Что значит социальные предпосылки

Социальные предпосылки:.

Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки

Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки

Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки

1. Трудовая деятельность. Благодаря ей человек выделился из природы, трансформируя постепенно действие биологических факторов эволюции. Появились настолько развитые животные, что они оказались в состоянии догадаться не выбросить палку, камень и т. п., случайно применённые в качестве средств усиления собственных органов, а использовать эти предметы в типичных ситуациях и впредь.

2. Возникновение языка и речи. Применение простейших орудий естественным образом привело к необходимости разработки определённых форм закрепления и передачи накопленного опыта, то есть к возникновению языка и речи. Язык — это социальное средство хранения и передачи информации. Речь — это специфически человеческий способ коммуникации.

Наряду с этим так же объективно развивался процесс ослабления механизмов инстинктивной регуляции поведения, что снижало непосредственную приспособленность к среде обитания. Эти две группы обстоятельств создали объективную потребность в возникновении третьей предпосылки.

3. Жизнь в обществе. Всё большая степень сплочения стада обеспечивала повышение эффективности борьбы его членов за существование. Возрастающая сплочённость требовала и создавала возможность развития средств общения, прежде всего членораздельной речи

Таким образом, важнейшей чертой антропосоциогенеза является его комплексный характер, то есть единое и системное действие биологии, трудовой активности и социальности.

Сущность человека

Родовые черты человека:

Во-первых, человек есть продукт материального мира.

Во-вторых, это часть природы, выделившаяся из неё благодаря трудовой деятельности.

В-третьих, человек — это существо общественное.

В-четвёртых, он есть существо сознательное, духовное.

Сущность человека не есть абстракт, то есть те или иные признаки сходства или различия, а совокупность (ансамбль) всех общественных отношений.

Во-первых человек не может быть независим от постоянно развивающегося мира, в котором живёт и, следовательно, он является продуктом взаимодействия с ним.

Во-вторых человек противоположен объективному миру и по отношению к нему его сознание имеет относительную самостоятельность. Это обуславливает то, что человек является субъектом деятельного отношения к окружающей действительности, познаёт и преобразует её. Однако, необходимо подчеркнуть, что субъектом и продуктом деятельности человек может стать только в составе общества, ибо труд по самой своей сути может функционировать только в виде коллективной совместной деятельности, поддерживаемый системой общественных отношений.

Человек как личность

Индивид — это отдельный человек, единица человеческого рода, воплощающий характерные признаки целого. Каждый индивид обладает индивидуальностью, которая означает то особое, неповторимое, самобытное, что отличает этого человека от других, включая как унаследованное, так и выработанные в процессе онтогенеза его физические и психологические особенности.

Понимание личности в различных философских школах:

— фрейдизм главный источник социальной активности личности находит в природно-биологических инстинктах человека, вторгающихся в сферу подсознательного;

— неофрейдизм (Э. Фромм, Г. Салливан) считает личностью сумму отношений между фантастическими образами, возникающими в процессе общения;

— для экзистенциализма личность — это воплощение свободы человека;

— диалектико-материалистическая концепция исходит из признания определяющего влияния социальной среды на формирование человека как личности, что подразумевает воздействие на неё всей гаммы общественных связей и отношений;

— Л. Гумелев выдвинул идею пассионарной личности. Пассионарии (люди энергоизбыточного типа) в пассионарной теории этногенеза — это люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. По Гумилёву, антипод пассионарию — эгоист.

Личность — это совокупность реальных, через вещи осуществляемых отношений данного индивида к другим индивидам; это человек — носитель социально обусловленных физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных и волевых качеств, определяющих его положение и роль в обществе и являющихся средством его социальной ориентации.

Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки

Развитие личности:

Личность находится не внутри «тела особи», а внутри «тела человека», которое к «телу особи» не сводится, а вбирает в себя кроме того, культурное измерение человека. Поэтому вполне очевидно, что личность возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам заданным ему из вне — той культурой, в лоне которой он «просыпается» к человеческой жизни. То есть личность не дана человеку от рождении, она приобретается индивидом в обществе в процессе социализации.

Социализация — это усвоение и дальнейшее развитие человеком социально-культурного опыта (трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций), включение человека в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств. Это осуществляется посредством воспитания и воздействия внешней среды через язык, деятельность и её результаты. Непосредственной сферой, в которой происходит социализация человека, является семья, воспитательные и учебные заведения, первичные трудовые коллективы, общественные и неформальные организации, друзья, знакомые.

Диалектика личности и социальной среды: когда личность формируется, то по отношению к ней первична объективная реальность, а когда личность реализуется, то она сама первична по отношению к объективной реальности. То есть, как общество создает человека, так и человек создает общество.

Источник

Социальные предпосылки:

Предпосылки формирования человека

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА

Антропосоциогенез: это одновременное возникновение человека и общества как единый процесс.

Антропогенез — это процесс формирования человека от антропоида (исходного предкового вида) к человеку разумному.

Видимым результатом антропосоциогенеза является трудовая деятельность.

Качества, необходимые для возникновения субъекта деятельности?

Во-первых, у него должна была возникнуть способность к формированию идеальных образов объектов и образов действий с объектами, то есть способность мыслить

Во-вторых, он должен был иметь органы, с помощью которых можно осуществлять трудовую деятельность.

В-третьих, у него должна была появиться способность передавать каким-либо образом свои мысли, знания другим, ибо труд по необходимости являются коллективной формой активности.

Теории и гипотезы возникновения человека: симиальная, космическая, теософская, теологическая и др.

Симиальная теория антропосоциогенеза утверждает, что человек произошёл от древних антропоидов — общих предков человека и человекообразных обезьян, что стало результатом реализации возможностей, созданной длительной эволюцией живого.

Природные предпосылки:

• стадная форма обитания антропоидов, как предшественницу человеческой общины;

• определённая телесная организация предков человека, позволившую им путём перехода к прямохождению освободить одну пару конечностей от функции передвижения и приспособить её к выполнению трудовых функций;

• развитая нервная система предлюдей, сложный по структуре головной мозг, развитие первой сигнальной системы;

• особые географические и климатические условия.

Когда приспособительные возможности организма были исчерпаны, дальнейшее развитие способов взаимодействия со средой могло осуществляться только путем внесения изменений в среду. Но это выходит за пределы биологической формы движения материи и, следовательно, возможно только под воздействием качественно новых факторов — факторов социогенеза.

1. Трудовая деятельность. Благодаря ей человек выделился из природы, трансформируя постепенно действие биологических факторов эволюции. Появились настолько развитые животные, что они оказались в состоянии догадаться не выбросить палку, камень и т. п., случайно применённые в качестве средств усиления собственных органов, а использовать эти предметы в типичных ситуациях и впредь.

2. Возникновение языка и речи. Применение простейших орудий естественным образом привело к необходимости разработки определённых форм закрепления и передачи накопленного опыта, то есть к возникновению языка и речи. Язык — это социальное средство хранения и передачи информации. Речь — это специфически человеческий способ коммуникации.

Наряду с этим так же объективно развивался процесс ослабления механизмов инстинктивной регуляции поведения, что снижало непосредственную приспособленность к среде обитания. Эти две группы обстоятельств создали объективную потребность в возникновении третьей предпосылки.

3. Жизнь в обществе. Всё большая степень сплочения стада обеспечивала повышение эффективности борьбы его членов за существование. Возрастающая сплочённость требовала и создавала возможность развития средств общения, прежде всего членораздельной речи

Таким образом, важнейшей чертой антропосоциогенеза является его комплексный характер, то есть единое и системное действие биологии, трудовой активности и социальности.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки

Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки

Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки

В XVIII в. впервые в истории человечества возникли политические идеологии, которые в отличие от более ранних подобных явлений не были инспирированы религией и охва­тывали крупные группы населения. Предпосылкой этому стало создание общественного мнения путем печатного слова. Эти идеологии характеризовались тем, что системы представлений о действительности и существующие оценки несли отпечаток трудовых и жизненых условий в социально-экономических группах, являвшихся их политической опорой.

ния с ранеными и военнопленными и защиту гражданского населения от военных действий.

Что значит социальные предпосылки. Смотреть фото Что значит социальные предпосылки. Смотреть картинку Что значит социальные предпосылки. Картинка про Что значит социальные предпосылки. Фото Что значит социальные предпосылки

Интенсивности социальных противоречий весьма способ­ствовали как секуляризация, так и новая концепция идеи со­циальной справедливости. Пока большинство людей было охвачено христианской верой с ее взглядом на человека как вечное существо, для которого земная жизнь была лишь кратким испытательным периодом, представления о социа­льной справедливости почти не имели значения для права. Высший суд должен был оценить все происшедшее в общест­венной жизни: перед ним бедные и богатые были равны. В статичном аграрном обществе с его жестким сословным делением социальная справедливость в целом воспринима­лась относительно. Каждый обладал привилегиями согласно своему сословию. Разделение по сословиям само по себе восп­ринималось как социально необходимое и поэтому справед­ливое. В итоге социальная несправедливость могла возник­нуть только при нарушении привилегий.

Быстрая динамичность индустриализации разрушила сос­ловное общество; она создала новые социальные группы, которые не существовали при старом общественном порядке. При этом система привилегий сословного общества стала нелепой с политической точки зрения. Победа движения Просвещения в виде Французской революции стала в послед­нюю очередь выражением нежелания буржуазии признавать общество, в котором привилегиями пользовалось прежде всего дворянство. Это требовало социальной справедливости со ссылкой на идею о естественных правах. Этому понятию справедливости, выраженному в требовании равенства, соот­ветствовал принцип равенства перед законом, т. е. отмена сословных привилегий. Все должны были иметь равные правовые возможности на свободную конкуренцию. Экономи­ческие выгоды и личный статус должны распределяться сог­ласно способностям и общественно полезному вкладу, а не происхождению.

Для новой социальной группы, возникшей в результате индустриализации, а именно рабочего класса, было естест­венно сделать еще один шаг в требованиях социальной спра­ведливости. Каких-либо представлений о классовой справед­ливости не существовало в доиндустриальном обществе. Сельскохозяйственный пролетариат состоял из небольших групп в сельской местности; пока сельский хозяин относился к своим подчиненным в соответствии с действовавшими законами и старыми обычаями, они считали, что с ними обходятся справедливо. Нарушение им закона и обычая было несчастьем для одного человека или небольшой группы, под­чиненных несправедливому хозяину. В качестве классовой несправедливости это положение нельзя было воспринимать попросту потому, что отсутствовало само представление об

едином рабочем классе. Но когда тысячи и десятки тысяч людей из сельскохозяйственного пролетариата были соб­раны вместе в новых промышленных районах, они поняли, что их очень много и они одинаково беззащитны перед рабо­тодателем, напряженным и опасным трудом, что они имеют жалкую заработную плату и бедственные жилищные условия. Из этой среды возникло представление об угнетенном и экс­плуатируемом классе и требование социальной справед­ливости.

В первой половине XIX в. появилось много влиятельных теоретиков социализма, которые нашли большой отклик как среди интеллигенции, так и прежде всего среди подмастерий и учеников в ремесленном деле, которые в то время состав­ляли социальный авангард растущего рабочего класса. Один из этих теоретиков, Карл Маркс, обработал и свел воедино эти теории в продуманную систему, марксизм, которую он связал с учением об историческом развитии. С древнейших времен общество развивалось согласно некоторой схеме, где различные категории собственников на средства произво­дства по очереди угнетали неимущих. На пути от рабовла­дения через феодализм к капитализму была достигнута ста­дия, когда индустриализация через эффект частнособствен­нической эксплуатации приводит к тому, что богатые стано­вятся все богаче, а бедные все беднее. Наконец, в отчаянии пролетариат должен подняться, взять власть и в течение

Материалы для своего учения, которые Маркс и его кол­леги тщательно изучали, он прежде всего взял из англий­ской жизни. Фридрих Энгельс в 1845 г., опубликовал работу «Положение рабочего класса в Англии». Социальное и эконо­мическое развитие в этой стране в 20-х и 30-х годах XIX в. в большой степени дало социалистическим критикам общества материал для иллюстраций и доказательств. Именно в Анг­лии процесс индустриализации к тому времени опережал дру­гие страны, и сопутствующие ему социальные противоречия были ужасными.

Не стоит удивляться, что марксизм был воспринят мас­сами промышленных рабочих как явление истины о жизни и развитии общества. Огромное впечатление произвел «Комму­нистический манифест» (1848 г.) с его девизом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». На самом же деле марксизм имеет

так много общего с религиозным мировоззрением, что пра­вомочно говорить о псевдорелигиозном учении о спасении, где Рай находится на Земле.

Общественная философия Маркса была разработана с такой научной страстью и таким богатством деталей, что его синтез социалистических теорий привел к возник­новению марксистской доктрины, которая и сегодня исполь­зует методы, во многом напоминающие средневековую схо­ластику. Со временем это приобрело большое значение для правовой науки и формирования права в странах Восточной Европы, где коммунисты завоевали политическую власть.

От марксистского варианта социализма следует отличать коммунизм, или, как он официально обозначается в комму­нистических странах по фамилии лидера русской революции Ленина, марксизм-ленинизм.

Коммунизм в основном зиждется на марксистском уче­нии, но отличается от него подчеркиванием неизбежности вооруженного революционного восстания и жесткой дикта­туры пролетариата. В то время как у Маркса по крайней мере выражается надежда на перевоспитание капиталистов, ком­мунисты воспринимают аристократию и капиталистов нас­только испорченными морально развращающим воздейст­вием частной собственности, что их, в принципе, надо ликви­дировать, т. е. уничтожить. Ленинское понимание моральной неполноценности капиталистов было неоднократно выска­зано в его трудах, например, в его фразе о готовности пос­леднего капиталиста продать веревку, на которой его самого и повесят.

Это проходит красной нитью от взглядов Руссо на неп­ростительную преступность тех, кто оказывает сопротивле­ние la volonte generate и тем самым ставит себя ‘вне общества, к учению о ликвидации контрреволюционных классов, которое в различных частях мира применялось с фанатическим усер­дием и опустошающими последствиями. Под воздействием трудов Ленина к марксизму-ленинизму относится также представление о том, что высокая цель установления дикта­туры пролетариата для спасения людей от проклятий капи­тализма оправдывается любыми средствами. Вообще марк­сизм-ленинизм (и другие коммунистические секты) своим

требованием абсолютной верности «партийной линии» напо­минают программу Игнатия Лойолы для Ордена иезуитов.

Между тем первым либеральным мыслителем, сохраняю­щим и сегодня большое значение в либеральной доктрине, был Джон Локк. Другим одним из первых выдающихся либе­ралов был американец Томас Пейн, между прочим, участник как американской, так и французской революций. Он был нас­только почитаемый среди французских революционеров, что стал почетным гражданином Франции и членом Националь­ного конвента. О нем можно точнее всего сказать, что он был радикал-либералом, придерживавшимся крайней уравни­ловки и популизма. Он заложил основу либеральной левой традиции, которая и сегодня сохраняет определенное значе­ние, особенно в Северных странах.

детского дома того времени в романе «Оливер Твист» проил­люстрировал последствия крайнего рыночного учения манче­стерского либерализма.

Либералы обычно выступали против старого общества с его королевской властью, дворянством и государственной церковью. Они выступали за большую свободу перемещения для индивида во всех сферах жизни. Многие либералы были принципиальными республиканцами. Минимальное требо­вание заключалось в отмене королевского единовластия и принятии современной конституции с разделением властей. Либералы выступали твердыми противниками традици­онных сословных привилегий дворянства, ратовали также за свободу вероисповедания и хотели если уж не отменить, то хотя бы ограничить власть государственной церкви соответ­ствующей страны. Ранние либералы не были демократами в современном понимании; напротив, они противостояли как традиционным властям, так и бедному и невежественному большинству народа, который может быть опасен!

Либералы хотели отменить сословное представительство, принадлежавшее уходящему обществу. Выходцы из нового буржуазного общества стремились обрести политическое влияние. Следовательно, либералы хотели иметь конститу­цию и народное представительство, но право голосования и избрания последнего, считали они, должно быть ограничено,

что за отсутствием лучших методов делалось путем введе­ния различных цензов, основанных на размерах собствен­ности и доходов. Только к концу XIX в. либералы стали все чаще выступать за современную демократию с всеобщим избирательным правом как для мужчин, так и для женщин.

Так объединились с каждой стороны различные экономи­ческие интересы и различные понимания и оценки действи­тельности в противоположные идеологические взгляды, которые каждая сторона рассматривала как неоспоримо

истинные и справедливые. Еще одной причиной обострения этого идеологического противоречия было, вероятно, то, что институт права собственности в промышленности первона­чально возник в земледельческом обществе, где было необ­ходимо придать праву собственности широкий и твердый характер: если крестьянин не уверен, что получит урожай, то он не захочет этим заниматься. Эта пришедшая из условий аграрного общества концепция с ее юридическим регулиро­ванием права собственности была перенесена буржуазией на право собственности на промышленные предприятия, не уяс­нив для себя последствий такого шага. Так, заметно обостри­лось противоречие между либеральной буржуазией и марксис­тским рабочим классом по вопросу частной собственности на средства производства. И до сих пор во многом остается это противоречие, которое имело большое значение в XIX и XX вв. для политического и правового развития в Европе.

К миру политических идей XIX в. относится и так назы­ваемый социал-дарвинизм, который сыграл определенную роль в США на рубеже веков, а в Европе стал основой для появившихся позднее фашистских и нацистских воззрений.

выделяла борьбу-конкуренцию между людьми, нациями, народам и расами как главное в существовании. В этой борьбе побеждает сильнейший, будь то индивиды, нации, народы или расы, и этим он определяет развитие.

В США социал-дарвинизм так и остался идеологией финансовых магнатов. Но в Европе это привело к печальным последствиям в XX в.

Вот почему теория организма имела большое значение при формировании права. Она способствовала узаконивайте буржуазных институтов права собственности и наследования, которые стали особенно фундаментальными для обществен­ной жизни благодаря представлению о единстве народа-нации во времени и пространстве. Если Декларация о правах человека и гражданина французской революции придала свя­щенность праву собственности, то консерватизм XIX в. сде­лал то же самое с правом наследования.

Общим для трех наиболее важных с политической точки зрения идеологий XIX в. было то, что каждая из них проеци­ровалась на ту специфическую среду, в которой она возникла и развивала свои оценки и представления о действитель­ности, о всем обществе. Именно поэтому они боролись с пол­ной уверенностью в своей правоте.

Причина страстности борьбы между консерваторами, либералами и социалистами в XIX и начале XX вв. была, естественно, не только в их уверенности в своей правоте. Это обычно для сторонников политических движений. Факти­чески все были правы в том смысле, что соответствующие идеологии являлись выражением того, что эти группы испы­тывали в соответствующей среде и должны были воспри­нимать как рациональное, правильное и справедливое.

Остроте и озлоблению противостояния способствовали также отсутствие контактов и связи между различными социальными группами. Первоначально и на протяжении длительного времени это было следствием строгих различий в сословном обществе между разными социальными уров­нями: понятия сословной чести, значение мезальянса, т. е. брака с лицом из более низкого сословия и происхождения, со времен Позднего средневековья сами по себе блокировали контакты между аристократией и простолюдинами. Борьба стала намного ожесточенней, когда буржуазия выдвинула

Похожее положение возникло в противоречиях между бур­жуазией и рабочим классом. Вплоть до начала XX в. социальная пропасть между этими социальными группами была настолько велика, а контакты между ними столь малы, что обеим сторонам было трудно понять образ мыслей дру­гой стороны. Буржуазия охотно воспринимала требования социального и экономического выравнивания как выражение зависти и лени. В свое время рабочие воспринимали требова­ния свободы предпринимательства и дифференциации зарп­латы как выражение жажды наживы и отсутствия социаль­ного чувства. Даже в политических дискуссиях в европейских демократиях во второй половине XX в. можно найти при­меры подобного непонимания противной стороны, основан­ного на замкнутости в своей социально-экономической среде и приводящего к излишним сложностям в обществе.

Результаты борьбы за власть между консерваторами и либералами были неодинаковыми в разных странах, но в основном привели к компромиссам с различными формули­ровками в юридической технике. Разумеется, как консерва­торы, так и либералы были непримиримыми противниками социализма. Только когда социалистические партии, обычно поддерживаемые сильными профсоюзными организациями, добились политического влияния, им удалось привлечь вни­мание к своим идеям экономического выравнивания и дру­гим подобным требованиям равенства.

Поскольку в XX в. ускоряющийся рост производства в промышленно развитых странах позволил повысить обще­экономический уровень, возникшие на первых этапах индуст­риализации противоречия между различными социальными группами смягчились. Партии, представляющие три идеоло­гии, заимствовали друг у друга идеи и программные требо­вания. По мере того как эти партии полностью признавали парламентскую демократию в качестве формы сотрудни­чества, остающиеся между ними различия стали скорее сред­ством в политике, чем целью. Это привело к тому, что зако­нодательство в европейских демократических государствах, как правило, формируется без борьбы, которая может угро­жать демократическому сообществу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *