Что значит собрать горящие уголья на голову

Горящие угли на голову.

СОБРАТЬ ГОРЯЩИЕ УГЛИ НА ГОЛОВУ ВРАГА…

Есть в Священном Писании один примечательный текст, о котором специалисты склонны поспорить. Вообще, в Писании примечательных текстов много, но я имею ввиду этот: «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, делая сие, ты соберешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе». (Притчи Соломона 25:21-22).

Как понимать эти слова из Ветхозаветной книги? Что значат горящие угли, которые человек соберет на голову своего врага? С одной стороны, покормить голодного и напоить жаждущего, даже врага, означает сделать хорошее, доброе дело. Но, разве из данного текста не выходит, что мы кормим врага совсем не для того, чтобы сделать ему хорошо? Ведь вряд ли кто-нибудь всерьез начнет говорить, что горящие угли на голову представляют собой доброе дело. Скорее они будут страшной местью, жестоким наказанием, не так ли?

Древний читатель Священных книг, не знавший ничего, кроме закона Моисея, когда видел такие слова Соломона об углях на голову врага, по всей вероятности, воспринимал их как некое специальное руководство к действию, направленное против своего врага. По-видимому, совет накормить голодного врага древними евреями понимался как дополнительный шанс одержать победу над врагом, ведь их закон повелевал врагов поражать, причем, всеми способами. Достаточно вспомнить, например, как о врагах высказывался отец мудрого Соломона, вдохновенный царь Давид, горячий сторонник закона. Приведу лишь пару стихов: «Услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно». (Псл. 6:10,11).

Де-факто Закон Моисея подразумевал враждебность к врагу. По смыслу на основе Закона Израильтянину с младенчества внушалась ненависть к врагам. Это показал Сам Господь в Нагорной проповеди, когда учил: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших…». (Матфея 5 гл).

У исполнителей Закона Моисея не было, и быть не могло духовного иммунитета против грехов. Их праведность строилась на внешнем исполнении буквы Закона. Закон Моисея не предполагал внутреннего изменения, или перерождения личности. Он лишь диктовал правила, постановления, которые народ обязан был выполнять. Натуру человека Закон Моисея не исправлял.

Парадоксальным образом, без ненависти к врагам древний народ Израиль не смог бы существовать. Ненависть к врагам в то время служила Израилю защитной стеной, спасением от мерзости окружающих народов. Какие-либо контакты с другими народами сразу приводили к печальным последствиям, ибо уводили народ к идолопоклонству и скотскому разврату. Достаточно вспомнить случай в Ситтиме, когда Израиль вступил в «дружеские отношения» с «дочерями Моава». Там, как известно, дело едва не закончилось гибелью всей нации. Потом, чтобы физически сохранить народ, Господь сказал Моисею: «Враждуйте с Мадианитянами, и поражайте их». (Числа 25:16,17).

Для нас, учеников Христа в данном тексте однозначно видна забота о врагах. Но, с позиции древних Израильтян, в этом параграфе Закон говорит скорее о волах и ослах, чем об их владельцах-врагах.

В целом Закон содержал немало пунктов о животных и даже о растениях. Например, запрещалось во время осады какого-то города вырубать или портить фруктовые деревья, растущие вокруг. Причем, о дереве говорилось явно в сочувственном тоне: «…Дерево не человек, чтобы могло уйти от тебя в укрепление». (Второз. 20:19).

Нельзя было впрягать в одно ярмо быка и осла. Осел не потянул бы наравне с волом. (Второз. 22:10). В другой статье Закона говорилось: «Не заграждай уста волу, когда он молотит». (Второз. 25:4). В общем смысле Закон запрещал быть жестоким к животным.

А древним Израильтянином сотрудничество с врагом в случае помощи волам и ослам вполне могло и не восприниматься, как жест примирения с врагом, а всего лишь как предписанное Законом проявление милосердия к измученному животному.

В целом, представляется, что слова мудрого Соломона, учившего «накормить и напоить» врага, для древнего читателя могли значить, что врагу нужно сделать плохо любым способом. Таково мое предположение, которое, на мой взгляд, имеет много доказательств. В древнем Израиле, при законе Моисея, у народа не было никаких оснований для иных рассуждений о своих врагах. У ревностных исполнителей Закона в отношении врагов стучала мысль, сказанная Моисеем: «И будете прогонять врагов ваших и падут они пред вами от меча. Пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча». (Левит 26:7,8). Данные слова, кстати, до сих пор мучают и вводят в заблуждение ортодоксальных законников.

ПОУЧЕНИЕ СОЛОМОНА И ХРИСТИАНЕ.

