Что значит смешанная республика
Смешанная республика
Смешанная республика (также может называться полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой) — форма государственного правления, находящаяся между президентской и парламентской республиками.
Содержание
Характеристика смешанной республиканской формы правления
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен.
Таким образом, как и в парламентарных странах, в смешанной республике правительство может работать, только когда оно опирается на поддержку парламентского большинства. Но если в парламентарных странах президент или монарх (номинальный глава государства) лишь формально назначает правительство, реально сформированное парламентской правящей партией или коалицией, то в смешанной республике избранный народом президент вправе фактически формировать своё правительство, невзирая на существующее парламентское большинство, вступать в конфликт с парламентом и добиваться его роспуска. Такое положение невозможно ни в парламентарных странах, ни в президентской республике. Поэтому смешанную республику считают самостоятельной формой правления, наряду с парламентарной и президентской.
Смешанные республики
Российская Федерация как смешанная республика
Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.
Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).
Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).
Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).
Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Смешанная форма республики: признаки, примеры
Республика — форма государственного правления, при которой все высшие органы либо избираются населением, либо формируются парламентами. Граждане обладают личными и политическими правами. Термин имеет латинские корни и буквально переводится как «общественное дело».
Главным признаком республиканской формы в отличие от монархической считается выборность и сменяемость главы государства.
История знает множество типов республики: народную, демократическую, аристократическую, федеративную. Классификация зависит от того, у кого из субъектов больший объем полномочий. Под субъектами здесь понимаются президент и парламент.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Сегодня выделяют 3 основные формы: парламентскую, президентскую и смешанную. Причем в государственных актах понятие «смешанная республика» не используется, оно встречается в научной литературе.
В зависимости от баланса сторон смешанная республика называется полупрезидентской или полупарламентской. Ее несхожесть с другими выражается в комплексе авторитетной власти президента и контроля парламента за правительством. В результате у правительства образуется двойная ответственность перед обоими субъектами.
Основоположником подобного порядка правления считают Шарля де Голля, заинтересованного в укреплении президентской власти. Однако исторические аналоги встречаются при анализе организации власти римских императоров. Позже — в основе конституционного правления Веймарской республики в Германии.
Основные черты республики
К центральным особенностям относят следующие:
Признаки республики смешанного типа
Парламент может выразить недоверие правительству
Контроль парламента обосновывается предупреждением бездействия или неблагоприятных последствий от принятых решений правительства. Правительство рассматривается в данном контексте как орган исполнительной власти и несет коллективную ответственность в полном составе. Подобное наблюдение считается оправданным и закреплено в конституциях многих стран.
Вотум недоверия чаще связан с политической линией. Инициатива исходит либо от парламента, либо от отдельных значительных депутатских групп, фракций. Выражение недоверия приводит к уходу правительства в отставку и образованию нового. Второй вариант развития событий — роспуск нижней палаты парламента и новые выборы.
Президент может распустить парламент
В президентской республике роспуск парламента невозможен. В парламентарной он распускается до момента формирования прочной и устойчивой партийной власти. В смешанной системе роспуск реализуется как форма, вынесенная на суд народа; связывается с усилением президентской партии. Однако если парламент выбран после президента, то последний в результате получает большинство сторонников в новом. Если же парламент был образован до выборов главы, то у президента есть шансы столкнуться с оппозицией в виде большинства парламентских членов и правительства.
Роспуск парламента может допускаться досрочно, но не более 2-х раз. Нет возможности распустить парламент, не проработавший год.
Правительство опирается на парламентское большинство
В смешанных республиках правительство во главе с премьер-министром может осуществлять свои функции исключительно опираясь на поддержку парламента. Отличительным признаком является степень юридической ответственности, которую несет правительство перед парламентариями. Процесс формирования правительства в большей степени зависит от парламента, президент лишь предлагает кандидатуру премьер-министра.
Сформированное правительство подает на утверждение парламента свою программу действий. В случае принятия правительство и его глава окончательно утверждаются парламентом, но в случае отклонения последует отставка.
Президент может сформировать свое правительство
В парламентарных формах президент назначает правительство формальным образом, фактически эту роль берет на себя парламентская правящая партия. В смешанной республике у главы есть закрепленное право формировать свое правительство, невзирая на мнение парламентского большинства.
Примеры государств со смешанным типом
К примерам подобных государств можно отнести Россию, где Государственная Дума обладает правом выразить недоверие правительству. Правда, окончательный ответ остается за президентом, так как он может не согласиться с подобным решением. Более того, в случае повторного вотума президент может распустить нижнюю палату парламента. Россия характеризуется как полупрезидентская республика: основывается на сильной власти президента с сохранением свойств парламентской республики.
Юридически Республика Беларусь также относится к государствам со смешанной формой правления. Однако активная роль института президентства и главы повлияли на устойчивое мнение о наличии в стране характеристик президентской республики. Похожие формы сформировались в Азербайджане и Казахстане.
Литва представляется государством с типично парламентскими чертами: досрочный роспуск возможен как для Сейма, так и для президента. По этой причине обе стороны пытаются достичь компромисса в принимаемых решениях.
В Европе формы смешанных республик реализуются в Польше, Франции, Португалии, Румынии.
Преимущества и недостатки
Создание смешанных форм объясняется экспериментами в работе над исправлением недостатков той или иной системы. Подобные попытки могут приводить в итоге к усилению роли парламента или президента. Наиболее плодотворно смешанная форма работает в государстве, где президент и парламент относятся к единому политическому спектру.
Очевидным достоинством системы будет то, что подобная форма управления страной позволяет менять ее тип без значительных гражданских потрясений. Причем переход будет легитимным.
К плюсам наличия смешанной формы в государстве относят «жесткое» правовое разделение: исполнительная власть реализуется правительством. Премьер-министр в этом случае обладает разнообразными полномочиями. Одновременно с этим исполнительная и законодательная власти обладают большими полномочиями по отношению друг к другу, потому что между ними выстраивается система «сдержек и противовесов», сохраняющая баланс. Подобные республики дают людям возможность чувствовать себя защищенными с точки зрения права.
К ключевым недостаткам системы, как ни странно, относится наличие «двух правительств»: официального установленного и другого — подчиненного. Если между двумя равными сторонами возникнет противоборство и конфликт, возможен «кризис власти». При балансе полномочий и равных силах противостояние может привести к гибели системы и уничтожению государства. Таким образом, по ряду признаков форма признается неустойчивой, и это главный ее минус.
Что такое республика и какие они бывают (виды республик — президентская, парламентская, смешанная и другие)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Слово «республика» хорошо знакомо людям во всем мире, это самый распространенный политический режим на Земле.
Парадоксально, но подобная форма государственного устройства существовала задолго до рождения слова, ее называющего.
В этой статье мы узнаем:
Определение термина — что такое республика
Республика – это форма государственного устройства, при которой высшие органы государственной власти формируются на выборной основе и избираются на определенный срок. В этом заключается ее центральное отличие от монархии.
Конечно же, это более прогрессивная форма правления, но все же не лишенная своих недостатков, в основном вызванных работой исполнителей воли народа (чиновников). В этом плане мне кажется показательной цитата одного из величайших мыслителей:
«В пользу высоких качеств республики можно было бы привести то самое доказательство, которое Боккаччо приводит в пользу религии: она держится вопреки своим чиновникам».
Республика противостоит монархии, и противостояние это стремительно движется в сторону подтверждения слов свергнутого в 1952 году египетского короля Фарука: «Скоро на свете останутся пять королей: английский и четыре карточных».
Если в начале ХХ века в Европе было всего три республики: Франция, Швейцария и Сан-Марино, то сегодня монархия сохранилась только в 12 государствах, включая Ватикан.
Внутри республиканского устройства государств существует несколько видов:
История возникновения термина
Слово это имеет латинские корни, res – дело, publicus – общественный. Термин ввел Цицерон, который переводил труд Аристотеля о классификации государственных форм и дал наименование «республика» аристотелевскому термину «полития».
Политией (от слова полис) Аристотель называет один из трех «хороших» политических режимов (оставшиеся два — это монархия и аристократия). Было еще три «плохих» — это демократия, олигархия и тирания. Любопытно, что Цицерон перевел на латынь только политию, остальные пять он оставил в греческом варианте.
Вероятно, дело в том, что во времена Цицерона процветала Римская республика, но так тогда называли просто государство, философ решил таким замысловатым способом намекнуть, что Римская республика и есть та самая полития Аристотеля.
Самое интересное, что после Цицерона все переводили термин Аристотеля только так. Вот такая подмена понятий, которая вросла в разные языки мира.
Сейчас все эти трудности перевода стерлись, и слово имеет значение именно формы политического правления государства.
Президентская республика
При такой форме правления основная роль в системе государственных органов принадлежит президенту, который наделен широким кругом полномочий.
Эта форма политического строя родилась в США в 1789 году и до сих пор не потеряла своей актуальности. В основном она характерна для стран Латинской Америки.
Нужно отметить, что в некоторых случаях президентские республики перерождаются в суперпрезидентские.
Это происходит, когда власть президента становится авторитарной (это как?), принцип разделения законодательной и исполнительной власти носит условный характер, а по факту вся власть в государстве сосредоточена в руках президента и подконтрольных ему ведомств. По своей сути это аналог абсолютной монархии.
Основным маркером такого злокачественного перерождения республики в монархию является либо отсутствие президентских выборов вообще, либо иллюзорные безальтернативные выборы. При этом стирается правило ограничения президентства одного человека по срокам, возникает так называемый феномен «пожизненного президента».
По этому пути идут многие латиноамериканские и африканские страны, на нашем континенте яркие образчики – Туркмения и Беларусь. Ряд политологов вносит в этот список Казахстан.
Парламентская республика
Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:
К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.
Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.
Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.
Смешанная (полупрезидентская) республика
Сочетает сильную власть президента и контроль парламента над работой правительства.
Данный тип отличается в разных странах, но главный характерный признак – правительство ответственно как перед президентом, так и перед парламентом.
Зародился подобный способ республиканского правления в 1958 году во Франции благодаря Шарлю де Голлю, который стремился усилить президентскую власть, но ему приходилось учитывать мощную традицию парламентаризма в стране.
Примеры смешанных республик — Финляндия, Австрия, Франция и др. Российская Федерация официально также принадлежит к этому типу.
Советская республика
Те, кто вырос в СССР, как Отче наш знают все «15 республик – 15 сестер» своей Родины. Этому детей учили начиная с Букваря.
РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.
Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).
Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.
Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:
«Чего кипятитесь?
Обещали и делим поровну:
Одному – бублик, другому дырка от бублика.
Это и есть демократическая республика».
В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф», 1918 г.
Теократическая республика (исламская)
Основной признак такого устройства государства – это придание духовенству статуса полноправной государственной власти.
Теократия сегодня встречается только в исламских странах, поэтому ее также называют исламской республикой. Эта форма правления соединяет традиционный исламский Халифат и признаки современной республики. Пример такого государства – Иран.
Краткое резюме
Несмотря на имеющиеся недостатки, республиканский способ организации государства сегодня явно в приоритете. Из 195 признанных государств 164 являются республиками разных типов.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (7)
Республика — самая прогрессивная форма правления и государственного устройства. Только когда органы власти формируются на выборной основе демократия может существовать полноценно.
Много веков потребовалось для того, чтоб достичь такой либеральности в сфере выборного права, ведь еще сто лет назад женщины не могли ни голосовать, ни баллотироваться.
Самая лучшая форма государственного устройства, но только если республика парламентская. А если президентская, то будет прогрессивна только в случае жесткой лимитации президентской власти. Чтобы у президента не было никаких лазеек для самопревращения в диктаторы.
Написано, что Российская Федерация официально смешанная республика, а неофициально она какая по вашему мнению?
Максим: лучшая страна во всем мире. Но это неофициально.
Почитал статью и что-то мне КНДР вспомнилась, это государство является не только республикой, но ещё и демократическим оазисом, если верить аббревиатуре, но, увы, что-то не верится.
Теократическая республика самая жесть. Родился в исламской стране, но захотел стать христианином? — всё, голова с плеч или тюрьма, как минимум.
В стране есть законодательная, исполнительная и судебная ветви, это называется — управа. В Русском языке чётко подметили и назвали два разных случая действия управы: если управа подчинена главе страны, то такое обстоятельство называется — опричнина (опричники); а если управа прежде всего следует законодательству, то такое обстоятельство называется — опричина (опричинцы). Есть страна с опричниной и есть страна с опричиной.
Как капиталистические страны могут быть разными из-за опричины и опричнины, так и социалистические страны могут быть с опричниной и опричиной.
Смешанные формы правления в современном мире
Прежде чем приступить к рассмотрению того, что представляют собой сегодня смешанные формы правления, необходимо обратить внимание на одну из основных категорий, использующихся в этом случае. Она позволяет получить представление о том, как осуществляется государственная власть и кто выступает в качестве её источника.
Виды форм правления
Это понятие характеризует различные способы образования высших органов государства. Кроме того, оно позволяет раскрыть особенности взаимодействий как внутри механизма власти, так и за его пределами – с населением страны.
Вторая – республиканская. В этом случае власть реализуется представительными органами, которые могут избираться или формироваться общенациональными собраниями. Здесь также не обошлось без присутствия форм, которые не вписываются в рамки предложенных наукой критериев.
Традиционная типология республик
Возникновение этой формы относят к эпохе античности, но до сегодняшнего дня она является доминирующей. Из 194 независимых государств в мире более 150 республик.
Теория на основе ряда критериев пытается «втиснуть» все это многообразие в рамки трёх её видов:
Отличительный признак первой – наличие в высших органах власти поста президента. Он занимает доминирующее положение в государстве, выступая одновременно главой державы и правительства. То, что президента избирает народ всеобщим голосованием, предоставляет ему следующие полномочия:
Но есть и ограничение – он не обладает правом роспуска парламента.
Второй вид – парламентская республика. Из названия понятно, кто обладает большинством полномочий. Правительство формируется из партий, получивших победу на выборах или же на основе сформированной коалиции. Возглавляет его премьер-министр, избираемый парламентским большинством. Правительство ответственно перед ним. Парламент также выбирает из числа своих представителей и президента. Последний, однако, не оказывает существенного влияния на процесс управления страной.
Итак, отличить президентскую республику от парламентской можно по ряду признаков, но основное различие имеет отношение к сформированному правительству, а точнее, к тому, как реализуется его политическая ответственность. Суть её в последнее время все чаще трансформируется. Вследствие чего сокращается число «чистых» типов республик и возникают смешанные формы правления.
Появление их отображает наметившиеся направления конституционного развития современных стран, имеющие своей целью улучшение качества государственного управления и снижение нестабильности в обществе. В результате появился третий вид – смешанная республика. Форма правления, для которой характерно сочетание элементов предыдущих видов. Исходя из того, какой орган имеет больше полномочий, происходит разделение на соответствующие подвиды.
Основные недостатки чистых республиканских форм
Характеризуя их, следует вспомнить факты из истории развития государственности ряда стран, в которых сочетание в одних руках полномочий главы державы и правительства в целом приводило к узурпации или монополизации власти. Результатом проявления таких тенденций стало возникновение видоизмененных форм в виде суперпрезидентской или президентско-монистической республики. Отчётливые примеры, демонстрирующие проявление таких трансформаций, можно наблюдать в ряде стран Африки и Латинской Америки.
Парламентская республика, в свою очередь, достаточно часто характеризуется неустойчивостью, возникновением различных, в том числе и правительственных, кризисов, отставок министров и кабинета в целом. Причина такого положения дел определяется зависимостью от парламентского большинства. Утрата его поддержки может привести к вотуму недоверия. Смена правительства создаёт напряжённость в обществе и угрозу политической нестабильности.
Особенности смешанных форм правления
Внедрение некоторых составляющих парламентаризма в президентскую республику позволяет нейтрализовать нарастание авторитарных тенденций. В то же время введение президентских элементов в парламентские формы даёт возможность избавиться от некоторых её недостатков.
Отличить этот вид республик от других позволит главный признак смешанной формы правления – способ ответственности правительства.
В этом случае она является двойной и реализуется перед двумя главными, легитимированными народом представителями, один из которых президент, второй – парламент.
Кроме этого, ещё следует обратить внимание на сдерживающую систему, элементы которой действуют в качестве противовесов. Во-первых, парламентарии могут определённым образом выражать своё недоверие правительству. Во-вторых, президент имеет возможность наложения вето на законы, которые были приняты парламентом.
То, что в современных условиях появилась смешанная республиканская форма правления, можно объяснить стремлением устранить «слабые места» традиционных способов организации власти.
Каковы преимущества смешанной республики? И есть ли недостатки?
В первую очередь следует заметить, что смешанные формы правления позволяют организовать стабильное руководство государством, обеспечивая консолидацию политических сил в парламенте, снижая частоту смены правительств и зависимость их от конъюнктурных партийных предпочтений. Все это позволяет упрочить авторитет государства на местах и обезопасить его целостность.
Результатом выбора этих преимуществ развития некоторыми современными государствами привело к тому, что возникли смешанные президентско-парламентские формы правления.
Также не следует забывать и о минусах. Возникают иные взаимодействия, которые отсутствовали в чистых формах, разнообразные нестыковки и несоответствия. Меняются существующие стандарты, регулирующие разделение властей. Такое смешение в ряде случаев может привести к нарушению конституционных норм.
Кроме этого, достаточно часто усиление парламентской роли в президентской республике может быть чисто формальным. А повышение президентской значимости во втором случае чревато проявлением тенденции его всевластия.
Смешанные формы правления в современном мире
Предложенные теорией критерии, позволяющие определить, к какому типу относится государство, не утратили своего значения и по сегодняшний день остаются отправными точками подобного анализа. Также следует отметить, что на их основе, вместе с ними, сочетая и создавая совершенно иные признаки, формируются неизвестные доселе образования – нетипичные смешанные формы правления.
В то же время и юридические категории, жёстко определявшие критерии, лежащие в основе классификации государств, подобным образом размываются и смешиваются. Примерами здесь могут служить монархические республики, которые являют собой уже не просто смешанные формы правления, а появление совершенно иного типа государства. Главной чертой таких образований является избрание монарха на определённый период. Яркими примерами таких «республик» являются:
Интересное сочетание представляют собой республиканские монархии. Возникновение их связано с гипертрофированным усилением президентской власти. Вследствие этого возникает уже новая форма республики, в которой фактически отсутствует выборность главы государства. Страны, имеющие подобные признаки, называют президентско-монистическими. Примеров, подтверждающих их появление в современном мире немало:
Это далеко не все государства, которые шли по такому пути развития. В большинстве из них власть провозглашённого пожизненного президента свергнута. Осталась лишь одна страна, в которой глава имеет подобный статус до сегодняшних дней, – КНДР.