Что значит смысловые отношения
Смысловые отношения в предложении
Смысловые отношения в предложении
Смысловые отношения устанавливаются в словосочетании, между членами предложения, выраженными оборотами, между частями сложного предложения.
Субъектное — значение отношения предмета к действию, которое совершает сам предмет, или к состоянию, характеризующему предмет.
Объектное — значение отношения предмета к действию, которое направлено на этот предмет.
Определительное (атрибутивное) — значение отношения одного предмета к другому с характеристикой по признаку, действию, свойству.
Обстоятельственное (определительно-обстоятельственное) — значение отношения с характеристикой места, цели, причины и т.д.
Смысловые отношения связаны с видом синтаксической связи:
— грамматическая основа субъектно-предикативные (в некоторых односоставных предложениях субъект не выражен формально) В классе жарко.
— обособленные члены полупредикативные (знач. добавочного сообщения) Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.
— однородные члены равноправия Мальчик купил книгу и тетрадь.
— уточняющие члены пояснительные Там, вдали за рекой.
— парцеллированные члены присоединительные Продается квартира. Недорого.
— вводные единицы соотносительные Зима, к счастью, была не очень холодной.
— обращение контакто-устанавливающие Девушка, скажите, пожалуйста, который час?
— комплетивные (восполняющие) отношения устанавливаются в словосочетании, в котором главное слово является информативно недостаточным и нуждается в обязательном смысловом распространении (дополнении): три студента, надо заниматься, кто-то незнакомый, один из вас, лень вставать
Между частями ССП смысловые отношения связаны с видами сочинительных союзов с учетом их частных значений, например в ССП с противительными союзами: а (сопоставительные), но (ограничительные), да (=но), зато (возместительные), однако (противопоставительные).
В БСП смысловые отношения определяют пунктуацию.
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Смысловые отношения в ССП
Тест на тему Смысловые отношения в сложном предложении
Тест на тему Смысловые отношения в словосочетания
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Предложение в табл.“ “Синтаксический разбор«
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Что значит смысловые отношения
СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТИМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО О СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Между частями сложного предложения устанавливаются определённые смысловые отношения. В сложносочинённых предложениях — одновременность или последовательность событий, взаимоисключение, противопоставление. В сложноподчинённых предложениях придаточная часть может указывать на причину, условия, цель тех событий, о которых говорится в главном предложении.
В союзных предложениях смысл отношений между чатями сложного предложения выражается отчётливо, так как выявляется с помощью союзов. Например, союз если указывает на условие, потому что — на причину, но — на противопоставление: Потом дождь прекратился, но всё вокруг стало тёмным, отяжелело, приникло к земле (В. Закруткин).
При бессоюзной связи смысловые отношения между частями сложного предложения выявляются из содержания, передаются с помощью интонации, а на письме — с помощью пунктуационных знаков: запятой, точки с запятой, двоеточия и тире.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении передают перечисление событий, фактов и т. п. В устной речи эти отношения передаются интонацией перечисления. Точка с запятой употребляется в том случае, если простые предложения слабо связаны по смыслу или в них уже есть запятые: Тускло-жёлтый огромный самовар шипел и сипел на столе; горшок герани торчал перед окошком; на стёклах чернели замасленные картинки (И. Тургенев).
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении передаёт отношения пояснения, причины, изъяснения (можно подставить союзы потому что, что, поэтому, слова и увидел, и услышал, и почувствовал, а именно). Второе предложение поясняет, объясняет причину или дополняет содержание первой части. В устной речи эти отношения передаются интонацией пояснения: Светлана поняла: она не заснёт из-за этой монотонной навязчивой капели (В. Токарева).
Тире в бессоюзном сложном предложении указывает на время, условие, следствие, противопоставление (можно подставить союзы и, а, но, так что, когда, если. В устной речи эти отношения передаются интонацией противопоставления: Служить бы рад — прислуживаться тошно (А. Грибоедов).
Словарь лингвистических терминов:
Изъяснение — пояснение.
1. Высказывание на лингвистическую тему
Работа в группах. Как определить, каким пунктуационным знаком надо разделить части сложного предложения? Используя материалы параграфа, укажите, по каким приметам можно распознать необходимость постановки знака. Своп рекомендации зафиксируйте в виде правила, памятки, алгоритма, схемы, условного рисунка. Примеры можно брать из упражнения 2.
Проведите защиту наших работ в группах. Самые эффективные рекомендации предложите классу.
2. Обучающее списывание
І. Выразительно прочитайте предложения. Обоснуйте постановку знака препинания между частями
сложного предложения. Для этого укажите какие смысловые отношения между ними, какой интонацией эти
ІІ. Спишите предложения. Подчеркните в них грамматические основы. Над знаком препинания, разделяющим части сложного предложения, над союз или союзное слово, с помощью которого можно соединить части сложного предложения.
1. Шумел вершинами лес, в просветах виднелось бледно-голубое небо, вспыхивали листья осин (Ю. Казаков). 2. Я стремился к людям, меня радовала жизнь, я искал друзей, любви, счастливых встреч (М. Зощенко). 3. Вскоре я понял: мы заблудились (Ф. Искандер) 4. В начале августа у всех испортилось настроение: стало известно, что Оля уезжает (А. Алексин). 5. Я сидел на берегу и думал только об одном: только бы эта рыба не клевала сегодня (В. Медведев). 6. Листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их давно уже никто не поливал (А. Алексин). 7. Поспешишь — людей насмешишь (Пословица). 8. Сам не научишься — никто не научит (Пословица). 9. Перемелется — мука будет (Пословица). 10. Пронесётся ветерок, за версту услышишь, как цветёт липа (В. Солоухин).
3. Объяснительное письмо
І. Выразительно прочитайте предложения. Укажите части сложного предложения. Проведите наблюдение:как они связаны по смыслу. Даёт ли «смысловой разлом» основание для постановки между ними точки с запятой?
1. Ни одна собака не лаяла дома мерцали лунными окошками (В. Белов). 2. Листья облетели вороны на деревьях кричат так неприятно (И. Гончаров). 3. Алые облака плыли по небу красные капли росы падали с ивы в воду (В. Солоухин). 4. Над цветущим полем льна даже пчёлы летают неторопливо жаворонок сзывает всех подивиться на него (В. Астафьев). 5. Вода блестела на песчаном дне были видны дорожки (К. Паустовский). 6. На сухой липе обломился сучок и упал на дорожку из-за сарая потянуло запахом мокрого орешника. 7. Степь над батареей уходила за балку ветер наносил прогорклым жаром калёного железа (Ю. Бондарев).
ІІІ. Работа в группах. Каждый участник группы анализирует одно предложение, обосновывая необходимость постановки в нём точки с запятой.
С п р а в к а. 1) Редкие, словно хуторки; 2) видно всё насквозь; 3) распространяя красные круги; 4) звеня над полем; 5) как чёрное стекло; проложенные улитками; 6) цепляясь за ветви; 7) усеянная очагами огня.
4. Анализ учебного материала
ІІ. Спишите. Над двоеточием надпишите союз или слово, с помощью которого можно проверить правильность постановки двоеточия.
1. Такого зрелища он не ожидал: вода застилала свет из края в край (Ч. Айтматов). 2. Днём в саду было тихо: беспокойные птицы улетели на юг (К. Паустовский). 3. До сих пор я осени почти не замечал: в саду ещё не было запаха прелой листвы, вода в озёрах не зеленела, и жгучий иней ещё не лежал по утрам на крыше (К. Паустовский). 4. Дверь была заперта: или занятия в лаборатории уже кончились, или их вообще в этот день не было (Ю. Сотник). 5. Что-то глухо стукнуло: с яблони слетело яблоко (Ф. Искандер). 6. Пришёл Грушницкий и бросился мне на шею: он произведён в офицеры (М. Лермонтов). 7. Остаётся одно средство: рассказывать новости (М. Лермонтов). 8. Я взошёл в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю её мебель (М. Лермонтов). 9. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо него и скрылся (Л. Лермонтов).
5. Синтаксические синонимы
І. Прочитайте предложения. Объясните постановку знаков препинания. Докажите, что это сложноподчинённые предложения.
ІІ. Восстановите предложения из произведения М. Лермонтова «Герой нашего времени». Прочитайте предложения, исключая из них союзы и союзные слова. Какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки двоеточия в преобразованных предложениях? Запишите предложения, разделяя части бессоюзного сложного предложения двоеточием.
1. Писать я не мог долго, потому что тайное беспокойство мною овладело. 2. Он на пороге остановился, потому что ему хотелось пожать мне руку. 3. Княжна упрашивала свою маменьку не скупиться, потому что этот ковёр так украсил бы её кабинет. 4. Напрасно я им откликнулся, потому что они б ещё с час проискали меня в саду. 5. Пойду к Елизаветинскому источнику, потому что там, говорят, утром собирается всё водяное общество. 6. Одно было в нём нехорошо, что ужасно падок был на деньги. 7. В эту минуту у меня в голове промелькнула странная мысль, что, подобно Вуличу, я вздумал испытать судьбу. 8. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок, поэтому нужны горькие лекарства, едкие истины.
6. Анализ учебного материала
І. Работа в парах. Выразительно прочитайте предложения. Определите, какие интонационные и смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире в данных предложениях. Устно преобразуйте бессоюзные сложные предложения в сложносочинённые с помощью союзов и, а, но. Спишите предложения. Над тире надпишите подходящие по смыслу союзы и, а, но.
ІІ. Проанализируйте материалы упражнения: какие интонационныеи смысловые признаки указывают на необходимость постановки тире? Какой приём проверки тире вы можете предложить?
7. Восстановление предложений
Прочитайте предложения. Замените сложносочинённые предложения бессоюзными. Бессоюзные сложные предложения запишите. Какие признаки указывают на необходимость постановки тире между частями бессоюзного сложного предложения?
1. На улице ветер, и всё качается, стонет, гремит (К. Паустовский). 2. Дунул ветер, и всё дрогнуло, ожило, засмеялось (Максим Горький). 3. Оперился птенец, и лети на все четыре стороны (Максим Горький). 4. Я был скромен, а меня обвиняли в лукавстве (М. Лермонтов). 5. Я говорил правду, а мне не верили (М. Лермонтов). 6. Правды надо держаться, а истину искать (М. Пришвин). 7. Пробовал идти пешком, но ноги мои подкосились (М. Лермонтов). 8. Я зашёл в первую избу, отворил двери в сени, окликнул хозяев, но никто не ответил мне (И. Тургенев). 9. Быстро стемнело, и дорогу мы различали с трудом.
8. Домашнее задание
Вариант 1. Спишите текст. В каждом предложении подчеркните ключевые слова.
Вариант 2. Напишите сочинение-миниатюру о том, что вы считаете главным в жизни человека. Своё мнение обоснуйте.
Самое лучшее, на мой взгляд, что придумал человек, для того чтобы сделать свою жизнь красивой и счастливой, — это создание семьи. Именно тогда люди стараются и учатся жить в гармонии друг с другом и с самим собой. А самое главное — учатся жить вместе с кем-то, постоянно идти на компромиссы, учитывать интересы другого человека: ведь в семье невозможно жить, думая только о себе и своих желаниях.
Так что мы учимся в семье многому: твёрдости и в то же время уступчивости, мягкости, терпимости. Вот эта самая взаимная терпимость, наверное, и есть самое высокое проявление человеческого духа и воли. И со стороны мужчины, и со стороны женщины. И только такие отношения, как мне кажется, могут называться высоким словом «Лю бовь».
Смысловые отношения в словосочетаниях
Словосочетания по смысловым отношениям между компонентами делятся на 5 видов.
Атрибутивные (определительные) отношения
Главное слово называет предмет, отвлеченное действие или отвлеченный признак, а зависимое слово дает характеристику этому предмету, действию, признаку. Такие смысловые отношения выражаются при помощи смыслового вопроса от главного слова к зависимому: какой? как? каким образом? в какой степени?
Примеры: вкусный компот, буран с севера, звезды с неба, возможность приехать, искренне радоваться.
Объектные отношения
Главное слово действие или признак, а зависимое — предмет или лицо, то есть объекты, охваченные действием или признаком. При таком типе отношений используются смысловые вопросы косвенных падежей.
Примеры: вызывать родителей, воспитание мужества, заклеивая камеру, попросить уйти, далекий от реальности.
Обстоятельственные отношения
Главное слово называет действие, а зависимое слово называет обстоятельство, при котором протекает это действие. Зависимое слово отвечает на вопросы: каким образом? когда? где? куда? почему? с какой целью?
Примеры: приехать вовремя, поет из-за грусти, поздоровался из вежливости.
Субъектные отношения
Главное слово обозначает отвлеченное действие или признак, а зависимое слово в родительном падеже обозначает того, кто совершает действие или обладает признаком.
Примеры: чириканье воробьев, блеск огней, приезд комиссии.
Зависимое слово может использоваться в дательном падеже со значением субъекта. Примеры: маме весело, братику больно.
Данные словосочетания легко перестроить в предложение, а родительный и дательный падеж заменить именительным падежом: чириканье воробьев — воробьи чирикают.
Комплетивные (восполняющие) отношения
Значение главного слова требует восполнения от зависимого слова своего значения. Наблюдается в цельных словосочетаниях, в которых нельзя поставить смысловой вопрос.
Отношения между компонентами словосочетания
Отношения между компонентами словосочетания
Смысловые отношения
атрибутивные (определительные какой /, чей?) главное слово существительное
обозначает предмет зависимое слово — любая часть речи обозначает признак: красивая мама, твоя книга, брат подруги
субъектные какой? главное слово существительное (отглагольное) обозначает действие зависимое слово сущ. в Р.п. (кого? чего?) обозначает субъект, который выполняет действие, названное сущ., гл. словом: бег спортсмена, разлив реки, приезд брата
объектные (вопросы косв.падежей)
главное слово — глагол обозначает действие
зависимое слово — существительное, местоимение обозначает объект, на который направлено это действие: купить книгу, написать письмо
зависимое слово сущ., местоим. (чем?) обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие: пилить пилой, писать ручкой
главное слово — прилагательное обозначает признак
зависимое слово — сущ., местоим. обозначает объект, на который направлен этот признак: гордый победой, надежный в дружбе
адвербиальные (обстоятельственные)
главное слово — глагол обозначает действие
зависимое слово — наречие, сущ., местоим., инфинитив дает различную характеристику этому действию: жить в палатке, приехать днем, бежать быстро
главное слово — прилагательное обозначает признак
зависимое слово — наречие обозначает степень проявления признака: очень красивый, весьма недурной
комплетивные (восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов; компоненты словосочетания — один член предложения: назвался груздем, два листа, слыть простаком
Атрибутивные, или определительные, отношения устанавливаются в словосочетаниях в том случае, если зависимый компонент указывает на признак, качество предмета и отвечает в большинстве случаев на вопросы какой? чей?
Объектные отношения возникают в таких словосочетаниях, где зависимый компонент обозначает предмет приложения действия или признака, названного главным словом, и отвечает на вопросы косвенных падежей, например: купить книгу, надежный в дружбе. Зависимый компонент может обозначать также орудие действия, например: пилить пилой.
Адвербиальные (обстоятельственные) отношения свойственны словосочетаниям глагольным, так как различные обстоятельственные значения всегда сопутствуют тем или иным действиям.
Комплетивные (восполняющие) отношения – это отношения, при которых главное слово является информативно недостаточным и требует необходимого пояснения (восполнения) зависимой словоформой (назвался груздем, слыть простаком).
Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.Тест на тему Словосочетание
Тест на тему Синтаксические связи и синтаксические отношения в словосочетании
#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. “Синтаксис словосочетания“, перейти на стр. “Предложение в таблицах“, “Члены предложения в таблицах“, “Пунктуация в таблицах“, “Синтаксический и пунктуационный разбор в таблицах“, на главную
© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.
Вавилова Е. Н. Синтаксис современного русского языка
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
4. Синтаксические (смысловые) отношения в словосочетании
Структура: Главное слово + Зависимое слово
1) а трибутивные смысловые отношения (определительные /какой, чей?)
* красивая одежда, твоя книга, первая встреча, брат подруги,
желание учиться, кофе по-турецки
При атрибутивных смысловых отношениях зависимое слово является определением (синтаксическая функция, член предложения)
2) субъектные смысловые отношения. Они характерны для словосочетаний, в которых
существительное в Родительном падеже (кого? чего?)
обозначает субъект, который выполняет действие, названное существительным, главным словом.
* бег спортсмена, разлив реки, приезд брата
В таких словосочетаниях зависимое слово является определением.
В некоторых учебниках (Н.С.Валгина) субъектные отношения понимаются шире: к субъектным относятся словосочетания, которые состоят из причастий и существительных в Творительном падеже (кем? чем?).
*построенный студентами, проверенный учителями.
3) объектные смысловые отношения
обозначает объект, на который направлено это действие
*купить книгу, написать
обозначает предмет, с помощью которого осуществляется действие. В таком случае употребляется Творительный орудийный (чем?)
* пилить пилой, писать ручкой
обозначает объект, на который направлен этот признак
*гордый победой, счастливый в любви, надежный в дружбе
При объектных отношениях зависимое слово в предложении является дополнением.
4) адвербиальные (обстоятельственные) смысловые отношения. Возникают между компонентами: а)
наречие, существительное, местоимение, инфинитив
дает различную характеристику этому действию
* жить в общежитии, приехать вечером, сказать по ошибке, поехать отдыхать, бежать быстро
Эти отношения могут конкретизироваться как пространственные, временные, причинные, целевые, определительно-обстоятельственные.
б) Они могут возникать также, если
обозначает степень проявления признака
*очень красивый, весьма недурной
При адвербиальных смысловых отношениях зависимое слово в предложении является обстоятельством.
5) комплетивные (восполняющие) смысловые отношения характерны для словосочетаний, в которых наблюдается семантическая зависимость компонентов.
*назвался груздем, два листа, слыть простаком
В совокупности компоненты словосочетания выполняют одну синтаксическую функцию (один член предложения).
Синкретизм смысловых отношений. Это соединение, объединяющее смысловые отношения. Возникает в словосочетаниях, где главное слово имеет сложную семантику (предмет и действие).
* любовь к Родине (атрибутивные и объектные отношения),
ночевка в лесу (атрибутивные и адвербиальные)
5. Способы синтаксической связи
Сочинительная связь (только в пределах предложения) – связь между однофункциональными по своему синтаксическому статусу единицами (*между одинаковыми членами предложения).
Способы связи в словосочетании (и в сложном предложении):
1) согласование – это вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется форме главного в одноименных грамматических категориях, т.е. роде, числе, падеже.
Согласование может быть полным (*зеленая трава, маленький мальчик) или неполным.
*После беседы с ним она ходила какой-то грустной.
Особая разновидность – в приложении (полное и неполное *на озере Байкал).
2) управление – это такой вид подчинительной связи, при которой главное слово требует от зависимого определенной формы (*падежа), отличной от формы главного компонента.
Виды управления различаются
А) по характеристике главного слова:
— приглагольное (* купить книгу, подъехать к дому );
— приименное (* стакан воды, два брата, вид спорта, покорный судьбе)
— принаречное (* украдкой от родителей, наедине с братом, вниз головой ).
Б) В зависимости от наличия или отсутствия предлога в управляемой форме может быть управление:
— предложное (* любовь к родине, вернуться на родину );
— беспредложное (* написать письмо, понятный всем, полный надежды ).
—При сильном управлении главное слово требует для зависимого определенную падежную форму:
а) переходный глагол + имя в Винительном падеже (* подарить подарок );
б) переходный глагол с отрицанием + имя в Родительном/Винительном падеже (* не видел книгу /и );
в) числительное + зависимое слово (при комплетивных отношениях * пять человек );
г) если предлог соответствует приставке глагола (* дойти до дома, зайти за угол );
д) косвенно-переходный глагол + имя в Творительном падеже (* дирижировать оркестром ).
—При слабом управлении падежная форма зависимого слова не определяется лексико-грамматическими свойствами главного слова.
* подарить подарок – сильное управление; подарить в 2 часа – слабое управление.
3) примыкание – это такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово (неизменяемая часть речи) выражает свою зависимость от главного только местоположением и смыслом. Примыкают наречия, деепричастия, инфинитив.
* читать вслух, приехать поздно, сидеть согнувшись, хотеть учиться, очень хороший
1) форма зависимого слова /окончания/ * директор школы, изучать лингвистику ;
4) порядок слов (* сравните: хорошая погода / Погода хорошая! ). Падежные зависимые формы ( говорить с другом ), зависимый инфинитив ( пойти обедать ), обстоятельственные наречия ( остаться здесь ) обычно находятся в постпозиции.
Главное слово — Зависимое слово
Возникает на основе смысловых отношений между компонентами
Оно носит обобщающий характер и зависит от структуры словосочетания и пр.
морфологический способ выражения
Внизу обозначаем части речи
Стрелка обозначает подчинительный способ связи.
Указываем средства связи.
Указываем количество компонентов /объем словосочетания
*Разбор: красный шар берег моря
прил. + сущ. сущ. + сущ. в Р.п.
признак предмет предмет признак
2. Дополнительный материал:
Смысловые отношения в конструкциях на уровне предложения.
1. Смысловые отношения в предложении.
*Поют. Потеплело. В аудитории жарко.
2) обособленные члены предложения.
* бежит, подпрыгивая * Снег, мягкий и пушистый, падал вокруг.
3) однородные члены предложения.
* Мальчик купил книгу и тетрадь.
4) уточняющие члены предложения. Это такие члены предложения, которые уточняют семантику слов с более общим значением
* Там, вдали за рекой.
Парцелляция возникает в процессе речевой деятельности, когда говорящий хочет выделить какой-то элемент, он выносит его за структуру предложения. *Продается квартира. Недорого.
* Зима, к счастью, была не очень холодной.
*Девушка, скажите, пожалуйста, который час?
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:
1. Что такое словосочетание?
2. Чем отличается словосочетание от предложения, от сочетания слов?
3. Какие существуют классификации словосочетаний?
4. Какие существуют типы словосочетаний по главному слову
5. Что такое словосочетание простое и сложное, синтаксически свободное и несвободное?
6. Каковы синтаксические отношения между словами, входящими в словосочетание?
7. Какие существуют виды синтаксической связи (в словосочетании и предложении)?
8. Что такое полное и неполное согласование?
9. Что такое сильное и слабое управление?
10. Что такое примыкание?
11. Составьте план данного раздела.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА СИНТАКСИСА
1. Предложение. Основные признаки.
Основные признаки предложения – это
Ученики Виноградова (напр., Н.Ю.Шведова) рассматривают предикативность как модально-временную характеристику (т.е. лицо).
Таким образом, модальность – это реальность/нереальность события + отношение к нему говорящего. Следовательно, модальность разграничивается на
Для выяснения объективной модальности прежде всего используется морфологический способ (анализируется форма наклонения). Изъявительное наклонение указывает на реальность события. Повелительное и условное /сослагательное наклонение указывают на нереальность события. Следовательно, объективная модальность, в свою очередь, делится на реальную и нереальную.
* У лукоморья дуб зеленый. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека..
Нулевой показатель указывает на реальные события (модальность объективная, реальная).
Это отношение говорящего к тому, что он сообщает. Он не только передает информацию, но и передает свое отношение к ней.
Средствами выражения прежде всего являются:
— вводные единицы (* к счастью, к сожалению )
— логическое ударение на каком-либо компоненте
*Девочка умна. Девочка умна!
— так называемые специализированные предложения, которые характеризуются субъективной модальностью. *Всем женихам жених.
На основе этих двух типов модальности ученые пришли к мнению, что в предложении может быть два типа содержания:
Для того чтобы определить диктум, нужно соотнести высказывание с действительностью и определить фрагмент реальности. Например:
— местоположение * у магазина
— обладание * У него 2 книги.
Кроме того, через модусную характеристику можно выявить личные качества автора, связанные с характером мышления, уровнем интеллектуального развития и т.д.
2. Структурная схема
* Птицы поют. Студенты опаздывают. и т.п.
Схема: Им.п. существительного + спрягаемая форма глагола (деятель и его состояние/процесс).
Схема: Им.п. существительного (указание на наличие предмета, явления).
-3 времени реального наклонения (индикатива):
прошедшего * Дочь играла.
будущего времени * Дочь будет играть.
+ 4 компонента нереального наклонения:
сослагательное: * Дочь играла бы.
долженствования * Играй, дочь.
желательность * Поиграла бы дочь.
3. Строение, грамматическое значение, лексическое наполнение предложения.
ГО (грамматическая основа = главные члены предложения)
2) значение структурной схемы (*деятель и его состояние)
Грамматическое значение + Лексическое наполнение предложения = Семантическая структура предложения.