В связи с приведенными словами Соломона об углях на головах врагов, для современных исследователей Писания возникла проблема. Именно эти слова Соломона, о горящих угольях, процитировал апостол Павел в своем послании к христианам в Риме. (Римл. 12:20). Но ведь ученики Христа никому не делают ничего плохого!

Апостол не просто процитировал данные слова. Он привел их как руководство к действию для учеников Христа. Одновременно, апостол Павел их разъяснил.

В отличие от Закона Моисея, запрещавшего народу контакты с другими народами, Закон Христа предписывает ученикам Христа общение с другими народами. Почему так? Ответ в Евангелии.

Учение Христа меняет человека. Христианин становится праведником не от исполнения каких-то церемоний и обрядов, а от внутреннего изменения своей личности, от рождения свыше. Учение Христа прививает человеку мощнейший иммунитет к злу, царящему в мире. Потому Христов человек может свободно проповедовать истину грешнику и сам не заразиться грехом. На него грех собеседника не передается, как он передавался на древнего Израильтянина, контактировавшего с иноверцем. Внутренне древний Израильтянин был точно таким, как и его языческий собеседник. Стоило ему чуть отклониться от буквы Закона, как он сразу же скатывался в болото идолопоклонства. Ученик Христа внутренне другой. Он жив Духом. На него грехи не верующих не влияют. Потому он может накормить голодного и напоить жаждущего врага. Но не для того, чтобы его поразить, а именно для того, чтобы попытаться врага превратить в друга.

Древний писатель Библии применил очень сильное выражение: «Соберешь ему на голову горящие угли». Мощный оборот речи! Огонь, горящий на голове, невозможно проигнорировать, оставить на потом. Он вынуждает к немедленным и решительным действиям.

Таким оборотом речи нам показана сила добра, добрых дел. Показано, как добро действует даже на врагов. Как огонь углей на голове!

…Они думали, что ученик Христа их враг, но потом они увидели, поняли, что христианин есть не враг, а друг. Для них такая информация, или такое открытие стало горящим углем на голове.

Доподлинно неизвестно, какой смысл вкладывал Соломон в свои слова. Он ведь жил по Моисееву закону и не знал Учения Христа. Он лишь говорил под вдохновением. Есть основание полагать, что Соломон отнюдь не заботился о врагах. Например, вот, что писал Соломон главой ранее: «Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется; иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой». (Притчи 24:17,18).

То есть, мы видим, что в данном наставлении Соломон думает совсем не о моральном облике своего читателя, и не призывает его быть милосердным к врагам. У Соломона принципиально иная цель. В данном тексте Ветхозаветный проповедник призывает не радоваться падению врага не для того, чтобы помочь врагу, а для того, чтобы врагу помощь не пришла!

В глубинном смысле такие слова Соломона показывают ущербность Моисеева закона и необходимость Учения Христа. По-видимому, для этой цели Соломон и был вдохновлен их записать.

Лишь апостол Павел раскрыл нам смысл древних вдохновенных слов об углях на головах врагов. Апостол учит быть мирными с врагами. Не факт, что враги перестанут с нами враждовать. Но с нашей стороны мы должны предпринять шаги, чтобы примириться. Павел говорит: «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Римл. 12:17-21).

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Рим. 12:20

Свт. Иоанн Златоуст

Аще убо алчет враг твой, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его. Сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его

Павел, го­ворят, отклоняя от гнева и убеждая быть кроткими и добрыми к ближним, еще более раздражает их и располагает к гневу. В самом деле, в словах: «если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его», содержится заповедь прекрасная, исполненная любомудрия и полезная как для делающего, так и для получающего это; но следующие затем слова приводят в великое недоумение и, по-видимому, не согласны с мыслью, выра­женною в первых. В чем же это? В том, что он говорит: «делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья». Этими словами, говорят, он причиняет вред и делающему и получающему благодеяние, обжигая голову последнего и налагая на нее горя­чих угольев. В самом деле, может ли быть столько добра от напитания и напоения, сколько зла от наложения кучи угольев? Таким образом, и получающему благодеяние, говорят, он де­лает зло, подвергая его большему наказанию, а с другой сто­роны и оказывающему благодеяние причиняет вред, потому что и последний какую может получить пользу от благодеяния вра­гам, если будет делать это в надежде навлечь на них нака­зание? Кто питает и поит врага для того, чтобы собрать горячие уголья на голову его, тот не может быть человеколюбивым и добрым, но бесчеловечен и жесток, – посредством малого благодеяния причиняя невыразимое мучение. Что, в самом деле, может быть жесточе питающего для того, чтобы собрать горячие уголья на голову питаемого? Таково возражение. Теперь надобно предложить и разрешение, чтобы ты из того самого, что, по-видимому, унижает слова заповеди, ясно увидел всю мудрость законодателя. Какое же это разрешение?

