Что значит современный русский язык 6 класс
30 популярных слов, которые лишь недавно пополнили словарь русского языка
Каршеринг, коворкинг и пост — что еще добавили в орфографический словарь.
Наша жизнь не стоит на месте: развиваются технологии, появляются новые тренды и культурные явления, меняется наш лексикон. Особенно резко это произошло в результате глобализации — процесса XXI века, когда границы между странами стали «стираться», отчего ускорилось слияние культур.
Неудивительно, что русский орфографический словарь регулярно пополняется новыми словами. Теперь мы знаем, что кешбэк и селфи пишутся через е (и никак иначе), а вики — через дефис. В словарь включили и другие популярные сегодня слова вроде дизлайка и репоста.
Что еще появилось в русском словаре за прошедшие три года — читайте ниже.
1. Гикнуться
Согласно определению, гикнуться — значит погибнуть или испортиться.
2. Лоукостер
Если вы часто летаете на самолете, то наверняка не раз слышали это слово. Лоукостер (англ. low cost — низкая цена) — перевозчик с более дешевыми билетами. Самый известный российский лоукостер — авиакомпания «Победа».
3. Фейк
Теперь никаких э — и это официально. Означает что-то поддельное и не соответствующее действительности, вводящее в заблуждение. Кстати, за фейковые новости даже предусмотрены штрафы.
4. Зожник
Тут все очень просто: сегодня так называют тех, кто занимается спортом и придерживается правильного питания. Словом, ведет здоровый образ жизни.
5. Вебинар
Современное образование уже одной ногой в онлайне, а значит, и здесь не обойтись без новых слов. Вебинар (от англ. webinar) — разновидность веб-конференции, презентации и онлайн-встречи.
6. Троллить
Неологизм, который особо популярен в социальных сетях и форумах. Троллить — значит провоцировать других на конфликты и оскорбления, чтобы посмеяться и получить удовольствие.
7. Лайкать
Пришло к нам прямиком из социальных сетей. Значит помечать сообщение (например, в Instagram), комментарий или публикацию с помощью специальной кнопки — like (или нравится), тем самым как бы выражая свое одобрение.
8. Демо
Сокращение от слова «демонстрация». А еще проще — пробная версия, как правило, бесплатная. Часто встречается в компьютерных играх и музыке.
9. Каршеринг
Теперь никаких кАршерингов — ударение строго на е. Так называют краткосрочную аренду автомобиля (car — «машина» + share — «делиться») с поминутной или почасовой оплатой.
10. Коворкинг
От английского co-working — «совместная работа». У этого нового слова несколько значений. Первое — подход к организации труда людей в общем пространстве. А второе — само пространство, в котором собираются сотрудники.
11. Геокешер
Участник игр с поиском тайников. Считайте, это тот, кто ищет и находит заветную бутылку со 100 долларами от «Орла и решки».
12. Груминг
Счастливые обладатели кошек и собак уже знакомы с этим понятием. Пушистых друзей тоже нужно радовать «салонами красоты», где им сделают груминг — все необходимые гигиенические процедуры, включая уход за шерстью, стрижку когтей, чистку глаз и ушей.
13. Дрон
Это беспилотный летательный аппарат. Используется для видеосъемки и фотосессий и, конечно же, для разведки с воздуха.
14. Массмаркет
Продукция, которая рассчитана на массового потребителя. Max Factor, Vivienne Sabo, ТВОЕ, Ostin, Zara — это массмаркет. А вот Chanel, Yves Saint Laurent и Gucci — чистый люкс.
15. Пост
С развитием Интернета и ростом популярности социальных сетей это слово приобрело еще одно значение. Теперь так называют сообщение на любой интернет-площадке или веб-странице — но только не в чате. В общем, это то, что вы выкладываете на обозрение группы лиц.
16. Краудсорсинг
От англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов». Это решение определенной задачи или получение информации и материалов с помощью большого числа людей. Как правило, это происходит через Интернет, и чаще всего — на безвозмездной основе.
17. Подкаст
Это аудиопрограмма, сериал, интервью или блог, которые можно слушать онлайн. Что-то вроде видео на YouTube, но в формате аудио. Жанров — великое множество, так что при желании каждый найдет что-то по своему вкусу. Кстати, приложение Подкасты уже давно есть на всех iPhone.
18. Криптовалюта
Если фраза «майнить крипту» вводит вас в заблуждение, спешим разложить все по полочкам. Криптовалюта — это цифровая платежная система, которая не использует банки для транзакций. Это не физические деньги — их нельзя потрогать или положить в карман, — а цифровые записи, которые описывают конкретные транзакции. А майнинг (от англ. «добывать») — это создание новых структур для функционирования криптовалютных платформ.
19. Ретвит
Это вторичная публикация сообщения (твита), размещенного другим пользователем в Твиттере. Недостаточно просто скопировать и вставить текст — настоящий ретвит содержит ссылку на источник.
20. Санитайзер
Ну куда без него в 2020-м? Это непереводимое название антисептика, антибактериального геля для рук и моющих средств с дезинфицирующим эффектом.
21. Тайм-менеджмент
Если вы постоянно опаздываете и вечно ничего не успеваете — нужно научиться тайм-менеджменту. Или эффективному планированию рабочего времени для максимального достижения целей.
22. Френч (маникюр)
Если раньше френч ассоциировался с курткой, то теперь — только с маникюром. Это популярный и универсальный вариант дизайна ногтей с прозрачно-розовой поверхностью и белой кромкой.
23. Барбершоп
Все очень просто — это парикмахерская для мужчин.
24. Биткоин
Таким словом называют децентрализованную платежную систему — аналог цифрового кошелька и банковского счета, — а также самую известную криптовалюту в мире. Эти цифровые монеты не привязаны к экономике какой-либо страны или центральному банку.
25. Блокчейн
Продолжаем тему цифровых валют: блокчейн — это непрерывная и последовательная цепочка блоков, в которую записывается информация о транзакциях. Суть в том, что данные хранятся на множестве независимых серверов и в случае сбоев или иных проблем сеть все равно будет работать.
26. Батл
Батлом можно назвать любое соревнование или состязание в мастерстве исполнения. Но согласитесь, в сфере рэп-культуры соревнование звучит не так круто. Поэтому только рэп-батл!
27. Хештег
И вновь погрузимся в Интернет. Хештегом называют слово или словосочетание, перед которым следует знак решетки. По хештегам в социальных сетях можно быстро найти пост на интересующую тему.
28. Чайлдфри
Можно сказать, это целая идеология.
Ее придерживаются люди, которые выбирают жизнь без детей, чтобы иметь больше свободного времени и не связывать себя финансовыми и другими обязательствами.
29. Коуч
По-простому — тренер или наставник. Произошло от английского coach. Только не путайте с тренером по плаванию или бегу — коуч помогает клиентам находить ответы внутри самих себя, передавая подопечному весь багаж своих знаний. В общем, он организует процесс так, чтобы человек сам добился желаемой цели.
30. Веган
Согласно русскому орфографическому словарю, говорим только с ударением на а! В отличие от вегетарианцев, веганы едят исключительно растительную пищу.
Русский язык. 6 класс
Конспект урока
Русский язык — один из развитых языков мира. Литературный язык и его нормы
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
1. Представление о русском языке как одном из развитых языков мира;
2. Представление о литературном языке как образце национального языка.
3. Представление о языковой норме.
4. Виды лингвистических словарей и отражение в них норм современного русского языка.
Литературный язык — основная форма существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую; исторически сложившаяся система общеупотребительных языковых средств, прошедших длительную культурную обработку в произведениях мастеров слова, в устном общении образованных носителей национального языка.
Основные виды норм русского литературного языка — орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные нормы.
Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения.
Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями.
Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение.
Орфографические нормы – это правила написания слов.
Пунктуационные нормы – это правила выбора и употребления знаков препинания в предложении.
1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 4-11, 170, 178; 191.
1. Рыбченкова Л. М., Русский язык. 6 класс. В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Загоровская О. В., Нарушевич А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – с. 4 – 11; 159.
Открытые электронные ресурсы:
1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Русский язык – один из самых развитых языков мира. В русском языке богатейший лексический запас, много синонимов, образных выражений, позволяющих выразить точно мысли и чувства. Например, о добром человеке можно сказать, что он добродушный, благодушный, добросердечный, человечный, душевный, сердечный, отзывчивый, добряк (добрячок), душа-человек, человек редкой души.
В русском языке много способов словообразования, он постоянно развивается, пополняется новыми словами, а старые слова выходят из активного употребления.
Русский язык необходимо беречь. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот вклад, это достояние, переданное нашими предшественниками», – писал И. С. Тургенев. Чтобы сохранить нашу языковую культуру, необходимо использовать для устного и письменного общения литературный язык.
Литературный язык – это язык повседневного общения, официально-деловых документов, науки, культуры, художественной литературы. Его отличительная черта – наличие правил, соблюдение которых обязательно для всех членов общества. Правила закреплены (кодифицированы) в справочниках, школьных учебниках, словарях современного русского языка.
При любом общении важно знать орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические нормы литературного языка, который является образцом.
Орфоэпические нормы – это нормы произношения звуков, а также нормы словесного ударения. В русском языке, например, в безударной позиции гласные ослаблены: гласная о в начале слова без ударения или в предударных слогах может произноситься, как а: с[а]бака. Чётко произносятся только те гласные, которые находятся в сильной позиции (под ударением): дом, сок, стол.
Ударение в русском языке разноместное, поэтому возникают трудности с его постановкой. Например, где поставить ударение в слове кухонный? Обратимся к орфоэпическому словарю. В нём можно узнать, на какой слог падает ударение. Ку́хонный – ударение на первый слог.
Лексические нормы – это правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями. Нарушение лексических норм приводит к появлению речевых ошибок. Например, словосочетание пернатые птицы содержит лексическую ошибку, так как прилагательное пернатые уже употребляется в значении птицы. Значение слова можно узнать в Толковом словаре.
Грамматические нормы (морфологические и синтаксические) – это правила изменения слов в потоке речи, знание норм сочетаемости, законов объединения слов в предложение. Например, правильно говорить две ученицы (не двое учениц), оплатить (что?) проезд (не оплатить за проезд). При затруднении необходимо обращаться к грамматическим словарям.
Орфографические нормы – это правила написания слов. Какую букву выбрать в слабой позиции в слове ска(з/с)ка? На помощь приходит орфографическое правило: чтобы не ошибиться в правописании согласной в корне слова, нужно изменить слово или подобрать такое проверочное слово, в котором после проверяемой согласной стоит гласная или согласные л, м, н, р. Проверяем: сказать – сказка, в корне пишем букву з. Как пишется (при)мне: слитно, раздельно или через дефис? Правило гласит: предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. Значит, при мне. При затруднении необходимо обращаться к орфографическому словарю.
Пунктуационные нормы – это правила выбора и употребление знаков препинания в предложении. Например, в предложении «Мы рады тебя видеть, дорогая бабушка!» перед обращением «дорогая бабушка» ставится запятая, а в конце предложения – восклицательный знак, так как по эмоциональной окраске это предложение восклицательное.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
1. Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите слово, в котором ударение поставлено верно.
Правильный ответ: премирова́ть.
2. Подстановка элементов в пропуски в тексте
Вставьте пропущенные слова в текст.
Русский язык – один из развитых языков мира.
В русском языке много способов ______, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются __________ слова, выходят из активного употребления ________.
Пропущенные слова: новые, словообразования, старые.
Правильный ответ. В русском языке много способов словообразования, поэтому язык постоянно пополняется. Русский язык всё время меняется: появляются новые слова, выходят из активного употребления старые.
Конспект урока по родному (русскому) языку в 6 классе по теме «Краткая история русского родного языка.»
Урок 1. Краткая история русского родного языка.
познакомить с возникновением и развитием русского языка;
дать понятие об общеславянской, древнерусской, собственнорусской лексике и старославянизмах;
формировать умение употреблять устаревшие слова в соответствии с их лексическим значением и речевой ситуацией; у.
развитие творческого воображения и мышления;
дополнить материал школьной программы, расширить кругозор учащихся;
совершенствовать лингвистическую, коммуникативную и речевую компетенцию.
воспитание бережного отношения к родному язык.
развитие речи и языкового мышления учащихся.
воспитание интереса к занятиям русским (родным) языком.
научить сопоставлять факты, свободно выражать свои чувства и мысли в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Оборудование: карточки с заданиями для работы по группам, фрагмент художественного фильма «Иван Васильевич меняет профессию», аудиозапись песни «Несе Галя воду», схема «Происхождение русского языка»
I. Вступительное слово учителя.
О создании машины времени человечество мечтало во все времена, ведь людей всегда интересовали тайны прошлого и загадки будущего. Давайте сегодня на уроке представим, что эта заветная мечта стала реальностью. И мы, преодолев пространство и время, можем заглянуть в прошлое и познать истоки русского языка. Чтобы рискнуть отправиться в такое путешествие необходимо быть любознательны человеком, стремящимся к познанию окружающего мира, поэтому первый этап нашего путешествия во времени будет исследовательским.
II. Исследовательская работа
1. Чтение стихотворения о русском языке.
Вопросы для обсуждения:
Как вы думаете, почему именно это стихотворение я выбрала для нашего исследования?
Какими образными средствами пользуется автор, создавая главные образы этого стихотворения?
Постарайтесь объяснить, почему автор сравнивает русский язык с морем, а слово с ключом?
Продолжая наше исследование, давайте обсудим ещё несколько высказываниями великих писателей и поэтов о русском языке. (Каждой группе раздаются карточки с высказывания и заданиями, даётся время на обдумывание и выполнение задания, затем совместное обсуждение выполненных заданий.)
2. Работа в творческих группах
«Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык»
В. Брюсов
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса: Берегите чистоту языка как святыню!
И. С. Тургенев.
Прочитайте высказывание о русском языке.
Определите и обсудите их основную мысль.
Что вас удивило в этих высказываниях и почему?
Согласны ли вы с мнением автора.
Спишите, обозначьте все известные вам орфограммы.
В каком из этих высказываний, говорится об истоках русского языка.
Считаете ли вы вопрос об истории языка важным для его изучения? Почему?
3. Экскурс в прошлое.
С чем знакомит нас эта схема?
Как отражено в схеме формирование русского языка?
Сходство, каких языков вы заметили, рассматривая схему?
Эта схема знакомит нас с индоевропейскими языками, которые являются наиболее крупной языковой семьёй. Она состоит из 10 ветвей. В индоевропейскую семью языков входят такие языки как: английский, французский, немецкий, итальянский, греческий и множество других. Русский язык тоже входит в эту семью и относится к славянской языковой группе.
В современном русском языке много слов унаследованных из индоевропейского языка, это такие исконные слова как: сын, мать, брат, волк, вода, числительное три. Именно поэтому эти слова очень похожи на слова из других языков индоевропейской семьи. Попробуйте это доказать. Приведите примеры.
— Помимо этого из схемы видно, что в истории русского языка можно выделить 3 периода: общеславянский, древнерусский и образование великорусского языка. Давайте поговорим о каждом из этих этапов.
Примеры слов, приведённые в справках, вывешиваются на доске.
Количество слов, унаследованных русским языком из общеславянского языка не велико (по подсчётам учёных, не более двух тысяч), однако, именно эти слова являются ядром современного русского языка. Вот некоторые из этих слов: отец, дочь, внук, отчим, лоб, нос, зима, звезда, вода, век, серебро, песок, лёд, пёс, спать, мыть.
За общеславянским этапом в истории русского языка следует древнерусский этап.
Историческая справка о древнерусском этапе в истории развития русского языка.
5. Лингвистический эксперимент.
Русский, украинский и белорусский языки очень похожи. Если вы хотя бы один раз слышали украинскую или белорусскую речь, вы могли это заметить. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент. Послушайте украинскую народную песню «Несе Галя воду».
Сразу ли вы поняли, о чём идёт речь в этой песне?
Как вам это удалось понять?
Продолжим наш лингвистический эксперимент. Каждая группа получает творческое задание.
Сравните слова трёх языков.
Сделайте самостоятельный вывод из нашего эксперимента.
Наш эксперимент удался. Действительно восточнославянские языки очень близки. Но за древнерусским этапом в истории русского языка следует ещё один.
Историческая справка об образовании великорусского языка русского языка.
Вот некоторые из этих слов:
Сложносокращённые существительные (зарплата, сберкасса);
Большинство предлогов и союзов (вроде,) вследствие, благодаря, чтобы, так как.
Историческая справка о роли старославянского языка в истории развития русского языка.
1. обозначение отвлечённых и научных понятий: благо, великодушие, добродетель
Мы познакомились со всеми этапами истории развития русского языка. Но наше увлекательное путешествие продолжается, и от теории давайте перейдём к практике. (Задания раздаются по группам, индивидуальное задание выполняет учащийся у доски. После выполнения совместное обсуждение).
6. Творческие задания по группам
Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» и из его же поэмы «Евгений Онегин» (они перепечатаны из издания 1887г.)
Возстань, пророкъ. И виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголомъ жги сердца людей!
Зима: Крестьянин, торжествуя,
На дровняхъ обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью какъ нибудь:
Назовите устаревшие слова.
Какую стилистическую окраску они придают?
Найдите в отрывке старославянизмы по известным вам теперь признакам.
Попробуйте заменить старославянизмы современными словами. Что изменилось?
Сравните словосочетания: глаголом жги, проспрягай глагол.
Пользуясь словарём, определите, какими по значению являются слова зодчий и архитектор.
В каких речевых ситуациях уместно употребления этих слов?
Русское слово спутник в 1957 году облетело весь мир и, выйдя за пределы нашего языка, было заимствовано другими языками. Германские газеты писали в то время: «Каждая искусственная луна, совершающая полёт вокруг земли, будет называться и впредь русским словом «Спутник».
При каком условии спутник становится словом иноязычного происхождения?
Сколько лет слову спутник?
Распределите слова в две группы. Объясните, по какому принципу вы это сделали. Вставьте пропущенные буквы. В чём особенность проверки пропущенных орфограмм?
Сокр:щение, ст:р:на, б:р:жок, к:роткий, распростр:нать, вл:ститель, ср:да, наст:р:же, охл:дительный, посер:дине, зл:той, поз:л:тить.
Ребята, все вы видели и помните сюжет фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В нём молодой учёный, так же как и мы, совершает путешествие во времени. Давайте посмотрим небольшой фрагмент из этой картины (тексты с полилогом и заданиями к нему розданы каждой группе).
Иоанн: (кричит режиссёру Якину). Ну, прыщ, живота или смерти? Проси у боярыни!
Якин: (хрипит). Живота:
Зина: Живота! Живота! Пощади его, Великий государь!
Иоанн: Живота? Ну будь по-твоему:
Якин: Паки. Паки. Иже херувиме. Ваше сиятельство, смилуйтесь! Между прочим, вы меня не так поняли.
Иоанн: Как же мне понять тебя, ежели ты ничего не говоришь?
Якин: Языками не владею, ваше благородие.
Иоанн: Жалую тебе шубу с царского плеча.
Зина: (Якину) Благодари! Благодари!
Якин: Вельми понеже. Весьма Вами благодарен.
Якин: (чуть позже). Поелику мы зело на самолёт опаздываем.
Какой приём придаёт иронический оттенок сцене из кинофильма Л Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Найдите в этом отрывке лексику древней Руси, 19 века и современную. Найдите и запишите как можно больше слов, которые появились в 20 веке. Там, где возможно подберите к устаревшим словам синонимы. Найдите обращения. Обсудите, как они менялись со временем. Как сей час, мы обращаемся к незнакомым людям?
III этап (Вперёд в будущее).
Самое интересное, ребята, вас ждёт дома, ведь вы сможете отправиться в будущее. И это путешествие состоится и пройдёт успешно, если вы выполните следующие задания.
Домашнее задание по группам:
1. Роль старославянизмов в современном русском языке.