Что значит средства массовой информации
Понятие, функции, виды СМИ и их характеристика
Содержание статьи
Что такое СМИ: понятие, расшифровка
Под средствами массовой информации (СМИ) понимаются любые печатные или сетевые издания, теле- и радиоканалы (или отдельные программы) или отдельные теле- радио- видеопрограммы а также любые другие средства донесения информации до широких кругов читателей/зрителей/слушателей. При этом средство массовой информации признается таковым при соблюдении трех условий:
СМИ могут также называть средствами массовой коммуникации (СМК), масс-медиа, а их совокупность — медиапространством.
Основные виды СМИ
Все существующие средства массовой информации традиционно делятся на пять основных групп.
При этом многие современные СМИ нельзя жестко отнести к одному из традиционно выделяющихся основных видов: все более распространенными становятся конвергентные СМИ, когда одна и та же редакция, работающая под общим брендом или в составе большого медиахолдинга, «выходит на аудиторию», используя одновременно разные способы передачи информации, как традиционные, так и современные мультимедийные.
Классификация СМИ по содержательной направленности и функциям
Концепция любого СМИ, принципы отбора материала, содержание, особенности «подачи» определяются его содержательной направленностью (основным назначением). По этому критерию можно выделить следующие основные виды масс-медиа:
Типологические характеристики
Для того, чтобы более точно описать то или иное СМИ, используется набор типологических характеристик, позволяющих классифицировать медиа по следующим параметрам:
Также в характеристики включают особенности целевой аудитории, позиционирование издания и особенности подачи материала («качественные». «массовые», «бульварные» СМИ).
Средство массовой информации
Медиаведение |
Понятия |
Медиаданные • Медиасообщение • Медиатекст Массмедиа • Медиапространство Медиакомпетентность • Прозрачность медиа • Медиазависимость • Теория Холла Новые медиа • Альтернативные медиа • Социальные медиа • Медиамагнат |
Исследователи |
Маршалл Маклюэн • Гарольд Иннис • Лоренц Энгель Николас Негропонте • Ноам Чомски • Валерий Савчук • Александр Фёдоров |
Направления использования |
Медиаграмотность • Медиаобразование· Трансмедиация Мониторинг СМИ • Медиаискусство Право масс-медиа • Рамочный анализ • Медиабрендинг |
Учреждения |
Всемирная газетная ассоциация • Институт информационного, телекоммуникационного и медиа права |
Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)
Первопроходцами изучения СМК являются Ч. Кули, Р. Парк, У. Липпман и многие другие.
Содержание
Россия
Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:
Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки [2]
Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.
Телеканалы
23 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 15 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 3320. [3]
Печать
Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725 [уточнить] печатных СМИ.
Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май — октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.
Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %). [3]
Казахстан
По данным Министерства культуры и информации Республики Казахстан на конец первого квартала 2006 года в республике регулярно выпускается 2243 периодических печатных издания, из них 1593 газет и 650 журналов. Половину всех печатных изданий составляют информационные СМИ, доля общественно-политических колеблется в пределах 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодёжных, женских и религиозных не превышает в совокупности 4 %. В 2012 году действует 2514 газет и журналов, 238 электронных СМИ, из них около 100 телевизионных каналов и радиостанций, 7893 интернет-сайтов.
В 1992 году уже выходило 735 новых газет и журналов, в том числе на казахском языке 260, на русском — 395, уйгурском — 4, узбекском — 5, немецком — 2, корейском — 21. В 2007 году, по данным Министерства культуры и информации, в Казахстане 7281 изданий СМИ. Из них негосударственных — 78 %, государственных — 22 %. Электронных СМИ — 212. Печатные СМИ составляют 50 % от общего числа масс-медиа. Из них общественно-политических — 16 %, научных — 9 %, рекламных — 10,5 %, детских, молодежных, женских и религиозных — по 2 % каждого. Электронные СМИ — 212 телеканалов. Аудитория телеканала «Хабар» — 95,70 %, «Казахстан» — 96,25 %, «Ел арна» — 75,50 %, «Первый канал-Евразия» — 78,60 %, Казахское радио — 86,99 %.
Спутниковый канал CaspioNet осуществляет вещание на территории стран Центральной Азии, Среднего Востока, Европы и Северной Африки. Возникло кабельное и эфирно-кабельное ТВ. Это 80 операторов, «Алма-ТВ» (вещает в 13 городах страны), «Казинформтелеком»; «Секател»; «Казцентр-ТВ» (по 5 городов); «КВК» (4 города).
В информационном пространстве функционируют 2392 иностранных СМИ: 2309 газет и журналов и 83 телерадиопрограммы. До 1000 каналов систем спутникового телевидения; 80 представителей зарубежных средств массовой информации. Из зарубежных СМИ: на русском языке — 90 %, на английском — 5 %, на других языках мира — 5 %.
Белоруссия
В Белоруссии, по данным Министерства информации, на 1 августа 2007 года издаются 1244 печатных периодических издания, в том числе 703 газеты, 503 журнала, 34 бюллетеня, 3 каталога, 1 альманах. Почти две трети всех зарегистрированных изданий являются негосударственными. Пресса издаётся на белорусском, русском, немецком, английском, украинском, польском и других европейских языках.
Самым тиражным периодическим изданием является газета «Советская Белоруссия», число читателей которой в августе 2007 года составило 500,7 тыс. Общий разовый тираж газеты «Звязда» составил 34,2 тыс. экз., «Рэспублікі» — 49,4 тыс. экз., «Белорусской нивы» — 25 тыс. экз., «Народнай газеты» — 30 тыс. экз., «7 дней» — 37,1 тыс. экз., «Знамя юности» — 25,7 тыс.экз.
Общий разовый тираж государственной местной печати (136 областных, городских, районных и объединённых газет) составляет 869,4 тыс. экз., в том числе по областям: Брестская — 163,1, Витебская — 175,2, Гомельская — 141,1, Гродненская — 108,7, Минская — 160, Могилёвская — 121,2 тыс. экз.
Также, в Белоруссии существует 9 информационных агентств, 59 программ телевещания и 156 программ радиовещания.
Две трети из общего числа печатных периодических изданий, телерадиокомпаний, информационных агентств имеют негосударственную форму собственности.
Согласно исследованиям, проведённым американской организацией Pew Research Center for the People & the Press, в 2008 году Интернет в США стал более важным источником информации, чем ежедневные газеты. Около 40 % опрошенных этой организацией людей сообщили, что для ознакомления с новостями используют интернет-источники, такие, как электронные версии обычных газет или специализированные новостные сайты. Газеты читают лишь 35 % опрошенных. Тем не менее, телевидение продолжает оставаться самым популярным источником новостей: около 70 % опрошенных сообщили, что следят за новостями через телевидение. [4]
USIA. Информационное агентство функционировало с 1953 года как независимое агентство иностранных дел в пределах исполнительной власти правительства, для проведения общественной дипломатии в поддержку американской внешней политики.
Под сферу их деятельности попадают практически все страны мира, в том числе и Россия. ЮСИА является основным органом исполнительной власти, ответственным за информирование и консультации президента, госсекретаря и других руководителей государства по вопросам международного общественного мнения и реакцию на внешнеполитические действия США.
ЮСИА располагает 190 отделениями в 142 странах. На службе в агентстве состоят 6300 сотрудников, более 2,5 тыс. из которых наняты за рубежом для работы в местных представительствах агентства. Деятельностью зарубежных отделений управляют 520 сотрудников, командируемых из США. Наличие собственной страницы в Интернет делает данные информационные ресурсы доступными практически из любой точки мира 24 часа в сутки. В распоряжении ЮСИА находится система спутникового телевидения «Уорлднет» (Worldnet), позволяющая 24 часа в сутки передавать информационные материалы и выступления американских госдеятелей практически по всему миру, используя технические мощности в посольствах США и представительствах ЮСИА.
В настоящее время система госвещания США на зарубеж объединяет пять информационных служб, подотчётных Совету. Три из них, Voice of America, Office of Cuba Broadcasting (Radio and TV Marti), a также Worldnet Television and Film Service, имеют статус федеральных программ, в то время как Radio Free Europe/Radio Liberty и Radio Free Asia являются частными некоммерческими корпорациями. Штат указанных служб насчитывает более 3,3 тыс. сотрудников, занятых подготовкой и выпуском программ на английском и 60 иностранных языках продолжительностью 1750 часов эфирного времени в неделю. Их финансирование осуществляется из федерального бюджета по статье расходов на внешнеполитическую деятельность правительства США (385 млн долл. в 1996 году).
Интернет-СМИ
С появлением и распространением Интернета он стал сам по себе во многом использоваться как средство массовой коммуникации, и в его рамках стали действовать традиционные средства массовой коммуникации, появились интернет-СМИ. Они быстро завоевали популярность, хотя их аудитория пока гораздо меньше, чем «традиционных» (как их стали называть) СМИ. Почти все СМИ имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам доступ является платным. Обычно основные доходы интернет-СМИ поступают также от рекламы, хотя СМИ может быть и спонсируемым как вещательный орган какой-либо организации. Вопросы о том, насколько равноправны понятия СМИ и интернет-СМИ, является предметом многочисленных обсуждений и судебных исков во всём мире (см., например: дело Терентьева).
Средства массовой информации
Что такое средства массовой информации
Средства массовой информации (сокращенно СМИ) — это все организации, которые занимаются публичной передачей информации своей аудитории при помощи различных технических средств.
В законе Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» под этим термином понимают:
Разновидности СМИ
Средства массовой информации можно разделить на печатные и электронные.
Печатные издания
К печатным изданиям относятся:
Газеты и журналы выходят в свет с регулярной периодичностью. Периодические печатные издания бывают как национальными, так и региональными. Национальные освещают обычно самые главные происшествия, которые интересны жителям всей страны. Региональные СМИ нацелены на аудиторию определенного края, области или города.
Бюллетень — это информационное периодическое издание, которое содержит краткую справочную информацию.
Такое печатное издание необходимо, чтобы информировать определенную целевую группу, например, специалистов в определенной области. В настоящее время чаще всего можно увидеть рекламные, справочные и биржевые бюллетени.
Альманах — вид периодического издания, которое представляет собой собрание литературно-художественных или научно-популярных статей, которые объединены по одному из следующих признаков: тематическому, идейно-художественному или жанровому.
Выходят альманахи обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью, но всегда имеют текущий номер издания.
Электронные СМИ
К электронным СМИ относятся:
В последние годы становится все больше сетевых изданий. Это веб-сайты, которые распространяют информацию через интернет. Однако не каждый сайт можно назвать СМИ. Чтобы считаться таковым, он должен быть зарегистрирован определенным образом, согласно законодательству РФ.
К электронным СМИ относится и телевидение. Это сложная технология электросвязи, которая позволяет передавать изображение, сопровождающееся движением и звуком, на большие расстояния. Главная особенность телевизионного вещания — принудительность. Зрители не могут поменять время просмотра или длительность передачи и вынуждены подстраиваться под сетку вещания.
Еще один вид электронных СМИ — радио. Радио — это беспроводной способ передачи информации населению при помощи электромагнитных волн, которые ловят специальные станции. Радио специализируется исключительно на передаче звука. Основная характеристика этого вида СМИ — оперативность. Оно может передавать новости в режиме реального времени из любой точки мира.
Последнее время активно развиваются соцсети и блогерство. Некоторые специалисты считают их полноценными средствами массовой информации, но на официальном уровне этот факт пока еще не признан.
Принципы работы СМИ
Общие принципы работы средств массовой информации закреплены в законе «О средствах массовой информации»:
Основные признаки
Средства массовой информации имеют определенные особенности, которые отличают их от других источников информации.
Свобода слова СМИ
В основе существования СМИ заложен принцип свободы. Этот принцип регламентирует и действующее законодательство. Гарантом свободы СМИ является отсутствие цензуры. Чтобы средства массовой информации считались по-настоящему свободными, уполномоченные лица не должны налагать запреты или согласовывать для выхода те или иные журналистские материалы.
При этом нужно понимать, что свобода СМИ не может быть полностью безграничной.
Федеральный закон четко регламентирует те случаи, когда недопустимо использование средств массовой информации. Так, СМИ запрещается использовать для:
Влияние СМИ на формирование общества
Средства массовой информации во все времена оказывали огромное воздействие на аудиторию. В современном мире можно выделить несколько важных функций СМИ:
Значение СМИ остается огромным в жизни современного человека.
Что такое средства массовой информации? Виды, функции, примеры
Специалисты подсчитали, что современный человек перерабатывает ежедневно в два-три раза больше информации, чем среднестатистический его предок из 19-го века. Что же явилось причиной такого стремительного роста потребления интеллектуального продукта? На этот и другие родственные вопросы будут даны ответы в настоящей статье.
Что такое средства массовой информации?
Согласно действующему законодательству, таковыми можно считать только те издания, которые выпускаются тиражом не менее 1000 экземпляров и выходят в свет не реже раза в год.
Если газета, журнал или другой печатный орган отвечают этим двум требованиям, то они в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в специальной государственной организации, ведающей подобными вопросами. Она носит название Роскомнадзор.
Что касается телерадиовещания, то для получения права вести трансляцию на определенных частотах, необходимо получить лицензию.
Стенгазеты
Этот формат прессы, хоть и является весьма популярным в различных учебных заведениях, а также на некоторых предприятиях, все же не может быть причислен к средствам массовой информации. Почему? Во-первых, тираж таких изданий, как правило, ограничивается одним экземпляром, и, во-вторых, количество читателей подобных новостных бюллетеней учесть крайне сложно. Поэтому стенгазеты не подлежат обязательной регистрации.
Современные средства массовой информации
Гораздо сложнее дело обстоит с Интернетом. С момента его появления и до недавнего времени не утихали споры о том, можно ли ставить его в один ряд со средствами массовой информации традиционного типа.
Специалисты, которые склонны были причислять мировую паутину к СМИ, обычно так аргументировали свою точку зрения: информация, которая предоставляется посредством Сети, ничем не отличается от той, которая публикуется на аналоговых носителях. Особенность состоит лишь в способе ее передачи.
Такое мнение часто вызывало следующие возражения:
Статус Интернета
В 2014 году окончательное решение было вынесено. Теперь сайты во Всемирной паутине вправе иметь статус средства массовой информации, но могут и не относиться к таковым.
Обязательной регистрации подлежат блоги, посещаемость которых превышает 3000 человек в сутки. Так называемые «трехтысячники » должны обязательно быть включены в национальный реестр. После регистрации учредители и сотрудники крупного сайта получают права и обязанности наравне с представителями остальной прессы.
Блогеры, сайт которых посещает более 3000 человек в день, могут рассчитывать на аккредитацию на различные мероприятия, как и прочие журналисты.
Таким образом, на вопрос, что такое средства массовой информации, можно ответить следующим образом: это издания, ориентированные на многотысячные массы людей и выходящие с определенной периодичностью. Что касается частоты обновления материала, то определенных правил на этот счет пока не существует. Известно, что, в отличие от газет и журналов, информационные блоги публикуют новые статьи ни с какой-либо периодичностью, а по мере накопления информации.
Российская пресса в цифрах и фактах
Плюсы и минусы
Среди положительных тенденций последнего времени можно назвать резкое увеличение печатных изданий. Так, с конца девяностых годов 20-го века по настоящий момент количество газет и журналов возросло на несколько тысяч наименований. Однако при столь стремительном увеличении этого показателя качество прессы все же оставляет желать лучшего. Многие исследователи в области массовых коммуникаций, говорят о том, что российские СМИ практически полностью игнорируют запросы той аудитории, на которую они рассчитаны. Почти все газеты и журналы не осуществляют «обратной связи» со своими читателями. Материалы в них публикуются, опираясь на субъективное мнение учредителей и отдельных авторов.
Классификация средств массовой информации
Существует несколько критериев, согласно которым можно разделить всю прессу на подгруппы. Одним из таких пунктов является финансирование. По данному признаку принято причислять средства массовой информации к государственным или коммерческим. Доля последних в настоящий момент в нашей стране перевешивает.
Всего в России существует около 10 государственных газет и журналов и около 20 телеканалов.
Область распространения
Еще одним критерием является территория, которую охватывает конкретное средство массовой информации. По данному признаку все СМИ могут быть разделены на:
История термина СМИ
О том, что такое средства массовой информации как совокупность периодических изданий, впервые заговорили в Советском Союзе в начале семидесятых годов. Этот термин появился в нашем языке как дословный перевод с французского. Стоит сказать о том, что на родине этого понятия словосочетание «средства массовой информации» к семидесятым годам 20-го века почти полностью вышло из обихода. Поэтому можно сказать, что советские социологи заимствовали название, которое во Франции в тот момент уже являлось устаревшим.
Что такое средства массовой информации, с точки зрения европейцев? И по какой причине термин, употреблявшийся в течение долгого времени во французском языке, вышел из обихода?
Диалог вместо монолога
К 1960-м среди европейских журналистов прочно укоренилось мнение, что пресса должна плотно сотрудничать со своей аудиторией и, вместо подачи информации по принципу монолога, вести двустороннее общение, то есть диалог. Кроме того, широко применялись новые виды взаимодействия средств массовой информации друг с другом.
Общение со зрителем, читателем и слушателем
Общение с теми, кому предназначались материалы, публикуемые тем или иным изданием, могло происходить открыто, с помощью писем, а также телефонных опросов и интервью, которое брали у радиослушателей и телезрителей специальные корреспонденты. Обратная связь производилась также и опосредованно. Одним из технических новшеств, с помощью которых оно происходило, являлось устройство «пиплметр». Этот прибор составлял одно целое с телевизионным пультом и отправлял данные о том, какие телепрограммы смотрят телезрители, в бюро, занимающееся изучением статистики.
СМИ на службе у бизнеса и политиков
Описанные выше измерения проводились не только с целью улучшения качества материала. Они также измеряли рейтинг каждой конкретной программы и определяли наиболее перспективное время для публикации рекламных объявлений.
Также не является большим секретом и то, что СМИ нередко выступали в качестве орудия политической пропаганды.
Технология формирования общественного мнения
Какое средства массовой информации оказывают влияние на мысли и настроения в современном обществе?
В качестве ответа на этот вопрос можно привести интересные данные об одной из теорий, касающихся прессы.
Эта гипотеза носит название «Феномен повестки дня». Согласно ей, средства массовой информации не всегда могут навязать свое мнение людям, но способны заострить их внимание на определенных проблемах. И действительно, можно с уверенностью сказать, что каким бы важным ни было то или иное событие, но если о нем нет упоминания в прессе, это явление может пройти незамеченным для большинства населения страны. Напротив, если в новостных сводках несколько раз затронута какая-нибудь незначительная тема, то многие люди по инерции начнут задумываться именно над этим вопросом. Такая методика широко использовалась и используется для отвлечения широких масс от проблем, имеющих глобальный характер, и переключения внимания на незначительные или вовсе не существующие явления.
История российской прессы
Известно, что первые отечественные газеты появились сразу же после изобретения книгопечатания Иваном Федоровым.
Наряду с российскими изданиями представители элиты прошлых веков нередко выписывали и зарубежную прессу. В некоторых дворянских семьях из поколения в поколение передавались номера газеты «Таймс», собираемые в течение десятилетий. Радиовещание в Советском Союзе появилось в первые годы правления новой власти. В начале двадцатых годов наладилась регулярная трансляция первого канала. Через 20 с лишним лет, уже после Великой Отечественной войны, появилась вторая программа, которая получила впоследствии название «Маяк». Первый телевизионный канал был открыт в начале тридцатых годов 20-го века. Так проходило развитие средств массовой информации в России.
Взаимодействие СМИ друг с другом
Кроме обратной связи, которая осуществляется посредством опросов аудитории, а также при помощи различных технических приспособлений, осуществляются также контакты между самими средствами массовой информации. Подобные кооперации могут носить как простой характер, когда отдельные сотрудники договариваются между собой об освещении одной и той же проблемы с различных точек зрения, так и более сложный, устанавливаемый путем различных договоренностей.
Например, подобное взаимодействие может применяться при освещении крупных политических и спортивных событий. Во время олимпиады население страны получит гораздо более полную информацию о проводимых состязаниях, если прямую трансляцию событий возьмут на себя телевидение и радио, в то время как более тонкий анализ произошедших соревнований, интервью с тренерами, спортсменами и т. п. будут публиковаться в печати.
Заключение
Средства массовой информации имеют многовековую историю. Время от времени появляются новые виды СМИ. Вместе с тем и традиционные газеты и журналы по-прежнему пользуются высоким спросом.