Хорошо знал этот великий и доблестный муж, что тяжелое и трудное дело – скоро примириться с врагом, тяжелое и труд­ное не по своему свойству, но по нашему нерадению. Притом он заповедал не только примириться, но и напитать, что го­раздо тяжелее первого: если некоторые, только видя своих оскор­бителей, ожесточаются, то как они решились бы напитать их алчущих? Но что я говорю: видя? Если кто напомнит об них и произнесет одно только имя их, то растравляет рану в душе нашей и усиливает раздражение. Поэтому-то Павел, зная все это и желая неудобоисполнимое и трудное сделать удобным и легким, и расположить того, кто не хочет даже видеть сво­его врага, сделаться его благодетелем, прибавил «горящие уголья», чтобы он, побуждаясь надеждою наказания, решился на благо­деяние оскорбившему его. Как рыбак, закрыв уду со всех сторон приманкою, бросает ее рыбам, чтобы они, прибегая к обычной пище, удобнее были пойманы и удержаны, так точно и Павел, желая расположить обиженного делать благодеяние обидевшему, предлагает не пустую уду любомудрия, но, закрыв ее горячими угольями, как бы некоторою приманкою, надеждою наказания склоняет оскорбленного к благодеянию оскорбителю; а когда тот уже склонился, то удерживает его и не допускает уда­литься, так как самое свойство дела привязывает его к врагу, и как бы так говорит ему: если ты не желаешь по благочестию напитать обидчика, то напитай по крайней мере в надежде на­казания. Он знает, что, если тот приступит к такому благодеянию, то будет начат и продолжится путь к примирению. Никто, ведь никто не может иметь врагом того, которого он питает и поит, хотя бы вначале он и делал это в надежде наказания. Время в своем течении ослабляет и силу гнева. И как рыбак, если бы бросил пустую уду, не поймал бы рыбы, но, закрыв ее, незаметным образом внедряет уду в уста приближающегося животного, так и Павел, если бы не предло­жил надежду наказания, не убедил бы обиженных приступить к благодеянию обидевшим. Поэтому желая тех самых, кото­рые уклоняются, негодуют и раздражаются при одном взгляде на врагов, склонить к величайшим благодеяниям для них, он предложил «горящие уголья» – не для того, чтобы подвергнуть тех неизбежному наказанию, но чтобы, убедив обиженных на­деждою наказания оказывать благодеяния врагам, убедить их с течением времени оставить и весь свой гнев.

Так он утешил оскорбленного; посмотри же, как он примиряет и оскорбившего с обиженным. И во-первых – са­мым способом благодеяния, потому что никто не может быть так низок и бесчувственен, чтобы, получая питье и пищу, не захотел быть рабом и другом того, кто делает это для него; а во-вторых – страхом наказания. По-видимому, к питающему обращает он слова: «делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья»; но преимущественно они направлены против оскорбителя, чтобы по страху наказания он не остался навсегда врагом, но, зная, что пища и питие весьма много могут повредить ему, если он останется постоянно при своей вражде, прекратил бы гнев. Таким образом, он в состоянии будет погасить горячие уголья. Так наказание и предстоящее мучение располагает оскорблен­ного благотворить оскорбившему, и оскорбителя устрашает, исправляет и заставляет примириться с тем, кто питает и поит его. Следовательно, двойными узами он соединяет обо­их их между собою, – узами благодеяния и наказания.

Трудно начать и сделать приступ к примирению; а когда он сделан каким бы то ни было образом, тогда все последующее будет легко и удобно. Хотя бы оскорбленный сначала питал своего врага в надежде наказания ему, но, чрез самое питание сде­лавшись его другом, он может отвергнуть желание наказания, потому что сделавшись другом, он уже не станет питать при­мирившегося с ним в таком ожидании. Также и обидчик, видя, что обиженный вознамерился питать и поить его, поэтому самому и по страху предстоящего ему наказания, оставит всякую вражду, хотя бы он был тысячекратно жесток, как железо и адамант, стыдясь благорасположенности питающего и опасаясь предстоящего ему наказания, если и по принятии пищи он оста­нется врагом.

Беседа против непришедших в собрание.

