Что значит современность в музыке 8 класс сочинение
Помогите доклад на тему что такое современность в музыке ЗАРАНЕЕ СПАСИБО
Музыка вдохновляет. Она вызывает в обыкновенном человеке желание творить, желание сделать что-то красивое, совершить что-то хорошее, нужное, полезное, желание улучшить себя, свою жизнь, окружающий мир. «Музыка, — писал Стендаль, — когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть она дает, несомненно, самое яркое счастье…» О том же говорил в своем стихотворении и великий А. С. Пушкин:
Из наслаждений жизни
Одной любви музыка уступает,
Но и любовь — мелодия…
Но все это, на мой взгляд, больше относится к музыке классической. Ведь в музыке, как и в любом искусстве, есть много разновидностей, множество разных направлений и стилей. Музыка делится на классическую и современную, инструментальную и вокальную, хоровое исполнение и т. д. Наверное, можно сказать, что музыка во многом отвечает потребностям века, потребностям эпохи, общества. Я не хочу сказать, что в прошлые времена люди были лучше, духовно богаче, глубже и серьезнее воспринимали окружающую действительность. Но раньше самой музыке отводилась другая роль. Потому и содержание ее, и характер были другими. Для прослушивания музыкальных произведений специально собирались люди, для этого отводились специальные залы, создавалась соответствующая обстановка.
Сейчас же музыка сопутствует нам постоянно: на улице, в кафе, в магазинах, в транспорте. Мы слушаем музыку, делая уроки, убирая в квартире, общаясь с друзьями, гуляя с собакой, принимая ванну… Мы напеваем знакомую легкую мелодию, когда причесываемся перед зеркалом или гладим юбку перед дискотекой. Мы танцуем под музыку на самой дискотеке — причем танцы эти также не похожи на старинные вальсы. Мы иногда даже не задумываемся над словами, над смыслом современных песен — главное, чтобы была легкой и непринужденной мелодия. Трудно представить себе, чтобы кто-то ставил на печку чайник или жарил яичницу под симфонии Бетховена или Чайковского. А вот незамысловатый мотивчик вроде: «Ля-ляля, фа-фа-фа» очень легок в исполнении и довольно быстро способен поднять настроение и отогнать грустные мысли (а иногда — мысли вообще!).
Конечно, есть среди современных музыкальных произведений и довольно серьезные вещи, заставляющие сердце сжиматься или учащенно биться, произведения, которые с первой же ноты погружают в размышления — о любви, о жизни, о судьбе, о дружбе и т. д. Эти произведения вызывают искренние слезы или счастливый восторг. И при этом не важно, отвечает ли содержание песни твоему душевному состоянию или же ты просто проникаешься историей героя. Таким образом, как современная, так и классическая музыка может представать в различных обликах, вызывать различные эмоции. И если это действительно настоящая музыка, а не просто песня-однодневка, то и в прошлые времена, и сегодня она открывает перед нами душу автора, заставляя радоваться, грустить, разочаровываться и верить вместе с ним.
«Я считаю невозможным сочинять музыку, которая не прочувствована мною вполне; это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определенный смысл, как и слова — быть может, еще более определенный», — говорил композитор Ф. Мендельсон.
И если бы все современные композиторы точно так же относились к своему творчеству, современная музыка обладала бы такой же силой воздействия на людей, как классическая. На сегодня это, к сожалению, не так. А может быть, нам в современном мире просто некогда погружаться в мир музыки. Может быть, у нас нет возможности посвящать музыке столько времени, сколько она требует? Может быть, сама жизнь выдвигает требования и диктует свои условия и нам, и искусству? Хорошо это или плохо — наверное, покажет время. А пока — пусть живет музыка! И пусть каждый находит в ней то, что он ищет, то, что ему необходимо именно здесь и именно сейчас
Как мы понимаем современность
Как мы понимаем современность
Содержание:
Художественный материал:
Поэзия:
Музыка:
Живопись:
Характеристика видов деятельности:
Что же такое «современность» в музыке?
Прежде чем ответить на этот вопрос, задумаемся: а в чём вообще состоит понятие современности? Ведь лицо любой эпохи определяют люди, а это значит, что мы, ныне живущее поколение, и являемся представителями нашей современности. Это мы являемся свидетелями новых открытий, подаривших миру видеотехнику и компьютеры, информационные технологии, средства связи и передвижения.
Все произошедшие изменения конечно же очень важны, но как ни удивительным может показаться такое утверждение, каждая эпоха, каждый век точно так же по-своему совершенствовали технические средства и среду обитания. Когда-то этот процесс происходил очень интенсивно, когда-то – замедлялся. Тем не менее прогресс, который теперь мы называем научно-техническим, происходил в жизни всегда. Ведь если бы это было не так, то следовало бы признать, что все современные достижения прогресса взялись ниоткуда, из пустоты.
Таким образом, следует признать, что современность – это звено в цепи никогда не прекращающейся традиции; современность вытекает из прошлого и предопределяет будущее, и в этом её вечный смысл.
Однако, признавая всё это, можно задать вопрос: разве современность только следование старым традициям, разве нет у неё своего собственного лица, своего неповторимого характера?
Отчасти, конечно, этот характер заключается в культе техники, какого не знал ни один предшествующий век. Не случайно технические достижения, притом взятые в самом своём прямом смысле, вошли и в искусство, может быть впервые в истории став одной из его тем.
Так, французский композитор А. Онеггер создал в 1923 году одно из известных своих сочинений – «Пасифик 231».
Несмотря на то что сам Онеггер писал об отсутствии чёткого программного замысла в своём сочинении, но всё же данное им самим название, а также характер музыкального звучания позволяют говорить о своеобразном преломлении в музыке идей промышленного пейзажа.
Примечательно, что музыкальные критики, оценивая это сочинение, старались привнести в его трактовку какие-нибудь поэтические детали, отсутствующие в партитуре. Некоторые описывали движение поезда по безграничным просторам степей (вероятно, желая дополнить промышленный пейзаж дыханием живой природы), некоторые даже пытались вызвать у читателей ассоциации с особыми запахами, которыми веет от широких просторов.
Может быть, эти домыслы были и не вполне серьёзными, но они указывали на «присущее человеку стремление одухотворить мёртвую техническую идею, вдохнуть в неё обаяние природы, запах полей, ощущение простора».
Такое стремление порой обнаруживает себя и в произведениях, авторы которых сознательно ставили задачу воспевания каких-либо сугубо технических достижений прогресса. В первой трети ХХ века подобные темы были исключительно популярны; создавались многочисленные поэмы, оды и даже крупные музыкальные композиции, посвящённые производственной теме (даже великий Шостакович посвятил им свой балет «Болт», созданный в 1931 году).
Однако нередко в подобных произведениях, казалось бы, отрицающих всякую свою связь с сентиментальными чувствами прошлого, возникали странные уподобления именно этим чувствам, как будто новые объекты воспевания нуждались именно в такой, возвышенно-романтической трактовке.
Примером может послужить стихотворение пролетарского поэта Михаила Герасимова «Песнь о железе», написанное в 1917 году. Вот несколько фрагментов из этого стихотворения:
В железе есть осень,
Холодная просинь
В заржавленных ветках сосны,
Есть знойное лето,
Миражем одето,
Горячим цветеньем весны.
Читая стихотворение «Песнь о железе», мы видим, как этот сугубо «технический» автор (в другом своём стихотворении он пренебрежительно противопоставлял «разнеженной» живой природе мужественное дымное небо на заводе и «железные цветы» производства) строка за строкой воспевает нежность, любовь, алые закаты и другие «несовременные» чувства и картины. Разве они не милы его сердцу, если именно эти образы становятся для него высшим аргументом в пользу высокой красоты железа.
Вопросы и задания:
Урок музыки по теме: «Что значит «современность» в музыке?» (Урок-размышление). 8-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 8
магнитофон, диски с произведениями Альбинони, “Машины времени”, “ДДТ”, картины художников разных поколений.
Какой ты в жизни след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет
И косо посмотрели вслед,
Или другой-
На много лет?
(Звучит песня группы “ДДТ” “Это всё, что останется после меня”)
Сегодня у нас последний урок в первой четверти. Обычно на нём мы вспоминаем все произведения, которые слушали на предыдущих уроках, но сегодня мы не только вспомним об этом, но и попробуем поразмыслить над тем, ради чего живёт человек на земле и что в памяти наших знакомых, а может, и малознакомых людей оставит каждый из нас.
Давайте вспомним, как называется тема, над которой мы с вами работали всю четверть?
Помня об этом, думаю, вы понимаете, что композиторы прошлого, с творчеством которых вы познакомились, не памятники истории, а во многом наши современники, потому, что настоящее, высокое искусство вне времени, и я надеюсь, что наш урок поможет вам понять это.
С произведениями каких композиторов вы познакомились? (Ответ)
Они жили и творили очень давно, это вам известно, но почему же они наши современники? (Ответ)
Их музыка рождает в нас глубокие мысли и чувства! И мы с вами продолжаем учиться отличать настоящее большое искусство от плохой музыки, но, конечно же, не надо отказываться от лёгкой развлекательной музыки. Она нужна нам для танцев, отдыха, прогулок. Она, как улыбка, как шутка, как забавный рассказ.
(Зажигается свеча. Учитель исполняет песню “Свеча” А.Макаревича. Идёт разбор песни по исполнительскому плану)
4. Выразительные особенности музыки.
5. Изобразительные особенности музыки.
6. Ваше отношение к произведению.
А можно ли назвать А.Макаревича нашим современником?
(Звучит стихотворение “Вишня” Исаковского)
В ясный полдень на исходе лета
Шёл старик дорогой полевой,
Вырыл вишню полевую где-то
И довольный, нёс её домой.
Он глядел весёлыми глазами
На поля, на дальнюю межу
И подумал: “Дай-ка я на память
У дороги вишню посажу!
Путники в тени её прилягут,
Отдохнут в прохладной тишине,
И отведав сочных, спелых ягод,
Может, статься, вспомнят обо мне.
Билибин “Землепашец” XIX век
Гордиец “Хлеб пекут” XX век
Кугач “В семье” XX век
Дейнека “Первый летун” XX век
Кривоногов “Брестская крепость” XX век
— Так почему они, столь разные, представлены сегодня на нашем уроке? Что их объединяет?
— человек пашет поле, чтобы на нём вырос хлебный колос;
— умелые женские руки пекут хлеб;
— заботливые, любящие матери растят детей;
— крылатый мечтатель пробуждает такие же прекрасные мечты в душах других людей;
— герой, ценою своей жизни отстоявший мир на земле, навсегда останется в благодарной памяти потомков.
Вот так же и в нашей жизни осталось творчество этих и многих других замечательных художников. Значит, не зря они жили на земле!
Итак, запишите тему ваших сочинений “Какой я в жизни след оставлю?” Приглашаю поразмышлять вас…(Звучит музыка, ребята работают).
А теперь я попрошу вас озвучить свои мысли. Мне бы очень хотелось услышать, каким вы представляете свой след в будущем. Прочтите, пожалуйста, самое главное, на ваш взгляд, из сочинений. Поделитесь своими размышлениями. (Ответы).
А теперь мне бы ещё раз хотелось услышать от вас, какую музыку и каких композиторов мы считаем нашими современниками, оставившими след на земле.
Сейчас небольшая музыкальная викторина, которую обычно вы выполняете письменно, но сегодня я попрошу вас ответить мне устно: фрагмент, какого произведения звучит и кто композитор?
Бах “Токката и фуга ре минор”
Бетховен “Соната № 14”
Чайковский “ Симфония №4”(скерцо)
Спасибо за работу на уроке, я благодарна…(Оценка работы учеников).
Перед тем, как сказать вам “до свидания”, я прошу вас прислушаться к словам Юрия Шевчука в песне, которая звучала в начале урока, и к своим совсем маленьким сердечкам, пытаясь понять,- на правильной ли дороге вы стоите?
(В записи звучит стук сердца и ДДТ “Это всё что останется после меня…”)
Презентация по музыке «Современность в музыке»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Современность в музыке
На вопрос о том, что такое современность в музыке, ответить непросто. Конечно, можно сказать, что это композиции, написанные в последние десятилетия. С другой стороны, многое из музыки, которую слушали в конце двадцатого века, уже считается устаревшим И, наоборот, смелые идеи композиторов прежних эпох, как, например, Дебюсси, Прокофьева или Мусоргского, становятся примерами для подражания. Каждая нынешняя субкультура и группы ее фанатов имеют собственную музыку, которую считают современной. Некоторые аналитики полагают, что в такой форме выражается коллективное бессознательное общества. А наиболее сильно социальные настроения выявляются в популярной музыке.
Но какое бы определение мы ни приняли, остаются многие вопросы, на которые трудно ответить. Например, если говорить о том, что такое современность в музыке, остается непонятным, каково здесь место классики. Сейчас очень моден стиль » этно «. Но значит ли это, что песни разных народов, написанные в незапамятные эпохи, могут тоже быть современными? Ведь такие мелодии становятся основой для многих композиций наших дней. И можем ли мы считать людей, которые сочиняли музыку в прошлом, своими современниками?
Если мы проанализируем эти вопросы, то увидим, что искусство, в том числе и то, которое приносит наслаждение нашим ушам, направлено к чувствам и душе. Поэтому многое в хорошей музыке является универсальным. Она воздействует на нас, словно потрясение, может увлечь, побудить действовать, заставить плакать или радоваться. Это значит, что классика и современность в музыке вовсе не являются противоположностями.
Что значит современность в музыке.
Просмотр содержимого документа
«Что значит современность в музыке.»
8 класс I четверть
ЧТО ЗНАЧИТ СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКЕ?
Цель: воспитание патриотизма, нравственности, любви к Родине на примере произведений Л. Бетховена.
проанализировать сочинения композитора, выявить особенности образного строя его произведений,
уметь анализировать музыку прошлого и современности,
помочь осознать ценность совместной деятельности, самовыражения в процессе размышления, слушания и исполнения,
способствовать развитию монологической речи обучающихся.
Музыкальный материал: Л. Бетховен «Соната вроде фантазии №14», «Надежда» сл.Н.Добронравова, муз. А. Пахмутовой.
Дополнительный материал: презентация к уроку; видеоматериал, портрет Л. Бетховена.
I. Организационный момент. Приветствие. Обеспечение мотивации.
Можно ли прожить в современном мире без музыки?
Какая музыка звучит?
Беседа. Современная музыка, современность, современники…
Мы – современники? (живём в современном мире). Все мы – разные: по внешности, вкусам, представлениям о жизни. Каждый человек происходящие события воспринимает по-своему. У каждого из нас есть личное мнение на происходящее в мире. Часто ли вы соглашаетесь с друзьями по каким-то вопросам? Часто ли приходится отстаивать свою точку зрения? Мне бы очень хотелось, чтобы каждый сегодня на уроке смог проявить себя, выразить личное мнение по очень важным вопросам. И не бойтесь, если ваше мнение будет отличаться от мнения ваших одноклассников. Учитесь доказывать, убеждать, а если надо, то и поспорить. В споре, как известно, рождается истина.
II. Обобщение и систематизация знаний по теме четверти: «Что значит современность в музыке?»
Расскажите, чем удивительна судьба этого человека?
Каков характер музыки?
Беседа. Рассказ об истории создания сонаты, любви к Джульетге Гвиччарди…
III. Вокально-хоровая работа.
Насколько музыка, которая звучала на уроке отвечает душевным порывам, переживаниям молодёжи 21 века?
В чём сила? Почему волнует наши чувства?
Как понимаете слова Д.Б. Кабалевского: «… если кто-то проживёт свою жизнь, так и не познав всей красоты и богатства музыки Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Мусоргского, – не станут от этого меньше ни Бах, ни Моцарт, ни Бетховен, ни Шопен, ни Чайковский. Они останутся такими же великими и могучими. А вот тот, кто пройдёт мимо них и не прикоснётся к их искусству, потеряет много, очень много». Что имел в виду Д.Б. Кабалевский? О каких потерях идёт речь? (Размышления учащихся)
Не случайно Д.Д. Шостакович так оценил предназначение музыки для человека: «Людям нужны все виды музыки – от простого напева свирели до звучания огромного симфонического оркестра, от незатейливой популярной песенки до Бетховенских сонат»
V. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.