Что значит сложные слова в русском языке 6 класс
Разновидности словосложения
Возникновение нового слова из двух основ называют словосложением. В отдельных случаях вместо основы могут использоваться приставки либо предлоги, которые объединяются с корнем в единую синтаксическую единицу. Принято выделять несколько групп по характеру словосложения. К ним относятся:
Различие между собственным и несобственным сложением заключается в том, что в первом случае соединение осуществляется посредством специальных гласных, тогда как в несобственном слова стыкуются между собой без каких-либо букв. Также к несобственным относятся существительные, сложенные вместе с приставками не, ни, при, пре, наи, без, бес (некто, неудача, ненависть, невидимка, непоседа, неряха, никто, ниоткуда, нисколько, приходить, приехать, приблизиться, привстать, припевать, прислать, приговаривать, наилучший, наихудший, бескассовый, безаварийный).
Особенности правописания
Существует несколько основных правил написания сложных слов. Значение имеет способ образования слова, часть речи, к которой оно относится, и лексическое значение. Также необходимо учитывать многочисленные исключения из правил, большинство из которых рекомендуется просто запоминать.
Примером общего правила может являться употребление букв «е» и «о»: после мягких согласных пишется гласная «е» (пешеход, птицелов, землекоп), а после твёрдых нужно писать букву «о» (теплоход, томограф). В некоторых случаях в первой основе сохраняется окончание в именительном падеже — времяпрепровождение, времяисчисление.
Иногда после мягкой согласной ставится буква «о» (баснописец, зверолов), так как в результате словосложения согласная из мягкой стала твёрдой.
Дефисное и слитное написание
Использование дефиса при написании словесных конструкций осуществляется согласно общим правилам слитного и дефисного написания, а также с учетом некоторых других особенностей. Следует заметить, что слитное либо раздельное написание словесных конструкций во многом зависит от той части речи, к которой они относятся. Таким образом, краткий свод правил можно представить в следующем виде:
Числительные при образовании двухосновных элементов должны употребляться в родительном падеже (сорокаминутный, пятилетка, трёхэтажный, одиннадцатиметровый). При этом такие числительные, как девяносто и сто, не изменяют своей формы, если входят в состав двухосновного слова (девяностолетие, столетие). В слове «сороконожка» соединительной гласной является «о».
Сложные существительные
Двухосновные имена существительные пишутся слитно, если соблюдается ряд условий. К таковым относятся сложносокращённые слова (вуз, завкафедры, завмаг, спецкор), наличие «град» и «метр» в конце (Белград, Калининград, амперметр, динамометр), присутствие «борт» (бортпроводница и бортинженер).
Сюда же следует отнести и образованные от дефисных слов сложные существительные, к примеру, пуэрториканец (но Пуэрто-Рико), куклуксклановец (но Ку-клукс-клан). В сложносокращённых словах не принято ставить точки (ФСБ, госуниверситет). Для дефисного написания необходимо знать следующее:
Также в обязательном порядке дефис необходим для написания составных фамилий: Жолио-Кюри, Мамин-Сибиряк, Римский-Корсаков. Дополнить список можно географическими и сложносочинёнными названиями: Нью-Йорк, Лас-Вегас, Йошкар-Ола, Ново-Архангельск, Усть-Кулой.
Прилагательные и причастия
Слитное написание характерно для двухосновных прилагательных, образованных от существительных: железобетонный (железобетон), паровозный (паровоз), микроскопический (микроскоп). Если основой для прилагательного было словосочетание с подчинительной связью, то оно тоже пишется слитно: ремонтировать вагоны — вагоноремонтный, пять килограмм — пятикилограммовый, Древняя Греция — древнегреческий.
Также в результате сращивания словесных сочетаний (существительное + причастие или определение) в одну конструкцию получается бездефисное написание: тяжелораненый, сильнодействующий, высокообразованный, нижеподписавшийся, малоизученный.
Наконец, слитное правописание сложных слов можно наблюдать в азиатских названиях (Фуд-зи — фудзийский, Три-ши — тришинский), а также при наличии «ико» (великорусский, великосветский). Через дефис, согласно многим словарям, сложные прилагательные пишутся в таких случаях:
Грамотное написание многих труднопроизносимых и замысловатых слов зависит от контекста.
К примеру, слово «многообещающий» пишется слитно, однако где-нибудь в диктанте это же слово делится на наречие + причастие, поэтому должно писаться раздельно (практикант, много обещающий, но часто забывающий про намерения).
Краткий словарь
Нередко люди под сложными словами подразумевают очень длинные речевые конструкции, у которых трудное произношение и непонятное ударение, то есть те, что могут вызвать проблемы при разговорной и публичной речи или интересной дискуссии с кем-либо. Многие дикторы и ведущие ТВ рекомендуют для развития дикции тренироваться при помощи специальных фраз, предложений или скороговорок (та же скороговорка «Лигурия»). Сборник наиболее тяжёлых и неприятных для чтения и произношения слов приведён ниже:
Чтобы добиться лёгкости в произношении, необходимы упорные и регулярные тренировки, включающие в себя разработку артикуляционного аппарата и работу с речевым материалом.
Несмотря на простой вопрос, многое зависит и от врождённых речевых особенностей. В отдельных случаях нужные объяснения человек может получить только от логопеда или других специалистов.
В любом случае нужно понимать, что всегда могут встретиться словосочетания (особенно профессиональные медицинские или химические термины), которые поставят в тупик даже профессионального диктора. Примером тому служит ситуация, когда ведущему в прямом эфире нужно было рассказывать про извержение вулкана Эйафьятлайкоудль. С первого раза будет трудно это слово выговорить правильно. Даже профессионалы могут ошибаться.
Слова с двумя корнями. Примеры
Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».
Сложные слова в русском языке
Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:
Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».
Примеры сложных слов
Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом
Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»
Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»
Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»
Cлова c двумя корнями без соединительной гласной
В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.
Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.
Примеры сложных слов без соединительной гласной
Определение рода сложных слов без соединительной гласной
При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:
В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
1. по первой части, если изменяются обе части слова:
2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой:
Видеоурок «Сложные слова»
Урок «Сложные слова» 6 класс
Урок на тему: Сложные слова
Категория: Русский язык 08.01.2015 19:44
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Сложные слова.
Образовательные: сформировать у учащихся представление о сложных словах, умение правильно писать в таких словах соединительные гласные ; знакомить со способами образования сложных слов; расширять знания о составе слова.
Развивающие: развитие речи учащихся, способствовать развитию внимания, наблюдательности, мышления и орфографической зоркости.
Воспитательные: воспитывать интерес к языкознанию, аккуратность и прилежание.
Оборудование: интерактивная доска, дидактические средства: самовар, скатерть и др.
— Сегодня у нас необычный урок, урок-праздник. У нас на уроке гости. А по русскому обычаю, также как и по казахскому обычаю гостей встречают изобилием на столе.
-Постелем на стол праздничную скатерть.
А для того, чтобы накрыть стол, мы должны поработать, показать свои знания на уроке.
Перед вами на столах лежат рабочие листы, вам нужно выполнить следующее задание:
Возьмите рабочий лист №1.
Выделите маркером корень в словах.
(Учитель проходит по классу и наблюдает за выполнением заданий на рабочих местах.)
— Посмотрите на доску, как ребята выполнили задание.
— В слове книголюб количество корней выделено по-разному.
— Почему возникло затруднение?
— Какой вопрос возникает?
— Сколько корней в слове книголюб?
2.Объяснение нового материала.
А сколько корней в слове книголюб, мы узнаем познакомившись с темой урока: «Сложные слова»
Откройте тетради и запишите тему урока. (Запись числа учителем на интерактивной доске)
— Что значит слово книголюб?
Книголюб – любитель книг.
— Сколько корней в слове книголюб? (В слове книголюб два корня.)
— Имея новые знания, выделите корень в слове книголюб. (Дети выделяют корень в слове книголюб.)
— Что ещё интересного вы заметили в этом слове? (Мы заметили, что одна буква стоит между корнями в слове.)
Как можно назвать эти буквы: (соединительные гласные)
Учитель – Что вас должно заинтересовать? ( пронаблюдать и сделать вывод, когда пишется гласная О, а когда Е)
Откройте рабочий лист 2
У каждого ученика правило:
Слова пешеход, электровоз, пароход, самолет, кругосветный – сложные слова
Слова, у которых два корня, называются СЛОЖНЫМИ:
Сложные слова образуются: сложением 1.Целых слов: школа-интернат
2.сложением основ слов с соединительной гласной: пароход
В сложных словах есть соединительные гласные,
Чаще всего О или е.
Соединительная буква О пишется только после букв твердых согласных:
Соединительная буква е пишется после мягких согласных,
а также после букв ж, ш, ц:
корнеплод, пешеход, птицелов
Для чего служат сложные слова?
Сложные слова служат для сокращения текста. Использование сложных слов помогает сделать речь более краткой.
На доске: правило (слайд)
Пришло время накрывать стол сладостями.
-Замените выражение одним сложным словом (каждое слово сопровождает картинка на экране, учащиеся комментируют их правописание и записывают в тетрадях, графически обозначая орфограммы )
Человек, который разводит пчел – ПЧЕЛОВОД
Человек, который много ходит пешком – ПЕШЕХОД
Человек, который любит плавать на море – МОРЕПЛАВАТЕЛЬ
Человек, который варит сталь – СТАЛЕВАР
Бездельника, который лежит на боку? – ЛЕЖЕБОКА
Машина, похожая на танк, проходит везде, по любой местности – ВЕЗДЕХОД
Рубит мясо – МЯСОРУБКА
Поток воды, который падает с большой высоты ВОДОПАД
-Продолжим учиться записывать сложные слова и разбирать их по составу.
-Я буду загадывать вам загадки, вы будете их отгадывать и слова- отгадки записывать в тетрадь, и разбирать их по составу.
1.Пыль увижу – заворчу, заворчу и проглочу. (Пылесос).
2.Он в безбрежном океане, туч касается крылом.
Развернется над лучами –
Отливает серебром. (Самолет).
3.Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог).
4.Кубарем с горы скатился,
И за что-то зацепился,
И забрал с собой друзей –
Сразу несколько камней. Все посыпались как град – Что же это? (Камнепад).
Скатерть эта не простая, а волшебная. Как в русских народных сказках называют волшебную скатерть? (скатерть – самобранка) Почему её так называют? (Сама на стол собирает)
1. Соберите картину из разрезанных кусков.
2. Возьмите клей-карандаш.
3. Приклейте на бумагу собранную картину.
Соедините части сложных слов
5.Слово учителя о сложных словах в художественных произведениях. Например, в книге Дж.Ролинга «Гарри Поттер». (показ слайдов)
6.Тренажер. (показ слайдов)
Что мы узнали на уроке?
Как образуются сложные слова?
-Кто был любознательным на уроке? (Дети встают, отмечаем их работу аплодисментами) Трудолюбивым?
8. Домашнее задание: выучить правило, упр.5 с. 86.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1569106
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
170 примеров сложных слов с двумя корнями
Приведем примеры сложных слов с двумя корнями и соединительными гласными «о», «е» между ними и без соединительных гласных. Выясним, как определить род сложных слов типа «кресло-кровать», «кафе-клуб».
Сложные слова в русском языке
Корень — это главная морфема в слове. В нем заключается лексическое значение всех родственных слов. В слове может быть не один корень, а два, и даже три, например:
Соединительная гласная «о» пишется после твердых согласных первой основы сложного слова, а гласная «е» — после мягких согласных, шипящих «ж», «ч», «ш», «щ» и буквы «ц».
Примеры сложных слов
Слова с 2 корнями с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о»
Примеры сложных существительных с соединительной гласной «о» и суффиксом
Примеры прилагательных с двумя корнями с соединительной гласной «о»
Слова с двумя корнями с соединительной гласной «е»
Примеры сложных прилагательных с соединительной гласной «е»
Cлова c двумя корнями без соединительной гласной
В морфемном составе сложного слова может не быть интерфикса. Такие лексемы образуются способом сложения без соединительной гласной. Чаще это слова, принадлежащие к неодушевленным существительным, или прилагательные, образованные от них суффиксальным способом.
Приведем примеры сложных существительных без соединительной гласной. Как правило, они пишутся с дефисом, кроме некоторых слов, в составе которых первая часть является заимствованным неизменяемым существительным.
Примеры сложных слов без соединительной гласной
Определение рода сложных слов без соединительной гласной
При употреблении в письменной речи сложных существительных без соединительной гласной всегда вызывает затруднение согласование их с прилагательными. Какой вариант является правильным:
В русском языке род неодушевленных сложных существительных, пишущихся через дефис, обычно определяется:
1. по первой части, если изменяются обе части слова:
2. по изменяемой части, если другая является неизменяемой: