Что значит словарный диктант

Виды словарных диктантов в работе над повышением грамотности учащихся

Ключевые слова: словарные диктанты

Проблема повышения грамотности учащихся стоит на каждом уроке русского языка. Чтобы повысить грамотность учащихся, необходимо работать с ними не только с целым классом, но и по группам, а также индивидуально по закреплению орфографических навыков на основе словарных диктантов.

Видов словарных диктантов много. Одним из видов может быть диктант с фонетико-графическим заданием. Например, написать в форме предложного падежа имена существительные и местоимения с предлогом О/ОБ/: ярмарка, оркестр, электрик, он, она, ежик. Или среди диктуемых слов найти такие, в которых есть два соседних гласных звука. Артиллерия, лауреат, изваяние, оригинал.

При индивидуальной работе с учащимися можно использовать словарные диктанты с грамматическими заданиями. Формирование орфографических навыков должно проходить в тесной связи с формированием грамматических навыков.

Словарные диктанты с грамматическими заданиями помогают формировать орфографические навыки на грамматической основе.

Грамматическое задание в процессе словарного диктанта способствует выбрать правильное написание. Например, записать слова:

Следующий вид диктанта – словарный диктант с самопроверкой. Основное назначение такого диктанта – формирование навыков самоконтроля. Работа над таким диктантом включает несколько этапов:

Русский язык располагает богатейшей системой устойчивых словосочетаний. По разделу «Фразеология» можно давать самодиктанты. Вспомнить и написать, как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слова с приставками ПРЕ-ПРИ. /Камень преткновения, преклонить колени, принимать за чистую монету. /

Словарные диктанты могут проводиться в виде игры. Психологи показывают, что человек испытывает потребность в игре. Игра обеспечивает заинтересованное восприятие изучаемого материала, активизирует деятельность играющих, содействует развитию памяти, мышления.

Словарный диктант с элементами игры можно проводить при изучении морфологии.

Задание: превратите имена нарицательные в имена собственные.

Словарный диктант проводится в виде соревнования. Дается задание: кто быстрее найдет слово в орфографическом словаре и объяснит, как это слово правильно пишется.

Диктант:

Аллегория, артиллерия, беллетристика, воображение, галерея, декларация, дискуссия, деликатный, искусство, колорит, колоссальный, комиссия, прогресс, обелиск, троллейбус, фестиваль, экспрессия, грамматика, грамотность, коллектив, количество, колонна, кристалл, иммунитет, корреспондент.

Можно провести при закреплении орфографических навыков словарный диктант-игру «Угадай». Эта игра помогает усваивать опознавательные признаки орфограмм, различать орфограммы по их отличительным признакам:

Одним из условий успешного овладения навыками правильного письма является орфографическая зоркость. Навык видеть и классифицировать орфограммы формируется в процессе постоянных и длительных тренировок.

Одной из форм работы по формированию орфографической зоркости является словарный диктант с продолжением.
Учитель диктует слова или словосочетания, учащиеся их записывают в столбик. Затем проверятся диктант, обозначаются орфограммы. Учащимся предлагается к каждому слову или словосочетанию придумать и записать рядом слово с той же орфограммой

Выборочный диктант.

Такой диктант не только содействует формированию орфографических навыков, но и дисциплинирует внимание учащихся. При выборочном диктанте учащимся предлагается выбрать правильное написание слова и записать в один столбик из указанных столбиков.

«Правильно написание о и е после шипящих в корне слова»

Источник

Статья. Словарный диктант на уроках русского языка

Муниципальное образовательное учреждение «Королевщинская средняя школа»

Новосёлки Тверской области Жарковского района

Словарный диктант на уроках русского языка

Матвеева Наталья Юрьевна

Словарный диктант может состоять как из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически, так и не сгруппированных тематически . Особенность словарного диктанта состоит в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов затем можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов.

Проведение словарного диктанта обычно занимает 5–10 минут.

Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), 2) один из пишущих повторяет его (или повторяют хором), 3) называется орфограмма, 4) вызванный ученик строит своё рассуждение вслух, 5) текст записывается, в нём подчёркиваются орфограммы.

Порядок работы: 1) диктуемое слово (или предложение) записывается, 2)затем называется и подчёркивается в нём орфограмма и произносится правило (т.е. приводится доказательство того, что орфограмма написана правильно)

Порядок работы: 1) диктующий читает слово (или предложение), все слушают, 2) диктующий читает повторно (по частям, если это предложение), 3) учащиеся начинают писать, производя одновременно с записью про себя разбор-рассуждение; один из пишущих разбирает вслух.

Порядок работы: 1) диктующий дает задание распределить слова по столбикам в зависимости от орфограммы (в один столбик с корнем –ЛАГ-, в другой- с корнем –ЛОЖ); 2)читает слова или словосочетания, а учащиеся записывают их, распределяя по столбикам

Изложение, прилагательное, излагать, возложить, полагаться, предположение, слагаемое, сложение, положение, безотлагательный, вложить, прилагать, полагать, отложить.

Порядок работы: 1) диктующий читает предложение, все учащиеся вслушиваются, 2) предложение читается повторно, а учащиеся в это время выписывают из него только слова (или словосочетания) с заданными орфограммами.

Например, диктующий ставит задачу записать одним слово с приставкой ПРИ- или ПРЕ- данные словосочетания:

1) (Птицы) ненадолго умолкли. 2) (Мы) близко подошли (к реке). 3) Чересчур увеличивать (опасность). 4) Очень зоркий (наблюдатель). Выполненный диктант должен выглядеть так: приумолкли (птицы), приблизились (к реке), преувеличить (опасность), презоркий (наблюдатель).

Порядок работы: 1) диктующий читает предложение один раз, 2) все повторяют его шёпотом, 3) диктующий читает предложение повторно, 4) учащиеся составляют в тетрадях схему этого предложения, расставляя знаки препинания.

Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, какой цифрой будут обозначать каждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст, но не записывают его, а только ставят в тетрадях цифры для обозначения соответствующих фактов языка.

Диктуемый текст: Ночь. Не спится. На небе ярко светят звёзды. Выполненная работа выглядит так: 521

Порядок работы: 1) диктующий предлагает составить предложение по определённым признакам, либо 2) записать слово по определённым признакам.

Зрительный диктант (самодиктант).

Порядок работы: 1) ученик прежде чем записать какой-либо текст, внимательно всматривается в него, фиксирует внимание на тех орфограммах, которые в данный момент изучаются, 2) одновременно повторяется орфографическое правило или необходимые орфографические сведения, 3) текст диктуется учителем или записывается учениками по памяти, 4) запись сверяется с текстом книги самими учащимися.

Например, диктующий ставит задачу записать слова с мягким знаком после шипящих

Идёшь, фальшь, щёлочь, глушь, стричь, печь, намажь

Словарный диктант с табу (ограничением).

Порядок работы: 1) слова расположены на доске (на интерактивной доске, на экране мультимедийного проектора, на карточке) 2) учащиеся должны записать, но не выписывать слова табу.

Например, слово ТАБУ: слова с разделительным мягким знаком Ь.

Порядок работы : 1) диктующий читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу; 2) ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Диктант с продолжением.

Порядок работы :1) учащиеся в столбик записывают диктуемые слова, обозначают в них орфограммы, 2) к каждому слову придумывают и записывают рядом по 2-3 слова с той же орфограммой.

Сигнальный словарный диктант.

Порядок работы: 1) перед диктантом уславливаются, каким цветом будет обозначенокаждое языковое явление, 2) учащиеся слушают текст и показывают соответствующую сигнальную карточку

Львиный, каменный, кожаный, решена, безветренный, прочитана, истинный, лебединый, фирменный, пустынный, пустынна, стеклянный, лекционный, вязаный, тушёный.

Словарный диктант как вид деятельности на уроке очень актуален и эффективен в работе по формированию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся. Но лишь при систематическом использовании этого вида работы, интересном подборе тренировочного материала, при опоре на различные виды интеллектуальной деятельности и памяти (зрительную, слуховую, моторную) учитель сможет добиться положительных.

Список использованной литературы

1.​ Александрова, Г.В. Занимательный русский язык [Текст]/ Г.В.Александрова.- СПб.:Тригон, 1998. – 652 с.

2.​ Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст]/ А.Т.Арсирий.- М.:Просвещение, 1995. – 377 с.

6.​ Панов, М.В. Занимательная орфография [Текст]/ М.В.Панов.- М.:Просвещение, 1984. – 154 с.

Источник

Виды диктантов на уроке русского языка

На уроках русского языка по каждой теме даются диктанты двух видов: обучающие (из отдельных слов, словосочетаний, предложений, текстов со средней степенью насыщенности офрограммами и пунктограммами) и контрольные, для которых в основном берутся связные тексты. Как обучающий диктант преследует цель контроля, так и контрольный диктант должен иметь обучающую цель.

Словарный диктант. Проведению словарного диктанта должна предшествовать работа по раскрытию значения слова, орфографическая и грамматическая (слово должно быть употреблено в словосочетаниях и предложениях) работа над словом.

Например, на уроке «Имя числительное как часть речи» учитель, рассказывая учащимся об истории происхождения чисел, акцентирует внимание детей на том, что числительное одиннадцать образовалось путем сращения слов один на десяти и, следовательно, пишется с двумя н, тогда как дальнейшие числительные второго десятка удвоенных согласных не имеют. Далее объясняется образование числительных от 50 до 90: от пять десятков – пятьдесят, от шесть десятков – шестьдесят и т.д. Нуждаются в объяснении и числительные полтора, полтораста, тысяча, сорок, миллион, миллиард.

Словарный диктант состоит из отдельных слов и словосочетаний, сгруппированных тематически. Особенность словарного диктанта в том, что работа над правописанием отдельных слов сосредоточивает внимание учащихся на определенных орфограммах. Языковой материал словарных диктантов можно использовать для составления предложений или небольших связных текстов. Важно, чтобы текст одного и того же словарного диктанта или его части повторялся несколько раз через определенные промежутки времени.

Проведение словарного диктанта занимает 5–10 минут.

Предупредительный диктант. Это такой вид упражнений, когда объяснение орфограмм и пунктограмм проводится до записи в тетрадях. Он может проводиться в двух вариантах: с показом текста (зрительный) и без показа текста (слуховой). В классе со слабой подготовкой следует отдавать предпочтение первому варианту. При проведении зрительного предупредительного диктанта предложение или слова с орфограммами записываются на доске, затем разбираются, после этого написанное на доске закрывается – и учащиеся под диктовку пишут слова или предложение. Затем текст открывается, учащиеся сверяют его со своей записью и исправляют допущенные ошибки.

При слуховом предупредительном диктанте перед записью текста учащиеся устно повторяют правила орфографии и пунктуации, на которые проводится диктант. Трудные случаи разбираются вместе с учителем. Затем следует запись под диктовку. Предупредительный диктант позволяет произвести двойную проверку. На обратной стороне доски диктант вместе с классом пишут два ученика – один сильный, другой слабый. После диктанта проверяем сначала работу сильного ученика, потом учащиеся сверяют ее со своей записью в тетрадях, и только потом класс проверяет то, что написал слабый ученик, и исправляет его ошибки на доске. Таким образом, работа над каждой орфограммой проводится многократно.

Проведение предупредительного диктанта – от 10 до 15 минут.

Подготовленный диктант. Этот вид упражнения предлагает учебник. Дома учащиеся записывают слова с пропущенными орфограммами, а в классе эти же слова мы пишем под диктовку.

Проведение подготовленного диктанта – 5–6 минут.

Выборочный диктант. При выборочном диктанте производится запись не всего текста, а лишь отдельных слов, словосочетаний или предложений.

Например, при отработке навыков различия приставок и предлогов учащиеся выписывают в один столбик слова с приставками, а в другой – с предлогами. При изучении числительных можно предложить запись в два столбика следующих числительных: простых и составных, с мягким знаком в середине слова и на конце и т.п.

Проведение выборочного диктанта занимает обычно до 5 минут.

Объяснительный диктант. Учитель диктует текст по предложениям, а учащиеся записывают в тетрадях. После записи один из учеников читает свою запись и объясняет орфограммы и пунктограммы, остальные следят за своими тетрадями и исправляют допущенные ошибки. Такое упражнение повышает самостоятельность учащихся и повышает у них фонематический слух. Объяснительный диктант позволяет провести на уроке индивидуальную работу с учеником. Учителю требуется заранее подобрать такие примеры, в которых учащиеся допускают наибольшее количество ошибок, а при проверке спрашивать именно тех, для кого эти ошибки характерны.

Проведение объяснительного диктанта занимает от 10 до 20 минут.

Письмо по памяти. Для этого вида работы чаще всего предлагаются стихотворные тексты, которые заранее специально заучиваются наизусть, а потом ученик сам себе диктует текст. На уроке по памяти можно заучивать и правила, а потом их записывать под самодиктовку или можно надиктовать текст соседу, а потом проверить у него написанное.

Время, затраченное на этот вид работы, – 8–12 минут.

Свободный диктант. Этот вид упражнения готовит учащихся к сжатому изложению, поэтому его не стоит игнорировать. Целью такого диктанта всегда является отработка грамматических навыков построения словосочетаний и предложений, а также грамотного употребления словоформ. Учитель читает текст целиком, а затем по частям (необязательно по предложениям, можно и по абзацу). Ученики не дословно, а свободно записывают прочитанное учителем. Использование синонимического ряда только приветствуется, даже если слово было заменено синонимом только потому, что ученик не знал, как правильно записать диктуемое слово.

Время свободного диктанта – до 10 минут.

Творческий диктант. Это – упражнение, в процессе выполнения которого производятся переделка текста, изменение его. Учащиеся по заданию учителя распространяют предложения второстепенными членами предложения (например, определениями), или дополняют их второстепенными членами предложения, или вводят в текст вводные слова и предложения. К таким диктантам относится и запись текста от определенного лица (например, если текст передается от первого лица, следует записать его от третьего; или наоборот – текст от третьего лица записать от первого). Этот вид работы также является важной частью подготовки к сжатому изложению.

Творческие диктанты могут быть и такими: с определенными словами, записанными на доске или карточке, составить связный текст или предложения на определенную тему.

Время для проведения творческого диктанта – от 5 до 30 минут.

Диктант с грамматическим заданием. Помимо текста диктанта, учащимся дается определенное грамматическое задание: например, подчеркнуть грамматические основы во всех предложениях, обозначить род или число существительных (либо всех, либо определенного абзаца), обозначить все суффиксы прилагательных, выделить личные окончания глаголов и т.п.

Проведение диктанта с грамматическим заданием – 30–40 минут.

Контрольный диктант. Контрольный диктант является основным средством проверки грамотности учащихся и усвоения ими изученного материала. Контрольные диктанты проводят после изучения определенной темы, в конце учебной четверти, полугодия, учебного года. Виды контрольных диктантов: полный (контрольный диктант без изменения текста), контрольный диктант с грамматическим заданием, выборочный контрольный диктант, словарный контрольный диктант и т.п.

Материалом для контрольных диктантов служат отрывки из произведений художественной литературы, изучаемой на уроках литературы или рекомендованной для внеклассного чтения. Тексты могут быть взяты и из периодической печати, но учителю следует особенно тщательно отбирать публицистический материал, так как современная пресса далека от совершенства. Материал должен быть разнообразным, обогащать речь школьников, расширять их кругозор, способствовать общему развитию учащихся и отвечать воспитательным задачам школы.

Варианты контрольных диктантов по теме «Имя числительное»

Самое большое озеро в Европе раскинулось на площади величиной с пол-Швейцарии у самого края Балтийского щита. С юга на север протянулось оно на двести двадцать километров, а в ширину достигает восьмидесяти. Глубина Ладоги местами превышает двести метров.
На Ладоге много островов, самый знаменитый – Валаам. Скалистые берега острова круто, почти отвесно, опускаются в воду и уходят на полтораста метров в глубину. Здесь новгородские монахи основали монастырь еще в четырнадцатом веке. Удивительные по своей красоте бронзовые мачтовые сосны на гранитных куполах скал и памятники старины привлекают сюда множество туристов.
В южной части озера есть необычный маленький островок Сухо. Это единственный здесь остров искусственного происхождения. В восемнадцатом веке по приказу Петра Первого его соорудили из каменных глыб на месте опасной мели, которая мешала судоходству.

(По материалам «100 великих чудес природы)
(120 слов)

(По материалам «100 великих чудес природы»)
(112 слов)

Байкал по праву считается одним из самых удивительных озер нашей планеты. Его гигантская котловина имеет в длину шестьсот тридцать шесть и в ширину восемьдесят километров. Общая длина берегов Байкала составляет две тысячи пятьсот километров. Нет ему равных среди озер и по глубине – тысяча шестьсот двадцать метров. Объем воды в озере больше в девяносто пять раз, чем в Азовском море. В тихую погоду на глубине почти сорока метров видно каменистое дно. В Байкал впадают триста тридцать шесть рек, а вытекает только одна – Ангара.
На языке якутов «Байкал» означает «богатое море». И действительно, в нем обнаружено около тысячи видов растений, более одной тысячи шестидесяти видов рыб и животных. Единственное млекопитающее озера – нерпа – имеет вес до ста килограммов при длине тела полтора метра.

(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)

Самая высокая гора Японии – вулкан Фудзияма – для жителей этой страны еще и национальный символ. О Фудзияме слагают песни и стихи, она запечатлена на картинах многих художников.
Фудзияма – это потухший вулкан. Он расположен всего в девяноста километрах от Токио. Последнее извержение его происходило в тысяча семьсот семидесятом году. Сейчас кратер вулкана глубиной двести двадцать метров почитают как святыню. Каждый японец считает своим долгом хоть один раз побывать на священной горе. В июле–августе на Фудзияме почти нет снега, поэтому каждый год летом большие группы людей устремляются на вершину горы. До отметки на высоте двух тысяч пятисот метров можно доехать на машине, но оставшиеся тысячу двести метров каждый должен пройти пешком. За субботу и воскресенье на вулкан поднимаются до восьмидесяти тысяч человек.

(По материалам «Я познаю мир.
Чудеса природы»)
(120 слов)

Пока изучаются числительные, можно предложить детям завести Книгу самых интересных фактов и событий (своеобразную Книгу рекордов). В нашей жизни столько всего интересного и непознанного, что такая работа будет полезна и детям, и взрослым. Помимо расширения кругозора и воспитания любознательности, отрабатываются орфографические и орфоэпические нормы правописания и произношения числительных, и, как мне кажется, даже лучше, чем на уроках. Кстати, многие примеры этого материала взяты именно из детских книг рекордов.

Варианты творческих диктантов по теме «Имя числительное»

Задание. Прочитайте текст. Отгадайте, из какого художественного произведения взят данный отрывок. Запишите его, дополняя началом и концовкой так, чтобы было понятно, о чем идет речь. Цифры пишите словами. Все числительные подчеркните.

– Но раз ты такой лакомка, такой обж_ра, лучше всего будет по-братски поделить остатки. У тебя еще есть к_нфеты?
Малыш пошарил в карманах.
– Вот, 3 штуки. – И он вытащил 2 засахаренных орешка и 1 л_денец.
– 3 пополам не делится, это знают даже малые дети. – И, быстро схватив с ладони Малыша л_денец, прогл_тил его, а потом с жадностью посм_трел на оставшиеся 2 орешка: 1 из них был чуточку больше другого.
– Вот, теперь можно делить. Я не только в меру упитанный и в самом ра_цвете сил, но еще и очень милый и очень скромный, поэтому я разрешаю тебе взять первому. Но помни: кто берет первым, всегда должен брать то, что поменьше.

2 или 3 молодых человека полюбопытствовали посм_треть, каков я, когда сплю; они взобрались на пово_ку и т_хонько подкрались к моему л_цу. Тут один из них, гвардейский офицер, засунул мне в левую н_здрю острие своей пики; оно защ_котало, как солом_нка, и я громко чихнул. Испуганные храбрецы мгнове_о скрылись, и только через 3 недели я узнал причину моего внезапного пробуждения. Весь остаток дня мы провели в дорог_; ночью распол_жились на отдых, и подле меня было поставлено на страже по 500 гвардейцев с об_их сторон. С восходом со_нца мы снова трогались в путь.
Когда мы находились в 200 ярдах от городских ворот, навстречу нам вышли император и весь его двор. Высшие сановники решительно воспр_тивились намерению его величества подняться на мое тело, боясь подвергнуть опас_ности его особу.

В один сундук я сл_жил все с_естные пр_пасы: 4 меш_чка риса, мешок сухарей, 3 круга голлан_ского сыру, 5 кусков вяленой к_злятины, служившей нам на корабле главной м_сной пищ_й. Кроме того, я наш_л несколько ящиков вина и до 6 галлонов рисовой водки, пр_надлежавших нашему капитану.
В каюте я наш_л 2 хороших охотнич_их руж_я, 2 пистолета, которые я ул_жил на плоту вместе с пороховниц_й, меш_чком дроби и 2 старыми, заржавленными шпагами. Я знал, что на к_рабле было 3 б_чонка с порохом, но не знал, где они хр_нятся. Однако после тщательных поисков все 3 б_чонка нашлись. Один ок_зался подмоченным, а 2 были сухи_.
После осмотра острова, возвр_щаясь в свою пещеру, я подстр_лил одну птицу. Я думаю, это был первый выстрел, раздавшийся в этих диких м_стах. Не успел я выстр_лить, как над лесом взвились тысячи птиц. Каждая кр_чала на свой лад, но ни один из этих криков не пох_дил на крики знакомых мне птиц.

Тексты взяты из следующих произведений:

Р.Стивенсон. Остров сокровищ;

Д.Свифт. Путешествие Гулливера;

Источник

3. Пишем словарный диктант

Что значит словарный диктант. Смотреть фото Что значит словарный диктант. Смотреть картинку Что значит словарный диктант. Картинка про Что значит словарный диктант. Фото Что значит словарный диктант

В сентябре, когда я взяла пятый класс, ученики первое время подходили и спрашивали: «А мы будем писать словарный диктант? А когда?». А один так и вовсе решил «поправить» учителя: «Нужно вначале дать (так прямо и сказано было: «дать») словарный диктант. А потом все остальное». За три года обучения в начальной школе у детей уже сложился свой стереотип «правильного» начала урока. Разрушить этот стереотип оказалось не так-то легко.

Словарный диктант – привычная часть урока русского языка. Настолько привычная, что многие учителя даже не задумываются над тем, как они его проводят. И все-таки лучше его каждый раз проводить немножко по-другому.

Принцип вариативности – один из главных принципов современной методики – должен действовать и здесь. (Помните, мы говорили о нем в связи с домашними заданиями и началом урока?) Как же применить его к самому что ни на есть традиционному виду диктанта – словарному?

Поделюсь своим опытом. Кроме известных каждому словеснику видов словарного диктанта, я использую и такие.

«Убить двух (трех) зайцев»

«Зайцами» являются правила и орфограммы. Если в диктанте встречаются слова на два правила – значит, «зайцев» два, если три – три «зайца» и т.д. Например, диктант на правописание отрицательных местоимений (первый «заяц»), -ться и -тся в глаголах (второй «заяц») и не с глаголами (третий «заяц») выглядит так:

Ничем не интересоваться, он ни о ком не беспокоится, ни с кем не встречается, не с кем поделиться секретом, нечего бояться, ему не хочется ни с кем встречаться, ни в ком не разочароваться, не о ком заботиться. (Попутно зададим как бы между прочим вопрос: «Портрет какого человека нарисован перед нами?»)

Казалось бы, простая смена названия, но работает более эффективно, чем безликое «словарный диктант».

Лексический словарный диктант

Читается толкование лексического значения слова (лучше не из словаря, а адаптированное учителем), ученики записывают само слово.

Например, для 5-го класса подойдет следующий диктант:

Небольшая книжка; хранилище для книг; старый, опытный воин; изображение природы на картине; человек одинакового с кем-либо возраста; земельное пространство с определенными границами; ярко-красный цвет; народное гулянье с танцами, играми, маскарадом; теплица для выращивания южных растений; слово, в переводе с голландского означающее «китайское яблоко». (Брошюра, библиотека, ветеран, пейзаж, ровесник (или сверстник), территория, багряный, карнавал, оранжерея, апельсин.)

Этому же диктанту можно придать вид кроссворда, и тогда получится уже не лексический диктант, а диктант-кроссворд.

Берем какую-нибудь известную приключенческую книжку и по ней составляем словосочетания так, чтобы можно было узнать произведение. (См. подробнее мою статью в «Русском языке», № 45/ 2001.)

6-й класс. Одноногий моряк на деревянной ноге, содержимое матросского сундука, карта какого-то острова, участвовать в раскрытии тайны, плавание на шхуне, судовой повар, джентльмены удачи, поиски сокровищ, в бочке из-под яблок, радость исследователя неведомых стран, неприступные скалы, возле устья какой-то неизвестной речонки, приключения на суше и на море, развевался черный пиратский флаг.

Узнали ли вы произведение? («Остров сокровищ» Стивенсона.)

Цифровой диктант, или цифровое кодирование

Применяем в том случае, когда есть выбор из двух или трех написаний. Например, буквы е – и в окончаниях существительных и глаголов, разделительные ъ или ь, -ться или -тся и т.п. Одно из написаний обозначаем (кодируем) цифрой 1, другое – цифрой 2 и т.д.

Например, цифровой диктант по теме «И – ы после ц» выглядит так:

Цикада, круглолицый, акация, мотоциклист, цыплячий, циферблат, цирковой, царицын (башмачок), индейцы, ножницы, циклон, цыганский.

Кодируем: и –1, ы – 2. Запись в тетрадях: 121 121 122 212. (Цифры для удобства разбиваем на тройки, чтобы легче было их называть: «сто двадцать один, сто двадцать один, сто двадцать два, двести двенадцать».) Такая проверка занимает ровно одну минуту. Единственное пожелание: слова для диктанта лучше подбирать такие, в которых ошибкоопасное место встречается только на это правило. В этом случае из нашего диктанта лучше исключить слова мотоциклист и циферблат, иначе есть опасность, что мы так никогда и не узнаем, умеют ли наши ученики писать слова мотоциклист и циферблат.

Цифровое кодирование уместно применять не только для проведения словарного диктанта, но и для проверки теории по любому разделу грамматики. Например, по темам: «Виды предложений по цели высказывания», «Односоставные и двусоставные предложения», «Наклонения глагола», «Склонение существительных» и т.д.

А теперь вернусь к началу.

Почему же мои пятиклассники имели повод обвинить меня в том, что я не провожу словарные диктанты? Дело в том, что обычные словарные диктанты я не очень люблю, а для того чтобы научить ребят тем видам, которые я здесь назвала, нужно какое-то время. Но уже через две недели мы с удовольствием писали и цифровые, и буквенные, и приключенческие, и лексические диктанты. Больше диктантов, хороших и разных.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *