Что значит составная задача
Что значит составная задача
Автор: Смирнова Татьяна Сергеевна
Организация: МБОУ «Гимназия №6»
Населенный пункт: Московская область, город Ивантеевка
В процессе обучения решению составной задачи в начальной школе я использую методические приёмы: методический приём сравнения; методический приём выбора;
Методический приём сравнения :
Формирование умения пользоваться этим приёмом следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания.
Задание 1.
«Девочки вырезали 15 снежинок, а мальчики на 5 снежинок меньше.
«Девочки вырезали 15 снежинок, а мальчики на 5 снежинок больше.
Сравниваем тексты задач.
Чем они похожи? Чем различаются?
Сравнивая тексты задач, ученик устанавливает, что в них сюжет один и тот же, числовые данные одни и те же и вопрос сформулирован одинаковый. Различаются тексты условием:
в первом случае мальчики на 5 снежинок меньше, а во втором – на 5 больше.
Методический приём выбора используется для формирования у учащихся умения обосновывать свои суждения, используя для этого математическое содержание задания.
Этот приём позволяет осознать сущность формируемых понятий, общих способов действий и содержательную зависимость между ними. Процесс выполнения любого задания должен всегда представлять цепочку суждений, для обоснования истинности которых учащиеся используют различные способы.
Выбор ответа к данной задаче;
«Арбуз вес 8 кг, а тыквы на 2 кг больше. Сколько весят арбуз и тыква вместе?»
Решив задачу, ученик подчёркивает верный ответ.
1) 18 кг 2) 14 кг 3) 15 кг
Использование данного приёма стимулирует учащихся к анализу текста, к установлению зависимости между данными и искомым.
Подобные задачи помогают готовиться к итоговому тестированию.
Методический приём преобразования Действия учеников в ходе выполнения соответствующих заданий направляются в основном указанием: «измени …», «представь …», «замени …» и др.
Приведу примеры заданий.
Приём преобразования вопроса.
«В одной коробке 20 карандашей, а в другой на 3 карандаша меньше. Сколько карандашей в двух коробках?
Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие.
Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью.
Подумай, что можно изменить в тексте задачи, чтобы выражение 15 –7 было её решением.
В процессе анализа учащиеся приходят к выводу, что задача решается в два действия. Им необходимо изменить условие и вопрос таким образом, чтобы задача решалась в одно действие. Для этого следует внести изменения в условие задачи и сформулировать вопрос.
Дети учатся доказывать свою точку зрения, мыслить и рассуждать при анализе условия задачи.
Составить задания нетрудно, ориентируясь на задачи учебника.
У Светы 6 значков, а у Стаса на 2 значка больше. Сколько значков у Стаса?» неплохо предложить в таком виде: «У Светы 6 значков, у Стаса на 2 значка меньше, а у Коли 3 значка. Сколько значков у Светы и у Коли вместе?
Уместно дать и такую задачу:
На дереве сидело 10 птичек. Сначала улетело 2 птички, а потом еще 3. Сколько птичек улетело? Работа с такой задачей может быть дополнена заданием: «Придумайте еще вопрос, на который можно ответить в этой задаче». (Сколько птичек осталось на дереве?)
Например, учитель предлагает детям решить самостоятельно две простые задачи (их текст записан на доске или на плакате)
В первой коробке 8 карандашей, а во второй на 2 карандаша больше. Сколько карандашей во второй коробке?
В первой коробке 4 карандаша, а во второй 6. Сколько карандашей в двух коробках?
При знакомстве с составной задачей полезно использовать различные методические приемы.
Можно, например, сразу приступить к решению задачи, разъяснив учащимся, что такое условие, вопрос, данные. В этом случае, используя метод беседы, учитель выясняет, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи нужно знать, сколько карандашей в первой коробке и сколько карандашей во второй).
Используя иллюстрацию, данную в учебнике, учитель выясняет, каким действием можно узнать, сколько карандашей впервой коробке, что говорится про вторую коробку. Записывается первое действие. Затем учитель показывает, как записать второе действие и вопрос задачи. Здесь можно показать запись решения задачи выражением.
Аналогично разбирается вторая задача. Для записи ее решения учитель может вызвать к доске ученика, а остальные учащиеся выполнят запись решения задачи в тетрадях. Данный прием следует использовать в том случае, если учащиеся на предшествующих уроках испытывали затруднения при выполнении заданий, связанных с подготовкой к решению составных задач:
Если же подготовительная рабе та к решению составных задач была организована и была результативной, то знакомство учащихся с составной задачей можно провести по-другому.
После решения задач внимание детей обращается на связь, существующую между этими задачами.
Для этого проводится беседа по вопросам: прочитайте еще раз внимательно задачи. Обратили ли вы внимание на то. что они связаны между собой? (И в той и в другой задаче речь идет о двух коробках, в которых лежат карандаши.) Кто сможет из двух задач составить одну с двумя вопросами?
В зависимости от ответа на поставленный вопрос строится дальнейшая работа. Если учащиеся дают предполагаемый ответ, то учитель стирает (закрывает) второй вопрос и спрашивает: «Можно ли сразу ответить на этот вопрос задачи?» (Нет, сначала нужно узнать, сколько карандашей во второй коробке.) А затем говорит, что задача, в которой нельзя ответить на вопрос одним действием, называется составной. Учитель показывает запись решения составной задачи (по действиям или выражением).
На последующих уроках следует разъяснить взаимосвязь этих двух форм записи решения задачи.
Учитель сначала организует работу класса по решению простых задач. Затем он предлагает текст составной задачи. Для того, чтобы обратить внимание учащихся на взаимосвязь данной составной задачи с простыми, полезно выделить составную задачу в тексте простых (подчеркнуть или обвести на доске). Данный прием поможет увидеть в составной задаче простые. Умение выделять в составной задаче простые будет полезным в дальнейшем при решении некоторых составных задач.
В уроки следует включать не только решение простых и составных задач, но и сравнение их, а также творческое использование различных заданий, направленных на формирование умения решать составные задачи.
Выполнению данного задания должна предшествовать работа по анализу и сравнению текстов задач, в процессе которой учащиеся отметят, что условия задач одинаковые, различие только в вопросах.
Уделяя особое внимание решению простых задач и организуя самостоятельное решение их учащимися, необходимо продуманно сочетать эту работу с формированием умения решать составные задачи.
Так, например, предложив для самостоятельного решения задачу: «Девочка купила булку за 8 р. Сколько сдачи она получила с 20 р.?», не следует ограничиваться только ее фронтальной проверкой или использовать для этой цели решение задачи на индивидуальной доске. Полезно после самостоятельного решения задачи привлечь учеников, не справившихся с заданием, к «проигрыванию» задачи. Покупатель держит в руке 20 р. (демонстрационная модель), а продавец имеет набор монет. Он должен дать покупателю сдачу. Как это можно сделать? Учащиеся предлагают различные варианты набора монет, которые в сумме составляют 12 р.
После этого на столе учителя появляется еще один предмет, например тетрадь за 3 р.
Учитель обращается к классу: «А если девочка купит еще сок за 7 р., она получит сдачи больше или меньше, чем 12 р.? Как узнать, сколько рублей сдачи получит девочка в этом случае?»
После того как «проиграна» составная задача, учитель дополняет условие: «Девочка купила булку за 8 рублей, а сок за 7 рублей. Сколько получит сдачи с 12 рублей? и спрашивается : «Чем отличается эта задача от той, которая дана в учебнике?»
Таким образом, планируя на уроке решение простых и составных задач, следует творчески использовать в работе различные методические приемы.
Виды составных задач. Способы их решения.
Факультет психологии и педагогического образования
Кафедра начального образования
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
1 курса, группы НО-1.19
Практическое занятие
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ПРОСТОЙ ЗАДАЧЕЙ
Вопросы для обсуждения
Понятие «задача». Классификация простых задач.
Задача— это текст, содержащий численные компоненты.
1-я группа — простые задачи на усвоение конкретного смысла арифметических действий.
В эту группу входят такие задачи:
1) Нахождение суммы двух чисел.
2) Нахождение остатка.
3) Нахождение суммы одинаковых слагаемых (произведения).
4) Деление на равные части.
5) Деление по содержанию.
2-я группа— простые задачи на усвоение связи между компонентами и результатами арифметических действий.
В эту группу входят такие задачи:
1) Нахождение первого слагаемого по известным сумме и второму слагаемому.
2) Нахождение второго слагаемого по известным сумме и первому слагаемому.
3) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности.
4) Нахождение вычитаемого по известному уменьшаемому и разности.
5) Нахождение первого множителя по известным произведению и второму множителю.
6) Нахождение второго множителя по известным произведению и первому множителю.
7) Нахождение делимого по известным делителю и частному.
8) Нахождение делителя по известным делимому и частному.
3-я группа— простые задачи, раскрывающие новый смысл арифметических действий: понятия разности и кратного отношения.
В эту группу входят такие задачи, связанные с понятием разности:
1) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (1 вид).
2) Разностное сравнение чисел или нахождение разности двух чисел (2 вид).
3) Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
4) Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
5) Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
6) Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
В эту группу также входят простые задачи, связанные с понятием кратного отношения.
1) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (1вид).
2) Кратное сравнение чисел или нахождение отношения двух чисел (2 вид).
3) Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).
4) Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).
5) Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).
6) Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
План работы над простой задачей.
1. Восприятие и первичный анализ задачи.
2. Поиск решения и составление плана решения.
3. Выполнение решения и получение ответа на вопрос задачи.
4. Проверка решения. Формулировка окончательного ответа на вопрос
задачи.
Методы и приемы в работе с простой задачей.
В методике работы на этой ступени выделяются следующие этапы:
Приемы в работе с простой задачей:
1. Представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче, мысленное участие в ней.
2. Разбиение текста задачи на смысловые части.
3. Переформулировка текста задачи: замена данного в нём описания ситуации другим, сохраняющим все отношения и зависимости и их
количественные характеристики, но более явно их выражающим.
Задания для самостоятельного выполнения
Разработайте пример простой задачи каждого вида для младших школьников.
I. Задачи, направленные на раскрытие смысла арифметических действий.
1. Задачи на нахождение суммы двух чисел.
Пример. Саша поймал 4 рыбки, а Леша 3 рыбки. Сколько всего рыбок поймали дети?
2. Задачи на нахождение остатка.
Пример. В корзине было 10 морковок. 3 морковки отдали кроликам. Сколько морковок осталось в корзине?
3. Задачи на нахождение суммы одинаковых слагаемых.
Пример. Тетрадь стоит 2 рубля. Сколько стоят три таких тетради?
4. Задачи на деление на равные части.
Пример. 10 тетрадей раздали 5 ученикам поровну. Сколько тетрадей получил каждый ученик?
5. Задачи на деление по содержанию.
Пример. Мама раздала детям 12 яблок, по 4 яблока каждому. Сколько детей получили яблоки?
II. Задачи, раскрывающие связи между компонентами и результатами арифметических действий.
1. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого.
Пример. Миша и Саша поймали 10 жуков. Миша поймал 6 жуков. Сколько жуков поймал Саша?
2. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого.
Пример. У девочки было несколько шаров. Когда она отдала подруге 3 шара, у нее осталось 5 шаров. Сколько шаров было у девочки?
3. Задача на нахождение неизвестного вычитаемого.
Пример. В гараже стояло 8 машин. После того, как несколько машин выехало, в гараже осталось 5 машин. Сколько машин выехало?
4. Задача на нахождение неизвестного множителя.
Пример. Первый множитель 2, второй неизвестен, произведение 8. Найти второй множитель.
5. Задачи на нахождение неизвестного делимого.
Пример. Делитель 2, частное 5. Найти делимое.
6. Задачи на нахождение неизвестного делителя.
Пример. Делимое 12, частное 4. Найти делитель.
III. Задачи, раскрывающие связи между величинами
При решении задач этой группы дети усваивают названия величин и связи между величинами:
а) цена, количество, стоимость;
б) масса одного предмета, количество предметов, общая масса;
в) скорость, время, расстояние;
г) длина, ширина, площадь прямоугольника и др.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «составная задача».
Под составнойпонимают задачу, в решении которой используют два или более действий.
Виды составных задач. Способы их решения.
Виды:
3.Нахождение неизвестного слагаемого.
4.Нахождение неизвестного вычитаемого.
5.Нахождение третьего слагаемого.
6.Нахождение неизвестного уменьшаемого.
При знакомстве с составными задачами учитель должен иметь в виду, что первыми решаются составные задачи только в два действия. Эти задачи могут различаться:
а) количеством данных в них;
б) сочетанием действий, которыми они решаются.
Эти различия между составными задачами в 2 действия могут помочь увидеть детям различия между простыми и составными задачами.
Для первоначального знакомства с составными задачами рекомендуется отбирать задачи, при решении которых надо выполнить два различных арифметических действия: сложение и вычитание. При этом необходимо взять такую задачу, которая понятна детям по содержанию и ее легко проиллюстрировать.
Урок математики составные задачи
Урок математики 2 класс
Тема: «Знакомство с составными задачами».
познакомить с понятием «составная задача»; научить отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи;
развивать умение моделировать условие задачи с помощью схемы-модели, выявлять отношения между величинами, вести поиск решения задачи; развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, сообразительность, абстрактное мышление, положительную мотивацию к обучению;
воспитывать интерес к урокам математики.
Технология: исследовательские методы обучения
Оборудование: таблицы-опоры краткой записи задач, схемы-модели, карточки с выражениями на сложение/вычитание, основанное на знании десятичного состава чисел.
I. Самоопределение к деятельности
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
(На доске записана пословица: «Век живи – век учись».)
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
(Варианты ответов детей.)
Учитель: Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
Дети: Да.
Учитель: Хорошо, приступаем к работе.
(Дети записывают в тетрадях число.)
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
Учитель: Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значение этих числовых выражений.
45 + 20 = а 30 + 47 = з
83 – 60 = и 34 – 3 = ч
50 – 8 = а 43 + 7 = д
(ответы записаны на перевёрнутых листочках, с обратной стороны которых написаны буквы)
Дети записывают числовые выражения в тетрадях и находят их значение.
Учитель: Проверьте друг у друга правильность вычислений.
(Взаимопроверка выполнения задания.)
Учитель: Назовите числа, которые вы получили.
(Дети зачитывают и проверяют. На доске переворачиваются листочки с ответами.)
Учитель: Поднимите руки, у кого нет ошибок. Оцените своё знание вычислительных приёмов «смайликом» на полях.
(Дети выполняют самооценивание.)
Учитель: А теперь расположите полученные при решении числовых выражений числа в порядке убывания и прочитайте, о чём мы будем сегодня говорить. Запишите этот ряд в тетрадях в строчку, через запятую.
Учитель: О чём мы будем сегодня говорить?
Дети: О задачах.
(На доске открывается часть темы.)
б) повторение изученного о задачах
Учитель: А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах.
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на нахождение суммы.)
Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
Дети: Это задача на нахождение суммы.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько всего? или Сколько вместе?
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
Учитель: Составьте подобную задачу.
(Дети предлагают свои варианты.)
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)
Учитель: Что можете сказать об этой задаче?
Дети: Это задача на уменьшение числа на несколько единиц.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько единиц во второй части.
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а – в.)
(На доске вывешивается схема краткой записи задачи на увеличение числа на несколько единиц.)
Учитель: Что можете сказать об этой задаче?
Дети: Это задача на увеличение числа на несколько единиц.
Учитель: Сколько вопросов в этой задаче? Какой?
Дети: Один. Сколько единиц во второй части.
Учитель: Какая схема-модель подходит к этой задаче?
(Из схем-моделей выбирают.)
Учитель: Какое буквенное выражение подходит к решению этой задачи.
(Из буквенных выражений на доске дети выбирают: а + в.)
Учитель: А теперь прочитайте выделенные задачи в учебнике на стр.54. Какая схема условия и схема-модель подходит к первой задаче? Почему?
Дети: На уменьшение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано «на 5 флажков меньше».
Учитель: Какая схема условия и схема-модель подходит ко второй задаче? Почему?
Дети: На увеличение числа на несколько единиц. Потому, что там сказано «на 5 флажков больше».
III. Постановка учебной задачи
(На доске вывешивается схема краткой записи составной задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
Учитель: Что можете сказать об этой задаче по схеме краткой записи.
(Дети в замешательстве.)
Учитель: Что вас смутило? Сколько вопросов в этой задаче? Какие?
Дети: В этой задаче два вопроса. Первый – сколько единиц во второй части, второй – сколько всего.
Учитель: Из каких двух задач составили эту задачу?
(Дети показывают схемы краткой записи задачи на уменьшение числа на несколько единиц и на нахождение суммы.)
Учитель: Эту задачу составили из двух простых задач. Догадайтесь, как называются такие задачи?
(Дети догадываются: составные задачи.)
Учитель: Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи. Попробуйте сформулировать теперь цели урока: что нового узнаем, чему мы сегодня будем учиться?
(На доске появляются вспомогательные слова:
Учитель: Узнаем, что такое составная задача, научимся отличать составные задачи от простых; будем учиться записывать условие составной задачи; решать составные задачи.
IV. «Открытие» нового знания
а) анализ и краткая запись условия задачи
Уч.стр.55 №140
Учитель: Прочитаем текст первого абзаца. Нужно ли выполнять арифметическое действие, чтобы ответить на поставленный вопрос? Почему?
Дети: Нет. Мы можем ответить без выполнения арифметических действий: если у Миши на 8 марок меньше, то у Коли на 8 марок больше.
Учитель: Поставьте к данному условию вопросы, на которые вы сможете ответить, выполнив арифметические действия.
Дети: Сколько марок у Миши? Сколько марок у обоих мальчиков?
Учитель: Посмотрите как записала решение Маша и скажите, какой вопрос она поставила к условию?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Почему вы так считаете?
Дети: У Миши на 8 меньше, значит могло быть столько же, но без 8.
Учитель: А какой вопрос задал Миша?
(Дети находятся в замешательстве.)
Учитель: Очевидно, Миша поставил такой вопрос, на который не ответишь, выполнив только одно действие. Поэтому в его записи показано, что он выполнил сначала одно действие – 1), а потом второе – 2).
На доске записано:
1) 38 – 8 = 30(м.)
2) 38 + 30 = 68 (м.)
Учитель: Что Миша узнал, выполнив первое действие?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Какой это вид задач?
Дети: На уменьшение числа на несколько единиц.
(На доске вывешивается схема-модель задачи на уменьшение числа на несколько единиц.)
Учитель: Что Миша находит вторым действием?
Дети: Сколько марок всего у Коли и у Миши.
Учитель: Какой это вид задач?
Дети: На нахождение суммы.
Учитель: Какой же главный вопрос задавал Миша к условию задачи?
Дети: Сколько всего марок у мальчиков.
Учитель: Какой ответ в этой задаче?
Дети: Всего 68 марок.
Учитель: Какую задачу получил Миша?
Дети: Миша получил составную задачу.
V. Первичное закрепление
Учитель: Запишем условие и решение следующей задачи. Прочитайте текст задачи.
Чем эта задача отличается от предыдущей?
Дети: Количеством марок у мальчиков. У Миши теперь марок больше.
Записывает на доске один из обучающихся.
а) краткая запись условия задачи
Учитель: О чём задача?
Дети: О марках.
Учитель: Какие главные слова выделим для записи условия?
Дети: «У Коли» и «У Миши».
Учитель: Знаем ли сколько марок у Коли?
Дети: Да, 3 марки.
Учитель: Запишем. Знаем ли сколько марок у Миши? Как это покажем?
Дети: Нет. Поставим знак вопроса.
Учитель: Что нам известно о количестве Мишиных марок? Как это покажем?
Дети: Их на 2 больше. Запишем после вопроса эту подсказку.
Учитель: Прочитайте вопрос задачи.
Дети: Сколько марок у Коли и у Миши вместе?
Учитель: Как покажем это в условии?
Дети: Фигурной скобкой со знаком вопроса.
б) составление схемы-модели
Учитель: Построим схему-модель. Как покажем Колины и Мишины марки?
Дети: Двумя отрезками.
Учитель: Какой отрезок будет больше? Почему?
Дети: Второй. Потому, что у Миши марок больше на 2
Учитель: Обозначьте отрезки данными.
(Дети обозначают.)
Учитель: Как покажем главный вопрос задачи?
Дети: Фигурной скобкой.
Учитель: Сколько вопросов в задаче?
Дети: Два.
Учитель: Какой вопрос главный?
Дети: Сколько всего марок у мальчиков.
Учитель: Как найти сколько всего?
Дети: Надо к Колиным маркам прибавить Мишины марки?
Учитель: Можем ли сразу выполнить это действие? Почему?
Дети: Нет. Мы не знаем сколько марок у Миши.
Учитель: Как найти сколько марок у Миши? Почему?
Дети: К 3 прибавить 2. Потому, что у Миши на 2 марки больше, а у Коли 3 марки.
Учитель: Сколько действий в решении задачи?
Дети: Два.
Учитель: Что найдём первым действием?
Дети: Сколько марок у Миши.
Учитель: Запишем первое действие. Что найдём вторым действием?
Дети: Сколько марок всего у мальчиков.
Учитель: Запишем второе действие.
1) 3 + 2 = 5 (м.) – у Миши.
2) 3 + 5 = 8 (м.)
Учитель: Как запишем ответ задачи?
Дети: Ответ: всего 8 марок.
Учитель: Запишем ответ.
VI. Включение в систему знаний
(Вывешивается схема-модель составной задачи на увеличения числа на несколько единиц и нахождение суммы)
Учитель: Давайте попробуем составить буквенное выражение к этой задаче по схеме-модели. Каков главный вопрос задачи?
Дети: Сколько всего.
Учитель: Как ответить на главный вопрос задачи?
Дети: К первой части прибавить вторую.
(На доске учитель пишет: «I + II»)
Учитель: Первая часть известна?
Дети: Да – а.
(На доске: «I + II»)
а
Учитель: Вторая часть известна?
Дети: Нет.
Учитель: Что сказано о второй части?
Дети: Она на в меньше.
Учитель: Каким буквенным выражением можем это показать?
Дети: а + в.
(На доске: « I + II »)
а а + в.
Учитель: Какое выражение мы получили?
Дети: а + (а + в).
VII. Итог урока, рефлексия
Учитель: С каким понятием мы сегодня познакомились?
Дети: Составные задачи.
Учитель: Посмотрите на задачи, которые мы сегодня ставили перед собой на уроке. Достигли ли мы этих целей?
Дети: Да.
Учитель: Что на уроке у вас получилось особенно хорошо? Проанализируйте свою работу на уроке и оцените её на шкале.
(Дети оценивают свою работу.)
Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с составными задачами и узнаем об особой записи хода рассуждений при решении задач, которая называется «дерево-рассуждений».