Что значит спланировать этапы и формы выполнения проекта
Презентация на тему «Этапы планирования проектной деятельности»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ этапы планирования проектной деятельности.doc
Этапы планирования индивидуальной проектной деятельности.
Одной из особенностей учебного плана, разработанного в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), является наличие в нем учебного курса «Индивидуальный проект».
Особой формой организации деятельности обучающихся на уровне основного и среднего общего образования (9-11 класс) является учебный курс «Индивидуальный проект», развивающий у них навыки целеполагания и самоконтроля.
Образованный человек в современном обществе – это не только и не столько человек, вооруженный знаниями, но умеющий добывать, приобретать знания и применять их в любой ситуации. Выпускник школы должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах.
Теория проектов возникла во второй половине XIX века в США. В его основу заложены прагматические идеи американского философа и педагога Дж. Дьюи (1859-1952). Продолжатель школы Д. Дьюи американский педагог В.Х. Килпатрик разработал основы теории метода проектов. Проектное обучение (его еще называют «метод проблем») используется в школах США и ряда других стран.
В 20-е годы ХХ века в России метод проектов также использовался в школе как средство развития учащихся. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработкой американских педагогов. В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже в советские времена, эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно.
В настоящее время проектные технологии направлены на развитие умения адаптироваться к стремительным изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО индивидуальный проект:
выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме;
— является монопредметным или межпредметным (выполняется в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);
— должен быть представлен в виде завершенного продукта (учебного исследования или учебного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного).
Можно считать, что любая деятельность осуществляется в рамках проекта, если:
· сформулирована цель предстоящих действий;
· намечены основные этапы;
· определены результаты каждого этапа в виде задач;
· установлены сроки выполнения проекта;
· определены исполнители, распределены функции каждого;
· намечены источники средств для достижения цели;
· определена форма отчетности по результатам проекта;
Проектная деятельность – это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают коммуникативные умения; у них формируются исследовательские умения (выявление проблемы, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения гипотез, обобщения); развивается системное мышление, внимание, воображение и память.
Требования к проектам:
В проекте обязательно должна быть решена какая-либо проблема.
Исследование, как и сам проект, учащийся должен выполнять самостоятельно.
Результаты выполненного проекта должны быть материальны (оформлены) и иметь практическую значимость.
Типы учебных проектов
1.Исследовательские. Под исследовательским проектом подразумевается деятельность автора, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
2.Творческие. Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам участников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть совместная газета, сочинение, видеофильм и прочее.
3.Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
4.Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации.
Чтобы достичь максимальной эффективности проектной работы необходимо четко спланировать все этапы выполнения проекта
1 этап: Организационно-подготовительный.
Этап включает в себя: создание интереса, формирование проблемы (почему?), постановка цели (зачам?) и задач (что?)
Выбор формулировки темы – это начальный и очень серьезный этап любого исследования.
Тема должна быть актуальной, т.е. практически полезной и представлять интерес в практическом применении. Выбирая тему исследования, автор должен руководствоваться несколькими правилами:
· тема должна быть интересна, должна увлекать, соответствовать склонностям автора;
· тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу;
· тема должна быть оригинальной;
Обоснование актуальности выбранной темы должно быть немногословным. Главное показать суть проблемной ситуации, объяснить, для чего проводится исследование.
На этом же этапе должна быть сформирована цель и задачи
Деятельность учащегося и ученика можно представить в виде таблицы
Ø проблему проекта(почему?);
Ø сюжетную ситуацию;
Ø личностное присвоение проблемы;
Ø вживание в ситуацию;
Ø принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
Тема проекта согласовывается с преподавателем. Выбор темы должен основываться на:
а) осознании проблемы, вычленении конкретной потребности;
б) оценке возможного решения проблемы;
в) собственном интересе и способностях;
г) оценке материальных возможностей для производства проектного продукта.
В связи с выбранной темой необходимо сформулировать цели и задачи проекта.
Цель – это предполагаемый и желаемый результат, а задачи – конкретные пути её достижения.
Планирование работы над проектом
После того, как тема выбрана и утверждена, составляется предварительный план проекта, представляющий собой перечень наиболее важных вопросов темы и видов деятельности по производству проектного продукта:
а) сбор материалов по истории или теории вопроса;
б) анализ имеющихся материальных ресурсов;
в) технологический (то есть, разбитый на отдельные операции) процесс «производства» проектного продукта;
г) дизайнерские способы, приемы, техники представления проектного продукта.
План необходим для определения основных направлений исследования и сбора материала. Предварительный план согласовывается с преподавателем. В процессе работы над проектом план корректируется и уточняется.
Работа с литературой включает в себя:
а) отбор и изучение литературы по теме проекта;
б) сбор материала, его изучение, анализ и обобщение.
Все необходимые данные о книгах, справочниках, пособиях записываются для последующего составления списка литературы.
Разработка технологической последовательности подготовки проектного продукта.
Планирование процесса подготовки производится в соответствии с возможностями и ресурсами:
а) материально-технической базой образовательной организации при поддержке ресурса сетевых партнёров;
б) творческими способностями авторов проекта;
в) собственными материальными ресурсами авторов проекта.
Формы представления продукта:
• письменный отчет (не путать с рефератом!)
• фильм (анимация или видео)
• оформление кабинета или другой дизайн-проект
• спортивное мероприятие и т.д.
После определения формы продукта следует определить требования к нему: содержательные, визуальные, технические.
Ø распределить время;
Ø спланировать деятельность по решению задач проекта;
Ø продумать возможные формы презентации результатов проекта.
Ø планирование работы;
Ø выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
При работе над проектом необходимо строго придерживаться графика и плана работы.
Одним из вариантов представления последовательности работы над проектом и подготовки проектного продукта, который подлежит публичной защите, может являться технологическая карта, представленная таблицей:
2 этап: Технологический (основной)
На этом этапе учитель организует работу с детьми, проводит плановые мероприятия по оказанию тьюторской помощи.
Ø консультирует учащихся по необходимости;
Ø ненавязчиво контролирует;
Ø дает новые задания, когда у учащихся возникает в этом необходимость;
Ø репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов.
Работают активно и самостоятельно:
Ø каждый в соответствии со своим возможностями и способностями;
Ø консультируются по необходимости;
Ø «добывают» необходимые знания;
Ø подготавливают презентацию результатов.
3 этап: Заключительный этап, включает в себя публичную защиту индивидуального проекта и рефлексию, анализ результатов
Этап по подготовке к защите индивидуального проекта (учебный проект и учебное исследование) может состоять из часов, отведенных на «предзащиту» или «тренировочную защиту» обучающимся (выступление перед коллективом класса, на конференциях и т.д.), его оформление, подготовку презентации индивидуального проекта, тьюторское сопровождение со стороны руководителя итогового проекта, написание руководителем рецензии, работу руководителя проекта с оппонентом (если предполагается его наличие; возможно написание оппонентом отзыва об индивидуальном проекте), ознакомление членов экспертной комиссии с критериями и показателями оценки индивидуальных проектов, структурой и содержанием экспертных листов, заполняемых на защите, требованиями к оформлению индивидуального проекта, предоставление им индивидуальных проектов для оценивания и при необходимости – консультирование.
В выступлении необходимо дать аннотацию (краткое описание):
а) проблема, определившая тему проекта;
б) цель, которая ставилась в начале работы над проектом;
в) задачи, которые решались для достижения цели;
г) новые знания и умения, полученные в процессе работы;
д) трудности работы над проектом и его продуктом и способы их преодоления;
е) соответствие полученного результата цели.
В процессе защиты можно использовать заранее подготовленный наглядный материал.
Требования к изложению материала:
а) изложение материала должно быть точным, ясно выражать мысль автора;
б) изложение материала должно быть логичным, т.е. последовательным и не противоречащим самому себе;
в) изложение материала должно быть грамотным, соответствовать нормам литературного языка.
Выступление на защите должно показать, как глубоко осмыслена тема, в какой мере самостоятельным получилось исследование, насколько широки познания авторов проекта по предмету.
После выступления авторам задают вопросы по теме проекта или непосредственно связанные с ней.
Ø обобщает и резюмирует полученные результаты;
Ø подводит итоги обучения;
Ø оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
Ø акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.
Ø понимание проблемы, цели и задач;
Ø умение планировать и осуществлять работу;
Ø найденный способ решения проблемы;
Ø рефлексию деятельности и результата;
Ø дают взаимооценку деятельности и ее результативности.
Педагогам в ходе включения обучающихся в процесс самостоятельной проектной деятельности необходимо учитывать следующие принципиальные требования к организации и реализации индивидуального проекта, отражающие его специфику :
1. Тема проекта определяется в соответствии с интересами и индивидуальными особенностями личности обучающегося (личностные, познавательные УУД).
2. Формируется чувство персональной ответственности, требуется большая самостоятельность, дисциплинированность, организованность, инициативность (личностные УУД).
3. Возможность продвижения к результату в индивидуальном темпе (регулятивные УУД).
4. Приобретение опыта работы на всех этапах выполнения проекта (познавательные, регулятивные УУД).
5. Формируются навыки индивидуальной работы (регулятивные УУД).
6. Уверенность опирается на личное мнение и мнение руководителя проекта (личностные УУД).
7. Создаются условия проявления и формирования основных черт творческой личности (личностные УУД).
8. Деятельность носит социальную направленность (личностные, познавательные УУД).
На данном этапе целесообразно наличие у обучающегося документации, отражающей логику проектирования: сроки работы над проектом, «контрольные точки» для представления промежуточных результатов, а также самооценку этапов работы над проектом.
Для обучающегося это может быть:
— план-график реализации проекта;
— дневник проекта (папка с разделами, соответствующими этапам работы над проектом, содержащая информацию проблеме, теме, цели и задачах проекта, сроках, планируемых действиях, требованиях к конечному «продукту» конкретного этапа и т.д.);
— портфолио проекта (содержит ту же информацию, что и дневник проекта, а также материалы для самооценки обучающегося)
Кроме того, у обучающегося должны быть показатели и критерии оценивания индивидуального проекта на защите.
Этапы совместной работы куратора (руководителя) и обучающегося
над индивидуальным проектом
1 этап – погружение в проблему
2 этап – организация деятельности
3 этап – осуществление деятельности
4 этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.
Работа с проектом: этапы, особенности и артефакты
Начинаем серию статей для быстрого погружения в проджект-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь первый урок в текстовом виде — для тех, кому удобнее читать.
Этапы проекта
Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.
Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.
Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.
Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.
Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.
Проектные артефакты
Артефакты проекта — это физические носители информации, которые подтверждают договорённости и позволяют всем членам команды следить за ходом проекта. Например, договор, коммерческое предложение, техническое задание, сопроводительные документы, исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, файлы с данными и справочной информацией. При этом универсального набора артефактов не существует — на каждом проекте он свой.
Рассмотрим, как распределяются артефакты на каждом из этапов проекта. При этом от проекта к проекту набор будет немного разным.
Инициализация: техническое задание, коммерческое предложение, договор и приложение к нему, дополнительное соглашение.
Планирование: план проекта, дорожная карта, точки сверки и ресурсный план.
Реализация: акт сдачи-приёмки работ, замечания и доработки.
Завершение: инструкция по работе, обучение, акт сдачи-приёмки работ.
Так могут выглядеть основные артефакты по IT-проекту:
Сбор артефактов
Проджект-менеджер собирает артефакты проекта во время согласования требований с заказчиком и уточнения деталей — лучше показаться дотошным и избежать недоразумений, чем поскромничать и недопонять клиента.
Проджект обсуждает требования с командой, чтобы быть уверенным, что каждый понял свою задачу и выполнит работу корректно. Это ещё один этап, на котором формируются артефакты проекта.
Проджект-менеджер согласовывает результаты с конечными пользователями — это подтверждает, что команда делает именно то, что нужно заказчику.
Результаты каждой встречи фиксируются — это позволяет избегать многих неприятных ситуаций. Например, если заказчик попросит разработать новую фичу, которая не была прописана в изначальном техническом задании, — будет возможность обсудить условия дополнительной оплаты и новые сроки. Клиент не сможет сказать, что он говорил о ней ранее и вы обещали реализовать её в рамках стандартной оплаты. Также это не позволит заказчику выставить одни требования, а затем сказать: «Я видел это совсем иначе». У вас всё зафиксировано!
После встречи проджект рассылает её итоги всем участникам проекта, а клиента просит подтвердить, что он тоже ознакомился с ними. Если он не отвечает, то менеджер не стесняется напомнить о письме.
Виды артефактов
Артефакты делятся на формальные и неформальные.
Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.
Неформальные артефакты — вся остальная информация: итоги переписок, сообщения в мессенджерах, записи с флипчарта, на котором команда фиксирует ход проекта, стикеры с канбан-доски и даже матрица RACI.
Виды заказчиков
Заказчиков принято разделять по двум принципам. Первый — по традиционному объёму документации, который необходимо вести по проекту. Второй — с точки зрения того, как происходит процесс взаимодействия до запуска проекта. В этой классификации выделяют четыре вида заказчиков:
Есть и другая категоризация заказчиков — по ней они могут быть внутренними и внешними. Внутренний заказчик — это смежный отдел. Если GeekBrains закажет IT-решение у отдела разработки, входящего в Mail.ru Group, то станет для него внутренним заказчиком — всё будет происходить в рамках одной компании. Если GeekBrains поставит задачу разработать IT-решение стороннему подрядчику, то выступит для него внешним заказчиком.
Зона ответственности заказчика
Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.
Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.
В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.
По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.
Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:
При этом важно соблюдать основные принципы:
Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!
Начинаем серию статей для быстрого погружения в проджект-менеджмент. Весь курс в видеоформате можно бесплатно пройти на GeekBrains. А здесь первый урок в текстовом виде — для тех, кому удобнее читать.
Этапы проекта
Любой проект состоит из четырёх этапов: инициализации, планирования, реализации и завершения. Рассмотрим каждый подробнее.
Инициализация. Заказчик приходит к проджект-менеджеру с запросом. Менеджер анализирует бизнес-идею (определяет содержание и длительность проекта), разрабатывает проектное задание и выполняет стратегическое планирование.
Планирование. Проджект-менеджер определяет, из каких специалистов будет состоять команда, каковы объёмы проекта, его этапы и контрольные точки для сверки с заказчиком. Также выявляет возможные риски и рассчитывает ресурсы.
Реализация. Проджект помогает команде создать конечный продукт или его часть — для этого отслеживает и контролирует каждый из этапов, решает проблемы, информирует заказчика о ходе проекта и управляет изменениями.
Завершение. Проджект-менеджер сдаёт продукт заказчику, оценивает уровень удовлетворённости клиента и приобретённый опыт. Фиксирует успехи, неудачи и их причины, чтобы стать эффективнее и избежать негативного опыта в будущем.
Проектные артефакты
Артефакты проекта — это физические носители информации, которые подтверждают договорённости и позволяют всем членам команды следить за ходом проекта. Например, договор, коммерческое предложение, техническое задание, сопроводительные документы, исполняемые файлы, исходные тексты, веб-страницы, файлы с данными и справочной информацией. При этом универсального набора артефактов не существует — на каждом проекте он свой.
Рассмотрим, как распределяются артефакты на каждом из этапов проекта. При этом от проекта к проекту набор будет немного разным.
Инициализация: техническое задание, коммерческое предложение, договор и приложение к нему, дополнительное соглашение.
Планирование: план проекта, дорожная карта, точки сверки и ресурсный план.
Реализация: акт сдачи-приёмки работ, замечания и доработки.
Завершение: инструкция по работе, обучение, акт сдачи-приёмки работ.
Так могут выглядеть основные артефакты по IT-проекту:
Сбор артефактов
Проджект-менеджер собирает артефакты проекта во время согласования требований с заказчиком и уточнения деталей — лучше показаться дотошным и избежать недоразумений, чем поскромничать и недопонять клиента.
Проджект обсуждает требования с командой, чтобы быть уверенным, что каждый понял свою задачу и выполнит работу корректно. Это ещё один этап, на котором формируются артефакты проекта.
Проджект-менеджер согласовывает результаты с конечными пользователями — это подтверждает, что команда делает именно то, что нужно заказчику.
Результаты каждой встречи фиксируются — это позволяет избегать многих неприятных ситуаций. Например, если заказчик попросит разработать новую фичу, которая не была прописана в изначальном техническом задании, — будет возможность обсудить условия дополнительной оплаты и новые сроки. Клиент не сможет сказать, что он говорил о ней ранее и вы обещали реализовать её в рамках стандартной оплаты. Также это не позволит заказчику выставить одни требования, а затем сказать: «Я видел это совсем иначе». У вас всё зафиксировано!
После встречи проджект рассылает её итоги всем участникам проекта, а клиента просит подтвердить, что он тоже ознакомился с ними. Если он не отвечает, то менеджер не стесняется напомнить о письме.
Виды артефактов
Артефакты делятся на формальные и неформальные.
Формальные — обязательные, прописанные в договоре, на которых стоят реквизиты заказчика и исполнителя. Также к формальным артефактам относится документация и элементы, которые указаны в официальных документах. Если в договоре написано, что исполнитель обязан предоставить результаты исследования, то они будут формальным артефактом.
Неформальные артефакты — вся остальная информация: итоги переписок, сообщения в мессенджерах, записи с флипчарта, на котором команда фиксирует ход проекта, стикеры с канбан-доски и даже матрица RACI.
Виды заказчиков
Заказчиков принято разделять по двум принципам. Первый — по традиционному объёму документации, который необходимо вести по проекту. Второй — с точки зрения того, как происходит процесс взаимодействия до запуска проекта. В этой классификации выделяют четыре вида заказчиков:
Есть и другая категоризация заказчиков — по ней они могут быть внутренними и внешними. Внутренний заказчик — это смежный отдел. Если GeekBrains закажет IT-решение у отдела разработки, входящего в Mail.ru Group, то станет для него внутренним заказчиком — всё будет происходить в рамках одной компании. Если GeekBrains поставит задачу разработать IT-решение стороннему подрядчику, то выступит для него внешним заказчиком.
Зона ответственности заказчика
Работая в любом проекте, нужно понимать, к кому и с каким вопросом обращаться: что может решить заказчик, что руководитель, а когда стоит получить больше информации от команды. Чтобы не растеряться в самый неподходящий момент, на старте нужно распределить зоны ответственности. Один из классических инструментов для этого — матрица RACI.
Матрица RACI — это таблица, в которой проджект-менеджер по горизонтали вписывает зоны ответственности, а по вертикали — исполнителей и другие действующие лица на проекте (заказчиков, членов команды, подрядчиков). Этот инструмент помогает распределить ответственность ещё на этапах инициализации и планирования проекта.
В матрице выделяется четыре зоны ответственности: R — responsible (исполняет), A — accountable (несёт ответственность) C — consult before doing (консультирует до исполнения), I — inform after doing (оповещает после исполнения). Рассмотрим это на примере.
По горизонтали прописаны зоны ответственности, а по вертикали — действующие лица. Анна разрабатывает устав, а Бен несёт ответственность за выполнение этой задачи. Если у кого-то из членов команды появится вопрос про устав, он сразу поймёт, к кому обратиться.
Чтобы составить матрицу RACI, нужно выполнить следующие шаги:
При этом важно соблюдать основные принципы:
Удержать все эти вещи в голове непросто, но благодаря практике можно стать эффективным проджект-менеджером. Попробуйте начать свой путь в профессии с бесплатного курса GeekBrains. Желаем удачи!