в процессе жизнедеятельности человек склонен опираться на определенную философскую позицию. Определение собственной позиции достаточно длительный и затяжной процесс, поэтому при отсутствии философских течений, процесс поиска себя и своих ориентиров занимал бы всю сознательную жизнь. Это обусловлено тем, что в процессе познания окружающего мира, человек переживает значимые события, приобретает новые знания и учится делать выводы. Поэтому формирование мировоззрения без наличия конкретных течений, отняло бы существенно больше времени. Социологи и психологи склоняются к единому мнению, что процесс формирования мировоззрения может происходить в двух формах: стихийной и осознанной.

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Стоит отметить, что сложнее всего процесс формирования мировоззрения происходит в подростковый период, когда психика человека не развита в должной мере. Чем старше человек становится, тем меньше решений он принимает исходя из минутных побуждений. Существует два пути формирования мировоззрения:

Само по себе мировоззрение необходимо изучать, как механизм освоения мира с практической составляющей, где главной задачей является осуществление процесса освоения мира. Существуют три формы фактического познания мира и составления полноценного мнения о нем:

Роль мировоззрения в жизни человека

Согласно исследованиям, поступки человека напрямую зависят от его мировоззрения. Оно имеет большее значение, чем опыт и знания, что говорит о его фактической значимости в жизни каждого человека. Мировоззрение служит инструментом формирования ценностей, целей и планов на дальнейшую жизнь. Стоит отметить, что различия в миропонимании оказывают существенную помощь в процессе социализации так, как создают процесс отсеивания людей с разными взглядами на мир.

Что значит стихийное формирование. Смотреть фото Что значит стихийное формирование. Смотреть картинку Что значит стихийное формирование. Картинка про Что значит стихийное формирование. Фото Что значит стихийное формирование

Расшифровка индивидуального бодиографа доступна на нашем сайте в PDF-формате. Особенно важно использовать рейв-карты в ситуациях, когда человек не может найти свои жизненные ориентиры.

Мировоззрение предоставляет возможность ориентироваться на конкретные цели, как в теоретической, так и в практической деятельности. Человек опирается на собственное видение картины мира и выбирает ту жизненную позицию, которая в большей степени удовлетворяет его интересам. Кроме того, мировоззрение предоставляет возможность определения истинных ценностей жизни и культуры, посредством ориентирования на восприятие их конкретным человеком. Исходя из того, какого мировоззрения придерживается человек, он начинает осознавать какие методы достижения своих целей, ему стоит использовать.

Источник

Взаимосвязь естественного, стихийного и целенаправленного в процессе развития личности

Очевидно, можно утверждать, что процесс развития личности представляет собой сложное переплетение естественного, стихийного и целенаправленного аспектов.

Естественное развитие проявляется как:

Ø реализация того, что заложено в генотипе; проявляется как предрасположенность ребенка к конкретным видам деятельности, к людям и т.п.;

Ø спонтанно возникающие потребности, интересы, настроения личности;

Ø изменения в физическом и психическом развитии, обусловленные физиологическими, психологическими, возрастными закономерностями развития; это значит, что в каждом возрасте проявляются конкретные противоречия, ведущие качества личности, психические новообразования;

Ø свой темп созревания физических и психических свойств;

Ø проявление индивидуальных особенностей функционирования физических и психических свойств и т.д.

И.Г. ПЕСТАЛОЦЦИ (Швейцария, 1746-1827): «Если ход природы в развитии человеческих сил предоставлен себе, развитие движется медленно, исходит из чувственно-животного в человеке и этим чувственно-животным тормозится. Ходу природы надлежит подняться до развития в человеке человеческих свойств. Человечество должно позаботиться о том, чтобы оживить ход природы, внеся в него нечто человеческое и божественное» (100, с. 231, 214).

Ø ведущие противоречия возраста могут разрешиться как нежелательная линия развития личности (см. наше пособие. Часть 3), так как их проявление будет зависеть от условий социальной ситуации развития, от общения со сверстниками и взрослыми, которые оказывают на ребенка влияние;

Ø никто не наблюдает за ходом развития ребенка, он остается наедине со своими проблемами, конфликтами со сверстниками, неудовлетворенностью собой и другими; их разрешение зависит от жизненного опыта самой личности, возможно, ее заблуждений, недопонимания во многих вопросах;

Ø никто не соотносит индивидуальные особенности личности и условия ее развития, насколько они достаточны для самораскрытия личности ребенка;

Ø никто не привносит в жизнь ребенка той информации и впечатлений, которые «облагораживали», «окультуривали» бы его мысли, чувства, опыт и т.д.

Не исключено, что «стихийное» развитие ребенка будет проходить вполне благополучно, и результаты будут положительными, но, как мы выяснили это ранее, если у ребенка благополучная наследственность, если «информативна» среда, если она имеет ценность для ребенка, если его окружают умные доброжелательные люди и еще многое другое.

Развитие под влиянием ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ ВЛИЯНИЙ это развитие ребенка под влиянием взрослых людей, которые, следуя за его природой, направляют его развитие в соответствии с конкретным образом идеального человека, создают благоприятные условия для максимального проявления его индивидуальных интересов и способностей.

Можете ли Вы согласиться с данным определением процесса воспитания?

Проблемный вопрос

На наш взгляд, общение ребенка со взрослым всегда будет оказывать на него формирующее влияние. Но можете ли Вы любое общение ребенка со взрослым назвать воспитанием?

Как Вы думаете, в чем отличие воспитательных влияний от условий естественного развития ребенка? Должны ли эти различия проявляться в жизни?

ОПРЕДЕЛИТЕ СВОЮ ПОЗИЦИЮ

1. Насколько Вы можете принять такое понимание процесса воспитания: «Воспитание можно определить как планомерное, целесообразное, преднамеренное, сознательное воздействие и вмешательство в процессы естественного роста организма» (24, с. 92).

2. Считаете ли Вы возможным принять понимание процесса воспитания как психологического сопровождения естественного развития ребенка? Данная идея исходит из положения: «Естественное развитие детей первично, циркуляры, задачи и цели взрослых вторичны; поэтому в рамках нашего подхода ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, который не сумел сделать программу для ребенка «уместной», интересной и желаемой для него» (7, с. 10).

Рассмотрите правомерность (неправомерность) данной идеи с учетом возрастных особенностей развития личности. Насколько Вы считаете себя готовым к реализации этой идеи на практике?

3. Можете ли Вы отнести себя к сторонникам так называемого «стихийного» воспитания, которое, по их мнению, делает неэффективными специально организованные влияния школы и семьи. По их мнению, стихийные воздействия среды их «перекрывают». Особенно это проявляется в современных условиях.

Насколько возможно отождествление процесса воспитания с социализацией личности – развитием, обусловленным конкретными социальными условиями?

На такое соотношение процессов развития и воспитания обращали внимание многие педагоги. Так, немецкий педагог А. ДИСТЕРВЕГ (1790-1866) писал, что развитие подчинено своим законам, т.е. оно природосообразно, но в мире людей мы видим противоестественность и противозаконность «из-за произвола, страстей, недостатка ума» (34), а потому, если на пути естественного (природного) развития возникают препятствия, в этом случае становится необходимым воспитание, которое смогло бы создать благоприятные условия для развития ума, воли, чувства, поведения и т.п. Это и «идеальные» школы, и разнообразные методики образования и воспитания, и разумные отношения взрослого с ребенком, и многое, многое другое. А потому весь смысл изучения педагогической науки состоит в том, чтобы научиться видеть целостный процесс развития личности, осмысливать условия, которые мешают и помогают ее полноценному формированию, обосновывать и разрабатывать более совершенные пути, формы и средства, которые помогали бы проявлению в каждой личности ее индивидуальности, способствовали бы достижению ею своей социальной зрелости.

Нам кажется, что и разумная любовь к детям, и педагогическая интуиция проявляются на основе знаний, которые мы можем получить либо приобретая жизненный опыт, познавая свои и чужие ошибки, либо изучая психолого-педагогические науки.

Вопросы для размышления

Каковы, на Ваш взгляд, особенности взаимодействия естественного, стихийного и целенаправленного в развитии личности ребенка? В каких случаях воспитание может помогать и мешать развитию личности? Приведите примеры, которые доказывают, что в решении некоторых задач развития личности обстоятельства жизни действительно оказываются сильнее воспитательных воздействий. Известны ли Вам такие проблемы в развитии личности, решение которых стало возможным, благодаря личности воспитателя?

Проанализируйте опыт воспитания в семьях выдающихся личностей: М.Ю.Лермонтова, М. Е.Салтыкова-Щедрина, М.В.Ломоносова, И.Гете, А. М. Горького, А. Эйнштейна, Ф. и Ж. Кюри, И.С.Баха, А. Моцарта,

Н. Паганини, А. Македонского, Наполеона, А.С. Макаренко и др.

Многие из этих фильмов вышли на экраны много лет назад, но возможности VIDEO помогут Вам их найти. Пусть Вас не пугает то, что эти фильмы были сняты в 60-90-е гг. прошлого века, ведь в них поднимаются проблемы формирования в личности нравственных ценностей, которые во все времена являются «вечными». Возможно, Вам известны фильмы, снятые уже в наше время?

Как Вы считаете, какую роль в развитии личности ребенка играет взрослый? Каким должно быть его отношение к активным действиям самого ребенка?

Что, по Вашему мнению, может развить педагогическую интуицию, совершенствовать педагогические умения и навыки?

Выводы

Приступая к изучению проблемы «Развитие и воспитание личности», мы задали себе вопросы: Что значит воспитать ребенка? Имеем ли мы право своими воспитательными воздействиями вмешиваться в естественный процесс развития личности ребенка?

Размышляя о проблемах, связанных и с процессами развития личности ребенка, и с процессами его воспитания, мы пытались помочь Вам ответить на эти вопросы.

Мы предлагаем Вам самостоятельно определить свою позицию. И как возможные варианты ответов на поставленные вопросы предлагаем суждения классиков.

Г.С.КОСТЮК: «Сила воспитания заключается не в том, что оно якобы может не считаться с законами развития или изменять их, а в том, что, основываясь на знании этих законов, оно может целенаправленно управлять этим процессом» (57, с. 148).

ИКУИ ТАКАСИ (Япония): «Проблема воспитания детей на современном этапе состоит не в том, чтобы решать вмешиваться или не вмешиваться в их развитие, а в том, чтобы определить его направление и методы осуществления (33, с. 15).

Вопросы для самоконтроля:

1.Возможно ли целенаправленное развитие личности?

2.Что значит «вмешиваться» в процесс «самодвижения» личности?

3.Какое значение в развитии ребенка имеет взрослый?

4.Что расширяет и ограничивает наши воспитательные возможности?

Заключение

Анализируя проблему соотношения процессов развития и воспитания, мы попытались выявить возможности воспитания в развитии личности ребенка, мы определили зависимость процесса воспитания от основных характеристик физического, психического и социального развития личности. Искусство воспитывать (т.е. подбирать и разрабатывать методические приемы, методы и формы, речь о которых пойдет в последующих частях нашего пособия) строится на умении чувствовать внутренний мир ребенка, его проблемы и интересы, видеть перспективы его развития. И чем точнее это понимание, тем выше уровень мастерства Учителя, тем более значима его роль (необходимость) в жизни ребенка.

Изучение научных основ процесса развития в курсе «Общая и возрастная педагогика», мы надеемся, поможет Вам осмыслить свою значимость и свои возможности в общении с ребенком, которое мы называем Воспитанием.

Предлагая Вам две крайне противоположные точки зрения на соотношение процессов развития и воспитания, мы вполне осознавали, что их формулировка в том виде, как мы их приводим, может не отражать Ваших суждений, так как даже на обыденном уровне трудно отрицать роль взрослого в развитии личности ребенка. Однако мы все же предлагаем Вам еще раз ответить на вопросы по всему разделу нашего курса, касаясь обеих крайностей. Мы считаем, что педагогическая позиция складывается как результат осмысления многих проблем в развитии личности ребенка, и не исключено, что, отвечая на одни вопросы, Вы будете более склонны к той или другой «крайности», а, отвечая на другие вопросы, возможно, Ваш ответ будет вполне категоричным. Автор считает, что таким образом Вы будете размышлять о многогранных возможностях воспитания и определите меру своей активности, которая в решении разных вопросов будет иной.

Все это позволит Вам выразить и сформулировать свою педагогическую позицию, аргументировать ее. Итак:

________________________________________________________________

1. Основными формами процесса развития личности являются: рост, импритинг, научение, самовоспитание, подражание, социализация, индивидуализация и др. Насколько «управляемой» со стороны воспитания (обучения) является каждая из перечисленных форм? Развитие каких форм в большей и меньшей степени зависит от действий воспитателя? Какие задачи развития личности может решить Воспитатель? В чем Вы видите возможности (или даже необходимость) воспитания по отношению к каждой форме развития личности? В чем, на Ваш взгляд, должно проявляться содействие различным формам развития ребенка со стороны взрослого?

2. В процессе развития личности выделяются три аспекта (направления): физический, психический, социальный. Какова роль воспитателя и возможности его воздействия на каждый из них? Какие задачи развития личности может решить педагог, а какие нет?

3. Движущей силой процесса развития являются противоречия. Что (кто) обусловливает их возникновение и разрешение? Какую роль в их разрешении будет играть Воспитатель?

4. Что обусловливает возникновение сензитивных периодов развития? Может ли Воспитатель ускорить процесс их возникновения? В чем должно состоять педагогическое содействие развитию отдельных сторон и качеств личности ребенка в сензитивные периоды их проявления?

5. В каждом возрасте проявляется тот или иной тип ведущей деятельности. При каких условиях предметная, игровая, учебная, трудовая деятельность становится ведущей? Потребность в том или ином виде деятельности проявляется спонтанно по мере взросления ребенка или ее необходимо формировать целенаправленно? Что конкретно зависит от Воспитателя?

7. Одной из характеристик процесса развития личности является неравномерность физического, психического и социального аспектов. Насколько эта характеристика выступает как следствие спонтанного развития ребенка? В чем Вы видите «вину» и помощь взрослого в достижении (недостижении) личностью гармоничности и целостности ее развития?

8. Насколько необходима помощь со стороны Воспитателя в умственном, нравственном, эстетическом, экологическом, профессиональном и др. аспектах целостного процесса становления личности ребенка?

10. Какую роль играет Воспитатель в развитии таких форм проявления личности, как самопознание, самосознание, самореализация, самоутверждение?

11. Какие черты и характеристики личности формируются под влиянием наследственности? Насколько возможно изменить «природу» человека? И нужно ли это делать?

12. Что конкретно и до какого уровня в структуре личности подлежит целенаправленному развитию, а что генетически обусловлено, и любое воздействие педагога не принесет желаемых результатов?

13. Что мы можем/должны посредством воспитания привнести в процесс естественного развития личности?

15. В каком соотношении находятся факторы развития личности «наследственность» и «воспитание»?

16. Какие свойства, черты и характеристики личности формируются под влиянием социальной среды?

17. Что обусловливает формирование социальной ситуации развития личности? Какую роль при этом играет Воспитатель?

18. Как происходит развитие личности ребенка под влиянием на нее социальных факторов? Как «среда» влияет на развитие личности? Какую роль при этом может (должен) играть Воспитатель?

19. В каком соотношении находятся факторы развития личности «социальная среда» и «воспитание»?

20. Формирование каких свойств, черт и характеристик проявляется как следствие естественной (природной и возрастной) активности ребенка?

21. Какое значение имеет активность ребенка в развитии его личности? Каковы возможности педагога в развитии активности личности? В каком соотношении находятся факторы развития личности «активность» и «воспитание»?

23. В какой степени может быть предсказуем результат педагогической деятельности?

24. Возможно ли «запрограммировать» воспитательный процесс?

25. Как Вы думаете, к каким результатам развития может привести «стихийное» развитие личности ребенка?

26. Возникновение каких возрастных характеристик у младших школьников, подростков, старшеклассников закономерно вытекает из особенностей социальной ситуации развития личности и может быть оценено как результат естественного развития, а возникновению каких черт и характеристик должен содействовать Воспитатель?

27. Какую помощь в развитии подростков (старших школьников) может оказать взрослый? Каковы возможности педагога в изменении неблагоприятной ситуации развития современного подростка (старшего школьника)?

29. При каких условиях развития ребенка его индивидуальные различия будут сглаживаться, а при каких условиях они становятся более выраженными? В чем Вы видите возможность целенаправленного формирования индивидуальных особенностей учащихся?

(При ответе на вопросы 26-29 см. наше пособие «Возрастные особенности развития и воспитания». Часть 3).

30. При каких условиях воспитание будет содействовать развитию личности? При каких условиях оно будет мешать или затормаживать его? Вызывать у личности протест и активное сопротивление воспитательным воздействиям?

31. В каком соотношении должны находиться процессы естественного, стихийного и целенаправленного развития личности? Что расширяет и ограничивает наши воспитательные возможности?

Считаем важным отметить: начиная изучать курс педагогики, Вы постигаете только основы процессов развития и воспитания, у Вас должна сформироваться своя педагогическая позиция, и как мы уже отмечали ранее, без ее проявления усвоение педагогических знаний происходит на формальном уровне.

Мы надеемся, что материалы данного пособия помогли Вам увидеть возможность решения проблем развития личности ребенка путем осмысления его научных основ. Именно поэтому Вам предлагались результаты исследований и выводов психологов, генетиков, физиологов, философов, и их осмысление должно было обогатить Ваш «житейский опыт», расширить Ваш педагогический кругозор. Автор не претендовала на полноту изложения всей информации, которая давала бы исчерпывающий ответ по каждому вопросу. Общение с преподавателем в вузе, школьными учителями на педагогической практике, Ваши личные наблюдения и педагогическая практика, а также знакомство с литературой в настоящем и будущем будут приближать Ваше познание к бесконечным тайнам развития Человека. И самое главное, что должен усвоить будущий педагог, состоит в том, что, прочитав любой учебник педагогики, нельзя сразу ответить на все вопросы, которые ставит педагогическая практика.

Насколько Вы можете согласиться с теми советами, которые дают известные педагоги людям, готовящим себя к педагогической деятельности?

ЛЕЙБНИЦ: «. нет нужды давать правила, советы и наставления, которые легко забываются, достаточно изучить природу души с ее недостатками и слабостями, а средства для их устранения найти не трудно».

Литература для самостоятельного изучения

3. Ананьев, Б. Г. Избр. псих. труды.: В 2 т., т. 1. – М., 1980.

4. Аристотель. Политика. – М., 1954.

6. Ауэрбах, Ш. Генетика /Пер. с англ. – М., 1966.

7. Бардиер Г. Я хочу! – Кишенев; Москва, 1993.

9. Бауэр, Т. Психическое развитие младенца /Пер. с англ. – М.,1976.

10. Безрукова, В. С. Педагогика. – Екатеринбург, 1993.

14. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –

16. Болдырев, Н. И. Методика воспитательной работы. – М., 1981.

18. Буева, Л. П. Социальная среда и сознание личности. – М., 1968.

19. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления. Вып 1-3. – М., 1982-1984.

21. Волков, Г. Три лика культуры. – М.: Молодая гвардия, 1986.

22. Вульфов, Б. З., Семенов, В. Д. Школа и социальная среда. – М., 1981.

23. Выготский, Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии //Собр. соч.: В 6 т., т. 4. – М.: Педагогика, 1984.

24. Выготский, Л. С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991.

25. Гегель. Собр. соч.: В 7 т., т. 7. – М., 1937.

26. Гельвеций. О человеке, его умственных способностях и воспитании. – М., 1951.

27. Гельвеций. О человеке //Соч.: В 2 т., т. 2. – М., 1959.

28. Гете, И. В. Избр. философ. произв. /Пер. с нем. – М., 1964.

30. Графова, Л. Цена гармонии //Литературная газета. – 15.04.1981.

31. Грюнелиус, М. Вальдорфский детский сад /Пер. с нем. – М., 1992.

32. Движущие силы развития личности. – Тюмень, 1976.

33. Детский сад в Японии /Пер. с японск. – М., 1989.

34. Дистервег, А. Избр. пед. соч. – М., 1957.

35. Дубинин, Н. П. Что такое человек? – М.: Мысль, 1983.

37. Душков В.А. География и психология. – М., 1987.

38. Зайнек, Р. Минисемья: оранжерея для гениев //Литературная газета. – 1976. – 24.04.

39. Занков, Л. В. Избр. пед. сочинения. – М.: Педагогика, 1992.

40. Запорожец, А. В. Избр. псих. труды. – М.: Педагогика, 1986.

41. Ибука, М. После трех уже поздно /Пер. с японск. – М.: Знание, 1992.

42. «Известия». – 1988. – 12.02.

44. Ильин, В. С. Формирование личности школьника: целостный процесс. – М.: Педагогика,1984.

45. Ильина, Т. А. Педагогика. – М.: Просвещение, 1984.

46. Калашников, А. Г. Избр. педагог. труды. – М., 1990.

47. Камю, А. Бунтующий человек. – М.: Политиздат, 1990.

49. Каптерев, П. Ф. Педагогический процесс //Педагогические сочинения. – М., 1982.

50. Ковалев, А. Г. Психология личности. – М.: Просвещение, 1971.

52. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека. – М.: Мысль, 1984.

54. Кожухарь, Г. С. Соотношение развития и воспитания. – М., 1993.

55. Коменский, Я. А. Избр. пед. соч.: В 2 т., т.2. – М.: Педагогика, 1982.

56. Кон, И. С. Психология старшеклассника. – М.: Просвещение, 1980.

57. Костюк, Г. С. Избр. псих. труды. – М.: Педагогика, 1986.

59. Крайг, Г. Психология развития /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000.

60. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии. – М., 1974.

61. Крутецкий, В.А. Формирование математических способностей.– М., 1968.

62. Лангмейер, Й., Матейчик, А. Психическая депривация в детском возрасте /Пер. с чешск. – Прага: Авеценум, 1982.

63. Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология. – М., 1965.

64. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

65. Лешли, Дж. Работать с маленькими детьми: поощрять их развитие и решать проблемы /Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991.

66. Лихачев, Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. – М., 1985.

67. Лич, П. Младенец и ребенок: от 0 до 5 лет /Пер. с франц. – М., 1985.

68. Лойфман, И. Я. Развитие как базисная категория диалектики //Диалектика прогрессивного развития. – Свердловск, 1976.

69. Локк, Дж. Мысли о воспитании //Соч.: В 3 т., т. 3. – М.: Мысль, 1988.

70. Люблинская, А. А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971.

71. Макаренко, А. С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. – М., 1976.

72. Мальковская, Т. Н. Социальная активность личности. – Л., 1973.

73. Мануйлов Ю.С. Средовый подход в воспитании//Педагогика.-2000- № 7

74. Маркс, К. Тезисы о Фейербхе. – М.: Политиздат, 1979.

76. Масару Ибука. После трех уже поздно /Пер. с японск. – М., 1992.

77. Мелхорн, Г. и Х.-Г. Гениями не рождаются. – М., 1989.

78. Миклин, А. М., Подольский, В. А. Категория развития в марксистской диалектике. – М., 1980.

79. Милтс, А. А. Гармония и дисгармония личности. – М., 1990.

81. Монтессори-Материалы: школа для малышей. Часть 1. – М., 1992.

82. Мещеряков, А. И. Слепоглухонемые дети. – М., 1974.

83. Мудрик, А. В. Социализация в «смутное время». – М.: Знание, 1989.

84. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. – М., 1999.

85. Мухина, В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1979.

86. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.

87. На путях к политехнизму (Сб. ст.). – М., 1930.

88. Немов, Р. С. Психология. – М., 1989.

89. Никитин, Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – М., 1990.

90. Никитин, Б. Мы, наши дети и внуки. – М., 1989.

91. Новикова, Л. И. Школа и среда. – М.: Знание, 1

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *