Что значит среднее техническое образование
Как получить среднее техническое образование
Содержание статьи
Плюсы среднего технического образования
Перед каждым выпускником школы однажды встает вопрос, какую выбрать профессию и куда пойти учиться. Получить среднее техническое образование может каждый выпускник основной школы, то есть окончивший 9 классов и удачно сдавший ГИА. Среднее техническое образование получают в техникуме. Техникум от училища отличается тем, что последнее предполагает получение среднего специального образования. Диплом о среднем техническом образовании даст вам возможность даже стать руководителем среднего звена.
Выбирая свою будущую профессию и учебное заведение, обратите внимание, какие предметы предусмотрены учебным планом, каков преподавательский штат и какой документ об окончании вы получите. Окончив техникум, вы сможете работать поваром, слесарем, машинистом поезда, программистом и пр. То есть вполне достойные и высокооплачиваемые специальности.
Обучение в техникуме можно проходить как в очной форме, так и в заочной и очно-заочной (вечернее отделение). Заочная и вечерняя форма обучения возможны для тех, кто будет поступать в техникум после 11 класса. Вообще получение среднего технического образования после 11 классов займет гораздо меньше времени, чем после 9. Для поступления в техникум вам понадобятся результаты ЕГЭ.
Куда поступить
Обратитесь к документу «Порядок приема в ССУзы РФ». Он вам поможет определиться с параметрами для поступления, которых может быть несколько. Например, на бюджетной или платной основе вы планируете учиться, каковы вступительные испытания, какие специальности есть в том или ином техникуме и пр.
Однако следует знать, что каждый техникум устанавливает свои правила приема, с которыми также необходимо ознакомиться. Начните заранее готовить все необходимые для поступления документы, так как это длительный процесс.
Если говорить о техникумах Москвы и Санкт-Петербурга, то они готовят высококлассных специалистов, востребованных на производстве. Выпускников техникумов пока еще не очень много по сравнению с окончившими вузы, поэтому они оказываются зачастую в более выгодном положении, чем молодые люди с дипломом о высшем образовании на руках. Выпускники техникумов быстрее и легче трудоустраиваются.
На базе 9 классов учиться в техникуме вам придется 3 или 4 года, а после 11 класса – 2 или 3. При желании можно поступить в дальнейшем на смежную с вашей специальностью в вуз.
Каждому человеку приходится рано или поздно сталкиваться с необходимостью выбора профессии. Но иногда случается так, что человек не хочет поступать сразу в университет после школы. Тогда его выбор падает на получение какого-нибудь профессионального образования в техникумах или колледжах. Возможно и такое, что после окончания девяти классов подросток также хочет получать какую-то специальность. Тогда он переходит в техникумы. Давайте же разберемся, что такое среднее профессиональное образование.
Что такое среднее профессиональное образование?
Профессиональное образование — это такой его тип, который подразумевает повышенную подготовку учащихся, адаптированную под определенную профессию. В советское время основным заведением, которое предоставляло возможность получения среднего профессионального образования, являлись техникумы. Сейчас же их часть была переименована в колледжи.
При этом как техникумы, так и колледжи могут принадлежать определенному вузу, в который можно будет поступать сразу на третий курс. Хотя далеко не везде так. Но определенные привилегии имеют место. Например, более выигрышные позиции в конкурсе при поступлении. Но это зависит уже непосредственно от университета, к которому принадлежит техникум.
Чем отличается от ПТУ?
Многие интересуются, чем отличается среднее учебное заведение от ПТУ? В принципе, сейчас о последних почти ничего не говорится. Часть профессионально-технических училищ также были переименованы в техникумы и колледжи. В общем, сейчас почти не осталось ПТУ в том виде, в котором мы привыкли их видеть раньше. Зато есть колледжи и техникумы, которые позволяют получить средне-техническое образование.
Отличия СПО от НПО
Средне-техническое образование отличается от начального многим количеством факторов. Перечислим же только основные. В первую очередь СПО подготавливает специалистов среднего звена. Также они предоставляют более глубокое изучение вопросов, связанных с получением профессии. Происходит это на базе полного среднего, основного образования или же после окончания НПО.
Те люди, которые имеют начальное техническое образование, получают среднее на базе уже существующего. Программа обучения сокращается, чтобы не было повторов, и учат уже сразу новое. Таким образом, можно повышать квалификацию. Также пунктом, отличающим среднее профессиональное техническое образование от НПО, является то, что первое можно получить в том числе и в высшем учебном заведении, а учреждения, которые предоставляют среднее образование, могут при наличии лицензии предоставлять образовательные программы начального типа.
Примеры специальностей, характеризующих средне-техническое образование
На самом деле, если есть желание ознакомиться и выучить все профессии, входящие в класс средних технических, то все равно не получится. В принципе, среднее образование можно получить для огромного количества специальностей, даже тех, которые многие получают в университетах. Естественно, качество будет намного хуже. Все-таки есть разница между средним техническим и высшим образованием. В качестве примеров специальностей можно привести: маркетинг, менеджмент, банковское дело, электротехник, энергоснабжение и ряд других специальнсотей.
А что по поводу заочного получения образования?
Некоторые считают, что с получением заочного образования будут проблемы. Но это совершенно не так. Учащимся предоставляется широкая возможность получить заочное образование. По стандартам системы среднего технического образования, есть возможность получить не только заочное, в классическом смысле этого слова, образование, но и дистанционное, когда обучение происходит через интернет. При этом не следует забывать один момент.
Если человек хочет учиться на заочной или дистанционной форме, то нужно закончить школу, и никак иначе. Так что лучше всего получать средне-техническое образование уже после школы. При этом эффективность обучения, несмотря на то, что рассказывают, далеко не ухудшается. В частности, это происходит потому, что студентам нужно проходить практику на предприятиях, связанных с выбранной профессией.
Там вырабатываются навыки и необходимые практические знания, которые в дальнейшем помогут прекрасно себя чувствовать при выполнении положенных обязанностей. Средне-техническое образование заочно получить можно. Но при этом не будет социализации. Вы можете себя попросту лишить общения с людьми. Подумайте, вам это нужно?
Выводы
Мы разобрались в основных отличиях ПТУ от колледжей и техникумов. Многие интересуются, сколько времени занимает обучение. В каждом заведении по-разному. В одних нужно потратить четыре года, чтобы освоить специальность. В других же или курс более интенсивный, или специальность легче. Поэтому освоить специальность можно за два года.
Но обычно средний вариант — это три года. Также не следует поступать в средние заведения, если хотите не идти в армию. Учеба в колледжах и техникумах не освобождает от воинского долга. Вам нужно подумать о том, стоит ли идти получать среднее техническое образование. Специальности аналогичного типа можно получить и в университетах. Но решать только вам.
Колледж и техникум: в чем похожи и чем отличаются. Какое средне-специальное образование лучше?
Каждый школьник однажды стоит перед нелегким выбором: продолжить обучение в старших классах школы, или покинуть учебное заведение после 9 класса и пойти учиться в среднее специальное образовательное учреждение.
И тот, и другой путь открывают перед выпускником ряд определенных перспектив, и каждый должен выбирать, исходя не только из своих ученических способностей, но и из желания обучаться тому или иному ремеслу. Для тех, кто решил освоить профессию раньше своих одноклассников, необходимо определиться с выбором учебного заведения.
Колледж или техникум? Чем эти ссузы отличаются друг от друга? Где лучше продолжить образование?
Особенности обучения в колледже
Колледж – это среднее образовательное учебное учреждение, где студенты получают профессиональное образование как базового, так и углубленного уровня.
Длительность обучения в колледже составляет от 2 до 4 лет. Сроки, соответственно, зависят от предыдущего образования (полное среднее, или 9 классов), а также от сложности выбранной специальности.
Обучение в колледже можно пройти и после 11 классов образования, в этом случае длительность обучения будет сокращена, за счет базы знаний, полученной в выпускных классах школы.
На практике процесс обучения в колледже мало чем отличается от образовательного процесса в вузе:
При выпуске каждому студенту присваивается определенная квалификация, благодаря которой он может идти работать по специальности, или же поступить в высшее учебное заведение для получения дальнейшего образования. Если выбор профессии остается неизменным, выпускник колледжа может поступить сразу на старшие курсы университета.
Особенности обучения в техникуме
Техникум – тоже среднее специальное образовательное учреждение, но в отличие от колледжа, студенты подходят программу обучения на базовом уровне.
Специфика образовательного процесса в техникуме направлена на производственное обучение, что принципиально отличает его от колледжа. В ссузе готовят специалистов среднего звена для обеспечения квалифицированными работниками производственно-промышленной ниши.
Длительность обучения в колледже составляет 2-3 года в зависимости от изучаемого направления. За это время студент получает узкоспециализированное образование, чтобы в дальнейшем заниматься своим ремеслом и совершенствовать профессиональные навыки.
Поступить учиться в техникум можно не только после 9 класса, но и по окончании средней школы. Также, как и в колледже, у студентов есть возможность учиться не только на дневном отделении, но и на очно-заочной форме обучения.
В последние годы техникумы перестали пользоваться прежней популярностью, из-за того, что выпускают представителей рабочей специальности. Многие студенты и их родители предвзято относятся к таким простым профессиям, как швея, электрик, механика, слесарь, сантехник или водопроводчик.
В результате рынок труда перегружен экономистами, юристами и менеджерами различных отраслей, в то время как в стране не хватает квалифицированных специалистов в сфере бытового обслуживания, в сельском хозяйстве, легкой и тяжелой промышленности.
Ошибочные суждения приводят к тому, что обычные электрики, монтажники и водопроводчики имеют более высокий заработок, чем многочисленные менеджеры, и уж тем более, чем менеджеры безработные.
Куда пойти учиться?
Исходя из вышеперечисленных особенностей колледжа и техникума, можно сделать выводы, что во многом эти средние специальные образовательные учреждения похожи между собой. Но выбор специальностей в колледже гораздо шире, а квалификация выпускника выше.
Тем не менее, ответить на вопрос: «Где лучше?», однозначно нельзя. Все зависит от того, какие цели ставит перед собой абитуриент:
При выборе учебного заведения на первое место необходимо ставить свои личные интересы и предпочтения.
Высшее образование после колледжа и техникума
Продолжить обучение в вузе может как выпускник колледжа, так и выпускник техникума. Однако необходимо заранее понимать заведомо разные условия поступления и дальнейшего обучения для выпускников колледжа и выпускников техникума:
Особенно удобно обучаться в колледжах при институтах – там зачисление в студенты высшего учебного заведения происходит почти автоматически.
Производственное обучение в техникуме может стать хорошей практической базой при изучении смежных научных областей в вузе. Например, электрику будет легко деваться теоретические основы электротехники и физики, а швее – дизайн.
Колледжи и техникумы Москвы
В столице особой популярностью среди студентов ссузов пользуется очно заочная форма обучения. В техникумах и в колледжах Москвы заочное обучение привлекательно иногородних студентов, ведь для них очень удобно учиться во время сессий, а основное время проводить в родном городе. Дипломы столичных ссузов высоко ценятся по всей стране.
Колледжи и техникумы Москвы, с возможностью заочного обучения:
Колледжи
Техникумы
Выбор есть, и он достаточно широк. Абитуриенту осталось определиться не только с типом учебного заведения, но и с перспективой: кем хочется стать, есть ли желание получить высшее образование после среднего специального, сколько времени он готов потратить на учебу и чего хочет достичь в жизни.
Что такое средне-техническое образование
Любой человек в определенный момент своей жизни сталкивается с тем, что ему нужно выбрать для себя профессию. Нередки случаи того, что юноши и девушки не хотят или не могут идти после школы в университет.
Или же сразу после девятого класса ученик хочет получить специальность, чтобы была возможность работать. В таком случае можно получить какую-нибудь профессию в колледже или техникуме.
Прочитав эту статью, вы узнаете про средне-техническое образование — это что такое.
Определение
Профессиональным образованием называется такой вид образования, который осуществляет увеличенную подготовку студентов, адаптированную под конкретную профессию. В недалёком прошлом (во времена СССР) главным учреждением, предоставляющим возможность овладеть средним профессиональным образованием, были техникумы. На сегодняшний день часть этих техникумов называется колледжами.
Колледжи и техникумы могут принадлежать своему ВУЗу. Это означает, что после окончания среднего заведения, вы можете сразу поступить в ВУЗ на третий курс. Однако, не везде это так, но какие-то привилегии все же есть. Это могут быть дополнительные баллы при конкурсе на поступление. Эти моменты зависят непосредственно от ВУЗа, к которому относится техникум.
Подробности
Отличие от ПТУ
Часто людей интересует вопрос об отличиях средних учебных учреждений от ПТУ. По сути на сегодняшний день про профессионально-технические училища практически ничего не слышно. В основном они переименованы в колледжи или техникумы.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Сегодня почти нет тех ПТУ, которые были раньше. Зато имеются техникумы и колледжи, отучившись в которых, можно освоить профессию.
СПО и НПО — в чем разница?
Задаваясь вопросом о разнице в средне-техническом и начальном образовании, стоит знать, что отличий имеется довольно много. Узнаем только главные из них. Во-первых, окончив СПО, вы становитесь специалистом среднего звена. В СПО происходит более глубокое и тщательное изучение тех тем, которые напрямую связаны с изучаемой вами специальностью.
Подростки, уже имеющие начальное техническое образование, начинают обучение в среднем на базе уже имеющегося. Обучение в этом случае корректируется таким образом, чтобы не было повторов и студент изучал только новое. С помощью такого обучения можно повысить свою квалификацию.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Ещё одно отличие СПО от НПО заключается в том, что диплом о среднем образовании можно получить и в высшем учебном заведении, а в учреждениях СПО могут обучать по программе начального типа при наличии лицензии.
Направления технического образования
Специальности среднего технического образования есть в очень большом разнообразии. Даже если вы захотите получить их все, то у вас не получится. Получить среднее образование можно для очень большого количества специальностей. Среди них есть даже те, которые многие получают в высших учебных заведениях. Понятно, что качество обучения в СПО будет намного ниже, так как разница между обучением в высшем и среднем заведении есть и она существенная.
Специальности, которые можно получить в СПО:
— электротехник и многие другие.
Средне техническое образование заочно
Многие люди думают, что получить заочное образование непросто и с этим могут возникнуть проблемы. Однако это не так. Для учащихся доступно получение заочного образования и ничего необычного в этом нет.
Согласно стандартам системы среднего технического образования, можно получить не только заочное образование в обычном понимании этого слова, но и дистанционное. Это обучение происходит через интернет. Но тут есть важный нюанс.
При желании у человека обучаться на дистанционной или заочной форме, он обязательно должен закончить школу. Других вариантов нет. По этой причине получать средне-техническое образование лучше всего после окончания школы. Эффективность и качество обучения при этом не ухудшается, хотя ходят слухи об обратном. Это обусловлено тем, что студенты нуждаются в прохождении практики и происходит она на тех предприятиях, которые связаны с выбранной профессией.
Это способствует вырабатывания навыков и необходимых практических знаний. С помощью этого при поступлении на работу, вчерашние студенты уже чувствуют себя уверенно при выполнении своих обязанностей.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Получить заочно средне-техническое образование конечно можно, однако при этом не произойдет социализации. Общения с людьми при этом у вас будет практически отсутствовать. Перед тем, как решится на это, подумайте, нужно ли это вам.
Заключение
Прочитав эту статью, вы узнали, в чем заключаются отличия ПТУ от техникумов и колледжей. Очень часто возникает вопрос о продолжительности обучения в этих заведениях. Однозначного ответа на этот вопрос не существует. В каждом учреждении это происходит по-разному. Где-то на освоение специальности уходит четыре года. В других учреждениях может быть более интенсивный курс или более лёгкая специальность, тогда освоение специальности может произойти за два года.
Обычно же освоение специальности всё-таки происходит за три года, этот вариант является оптимальным. Также важным моментом является то, что в случае отсутствия у вас желания идти в армию, поступать в средние заведения не следует. Это обусловлено тем, что обучение в техникумах и колледжах не освобождает от воинского долга. В таком случае вам нужно подумать о том, нужно ли вам получать именно средне-техническое образование, так как аналогичные специальности можно получить и в высших учебных заведениях. В любом случае, решение можете принимать только вы сами.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.