Практически все пассажиры знают, что бывают скорые и ускоренные поезда, фирменные и пассажирские состава, но чем они отличаются, известно не многим. Предлагаем устранить этот пробел в знаниях.
Какими бывают поезда?
Сначала следует разобраться в классификации железнодорожных составов. Критерием классификации выступает маршрутная скорость, то есть время преодоления расстояния от одного пункта до другого. Подробнее о том, какими бывают поезда в зависимости от скорости, далее.
Высокоскоростные
Самыми быстрыми считаются высокоскоростные поезда. Они способны двигаться со скоростью 200−400 км/ч. Главная их особенность заключается в том, что они не могут передвигаться по обычным рельсам. Для них строят специальное полотно, способное выдержать большие нагрузки. Высокоскоростная магистраль появилась еще в 2000-х годах и продолжает активно развиваться. Сейчас самые быстрые составы курсируют из столицы в другие города, а также позволяют из России добраться в европейские города.
К примеру, самым известным высокоскоростным составом выступает «Сапсан», который курсирует между столицей и Санкт-Петербургом и позволяет преодолеть расстояние между этими городами в два раза быстрее. «Аллегро» является международным высокоскоростным поездом, так как курсирует из Северной столицы в Хельсинки.
Сейчас РЖД занимается возведением высокоскоростной магистрали, длина которой составляет около 1500 км. По ней смогут ездить поезда со скоростью около 400 км/ч. Она соединит Москву с Поволжьем и Сибирью. Курсировать состав будет двигаться из столицы через Казань в Екатеринбург. В перспективе запланировано строительство подобной магистрали из Москвы в Сочи.
Скоростные
Маршрутная скорость таких поездов немного ниже – около 140 км/ч, хотя на ровных участках дороги они могут разгоняться до 200 км/ч. В обычной жизни разделения между скоростными и высокоскоростными составами не делают, так как для передвижения обоих категорий необходимо специальное полотно.
К этой категории можно отнести:
Скорые
Техническая скорость скорых составов не отличается от пассажирских, но благодаря тому, что они делают мало остановок (только на крупных станциях и вокзалах) расстояние они преодолевают значительно быстрее. Маршрутная скорость таких поездов колеблется от 50 до 90 км/ч. Стоимость билета в немного дороже. На просторах государства ездят сотни таки поездов, причем в разных направлениях.
К примеру, поезд под названием «Сура» курсирует из Москвы в Пензу, а «Лотос» соединят столицу с Астраханью. Между Москвой и Челябинском курсирует также скорый поезд «Южный Урал». Существуют и другие поезда такого же типа на других маршрутах. Обычно они не имеют специального названия, а просто нумеруются. Скорые поезда отправляются из Москвы практически во все регионы.
Ускоренные
Официально такого названия нет. К этой категории относятся грузовые составы, которые передвигаются быстрее обычных поездов. Используются они для перевозки быстропортящихся грузов. Не применяются для перевозки пассажиров.
Фирменные
По скорости фирменные поезда относятся к скорым, так как они передвигаются со скоростью 50-90 км/ч. Но это единственное их сходство. Особенностью фирменных составов выступает высокий уровень комфорта и обслуживания. Пассажиры в них могут рассчитывать на набор дополнительных услуг, которые делают поездку максимально комфортной. Базовый уровень обслуживания также установлен на высоком уровне. Проводники, работающие в таких поездах, обязательно проходят специальную подготовку.
Все фирменные поезда имеют свое название. К примеру, состав, курсирующий из столицы в Пермь, называется «Кама», а из Москвы в Томск – «Томич», из столицы в Киров – «Вятка» и так далее. При покупке билетов следует обращать внимание, имеется ли в проездном документе пометка «скорый». При ее отсутствии поезд будет передвигаться, как обычный пассажирский, но будет иметь комфортные условия и набор услуг для удобства пассажиров.
Пассажирские
Преодолевают маршрут такие поезда со скоростью до 50 км/ч, хотя технически они могут ездить не медленнее составов, относящихся к категории «скорые». Главное отличие заключается в том, что они останавливаются на каждой остановке, что существенно замедляет его движение по маршруту. Такие составы пользуются большим спросом, несмотря на то, что двигаются медленно.