Свт. Феофан Затворник

Аще убо алчет враг твой, ухлеби его: аще ли жаждет, напой его. Сие бо творя, углие огненное собираеши на главу его

Вот слова блаженного Феодорита: «указав Судию и объявив праведное Его определение (ибо сие означают слова: Мне отмщение, Аз воздам), Апостол повелевает мужественно переносить наносимые обиды, обидчикам воздавать не обидами и неприязненным доставлять потребное для них. Ибо сие соплетает венцы любомудрым, а обидчикам увеличивает наказания. Впрочем, надобно знать, что не для того надлежит услуживать неприязненным, чтобы понесли они большие наказания. Ибо божественный Апостол привел слова сии с намерением угасить раздражение в обиженном, а не на то покушаясь, чтобы добром увеличить зло». Вот слова Амвросиаста: «не предоставлять только Богу отмщение заповедует Апостол, но и оказывать благодеяния врагам; чтобы показать, что мы не делами своими наделали себе врагов, когда, для укрощения их враждебности, стараемся победить их услугами им. Если они ожесточатся во враждебности своей, по нечестию ума своего, то наши им услуги послужат к большему им наказанию; а может быть, будучи тронуты усердностию наших услуг, они оживут благорасположением к нам, как иногда разгораются замершие уголья. Итак, желая сделать нас совершенными и научить не только самим себе, но и другим стяжевать жизнь вечную, Господь чрез Соломона не только запрещает отмщать врагам нашим, но убеждает благорасположением к ним и делами, тому соответственными, возвращать их к дружбе». Вот слова блаженного Фотия у Экумения: «не с тем благотвори обидевшему, чтобы большее навлечь на него наказание. Это в утешение тебе некое сказано, что, насыщая и напаяя его, углие огненное собираешь на главу его, а не затем, чтобы с этим именно чувством и добро ему сделать. Пусть Бог по тому случаю, что ты благотворишь врагу, больше прогневается на него, в отмщение за тебя, и огнь искушений и озлоблений, устроенных им для ближнего, обратит на главу его: но ты не с той целию благотвори ему, чтоб увидеть его подверженным такой беде, иначе ты окажешься побежденным от зла. И будет, что тот ничего более не постраждет, что следовало ему пострадать, а ты потеряешь мзду, быв побежденным от зла. И еще более того, — если Бог увидит в тебе такое намерение, то и отмщать за тебя не станет. Ибо за доброго и кроткого, когда его обижают, Он отмщает, а не за того, кто сам за себя отмщает гневом и зложелательным расположением, чрез доброе дело благотворения злоумышляя против оскорбившего его и желая видеть его разорившимся. Итак, благотвори, чтобы победить благим злое и быть сыном Отца Небесного, как сказал Господь».

Толкование послания апостола Павла к Римлянам.

Прп. Ефрем Сирин

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Прп. Исидор Пелусиот

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Итак, если дело само по себе обращается в наказание, да и делается оно с тем, чтобы прилагать новое мучение (не заслуживают внимания те, которые слова приточника объясняют так: «согреешь в нем владычественный ум и заставишь его воспрянуть»; ибо тогда Приточник не сказал бы о крайности голода, но повелел бы пользоваться сим во всякое время), то я со своей стороны удивляюсь не тем, которые так поступают, но тем, которые, видя врагов в благоденствии, не негодуют на них, но хвалят их и молятся о них, как предписывает новое любомудрие, говоря: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф. 5:44). Ибо там смиряет нужда, а здесь испытывается одно сердечное расположение. Если же и Апостол употребил древний совет, то для всякого явно, что слово его было к несовершенным.

Творения. Том II.

Прп. Максим Исповедник

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Что означает загадочное речение из Притчей: Если голоден враг твой, накорми его, если жаждет,напои его. Ведь, делая это, ты соберешь горящие угли на голову его (Притч. 25, 21-22: LXX)?

Врагом нашей души является наше тело, которое всегда сражается с нами, поднимая мятеж страстей. Если мудрование плоти, мучимое совестью, голодает, то есть простирается к спасению, или жаждет Божественного знания, то должно накормить его посредством воздержания и трудов и напоить изучением Божественных речений. Таким образом на его голову, то есть на ум, собираются горящие угли — Божественные и духовные помышления.

Вопросы и затруднения.

Блаж. Августин

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Апостол говорит: Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья (Мф. 5:44). И многим может показаться, что он противоречит тому, чему учит Господь: любить врагов наших и молиться за гонящих нас; или даже тому, что сам апостол говорит выше: Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте и никому не воздавайте злом за зло. Что же это за любовь, когда [врага] кормят и поят, чтобы собрать ему на голову горящие уголья, если «горящие уголья» в этом месте обозначают тяжелое наказание? Потому сказанное следует понимать так, что мы подтолкнем того, кто приносит нам вред, к раскаянию тем, что сделаем ему добро. Эти горящие уголья служат для разжигания, то есть для терзания, духа его, который подобен голове души, в которой все зло выжигается, когда человек обращается к лучшему через раскаяние. Эти уголья подобны тем, что упоминаются в Псалмах: Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? Изощренные стрелы сильного, с горящими углями дроковыми (Пс. 119:3-4).

Некоторые темы из Послания к Римлянам.

Блаж. Иероним Стридонский

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Кто сам за себя мстит, не заслуживает мщения Господня за него.

Книга третья против сочинений Руфина.

Так поступая, ты соберешь врагу на голову горящие угли, но не в проклятие и осуждение, как думают многие, а в исправление и покаяние, чтобы выжечь в нем холодность и чтобы он, побежденный благодеяниями, перестал бы быть врагом любви.

Беседы против пелагиан.

Если враг твой причинит тебе зло, а ты сделаешь ему добро, то соберешь горящие угли на голову его; иначе говоря, очистишь его от пороков и выжжешь в нем зло, дабы обратить его к покаянию.

Трактат на Псалмы.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Здесь требует от вас высшей степени любомудрия. Что я говорю, рассуждает, должно жить в мире? Я повелеваю даже благодетельствовать. Сказал: ты соберешь ему на голову горящие уголья, снисходя малодушию оскорбляемых; ибо всего приятнее для человека видеть врага наказанным. Как бы так говорит: ты желаешь отомстить ему? Благотвори ему; в таком случае ты отомстишь ему гораздо сильнее. Поэтому и сказал: соберешь ему на голову горящие уголья, обозначая этим сильное наказание. В этом смысле и выше сказал: дайте место гневу Божию (Рим. 12:19).

Толкования на послание к Римлянам.

Ориген

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Именно это и Господь предписывает в Евангелиях (см. Мф. 5:42). На первый взгляд, смысл этих слов, в соответствии со сказанным выше, заключается в том, чтобы не только не воздавать своим врагам и обидчикам злом за зло, но оказывать им добро. Тем самым мы собираем на них кару суда Божиего: поистине справедливо будет покарать их, если пред Богом будет заявлено, что они причиняли зло тем, от кого получали добро. Но посмотрим, не содержится ли в этой заповеди какого-нибудь более глубокого смысла. Так, Иеремия тоже говорит грешнице, дочери вавилонской: «Есть у тебя горящие уголья; сядь рядом, они будут тебе в помощь» (Ориген ошибочно приписал Иеремии слова Исайи; прим. ред.). Быть может, и здесь эти горящие уголья, которые мы собираем на голову врага, собираются ему в помощь. Ибо может случиться, что свирепый и варварский дух врага, увидев нашу доброту, человечность, любовь и милосердие, почувствует угрызения совести и раскается в содеянном; и от того зажжется в нем некий огонь, который будет мучить и жечь его совесть за совершенное им.

Комментарии на Послание к Римлянам.

Амвросиаст

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Павел показывает, что мы должны не только предоставлять отмщение Богу, но и делать врагам добро, показывая этим, что врагов сих мы имеем не из-за совершенных нами поступков. Мы, скорее, пытаемся отвратить их от зла тем, что служим им. Если по бесчестию своему они и далее пребудут во зле, служение наше будет к наказанию их; или же, тронутые услужливостью нашей, они оживут, как потухшие угли. Чтобы сделать нас настолько совершенными, чтобы мы не только самих себя, но и других вели к жизни вечной, Господь не только запрещает мстить врагам, но и призывает нас стремиться к дружбе со всеми (см. Мф. 5:38-48).

Комментарий на Послание к Римлянам.

Констанций

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

В этом месте Павел учит, что мы должны подражать Богу, Который повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми (Мф. 5:45). Ведь когда мы кормим и поим врага, мы побуждаем его к миру и примирению. Если же он упорствует во зле, то сам соберет себе на голову горящие угли.

Комментарий на Послание к Римлянам.

Лукуленций

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Немало тех, что кормят своих врагов для того, чтобы возложить на них горящие угли, то есть кары. Ибо кто таким образом кормит или поит своего врага, не его любит, а себя. Но не так мы должны кормить или поить своего врага, а скорее так, чтобы обратить его к себе. Чтобы тот, кто прежде ненавидел нас, возлюбил нас. Кто так любит врага своего, тот собирает ему на голову горящие угли, то есть милосердную любовь. Ибо угасшие угли, если положить их рядом с горящими, обычно воспламеняются.

Комментарии.

Лопухин А.П.

Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья

Соберешь ему на главу горящие уголья, т. е. приуготовишь ему горькое раскаяние и стыд, который будет жечь его, как уголья (Августин, Иероним, Амвросий и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *