Что значит слова игра

Что значит слова игра

Полезное

Смотреть что такое «ИГРА» в других словарях:

ИГРА — один из важнейших феноменов человеческого существования. Обычно И. противопоставляют труду, в лучшем случае видят в ней тренировку перед серьезным делом или необходимое восполнение монотонной односторонней деятельности. Считается, что только… … Философская энциклопедия

ИГРА — вид непродуктивной деятельности, мотив к рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. “состояние И.” отмечено Кантом. Шиллер представил относительно… … Энциклопедия культурологии

ИГРА — ИГРА, игры, мн. игры, жен. 1. только ед. Действие по гл. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие.… … Толковый словарь Ушакова

ИГРА — в дыр дыр. Жарг. спорт. Шутл. Тренировочная игра футболистов на маленькой площадке. Максимов, 124. Игра в одни ворота. Разг. Столкновение, спор, в котором одна из сторон явно сильнее и поэтому побеждает. БМС 1998, 227. /em> Из речи спортсменов.… … Большой словарь русских поговорок

игра — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? игры, чему? игре, (вижу) что? игру, чем? игрой, о чём? об игре; мн. что? игры, (нет) чего? игр, чему? играм, (вижу) что? игры, чем? играми, о чём? об играх 1. Игра это ряд действий, при которых … Толковый словарь Дмитриева

ИГРА — ы; мн. игры, игр; ж. 1. к Играть (1, 3 6 зн.). И. детей прекратилась. Вмешаться в детскую игру. И. с ребёнком, собакой. И. на скрипке, на рояле. Виртуозная и. пианистки. Слушать игру духового оркестра. И. актёра в роли Отелло прекрасна. И.… … Энциклопедический словарь

игра — форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В И. как особом исторически… … Большая психологическая энциклопедия

ИГРА — понятие, фиксирующее процессуальность, самодостаточную как в онтологическом (поскольку механизмом реализации И. является свободное самоизъявление соответствующего субъекта или в постнеклассике феномена), так и в аксиологическом (И. не имеет… … История Философии: Энциклопедия

игра — Забава, потеха, шалость, шутка; пьеса. Ср … Словарь синонимов

Источник

Значение слова «игра»

Что значит слова игра. Смотреть фото Что значит слова игра. Смотреть картинку Что значит слова игра. Картинка про Что значит слова игра. Фото Что значит слова игра

2. Занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения, являющееся видом спорта и т. п. Спортивные игры. Военная игра. Нарушить правила игры.Толпа гостей теснилась шумно Вокруг зеленого стола; Игра уж дельная была, И банк притом благоразумный. Лермонтов, Тамбовская казначейша. Кроме чтения газеты, разговоров и драк, развлечением служила еще игра в карты. М. Горький, Бывшие люди. || Набор предметов, предназначенных для подобных занятий. Настольные игры.

4. Быстрая смена пятен света, красок и т п. Пятна света и тени побежали, проворно скользя, по их одежде — и оба они улыбались и тревожной их игре, и веселым ударам ветра, и свежему блистанью листьев. Тургенев, Новь. Фома смотрел на игру солнечных лучей, следил, как трепетно они переливались по гладкой равнине вод. М. Горький, Фома Гордеев. || Блеск, переливы (драгоценных камней). Игра бриллиантов. □ — Как ты [Алмаз], со всей своей игрой, — Сказал Огонь, — ничтожен предо мной! И. Крылов, Пожар и Алмаз. || Выразительная изменчивость (лица, глаз, голоса и т п.). [Волынцев] чертами лица очень походил на сестру; но в выражении их было меньше игры и жизни. Тургенев, Рудин. [Елизавета Сергеевна] следила за игрой его лица, и, должно быть, ей нравилось видеть действие своих слов на нем, в глазах ее сверкало удовольствие. М. Горький, Варенька Олесова.

5. Исполнение музыкального произведения. Виртуозная игра. Игра на скрипке.Как часто, увлечен унылых струн игрою, Я сердцем следовал, Овидий, за тобою. Пушкин, К Овидию.

7. Преднамеренный ряд действий, преследующий определенную цель; интриги, тайные замыслы. — Вы словно подозреваете с моей стороны игру. Чехов, Несчастье. Только здесь, на европейском берегу, Петр понял, что значит политическая игра. А. Н. Толстой, Петр Первый.

Источник

Значение слова игра

Словарь Ушакова

1. только ед. Действие по гл. Играть. Дети думают только об игре, забывая об уроках. Игра положена в основу воспитания в детских домах. Игра в лапту. Игра в шахматы. Игра в тенис. Театральная игра. Игра в великодушие. Игра людьми. Игра на рояле. Игра брильянтов. Игра красок.

2. Тот или иной вид этого действия, как совокупность определенных приемов, правил. Детские игры. Подвижные игры. Спортивная игра. Азартные игры.

5. Манера, способ играть. У этого музыканта хорошая игра.

6. Отдельный момент, часть игры (карточной, спортивной). Эта игра не в счет. Взять игру при своей подаче (в тенисе, волейболе).

7. Комбинация, расклад карт. Подошла хорошая игра.

8. Очередь играть (чаще в карты). Сейчас моя игра.

Этимологический Словарь Русского Языка

Старославянское – игрь, играти.

Существительное является общеславянским, образовавшимся на основе индоевропейского корня со значением «колебаться, двигаться». Исходное значение – «пение с пляской», современное значение – «развлекаться, забавляться». В русских письменных памятниках встречается с XI в.

Производные: играть, игровой, играючи, играющий, игральный, игорный, игрок.

Культурология. Словарь-справочник

форма свободного самовыражения человека, предполагающая реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (Й. Хейзинга, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и др.

☼ вид непродуктивной деятельности, мотив к-рой заключается не в результатах, а в самом процессе. Уже у Платона можно отыскать отдельные суждения об игровом космосе. Эстетич. «состояние И.» отмечено Кантом. Шиллер представил относительно развернутую теорию искусства как И. Он предвосхитил интуиции 20 в., что именно играющий человек обнаруживает свою сущность. Многие европ. философы и культурологи усматривают источник культуры в способности человека к игровой деятельности. И. в этом смысле оказывается предпосылкой происхождения культуры (Гадамер, Е. Финк, Хёйзинга). В частности, Гадамер анализировал историю и культуру как своеобр. И. в стихии языка: внутри нее человек оказывается в радикально иной роли, нежели та, к-рую он способен нафантазировать.

Хёйзинга в книге «Homo Ludens» (1938) отмечал, что многие животные любят играть. По его мнению, если проанализировать человеч. деятельность до самых пределов нашего сознания, она покажется не более чем И. Поэтому он считает, что человеч. культура возникает и развертывается в игре, носит игровой характер. И. — не биол. функция, а явление культуры, к-рое анализируется на языке культурологич. мышления. И. старше культуры. Понятие культуры, как правило, сопряжено с человеч. сооб-вом. Человеч. цивилизация не добавила никакого существ. признака к общему понятию И. Важнейшие виды первонач. деятельности человеч. об-ва переплетаются с игрой. Человечество все снова и снова творит миф рядом с миром второй природы, измышленный мир. В мифе и культе рождаются движущие силы культурной жизни.

Хёйзинга делает допущение, что в И. мы имеем дело с функцией живого существа, к-рая в равной степени может быть детерминирована только биологически, только логически или только этически. И. — прежде всего свободная деятельность. Она не есть «обыденная» жизнь и жизнь как таковая. Все исследователи подчеркивают незаинтересованный характер И. Она необходима индивиду как биол. функция. А социуму нужна в силу заключенного в ней смысла, своей выразит. ценности. И. скорее, нежели труд, была формирующим элементом человеч. культуры. Раньше, чем изменять окружающую среду, человек сделал это в собств. воображении, в сфере И. Правильно подчеркивая символич. характер игровой деятельности, Хёйзинга обходит гл. вопрос культурогенеза. Все животные обладают способностью к И. Откуда же берется тяга к И.? Фробениус отвергает истолкование этой тяги как врожденного инстинкта. Человек не только увлекается И., он создает также культуру. Другие живые существа таким даром почему-то не наделены.

Хёйзинга отмечает, что архаич. об-во играет так, как играет ребенок или играют животные. Мало-помалу внутрь И. проникает значение священного акта. Говоря о сакральной деятельности народов, нельзя упускать из виду феномен И. Когда Хёйзинга говорит об игровом элементе культуры, он вовсе не подразумевает, что И. занимают важное место среди других форм жизнедеятельности культуры. Не имеется в виду и то, что культура происходит из И. в рез-те эволюции. Не следует понимать концепцию Хейзинги в том смысле, что первонач. И. преобразовалась в нечто, И. уже не являющееся, и только теперь может быть названа культурой.

Культура возникает в форме И. Вот исходная предпосылка названной концепции. Культура первоначально разыгрывается. Те виды деятельности, к-рые прямо направлены на удовлетворение жизненных потребностей (например, охота), в архаич. об-ве принимают игровую форму. Человеч. общежитие поднимается до супра-биологич. форм, придающих ему высшую ценность посредством И. В этих И., по мнению Хейзинги, об-во выражает свое понимание жизни и мира.

И., по мнению Финка, пронизывает другие осн. феномены человеч. существования. И. есть исключит. возможность человеч. бытия. Играть может только человек. Ни животное, ни Бог играть не могут. Лишь сущее, конечным образом отнесенное к всеобъемлющему универсуму и при этом пребывающее в промежутке между действительностью и возможностью, существует в И.

С И. у Финка связано происхождение культуры, ибо без И. человеч. бытие погрузилось бы в растительное существование. Человеч. И. сложнее разграничить с тем, что в биолого-зоологич. исследовании поведения зовется И. животных. Человек — природное создание, к-рое неустанно проводит границы, отделяет себя самого от природы. «Животное не знает И.-фантазии как общения с возможностями, оно не играет, относя себя к воображаемой видимости». Поскольку для человека И. объемлет все, она и возвышает его над природным царством. Здесь возникает феномен культуры.

Лит.: Шиллер Ф. Письма об эстетич. воспитании человека // Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 6. М., 1957; Выготский Л.С. Игра и ее роль в психич. развитии ребенка // Вопр. психологии. 1966. № 6; Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978; Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992; Лагунов В.Н. Игры преследования и введение в теорию игр. Тверь, 1993; Хейзинга Й. Homo Ludens; В тени завтрашнего дня. М., 1992; Huizinga J. Homo Ludens. Haarlem, 1938.

Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Альтернативная культура. Энциклопедия

сквозной прием и важнейшее понятие актуального искусства последних 20-25 лет.

В ситуации постмодернизма понятие И. как изображения, подражания, воссоздания и воспроизведения образов в значительной степени отступило перед И. иронической, остраняющей. Сценой в постмодерне становятся не только подмостки театра, но все пространство культуры, весь объем языка. Постмодернизм играет форматами, жанрами, сюжетами, стилями, в конечном счете, — языками. Иерархия ценностей опрокидывается, местом творения становится не храм искусства, но поле для И. При этом — правил нет, нет и противника — общественных пороков, устаревшего «папиного » искусства, надмирных идей. Вернее, все это есть, но как удобные элементы для составления очередной комбинации игроков. Полная взаимозаменяемость, тотальный футбол. Побеждает, в большинстве случаев, зритель — ибо смешение высокого и низкого происходит, как правило, в весьма занятной форме. В галереях, на страницах романов, на экранах наступает время аттракциона, и, в лучших традициях семиотики, комментарий уже не отличить от самого произведения, а описание становится едва ли не превалирующим приемом.

В социальной жизни аналогичный процесс выливается в общую театрализацию и появление все новых ритуалов. XX век стал эпохой массовидных зрелищ, исполнителями которых становились не отдельные актеры, но массы; от открытия Олимпиады до фашистского митинга, от парада на Красной площади до напряженного футбольного матча. И. принимает самые бесчеловечные, даже не театральные, но литературные формы, когда тысячи выстроенных по определенным схемам людей

становятся чем-то вроде строк единого текста, иногда даже в буквальном смысле. И, как обратная сторона — актуализированная ситуационизмом и ультралевым движением фигура протагониста-одиночки, играющего роль героя,террориста, диссидента, жертвы режима или социальных условий, но обязательно — уникального, единственного.

Такая И. единицы и толпы продолжается и сейчас, даже острее, чем прежде, вопреки жупелу «конца истории». Игры постмодернистов, патриотов, революционеров и террористов, массовки антитеррористов и антиглобалистов, призовые забеги в лучшее будущее, часто со стихийной драматургией, но с недурственной режиссурой и, главное, с отличными, бесподобными исполнителями — вселяют уверенность, что главная И. еще не окончена.

СМ.: Дискурс, Ирония, Концептуализм, Монтаж Аттракционов, Перфоманс, Постмодернизм, Ролевые Игры, Симулякр, Ситуационизм, Соц-Арт, Ультрас.

Фразеологический словарь русского языка

Педагогический терминологический словарь

Элементы игровой деятельности используются в процессе обучения (см. Деловые игры, Дидактические игры, Компьютерные игры).

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 98-99)

См. также Деловые игры, Образование, Образовательные технологии, Ранний детский возраст

Фразеологический словарь (Волкова)

Хватит обманывать, ваша игра раскрыта.

Если бы даже он принялся за это утомительное занятие, то у него не хватило бы терпения дотянуть дело до развязки, и он после первых двух-трех приступов убедился бы в том, что игра не стоит свечей. Писарев.

Чтобы начинать такую большую игру, надо хорошенько подготовиться.

Вы затеяли опасную игру.

Ваша игра слов очень зла, очень умна, но несправедлива. Л. Толстой.

Неужели не надоела постоянная игра в слова?

Такой игры природы мне никогда не приходилось видеть.

По странной игре судьбы мы долго не могли встретиться.

Странная игра случая занесла меня, наконец, в дом одного из моих профессоров. Тургенев.

Если бы не пришли гости, они целый вечер играли бы в молчанку.

Можете говорить прямо, нечего играть в прятки.

Хоть он говорил загадками, все его поняли правильно.

Играть первую скрипку

1) играть в оркестре на первой скрипке;

2) перен. быть руководящим, самым влиятельным лицом в чем- н. (разг.).

В их семье именно он играл первую скрипку.

Перестанем играть друг перед другом комедию! овольно нам обманывать один другого. Чехов.

Он играет там роль. В его удаче сыграли роль, по-видимому, огромные способности.

Играть роль кого-чего или какую

1) оказывать какое- н. воздействие, влиять каким-н. образом.

2) притворяться, прикидываться кем-н.

Ему как-то нравилось играть роль страдальца. Гончаров.

3) быть кем- чем- н.

Он играл жалкую роль приживала. Чехов.

Увидев молодого мужчину, она тотчас начинала играть глазами.

В нашем деле играть назад никто не позволит.

Воображает, что вредит, а на самом деле только в руку ему играет.

Гаспаров. Записи и выписки

♦ «Современный читатель не хочет читать классиков: жизнь была тяжка, и для социально безопасного проигрывания ее эмоций была придумана литература, — теперь сама эта литература стала тяжка, и для проигрывания ее придуманы легкие суррогаты» (вариация мысли И. Аксенова, слышанная на конференции в Таллинне ок. 1982 г.). «Что такое история — скверная или мировая? Игра умных с умными в дураки» (С. Крж, «Писаная торба»).

♦ «Чехов притворялся не-новатором, как другие притворяются новаторами».

Библейский Словарь к русской канонической Библии

игр’а — под этим словом в основном понимается игра на музыкальных инструментах, в которой евреи, по-видимому, были большие мастера. К игре же как к забаве и телесному упражнению, особенно любимыми греками, евреи относились с презрением. Только раз в Библии упоминается слово «мяч», точнее — «шар» (в русском переводе — «меч», Ис.22:18 ), но и это, видимо, заимствование из вавилонской или египетской культуры. Упоминание игры в Исх.32:6 явно связывается с преступным идолопоклонством.

Словарь охотничьих терминов и выражений

предбрачное оживление у охотничьих птиц, например у тетеревов. Это первая стадия в развитии токов, в течение которой происходит рост семенников, бровей и устанавливаются места токования. Стаи слетаются на токовище, но брачные крики

почти не издаются петухами. Они только бормочут и редко дерутся в стороне от токовища. Обычно самый крупный черныш, раскрыв веером хвост и бормоча, проходит по всему токовищу, отгоняя других или вступая с ними в драку. После драки

передышка и снова хождение по токовищу, сопровождаемое бормотаньем. У белых куропаток: громкие крики и токовой полет самцов с земли вверх на 15- 20 м и обратно. Игра у крякв в период разбивки на пары очень шумная и возбужденная. Селезни принимают на воде всевозможные позы, делают резкие движения головой, привстают на воде, закидывают голову назад, клювом подбрасывают воду, вытягивают шею и делают круги возле утки, У журавлей весной по прилете многочисленные и азартные «журавлиные пляски». Иногда такие «игры» у журавлей бывают и осенью.

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Деятельность, целью которой служит она сама или получаемое в ее процессе удовольствие; осуществляемая по своим собственным правилам и не имеющая необратимых последствий (достигнутое одной стороной может не приниматься во внимание другой или быть оспорено). Вот почему жизнь, даже нацеленная на самое себя или проводимая ради удовольствия, это не игра. В жизни действуют бесконечные правила, которых мы не выбираем, в жизни мы живем и умираем по-настоящему и не можем начать партию заново или вовсе отказаться играть. Впрочем, жизнь стоит всех игр, вместе взятых. Это очень хорошо понимают дети, которые больше всего любят играть во взрослых. Понимают это и игроки, играющие на деньги. Одной игры им мало. Им нужны ставки – что-то серьезное и солидное. Им надо чувствовать болезненные уколы реальности – не понарошку, а с подлинным трагизмом. «Противоположностью игры является не серьезность, – говорит Фрейд, – а реальная действительность». Это, разумеется, не мешает игре оставаться вполне реальной. Не следует только довольствоваться одной игрой.

Толковый словарь русского языка (Алабугина)

1. Занятие, служащее для развлечения или развития каких-л. навыков, построенное по определённым правилам, а также набор предметов для таких занятий.

2. Сценическое исполнение роли.

* Игра главной героини. *

3. Исполнение музыкального произведения.

* Виртуозная игра скрипача. *

4. Спортивное состязание между двумя спортсменами или командами.

* Лучшая игра хоккейного сезона. *

5. перен. Быстрая смена пятен света, красок, а также выражения лица, глаз, голоса.

* Игра солнечных лучей. *

6. перен. Действия, преследующие тайную неблаговидную цель; интрига.

* Политические игры. Закулисные игры. *

Игра природы .Что-то необыкновенное в природе.

Карточная терминология и жаргон XIX века. Словарь

◘ В кабинете хозяина кипела чертовская игра: на двух больших круглых столах играли в банк. С.П.Жихарев. Записки современника. Дневник студента, 1805-1806.

◘ Хозяин принёс нераспечатанную игру карт и объявил Мите, что уж сбираются девки, жидки с цимбалами прибудут тоже, вероятно скоро, а что тройка с припасами ещё не успела прибыть. Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы, 1879.

3. Противоположность висту в преферансе.

4. Расклад карт на руках, позволяющий заказывать игру.

◘ Чёрт, по условию, подобрал ей огромную игру. О.И.Сенковский. Записки домового, 1835.

◘ Муций Сцевола мог не поморщась сыграть целую пульку, когда в течение её не приходила к нему ни одна игра, ни даже на вист! П.Ремизов. Истины об игре в преферанс, 1843.

◘ На нём шесть игр В.И.Даль. Словарь.

♠ В четвёртом и пятом значении зафиксировано в словаре церковно-славянского и русского языка [СЦРЯ II: 100].

Азартная игра. Игра, выигрыш в которой определяется случаем.

Бескозырная игра. Игра без назначения козырной масти.

Большая игра. Игра на крупные ставки.

◘ когда сели играть в большую игру, полицеймейстер и прокурор чрезвычайно внимательно рассматривали его взятки и следили почти за всякою картою, с которой он ходил. Н.В.Гоголь. Мёртвые души, 1841. Была игра. О скандале, драке между спорящими игроками.

► Зафиксировано у Михельсона [Михельсон I: 83]. Игра валит. О хорошем раскладе карт.

◘ А игра-то так и валит! Верных семь. П.И.Григорьев. Герои преферанса, или Душа общества, 1844. Игра не в игру. Игра не в счёт [Даль II: 7].

Коммерческая игра. Игра, выигрыш в которой определяется умением игрока.

◘ Но он нажился не только исправничеством, т.е. взятками или просто грабежом, а подвизался и на зелёном поле, обирая, кого было можно, в азартные и коммерческие игры. А.С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872. Меловая игра. Игра в долг.

◘ Скоро вошли дамы, подсели к ломберному столу, где началась игра посильнее, но уже меловая А.С.Афанасьев-Чужбинский. Петербургские игроки, 1872. Очковая игра.

◘ Введена игра эта в петербургских клубах после уничтожения «очковых» игр: Баккара, Макао, Виктория и т.д. М.Шевляковский. Коммерческие игры, 1896. Разыграть игру. Расположить ходы по соображенью, по уменью.

◘ Карты были порядочные, да ты дурно разыграл игру. В.И.Даль Словарь.

► Зафиксировано у Даля [Даль IV: 55]. Сдать игру, кому. Сдать кому-либо карты, позволяющие сделать назначение.

◘ ◊ назначения начинаются с трёх пик, т.е. простые игры или игру в «два» не назначают. М. Шевляковский. Коммерческие игры, 1896. Составная игра. Шулерская игра.

◘ Мирволин смотрел на него тоже, как на жертву несчастной страсти, ибо этим способом Слезкин мог долее вытаскивать у него деньги, распаляя в нём жажду к отыгрышу, которая и при нормальном состоянии игры ведёт к разорению, а при игре фальшивой или по техническому термину составной влечёт прямо к гибели. А.С.АфанасьевЧужбинский. Петербургские игроки, 1872.

Фальшивая игра. Игра, организованная шулерами.

Игра не стоит свеч. О плохой игре. Перевод фр. le jeu n’en vaut pas la chandelle.

◘ И вот, по непростительному, но опять весьма свойственному некоторым дамам радикализму, расстроенной молодой женщине вдруг стало представляться, что вся эта игра не стоит такой дорогой свечки. Н.С.Лесков. Мелочи архиерейской жизни, 1878-1880.

► Зафиксировано у Снегирёва в форме игра не стоит свечи [Снегирёв: 149]. У Михельсона переносно, в значении ‘о пустом деле’ [Михельсон I: 357]. Игра потеху (хмель) любит.

Какова игра (ставка), таков и выигрыш. В игре да в дороге узнают людей. В игре не без хитрости (обмана). В игре, что в бане (все равны). В игре, что в поле. Игра расчетом красна. Игра не доведёт до добра. Одна игра не потеха. Одна игра не выигрыш. Несчастлив в игре, так счастлив в любви.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *