Что значит сильная позиция
Позиционные изменения звуков
Место звука в слове называется позицией.
Сильная и слабая позиция гласных. Если звук слышится отчетливо, значит, он находится в сильной позиции. Для гласных сильная позиция является под ударением.
Сильная и слабая позиция согласных.
По глухости и звонкости выделяют сильные и слабые позиции.
Сильные позиции не подвергаются каким-либо изменениям: Перед гласными, перед сонорными, перед [в], [в’], перед [j].
Слабые позиции по глухости и звонкости: в конце слова, перед шумными, кроме [в].
Позиции твердых и мягких согласных.
Согласные звуки относят к твердым в таких позициях: перед буквами а, о, у, э, ы; перед другим согласным (есть исключения); в конце слова.
Согласные смягчаются в следующих позициях: перед «ь»; перед гласными я, ё, ю, и, е.
Подробное описание
Когда произносится слово, звуки различными способами взаимодействуют друг с другом, изменяя в конечном итоге характер звучания. Это называется чередованием – закономерное мена звуков. Например, столб [п], стол [б]а. Оно происходит не хаотично, а определяются правилами.
Место звука в слове называется позицией. Позиционное изменение звуков связано с: 1) влиянием соседних звуков друг на друга 2) расположением звука в начале или конце слова 3) ударным и безударным слогом
Сильная и слабая позиция гласных. Если звук слышится отчетливо, значит, он находится в сильной позиции. Для гласных сильная позиция является под ударением. Гласные в безударной позиции звучат иначе: к[а]робка, пер[и]вод.
Сильная и слабая позиция согласных.
По глухости и звонкости выделяют сильные и слабые позиции.
Сильные позиции не подвергаются каким-либо изменениям:
Слабые позиции по глухости и звонкости:
Позиции твердых и мягких солгасных.
Согласные звуки относят к твердым в таких позициях:
Согласные смягчаются в следующих позициях:
Сильные и слабые позиции согласных фонем
Примечание: Сильные и слабые позиции определяются только для фонем, парных по определенному признаку.
Позиция, являющаяся слабой по признаку глухости/звонкости, но сильной по признаку наличия/отсутствия палатализации, обозначается индексом 1.
Позиция, слабая по признаку твердости/мягкости, но сильная по признаку участия голоса и шума, обозначается индексом 2.
Позиция согласных фонем, слабая одновременно и по глухости/звонкости, и по твердости/мягкости, обозначается индексом 3.
Сильные и слабые позиции согласных фонем
По глухости/звонкости
Сведения о позициях фонем обобщим при помощи таблицы.
Сильные и слабые позиции согласных фонем
По твердости/мягкости
Сведения о сильных и слабых позициях согласных фонем, парных по признаку твердости/мягкости, можно представить в виде таблицы:
Примечание: Более подробно о слабых позициях согласных по твердости/мягкости см.: Аванесов Р.И.Фонетика современного русского литературного языка. М., 1956, с. 175-182.
§ 14. Предмет графики как научной дисциплины
Графикой (от греч. grapho – пишу) называется раздел науки о языке, изучающий начертательные знаки (графические средства) и соотношения между буквами и звуками (фонемами). К графическим средствам относят: буквы, знаки препинания, пробел между словами, отступ (абзац), апострóф, знак ударения и некоторые другие знаки. Однако основными графическими средствами русского языка являются буквы.
Сильная позиция для согласных. Сильные позиции и слабые позиции гласных и согласных звуков
Сильная позиция от слабой отличается так:
Но вот с согласными дело сложнее.
Сильная позиция считается, если после согласной стоит гласная.
И если после стоит сонорная согласная или буква quot;Вquot;.
Слабая позиция считается, если согласная стоит в конце слова или перед звонкой согласной или перед глухой.
Вот табличка с примерами:
Сильной позицией гласных и согласных называют тот момент, когда звуки можно различить.
Допустим звук может оглушиться. Иногда при таком раскладе и возникают ошибки в словах, ведь не совсем понятно, какую букву нужно написать.
Вот если коротко о позициях звуков в таблицах:
Место нахождения звука в слове, его расположение относительно начала или конца слова, а также относительно других звуков, называется quot;позициейquot;. В зависимости от степени различимости звука в том или ином положении, выделяют его слабые и сильные позиции. В слабой или сильной позиции могут оказываться и гласные, и согласные звуки.
У каждого звука есть свои сильные и слабые позиции.
Звук считается в сильной позиции тогда, когда мы четко слышим ее и у нас не возникает никаких сомнений в написании этой буквы.
Звук считается в слабой позиции тогда, когда у нас возникают сомнения в том, какая буква слышится и пишется.
Таблица сильные и слабых сторон гласных и согласных звуков:
Слабая позиция гласной- позиция,не находящаяся под ударением, где звук требует проверки при написании,так как он слышится неотчетливо.
Что касается согласных звуков, то сильными позициями для них являются:
Позицией звуковой в фонетике называют положение звука в единице словарной:
Сии позиции подразделяются на две категории:
Сильной именуем ту, звук в коей слышен отчтливо и своей буквочкой обозначен:
Слабой ту, где звук обозначен буковкой чужой, где буквонаписание частенько вызывает сомнение и потому требует проверки либо применения иного правила, обусловливающего его выбор (положение (позиция) звукового неразличения ) посадить деревья (пасадить диревья):
У любого звука гласного, под ударением находящегося, позиция сильная:
У гласных неударных позиция, безусловно, слабая, например:
Для наглядности я составила такую табличку:
Сила / слабость позиции звуков согласных зависит от таких факторов, как:
Для парных звонких / глухих согласных сильными являются позиции перед гласными :
а также перед согласными :
Для парных тврдых / мягких согласных сильными называем такие позиции:
Позиции звуков согласных я представила в следующей табличке:
Позицию называют сильной, если происходит различение звуков от других.
Лучше всего объяснить на примерах.
Сильные и слабые позиции гласных
В сильной позиции гласные произносятся с наибольшей силой, очень отчетливо и не требуют проверки.
В этой позиции вместо некоторых гласных в одной и той же части слова произносятся другие гласные, например, вАда и вОды, рИка и рЕки, мЕсто и мИста, рЯд и рИды.
Произношение гласных звуков в слабой позиции зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному слогу они находятся.
В первом предударном слоге после твердых согласных гласные а и о произносятся одинаково, то есть совпадают в одном звуке a, например, сАды, гАра. Русским литературным произношением считается quot;аканьеquot;.
Гласные звуки а и е после мягких согласных в первом предударном слоге произносятся как звук, близкий к и (скорее, звучит с призвуком э).
Например, сравним произношение слов пятак и петух : пИ(э)так, пИ(э)тух.
Нормативным в русском языке считается quot;иканьеquot;.
Во всех остальных предударных слогах и заударными гласные а, о звучат еще слабее и нечетко.
Слабая позиция гласных а, о, е после шипящих и Ц выражается несколько по-другому.
Приведу только один пример. После твердых ж, ш, ц перед мягкими согласными вместо а обычно звучит звук ы с призвуком э : жакет => жы(э)кет, шалаш => шы(э)лаш, тридцать => трицы(э)ть.
В отдельных случаях в слабой позиции при быстром произношении гласные могут выпадать, например, наВОлочка.
Сильные и слабые позиции согласных
Для согласных это месторасположение согласного перед:
ГЛАСНЫМИ : док—ток, лук—люк, раса—ряса, милая—мыла;
СОНОРНЫМИ : слон—клон, сноп—озноб, вниз—книзу, трава—дрова;
согласной В : сватать, творить.
Слабой является позиция:
б) перед звонкими (глухие озвончаются): просить—просьба (с=>з)
и перед глухими (звонкие оглушаются): резок—резкий, низы—низкий (з=>с);
Часто позиция перед мягкими, а также перед lt;j> оказывается слабой для согласных, парных по твердости-мягкости. В этой позиции согласный произносится мягко, например: снег, бомбить, вьюга.
СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ И СОСТАВ СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Состав звонких и глухих согласных фонем определяется по сильным позициям для звонких и глухих согласных. Сильными позициями являются:
1) Перед гласными: ко[з]а – ко[с]а ( – );
2) Перед сонорными согласными: [з’л’]ить – [с’л’]ить ( – );
3) Перед /в/, /в’/: в[з’в’]ить – [с’в’]ить ( – ).
Слабые позиции для звонких и глухих шумных согласных:
1) На конце слова: ро[д]а- ро[т], р[т]а – ро[т] ( нейтрализуется с в варианте [т]);
2) Перед звонким согласным: ко[с’]ить – ко[з’б]а ( нейтрализуется с в варианте [з’]);
3) Перед глухими согласными: ло[д]очка – ло[тк]а ( нейтрализуется с варианте [т]).
Сонорные согласные не вступают в нейтрализацию ни с какими другими согласными фонемами по признаку звонкости/глухости, поэтому все позиции для них являются сильными по этому признаку.
По твёрдости-мягкости сильными позициями для согласных фонем русского языка являются:
2) На конце слова: кон – конь ( – ), угол – уголь ( – );
3) Перед заднеязычными согласными: горка – горько ( – ), полка – полька ( – ).
Однако слабые позиции по твёрдости-мягкости «индивидуальны»:
1) Для зубных согласных – перед мягкими зубными согласными: зло – злить ( нейтрализуется с в варианте [з’]), песнопение – песня ( нейтрализуется с в варианте [с’]);
2) Для зубных согласных – перед мягкими губными согласными: рассказ – рассвет ( нейтрализуется с в варианте [с’]);
3) Для губных согласных – перед мягкими губными согласными: вновь – вместе ( нейтрализуется с в варианте [в’]);
4) Для зубной – перед передненёбными и : кабан – кабанчик ( нейтрализуется с в варианте [н’]), обман – обманщик ( нейтрализуется с в варианте [н’]).
Фактически сильными по твёрдости-мягкости являются все позиции, кроме перечисленных выше слабых. Круг слабых позиций по твёрдости-мягкости за последние 50-80 лет сузился. К «разрушенным» позиционным закономерностям относятся:
1) Смягчение согласных перед : семья [с’и э м’jа], вьюга [в’jугъ], соловьи [сълʌв’jи], но подъезд [пʌдjэст];
2) Смягчение губных перед мягкими заднеязычными: лапки [лап’к’и], тряпки [тр’ап’к’и].
По сути в стадии разрушения находятся также позиционные закономерности смягчение губных перед мягкими губными и зубных перед мягкими губными. В «Русской грамматике» указывается на возможные варианты произношения в этих позициях: [с’в’эт] и [св’эт], [в’м’эс’т’ь] и [вм’эс’т’ь]. Причины таких изменений в фонетической системе русского языка будут рассмотрены в следующем параграфе.
Фонетическая транскрипция служит для точной фиксации звучащей речи. Фонематическая транскрипция отражает состав фонем. Это запись абстрактных единиц языка, не предназначенная для чтения.
Порядок действий при выполнении фонематической транскрипции:
1) Выполнить фонетическую транскрипцию;
2) Выполнить морфемный анализ слова (чтобы установить, к какой морфеме принадлежит та или иная фонема);
3) Определить характер позиции для каждой звуковой единицы (сильная позиция обозначается «+», слабая позиция – «–»);
4) Подобрать проверки для всех фонем, находящихся в слабых позициях: а) для фонем в корне слова – однокоренные родственные слова; б) для фонем в приставках – слова любой части речи с этой же приставкой (с тем же значением); в) для фонем в суффиксах – слова с теми же суффиксами (проверки «автоматически» будут принадлежать к той же части речи и той же грамматической категории); г) для фонем в окончаниях – слова той же части речи, той же грамматической категории, в той же грамматической форме.
5) Перенести запись в фонематическую транскрипцию.
Примечание. Помните, что проверять позиции согласных необходимо по двум параметрам – по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости.
1) переписка [п’ьр’и э п’искъ];
+ – + – + + – + – (для согласных по звонкости/глухости)
+ + + + + (для согласных по твёрдости/ мягкости)
4) Проверка для гласных в приставке: пˈе репись, перˈе бранный ; для корневого согласного [с], находящегося в слабой позиции по звонкости/глухости: переписать ; для безударного гласного [ъ] в окончании: весна (окончание существительного женского рода в форме единственного числа, именительного падежа).
Выполняя фонематическую транскрипцию разных слов, запоминайте проверки для различных приставок, суффиксов, окончаний разных частей речи в разных грамматических формах.
Поскольку в основу русской графики и орфографии положен именно фонематический принцип, запись слова в фонематической транскрипции во многом совпадает с орфографическим обликом слова.
1) Что изучает фонология? Почему её называют также функциональной фонетикой?
2) Дайте определение фонемы. Объясните, почему фонему считают минимальной звуковой единицей языка. В чём заключается функция фонемы? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
3) Какие чередования относят к фонетическим позиционным? Приведите примеры фонетических позиционных чередований гласных и согласных. В чём отличия фонетических непозиционных (грамматических позиционных) чередований? В каком случае чередующиеся звуки являются представителями одной фонемы, в каком – представителями разных фонем? Какое определение фонеме можно дать с точки зрения позиционных чередований?
4) Дайте определение сильной и слабой позиции фонем с перцептивной и сигнификативной точек зрения. В каком случае фонема представлена своим основным вариантом? Своими вариациями? Вариантами? Что такое аллофоны?
5) Дайте определение гиперфонемы и проиллюстрируйте свой ответ примерами.
6) Назовите сильные и слабые позиции для русских гласных. Каков состав гласных фонем русского языка?
7) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по звонкости – глухости.
8) Назовите сильные и слабые позиции согласных фонем русского языка по твёрдости-мягкости.
9) Каков состав согласных фонем русского языка?
№4. Затранскрибируйте текст. Установите возможные фонетические позиционные и непозиционные чередования: Снег валил до полуночи, рушился мрак над ущельями, а потом стало тихо, и месяц взошёл молодой… Этот мир, он и движим и жив испокон превращеньями, то незримой, то явной, бесчисленной их чередой (Ю. Левитанский).
№9. Какие фонемы и в каких позициях нейтрализуются в примерах задания 3?
№19. Пользуясь материалами параграфа и выполненных упражнений, выпишите в тетрадь и запомните проверки для морфем: а) приставок по-, за-, под-, пере-, роз-; б) суффиксов
СЛАБЫЕ ПОЗИЦИИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Для глухих и звонких согласных слабыми позициями оказываются позиции на конце слова или перед другими согласными.
С глухими согласными наоборот – перед звонкими они сами озвончаются. На месте фонемы С в слове просьба звучит [з ].
В какой же позиции удаётся увидеть настоящую фонему? Это позиция перед гласной или сонорными согласными (суперзвонкие звуки[ р,л, м, н, j ], в которых голоса больше, чем шума).
Чтобы поменьше было случаев неясных
И чтоб ответов не было плохих,
Прислушайтесь к звучанию согласных,
Чтобы не путать звонких и глухих…
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Рядом гласный подставляй!
Понятие фонетической позиции
В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами слова распространяется неравномерно. Гласный в ударных слогах произносится чётко, ясно, он находится в сильной позиции. В безударных слогах гласные артикулируются менее чётко и изменяют своё звучание, они редуцируются. Безударная позиция гласных является слабой.
В сильной и слабой позициях могут находиться и согласные звуки. Сильнойпозицией для согласных является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], слабой – в конце слова, перед глухими и звонкими согласными, в которой парные по глухости – звонкости согласные не различаются, а также позиция согласных перед гласным переднего ряда [э], в которой исключается возможность твердых согласных, парных с мягкими. Для согласного звука [ј] сильная позиция – в начале слова и перед ударными гласными (юла – [јулъ], район – [рајон], слабая – остальные положения этого звука в слове. Слабый вариант йота – и неслоговое [i] (май – [маi], милый – [милыi]).
[ј] возникает на месте букв е, ё, ю, я, и, когда они обозначают два звука [јэ], [јо], [ју], [ја], [ји].
1) в начале слова: есть – [јэ]сть, ёж – [јо]ж, юнга – [ју]нга, яблоко – [ја]блоко;
2) после гласных: каюта – ка[ју]та, маяк – ма[ја]к, мои – мо[ји],
3) после разделительных Ъ и Ь: съел с[јэ]л, соловьи солов[ји].
ФОНЕТИЧЕСКИЙ ЗАКОН В ОБЛАСТИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Редукция(лат. reductio, от reducerе «приводить обратно», «возвращать»; «сокращать, уменьшать») – это ослабленная артикуляция звука и изменение его звучания.
Редукция характерна для всех гласных звуков. Редукция бывает количественная и качественная.
Редукция количественная – это уменьшение долготы и силы звучания гласного в безударном слоге. Количественно редуцируются гласные [и], [ы], [у]: [сын – сыны – сын вја], [суднъ – суда – судΛвоi].
Редукция качественная– это ослабление и изменение звучания гласных в безударном слоге.
Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах, т.е. во втором предударном, третьем предударном, в первом заударном, втором заударном и т.д. (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.
Безударные гласные [а, о, э] произносятся короче и меняют своё качество:
в слабой позиции первой степени, т.е в первом предударном они сокращаются в 1,5-2,5 раза;
в слабой позиции второй степени гласные [а, о, э] сокращаются в 4-5 раз.
Степень редукции зависит от стиля (манеры) произношения человека, от его территориальной принадлежности.
Изменение звуков в потоке речи
Урок 31. Русский язык 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Изменение звуков в потоке речи»
Сегодня мы ответим на такие вопросы.
· Как изменяются гласные звуки в речи?
· Как изменяются согласные звуки в речи?
· Что такое сильная и слабая позиции звуков?
Итак, мы помним, что звуки речи бывают гласные – они образуются только при помощи голоса. И согласные – в них присутствует шум, иногда с голосом, а иногда без.
Могут ли звуки в речи меняться? Вот наше состояние, например, часто меняется. В солнечный день мы можем чувствовать себя радостными. В дождь – печалимся. А в грозу ещё и испугаться можем!
Иногда мы чувствуем себя сильными: горы бы свернули, прямо с утра! А иногда мы чувствуем себя слабыми, ни на что не способными. Обычно это зависит от разных условий и обстоятельств.
Но звуки тоже бывают сильными и слабыми.
Ведь мы можем произносить звуки сильно, полно. Или же слабо, невнятно.
Сравните, как мы произносим слово д[о]м. И слово д[о]ма. Слово гри[б]ы. И слово гри[п].
В одних случаях мы произносим звуки более чётко, а в других – менее чётко.
Как мы произносим звук – зависит от его позиции.
В слове дом мы произносим выделенный звук сильно. А в слове дома тот же звук произносится слабо. В слове грибы выделенный звук произносится сильно, полно. А в слове гриб – слабо.
У звуков есть сильная и слабая позиция.
Как видите, это касается и гласных, и согласных звуков.
В сильной позиции звук произносится полно, долго, ясно: до-ом, гриб-ы. Выделенные звуки стоят в сильных позициях.
В слабой позиции звук произносится нечётко, слабо. Дома. Гриб.
Он может произноситься настолько слабо, что заменяется другим звуком.
В слове дома звук [о] заменяется звуком [а]. В слове гриб звук [б] заменяется звуком [п].
Конечно, эти звуки стоят в слабых позициях.
Но какие позиции – сильные, а какие – слабые?
Для гласных сильной будет позиция под ударением.
Если на звук падает ударение, звук произносится максимально полно и чётко.
Звуки под ударением в этих словах стоят в сильных позициях.
И значит, слабая позиция для гласных – это позиция не под ударением.
Если лишить звук ударения, то он сразу же начинает произноситься короче, слабее, менее внятно.
Лишим наши слова ударения:
Все выделенные звуки оказались в слабой позиции. Они все произносятся короче и слабее. В слове «моря» звук ещё и заменяется другим звуком. Такие случаи нас интересуют в первую очередь.
С согласными звуками сложнее, у них есть много сильных и слабых позиций. Сильной, например, является позиция перед гласным звуком.
Если после согласного звука стоит гласный звук, то согласный произносится ясно, чётко.
Например: ду[б]ы, но[ж]и, ро[г]а.
Выделенные согласные стоят перед гласными. Они находятся в сильной позиции.
Слабой позицией для согласных является конец слова. Это очень опасная позиция. Согласные в ней произносятся невнятно и часто заменяются другими согласными.
Теперь выделенные звуки оказались на конце слова. В слабой позиции произошла замена звонких звуков на глухие.
У согласных звуков могут быть и другие слабые позиции. Например, если глухой согласный стоит перед звонким, он может меняться. И наоборот.
Про[сʼ]ить – звук стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.
Просьба. В этом слове звук оказался в слабой позиции, перед звонким. И сам стал звонким: мы произносим [зʼ].
Ложек. В этом слове звук [ж] стоит в сильной позиции, перед гласным звуком.
Ложка. Звук попадает в слабую позицию, перед глухим согласным. И сам становится глухим, потому что мы произносим [ш].
В некоторых словах сильная и слабая позиция одного звука могут чередоваться: он оказывается то в сильной позиции, то в слабой.
Мы как раз рассмотрели примеры таких слов. В них один звук заменяется другим звуком.
Такие чередования звуков, в зависимости от позиции, называются позиционными чередованиями.
Позиционные чередования звуков также изучает фонетика.
Позиционные чередования не отражаются на письме.
Звук обозначается одной и той же буквой, независимо от того, стоит он в слабой или в сильной позиции.
Как пишутся все эти слова? Все звуки, которые мы рассматривали, обозначаются одинаково. В словах дом и дома – буква о для двух звуков.
Именно поэтому нужно быть особенно осторожными. Ведь позиционные чередования коварны!
Послушайте вот такую забавную и поучительную историю.
К одному художнику как-то пришёл клиент.
– Ничего нет легче, – пожал плечами художник.
Но что у него получилась за картина!
Клиент был в ужасе и недоумении: что это за картина такая? Откуда тут вообще лиса?
– Что заказывали, то и получили, – обиделся художник. – Сказано – в лису! Вот я и нарисовал лису!
– Но я же имел в виду – «в лесу»! – удивлялся клиент.
Как вы уже догадались, художника подвело плохое знание правил.
В лесу. Безударный гласный находится в слабой позиции. Получается звук [и].
В лису. Безударный гласный тоже находится в слабой позиции. Звук [и].
Получается, что звуки совпадают, а слова пишутся по-разному.
Художнику стоило поставить звук в сильную позицию, под ударение: лес.
Звучит знакомо, правда?
Действительно, позиционными чередованиями звуков объясняются некоторые правила, с которыми мы хорошо знакомы.
Это, например, правописание безударных гласных. И правописание проверяемых согласных в корне слова.
Оба эти правила сводятся к одному и тому же: нужно поставить звуки в сильную позицию!
Давайте вспомним эти правила.
Начнём с безударных гласных. Перед нами такие слова:
Мы не знаем, как они пишутся, потому что гласные в них стоят в слабой позиции. То есть, не под ударением. Поставим эти гласные в сильную, ударную позицию!
Перейдём к согласным в корне слова.
Выделенные звуки находятся в слабой позиции, поэтому мы слышим их нечётко. Нужно поставить звуки в сильную позицию. Перед гласным.
Поскольку позиционные чередования не отражаются на письме, мы везде пишем буквы, которые соответствуют сильной позиции.
Итак, что нам требуется запомнить?
Звуки в речи могут попадать в разные позиции. У гласных и согласных звуков может быть сильная позиция и слабая позиция.
В сильной позиции звуки произносятся чётко, полно.
В слабой позиции звуки могут даже заменяться другими звуками.
Чередование звуков в сильной и слабой позициях называется позиционным чередованием.