Служит тому две причины:
Количество пассажирских поездов с каждым годом становится все меньше. Им на смену приходят составы, способные передвигаться быстрее.
Чем отличается скорый поезд от скоростного и обычного?
Очень часто, отправляясь в путешествие, помимо выбора начальной и конечной остановок, мы задаемся вопросом «Какой же тип поезда выбрать?» Если конечно нам предоставляют такую возможность курсирующие по маршруту поезда.
Стоимость скорого поезда отличается от стоимость обычного всего на 10-15%, а вот за билет в скоростном поезде, как правило, нужно заплатить в два, а иногда и в три раза больше. Итак, если не брать во внимание стоимость, то чем же ещё отличаются обычный, скорый и скоростной поезда?
Начнем с комфорта. Скорый поезд, как и обычный, имеет в своем составе стандартные вагоны: плацкарт, купе, люкс. Что означает, что особой разницы почувствовать не получится. Разве что поезд будет фирменным, и уже тогда можно осуществить путешествие в новом вагоне с кондиционером, да и поход в туалет тоже будет более комфортным. Без внимания не останется уровень сервиса, предоставляемый проводниками, широкий выбор блюд в вагоне-ресторане и постельное белье высокого качества. Безопасность в таких поездах превыше всего, поэтому каждый фирменный поезд сопровождает охрана. Скоростные поезда, как правило, в своем составе имеют вагоны с сидячими местами схожие с салоном самолета. Кстати, класс вагона здесь тоже можно выбирать: первый, второй, аналогично бизнес и эконом классу самолета. Безусловно, наличие системы кондиционирования воздуха, новых опрятных туалетов, да и уровень сервиса тоже порадует клиентов.
Время в пути, которое пассажир проводит в обычном поезде бывает не на много больше, чем время в пути в скором, поскольку иногда средняя скорость передвижения скорого поезда всего на 5 км/час выше, чем скорость обычного.
В данном случае, речь идет о средней скорости в пути с учетом остановок. Таким образом, скорый поезд может демонстрировать показатель скорости всего в 55-60 км/час. Если же время в пути необходимо сократить по максимуму, то выбрать, безусловно, нужно скоростной поезд. Его скорость движения варьируется от 140 км/час до 200 км/час, а количество остановок в пути минимально.
Учет указанных показателей поможет организовать поездку максимально комфортно, быстро и выгодно!
Высокоскоростной железнодорожный транспорт — железнодорожный транспорт, обеспечивающий движение поездов со скоростью свыше 200 км/ч (125 миль/ч). Движение таких поездов осуществляется по специально выделенным железнодорожным путям — высокоскоростной магистрали (ВСМ).
Современные высокоскоростные поезда развивают скорости около 350 км/ч (Например немецкий высокоскоростной поезд DB ICE 3, макс. скорость 330 км/ч, в эксплуатации с 1999, испанский высокоскоростной поезд Talgo 350, макс. скорость 350 км/ч, в эксплуатации с 2005). Самые передовые составы достигают скорости 560-580 км/ч.
Содержание
История
Предыстория высокоскоростных поездов
Первые ВСМ
1 октября 1964 года в Японии была введена в эксплуатацию первая в мире ВСМ Токио — Осака протяжённостью 515,4 км, рассчитанная на движение поездов со скоростью до 210 км/ч. Само понятие высокоскоростная железная дорога укрепилось в 1960-х — 1970-х гг.
Высокоскоростные поезда в СССР
На железных дорогах СССР в 1965 году было начато создание высокоскоростного электропоезда.
С 1 марта 1984 года электропоезд был поставлен на постоянную нитку в графике поездов.
Высокоскоростные поезда в России
В мае 2006 года ОАО «РЖД» и Siemens Transportation Systems подписали соглашение о поставке 8 высокоскоростных поездов (стоимость контракта — 276 млн евро [2] ), способных развить скорость до 250 км/ч (возможно увеличение до 330 км/ч), а также об их сервисном обслуживании в течение 30 лет или на пробег не менее 14 млн км.
Будут поставлены поезда следующих типов:
25 кВ / 50 Гц (версия B2)
20 июля 2007 года в Германии (Крефельд-Юрдинген) состоялась торжественная церемония запуска производства первого высокоскоростного электропоезда Velaro RUS.
26 декабря 2008 — ОАО «Российские железные дороги» представила в Санкт-Петербурге первый в высокоскоростной электропоезд «Сапсан» производства германской компании Siemens. [3] Скоро путешествие между двумя столицами будет занимать 3 часа 45 минут. По предварительным прогнозам, пробный рейс «суперпоезда» состоится в начале августа 2009 года, а регулярное сообщение откроется в декабре 2009 года. Общая стоимость организации скоростного движения между Москвой и Санкт-Петербургом составит, как ожидается, более 700 млн евро; минимальная цена билета в один конец — около 3900 руб. [4] (для сравнения: минимальная цена путешествия из Парижа в Марсель на поезде компании TGV, без учета акций и скидок, может составить около 22 евро, что в пересчете по курсу на 19 марта 2009 года составляет 1001 рубль)
Смотреть что такое «Высокоскоростной железнодорожный транспорт» в других словарях:
ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ — движение с высокими техн. скоростями до 180 200 км/ч. Осуществление такого движения сопряжено с коренными изменениями и усовершенствованиями как подвижного состава, так и пути и сигнализации; необходимы увеличение радиуса кривых, переустройство… … Технический железнодорожный словарь
Железнодорожный транспорт высокоскоростной — 3. Объектом технического регулирования настоящего технического регламента является высокоскоростной железнодорожный транспорт, который включает в себя: а) высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые для… … Официальная терминология
Железнодорожный транспорт в Тверской области — Страна: Россия Регион: Тверская область Протяжённость: 1803 километра Густота сети: 21,4 км. пути на 1000 кв. км. площади … Википедия
Железнодорожный транспорт в Турции — Высокоскоростной поезд E23023 Железнодорожный транспорт Турции сеть железных дорог в Турции, находящихся под управлением государственная корпорации (TCDD), основанной в 1927 году после распада Османской империи. Общая протяженн … Википедия
Железнодорожный транспорт Турции — Высокоскоростной поезд TCDD HT65000. Железнодорожный транспорт Турции сеть железных дорог в Турции, находящихся под управлением государственная корпорации (ТСDD), основанной в 1927 году после распада Османской империи. Общая протяженность… … Википедия
высокоскоростной железнодорожный подвижной состав — высокоскоростной железнодорожный подвижной состав: Железнодорожный подвижной состав, включающий в себя моторные и немоторные вагоны, предназначенные для перевозок пассажиров и/или багажа, почты со скоростью более 200 км/ч. [ГОСТ Р 55056 2012,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Железнодорожный транспорт — У этого термина существуют и другие значения, см. Железнодорожный транспорт (значения). Ретро поезд на Great Central Railway во главе с паровозом GWR 5101 Железнодо … Википедия
Железнодорожный транспорт в Казахстане — Казахстан обладает разветвлённой сетью железных дорог общей протяжённостью около 15 тысяч километров; 6 тысяч из которых двухпутные и около 5 тысяч электрифицированные. Развёрнутая длина главных путей 18,8 тыс. км, станционных и… … Википедия
Высокоскоростной наземный транспорт по странам — Основная статья: Высокоскоростной наземный транспорт Регулярное движение высокоскоростных поездов началось впервые в 1964 году в Японии и с 1981 года во Франции и Европе, западной часть которой ныне объединена в единую высокоскоростную… … Википедия
Скоростно́й по́езд — поезд, следующий со скоростью, превышающей среднюю скорость железнодорожного сообщения на данных железных дорогах. В России скоростными принято считать поезда, идущие со скоростями 140 км/ч и выше. Поезда, идущие со скоростями 200 км/ч и выше именуются высокоскоростными.
Содержание
Скоростное сообщение в России
В начале 1960-х годов на Октябрьской железной дороге закончили подготовительную работу по организации движения дневных локомотивных скоростных поездов-экспрессов на линии Москва — Ленинград: были уложены более тяжёлые рельсы, стрелочные переводы были заменены на усиленные, применена новая автоблокировка. В 1962 году в СССР стали поступать скоростные электровозы ЧС2 с часовой мощностью на валах ТЭД в 4200 кВт. В декабре того же года магистраль Москва — Ленинград была электрифицирована на всём своём протяжении, а 15 декабря из Ленинграда в Москву пришёл первый поезд, который прошёл весь путь на электрической тяге.
25 июня 1963 года начались регулярные рейсы скоростного поезда № 5/6 «Аврора» с максимальной скоростью в 160 км/ч. Общее время в пути следования из Москвы в Ленинград составляло 5 часов 55 минут, обратно — 5 часов 27 минут. Тягу поездов обеспечивали электровозы ЧС2 различных модификаций, в конце 1970-х их сменили электровозы ЧС-200. Поезд «Аврора» ходил до 2010 года. С 2001 года на этом же маршруте действует аналогичный скоростной локомотивный поезд «Невский экспресс».
Как одна из альтернативных возможностей высокоскоростного железнодорожного движения и для отработки высоких скоростей на железнодорожных путях, в 1970-х годах проходили испытания вагона-прототипа реактивного поезда, не имеющего моторной тяги тележек колёсных пар.
В конце 1973 года на Рижском вагоностроительном заводе был изготовлен первый советский скоростной моторвагонный электропоезд — ЭР200. С 1976 года на магистрали проводились опытные поездки нового электропоезда, а 16 ноября 1979 года состоялся его первый рейс с пассажирами. Регулярная эксплуатация электропоезда ЭР200 началась лишь 1 марта 1984 года, когда поезд уже морально устарел и сильно отставал от заграничных аналогов. Начатая планированием ещё с конца 1960-х годов, сеть скоростных и высокоскоростных линий в СССР реализована не была.
После почти десятилетней разработки к 2000 году был изготовлен первый российский высокоскоростной моторвагонный электропоезд «Сокол-250». После прохождения испытаний до 2002 года проект его доведения до ввода эксплуатацию был отменён со ссылкой на выявленные технические недостатки и по политико-экономическим причинам, и в дальнейшем для использования на российских магистральных высокоскоростных линиях РЖД стало ориентироваться на приобретение (и локальную сборку) иностранного высокоскоростного подвижного состава, а для организации скоростного пригородного и пригородно-городского сообщения и аэроэкспрессов — на российские электропоезда ЭД4, ЭМ2 и также на иностранные типа «Ласточка» и др.
Движение высокоскорстных поездов «Сапсан» (Siemens Velaro RUS) началось из Москвы в Санкт-Петербург с конца 2009 года, а в Нижний Новгород — с конца 2010 года. Также с конца 2010 года скоростной поезд «Allegro» пошёл по маршруту Санкт-Петербург — Хельсинки.
В марте 2010 года правительство России уделило особое внимание созданию национальной высокоскоростной железнодорожной сети по подобию масштабно реализованных сетей Японии, Европы, Китая. Вышел указ президента «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта» в котором правительству поручено разработка данного проекта и определение источников финансирования. [1]
В марте 2011 года Дирекция вокзалов РЖД пришла к выводу, что скоростное железнодорожное сообщение в России является перспективным направлением. С начала работы скоростные поезда перевезли два с половиной миллиона человек, что указывает на стабильность спроса. [2] Российские железные дороги планируют купить скоростные составы у испанской фирмы Patentes Talgo в количестве семи поездов. [3]
В апреле 2011 года глава РЖД Владимир Якунин сообщил, что скоростные поезда «Сапсан» производиться в России не будут. Их сменил проект российской локализации производства поездов Desiro компании Siemens, которые в России получили название «Ласточка». [4]
В 2013 году Российские железные дороги планируют ввести в работу скоростной поезд Москва — Берлин. В проекте будут задействованы испанские поезда Talgo с системой автоматического изменения ширины колесных пар. По прогнозам старшего вице-президента РЖД Валентина Галановича, время в пути составит 16,5 часов. [5]
Согласно планам РЖД в 2018 году между Москвой и Санкт-Петербургом будет действовать новая высокоскоростная железнодорожная линия ВСЖМ-1, позволяющая достигать скорость поезда до 400 километров в час. Исходя из расчетов, уже сделаны выводы о времени пути между двумя столицами — 2,5 часа [6]
Скорый поезд является разновидностью локомотивов, предназначенных для пассажирских перевозок. Преимущественно представлены фирменными вагонами, однако, встречаются и обычные. Останавливается только на крупных станциях.
Скорый состав и скоростной: их отличия друг от друга и от обычных пассажирских поездов
Пассажирский локомотив рассчитан на то, что по ходу движения он будет останавливаться на всех крупных и маленьких станциях. Время стоянки разное и может занимать от 2 минут до часа. Именно поэтому, до пункта назначения вагоны будут следовать достаточно долго. С этим связано относительно низкая стоимость билета.
Скорый поезд останавливается, как говорилось выше, только на крупных станциях. Время стоянки не превышает двух минут. Естественно, скорость локомотива достаточно высока в пути. До места назначения на скором можно добраться гораздо быстрее, чем на обычном пассажирском локомотиве. Цены на билет выше. Единственным недостатком этого локомотива является то, что жителям небольших городов придется самостоятельно добираться до станции, где останавливается скорый.
Обратите внимание! По конструкции и по уровню комфорта вагоны не отличаются от пассажирского состава. Продольная качка более мягкая и удобная для спящих пассажиров и напоминает укачивание ребенка.
Скоростной поезд появился сравнительно недавно. К этому типу относят «Стриж», «Ласточка», «Сапсан» и другие. Локомотив рассчитан на быстрое перемещение пассажиров между городами. Скоростной российский электропоезд следует с минимальным количеством остановок, в некоторых случаях их может вообще не быть.
Направления движения скорых составов
Скорый локомотив движется с эффективной скоростью от 50 до 91 км/час. По сути, его скорость такая же, как у обычного пассажирского, однако, пребывает в пункт назначения он раньше за счет сокращения количества остановок. Такие сцепленные вагоны курсируют на дальние расстояния по России. Некоторые российские поезда и маршруты:
Высокоскоростные составы
Быстрый поезд, который называется еще как высокоскоростной, может развивать скорость от 200 до 400 км/час, что значительно превосходит скоростные поезда, ездящие в России. Чтобы развить такую скорость, необходимо специальная высокоскоростная полоса. В России такие дороги на карте связывают Москву с миром, в частности, с городами Европы и России. Некоторые примеры высокоскоростных составов:
Обратите внимание! Сегодня активно идет строительство магистрали, поезда по которой будут идти по направлению: Москва — Казань — Екатеринбург. Ориентировочная длина новой дороги для езды — более 1500 км. По этой магистрали высокоскоростные поезда смогут развивать высокую скорость, до 400 км/час.
В перспективе строительство высокоскоростной дороги, Москва-Сочи.
Отличительной чертой состава является то, что современные железнодорожные средства, благодаря быстроте обслуживания и высокой скорости движения они составляют серьёзную конкуренцию другим видам транспорта, сохраняя при этом такое свойство всех поездов, как низкая себестоимость перевозок при большом объёме пассажиропотока.
Сверхскоростные составы
Сверхскоростной локомотив — это неофициальная категория грузовых поездов, которые двигаются с определенной скоростью. Состав едет с большей скоростью, чем аналогичные локомотивы, перевозящие такой же тип грузов. Эти составы предназначены для перевозки продуктов, имеющих малый срок хранения. Так как название «сверхскоростной российский поезд» является неофициальным, в технической документации его нет. Термин не используется для пассажирских перевозок.
Приобретение билета на скорый состав
Обратите внимание! Не продаются билеты в кассах, где реализуются тикеты на электричку. [/alert]
Современные быстрые поезда представлены в России в большом количестве. С их помощью можно в короткие сроки добраться до пункта назначения. Однако пассажиру надо быть готовым к тому, что стоимость билета несколько больше, примерно на 15-20%.