Что значит стерео звук в наушниках
Как получается объемный звук в наушниках
Содержание
Содержание
Прежде, чем понять, как появляется «трехмерный» звук и почему мы его не слышим через некоторые колонки, необходимо разобраться в устройстве нашего уха. Звук — это волна, давящая на барабанную перепонку. Нервные клетки преобразовывают эту вибрацию в электрический сигнал, который направляется в мозг. Разум распознает и интерпретирует волну, превращая ее в бах, визг, скрип и прочее. Благодаря этому мы способны отличить звук падения монеты от крика чайки.
Почему мы слышим 3D-звук
Мозг с помощью матушки эволюции пришел к выводу, что есть необходимость определить, с какой стороны рычит зверь, а с какой собрат по племени призывает спрятаться в уютную норку. Для этого пришлось научиться воспринимать окружающие звуки двумя ушами с разной скоростью. Разница в 0,7 миллисекунд между правым и левым ухом помогает определить, откуда кричит зверь с точностью до 3 градусов по горизонтали. Если угроза прячется на дереве или сидит на скале, точность определения локации снижается до угла в 15 градусов по вертикали. В целом этого достаточно, чтобы не быть съеденным.
Мозг — удивительный инструмент, способный различать отдельные музыкальные инструменты, тембр голоса, отражение звуковой волны от окружающих предметов: мебели, стен, потолка, окон. Мелодия, звучащая в пустой комнате, значительно отличается от той, что играет в помещении с мебелью. Идеально предать природный звук с помощью технических средств позволяет только бинауральное звучание — восприятие звука двумя ушами.
Первое устройство, компенсирующее разницу достижения звука к обоим ушам, презентовал Скотт Алисон в 1858 году — псевдофон (прибор, который перемещает пространственное расположение звуков так, что те, которые обычно поступают в правое ухо, начинают поступать в левое, и наоборот; был разработан для изучения процесса локализации звуков — прим. ред.). Благодаря особой заслонке в вертикальной и горизонтальной плоскостях, инженер создал иллюзию объемного звука. Спустя 75 лет ученым удалось добиться схожих результатов с помощью HRTF(функция, определяющая то, как именно человек воспринимает звук, исходящий из определенной точки в пространстве — прим. ред.).
Устройство наушников
В центре каждого динамика расположен магнит, рядом катушка и мембрана. Ток проходит через катушку, создавая магнитное поле, колебания воздействуют на мембрану. В результате этого движения создается высокое и низкое давление на окружающее воздушное пространство, появляется звуковая волна. Такого же результата можно добиться более примитивным способом, ударив палкой по пустой бочке — вибрация создаст сжатые потоки воздуха, которые принесут в наше ухо «мелодичный» звук.
Пляски с бубном
Основная проблема в передаче качественной записи объемного звука — строение человеческого тела. Уши человека, как и отпечатки пальцев или сетчатка глаза — уникальны. Это означает, что каждый из нас по-разному воспринимает один и тот же звук. Немного подумав, ученые решили — нужно решать проблему радикально, отрезав ушную раковину. Занимались этими странными делами в научно-исследовательской лаборатории Белла в 1931–1932 годах в США. Экзекуции подвергался манекен, в его слуховые проходы были внедрены микрофоны. На записывающие устройство транслировались звуки музыкальных инструментов хора.
Добившись идеального звучания в искусственной голове, ученые дали послушать запись с ушных микрофонов испытуемым. Подопытные отметили высокое качество звука, натуральность и возможность различить отдельные инструменты, объемное звучание. Но запись не была идеальной. Оказалось, что кроме раковин, влияние на восприятие оказывает строение ушного канала, расположение костей черепа. В лаборатории стали делать новые манекены по слепкам голов реальных людей. Собрав с десяток паттернов, ученые откалибровали звучание по усредненному варианту. Теперь бинауральные записи могут слушать практически все, чьи уши не сильно отличаются от среднестатистических.
В сети есть ролик для имитации обычного сеанса в барбершопе, после просмотра которого можно ощутить себя в парикмахерском кресле:
На второй объясняется секрет записи объемного звука. Все просто — нужно использовать два микрофона, установленных по схеме А–Б, а воспроизводить запись — в 7-канальном режиме.
Колонки не дают полноценный объем?
Восприятию звука мешают окружающие предметы, наше собственное тело, голова, извилистость ушной раковины. Колонка одновременно транслирует сигналы для двух ушей, в результате правое ухо слышит звуки, предназначенные для левого и наоборот. Наушники четко разделяют звук для каждого уха. Создатели игр и фильмов давно бьются над проблемой объемного звучания, и они нашли несколько интересных решений. Существуют аудиодрайвера, так называемые «искусственные ушные раковины», позволяющие имитировать местоположение источника в виртуальном пространстве. Эффект можно почувствовать в наушниках при просмотре видео:
Трехмерный звук, распространяемый в пространстве, имеет высоту, ширину и глубину. Для полного погружения в среду искусственно создается вибрация, добавляется 5–7 источников сигнала, воздействующих попеременно с разным отклонением на правое или левое ухо.
Настраиваем 3D-звук в наушниках
Требуемого эффекта помогают добиться Sound-драйверы. В последней Windows есть специальные настройки для наушников. Технология была разработана Windows Sonic и Dolby Atmos.
Потребуется OS Windows, мышка и один щелчок по правой кнопке на значке аудио, в выпадающем меню необходимо выбрать пункт «Пространственный звук», нажать «Включить» и можно смело воспроизводить еще один ролик:
Наушники для игр: стерео или объемный звук?
Производители оборудования соблазняют игроков дополнительными функциями и элементами. Часто они довольно дороги и в конечном итоге оказываются не очень функциональными. То же самое справедливо для наушников с объемным звуком 5.1 или 7.1? Действительно ли игрокам нужны такие аксессуары?
Нужны ли геймерам наушники с объемным звуком?
Традиционные решение, например, наушники HyperX, на сегодняшний день являются самыми популярными среди геймеров. Сложно сказать, в чем причина этого. На это, безусловно, повлияла более низкая цена и большая доступность данного типа решений. Но чем стереонаушники лучше, чем наушники объемного звучания?
Что такое наушники объемного звучания?
Традиционные стереонаушники имеют два динамика, по одному на каждое ухо. Обычно они имеют диаметр около 40-50 мм для накладных моделей. С другой стороны, устройства с истинным объемным звуком 5.1 или 7.1 имеют несколько динамиков меньшего размера, предназначенных для воспроизведения объемного звука. Это означает, что они расположены в разных частях наушника — посередине, спереди или сзади. Теоретически это должно привести к лучшему звучанию, но как это происходит на практике?
Что нужно игрокам?
Звук, вопреки внешнему виду, чрезвычайно важен во многих играх. В основном это относится к многопользовательским играм, в которых пользователи соревнуются с другими игроками. Например, в «Counter-Strike: Global Offensive» играть без наушников практически бессмысленно. Без них игрок не услышит приближающегося врага и не зафиксируем момент начала обезвреживания бомбы. Но то же самое касается «Battlefield» или «Call of Duty». Тем не менее все эти игры довольно хорошо справляются с воспроизведением объемного звука на обычных стереонаушниках. Создатели позаботились о соответствующих решениях, благодаря которым можно отлично слышать, с какой стороны приближается соперник. Но разве с наушниками 5.1 или 7.1 не было бы еще проще?
Физика делает свое дело
Следует начать с того, что когда дело касается звука и его качества, физика имеет большое значение. Некоторые вещи просто невозможно улучшить из-за множества ограничений. Это хорошо видно в случае наушников с объемным звуком.
Прежде всего, многие драйверы меньшего диаметра необязательно должны обеспечивать более высокое качество звука. Напротив, сопоставимые по цене стереонаушники и наушники с объемным звуком могут существенно отличаться друг от друга в пользу первых. Кроме того, следует помнить, что объемный звук должен звучать — как это ни парадоксально — в просторном помещении, чтобы реально использовать его преимущества. Именно поэтому в кинотеатрах колонки разнесены.
В случае с наушниками нет должного расстояния между драйверами. Поэтому обычно речь идет только об имитации объемного звука. Также не следует забывать, что у каждого пользователя немного разное ухо, что также имеет большое значение. Даже структура ушной раковины влияет на восприятие звука.
Стерео наушники или с объемным звуком?
Ответ на этот вопрос довольно прост — лучше подойдут наушники со стерео преобразователями.
Выбирая наушники, стоит проверить их звучание, а также комфорт их расположения на голове. Это может стать решающим фактором при многочасовых игровых сессиях.
Выбираем лучшие стереонаушники
Различные мобильные устройства, компьютеры, телевизоры используются в наше время в том числе и для прослушивания музыки. Наушники стали для нас привычным аксессуаром, и многие имеют их даже в нескольких экземплярах. Но не все наушники одинаковы. Они различаются не только по внешнему виду, но и по конфигурациям, качеству.
В последние годы популярны стереонаушники. Такие гаджеты обладают рядом преимуществ по сравнению с моносистемами. Ассортимент моделей настолько огромен, что сложно сделать выбор, не зная всех нюансов. Разберемся, как выбрать хорошие и надежные стереонаушники, чтобы наслаждаться идеальным звучанием.
Что это и какими бывают стереонаушники
Стереонаушники обладают стереофоническим форм-фактором. Они имеют два канала (правый и левый) по которым звуковой сигнал подается отдельно. Стоит отметить, что для воспроизведения двухканального звучания необходимо, чтобы и сам звук был записан в двухканальной системе. Именно такими параметрами обладают все современные звуковые треки, и практически все наушники сейчас оснащены стереозвучанием. В стереосистеме мы получаем более чистый, объемный, мощный звук, в котором можно расслышать сотни оттенков. Это значит, что при прослушивании музыки и иных аудиофайлов, при просмотре фильмов, пользователь получает максимум удовольствия и может воспринимать звуковые нюансы, которые не были доступны раньше, когда на рынке преобладали одноканальные аудиосистемы.
Мононаушники являются на сегодняшний день большой редкостью. Их уже не выпускают.
Стереоскопические модели бывают самых различных форм, они могут быть с микрофонами и без, проводными и беспроводными, универсальными или рекомендованными для совмещения с определенными устройствами.
Характеристики, плюсы, минусы
Характеристики стереонаушников состоят из нескольких важных параметров, от которых будет зависеть качество их звучания.
Это основные технические характеристики, на которые стоит обратить внимание, выбирая стереоскопические модели.
Что же касается плюсов и минусов данного гаджета, то объективно никаких недостатков у него нет. Минусы могут быть только у конкретной модели в сравнении с другими.
Из плюсов можно отметить отличное объемное звучание, позволяющее людям получать эффект полного погружения и ощущения себя в самом центре звука.
Типы наушников
По своему типу наушники также делятся на несколько видов, отличающихся внешним видом, дизайном, удобством. Рассмотрим, какие типы стереонаушников бывают и какие лучше выбрать.
Накладные
Состоят из двух динамиков и дуги, надеваются поверх головы и накладываются на уши, за что и получили свое название. Обычно динамики не прилегают к уху настолько плотно, чтобы полностью изолировать посторонние звуки извне. Если слушать музыку в накладных наушниках в шумном помещении, то насладиться чистым звучанием не получится: многие посторонние шумы будут слышны.
Полноразмерные
Такие модели относятся к профессиональному типу, хотя вполне могут использоваться и дома. Они также надеваются сверху. Их амбушюры полностью закрывают ушные раковины, препятствуя проникновению внешних шумов. Минусом такого гаджета является лишь массивность и вес.
Полноразмерные и накладные наушники могут быть открытыми и закрытыми, от чего будет зависеть качество и эффект звучания.
Вкладыши (таблетки)
Небольшие наушники буквально вкладываются в ушную раковину, но прилегают к ней не столь плотно. Из-за этого часть низких частот теряется при произведении. Также «таблетки» не имеют звукоизоляции и пропускают шум как извне, так и от себя в пространство. Несмотря на свою популярность, это не самый лучший вид стереонаушников.
Вакуумные (затычки)
Их также называют внутриканальными. Силиконовые амбушюры вкладываются в слуховой канал и плотно прилегают к нему, создавая вакуум. Такие наушники не пропускают звук и полностью изолируют пользователя от всех внешних шумов. Они идеально передают все частоты, но могут негативно влиять на слух (если слушать музыку слишком громко и часто). На сегодняшний день вакуумные модели являются самими лучшими для прослушивания аудиофайлов с различных мобильных устройств.
Как правильно выбрать
Нижеприведенные рекомендации от экспертов помогут вам выбрать качественные стереоскопические наушники и наслаждаться отличным звучанием.
Конструкция
Для любительского пользования самыми популярными и удобными являются вакуумные наушники и вкладыши. Накладные гаджеты более тяжелые, некоторые отмечают, что начинают испытывать головную боль от ношения дугообразного крепления на голове. Многим девушкам накладные наушники неудобны из-за того, что могут деформировать прическу. К тому же их не спрячешь в карман, и поместятся они далеко не в каждую сумочку.
Небольшие «таблетки» или «затычки» можно без всяких проблем носить с собой, они легкие, незаметные и при этом способны выдавать очень мощное звучание.
Тип соединения
Стереонаушники могут быть проводными и беспроводными. Беспроводное соединение обычно устанавливается через блютуз. Отсутствие проводов кажется удобным решением. Но здесь есть свои минусы: во-первых, такие модели требуют постоянной подзарядки; во-вторых, они могут соединяться только с теми устройствами, у которых есть модуль блютуз.
Беспроводные наушники больше рекомендованы спортсменам, в иных случаях лучше выбрать модели с проводами. При этом следует обращать внимание на качество провода. Он не должен быть слишком тонким или очень жестким.
Время работы
Сколько будут служить те или иные наушники, сказать очень сложно. Многое зависит от качества модели, ее конфигураций, а также от частоты эксплуатации и аккуратности в обращении. Зарекомендованные производители дают гарантии на свои устройства в среднем от 3 до 6 месяцев, иногда на год.
При условии соблюдения правил пользования хорошие наушники могут служить несколько лет.
При выборе беспроводных наушников следует обращать внимание на мощность их аккумулятора. В среднем устройство может работать без подзарядки от 3 до 12 часов. Чем мощнее аккумулятор, тем больше заряда он держит.
Для телевизора
К телевизору наушники покупают в основном для просмотра фильмов. Здесь специалисты рекомендуют выбирать накладные модели с хорошей звукоизоляцией. Они могут быть проводными и беспроводными. Длина кабеля у таких наушников в среднем 3-4 м. Рекомендуемый параметр чувствительности – 60-100 дБ. Сопротивление – от 16 до 64 Ом. Мощность от 250 мВт и выше.
Для мобильных устройств
Для смартфонов, планшетов, ноутбуков чаще всего выбирают вакуумные наушники. Хотя при желании можно купить и накладные. Но следует учесть, что брать их в дорогу не столь удобно. Оптимальная мощность для внутриканальных моделей – 30-50 мВт, сопротивление – 16 до 50 Ом, чувствительность 60-100 дБ.
Рейтинг
Представляем рейтинг из 10 моделей, в который вошли лучшие наушники с превосходными характеристиками и набравшие наибольшее количество положительных отзывов от покупателей.
Как получается объемный звук в наушниках? Раскрываю карты
Контакты
Телефон: 8 (800) 444 24 28
Время работы: пн-пт с 10:00 до 19:00 МСК
По всем вопросам пишите на почту: shop@bose.ru
При трудностях с заказом: help@bose.ru
Наш адрес: 105005, Россия, г. Москва, ул. Радио, 12 стр 2
Почему некоторые устройства поражают в самое сердечко объемным звуком, а другие играют так себе? Сегодня разберемся, из-за чего в наушниках возникает объемный звук и как его настроить.
Но сперва расскажу о том, почему вообще человеческое ухо слышит 3D-звучание и что оно дает. Читайте статью!
Почему мы слышим 3D-звук
История началась еще в первобытные времена, когда надо было быстро понять, с какой стороны рычит зверь, а с какой — собратья по племени зовут укрыться в пещере. Так уши приспособились воспринимать звуки с разных сторон с разницей в 0,7 миллисекунды — задержка из-за расстояния между ушами возникает. Кстати, это позволило еще и узнать с точностью до 3 градусов по горизонтали, где находится источник звука! По вертикали точность снижается до 15 градусов, что тоже неплохо.
Объемный же звук окружает со всех сторон — согласитесь, редкое явление в природе. Зато сколько оно вызывает эмоций! Неудивительно, что 3D звук особо мил нашему мозгу, ведь обычный, разделенный на правое и левое ухо, и так слышим постоянно.
Откуда же взялось 3D звучание, если в природе такого не встретить?
В 1858 году Скотт Алисон презентовал изобретение, которое компенсирует разницу в 0,7 миллисекунды между ушами. Аппарат назывался псевдофон. Он работал по принципу перемещения звука в пространстве: то, что слышит правое ухо, поступает и в левое, и наоборот. Этот эффект достигался благодаря особой заслонке в аппарате, которая создавала иллюзию объемного звука по вертикали и горизонтали.
Лишь 75 лет спустя ученым удалось добиться похожих результатов с помощью функции HRTF, определяющей, как именно человек воспринимает звук, находясь в определенной точке.
Устройство наушников
Плюс-минус все наушники устроены одинаково: в центре динамика расположен магнит, катушка и мембрана. Проходя через катушку, ток создает магнитное поле и колебания воздействуют на мембрану. Так создается высокое и низкое давления в окружающем воздушном поле, и появляется звуковая волна.
Такого же эффекта можно добиться, ударив ложкой по пустой кастрюле — вибрация создаст сжатые потоки воздуха, которые и долетят до уха каким-никаким мелодичным звуком.
Хорошо. А как тогда передать объемный звук, да еще в записи?
Строение уха, как и отпечаток пальцев — уникально. Поэтому каждый человек слышит звук по-своему. Ученые долго думали, как так сделать, чтобы все люди слышали музыку в объеме и примерно одного качества. И отрезали ушную раковину. Правда, только манекену.
Так, в лаборатории Белла, США, в 1931–1932 годах инженеры проводили необычный эксперимент. В слуховые каналы манекена (хорошо, что он ничего не чувствовал!) поместили микрофоны, а на записывающее устройство шла трансляция хора.
Честно говоря, я так и не понял, как они решили, что запись наконец звучит идеально — ведь манекен весь эксперимент мужественно молчал, но тем не менее идеальное звучание было найдено. Запись дали послушать обычным людям (с целыми ушами), испытуемые сказали, что музыка очень высокого качества и они могут различить отдельные инструменты.
Но запись оказалась все равно далекой от совершенства. Выяснилось, что на восприятие звука влияет и строение черепа, и расположение ушного канала. Началась череда еще более странных экспериментов: создание манекенов со слепков голов реальных людей. Собрав внушительную коллекцию, ученые усреднили полученные данные и вывели некий «стандартный» образ, под который откалибровали звучание записи.
Благодаря этому, имея самые обычные уши, сегодня мы можем наслаждаться объемным звучанием в наушниках, колонках и прочей акустике. Правда, всегда стоит помнить, что уши-то стандартные, но у каждого есть свои особенности. Поэтому рекомендую дополнительно настраивать 3D звучание под себя — для лучшего эффекта.
Преимущества 3D-звука
Качество воспроизведения музыки зависит от следующих параметров в стереонаушниках:
Частота — в среднем человек слышит частоты от 25 Гц до 25 кГц. Устройства, передающие весь диапазон частот, называются широкополосными, и многие маркетологи любят этим прихвастнуть в технических характеристиках акустики. Однако слух у всех индивидуален — не факт, что вы слышите нижние и верхние частоты. Подробнее я уже писал на эту тему в прошлых статьях.
Чувствительность — характеристика, выражаемая в дБ. Обозначает звуковое давление, а если говорить по-простому — громкость.
Импеданс — величина, связанная с чувствительностью. Характеризует показатель сопротивления от катушки, которая «заведует» мощностью звука. Импеданс измеряют в Омах, например, обычные наушники из масс-маркета имеют показатели 15–55 Ом, а профессиональное стереооборудование достигает 110 Ом.
В качестве годных стереонаушников могу порекомендовать SoundLink II, QuietComfort 35 II, Bose Headphones 700. В блоге вы найдете обзоры каждой модели, если захотите узнать подробнее. Буду рад помочь с выбором!
Настройка 3D-звука
Как настроить объемный звук в наушниках, на компьютере и на смартфоне? С наушниками примерно ясно: в технике Bose есть встроенный эквалайзер (как и в любой другой, в принципе) и возможность откалибровать звук через приложение. А что делать с остальными вариантами?
Как включить объемный звук на компьютере
Чтобы попасть в меню настроек звука, в большинстве версий Windows надо нажать в левом нижнем углу экрана Пуск – Панель управления. В Windows 8 необходимо подвести курсор к правому нижнему углу, подождать несколько секунд и после появления вертикального меню выбрать Параметры – Панель управления. В открывшемся окне нажать иконку «звук».
Далее выбирайте «наушники», зайдите на вкладку «уровни», потом кнопка «баланс» и отрегулируйте громкость звучания каждого из наушников.
Во вкладке дополнительных возможностей проверьте, стоит ли галочка на «выравнивании громкости». Здесь же можно и прослушать, как звучит музыка, нажав «проверку».
Как включить объемный звук на смартфоне
В зависимости от бренда, настройка может отличаться, но принцип остается один:
Также возможна настройка с помощью встроенного эквалайзера, вот где широкое поле для экспериментов! Но не стоит сильно увлекаться и сбивать стандартные настройки — все-таки звучание тщательно выверено целым штатом инженеров.
Марк Авершин, приглашенный эксперт