Что значит сложение и вычитание без перехода через разряд
Что такое переход через разряд?
Ответ или решение 2
Переходом через разряд называется такое действие, которое нельзя выполнить, используя только цифры данного разряда.
Если бы в примере было: 68 + 34 = 102, по был бы переход через разряд и в классе единиц и в классе десятков.
Определим, что такое переход через разряд
Переход через разряд – это те действия, которые нельзя невозможно выполнить с имеющимися цифрами разряда. Например, 8 + 5 = 13. Здесь, цифра 3 записывается в разряде единиц, а цифра 1 в разряде десятков.
Запишем, какие действия можно выполнять с переходом через разряд:
Есть определенные правила сложений и вычитаний чисел через разряд. Возьмем на примере число вычитание 28 – 9. Для того, чтобы из двузначного числа 28 вычесть однозначное число 9, нужно сначала вычесть ту часть числа, которая содержится в единице. То есть, 28 – 9 = 28 – (8 + 1) = 28 – 8 – 1. Вычитаем из 28 число 8 и получаем: 28 – 8 = 20 + 8 – 8 = 20. Затем, вычитаем из найденного отчета 20 оставшиеся число 1. Получаем: 20 – 1 = 19. В итоге получаем: 28 – 9 = 19.
Для того, чтобы произвести переход разряда при сложении, нужно одно число разложить так, чтобы одна из промежуточных сумма была равна десятку, сотне, и так далее.
Запишем алгоритм сложения и вычитания чисел
Сложение и вычитание дробей удобнее решать в столбик, или разложением на разрядные слагаемые.
При сложении и вычитании в столбик, единицы записываем по единицами, десятки по десятками и так далее. Затем проводим действия сложения или вычитания.
При разложении на разрядные слагаемые, используем следующий алгоритм действий:
Что значит сложение и вычитание без перехода через разряд
Письмо с инструкцией по восстановлению пароля
будет отправлено на вашу почту
В этом уроке научимся складывать и вычитать двузначные числа, не переходя через разряд.
Прочитайте веселый стишок Шауката Галиева:
Я с отцом учусь считать –
Складывать и вычитать.
– Вот тебе два яблока, –
А теперь к двум яблокам
– За ответ я ставлю «пять»!
Отбираю три обратно…
Знаешь, папа, мне опять
А какие математические знаки нам помогают складывать и вычитать?
Команды «Лидер» и «Старт» играли в баскетбол.
«Лидер» забил 46 голов, а «Старт» – 23 гола.
Сколько всего голов забили обе команды в игре?
С помощью какого действия мы будем решать данную задачу?
Правильно, сложения, т.е. необходимо сложить числа 46 и 23: 46 + 23.
Вспомним, как называются компоненты при сложении.
Числа, которые складываем – это слагаемые, результат при сложении – сумма.
В числе 46 – 4 десятка и 6 единиц, значит, сумма разрядных слагаемых будет выглядеть так:
В числе 23 – 2 десятка и 3 единицы, значит, сумма разрядных слагаемых будет:
Чтобы сложить двузначные числа, нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
46 + 23 = (40 + 20) + (6 + 3)
Значит, 46 + 23 = 69 (голов).
Ответ: всего 69 голов забили обе команды.
А если изменить вопрос задачи, например, какая команда забила голов больше и на сколько?
Решение задачи изменится, необходимо вычесть из числа 46 число 23: 46 – 23.
Как называются компоненты при вычитании?
Число, из которого мы вычитаем – уменьшаемое, вычитаем – вычитаемое, а результат – это разность.
Вычтем из 46 число 23.
Оба числа двузначные.
Мы уже знаем, что 46 – это 4 десятка и 6 единиц, а 23 – это 2 десятка и 3 единицы. Вычитаем так же, как и складываем, из десятков вычитаем десятки, а из единиц – единицы.
46 – 23 = (40 – 20) + (6 – 3)
Значит, 46 – 23 = 23(гола).
Ответ: на 23 гола больше забила команда «Лидер».
Рассмотрим другие случаи.
1. Возьмем числа 46 и 3.
Число 46 двузначное, а 3 – однозначное.
Тогда при сложении и вычитании этих чисел складываться и вычитаться будут только единицы, а десятки остаются прежними.
46 – это 4 десятка и 6 единиц.
46 + 3= 40 + (6 + 3) = 49
46 – 3 = 40 + (6 – 3) = 43
2. Возьмем числа 46 и 20. Оба числа являются двузначными. Но число 20 круглое число, т.е. содержит 0 единиц, поэтому достаточно сложить или вычесть десяки, а единицы оставляем прежними, так как при сложении числа с нулем, получается то же самое число.
46 + 20 = (40 + 20) + 6 = 66
46 – 20 = (40 – 20) + 6 = 26
Итак, важно запомнить:
1. При сложении двузначных чисел без перехода через разряд нужно к десяткам прибавить десятки, к единицам – единицы.
2. При вычитании двузначных чисел без перехода через разряд нужно из десятков вычесть десятки, из единиц – единицы.
3. При сложении или вычитании двузначного и однозначного числа без перехода через разряд складываем только единицы, а десятки остаются прежние.
4. При сложении или вычитании двузначных чисел, одно из которых круглое число, достаточно сложить десятки, а единицы остаются без изменения.
Конспект урока «Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд» (1 класс)
Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд
закреплять умения представлять двузначные числа в виде суммы разрядных слагаемых; повторить соотношение между частью и целым; закрепить умения решать текстовые задачи.
Создать условия для понимания алгоритма складывания двузначных чисел с двузначными без перехода через разряд;
развивать внимательность, мышление; воспитывать чувства взаимопомощи и взаимовыручки.
— Приглашаю вас на праздничный урок математики. Покажите мне мимикой с каким настроением нужно идти на праздник. Улыбнитесь мне и друг другу.
Ваши глазки готовы?
II. Актуализация знаний
— Чтобы создать праздничную атмосферу нам нужно приготовить праздничные предметы. Любой праздник украшают воздушные шары. ( На доске шары с числами-ответами, дети поднимают руки и отвечают, а шары с правильными ответами выстраивают в линию на доске )
1. 60 увеличить на 20; (80)
2. к 30 прибавить столько же; (60)
3. какое число следует при счете за числом 34; (35)
4. какое число предшествует при счете числу 41; (40)
5. первое слагаемое 20, второе слагаемое 3, найдите сумму ; (23)
6. уменьшаемое 22, вычитаемое 2, найдите разность; (20)
7. 1 дм 7 см выразите в см. (17 см)
— Назовите круглые числа:
— Что вы заметили? ( Числа уменьшаются на 20. Эти числа четные. )
— Запишите в тетрадь оставшиеся числа друг под другом (35, 23):
— Запишите сумму разрядных слагаемых.
III. Постановка проблемы. “Открытие детьми нового знания”
— Найдите сумму и разность чисел 35 и 23.
— Мы умеем решать такие примеры? (Нет.)
— Давайте сформулируем тему нашего урока. ( Сложение и вычитание двузначных чисел – открываем тему ).
— Тогда какие задачи перед собой поставим на сегодняшний урок? ( Научиться складывать и вычитать двузначные числа ).
— Кто попробует объяснить с помощью моделей (треугольников и точек), как найти сумму этих чисел?
(1 ученик объясняет у доски, показывая на моделях).
— Что значит найти сумму двузначных чисел ( сложить части. Надо десятки сложить с десятками, а единицы сложить с единицами
(Дети проговаривают хором.)
— Откройте учебник на странице 68. Сравните свой вывод с авторским.
Чтобы сложить двузначные числа, надо к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
— На празднике дети любят играть. Давайте мы тоже поиграем.
— Найдите разность чисел 35 и 23. (1 ученик объясняет у доски, показывая на моделях).
— Как найти разность двузначных чисел? (Ответы, предположения детей.)
Надо из десятков вычесть десятки. Остался один десяток. Надо из единиц вычесть единицы. Осталось две единицы. Разность равна.
(Дети проговаривают хором.)
— На странице 68. Сравните свой вывод с авторским.
Чтобы вычесть двузначные числа, надо из десятков вычесть десятки, а из единиц – единицы. Найдите сумму чисел.
IV. Первичное закрепление
Дети работают в учебнике – тетради. Решаются примеры с комментированием у доски, рисуют модель числа, записывают решение примеров. № 2 (а и б), стр. 68.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе
— А теперь попробуйте самостоятельно решить примеры: № 3, стр. 69.
1 вариант – 1 столбик,
2 вариант – 2 столбик.
Дети, решившие пример ставят себе ”оценочные линейки П” в учебнике тетради.
Самопроверка проводится по готовому образцу. На доске из хлопушек достают ответы.
— Где пригодятся нам знания сложения и вычитания двузначных чисел? (В магазине, при решении задач на уроке математики.)
— Что известно в задаче? (что за день на почте приняли 43 телеграммы, из них 12 – срочные, а остальные простые).
— Что надо узнать? (Сколько простых телеграмм?).
— К какому виду относится эта задача? Что нужно найти? ( Задача на нахождение части).
— Какая схема подходит к задаче? (Схема ”1”. )
— Чтобы найти часть нужно … ( надо из целого (43 телеграммы) вычесть известную часть 12.)
— Запишите в тетради решение задачи. Используйте новый вычислительный прием сложения двузначных чисел. (У доски 1 человек
Десятки вычитаю из десятков, а единицы – из единиц.
VII. Итог урока. Рефлексия
— Вернемся к теме нашего урока. Какова была тема?
— Какие задачи поставили перед собой на этот урок?
— С каким вычислительным приемом мы познакомились на уроке?
— Какой алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел?
— Целый короб знаний приобрели на этом уроке. (КОРОБКА)
— Эти знания вам будут подарком, который вы заработали своим трудом.
— Оцени свою работу на уроке (у детей на парте рисунки: красная коробка, зеленая коробка, желтая коробка).
Дети выбирают цвет подходят к доске и приклеивают на большую коробку.
ЗЕЛЕНЫЙ: Урок прошел для меня плодотворно, с пользой. Я научился и могу помочь другим складывать и вычитать двузначные числа.
ЖЕЛТЫЙ: Я научился складывать и вычитать двузначные числа, но мне еще нужна помощь.
КРАСНЫЙ: Мне было трудно на уроке. Я плохо усвоил новый вычислительный прием.
— На этом наш урок окончен. Спасибо за работу. Решите задачу:
Команды «Лидер» и «Старт» играли в баскетбол.
«Лидер» забил 46 голов, а «Старт» – 23 гола.
Сколько всего голов забили обе команды в игре?
С помощью какого действия мы будем решать данную задачу?
Правильно, сложения, т.е. необходимо сложить числа 46 и 23: 46 + 23.
В этом уроке научимся складывать и вычитать двузначные числа, не переходя через разряд.
Прочитайте веселый стишок Шауката Галиева:
Я с отцом учусь считать –
Складывать и вычитать.
– Вот тебе два яблока, –
Папа говорит, –
А теперь к двум яблокам
Прибавляю три.
Сколько стало?
– Стало пять!
– За ответ я ставлю «пять»!
Отбираю три обратно…
Сколько стало?
– Стало мало!
Знаешь, папа, мне опять
Захотелось прибавлять.
А какие математические знаки нам помогают складывать и вычитать?
Команды «Лидер» и «Старт» играли в баскетбол.
«Лидер» забил 46 голов, а «Старт» – 23 гола.
Сколько всего голов забили обе команды в игре?
С помощью какого действия мы будем решать данную задачу?
Правильно, сложения, т.е. необходимо сложить числа 46 и 23: 46 + 23.
Вспомним, как называются компоненты при сложении.
Числа, которые складываем – это слагаемые, результат при сложении – сумма.
В числе 46 – 4 десятка и 6 единиц, значит, сумма разрядных слагаемых будет выглядеть так:
В числе 23 – 2 десятка и 3 единицы, значит, сумма разрядных слагаемых будет:
Чтобы сложить двузначные числа, нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
46 + 23 = (40 + 20) + (6 + 3)
Значит, 46 + 23 = 69 (голов).
Ответ: всего 69 голов забили обе команды.
А если изменить вопрос задачи, например, какая команда забила голов больше и на сколько?
Решение задачи изменится, необходимо вычесть из числа 46 число 23: 46 – 23.
Как называются компоненты при вычитании?
Число, из которого мы вычитаем – уменьшаемое, вычитаем – вычитаемое, а результат – это разность.
Вычтем из 46 число 23.
Оба числа двузначные.
Мы уже знаем, что 46 – это 4 десятка и 6 единиц, а 23 – это 2 десятка и 3 единицы. Вычитаем так же, как и складываем, из десятков вычитаем десятки, а из единиц – единицы.
46 – 23 = (40 – 20) + (6 – 3)
Значит, 46 – 23 = 23(гола).
Ответ: на 23 гола больше забила команда «Лидер».
Рассмотрим другие случаи.
1. Возьмем числа 46 и 3.
Число 46 двузначное, а 3 – однозначное.
Тогда при сложении и вычитании этих чисел складываться и вычитаться будут только единицы, а десятки остаются прежними.
46 – это 4 десятка и 6 единиц.
46 + 3= 40 + (6 + 3) = 49
46 – 3 = 40 + (6 – 3) = 43
2. Возьмем числа 46 и 20. Оба числа являются двузначными. Но число 20 круглое число, т.е. содержит 0 единиц, поэтому достаточно сложить или вычесть десяки, а единицы оставляем прежними, так как при сложении числа с нулем, получается то же самое число.
46 + 20 = (40 + 20) + 6 = 66
46 – 20 = (40 – 20) + 6 = 26
Итак, важно запомнить:
1. При сложении двузначных чисел без перехода через разряд нужно к десяткам прибавить десятки, к единицам – единицы.
2. При вычитании двузначных чисел без перехода через разряд нужно из десятков вычесть десятки, из единиц – единицы.
3. При сложении или вычитании двузначного и однозначного числа без перехода через разряд складываем только единицы, а десятки остаются прежние.
4. При сложении или вычитании двузначных чисел, одно из которых круглое число, достаточно сложить десятки, а единицы остаются без изменения.
В этом уроке научимся складывать и вычитать двузначные числа, не переходя через разряд.
Прочитайте веселый стишок Шауката Галиева:
Я с отцом учусь считать –
Складывать и вычитать.
– Вот тебе два яблока, –
Папа говорит, –
А теперь к двум яблокам
Прибавляю три.
Сколько стало?
– Стало пять!
– За ответ я ставлю «пять»!
Отбираю три обратно…
Сколько стало?
– Стало мало!
Знаешь, папа, мне опять
Захотелось прибавлять.
А какие математические знаки нам помогают складывать и вычитать?
Команды «Лидер» и «Старт» играли в баскетбол.
«Лидер» забил 46 голов, а «Старт» – 23 гола.
Сколько всего голов забили обе команды в игре?
С помощью какого действия мы будем решать данную задачу?
Правильно, сложения, т.е. необходимо сложить числа 46 и 23: 46 + 23.
Вспомним, как называются компоненты при сложении.
Числа, которые складываем – это слагаемые, результат при сложении – сумма.
В числе 46 – 4 десятка и 6 единиц, значит, сумма разрядных слагаемых будет выглядеть так:
В числе 23 – 2 десятка и 3 единицы, значит, сумма разрядных слагаемых будет:
Чтобы сложить двузначные числа, нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
46 + 23 = (40 + 20) + (6 + 3)
Значит, 46 + 23 = 69 (голов).
Ответ: всего 69 голов забили обе команды.
А если изменить вопрос задачи, например, какая команда забила голов больше и на сколько?
Решение задачи изменится, необходимо вычесть из числа 46 число 23: 46 – 23.
Как называются компоненты при вычитании?
Число, из которого мы вычитаем – уменьшаемое, вычитаем – вычитаемое, а результат – это разность.
Вычтем из 46 число 23.
Оба числа двузначные.
Мы уже знаем, что 46 – это 4 десятка и 6 единиц, а 23 – это 2 десятка и 3 единицы. Вычитаем так же, как и складываем, из десятков вычитаем десятки, а из единиц – единицы.
46 – 23 = (40 – 20) + (6 – 3)
Значит, 46 – 23 = 23(гола).
Ответ: на 23 гола больше забила команда «Лидер».
Рассмотрим другие случаи.
1. Возьмем числа 46 и 3.
Число 46 двузначное, а 3 – однозначное.
Тогда при сложении и вычитании этих чисел складываться и вычитаться будут только единицы, а десятки остаются прежними.
46 – это 4 десятка и 6 единиц.
46 + 3= 40 + (6 + 3) = 49
46 – 3 = 40 + (6 – 3) = 43
2. Возьмем числа 46 и 20. Оба числа являются двузначными. Но число 20 круглое число, т.е. содержит 0 единиц, поэтому достаточно сложить или вычесть десяки, а единицы оставляем прежними, так как при сложении числа с нулем, получается то же самое число.
46 + 20 = (40 + 20) + 6 = 66
46 – 20 = (40 – 20) + 6 = 26
Итак, важно запомнить:
1. При сложении двузначных чисел без перехода через разряд нужно к десяткам прибавить десятки, к единицам – единицы.
2. При вычитании двузначных чисел без перехода через разряд нужно из десятков вычесть десятки, из единиц – единицы.
3. При сложении или вычитании двузначного и однозначного числа без перехода через разряд складываем только единицы, а десятки остаются прежние.
4. При сложении или вычитании двузначных чисел, одно из которых круглое число, достаточно сложить десятки, а единицы остаются без изменения.
В этом уроке научимся складывать и вычитать двузначные числа, не переходя через разряд.
Прочитайте веселый стишок Шауката Галиева:
Я с отцом учусь считать –
Складывать и вычитать.
– Вот тебе два яблока, –
Папа говорит, –
А теперь к двум яблокам
Прибавляю три.
Сколько стало?
– Стало пять!
– За ответ я ставлю «пять»!
Отбираю три обратно…
Сколько стало?
– Стало мало!
Знаешь, папа, мне опять
Захотелось прибавлять.
А какие математические знаки нам помогают складывать и вычитать?
Команды «Лидер» и «Старт» играли в баскетбол.
«Лидер» забил 46 голов, а «Старт» – 23 гола.
Сколько всего голов забили обе команды в игре?
С помощью какого действия мы будем решать данную задачу?
Правильно, сложения, т.е. необходимо сложить числа 46 и 23: 46 + 23.
Вспомним, как называются компоненты при сложении.
Числа, которые складываем – это слагаемые, результат при сложении – сумма.
В числе 46 – 4 десятка и 6 единиц, значит, сумма разрядных слагаемых будет выглядеть так:
В числе 23 – 2 десятка и 3 единицы, значит, сумма разрядных слагаемых будет:
Чтобы сложить двузначные числа, нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
46 + 23 = (40 + 20) + (6 + 3)
Значит, 46 + 23 = 69 (голов).
Ответ: всего 69 голов забили обе команды.
А если изменить вопрос задачи, например, какая команда забила голов больше и на сколько?
Решение задачи изменится, необходимо вычесть из числа 46 число 23: 46 – 23.
Как называются компоненты при вычитании?
Число, из которого мы вычитаем – уменьшаемое, вычитаем – вычитаемое, а результат – это разность.
Вычтем из 46 число 23.
Оба числа двузначные.
Мы уже знаем, что 46 – это 4 десятка и 6 единиц, а 23 – это 2 десятка и 3 единицы. Вычитаем так же, как и складываем, из десятков вычитаем десятки, а из единиц – единицы.
46 – 23 = (40 – 20) + (6 – 3)
Значит, 46 – 23 = 23(гола).
Ответ: на 23 гола больше забила команда «Лидер».
Рассмотрим другие случаи.
1. Возьмем числа 46 и 3.
Число 46 двузначное, а 3 – однозначное.
Тогда при сложении и вычитании этих чисел складываться и вычитаться будут только единицы, а десятки остаются прежними.
46 – это 4 десятка и 6 единиц.
46 + 3= 40 + (6 + 3) = 49
46 – 3 = 40 + (6 – 3) = 43
2. Возьмем числа 46 и 20. Оба числа являются двузначными. Но число 20 круглое число, т.е. содержит 0 единиц, поэтому достаточно сложить или вычесть десяки, а единицы оставляем прежними, так как при сложении числа с нулем, получается то же самое число.
46 + 20 = (40 + 20) + 6 = 66
46 – 20 = (40 – 20) + 6 = 26
Итак, важно запомнить:
1. При сложении двузначных чисел без перехода через разряд нужно к десяткам прибавить десятки, к единицам – единицы.
2. При вычитании двузначных чисел без перехода через разряд нужно из десятков вычесть десятки, из единиц – единицы.
3. При сложении или вычитании двузначного и однозначного числа без перехода через разряд складываем только единицы, а десятки остаются прежние.
4. При сложении или вычитании двузначных чисел, одно из которых круглое число, достаточно сложить десятки, а единицы остаются без изменения.
В этом уроке научимся складывать и вычитать двузначные числа, не переходя через разряд.
Прочитайте веселый стишок Шауката Галиева:
Я с отцом учусь считать –
Складывать и вычитать.
– Вот тебе два яблока, –
Папа говорит, –
А теперь к двум яблокам
Прибавляю три.
Сколько стало?
– Стало пять!
– За ответ я ставлю «пять»!
Отбираю три обратно…
Сколько стало?
– Стало мало!
Знаешь, папа, мне опять
Захотелось прибавлять.
А какие математические знаки нам помогают складывать и вычитать?
Команды «Лидер» и «Старт» играли в баскетбол.
«Лидер» забил 46 голов, а «Старт» – 23 гола.
Сколько всего голов забили обе команды в игре?
С помощью какого действия мы будем решать данную задачу?
Правильно, сложения, т.е. необходимо сложить числа 46 и 23: 46 + 23.
Вспомним, как называются компоненты при сложении.
Числа, которые складываем – это слагаемые, результат при сложении – сумма.
В числе 46 – 4 десятка и 6 единиц, значит, сумма разрядных слагаемых будет выглядеть так:
В числе 23 – 2 десятка и 3 единицы, значит, сумма разрядных слагаемых будет:
Чтобы сложить двузначные числа, нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
46 + 23 = (40 + 20) + (6 + 3)
Значит, 46 + 23 = 69 (голов).
Ответ: всего 69 голов забили обе команды.
А если изменить вопрос задачи, например, какая команда забила голов больше и на сколько?
Решение задачи изменится, необходимо вычесть из числа 46 число 23: 46 – 23.
Как называются компоненты при вычитании?
Число, из которого мы вычитаем – уменьшаемое, вычитаем – вычитаемое, а результат – это разность.
Вычтем из 46 число 23.
Оба числа двузначные.
Мы уже знаем, что 46 – это 4 десятка и 6 единиц, а 23 – это 2 десятка и 3 единицы. Вычитаем так же, как и складываем, из десятков вычитаем десятки, а из единиц – единицы.
46 – 23 = (40 – 20) + (6 – 3)
Значит, 46 – 23 = 23(гола).
Ответ: на 23 гола больше забила команда «Лидер».
Рассмотрим другие случаи.
1. Возьмем числа 46 и 3.
Число 46 двузначное, а 3 – однозначное.
Тогда при сложении и вычитании этих чисел складываться и вычитаться будут только единицы, а десятки остаются прежними.
46 – это 4 десятка и 6 единиц.
46 + 3= 40 + (6 + 3) = 49
46 – 3 = 40 + (6 – 3) = 43
2. Возьмем числа 46 и 20. Оба числа являются двузначными. Но число 20 круглое число, т.е. содержит 0 единиц, поэтому достаточно сложить или вычесть десяки, а единицы оставляем прежними, так как при сложении числа с нулем, получается то же самое число.
46 + 20 = (40 + 20) + 6 = 66
46 – 20 = (40 – 20) + 6 = 26
Итак, важно запомнить:
1. При сложении двузначных чисел без перехода через разряд нужно к десяткам прибавить десятки, к единицам – единицы.
2. При вычитании двузначных чисел без перехода через разряд нужно из десятков вычесть десятки, из единиц – единицы.
3. При сложении или вычитании двузначного и однозначного числа без перехода через разряд складываем только единицы, а десятки остаются прежние.
4. При сложении или вычитании двузначных чисел, одно из которых круглое число, достаточно сложить десятки, а единицы остаются без изменения.
В этом уроке научимся складывать и вычитать двузначные числа, не переходя через разряд.
Прочитайте веселый стишок Шауката Галиева:
Я с отцом учусь считать –
Складывать и вычитать.
– Вот тебе два яблока, –
Папа говорит, –
А теперь к двум яблокам
Прибавляю три.
Сколько стало?
– Стало пять!
– За ответ я ставлю «пять»!
Отбираю три обратно…
Сколько стало?
– Стало мало!
Знаешь, папа, мне опять
Захотелось прибавлять.
А какие математические знаки нам помогают складывать и вычитать?
Команды «Лидер» и «Старт» играли в баскетбол.
«Лидер» забил 46 голов, а «Старт» – 23 гола.
Сколько всего голов забили обе команды в игре?
С помощью какого действия мы будем решать данную задачу?
Правильно, сложения, т.е. необходимо сложить числа 46 и 23: 46 + 23.
Вспомним, как называются компоненты при сложении.
Числа, которые складываем – это слагаемые, результат при сложении – сумма.
В числе 46 – 4 десятка и 6 единиц, значит, сумма разрядных слагаемых будет выглядеть так:
В числе 23 – 2 десятка и 3 единицы, значит, сумма разрядных слагаемых будет:
Чтобы сложить двузначные числа, нужно к десяткам прибавить десятки, а к единицам – единицы.
46 + 23 = (40 + 20) + (6 + 3)
Значит, 46 + 23 = 69 (голов).
Ответ: всего 69 голов забили обе команды.
А если изменить вопрос задачи, например, какая команда забила голов больше и на сколько?
Решение задачи изменится, необходимо вычесть из числа 46 число 23: 46 – 23.
Как называются компоненты при вычитании?
Число, из которого мы вычитаем – уменьшаемое, вычитаем – вычитаемое, а результат – это разность.
Вычтем из 46 число 23.
Оба числа двузначные.
Мы уже знаем, что 46 – это 4 десятка и 6 единиц, а 23 – это 2 десятка и 3 единицы. Вычитаем так же, как и складываем, из десятков вычитаем десятки, а из единиц – единицы.
46 – 23 = (40 – 20) + (6 – 3)
Значит, 46 – 23 = 23(гола).
Ответ: на 23 гола больше забила команда «Лидер».
Рассмотрим другие случаи.
1. Возьмем числа 46 и 3.
Число 46 двузначное, а 3 – однозначное.
Тогда при сложении и вычитании этих чисел складываться и вычитаться будут только единицы, а десятки остаются прежними.
46 – это 4 десятка и 6 единиц.
46 + 3= 40 + (6 + 3) = 49
46 – 3 = 40 + (6 – 3) = 43
2. Возьмем числа 46 и 20. Оба числа являются двузначными. Но число 20 круглое число, т.е. содержит 0 единиц, поэтому достаточно сложить или вычесть десяки, а единицы оставляем прежними, так как при сложении числа с нулем, получается то же самое число.
46 + 20 = (40 + 20) + 6 = 66
46 – 20 = (40 – 20) + 6 = 26
Итак, важно запомнить:
1. При сложении двузначных чисел без перехода через разряд нужно к десяткам прибавить десятки, к единицам – единицы.
2. При вычитании двузначных чисел без перехода через разряд нужно из десятков вычесть десятки, из единиц – единицы.
3. При сложении или вычитании двузначного и однозначного числа без перехода через разряд складываем только единицы, а десятки остаются прежние.
4. При сложении или вычитании двузначных чисел, одно из которых круглое число, достаточно сложить десятки, а единицы остаются без изменения.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-083414
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Росприроднадзор призвал ввести в школах курс по экологии
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Пик использования смартфонов приходится на 16 лет
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.