Что значит статус кандидата

Статья 24. Статус кандидатов

Статья 24. Статус кандидатов

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, со дня регистрации и до дня официального опубликования общих итогов выборов в обязательном порядке временно освобождаются от исполнения служебных обязанностей. Продолжение исполнения служебных обязанностей кандидатом, находящимся на государственной или муниципальной службе, а также работающим в средствах массовой информации во время участия в выборах, влечет за собой отмену решения о его регистрации избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, по инициативе избирательной комиссии, по протесту прокурора, по решению суда или по заявлению граждан, избирательных объединений.

По заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.

Кандидаты со дня регистрации до дня официального опубликования общих итогов выборов включительно имеют право на территории муниципального образования бесплатно пользоваться общественным транспортом, за исключением такси и заказных рейсов. Соответствующие расходы подлежат возмещению за счет средств муниципального бюджета.

Зарегистрированный кандидат не может быть членом ни одной избирательной комиссии. Зарегистрированный кандидат не может быть на территории муниципального образования привлечен к уголовной ответственности, задержан, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Меры пресечения или иные уголовно-процессуальные меры на территории муниципального образования могут быть применены к кандидату только по постановлению суда.

Кандидат вправе не позднее чем за пять рабочих дней до дня выборов снять свою кандидатуру.

Информация о выбытии кандидатов в течение двух дней публикуется избирательной комиссией муниципального образования и соответствующей окружной избирательной комиссией и сообщается средствам массовой информации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 24 настоящего Временного положения

Источник

Статус кандидата в российском избирательном праве

Кучин А.С., аспирант кафедры конституционного и международного права юридического института Томского государственного университета.

Кандидат является основным участником избирательной кампании кандидата, избирательного объединения. Согласно п. 35 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидатом является лицо, выдвинутое в установленном Законом порядке в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность или на членство в органе (палате органа) государственной власти или органе местного самоуправления либо зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией в качестве кандидата. Кандидатом может стать только гражданин, обладающий пассивным избирательным правом (пассивной избирательной правосубъектностью) на соответствующих выборах.

Российская газета. 2002. 15 июня; 2002. 28 сентября; 2003. 25 июня; 2003. 8 июля, 9 июля; 2004. 9 июня; 2004. 14 августа, 31 августа, 15 декабря.

Лебедева Ю.Н. Граждане как субъекты избирательного права России: Автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.02 Хабаровская государственная академия экономики и права. Владивосток, 2003. С. 21.
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. к.ю.н. А.А. Вешняков. М.: Издательство «НОРМА», 2003. С. 189.

Необходимо различать также статусы кандидата, выдвинутого непосредственно, и кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов. Статус кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов, обладает некоторыми особенностями. Так, кандидат, выдвинутый в составе списка кандидатов, не вправе создавать собственный избирательный фонд и соответственно расходовать средства на избирательную кампанию. Такому кандидату не выделяется отдельно эфирное время и печатная площадь для предвыборной агитации. Он не вправе назначать своих собственных представителей, его интересы в избирательном процессе отстаивают представители избирательного объединения. Кроме того, анализ действующего законодательства позволяет различать статусы кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, и кандидата, выдвинутого избирательным объединением.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1998 г. N 26-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона от 21 июня 1995 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. N 48. Ст. 5969.

Избирательные объединения должны иметь юридические возможности, позволяющие им участвовать в избирательных кампаниях выдвинутых ими кандидатов. Однако закрепление в связи с этим за ними соответствующих прав не должно нарушать принцип равенства кандидатов. Обеспечить это возможно только путем создания равных финансовых и информационных возможностей кандидатам. Кандидаты не должны получать за счет выдвинувших их избирательных объединений дополнительные по сравнению с независимыми кандидатами финансовые и информационные возможности. В этой связи требует пересмотра п. 13 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», допускающий возможность возврата избирательного залога кандидату в случае его отзыва избирательным объединением.

Вряд ли можно считать действующее избирательное законодательство справедливым в части предоставления кандидатам информационных возможностей. Нельзя не обратить внимание на п. 7 ст. 51 и п. 3 ст. 52 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», в соответствии с которыми законом может быть предусмотрено предоставление дополнительного бесплатного и платного эфирного времени, дополнительной платной и бесплатной печатной площади избирательным объединениям, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов.

Принцип равенства кандидатов требует пересмотра п. 7 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предоставляющего право участвовать при проведении проверки подписей избирателей только кандидатам, представившим свои подписные листы. На основании данного пункта кандидатам, зарегистрированным по другим основаниям, а также выдвинутым кандидатам может быть отказано в участии в данной избирательной процедуре. Считаем, что такая норма не соответствует принципу открытости и гласности проведения выборов. Каждый выдвинутый кандидат должен иметь право присутствовать при проведении проверки подписей избирателей.

С момента выдвижения в качестве кандидата гражданин приобретает статус выдвинутого кандидата. Выдвинутый кандидат вправе назначить своих доверенных лиц и уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Кандидат имеет право в любой момент отозвать доверенное лицо, уполномоченного представителя по финансовым вопросам и назначить в качестве такого иное лицо.

Для финансирования своей избирательной кампании выдвинутый кандидат обязан создать избирательный фонд. Данная обязанность выражается в открытии специального избирательного счета в банке. Кандидат имеет право распоряжаться средствами избирательного фонда. Законом может быть предусмотрена обязанность выдвинутого кандидата представить первый финансовый отчет. Как правило, первый финансовый отчет представляется вместе с документами, необходимыми для регистрации. Федеральным законом первый финансовый отчет может быть включен в перечень документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов. Так, п. 1 ст. 37 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» прямо называет первый финансовый отчет среди документов, представляемых для регистрации кандидата на должность Президента Российской Федерации.

С момента создания избирательного фонда кандидат вправе проводить предвыборную агитацию в разрешенных на этой стадии формах: встречи с избирателями, участие в других массовых мероприятиях, распространение печатных и иных агитационных материалов. Выдвинутый кандидат не вправе проводить предвыборную агитацию в средствах массовой информации.

Выдвинутый кандидат имеет право собирать подписи избирателей в поддержку своего выдвижения или внести избирательный залог, а также быть зарегистрированным по иному основанию, предусмотренному в законе. Он вправе участвовать в проверке подписей избирателей, представленных в избирательную комиссию в его поддержку или в поддержку его соперников, знакомиться с материалами проверки и получать от избирательной комиссии копии соответствующих документов. Со дня представления документов для регистрации кандидат вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, и в нижестоящие комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2002 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 64, пункта 11 статьи 32, пунктов 8 и 9 статьи 35, пунктов 2 и 3 статьи 59 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда РФ и Тульского областного суда» // Российская газета. 2002. 18 июня.

Shea, Daniel M. Campaign craft. The strategies, tactics, and art of political campaign management / Daniel M. Shea. Westport, London: Praeger, 1996. P. 34.
Далл Р. О преимуществах тех, кто уже занимает выборную должность при участии в выборах // Вестник ЦИК РФ. 1996. N 8. С. 51.

Статус выдвинутого кандидата прекращается в случае отказа избирательной комиссии зарегистрировать кандидата. С момента вынесения комиссией решения о регистрации кандидата, списка кандидатов кандидат приобретает статус зарегистрированного кандидата. Статус зарегистрированного кандидата определяется его правомочиями на стадиях предвыборной агитации и голосования, установления его итогов, определения результатов выборов. Зарегистрированный кандидат за 30 дней до дня голосования получает право вести предвыборную агитацию на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях. Зарегистрированному кандидату для проведения предвыборной агитации предоставляется бесплатное эфирное время и бесплатная печатная площадь в соответствующих государственных и (или) муниципальных средствах массовой информации.

Зарегистрированный кандидат обладает правом присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий, а также при осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, с бюллетенями, открепительными удостоверениями и протоколами об итогах голосования. Для наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий зарегистрированный кандидат вправе назначить наблюдателей в участковые и в вышестоящие избирательные комиссии.

В сфере финансирования избирательной кампании кандидату принадлежит право распоряжаться денежными средствами избирательного фонда. В установленные законом сроки зарегистрированный кандидат обязан представить в избирательную комиссию второй финансовый отчет (или первый, если их всего два). Зарегистрированный кандидат вправе обжаловать решения и действия (бездействие) избирательных комиссий, а также действия иных субъектов избирательного процесса, нарушающие его избирательные права.

В целях исключения возможности использования административного ресурса зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории «А» в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Кандидат должен представить в избирательную комиссию заверенную копию приказа (распоряжения) об освобождении его от выполнения должностных обязанностей не позднее чем через три дня со дня регистрации.

При решении вопроса, относится ли та или иная государственная должность к категории «А», необходимо обратиться к легальному определению понятия «государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации» (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), а также к Реестру государственных должностей в Российской Федерации. Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 3. Ст. 173; 1996. N 52. Ст. 5919; 1998. N 43. Ст. 5337. В субъектах Российской Федерации имеются свои реестры государственных должностей.

Закон закрепляет гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов, представляющие собой правовые средства, обеспечивающие зарегистрированному кандидату реализацию предоставленных ему прав. Законодательством предусмотрены трудовые, административно- и уголовно-правовые гарантии для кандидатов.

Поскольку избирательная кампания требует много времени и полной самоотдачи от кандидата, то важнейшей трудовой гарантией деятельности зарегистрированного кандидата является предоставление ему права на освобождение от работы, службы, учебы на время проведения избирательной кампании. Освобождение от обязанностей производится по заявлению (рапорту) зарегистрированного кандидата. Со дня, указанного в заявлении, администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел Российской Федерации, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, обязаны освободить его от работы, исполнения служебных обязанностей, учебных занятий в любой день и на любое время до дня официального опубликования результатов выборов, что оформляется соответствующим приказом (распоряжением). Согласно ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в таком случае предоставить зарегистрированному кандидату отпуск без сохранения заработной платы. По договоренности между работодателем и работником кандидату может быть предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» не предусматривает возможности предоставления отпуска военнослужащим по такому основанию. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в своих методических рекомендациях разъяснила, что в данном случае военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов предоставляется отпуск без сохранения денежного довольствия. Данную норму необходимо закрепить в Законе. Законодательство об образовании также не содержит подобных положений. В случае отказа в предоставлении отпуска для участия в выборах работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу, на военные сборы или направлен на альтернативную гражданскую службу. При этом время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата.

Избирательное законодательство устанавливает на время проведения выборов иммунитет зарегистрированного кандидата от уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также запрет на арест зарегистрированного кандидата без согласия прокурора (соответственно уровню выборов). При даче согласия на привлечение зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности, на его арест прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. Необходимо закрепить в законе обязанность прокурора информировать комиссию в случае дачи им своего согласия на привлечение зарегистрированного кандидата к административной ответственности.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает особенности производства по уголовным делам только в отношении кандидата на должность Президента Российской Федерации. Решение о возбуждении дела в отношении его принимает Генеральный прокурор Российской Федерации. Для возбуждения уголовного дела в отношении любого другого кандидата требуется согласие соответствующего прокурора. Следует отметить, что законом не запрещается задерживать кандидата, подвергать его обыску или допросу, а также личному досмотру.

Что касается запрета на арест зарегистрированного кандидата, то данная норма должна быть приведена в соответствие с уголовно-процессуальным законодательством. Ранее действовавший Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР понимал под арестом заключение под стражу в качестве меры пресечения (п. 16 ст. 34). Действующий Уголовно-процессуальный кодекс термин «арест» не употребляет в отношении заключения под стражу, правда, предусматривает в качестве меры пресечения домашний арест. Поэтому в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» должна быть закреплена норма, согласно которой к зарегистрированному кандидату не могут применяться меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста без согласия прокурора (соответственно уровню выборов).

Согласно избирательному законодательству зарегистрированный кандидат не может быть подвергнут в судебном порядке административному наказанию без согласия прокурора. Данная норма создает гарантии от необоснованного применения к кандидату мер административной ответственности в целях устранения его из предвыборной борьбы. Однако данная норма породила интересную ситуацию. Дело в том, что согласно ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела о нарушениях законодательства о выборах рассматриваются в судебном порядке. Таким образом, без согласия прокурора на кандидата в случае нарушения им избирательного законодательства не может быть наложен административный штраф. Такое положение дел не способствует обеспечению правопорядка в избирательных правоотношениях. Необходимо дополнить п. 4 ст. 41 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положением следующего содержания: «Положения настоящего пункта не применяются при привлечении зарегистрированного кандидата к административной ответственности за нарушения законодательства о выборах».

В случае назначения повторного голосования по двум или более кандидатам, получившим на выборах наибольшее число голосов избирателей, остальные кандидаты одновременно с утратой статуса зарегистрированного кандидата приобретают статус резервного кандидата. Специфика данного статуса заключается в том, что приобрести статус кандидата при повторном голосовании может только гражданин, ранее уже участвовавший в данных выборах в качестве кандидата. Именно такой гражданин обладает правом быть восстановленным в статусе кандидата в случае, если один из кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру либо выбыл по иным обстоятельствам до дня голосования, а также правом на его защиту. При этом нельзя вновь наделить гражданина, утратившего статус зарегистрированного кандидата, правами и обязанностями, связанными с этим статусом, без его согласия.

Статусом избранного кандидата наделяется только кандидат, признанный избранным по результатам соответствующих выборов. Избранный кандидат обязан в срок не позднее 7 дней со дня официального опубликования общих результатов выборов представить в соответствующую избирательную комиссию копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, выборного должностного лица, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Источник

Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТОВ

Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТОВ

Статья 40. Обеспечение равного статуса кандидатов

1. Кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица.

3. Утрачивают права и освобождаются от обязанностей, связанных со статусом кандидата (за исключением обязанности представить итоговый финансовый отчет), кандидаты, не представившие в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации документы для регистрации до истечения срока, установленного пунктом 1.1 статьи 37 настоящего Федерального закона; кандидаты, которым было отказано в регистрации, если решение об отказе в регистрации не оспорено в судебном порядке либо если в случае оспаривания этого решения его законность подтверждена вступившим в силу решением суда; кандидаты, снявшие свои кандидатуры; кандидаты, отозванные выдвинувшими их политическими партиями, а также все зарегистрированные кандидаты в связи с утратой своего статуса в соответствии с пунктом 8 статьи 42 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

Статья 41. Ограничения, связанные с должностным или со служебным положением

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих выпуск средств массовой информации, на время их участия в выборах Президента Российской Федерации освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей. Заверенная копия соответствующего приказа (распоряжения) представляется в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации кандидатом или уполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата, не позднее чем через три дня со дня регистрации соответствующего кандидата.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4. Под использованием преимуществ своего должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе следует понимать:

1) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата, в случае, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

3) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением перечисленных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

4) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране;

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

6) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, ведения предвыборной агитации в случае, если иным кандидатам для этих же целей не будет гарантирован такой доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом;

(пп. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

7) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массового (публичного) мероприятия, организуемого государственными органами и (или) органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий, а также обнародование в период избирательной кампании в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств его избирательного фонда.

(пп. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

5. Соблюдение перечисленных в пункте 4 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению Президентом Российской Федерации, баллотирующимся на второй срок, своих полномочий, а также осуществлению депутатами своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями.

6. Должностным лицам, журналистам и иным творческим работникам организаций, выпускающих средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами или их доверенными лицами либо уполномоченными представителями по финансовым вопросам кандидатов, доверенными лицами либо уполномоченными представителями политических партий, выдвинувших кандидатов, членами, уполномоченными представителями групп избирателей, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Статья 42. Гарантии деятельности кандидата

(в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

1. Работодатель, руководитель государственного органа или его соответствующего подразделения, командир воинской части, администрация учебного заведения, в которых работает, служит, проходит альтернативную гражданскую службу, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата Центральной избирательной комиссией Российской Федерации до дня официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока.

5. Зарегистрированный кандидат по инициативе администрации (работодателя) не может быть уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, в том числе на работу в другую местность, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах Президента Российской Федерации засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом.

6. Решения о возбуждении уголовного дела в отношении кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу могут быть приняты только Председателем Следственного комитета Российской Федерации. Ходатайство перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении кандидата может быть возбуждено с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации. В случаях принятия решений о возбуждении уголовного дела в отношении кандидата, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, а также дачи согласия на возбуждение ходатайства перед судом об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу в отношении кандидата Председатель Следственного комитета Российской Федерации немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Кандидат не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия Генерального прокурора Российской Федерации. При даче такого согласия Генеральный прокурор Российской Федерации немедленно извещает об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

7. Зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо имеют право получить в соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации список избирательных участков с указанием их границ, адресов и телефонов территориальных и участковых избирательных комиссий, адресов помещений для голосования.

8. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом зарегистрированного кандидата, со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации. Если Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначит повторное голосование, зарегистрированные кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации даты повторного голосования. При этом в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 77 настоящего Федерального закона, зарегистрированный кандидат, занявший место выбывшего зарегистрированного кандидата, вновь приобретает права и обязанности, которые связаны со статусом зарегистрированного кандидата.

Статья 43. Доверенные лица кандидатов, политических партий

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Доверенными лицами не могут быть граждане Российской Федерации, являющиеся кандидатами на выборах любого уровня, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Лица, находящиеся на государственной или муниципальной службе, могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период осуществления полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, находящегося на государственной или муниципальной службе, осуществляется при условии представления в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копии соответствующего приказа (распоряжения) об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).

3. Доверенные лица получают в Центральной избирательной комиссии Российской Федерации удостоверение. Работодатель обязан предоставить доверенному лицу по его просьбе неоплачиваемый отпуск на период осуществления им своих полномочий.

4. Доверенные лица осуществляют агитационную деятельность в пользу назначивших их кандидата, политической партии. Доверенное лицо не имеет полномочий наблюдателя.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 26.04.2007 N 64-ФЗ)

5. Кандидат, политическая партия, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их и назначить других доверенных лиц, уведомив об этом Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, которая аннулирует удостоверения отозванных доверенных лиц. Доверенное лицо вправе в любое время по собственной инициативе сложить с себя полномочия доверенного лица, вернув в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации выданное ему удостоверение и уведомив об этом назначивших его кандидата, политическую партию. Информация об отзыве доверенных лиц и о сложении ими своих полномочий публикуется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

7. Регистрация доверенного лица аннулируется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в случае приобретения им статуса, несовместимого со статусом доверенного лица. О принятом решении соответствующие кандидат, политическая партия уведомляются в трехдневный срок со дня принятия решения.

Статья 44. Выбытие кандидата

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

2. Политическая партия по решению органа, выдвинувшего кандидата, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования на общих выборах отозвать этого кандидата, подав письменное заявление об этом в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. Указанное заявление не подлежит отзыву. В случае отзыва зарегистрированного кандидата Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение об аннулировании регистрации кандидата.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

3. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, приняв решение об аннулировании регистрации кандидата, уведомляет об этом лицо, в отношении которого принято данное решение, и выдает ему копию указанного решения в день его принятия.

4. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает кандидата выбывшим в случае его смерти, признания его умершим.

5. Если к дню голосования останется менее двух зарегистрированных кандидатов, голосование на выборах Президента Российской Федерации по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации откладывается на срок не более 90 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

6. Если ситуация, предусмотренная пунктом 5 настоящей статьи, возникла в результате отказа зарегистрированного кандидата от дальнейшего участия в выборах, либо отзыва зарегистрированного кандидата выдвинувшей его политической партией без вынуждающих к тому обстоятельств, либо отмены регистрации кандидата судом, либо ее аннулирования на основании пункта 2 статьи 84 настоящего Федерального закона (за исключением случая, когда такое аннулирование связано с выбытием кандидата по вынуждающим к тому обстоятельствам), расходы, понесенные всеми избирательными комиссиями при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, взыскиваются с соответствующих зарегистрированного кандидата, политической партии.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *