Что значит сольфеджировать мелодию
Сольфеджирование, как процесс объединяющий ряд практических навыков.
Просмотр содержимого документа
«Сольфеджирование, как процесс объединяющий ряд практических навыков.»
Учредитель: Администрация Унечского района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Унечская детская школа искусств»
Тема по самообразованию
Определение лада и тональности.
Определение размера и ритмического строения мелодии.
Настройка в тональности.
Точность интонирования. Соблюдение строя.
Равномерность смены дыхания и правильная фразировка.
Соблюдение взятого темпа и ритмическая четкость.
Пение мелодий с хроматизмом и модуляциями.
Цель: Развивать музыкальные способности, внутренний слух, умение внутренне слышать зрительно прочитанный материал без пения.
Научить учащихся определять лад, тональность, размер, ритмическое строение мелодии;
Умение настроиться в данной тональности;
Пение мелодий с хроматизмом и модуляциями.
Цель сольфеджирования не может ограничиться только одной технической стороной. Эти занятия должны иметь более широкое воспитательное значение.
Привлекаемые художественные образцы и произведения в качестве материала для сольфеджирования и пения с текстом, содействуют общему развитию учащихся, а также приобретению ими хорошего музыкального вкуса.
Собственно в этом и заключается высшая цель занятий по сольфеджио- развитие внутреннего слуха учащихся.
В связи с этим, необходимо обратить внимание на несколько общих замечаний.
Иногда полезно применять в классе специальные упражнения для развития внутреннего слуха, Они общеизвестны.
Это пение мелодий по фразам, с соблюдением ровности движения и точности интонирования.
Подобное упражнение в самой элементарной форме может иметь место уже тогда, когда учащиеся только начинают петь по нотам.
Отдельные элементы сольфеджирования.
Существующий метод определения тональности, широко, применяемый в обиходе музыкальных занятий – по ключевому обозначению и заключительному звуку или аккорду- носит несколько формальный характер и не во всех случаях может быть пригоден.
Определение размера и ритмического строения мелодии.
Казалось бы, что может быть проще для учащихся, чем чем определение размера.
Настройка в тональности.
В понятие настройка тональности при сольфеджировании входит не только задание тона учащимся, не только задание устойчивых звуков, но и осознание им данной высоты в ладу.
Точность интонирования. Соблюдение строя. Равномерность смены дыхания и правильная дозировка.
Навык точного интонирования тесно увязывается свыше перечисленными приемами.
Однако надо сказать особо об умении пользоваться при сольфеджировании ощущением функциональной связи отдельных ступеней и навыком исполнения интервалов как таковых.
Важно чтобы учащиеся осознали следующие: воспитание способности быстро ориентироваться в мелодии развивается параллельно с навыком пения по нотам.
Учащиеся должны научиться применять при сольфеджировании комбинированный прием, который заключается в том, чтобы определять соотношение звуков в мелодии, с одной стороны, на основании функциональной связи ступеней, с другой – на основе акустического свойства интервалов.
Смена дыхания при сольфеджировании должна неразрывно сочетаться с фразировкой и общей выразительностью исполнения.
Предназначенный для разучивания пример надо подвергнуть разбору с тем, чтобы смену дыхания связать со структурой данной мелодии. Преподаватель должен обращать внимание учащихся на важность точного установления моментов смены дыхания.
Постепенно, от задания к заданию, учащиеся втянуться в необходимость фиксировать свое внимание на этом.
На занятиях по сольфеджио преподаватель не должен упускать из виду художественную сторону исполнения.
Естественно, что в ДШИ требовать от учащихся многого в этом отношении мы не можем.
Но самые элементарные динамические оттенки, особенно в выученных мелодиях, учащиеся должны выполнять.
Вопросы темпа всегда будут зависеть от технической стороны исполнения.
Поэтому целесообразнее не жертвовать ровностью и чистотой интонирования для точного соблюдения указанных темпов в подвижных мелодиях.
Обозначения темпов во многих случаях до известной степени условны, и не будут большим нарушением, если мы ради качества пения допустим здесь некоторые отклонения.
Исполнение песен и других вокальных примеров со словами содействуют восприятию учащихся музыкального образа(содержания) и облегчает им запоминание музыкального текста.
Кроме того, на таких образцах учащемуся легче понять чтение музыкальной речи (мотив, фраза, предложение, период и т.д.)
Вопросы формы тесно связываются с фразировкой, дыханием и динамикой в пении, поэтому уже в младших классах в объеме программных требований следует сопоставлять указанные элементы в практических занятиях.
Соблюдение взятого темпа и ритмическая четкость.
Поет ли учащийся выученную мелодию или читает с листа – он в том и в другом случае должен вполне сознательно представить себе темп, в котором сможет спеть данную мелодию.
Этому содействует предварительное дирижирование одного – двух тактов без пения в установленном темпе.
Однако, надо помнить, что без постоянной фиксации сознания учащихся на дослушивании отдельных длительностей в середине построения и в его конце, на точном выполнении пауз в середине мелодического отрезка и в цезурах нельзя достигнуть желаемого результата.
А.Островский рекомендует для развития ритмического чувства записывать ритмы знакомой песни по слогам, а затем, сверх слогов длительности с соблюдением вокальной группировки.
А именно: учащиеся должны иметь представление о хроматизме и модуляции.
Только в этом случае сольфеджирование может быть сознательным и контролируемым с точки зрения строя. Например:
Сольфеджирование и чтение с листа
Сольфеджирование способствует выработке правильных певческих навыков, интонационной точности, формированию дирижерского жеста,развитию
чувства ритма, воспитанию сознательного отношения к музыкальному тексту.
С первых уроков необходимо следить за правильным звукоизвлечением, дыханием, положением корпуса при пении. Следует учитывать особенности детского голосового аппарата, работать в удобном диапазоне («до» первой октавы – «ре», «ми» второй), постепенно, по возможности, расширяя его. Примеры для сольфеджирования и для чтения с листа могут (не обязательно) исполняться с дирижированием (на начальном этапе возможно тактирование).
В младших классах рекомендуется сольфеджирование и чтение с листа хором,
группами с постепенным переходом к индивидуальному исполнению. Развитию внутреннего слуха и внимания способствует исполнение мелодии фрагментами хором и одним учеником,вслух и про себя.
Сольфеджирование и чтение с листа предполагает пение без аккомпанемента фортепиано (в подвинутых группах), но в трудных интонационных оборотах или при потере ощущения лада можно поддержать пение гармоническим
сопровождением. Отдельным видом работы является исполнение песен с
аккомпанементом фортепиано по нотам (с сопровождением педагога).
Примеры для сольфеджирования и чтения с листа должны опираться на
интонации пройденных интервалов, аккордов, знакомые мелодические
обороты, включать известные ритмические фигуры. Естественно, примеры
для чтения с листа должны быть проще. Перед началом исполнения любого
примера необходимо его проанализировать с точки зрения известных
мелодических оборотов, движения по звукам аккордов, интервалов,
нахождения определенных ритмических рисунков. Как подготовительное
упражнение можно использовать сольмизацию примеров (проговаривание
названий звуков в ритме с дирижированием). Очень важна художественная
ценность исполняемых примеров, доступность их для данного возраста,
Как можно раньше следует вводить пение двухголосных примеров с
использованием параллельного движения голосов, подголосочного склада с
преобладанием унисонов (для групп чисто интонирующих детей).
В старших классах одним из видов сольфеджирования является
исполнение песен, романсов с собственным аккомпанементом на фортепиано
по нотам. Этот вид задания должен учитывать степень владения учеником
фортепиано, технические и координационные трудности не должны
заслонять от учеников первоочередную задачу – исполнение музыкального
произведения. Очень важен подбор репертуара для подобных заданий: он
должен быть посильным, понятным ученикам и в то же время представлять
несомненную художественную ценность. Воспитание музыкального вкуса –
еще одна из задач уроков сольфеджио, и наибольшее возможности для этого
представляют такие формы работы как сольфеджирование, слуховой анализ.
Ритмические упражнения
Ритмические упражнения необходимы для развития чувства метроритма – важной составляющей комплекса музыкальных способностей.
На начальном этапе обучения следует опираться на то, что у детей
восприятие ритма связано с двигательной реакцией, будь то ходьба,
танцевальные движения, бег, хлопки. Поэтому целесообразно на уроках
сольфеджио на начальном этапе уделять большое внимание различным
двигательным упражнениям и детскому оркестру из ударных инструментов,
даже при наличии в программе таких предметов как ритмика и оркестр
(оркестр К. Орфа, коллективное инструментальное музицирование и т.д.).
Можно рекомендовать самые разнообразные ритмические упражнения:
• повторение ритмического рисунка, исполненного педагогом;
• простукивание ритмического рисунка по нотной записи, на карточках;
• проговаривание ритмического рисунка с помощью закрепленных за
длительностями определенных слогов (система ритмослогов);
• исполнение ритмического остинато к песне, пьесе;
• ритмический аккомпанемент к мелодии, песне, пьесе;
• ритмическая партитура, двух- и трехголосная;
• ритмический диктант (запись ритмического рисунка мелодии или
ритмического рисунка, исполненного на ударном инструменте, хлопками,
Большую роль в развитии чувства метроритма играет дирижирование.
Необходимо на раннем этапе обучения обращать внимание учеников на
На протяжении нескольких лет планомерно отрабатываются навыки дирижерского жеста в разных размерах, в том числе, при чтении с листа и при пении двухголосия (в подвинутых группах). Начинать работу с дирижерским жестом лучше при пении знакомых выученных мелодий и слушании музыки.
Слуховой анализ
Этот вид работы подразумевает развитие музыкального восприятия учеников. Не следует ограничивать слуховой анализ лишь умением правильно определять сыгранные интервалы или аккорды в ладу или от звука. Слуховой анализ – это, прежде всего, осознание услышанного.
Соответственно, необходимо учить детей эмоционально воспринимать
услышанное и уметь слышать в нем конкретные элементы музыкального
языка. Для этого нужно использовать и примеры из музыкальной литературы, и специальные инструктивные упражнения.
При прослушивании одноголосной мелодии необходимо обращать внимание на ладовые, структурные особенности (членение на фразы, повторы, секвенции), определять размер, узнавать в ней знакомые мелодические и ритмические обороты.
При прослушивании многоголосного построения необходимо обращать
внимание на знакомые гармонические обороты из аккордов, интервалов, на
При слуховом анализе фрагментов из музыкальной литературы необходимо обращать внимание учеников на соотношение определенных элементов музыкального языка и эмоциональной выразительности музыки. В дидактических примерах можно требовать более детального разбора:
— анализ звукорядов, гамм, отрезков гамм;
— отдельных ступеней лада и мелодических оборотов;
— интервалов в мелодическом звучании вверх и вниз от звука и в
— интервалов в гармоническом звучании от звука и в тональности;
— последовательности из нескольких интервалов в тональности (с определением величины интервала и его положения в тональности);
— аккордов в мелодическом звучании с различным чередованием звуков
в тональности и от звука;
— аккордов в гармоническом звучании от звука и в тональности (с определением их функциональной принадлежности);
— последовательности из аккордов в тональности (с определением их функциональной принадлежности).
Желательно, чтобы дидактические упражнения были организованы
На начальном этапе обучения слуховой анализ проходит, как правило,
в устной форме. В старших классах возможно использование письменной
формы работы, но рекомендуется это делать после предварительного устного
разбора, так как это способствует осознанию целостности музыкального
построения и развитию музыкальной памяти.
Музыкальный диктант
Музыкальный диктант – форма работы, которая способствует развитию
всех составляющих музыкального слуха и учит осознанно фиксировать
услышанное. Работа с диктантами в классе предполагает различные формы:
• устные диктанты (запоминание и пропевание на нейтральный слог и с названием нот 2-4-тактовой мелодии после двух-трех проигрываний);
• диктант по памяти (запись выученной в классе или дома мелодии);
• ритмический диктант (запись данного ритмического рисунка или запись ритмического рисунка мелодии);
• музыкальный диктант с предварительным разбором (совместный анализ с преподавателем особенностей структуры мелодии, размера, ладовых
особенностей, движения мелодии, использованных ритмических рисунков).
На предварительный разбор отводится 2-3 проигрывания (5-10 минут), затем
ученики приступают к записи мелодии. Эту форму диктанта целесообразно
широко использовать в младших классах, в старших классах в слабых группах, а также при записи мелодий, в которых появляются новые элементы музыкального языка;
• музыкальный диктант без предварительного разбора (запись диктанта в течение установленного времени за определенное количество проигрываний, обычно 8-10 прогрываний в течение 20-25 минут). Эта форма диктанта наиболее целесообразна для учащихся старших классов, так как
предполагает уже сформированное умение самостоятельно анализировать
Перед началом работы над мелодическим диктантом необходима тщательная настройка в тональности, для которой можно использовать интонационные упражнения, сольфеджирование, задания по слуховому анализу.
Навык записи мелодии формируется постепенно и требует постоянной
тщательной работы на каждом уроке. Записанный диктант предполагает его
проверку с анализом допущенных ошибок и дальнейшую работу в классе и
дома. Ученики могут определить и подписать в диктанте новые или знакомые мелодические обороты, ритмические фигуры, подобрать к диктанту второй голос или аккомпанемент, выучить его наизусть, транспонировать письменно или устно в другие тональности.
Музыкальным материалом для диктанта могут служить примеры из музыкальной литературы, специальных сборников диктантов, а также мелодии, сочиненные самим преподавателем.
Творческие задания
Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою
индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Все это вместе способствует формированию интереса к музыкальной деятельности. Творческие задания на уроках сольфеджио активизируют
слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус.
Вместе с тем необходимо творческие задания тесно связывать с основными
разделами курса сольфеджио, так как их целью является закрепление
теоретических знаний, формирование основных умений и навыков (запись
мелодий, определение на слух, интонирование).
Творческие задания можно начинать с начального этапа обучения. Детям более доступны творческие упражнения, связанные с ритмической импровизацией. Простейшие мелодические задания на начальном этапе могут состоять в
допевании (для интонирующих детей), досочинении мелодии (формирование
ощущения ладового тяготения). В дальнейшем задания могут содержать
импровизацию ритмических и мелодических вариантов, и, наконец,сочинение
собственных мелодических и ритмических построений.
Постепенно в творческие задания добавляются упражнения, связанные с
подбором и сочинением второго голоса, аккомпанемента, сначала из
предложенных звуков или аккордов, затем с самостоятельным поиском
гармонических средств (дл подвинутых групп).
Данные задания каждый педагог может разнообразить, опираясь на собственный опыт и музыкальный вкус.
Творческие задания эффективны на всех этапах обучения. Кроме того,
они помогают выявить детей, имеющих склонности к импровизации,
композиции, и направить внимание на развитие данных способностей, а
возможно, и будущую профессиональную ориентацию.
Что такое сольфеджио
Всем привет, дорогие вокалисты!
Сегоднямы с Вами пройдемся по азам сольфеджио, узнаем, что это такое и как его поэтапно правильно и грамотно изучать. Учебник пока не пригодится, все самое важное в этой статье. Итак
Сольфеджио — это дисциплина, которая предназначена для развития музыкального слуха, и изучает ноты, октавы, ключи, длительности, интервалы и т.д… Это позволяет тренировать слух музыкальными диктантами, анализами, сольфеджированием и т.п.
1. Первое, что нужно знать, — это конечно же ноты (их всего 7) и условные их обозначения.
— пример на клавишах фортепиано.
Если у вас не фортепиано, вы можете скачать приложение на телефон или на ваш компьютер, чтобы заниматься сольфеджио.
— вот пример в нотной тетради в скрипичном ключе, в первой октаве.
Что такое октава?
Октава — музыкальный интервал, состоящий из 8 ступеней! Пример:
— до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. Также не забываем о таком понятии, как звукоряд.
Звукоряд — это ряд последовательности звуков, расположенных в восходящем и нисходящем порядке в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этих знаний, но в дальнейшем они вам пригодятся.
Октавы на музыкальном инструменте фортепиано
Вы должны знать, сколько всего есть октав, нот, клавиш и их названия:
Всего на фортепиано 88 клавиш — 52 белых и 36 черных.
Кстати, в этом уроке я рассказываю, что нужно, чтобы петь ровно на всем диапазоне.
Ключи
Ключ определяет расположение нот на нотном стане в сольфеджио. Вокал для начинающих не требует знание ключей, но если вы хотите петь по нотам, это будет полезно.
Альтерация
Повышение или понижение ступени ноты.
Давайте узнаем, какие существуют знаки при ключе:
Знаки альтерации делятся на 2 типа:
Полутон — это меньшее расстояние. То есть, 2 соседние клавиши, включая и черные. Тон — это 2 полутона.
Интервалы
Итак, рассмотрим какие существуют величины интервалов:
Также величиной интервала является количество в нем полутонов и тонов. Так, между ступенями образуются следующие интервалы: Чистая прима (0 полутонов)
Если вы хотите научиться петь любые интервалы точно и громко, используйте эти видео уроки.
Длительности
Если мы слушаем песни, то улавливаем на слух, что ноты и паузы есть разной длительности. Какие-то звучат дольше, какие-то быстрее… Для того, чтобы разобраться в длительностях, нам понадобиться метроном на 60 ударов.
Итак, разберемся в названиях и обозначениях:
Вот, дорогие наши читатели, основы, которые обязательно нужно знать для вокалиста в сольфеджио. Вокал для начинающих возможен и без этого, но тем, кому хочется петь чисто интонируя и чувствовать ритм песен, это точно пригодится.
Хотите попробовать, как это работает? Просто запишитесь на бесплатный урок по Скайпу.
Желаю успехов в изучении материала! У Вас непременно всё получится!
АсСоль — Сольфеджио – что это и для чего нужно?
Сольфеджио
– что это и для чего нужно?
В музыкальном
искусстве существует такое понятие, как сольфеджио. Что это такое, для чего оно
необходимо и необходимо ли оно вообще? В этой статье мы постараемся ответить на
все эти вопросы более понятным и простым языком.
Говоря более
простыми и понятными словам, без углубления в музыкальную теорию, сольфеджио –
это пение без слов. Вместо слов, здесь используются названия нот, поэтому
фактически это можно называть пением по нотам. Но, несмотря на свою, казалось
бы, простоту, сольфеджио является настоящей дисциплиной, которую проводят в
музыкальных школах и училищах, консерваториях и т.д.
К слову,
далеко не все ученики любят эту дисциплину по той причине, что большинство
других предметов более интересны и основываются на практике и игре на
музыкальных инструментах, например.
А вот сольфеджио более направлено на
изучение нот и нотных символов, поэтому данный предмет может быть не столь
любим, как остальные.
Однако, роль сольфеджио в музыкальном образовании огромна
и неоценима.
Данный предмет
важен для развития музыкального слуха и для того чтобы слушать музыку более
детально. Изучение сольфеджио помогает не просто развить слух, но и дает
возможность научиться раскладывать каждую композицию «по полочкам».
Слушая
определенную песню, ребенок четко формирует в голове аппликатурный рисунок – из
каких нот состоит музыка, и в какой последовательности они располагаются.
Знания, полученные в этой дисциплине, делают из обычного музыканта –
профессионала.
Дисциплина
имеет две подкатегории, впрочем, как и везде – это теория и практика. На
теоретических занятиях изучается музыкальная и нотная грамота. На практических
занятиях изучаются музыкальные отрывки и произведения «на слух». После занятий
ученики сдают музыкальные диктанты, описывая в них ноты из услышанных
произведений.
Программа
музыкальных школ направлена на параллельное изучение теории и практики, в то
время как музыкальные консерватории изучают эти дисциплины отдельно.
Прежде чем
приступить к изучению дисциплины сольфеджио, ученикам необходимо выучить, как
пишутся и читаются музыкальные ноты, таким образом, изучение нотной грамоты
является обязательным условием для занятий.
Курс изучения нот длится порядка
2-3 месяцев, на уроках которого изучаются миноры, мажоры и тональности.
Сольфеджио
проводится по одному разу в неделю (реже, бывает два занятия). Длительность
одного занятия – 1 час. Кроме того, ребенок дополнительно должен заниматься
самоподготовкой в домашних условиях.
Уроки сольфеджио для начинающих в Москве
Уроки сольфеджио для начинающих — занятия, направленные на развитие музыкальной памяти и слуха.
Очень часто ее относят к разряду самых сложных уроков. Это вполне объяснимо. Дело в том, что в детских музыкальных
школах урок сольфеджио – это синтез нескольких дисциплин – теории музыки, анализа музыкальных произведений,
гармонии, полифонии и собственно – сольфеджио. В музыкальных училищах и консерваториях это уже разные дисциплины,
которые легче освоить, когда они преподаются отдельно. Вот и получается, что все это трудно для восприятия. Но это
только на первый взгляд. На самом деле, это одно из самых интересных и захватывающих занятий при обучении музыке.
Есть вечерняя и группа выходного дня. Всего в программе 5 уроков по 120 минут каждый. График занятия сольфеджио обговаривается по телефону 8 (499) 755-94-72.
Как уже говорилось выше, уроки сольфеджио для начинающих взрослых и детей – это синтез разных дисциплин. Оно предназначено для
развития музыкального слуха и выработки навыка пения по нотам. Иначе говоря – сольфеджирования, которое не отделимо
от теории музыки.
Как проходят уроки.
Первое знакомство с музыкой начинается именно с занятий на уроках сольфеджио для начинающих. Они включают в себя:
внимательное прослушивание симфонической музыки, анализ музыкальных произведений и запись несложных мелодий нотными
знаками на слух. Разучивание нотной грамоты, а затем читка с листа по нотам – обязательный аспект в методике
обучения.
Следующий этап, сольфеджирование — распевание мелодического рисунка, интервалов, аккордов и гамм по нотам, которые
пропеваются вслух. Это очень важный момент в обучении, к которому, в последующем, во время исполнения добавляется и
дирижирование.
На занятиях по сольфеджио для взрослых и детей ученик получает навыки подбора любого музыкального материала по слуху, а также учится
импровизировать и сочинять музыку.
Уроки сольфеджио для начинающих вводят в мир семи нот. И шаг за шагом приходит понимание и раскрытие самых разных и
неизведанных дотоле терминов, таких, как лад и ритм, аккорды и арпеджио. Исполнение одноголосных и многоголосных
упражнений, написания наипростейших, а со временем, и сложных мелодических и ритмических диктантов – всё это
способствует воспитанию музыкального слуха и ритма.
Пение на уроках сольфеджио.
Пение – необходимый навык, приобретаемый и оттачиваемый знаниями на уроках сольфеджио для начинающих. Преподаватель,
развивая голос ребёнка, прививает необходимость, при исполнении песни, постоянно вслушиваться в себя. Это очень
важно для чистоты интонирования и выразительного исполнения.
Кроме того, такое обучение позволяет анализировать свой
вокал и пение товарищей по точности высоты, силы звука, протяжности фразы.
То есть необходимо постоянно следить за
качеством исполнения, не допуская при этом: пения без взятия дыхания, с замкнутыми губами, едва слышного или
отрывистого исполнения.
Решая заниматься музыкой, знайте, что обучаться полезно в любом возрасте. Эта наука поможет изучить выбранную
специальность (вокал или инструмент) досконально, намного глубже вникнуть в правила и законы музыки. Для того, чтобы пройти курс сольфеджио с нуля, достаточно связаться с нами по телефону 8 (499) 755-94-72.
Посмотрите наши другие уроки, например
уроки фортепиано.
Что такое сольфеджио. Сольфеджио для гитариста
У многих людей, чей жизненный путь не проходил через музыкальную школу, есть ошибочное представление о сольфеджио. Бытует мнение, что эта наука слишком сложная, освоить которую удастся не каждому, или что она даёт недостаточно положительных эффектов, как другие музыкальные дисциплины. Всё это, далеко, не так. Такие суждения возникают при отсутствии достаточной информации об этой дисциплине.
Прогресс от занятий на любом из инструментов очевиден – это умение играть. В случае сольфеджио, результат далеко не ясный. Если сравнивать со зданием, к примеру, это относится не к каркасу, который виден на поверхности, а к фундаменту, который не видно, но без него нельзя. Курс обучения этой науке строится на закладывании основных музыкальных умений – слух и чувство ритма.
С итальянского языка термин «сольфеджио» переводится как «пение по нотам». Дисциплина направлена на развитие музыкального слуха у вокалистов и музыкантов. Именно благодаря ему, можно в полном объёме ощутить искусство, научиться сочинять и исполнять музыку.
Очень важно уметь правильно воспринимать звуки, чему и учат на уроках сольфеджио. Невозможно нормально исполнить композицию, если играешь мимо нот. Правильное восприятие звуков – надёжная гарантия изучения новых навыков за максимально короткий промежуток времени.
С чего состоит обучение сольфеджио.
1. Пение, при котором произносят название каждого звука – сольфеджирование.
Здесь только одно условие: произносим все ноты ритмически и интонационно правильно.
2. Слушаем и анализируем.
Любой музыкант обязан уметь анализировать услышанную музыку, охарактеризовать её, определить темп, структуру и ритмические нюансы.
3. Важный пункт обучения – музыкальные диктанты.
Принцип их написания напоминает типичные школьные диктанты, но вместо букв – специальные символы и ноты. Задание учеников заключается в записи на нотный стан сыгранной преподавателем мелодии, придерживаясь всех правил «музыкальной пунктуации».
Что мы получаем, обучаясь сольфеджио?
Обучение нотной грамоте и основным символам и обозначениям применяемым в записи музыки на бумагу.
Бесценный навык чистого пения, умение спеть мелодию с первого раза без репетиций.
Музыкальные диктанты тренируют умение подбирать на инструменте услышанную мелодию и записывать её нотами.
Причины, по которым «пение по нотам» не привлекает новичков.
Непонимание. Мало кому известно, сколько важных и полезных навыков обретает ученик в процессе обучения.
Не у всех хватает сил ждать результата. Чтобы получить желаемый эффект необходимо долго и усердно трудится, выполнять все необходимые упражнения.
Сложность обучения дисциплине. Обучение ориентировано на основательную подготовку музыкантов. Здесь не обойтись одним лишь пением с листа или диктантами. Дисциплина изучает огромное количество понятий, которые обязательны для каждого музыканта, желающего более углубленно изучать музыку.
Важность данного обучения для гитаристов.
Чтобы научить человека играть простые вещи на гитаре, не нужны знания нотной грамоты. Однако сольфеджио отвечает за умение понимать и осознанно исполнять музыку, слышать ноты.
Благодаря этому учению, гитарист начинает иначе видеть инструмент, знает, где какие ноты на грифе гитары находятся, как работник библиотеки знает где подходящая книга. По-другому воспринимается подбор мелодий и аккомпанемента.
Необходимость в преподавателе.
Изучить все ноты, размеры и длительности – задача для самостоятельного разбора. Тем не менее, в начале обучения необходим чуткий контроль знающего человека над каждой деталью.
Современные технологии здорово шагнули вперёд, и теперь урокам сольфеджио можно обучиться, не выходя из дома. Но, к сожалению, компьютер и интернет не смогут вовремя обратить внимания ученика на ошибки, помочь сосредоточиться и найти индивидуальный подход к обучающемуся. Поэтому гораздо эффективней будет обратиться за помощью к профессиональному преподавателю.
Освоив однажды сольфеджио, вы окончательно перейдёте с музыкой на «ты», получите умение правильно излагать свои музыкальные мысли нотами, измените подход к подбору на слух, начнёте более глубоко понимать сам язык музыки.
Что такое сольфеджио?
Сольфеджио — один из самых недооцененных предметов в музыкальной школе. В то же время, можно сказать, что это целый комплекс упражнений, целью которых является развитие навыков применения теоретической части музыки на практике и изучать такой предмет надо всесторонне и особенно тщательно.
Сольфеджио в широком смысле можно определить как пение по нотам. Кстати, стоит заметить, что данное слово образовано путем сложения названий двух нот — соль и фа, потому и звучит столь музыкально.
Для чего нужны уроки сольфеджио в школах?
Прежде всего — для воспитания музыкального слуха, для тренировки его от простой способности до мощного профессионального инструмента. Как слух обычный превращается в слух музыкантский? — с помощью практик и специальных упражнений – этим как раз и занимаются на сольфеджио.
Вопросом о том, что такое сольфеджио, часто задаются родители, чьи дети посещают музыкальную школу.
К сожалению, не каждый ребёнок в восторге от уроков сольфеджио (это естественно: обычно этот предмет ассоциируется детьми с уроками математики в общеобразовательной школе).
Поскольку процесс обучения на сольфеджио очень интенсивный, то родителям следует контролировать посещаемость этого урока своим ребёнком.
В отличии от других музыкальных дисциплин, практический результат курса сольфеджио не так явно заметен. Результат уроков фортепиано или вокала виден практически сразу – это умение играть на фортепиано, или петь.
Результат же курса сольфеджио не настолько очевиден, так как содержание этого предмета очень многогранно. Сольфеджио развивает в целом многие музыкальные навыки – музыкальный слух, чувство ритма, память, чем помогает осваивать другие музыкальные предметы.
Также на сольфеджио изучают основы музыкальной теории.
Но кроме этого результатом курса сольфеджио являются несколько очень нужных, практичных и применимых в жизни навыков.
Итак, какие же навыки могут и должны быть приобретены в результате курса сольфеджио?
1) Умение чисто спеть с листа любую мелодию. Очень полезный для жизни навык, освоив который, Вы сможете спеть мелодию любой песни из нотного сборника. Да и само по себе умение чисто петь доставит удовольствие Вам и окружающим.
2) Умение представить мысленно, подобрать на инструменте и записать правильно нотами любую услышанную мелодию. В курсе сольфеджио этот вид деятельности называется музыкальный диктант. Правда, удобное умение? Только услышали красивую мелодию – и сразу смогли ее подобрать на инструменте.
3) Умение подобрать и сыграть к любой мелодии акомпанемент. Думаю, полезность этого пункта ни у кого не вызывает сомнения, кстати, этому ученики просят научить их особенно часто.
Как и всякий предмет, сольфеджио подразумевает сначала прохождение теоретической части, однако в музыкальных школах теория неотделима от практики, и потому вскоре после изучения нотной грамоты начинается практическая часть — разучивание и пение гамм, а также номеров и упражнений с дирижированием.
При пении мелодии в сольфеджио каждая её нота называется. Сольфеджио как упражнения располагаются в сборнике с постепенным переходом от более лёгких к более трудным. Сольфеджио пишутся во всех мажорных и минорных тональностях
Исторические сведения о сольфеджио. – MMTeacher
Владимир — Ноя 23rd, 2014
В историческом процессе развития музыкального искусства большое место занимает вопрос нотации. Системы сольмизации (сольфеджирования, т. е. исполнения нотного текста голосом) во все времена были тесно связаны с различными системами нотации.
Первые нотные записи были относительными, обозначали не абсолютную высоту звуков, а отношение между звуками в различных попевках, исполняемых на любой высоте (Древний Китай, Греция, Индия, «крюки» в России).
Условность и неточность относительных систем нотации привели к необходимости разработки более совершенной системы. В результате исторической реформы Гвидо Аретинского появился точный и удобный способ записи высоты звуков при помощи нотоносца и букв, обозначающих высотное значение нотных линеек.
Система сольмизации: ут – ре- ми – фа – соль – ля – в основе была также относительной, обозначающей место этих звуков в ладу и интервалов между ними на любой высоте, но звуки-ноты уже получили свое название, и отсюда возникла абсолютная система сольмизации, т. е. пение с названиями звуков, с итал. «сольфеджио». Первоначально сольфеджио предназначалось только вокалистам и было неотъемлемой частью обучения певцов.
До XVIII века существовали два способа прочтения нотного текста – относительный и абсолютный.
В церковных хорах в основном использовалась относительная система. Развитие инструментальной музыки, требовавшее точной фиксации каждого звука привело к тому, что абсолютная система вытесняла относительную.
В 1709 году в Париже возникает натуральное сольфеджирование, т. е. применение наряду с буквенными аретинских слогов названий к соответствующей абсолютной высоте звуков До мажора.
В начале XIX века – «Сольфеджии» для Парижской консерватории (1802 год), были сочинены выдающимися композиторами того времени: Л. Керубини, Э. Мегюлем, Ф. Госсеком. Они предназначались для исполнения голосом с обязательным инструментальным аккомпанементов, нотированным в виде цифрованного баса.
Однако относительное сольфеджирование не было окончательно вытеснено абсолютным. С одной стороны, в профессиональном обучении прочно утвердилась абсолютная система, с другой – продолжали возникать разновидности относительной системы.
Во Франции в XVIII веке Жан Жак Руссо предложил «цифровую методу», заменив слоговые названия ступеней цифрами.
В Англии в этот же период развивалась система «Тоника-соль-фа», созданная С. Товер и Дж. Кервином. В ней относительная высота выражалась несколько измененными аретинскими слогами, а абсолютная – буквенными названиями, которыми пользовались для определения тональностей и в дальнейшем для связи с абсолютной нотацией.
Кервин предлагает разнообразные и оригинальные приемы работы: наглядные таблицы звукорядов, на которых показывают отдельные ступени, короткие мотивы и движение звуков в целых мелодиях; характеристики ступеней – «умственные эффекты», ручные знаки ступеней и другие приемы. В системе преобладает мажорный лад.
В Германии разновидностью относительной системы была система «Тоника-до» или система подвижного «до».
В настоящее время различные системы и методы преподавания сольфеджио имеют в своей основе те же два направления – абсолютное и относительное.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что история развития сольфеджио характеризуется борьбой двух направлений: первое берет за основу абсолютную высоту звуков в той или другой нотации и изучает сперва До мажор, а затем альтерацию звуков (вверх или вниз), приводящую к другим тональностям. И второе – относительное – изучение соотношений ступеней в ладу на любой относительной высоте.
Музыкальный онлайн колледж
В этой статье я хотел бы поговорить о том, что такое
сольфеджио с позиции обычной деятельности человека, что не является сольфеджио,
для чего нужно сольфеджио и как им правильно заниматься.
В первую очередь проведем демистификацию понятия. Название, как и многие музыкальные термины происходит из итальянского языка, в котором solfeggio буквально означает названия нот «соль» и «фа». На английском сольфеджио так и называется solfa.
Давайте подумаем о чем нам это говорит? Почему названия нот обозначаются дисциплину?
Здесь все очень просто – название подразумевает, что
основная задача сольфеджио состоит в том, чтобы научить нас называть ноты и
конечно же правильно их петь! Что является единственным возможным способом
контролируемо развивать слух.
То есть, сольфеджио это дисциплина, которая учить нас петь ноты, петь по нотам, читать ноты и петь, читать ритмы и хлопать их или воспроизводить с помощью звуков и записывать звучащую музыку на ноты.
Многие путают понятия сольфеджио и теории музыки по одной простой причине. В музыкальной школе эти предметы преподаются совместно и очень часто для удобства предмет просто называют сольфеджио, хотя правильно он называется сольфеджио и этм.
В результате чего некоторые иногда говорят, я не помню, как называется этот аккорд мне нужно повторить сольфеджио.
Это абсолютно не верно, так как сольфеджио это исключительно практическая дисциплина, главная задача которой состоит в том, чтобы развить ваш музыкальный слух.
Вторая ошибка, которую многие допускают состоит в том, что они забывают о практике, а сольфеджио без практики не приносит никакой пользы.
И здесь мы подходим к одной из самых важных причин, по которой многие не любят сольфеджио.
Когда мне было 6 лет, то большая часть окружения моих родителей и они сами твердо настаивали на моем обучении в музыкальной школе, так как все вокруг меня были профессиональными музыкантами.
И так как я уже бывал на уроках сольфеджио, в качестве наблюдателя, то единственная причина по которой я не хотел идти в муз школу было именно сольфеджио! Петь при посторонних людях, да я и петь то не умею, брррр, ужаc….
Тут важно понять, что голос это ваш ключ к развитию слуха и
освоению материалов курса сольфеджио.
Сольфеджио помогает нам выучить и освоить важнейшие аспекты
музыкального языка. Для любого языка этих аспекта 4:
В музыке их также 4! Говорение это не что иное как умение воспроизводить или петь нот. Чтение нот это умение их читать на инструменте и голосом. Слушание это умение слышать интервалы, ритмы, аккорды. Письмо это умение записать услышанное или придуманное!
Как вы думаете, можно ли освоить язык без какого либо из
этих 4 пунктов?
Например, уметь читать, писать, слушать, но говорить?
Очевидно, что нет! В музыке тоже самое. Ученые давно доказали – все, что вы можете спеть вы можете сыграть, если вы что-то не можете спеть, то и сыграть хорошо у вас это не получится.
Конечно, кроме пения, для развития слуха нужно выполнять и упражнения на слуховой анализ, писать диктанты, работать над развитием чувства ритма.
Поэтому если посмотреть более глубоко на сольфеджио, то можно увидеть, что внутри самой дисциплины существует несколько групп, например таких как развитие мелодического и тонального слуха, развитие гармонического слуха, навыки записи музыкальных диктантов, развитие ритмического слуха, а также ансамблевого слуха, внутреннего слуха.
Если вы читали биографии известных музыкантов, то скорее всего знаете, что они очень много времени потратили на съем чужих композиций. По сути, это и есть занятия сольфеджио, только в очень неэффективном, кустарном виде.
Почему: спросите вы?
Целенаправленные занятия по сольфеджио дают результаты уже через 1 год обучения. Для того, чтобы развить слух до такого же уровня занимаясь методом съема вам понадобится, 2-3, а может и больше лет. При этом, если снимать музыку бессистемно и не записывать ее на ноты, то КПД будет еще ниже.