Что значит срс в учебном плане

ЧТО ТАКОЕ СРС

Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане

Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане

Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане

В соответствии с Государственным образовательным стандартом (ГОС) программа изучения каждой из дисциплин, входящих в учебный план, предусматривает, кроме обязательных часов аудиторной работы, также и определенные объемы самостоятельной работы студента.

Одной из важных задач в подготовке специалистов с высшим образованием является выработка и развитие у студентов навыков к самообразованию, способности самосто­ятельно овладеть знаниями с тем, чтобы успешно применять их в последующей профессиональной деятельности. Это важно как для юриста, работа которого постоянно связана с поиском истины, так и для представителей других профессий. Основной формой самообразования является самостоятельная работа.

СРС может быть истолкована в двух смыслах.

Во-первых, как процесс творческого мышления студента при решении какой-либо проблемы, задачи, усвоения того или иного материала независимо от того, происходит это в аудитории, дома или в библиотеке. Ведь студент на лекции не только слушает и конспек­тирует, но и анализирует, сопоставляет, оценивает сообщенный лектором материал – т.е. является активным участником образовательного процесса.

Во-вторых, как некий результат мыслительной деятельности в виде написания реферата, дипломной, курсовой, контрольной работы, решении индивидуального домашнего задания и т. д. В этом смысле СРС является своего рода продолжением аудиторных занятий дома, в библиотеке, углублением и дополнением знаний, полученных в аудитории.

СРС можно подразделить на плановые (предусмотренные в учебных планах) и неплановые.

К плановым относятся:

– написание рефератов, курсовых и контрольных работ,

– подготовка к семинарским (лабораторным) занятиям, экзаменам и зачетам.

Внеплановыми видами СРС (как правило, для дневного отделения) являются:

– подготовка рецензий, выполнение домашних контрольных работ,

– письменное или устное решение задач, разбор конкретных ситуаций, изучение нормативных актов и литературных источников по определенной теме с последую­щей устной беседой с преподавателем;

– проведение коллок­виумов, особенно по предметам, где нет семинарских (практических) занятий;

– проведение дискуссий по определенным проблемам на базе прочитанной литературы, изучения нормативных актов, юридической практики; просмотр кино-и телефильмов и т. д.;

– посещение органов государственной власти, правоохранительных органов и хозяйствующих субъектов (присутствие на заседаниях, изучение практики, документов, организации их работы и делопроизводства);

– изучение и обобщение опубликованной и неопубликованной (местной) судебной и иной практики; подготовка списков литературы (библиографии) и подборка нормативных источников по определенной тематике и другие виды работы.

Все виды внеплановой работы проводятся в часы, свободные от обязательных аудиторных занятий. Общий объем СРР определяется установленным ГОС (Государственным образовательным стандартом) объемом недельной загрузки студента (54 часа) за вычетом установленных вузом в соответствии с конкретными формами обучения объемов аудиторной нагрузки.

Источник

Виды и формы самостоятельной работы студентов в вузе

Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане

Обучение в университете отличается от школьного в первую очередь тем, что в вузах придется учиться преимущественно самостоятельно.

Если вы следите за нашими публикациями на нашем телеграм-канале, то уже наверняка встречались с подробным описанием некоторых видов самостоятельных работ. А сегодня мы рассмотрим в целом, что же это за тип работ и какая классификация видов самостоятельной работы студентов.

Что такое самостоятельная работа

Под самостоятельной работой подразумевают целый комплекс видов деятельности студентов под руководством или без него во внеучебное время.

Самостоятельная работа — специфический вид учебы по заданиям преподавателя, для выполнения которых необходимо использовать активную мыслительную, поисково-исследовательскую и аналитическую деятельность.

Самостоятельная работа как форма учебной деятельности состоит из следующих этапов:

Преподаватель при этом может контролировать и руководить ходом выполнения самостоятельной работы следующими видами деятельности:

Самостоятельная работа студентов может иметь несколько этапов:

Средства обучения для самостоятельной работы

Студентам в помощь при самостоятельной работе служат следующие средства обучения:

Виды и формы самостоятельной работы

Виды самостоятельных работ можно разделять по разным критериям: по дидактической цели, характеру учебной деятельности, содержанию, степени самостоятельности, элементу творчества и т.д.

По дидактической цели принято разделять самостоятельную работу на 5 групп:

Основные виды самостоятельных работ учащихся

Домашняя работа

Уже давно известно, что эффективным может быть лишь такое обучение, когда все знания и навыки, полученные в стенах университета, подкрепляются грамотной и систематической домашней работой учащихся. Домашняя работа помогает сформировать прилежание и самостоятельность.

Содержание домашнего задания:

Чаще всего домашние задания носят общий характер. Если его задают индивидуально, это делается с целью устранить пробелы в знаниях учащегося по отдельной теме.

Важно правильно дозировать объем и сложность этого вида самостоятельной работы. Иначе можно допустить перегрузку учащегося.

Работа с книгой

Данный вид самостоятельных работ считается основным, но на практике именно с ним у учащихся больше всего проблем.

Школьники и студенты не всегда знают, как использовать библиотечный каталог, подобрать подходящую литературу, пропускают важную для понимания всего содержания информацию, которая содержится в оглавлении, аннотации и введении.

В идеале во время чтения нужно фиксировать важную информацию, чтобы она сохранилась на длительный период. Это можно делать следующими способами:

Составление сложного или простого плана

При написании простого плана достаточно в 3-4 предложениях описать смысл содержания книги в логической последовательности. Это помогает на долгое время сохранить в памяти большой объем книжного текста и в последующем воспроизвести его. План используют и для составления других видов фиксации текста – конспектов, тезисов.

Планирование – важная часть самоконтроля. Качественный план станет свидетельством умения анализировать текст, усваивать его содержание.

Встречаются следующие типы планов:

Для составления плана рекомендуют использовать следующую последовательность действий:

Помните: работа над планом – это не сама цель, а лишь инструмент углубленного изучения содержания текста.

Ведение конспекта

Конспектом называют сжатую запись устной информации. Это вид творческой самостоятельной работы, в котором отображают основные моменты текста в кратком виде.

В зависимости от детализации конспекты бывают краткими и подробными.

Но для хорошего результата нужно знать правила и методы ведения конспекта.

Создание реферата

Рефератом называют краткое изложение основной информации первоисточника на базе ее смысловой обработки. В нем часто встречаются выжимки из текста и цитаты.

В зависимости от цели написания рефераты могут быть:

Большей популярностью у учащихся разных учебных заведений пользуются именно учебные рефераты. Пишут их по следующему алгоритму:

Для качественной работы не забудьте изучить грамотное оформление и подробную структуру реферата.

Нетрадиционные виды самостоятельной работы студентов

Современному человеку не подходит для учебы то, что применяли в прошлом веке. Ученые выявили некоторые новые способы качественного усвоения информации.

Таблица «З-Х-У»

Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане

Данный графический прием поможет собрать информацию в одном месте, расширить и систематизировать знания по проблематике.

Ее можно применять как для самостоятельного одиночного обучения, так и для работы в группах.

Прием «Инсерт»

Эти значки можно проставлять на полях во время конспектирования, а затем составить полноценную табличку, в которой значки будут заглавиями граф.

Прием позволяет сделать процесс обучения зримым, обеспечивая более вдумчивое и внимательнее изучение материала.

Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане

Прием «Верные и неверные утверждения»

Его хорошо использовать накануне экзамена, чтобы актуализировать знания по теме.

Чертим таблицу, первый столбец которой состоит из верных и неверных утверждений. Второй и третий столбик – до и после изучения вопроса. Там учащийся будет проставлять буквы В или Н, что соответствует утверждениям «верно» или «неверно».

Верные и неверные утвержденияДо слушанияПосле слушания
1.
2.

Упражнения как вид самостоятельных работ

Часто преподаватели задают учащимся разные типы упражнений для улучшенного усвоения знаний и навыков.

Как видите, существует масса способов и инструментов для самостоятельной работы учащихся. Изучив особенности и преимущества разных методов, вы можете подобрать для себя идеальный вид тренировок знаний и навыков, чтобы овладеть ими в совершенстве. Ведь именно сочетание учебных заданий и самостоятельной работы студентов дают крепкий результат в виде качественных знаний и умений.

Ну а с темами, которые не поддаются тренировкам и самостоятельным работам, мы советуем не разбираться самим, а отдавать на растерзание сервису студенческой помощи. Ведь если вам грозит страшная контрольная, то кто как не местные специалисты лучше всех сэкономят вам время и нервы?

Что значит срс в учебном плане. Смотреть фото Что значит срс в учебном плане. Смотреть картинку Что значит срс в учебном плане. Картинка про Что значит срс в учебном плане. Фото Что значит срс в учебном плане

Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.

Источник

Самостоятельная работа студентов (СРС) как важнейшая форма подготовки в современной высшей школе

2 курс магистратуры «Языковое образование»

Лекция №2 на тему: «Самостоятельная работа студентов (СРС) как важнейшая форма подготовки в современной высшей школе».

1) Понятие «Самостоятельная работа студентов».

2) Руководство СРС, ее организация и контроль за ней (КСР).

3) Индивидуализация СРС как основа реализации принципа дифференцированного, личностно ориентированного обучения в вузе.

4) Активизация СРС и пути ее дальнейшего совершенствования.

1) Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С.И. Архангельский. – М.: Высшая школа, 1980. – 368 с.

2) Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2007. – 192 с.

3) Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2003. – 383 с.

1) Беспалая, Е.Н. Общепедагогические особенности организации самообразовательной деятельности студентов: дис. …канд. пед. наук / Е.Н. Беспалая. – Волгоград, 2004. – 140 с.

2) Гарунов М.Г. Развитие творческой самостоятельности специалиста // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 83-86.

3) Головань, О.В. О различных формах самостоятельной работы в системе непрерывного образования / О.В. Головань, А.В. Ишков // Проблемы модернизации высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса: материалы Всероссийской научно-практической конференции /АлтГТУ. – Барнаул, 2004.– С. 139-140.

4) Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 354 с.

5) Пидкасистый, П.И. Процесс и структура самостоятельной деятельности учащихся в обучении: дис. … д-ра пед. наук / П.И. Пидкасистый. – М., 1973. – 178 с.

1. Понятие «Самостоятельная работа студентов».

В педагогической литературе существуют разные определения самостоятельной работы. Так, В.И. Загвязинский рассматривает самостоятельную работу как «деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им»

П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов полагают, что СРС является средством организации учебного или научного познания студентов, которое выступает в своем двуедином качестве: 1) объект их деятельности, задаваемый преподавателем, программированным пособием или обучающей программой; 2) форма проявления студентом определённого способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания, который приводит его к получению нового задания, или углублению имеющегося.

И.А. Зимняя отмечает деятельностный характер самостоятельной работы. В деятельностном определении самостоятельная работа рассматривается ею как организуемая самим обучаемым «в силу его внутренних познавательных мотивов, в наиболее удобное, рациональное с его точки зрения время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность на основе опосредованного системного управления ею со стороны учителя (обучающей программы, дисплейной техники)».

Анализ изученной научной литературы по исследуемой проблематике позволил определить самостоятельную работу студентов как важнейшую форму организации учебного процесса в вузе, которая выполняется без непосредственного участия, но под общим руководством педагога. В ходе данной формы организации учебного процесса проявляются такие необходимые современному специалисту личностные качества как активность, инициативность, ответственность за ход и результаты деятельности, а также формируются навыки самоорганизации и самоконтроля.

Важность стимулирования активности и самостоятельности обучающихся отмечают В.А. Сластёнин и В.П. Каширин. По мнению ученых, самостоятельность предполагает уверенность в своих силах, критичность ума, настойчивость в достижении поставленной цели, способность взять на себя ответственность за совершаемые поступки.

По мнению М.И. Махмутова, показателями наличия познавательной самостоятельности являются: а) умение обучаемого самостоятельно добывать новые знания из различных источников и приобретать новые умения и навыки как путём заучивания, так и путём самостоятельного исследования и открытия; б) умение использовать приобретённые знания, умения и навыки для дальнейшего самообразования; в) умение применять их в практической деятельности для решения любых жизненных проблем.

Главный смысл СРС, по утверждению С.И. Архангельского, в том, чтобы научиться проникать в сущность предмета изучения, устанавливать связи и отношения различных областей науки и техники, уметь анализировать различные составляющие той или иной области знаний и делать собственные обоснованные выводы и заключения.

Необходимо подчеркнуть, что СРС предназначена не только для овладения каждой отдельной дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы во всех видах деятельности. Выполняя какой-либо вид работы самостоятельно, студент приобретает способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать возникающие проблемы, находить конструктивные решения, выход из кризисных ситуаций.

По мнению В.И. Загвязинского, «перед преподавателем каждой учебной дисциплины в вузе ставится задача, максимально используя особенности предмета, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности».

В.А. Якунин считает, что самостоятельная работа студентов должна соответствовать следующим требованиям: 1) студент должен ясно представлять, какова цель учебного задания; 2) учебные задания подбираются с учётом их сложности и доступности; 3) методические указания в самостоятельной работе должны содержать алгоритм их выполнения, своевременно проверяться и корректироваться.

Одним из основных нормативных документов в области самостоятельной работы студентов наряду с законом «Об образовании» (от 10.07.1992 № 3266-1) является письмо Минобразования РФ от 27.11.2002 # 14-55-996ин/15 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений» в целях постепенной реорганизации учебного процесса с увеличением доли самостоятельной работы студентов.

2. Руководство СРС, ее организация и контроль за ней (КСР).

Условно самостоятельную работу студентов можно разделить на обязательную и контролируемую. Обязательная самостоятельная работа обеспечивают подготовку студента к текущим аудиторным занятиям. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и качественном уровне сделанных докладов, выполненных контрольных работ, тестовых заданий и др. форм текущего контроля. КСР может подразделяться:

— на работу, включенную в план самостоятельной работы каждого студента в обязательном порядке;

— на работу, включаемую в план самостоятельной работы по выбору студента.

Организационные мероприятия, обеспечивающие нормальное функционирование самостоятельной работы студента, должны основываться на следующих предпосылках:

— самостоятельная работа должна быть конкретной по своей предметной направленности;

— самостоятельная работа должна сопровождаться эффективным, непрерывным контролем и оценкой ее результатов.

Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов определяется образовательным стандартом, рабочими программами учебных дисциплин, содержанием учебников, учебных пособий и методических руководств.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм:

— самоконтроль и самооценка студента;

— контроль и оценка со стороны преподавателей, государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, государственных инспекций и др.

Конкретные способы реализации самостоятельной работы выбираются студентом, а в необходимых случаях – по согласованию с преподавателем (преподавателями) в пределах условий (ограничений), устанавливаемых действующими нормативными документами.

Самостоятельная работа студентов организуется на кафедрах, в лабораториях ЮФУ, в других организациях, учреждениях и на предприятиях, с которыми университет (факультет) имеет договоры о сотрудничестве.

Формы контроля СРС: устный опрос, доклад, реферат, самостоятельное исследование, супервизия (супервизия – это сотрудничество двух профессионалов (более опытного и менее опытного, или равных по опыту), в ходе которого специалист может описать и проанализировать свою работу в условиях конфиденциальности; более опытный человек помогает менее опытному человеку становиться лучше в том, что касается предмета их работы), коллоквиум (форма проверки и оценивания знаний учащихся в системе образования, преимущественно в вузах. Как правило, представляет собой мини-экзамен, проводимый в середине семестра и имеющий целью уменьшить список тем, выносимых на основной экзамен. В ходе коллоквиума могут также проверяться проекты, рефераты и другие письменные работы учащихся. Оценка, полученная на коллоквиуме, может влиять на оценку на основном экзамене (в различных вузах на этот счёт приняты различные правила)), тест, контрольная работа.

3. Индивидуализация СРС как основа реализации принципа дифференцированного, личностно ориентированного обучения в вузе.

Студент, приступающий к изучению учебной дисциплины, получает информацию о всех формах самостоятельной работы по курсу с выделением обязательных самостоятельных работ и КСР, а также по выбору.

По каждой учебной дисциплине устанавливается максимальный уровень баллов, который может быть набран по КСР. Ориентируясь на этот показатель, студент осуществляет набор форм самостоятельной работы из предлагаемого ему на выбор перечня по данной дисциплине.

Например, по дисциплине А максимально по результатам всех видов контроля можно набрать 300 баллов, в том числе по результатам текущей успеваемости 100 баллов, самостоятельной работы студента – 100 баллов и экзамена – 100 баллов.

Результаты по обязательным формам самостоятельной работы формируют баллы по текущей успеваемости студента.

Результаты по КСР формируют баллы по самостоятельной работе. По данной дисциплине в перечень форм КСР должна быть включена одна обязательная форма: анализ конкретной ситуации с подготовкой аналитической записки. Кроме этого, в рассматриваемом примере, КСР включает следующие виды по выбору:

1.участие в научных студенческих конференциях и семинарах – «25»;

2.практикум по учебной дисциплине с использованием программного обеспечения – «25»;

3.написание реферата (эссе) по заданной проблеме – «15»;

4.анализ статистических и фактических материалов по заданной теме, проведение расчетов, составление схем и моделей на основе статистических материалов – «15»;

5.поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по индивидуально заданной проблеме курса – «10»;

6.аналитический разбор научной публикации – «10».

Особое внимание должно уделяться индивидуализации СРС, при разработке индивидуальных заданий для СРС нужно исходить из многообразия интеллектуальных качеств людей. При выполнении заданий самостоятельной работы преподаватель также должен помогать студентам преодолевать или купировать недостатки характера, находить индивидуальный подход к студентам с разным уровнем учебной подготовки и различными личностными качествами.

4. Активизация СРС и пути ее дальнейшего совершенствования.

Повышение роли самостоятельной работы студентов при проведении различных видов учебных занятий предполагает:

1. оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс новых технологий обучения, повышающих производительность труда преподавателя, активное использование информационных технологий, позволяющих студенту в удобное для него время осваивать учебный материал;

2. широкое внедрение компьютеризированного тестирования;

3. совершенствование методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов, поскольку именно эти виды учебной работы, студентов в первую очередь готовят их к самостоятельному выполнению профессиональных задач;

4. модернизацию системы курсового и дипломного проектирования, которая должна повышать роль студента в подборе материала, поиске путей решения задач и не должна приводить к значительному увеличению их количества (не более 2-х курсовых проектов в семестр).

В учебных планах определён общий объём часов, предусмотренный на изучение того или иного учебного курса. Примерно 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов (СРС). Более того, очевидна тенденция к увеличению вышеуказанного процента.

Подводя итог вышеизложенному, следует акцентировать основные особенности СРС, а именно: рост познавательной активности обучаемых; личностно-ориентированный характер педагогического процесса; фасилитационное общение (Фасилитация – человекоцентрированный подход, который выражается в доверии к человеку и постулирует существующую в нем тенденцию расти, развиваться и реализовывать свой потенциал. Фасилитация – это стимулирование (поощрение, побуждение к действию, активизация) развития); дифференциация учебных заданий по уровню сложности; восстребованность разработки особых стимулов и мотивов учения.

Условиями, необходимыми для эффективной организации и осуществления СРС являются постепенность введения разных видов самостоятельной работы; разнообразие видов самостоятельных работ; проведение преподавателем регулярных консультаций в разных режимах; создание современной учебно-методической и материально-технической базы в вузах; обучение студентов приёмам самоконтроля; обязательный систематический контроль СРС со стороны преподавателя.

Эта форма организации учебного процесса стала и продолжает становится основной не только для заочного и дистанционного, но и очного обучения. По мнению учёных (В.И. Загвязинский, М.В. Буланова-Топоркова, Н.В. Басова), именно самостоятельная работа студентов формирует «готовность к самообразованию, создаёт базу непрерывного образования (образования через всю жизнь), возможность повышать свою квалификацию, а если нужно, переучиваться, быть сознательным и активным гражданином и созидателем.

Итак, нами рассмотрена проблема самостоятельной работы студентов, мы можем сделать следующие выводы:

1. Самостоятельная работа студентов в современной высшей школе является одной из самых центральных форм подготовки, ей постепенно уделяется все большее внимание.

2. СРС способствует оптимизации методов обучения, внедрению в учебный процесс новых технологий обучения, совершенствованию методики проведения практик и научно-исследовательской работы студентов.

3. СРС повышает познавательную активность студентов, роль обучаемых в подборе материала, поиске путей решения задач.

4. СРС способствует фасилитационному общению между преподавателем и студентом, а значит отражает личностно-ориентированный характер педагогического процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *