Что значит создал бог человека по образу и подобию своему

Человек — образ Божий

Человек создан по образу и подобию Божию. После того как Господь сотворил небо, землю, весь растительный и животный мир, Он создает Свое высшее творение — человека. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). И далее в Библии говорится: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт 2, 7; выделено нами. — Авт.).

В каждом из нас есть искра Божества, образ Божий, бессмертное начало, дыхание жизни, которое Господь вдохнул в человека при творении. Образ Божий в человеке, во-первых, в бессмертии души, в ее духовности, потому что Бог Сам есть всесовершенный, абсолютный Дух; во-вторых, в разуме (способности мыслить, осознавать себя личностью и познавать Бога); в-третьих, в способности к творчеству (Бог — Творец, и Он наделил нас способностью творить); и, в-четвертых, в свободе воли. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор 3, 17).

Бог дал нам дар любви, возможность любить, потому что Сам Он есть всесовершенная Любовь. В любом человеке есть образ Божий, можно сказать, что человек — это живая икона Бога, и мы должны видеть этот образ в каждом человеке, уважать и любить людей.

Человек трехсоставен: состоит из духа, души и тела.

Дух — это высшее, духовное, Божественное начало в нас. В нем есть образ Божий. Духу присущи духовные свойства и устремления в человеке. Человек отличается от животных тем, что в нем есть высшее, Божественное, бессмертное начало.

Тело — это то, что роднит нас со всем животным миром. Оно взято из праха земного, у него тот же химический состав, что и у всей живой природы. Тело — вместилище естественных инстинктов, потребностей и желаний.

И, наконец, душа. Это некое связующее начало между духом и плотью. Душа отвечает за чувства, эмоции, переживания и стремления в человеке. Если человек ведет духовную жизнь, стремится к Богу, вся его природа — и душа, и тело — начинает подчиняться духу, одухотворяться; если же, наоборот, человек не помышляет о высшем, духовном, живет телесно-органическими потребностями, дух и душа начинают подчиняться, служить плоти.

Наше тело нуждается в том, чтобы мы заботились о нем: питали, одевали, оберегали его от опасностей, если надо — лечили. Однако больше всего человек должен заботиться о состоянии духа: ведь он выше тела. Как заботиться? Жить так, как говорит нам Господь, то есть по заповедям Его, любить Бога и людей и, конечно, молиться Богу. Молясь Богу, мы общаемся с Ним, приближаемся к Нему и получаем от Него Божественную благодать, духовную энергию, которая питает нашу душу.

Что значит создал бог человека по образу и подобию своему. Смотреть фото Что значит создал бог человека по образу и подобию своему. Смотреть картинку Что значит создал бог человека по образу и подобию своему. Картинка про Что значит создал бог человека по образу и подобию своему. Фото Что значит создал бог человека по образу и подобию своему

Чтобы дух в нас был здоровый, нужно прежде всего регулярно приступать к Таинствам: исповеди, причастию. В Таинстве исповеди мы раскаиваемся перед Богом в наших грехах, просим у Него прощения и очищаемся от них, а в Таинстве причащения соединяемся с Самим Богом, принимая в себя Святые Дары. Таинство причащения питает и исцеляет наше духовное и телесное естество.

Источник

Что значит создал бог человека по образу и подобию своему

Что значит создал бог человека по образу и подобию своему. Смотреть фото Что значит создал бог человека по образу и подобию своему. Смотреть картинку Что значит создал бог человека по образу и подобию своему. Картинка про Что значит создал бог человека по образу и подобию своему. Фото Что значит создал бог человека по образу и подобию своему

Что значит, что человек создан по образу Божьему (Бытие 1:26-27)?

В последний день творения Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Бытие 1:26). Таким образом, Он закончил Свою работу «личной подписью». Бог сформировал человека из пыли и дал ему жизнь, поделившись Своим собственным дыханием (Бытие 2:7). В связи с этим человек уникален среди всех Божьих творений, имея как материальную (тело), так и нематериальную (душа/дух) составляющие.

Быть «образом» или «подобием» Божьим в самых простых понятиях значит, что мы были созданы, чтобы походить на Бога. Адам не походил на Бога в том смысле, что Бог имеет тело и кровь. Священное Писание говорит, что «Бог есть дух» (Иоанна 4:24) и, таким образом, существует без тела. Тем не менее, тело Адама отражало жизнь Бога тем, что оно обладало безупречным здоровьем и не подлежало смерти.

Образ Бога относится к нематериальной части человека. Это ставит человека отдельно от животного мира, готовя его для владычества, предусмотренного Богом (Бытие 1:28), и дает ему возможность поддерживать связь со своим Создателем. Это сходство умственное, моральное и социальное.

Умственное сходство – потому что человек был создан как рациональная, волевая личность, другими словами – человек может рассуждать, и может выбирать. Это отображение Божьего интеллекта и свободы. Всякий раз, когда кто-то изобретает машину, пишет книгу, рисует пейзаж, наслаждается симфонией, подсчитывает сумму или дает имя домашнему любимцу, он подтверждает факт, что мы были созданы по образу Божьему.

Моральное сходство – человек был создан в праведности и безупречной невинности, отражая Божью святость. Бог видел все, что Он сделал (включая человечество) и сказал, что это «хорошо весьма» (Бытие 1:31). Наша совесть, или «моральный компас», является следом того начального состояния. Когда кто-либо пишет закон, отказывается от зла, хвалит доброе поведение или чувствует себя виновным, он подтверждает тот факт, что мы были созданы по подобию самого Бога.

Сходство социальное – человек был создан для общения. Это отображает Божественную триединую природу и Его любовь. В Эдеме человек в первую очередь общался с Богом (в Бытие 3:8 предполагается общение с Богом), и Бог создал первую женщину, потому что «не хорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Каждый раз, когда кто-то женится, знакомится, обнимает ребенка или посещает церковь, он демонстрирует факт нашего создания по образу Божьему.

Будучи созданным по Божьему подобию, Адам также имел способность делать свободный выбор. Хотя ему была дана праведная натура, Адам сделал неверный выбор, восстав против своего Творца. Сделав так, он исказил Божий образ в себе, и он передал это всем своим детям, включая нас (Римлянам 5:12). Сегодня мы все еще несем в себе образ Божий (Иакова 3:9), но мы также несем шрамы греха. Это проявляется умственно, морально, социально и физически.

Хорошая новость в том, что, когда Бог искупает человека, Он начинает воссоздавать Свой первоначальный образ, творя «…нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Ефесянам 4:24; см. также Колоссянам 3:10).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

О сотворении Адама по образу и подобию Божию

Выдержка седь­мой главы из книги «Пра­во­слав­ное учение о Сотво­ре­нии и теория эво­лю­ции»

про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Буфеев

1. Образ и подо­бие

Ника­кое из сотво­рен­ных Богом существ, кроме чело­века, не почтено честью иметь образ и подо­бие Божие. Не есте­ствен­ная при­чина – зача­тие и рож­де­ние – а сверхъ­есте­ствен­ная, име­ну­е­мая Пред­веч­ным Божиим сове­том, послу­жила появ­ле­нию Адама: И рече Бог: сотво­рим чело­века (אדם) по образу Нашему и по подо­бию (по-еврей­ски – בצלמנו כדמותנו, бэцальм­эну кид­мут­эну; в сино­даль­ном пере­воде, по образу Нашему и по подо­бию Нашему) ( Быт.1:26 ).

Не только перст­ный Адам, но и все после­ду­ю­щие роды пра­отца уна­сле­до­вали его при­роду (хотя и повре­жден­ную гре­хо­па­де­нием, но име­ю­щую образ и подо­бие пер­во­здан­ного чело­века): Поживе же Адам лет двесте три­де­сятъ и роди сына по виду своему и по образу своему (по-еврей­ски – בדמותו כצלמו, бид­муто кэцальмо; в сино­даль­ном пере­воде: по подо­бию своему, по образу своему), и нарече имя ему Сиф ( Быт.5:3 ).

Так, образ Божий, вос­при­ня­тый изна­чально Адамом при его сотво­ре­нии, живет поныне во всех его потом­ках.

При заклю­че­нии Завета с Ноем Бог дает обе­то­ва­ние в том, что взыщет со вся­кого убийцы (зверя или чело­века) кровь чело­ве­че­скую, яко во образ Божий сотво­рих чело­века (в сино­даль­ном пере­воде: ибо чело­век создан по образу Божию) ( Быт.9:6 ).

Так, образ Божий сохра­нился в сынах Ада­мо­вых и после Потопа. В Свя­щен­ном Писа­нии эта мысль нахо­дит неод­но­крат­ное под­твер­жде­ние.

В Ветхом Завете: Яко Бог созда чело­века в неис­тле­ние и во образ подо­бия Своего сотвори его ( Прем.2:23 ).

В Новом Завете апо­стол упо­ми­нает чело­веки, бывшыя по подо­бию Божию ( Иак.3:9 ).

Как отме­чают неко­то­рые ком­мен­та­торы 188, еврей­ское слово דמות (дмут,«подо­бие») явля­ется одно­ко­рен­ным со словом אדם (адам). Это поз­во­ляет сде­лать вывод о том, что бого­по­до­бие явля­ется изна­чаль­ным отли­чи­тель­ным свой­ством, при­су­щим чело­веку при его сотво­ре­нии. Можно даже ска­зать, что наре­че­ние чело­века Адамом озна­чает сви­де­тель­ство о суще­ство­ва­нии у него подо­бия Божьего. Потеря подо­бия (דמות) при­во­дит к уни­что­же­нию чело­века, истреб­ле­нию в нем духов­ного начала.

Чело­век (אדם, адам) нахо­дится как бы в про­ме­жу­точ­ном поло­же­нии между род­ствен­ными ему состо­я­ни­ями: снизу – земля (אדמה, адама); сверху – образ Божий (דמות, дмут). Каждый чело­век тяго­теет к одному из этих полю­сов.

Евха­ри­сти­че­ский канон Литур­гии Васи­лия Вели­кого содер­жит слова: «…создав бо чело­века, персть взем от земли, и обра­зом Твоим, Боже, почет, поло­жил еси его в Раи сла­до­сти…»141.

Пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние в точ­но­сти отра­жает биб­лей­ское учение о созда­нии чело­века по образу Творца.

Пост­ная Триодь [159, ч. 1]:

Цвет­ная Триодь 160:

…при­бе­гает (сле­по­рож­ден­ный) к Све­то­да­телю, от Негоже при­ем­лет свет зрети, и очима своима видети Творца, по подо­бию твоему, и по образу создав­шаго есте­ство чело­ве­че­ское от земли первее… (поне­дель­ник 6‑й сед­мицы по Пасхе, 2‑я сти­хира сти­ховна на утрени)

По образу и по подо­бию, истлевша пре­ступ­ле­нием (то есть Адама) видев Иисус, при­к­ло­нив небеса сниде, и все­лися во утробу дев­ствен­ную неиз­менно, да в ней истлев­шаго Адама обно­вит, зовуща: слава явле­нию Твоему, Изба­ви­телю мой и Боже. (Рож­де­ство Хри­стово, 4‑я сти­хира на литии)

Егда в начале Адама создал еси Гос­поди, тогда Слову Твоему Ипо­стас­ному возо­пил еси Бла­го­у­тробне: сотво­рим по Нашему подо­бию, Дух же Святый сопри­сут­ство­ваше Соде­тель. Темже вопием Ти: Творче Боже наш, слава Тебе. (глас 2, седа­лен на полу­нощ­нице)

Созда­вый по образу Твоему, Чело­ве­ко­любче, чело­века, и умерщ­влена грехом пре­ступ­ле­ния ради, рас­пенся на лобнем, спасл еси. (глас 3, канон кре­сто­вос­кре­сен, песнь 4, тро­парь 1)

Ника­кое другое созда­ние, кроме чело­века, не полу­чило от Творца дыха­ние жизни: И созда Бог чело­века, персть взем от земли, и вдуну в лице его дыха­ние жизни; и бысть чело­век в душу живу ( Быт.2:7 ). Чело­век при Сотво­ре­нии полу­чил от Бога особый дар, кото­рого не полу­чил никто из иных созда­ний.

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Чело­ве­ко­лю­бию Божию угодно было создан­ного из земли чело­века сде­лать обла­да­те­лем разум­ной души, бла­го­даря чему это живое суще­ство ока­за­лось пре­вос­ход­ным и совер­шен­ным. И вдунул, гово­рит Моисей, в лице его дыха­ние жизни. То есть вду­но­ве­ние сооб­щило создан­ному из земли жиз­нен­ную силу, и так обра­зо­ва­лось суще­ство души. Потому Моисей и при­ба­вил: и стал чело­век душею живою. Приняв вду­но­ве­ние, дыха­ние жизни, создан­ный из праха стал душею живою. Что значит: душею живою? Душею дей­ству­ю­щей, для кото­рой члены тела – как орудия ее дей­ствий, послуш­ные ее воле» [цит. по: 9, с. 64].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Из види­мого и неви­ди­мого есте­ства Бог Своими руками сотво­рил чело­века по образу Своему и по подо­бию; из земли Он обра­зо­вал тело, а душу сло­вес­ную и разум­ную сооб­щил чело­веку Своим вду­но­ве­нием» [цит. по: 92, с. 428].

Святые рав­ноап­о­столь­ные Кирилл и Мефо­дий: «Фило­со­фия – есть разу­ме­ние боже­ских и чело­ве­че­ских дел, кото­рое учит чело­века чрез доб­ро­де­тель, насколько воз­можно, при­бли­жаться к Богу, сотво­рив­шему чело­векапо Своему образу и подо­бию» [46, с. 330] (11 мая).

Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов учил, что чело­века Бог «создал Соб­ствен­ными Своими неви­ди­мыми руками по образу и подо­бию Своему» [139, с. 73].

Цер­ков­ное учение о созда­нии чело­века по образу и подо­бию Божию было в хри­сти­ан­стве изна­чаль­ным и обще­рас­про­стра­нен­ным. В част­но­сти, его испо­ве­до­вали многие муче­ники, стра­дав­шие за веру.

Муче­ники Евстра­тий, Авк­сен­тий, Евге­ний, Мар­да­рий и Орест: «Когда же Бог привел мир в поря­док и пре­крас­ное бытие, создав его не из суще­ство­вав­шей уже ранее мате­рии, но при­ведя к бытию из небы­тия, то Он сотво­рил чело­века по образу Своему и по подо­бию» [46, с. 373] (13 декабря).

Муче­ники Спев­сипп, Елев­сипп, Мелев­сипп: «Он бла­го­во­лил создать по образу Своему и подо­бию чело­века и укра­сил его особым даром пре­муд­ро­сти, веде­ния и разума, чтобы он усердно искал Гос­пода – Вла­дыку всех тварей и не обна­ру­жи­вал непо­чте­ния к Нему чрез пре­не­бре­же­ние позна­нием Его» [46, с. 35] (16 января).

Пре­по­доб­но­му­че­ница Евдо­кия услы­шала от ангела: «Вели­кая радость бывает на небе в ангель­ском лике всякий раз, как какой-нибудь греш­ник обра­ща­ется к чистому свету пока­я­ния, ибо Бог, Отец всех, не хочет, чтобы погибла душа чело­ве­че­ская, кото­рую Он издревле Своими пре­чи­стыми руками создал по подо­бию Своего образа» [46, с. 19] (1 марта).

Муче­ник Дула: «Сей Бог наш вна­чале создал чело­века и почтил его Своим обра­зом, вдох­нув в него дух жизни, и посе­лил его в Раю» [46, с. 331] (15 июня).

Муче­ник Иакинф испо­ве­до­вал «Бога истин­ного, сотво­рив­шего небо, землю, море и все, что в них, даро­вав­шего людям све­тила небес­ные и создав­шего по Своему образу чело­века» [46, с. 42] (3 июля).

Боль­шин­ство учи­те­лей Церкви счи­тают, что раз­ница между обра­зом и подо­бием Божиим в чело­веке заклю­ча­ется в сле­ду­ю­щем.

Образ есть дан­ность, полу­чен­ная от Бога, дар, харак­тер­ная и неотъ­ем­ле­мая часть ада­мо­вой при­роды. Чело­век, сотво­рен­ный по образу Божию, пред­став­ляет собой как бы живую икону Бога. Нали­чие образа Божия в чело­веке отли­чает его от всех осталь­ных тварей.

Подо­бие же Божие в чело­веке – это воз­мож­ность раз­вить свой име­ю­щийся образ до пре­по­до­бия, совер­шен­ства. К этому непре­стан­ному усо­вер­шен­ство­ва­нию был при­зван Адам (и при­званы все мы). Бого­по­до­бие – это цель жизни, итог подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­сти святых. К бого­по­до­бию при­зы­вает нас Творец, когда гово­рит: Яко Аз есмь Гос­подь Бог ваш, и да освя­ти­теся и будете святи яко свят есмь Аз Гос­подь Бог ваш ( Лев.11:44 ).

Цер­ков­но­сла­вян­ское слово пре­по­доб­ный озна­чает «святой». Этим эпи­те­том издревле име­но­вали людей бого­угод­ной аске­ти­че­ской жизни, по пре­иму­ще­ству мона­хов, за кото­рыми наиме­но­ва­ние «пре­по­доб­ный» закре­пи­лось как форма свя­то­сти. В этом смысле ста­но­вится понят­ным призыв апо­стола: Подобни мне бывайте, якоже аз Христу ( 1Кор.4:16 ). Сле­дует под­ра­жать святым в их стрем­ле­нии к рас­кры­тию в себе бого­по­до­бия, поскольку они стали пре­по­доб­ными, под­ра­жая (упо­доб­ля­ясь) Христу.

Чело­век – венец миро­зда­ния; весь мир сотво­рен ради него. И в этой мысли нет губи­тель­ной гор­до­сти и само­обо­льще­ния, ибо речь идет не о личных досто­ин­ствах и заслу­гах какого-либо чело­века, а о нашем вели­ком пред­на­зна­че­нии – стать подоб­ными Богу: Яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небе­сех ( Мф.5:45 ).

В рус­ском и сла­вян­ском пере­во­дах Книги Бытия при­выч­ным стало выра­же­ние:Сотво­рим чело­века по образу Нашему и по подо­бию Нашему ( Быт.1:26 ) – с пред­ло­гом «по» перед обоими сло­вами. В еврей­ском же тексте Библии перед сло­вами «образ» и «подо­бие» стоит не оди­на­ко­вый пред­лог «по», но раз­лич­ные пре­фиксы: перед «обра­зом» – בּ (бэ, име­ю­щий зна­че­ние «в»), перед «подо­бием» – כּ (ки, име­ю­щий зна­че­ние «как», «как бы»). В итоге бук­валь­ный смысл выра­же­ния בצלמנו כדמותנו (бэцальм­эну кид­мут­эну) может быть пере­ве­ден так: «в образе Нашем и как бы по подо­бию Нашему». Так, слова «образ» и «подо­бие» здесь явля­ются даже не одно­род­ными чле­нами пред­ло­же­ния.

О срав­не­нии в чело­веке образа и подо­бия писали многие святые Отцы.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: «Первое (по образу) мы имеем по сотво­ре­нию, а послед­нее (по подо­бию) мы сами совер­шаем по про­из­во­ле­нию. Быть по образу Божию свой­ственно нам по пер­вому нашему сотво­ре­нию; но сде­латься по подо­бию Божию зави­сит от нашей воли. И это зави­ся­щее от нашей воли суще­ствует в нас только в воз­мож­но­сти; при­об­ре­та­ется же нами на самом деле посред­ством нашей дея­тель­но­сти» [цит. по: 92, с. 456].

Пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин: «Словом – по образу, озна­ча­ется сила ума и сила сво­боды, а словом – по подо­бию, упо­доб­ле­ние Богу в доб­ро­де­тели, сколько это воз­можно» [цит. по: 92, с. 455].

Пре­по­доб­ный Диадох Фоти­кий­ский: «Все мы, люди, созданы по образу Божию. Быть же по подо­бию Божию есть при­над­леж­ность только тех, кото­рые по вели­кой любви сво­боду свою пора­бо­тили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвер­га­емся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви Своей при­ми­рил нас с собою – чего никто не может достиг­нуть, если не убедит душу свою не увле­каться пре­ле­стями жизни само­до­воль­ной и само­угод­ли­вой» [«Сто глав о духов­ном совер­шен­стве», цит. по: 9, с. 40].

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский: «Образ Божий есть и в невер­ного чело­века душе, подо­бие же токмо в хри­сти­а­нине доб­ро­де­тель­ном; и егда согре­шает смертне хри­сти­а­нин, тогда подо­бия токмо лиша­ется Божия, а не образа. И аще в муку вечную осу­дится: образ Божий той же в нем вовеки, подо­бие же уже быти не может» [цит. по: 92, с. 457].

Сле­дует уточ­нить: Свя­щен­ное Писа­ние утвер­ждает, что чело­век сотво­рен по образу, но не по подо­бию: И сотвори Бог чело­века, по образу Божию сотвори Его ( Быт.1:27 ). Подо­бие же Божие в нас рас­кры­ва­ется как благая воз­мож­ность, как призыв к его дости­же­нию, как при­зва­ние чело­века и спа­си­тель­ная цель жизни.

Трудно пред­ста­вить себе, как с пози­ций эво­лю­ци­о­низма можно трак­то­вать нали­чие образа Божи­его в чело­веке. Неужели образ Божий некий дости­жи­мый уро­вень, и всякая обе­зьяна, стоит ей только поста­раться, имеет шанс достичь этого каче­ства? Если образ Божий так легко досту­пен, что его можно достичь путем эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия, значит Бог – цели­ком при­над­ле­жит этому миру, а не явля­ется его Созда­те­лем. Такой эво­лю­ци­о­нист­ский «Бог» и не спо­со­бен даро­вать никому цар­ское досто­ин­ство.

Архи­манд­рит Платон (Игум­нов) отме­чает, что стрем­ле­ние лич­но­сти к дости­же­нию пол­ноты – основ­ное пред­на­зна­че­ние чело­века. В основе его – про­цесс рас­кры­тия им своей духов­ной и нрав­ствен­ной ода­рен­но­сти. При этом вос­хож­де­ние чело­века на новые сту­пени бытия есть не эво­лю­ция и не про­гресс, а «мета­мор­фоза» и «пре­об­ра­же­ние».

2. О цар­ствен­ном досто­ин­стве чело­века

Боль­шин­ство святых Отцов пони­мает образ Божий в чело­веке, прежде всего как власть, полу­чен­ную пра­от­цем от Творца.

Еще прежде созда­ния чело­века Бог опре­де­лил ему цель и пред­на­зна­че­ние – вла­ды­че­ство над всеми про­чими тва­рями: Да вла­ды­че­ствуют они ( Быт.1:26 )…

Сказав о сотво­ре­нии создан­ного по образу Божию чело­века ( Быт.1:27 ), Свя­щен­ное Писа­ние сви­де­тель­ствует о бла­го­сло­ве­нии мужа и жены: Ибла­го­слови их Бог, гла­голя: рас­ти­теся и мно­жи­теся, и напол­ните землю, и гос­под­ствуйте ею, и обла­дайте рыбами мор­скими и зверьми, и пти­цами небес­ными, и всеми ско­тами, и всею землею, и всеми гадами пре­смы­ка­ю­щи­мися по земли ( Быт.1:28 ).

Вто­рично бла­го­сло­ве­ние на власть над всякой тварью было дано чело­ве­че­ству после Потопа: И бла­го­слови Бог Ноя и сыны его и рече им: рас­ти­теся и мно­жи­теся, и напол­ните землю и обла­дайте ею; и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех скотех земных, на всех птицах небес­ных и на всех дви­жу­щихся по земли и на всех рыбах мор­ских: в руце вашы вдах я. И всякое дви­жу­ще­еся, еже есть живо, вам будет в снедь ( Быт.9:1-3 ).

Подобно писал псал­мо­пе­вец Давид: Вся поко­рил еси под нозе его: овцы и волы еще же и скоты поль­ския, птицы небес­ныя и рыбы мор­ския ( Пс.8:7-9 ).

Именно каче­ство гос­под­ства и власти (по-сла­вян­ски «обла­да­ния») отли­чает чело­века от прочих созда­ний Божиих. На это ука­зы­вали многие святые Отцы.

Свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский: «И все богат­ство твари, на земле и в море, уже было при­го­тов­лено, но еще не было того, кому вла­деть этим. Ибо не появи­лось еще в мире существ это вели­кое и досто­чест­ное суще­ство, чело­век. Ведь не подо­бало началь­ству­ю­щему явиться раньше под­на­чаль­ных, но сперва при­го­то­вив цар­ство, затем подо­бало при­нять царя. Поэтому Творец всего при­го­то­вил зара­нее как бы цар­ский чертог буду­щему царю: им стала земля, и ост­рова, и море, и небо, напо­до­бие крыши утвер­жден­ное вокруг всего этого, и вся­че­ское богат­ство было при­не­сено в эти чер­тоги. Богат­ством же я назы­ваю всякую тварь, все рас­те­ния и ростки, и все чув­ству­ю­щее, дыша­щее и оду­шев­лен­ное… Поэтому послед­ним из тво­ре­ний введен был чело­век: не потому, что был как несто­я­щий отри­нут в послед­ние, а потому, что был при­зван сразу стать царем под­власт­ного ему» [26, сс. 12–13].

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Чело­век есть пре­вос­ход­ней­шее из всех види­мых живот­ных; для него-то и создано все это: небо, земля, море, солнце, луна, звезды, гады, скоты, все бес­сло­вес­ные живот­ные… Бог сотво­рил чело­века вла­сти­те­лем всего суще­ству­ю­щего на земле» [60, сс. 60, 62].

Свя­ти­тель Амвро­сий Медио­лан­ский, ком­мен­ти­руя биб­лей­ский стих: Да вла­ды­че­ствуют они (люди) над рыбами мор­скими, и над пти­цами небес­ными… и над всеми гадами, пре­смы­ка­ю­щи­мися по земле ( Быт.1:26 ), гово­рит: «Как видишь, Он дал тебе власть трез­вым суж­де­нием раз­ли­чать роды и виды, ибо ты должен судить обо всем. Бог при­звал к тебе все твари, чтобы ты узнал, что твой ум царит надо всем. Почему же ты поже­лал допу­стить к себе и соеди­ниться с тем, что, как видишь, наи­ме­нее подобно тебе?» [цит. по: 9, с. 83].

Пре­по­доб­ный Максим Грек: «Изна­чала Он создал нас по Своему образу и подо­бию; ранее же того нас не было, и мы не про­сили Его об этом, но Сам Он, по неиз­ре­чен­ной Своей бла­го­сти привел все вообще из небы­тия в бытие и после всего бла­го­во­лил создать чело­века по образу Своему и по подо­бию, поста­вил его над всем создан­ным, как бы князем и вла­сте­ли­ном» [94, ч. 1, с. 118].

Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский: «Гос­подь создал види­мый мир и вла­дыку его – пер­вого чело­века – Адама, для кото­рого Он наса­дил рай на востоке. Сюда Гос­подь ввел Адама, пове­лев ему гос­под­ство­вать над всею землею, – зве­рями, ско­тами, гадами, рыбами, пла­ва­ю­щими в морях, и пти­цами, лета­ю­щими под небе­сами» [46, с. 663] (март).

Учение о власти чело­века над Божьим тво­ре­нием испо­ве­до­вали многие муче­ники.

Пре­по­доб­но­му­че­ник Епи­к­тет: «Если дети должны почи­тать плот­ского своего роди­теля, то тем более должны они чтить Того, Кто создал нас по образу и подо­бию Своему, дал нам смысл и разум и поста­вил нас вла­ды­че­ство­вать над тво­ре­ни­ями рук Его» [46, с. 145] (7 июля).

Муче­ник Понтий: «Он создал и небо, и землю, и море со всем, что нахо­дится в них; после всего Он сотво­рил по образу и подо­бию Своему бес­смерт­ного чело­века и под­чи­нил его власти все, что на земле, в море и воз­духе» [46, с. 74] (5 авгу­ста).

Слово Божие гово­рит: И созда Бог еще от земли вся звери селныя и вся птицы небес­ныя, и при­веде я ко Адаму видети, что наре­чет я: и всяко еже аще нарече Адам душу живу, сие имя ему ( Быт.2:19 ).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст в тол­ко­ва­нии на этот стих отме­чает: «И он, видя близ себя зверей, не побе­жал прочь, но как иной гос­по­дин дает имена под­чи­нен­ным ему рабам, так дал имена всем живот­ным… Итак, этого уже довольно бы для дока­за­тель­ства, что звери вна­чале не страшны были чело­веку» [цит. по: 136, с. 482].

Свя­ти­тель при­во­дит и другой аргу­мент, дока­зы­ва­ю­щий изна­чаль­ную власть чело­века над тво­ре­ни­ями и отсут­ствие страха перед живот­ными: «Раз­го­вор змия с женой. Если бы звери страшны были чело­веку, то, увидев змия, жена не оста­но­ви­лась бы, не при­няла бы совета, не раз­го­ва­ри­вала бы с ним с такой без­бо­яз­нен­но­стью, но тотчас бы при виде его ужас­ну­лась и уда­ли­лась. А вот она раз­го­ва­ри­вает, и не стра­шится; страха тогда еще не было» [там же, с. 483].

Цар­ствен­ное досто­ин­ство чело­века, выра­жен­ное в его власти над про­чими тво­ре­ни­ями, невоз­можно рас­смат­ри­вать как резуль­тат борьбы за суще­ство­ва­ние. Оно не есть этап эво­лю­ци­он­ного раз­ви­тия чело­века, но дар Божий. Для того чтобы побе­дить зверей, полез­нее было бы раз­ви­вать силу и лов­кость, а не ум. Поло­же­ние чело­века в иерар­хии живот­ного мира опре­де­ля­ется не его эво­лю­ци­он­ным вос­хож­де­нием по лест­нице борьбы, а его изна­чаль­ным ста­ту­сом царя, полу­чен­ным от Творца.

Конечно, после гре­хо­па­де­ния пра­от­цев все в чело­ве­че­ской при­роде, в том числе и цар­ствен­ное досто­ин­ство людей, весьма повре­ди­лось. Будучи низ­вер­жен из Рая, чело­век поте­рял свое цар­ское досто­ин­ство:

…Иногда царь (неко­гда) сый земных всех созда­ний Божиих, ныне плен­ник явихся от еди­наго без­за­кон­наго совета… [159, ч. 1] (неделя Сыро­пуст­ная, 1‑я сти­хира на хва­ли­тех)

О коли­ких благ ока­ян­ный себе лиших! О какова Цар­ствия отпа­дох страст­ный аз! Богат­ство изну­рив, еже приях запо­ведь пре­сту­пих. Увы мне, страст­ная душе! Огню веч­ному прочее осу­ди­шися. Темже прежде конца возо­пий Христу Богу яко блуд­наго приими мя сына, Боже, и поми­луй мя. [159,ч. 1] (неделя О блуд­ном сыне, сти­хира на Гос­поди, воз­звах, слав­ник)

Для того чтобы вос­ста­но­вить его, необ­хо­димо полу­чить от Бога особую бла­го­дать. С этой целью в таин­стве миро­по­ма­за­ния Цер­ковь испра­ши­вает от Бога бла­го­дат­ную силу буду­щему госу­дарю.

Ни один чело­век не может сам себя про­воз­гла­сить царем, но должен быть кем-то воз­ве­ден в это досто­ин­ство. Пророк Самуил пома­зал на цар­ство сна­чала Саула ( 1Цар.10:1 ), затем Давида ( 1Цар.16:13 ). Так и Адам не вос­хи­тил пер­вен­ство власти на земле, но полу­чил его как бла­го­сло­вен­ный дар.

Между прочим, именно рево­лю­ци­о­неры, среди кото­рых прак­ти­че­ски все были эво­лю­ци­о­ни­сты (как в России, так и в других стра­нах), ока­за­лись глав­ными вра­гами монар­хии. Они отри­цали цар­ствен­ное досто­ин­ство – дар, вос­при­ни­ма­е­мый пома­зан­ни­ками от Бога. В этой связи уместно вспом­нить ана­фе­ма­тизм из чина Тор­же­ства Пра­во­сла­вия:

Помыш­ля­ю­щим, яко пра­во­слав­нии госу­дари воз­во­дятся на пре­столы не по особ­ли­вому о них Божию бла­го­во­ле­нию, и при пома­за­нии даро­ва­ния Свя­таго Духа к про­хож­де­нию вели­каго сего звания в них не изли­ва­ется, и тако дер­за­ю­щим про­тиву их на бунт и измену, Ана­фема [6, с. 419].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *