Что значит стационарные организации социального обслуживания
Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания
Статья 17. Учреждения и предприятия социального обслуживания
1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:
1) комплексные центры социального обслуживания населения;
2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;
3) центры социального обслуживания;
4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
7) центры психолого-педагогической помощи населению;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Центр психолого-педагогической помощи населению», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 53
8) центры экстренной психологической помощи по телефону;
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «центр экстренной психологической помощи по телефону», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. N 54
9) центры (отделения) социальной помощи на дому;
10) дома ночного пребывания;
11) специальные дома для одиноких престарелых;
12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);
ГАРАНТ:
См. Методические рекомендации по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения «Дом-интернат для умственно отсталых детей», утвержденные постановлением Минтруда РФ от 8 августа 2002 г. N 54
См. Положение о психоневрологическом интернате Министерства социального обеспечения РСФСР, утвержденное приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 27 декабря 1978 г. N 145
13) геронтологические центры;
14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 29 октября 1998 г. N 44
См. ГОСТ Р 52881-2007 «Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 559-ст
2. К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия, оказывающие населению социальные услуги.
3. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по обеспечению учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов техническими средствами и оборудованием, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 12 февраля 2001 г. N 18
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона
СТАЦИОНАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Смотреть что такое «СТАЦИОНАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ» в других словарях:
СТАЦИОНАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ — – учреждения, предназначенные для постоянного, временного (от 2 до 6 месяцев), недельного, дневного проживания (пребывания) престарелых и инвалидов, нуждающихся в постороннем социально бытовом, медицинском обслуживании и уходе. Различают 5… … Социальная статистика. Словарь
Стационарные учреждения социального обслуживания детей-инвалидов — С тационарные учреждения социального обслуживания детей инвалидов учреждения, состоящие из жилых помещений для постоянного проживания в домах интернатах детей инвалидов с различной степенью инвалидности и комплекса служб социально бытового и… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Деятельность С … Энциклопедия юриста
Социальное обслуживание населения — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
СП 35-117-2006: Дома-интернаты для детей-инвалидов — Терминология СП 35 117 2006: Дома интернаты для детей инвалидов: Д ом интернат для детей инвалидов, имеющих отклонение в развитии, является учреждением стационарного содержания детей с сохранным интеллектом (3 18 лет) и детей умственно отсталых… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия
Инфраструктура — (Infrastructure) Инфраструктура это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов Транспортная, социальная, дорожная, рыночная, инновационная инфраструктуры, их развитие и элементы Содержание >>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Великобритания (государство) — Великобритания (Great Britain); официальное название ‒ Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland). I. Общие сведения В. ‒ островное государство на С. З. Европы; занимает… … Большая советская энциклопедия
Великобритания — I Великобритания (Great Britain) остров в Атлантическом океане, входящий в группу Британских островов (См. Британские острова). См. Великобритания (государство). II Великобритания (Great Britain) официальное название Соединённое… … Большая советская энциклопедия
Департамент социальной защиты населения города Москвы — является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, подведомственным Правительству Москвы, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации и города Москвы в области социальной защиты престарелых граждан, инвалидов, семей с… … Википедия
Социальное обслуживание
Понятие и принципы социального обслуживания
Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в РФ является социальное обслуживание престарелых, нетрудоспособных, семей с детьми и других категорий населения, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение их потребностей.
Правовую базу, необходимую для осуществления социального обслуживания, составляют Федеральные законы, адресованные различным группам населения, – престарелым, инвалидам, ветеранам, детям, беженцам, вынужденным переселенцам и другим.
Рамочным законом, устанавливающим основы правового регулирования отношений по предоставлению социальных услуг, является Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ».
Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация, которая не относится к традиционным социальным рискам. Например, жестокое обращение в семье никак не связано с утратой заработка (дохода от трудовой деятельности) или дополнительными расходами на содержание нетрудоспособных членов семьи, но, безусловно, вызывает необходимость в защите ребенка со стороны государства и общества.
Трудная жизненная ситуация – ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Причинами ее возникновения могут быть самые различные обстоятельства: инвалидность, преклонный возраст, болезнь, сиротство, жестокое обращение в семье, безработица, отсутствие определенного места жительства и пр.
Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.
Социальное обслуживание, как часть системы социального обеспечения, находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. К полномочиям федеральных органов государственной власти относится установление основ федеральной политики и принятие федеральных законов в области социального обслуживания, а также контроль за их исполнением. Органы государственной власти субъектов РФ вне пределов полномочий федеральных органов государственной власти осуществляют собственное правовое регулирование отношений по социальному обслуживанию населения. К полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся: разработка, финансирование и реализация региональных программ социального обслуживания; определение структуры органов управления социальным обслуживанием и организация их деятельности; создание, управление и обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания и др.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах:
1) Адресность, т.е. предоставление социальных услуг конкретному лицу в соответствии с его потребностями. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется органами социальной защиты населения по месту их жительства. Информацией о детях-сиротах, многодетных и неполных семьях располагают также органы народного образования; о беженцах – миграционная служба, о лицах без определенного места жительства – органы внутренних дел и пр.
2) Доступность, т.е. оказание социальных услуг бесплатно или с частичной оплатой стоимости в соответствии с территориальными перечнями, утвержденными высшими органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечни социальных услуг определяются с учетом потребностей тех групп населения, для которых они предназначены. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Качество услуг должно соответствовать государственным стандартам.
3) Добровольность означает, что социальное обслуживание осуществляется только на основании обращения заинтересованного лица или его законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время можно отказаться от получения социальных услуг.
4) Гуманность подразумевает, что лица, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Работники стационарных учреждений, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
5) Приоритетность предоставления несовершеннолетним обусловлена повышенной социальной уязвимостью детей в силу возраста. Социальное государство ставит своей приоритетной задачей особую заботу обо всех детях, в том числе тех, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
6) Конфиденциальность, означает, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждений социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.
На принципы студентам следует обратить особое внимание, т.к. они образуют основу правового статуса личности в сфере социального обслуживания.
Законодательство предусматривает следующие виды социального обслуживания:
Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
В учреждениях социального обслуживания предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Постановлением Правительства РФ от 22.08.2005 г. № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» утверждено Положение об оказании такой помощи.
В государственных учреждениях социальные услуги предоставляются бесплатно:
Платные социальные услуги оказываются государственными социальными службами в порядке, установленном органами государственной власти субъектов РФ. Негосударственные социальные учреждения предоставляют социальные услуги на платной основе в порядке, утвержденном ими самостоятельно.
Право социального обеспечения регулирует только те отношения, которые возникают в связи с предоставлением бесплатных или частично-платных услу г. Условия предоставления платных услуг регламентируются нормами гражданского права.
Все виды социальных услуг, оказываемые как государственными (или муниципальными) учреждениями, так и индивидуальными предпринимателями или коммерческими организациями должны соответствовать стандартам, утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 24.11.2003 г.
Студентам необходимо знать основания оказания социальных услуг, виды социального обслуживания, права и обязанности субъектов социального обслуживания, уметь раскрыть содержание принципов социального обслуживания.
Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях
Социальное обслуживание на дому и в полустационарных учреждениях предоставляется лицам, не нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Оно направлено на максимально возможное продление пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов в привычной для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса.
К числу надомных социальных услуг относятся:
Если гражданин проживает в жилом помещении без центрального отопления и (или) водоснабжения, то в число надомных социальных услуг, входит содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
По Распоряжению первого заместителя Мэра г.Москвы от 04.07.2007 г. № 115-РЗМ социальные услуги на дому предоставляются пенсионерам и инвалидам в соответствии с их потребностями в целях обеспечения надлежащего санитарно-эпидемиологического благополучия, улучшения качества и комфортности проживания. Право на их получение имеют одинокие и одиноко проживающие пенсионеры и инвалиды, которые по состоянию здоровья частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, при наличии постоянной регистрации в г.Москве.
Постановка на социальное обслуживание на дому производится на основании письменного заявления на имя директора центра социального обслуживания. В недельный срок с момента получения заявления проводится проверка содержащихся в нем сведений, в частности, обследование материально-бытовых условий проживания заявителя. Кроме того, из ПФР запрашиваются данные о размере получаемой пенсии, а из лечебно-профилактического учреждения – заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к социальному обслуживанию на дому.
На основании представленных документов в недельный срок принимается решение о зачислении заявителя на постоянное или временное социальное обслуживание на дому, видах услуг и периодичности их оказания, размерах оплаты или мотивированный отказ в удовлетворении заявления.
С лицом, принятым на социальное обслуживание на дому на условиях частичной или полной оплаты, заключается письменный договор.
Лица пожилого возраста и инвалиды должны быть ознакомлены с перечнем и содержанием социальных услуг, условиями и правилами их предоставления, а также с правилами поведения при социальном обслуживании на дому.
В учреждениях дневного пребывания предоставляются социальные услуги пожилым людям и инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним. В число таких услуг могут входить лечебное питание, лечебная физкультура, массаж, различные виды консультационных услуг (психологические, педагогические, юридические и др.), социально-культурные мероприятия (просмотр кинофильмов, посещение музеев, выставок, экскурсии и т.п.).
Для лиц без определенного места жительства и занятий (прежде всего престарелых и инвалидов) создаются специализированные учреждения полустационарного типа – дома ночного пребывания, социальные гостиницы, социальные приюты и т.п.
В домах ночного пребывания предоставляются:
Койко-место для ночлега выделяется бесплатно одному лицу на срок не более 10 дней подряд и не более 30 дней в году, на более продолжительный срок – за плату, устанавливаемую органом исполнительной власти субъекта РФ. При наличии свободных коек ночлег может предоставляться за плату и другим категориям граждан.
В дом ночного пребывания принимаются как лица, обратившиеся самостоятельно, так и направленные органами внутренних дел или органами социальной защиты.
Противопоказаниями к приему в дом ночного пребывания являются:
Лица, у которых обнаружены указанные заболевания, а также повышенная температура, сыпь неясной этиологии, подлежат направлению в учреждения здравоохранения.
Стационарное социальное обслуживание
В стационарных учреждениях социальные услуги предоставляются лицам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе. Им создаются необходимые условия жизнедеятельности, а именно, оказывается медицинская, психологическая и социальная помощь, питание и уход, организуется занятие посильной трудовой деятельностью, проведение отдыха и досуга.
С учетом возраста, состояния здоровья и некоторых других факторов создаются различные типы учреждений: интернаты для престарелых и инвалидов; пансионаты для ветеранов труда; психоневрологические интернаты; детские дома и приюты и пр.
В стационарные учреждения для престарелых и инвалидов принимаются лица пенсионного возраста, а также инвалиды старше 18 лет, не имеющие трудоспособных детей или родителей, обязанных по закону их содержать. В первоочередном порядке в дома-интернаты принимаются инвалиды и участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших военнослужащих, а также умерших инвалидов и участников войны. При наличии свободных мест разрешается временное проживание указанных лиц сроком от двух до шести месяцев.
Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
Лица, проживающие в стационарах, имеют право:
Администрация стационара обязана:
Печальным и тревожным явлением современной России служит постоянное увеличение числа беспризорных детей и детей-сирот. Для их социальной реабилитации создаются специализированные учреждения (центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей и др.).
Право на прием в учреждение имеют следующие категории несовершеннолетних:
Не допускается помещение в учреждение детей с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства, а также находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, психически больных, совершивших преступление.
Протезно-ортопедическая помощь
Право инвалидов на протезно-ортопедическую помощь закреплено в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. (ст.27) и в Федеральном законе от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в РФ» (ст.28). Постановлением Правительства РФ от 12.12.2004 г. № 771 утверждены Правила обеспечения в 2005 г. инвалидов техническими средствами реабилитации, протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета. Федеральный Перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, установлен распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 2347-р.
Заявление о предоставлении или замене технического средства реабилитации (протеза, протезно-ортопедического изделия и т.п.) подается в исполнительный орган Фонда социального страхования РФ (ФСС) по месту жительства вместе с паспортом и индивидуальной программой реабилитации. Это заявление должно быть рассмотрено в 15-дневный срок.
О постановке на учет территориальный орган ФСС уведомляет заявителя и высылает направление на получение (изготовление) необходимого средства (изделия) в организации, отобранной по конкурсу.
Если техническое средство реабилитации не может быть предоставлено инвалиду, а также если он приобрел его за свой счет, то выплачивается компенсация в размере фактически понесенных расходов, но не более стоимости того изделия, которым должен быть обеспечен инвалид по индивидуальной программе реабилитации. Решение о выплате компенсации принимается территориальным органом ФСС на основании заявления и документов, подтверждающих фактические расходы. Выплата производится путем почтового перевода или перечисления средств на лицевой банковский счет.
Отказ инвалида (ветерана) от получения технического средства реабилитации, протеза, протезно-ортопедического изделия, а также приобретение изделия, не рекомендованного индивидуальной программой реабилитации, не дают права на получение компенсации.
Выданные бесплатно изделия не подлежат отчуждению (продаже или дарению) третьим лицам.
Ремонт выданных средств реабилитации, протезов, протезно-ортопедических изделий, осуществляется бесплатно на основании поданных заявлений.
Замена технических средств реабилитации производится по решению органа ФСС по истечении срока пользования при невозможности ремонта или при внесении учреждением МСЭ изменений в индивидуальную программу реабилитации. Замена осуществляется при условии сдачи старых изделий. Технические средства реабилитации, протезы, протезно-ортопедические изделия, приобретенные самостоятельно по цене, превышающей размер полученной компенсации, в случае их замены остаются в собственности инвалида (ветерана).
Сроки пользования техническими средствами реабилитации, протезами, протезно-ортопедическими изделиями устанавливаются Минзравсоцразвития РФ.
Первичное и сложное протезирование проводится в лечебно-профилактических учреждениях или стационарах протезно-ортопедических предприятий.
Расходы на проезд инвалида и сопровождающего его лица к месту нахождения протезно-ортопедического предприятия, а также на проживание (в случае изготовления протезов в амбулаторных условиях), возмещаются протезно-ортопедическим предприятием за счет средств бюджета ФСС при предъявлении документов.
Оплата расходов на проживание производится не более чем за 7 дней в одну поездку. По решению территориального органа ФСС оплата может производиться не более чем за 14 дней при условии изготовления протеза в течение одной поездки.
Финансирование расходов на обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых на эти цели ФСС РФ, а инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, – за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание учреждений и органов, исполняющих наказания.
Обеспечение инвалидов транспортными средствами
На основании Постановления Правительства РФ от 06.09.2007 г. № 561 транспортные средства (легковые автомобили) предоставляются за счет средств федерального бюджета инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, а также участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин. Права на бесплатное получение автомобиля не имеют лица, инвалидность которых возникла в результате совершения ими противоправных действий. Необходимыми условиями являются наличие медицинских показаний и постановка на учет до 01.01.2005 г. в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Автомобили предоставляются инвалидам в безвозмездное пользование в порядке очередности. Органы социальной защиты населения субъектов РФ ежеквартально до 10-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в Минздравсоцразвития РФ уточненные сведения об очередности обеспечения инвалидов автомобилями.
Количество автомобилей приобретается на основании государственных контрактов, заключаемых Минздравсоцразвития РФ с организациями-поставщиками, исходя из размера средств, выделяемых ежегодно на эти цели из федерального бюджета.
В 10-дневный срок после заключения государственных контрактов органы социальной защиты населения субъектов РФ информируют инвалидов, очередь которых подошла, о времени и месте получения автомобилей и необходимых для этого документах (паспорт, водительское удостоверение).
При отказе инвалида от автомобиля он предоставляется другому инвалиду, следующему по очереди. Инвалиду, отказавшемуся от обеспечения автомобилем, стоимость данного транспортного средства не выплачивается.
Минздравсоцразвития РФ обязано ежегодно не позднее 20 февраля представлять в Министерство финансов РФ отчет о расходовании средств, выделенных для обеспечения инвалидов автомобилями.
Ритуальные услуги
Условия предоставления ритуальных услуг регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8 «О погребении и похоронном деле».
Погребение – это обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, а также санитарными требованиями. Погребение может осуществляться путем предания тела умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду).
Местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами, стенами скорби, крематориями.
В число гарантированных бесплатных услуг входят:
Стоимость услуг по указанному гарантированному перечню возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в 10-дневный срок за счет средств:
Субъекты РФ утверждают сметы расходов на гарантированные услуги по погребению.
Лица, отказавшиеся от получения похоронных услуг по гарантированному перечню и осуществляющие погребение за свой счет, имеют право на единовременное социальное пособие в размере 1000 руб. В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пособие выплачивается с учетом районного коэффициента.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти.
Отказ в предоставлении на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем, а также отказ в выплате социального пособия на погребение супругу, родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей (ст. 5.41 КоАП РФ).