Что значит сфера обращения
ОСОБЕННОСТИ СФЕРЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СФЕРЫ ОБРАЩЕНИЯ ТОВАРОВ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА
В слаженном функционировании современного рынка большую роль играют сфера потребления и сфера обращения товаров внутреннего рынка. В сфере обращения товарам придается та форма, в которой они реализуются и поступают в потребление [1]. А сфера потребления – это сфера и сущность отношений между субъектами и объектами рынка, возникающих в процессе реализации части совокупного общественного продукта, направленного на личное потребление [2]. Разберёмся подробнее в каждой сфере.
Сфера обращения не есть простое физическое перемещение, транспортирование товаров из места их производства на рынок или к потребителю. Прежде чем созданный в ходе производства товар начнет свое продвижение, производитель товара или его владелец должны по своему усмотрению либо в соответствии с договорами о поставке, запросами потребителей, покупателей установить направление движения, адрес назначения товара. Эта начальная фаза процесса обращения может носить распределительный адресно-ориентирующий характер, хотя в условиях рыночной экономики уже на исходной стадии может проявляться товарообменная, товарно-денежная суть процессов обращения. В более распространенном случае товар первоначально продвигается на рынок купли-продажи, имеющий самые разнообразные формы: от мелкорозничной торговой палатки до оптовой ярмарки или биржи. На ярмарках, биржах представлены образцы или просто сведения об этих товарах, необходимые и достаточные, чтобы продавцы (либо их представители) могли заключить торговый контракт с покупателями либо их представителями о купле-продаже товаров на определенных условиях, включающих объемы, цены, сроки и способы оплаты и доставки товаров, виды обслуживания, гарантии. При любой форме купли-продажи товаров, лежащей в основе процессов обращения, центральное место в обращении занимает обмен товара на универсальный товар в виде денег. Картина не меняется, если обменивается товар на товар, то есть сделка купли-продажи носит бартерный характер, осуществляется в виде натурального обмена. Обмен не вполне правомерно считать и завершением обращения товаров, так как обращение включает послепродажное обслуживание в форме доставки товара покупателю, обеспечения условий его использования, а иногда и ремонт, замену, обновление товара [3].
Сфера потребления, являясь важнейшей структурообразующей составляющей воспроизводственного процесса рыночной экономики, обеспечивающей движение товарных потоков, замыкает процесс воспроизводства. Она неразрывно связана со всей системой рынка и активно взаимодействует с ней. На потребительском рынке отражаются все позитивные и негативные изменения не только в производстве потребительских товаров, но и в производстве средств производства. Развитие сферы потребления товаров отражает состояние экономики страны, эффективность всей системы хозяйствования [2]. Данная сфера включает в себя множество особенностей, например:
Потребителями продукции или созданных услуг является или отдельные люди, семьи (таких потребителей нередко называют домашними хозяйствами), или другие организации (промышленные потребители).
Значительная часть предприятий производит продукцию для удовлетворения потребностей домашних хозяйств, организует свою деятельность с учетом требований соответствующих рынков. Поэтому очень важно знать то, как домашние хозяйства принимают решение о покупке товаров, влияет на эти решения. Потребительский маркетинг, ориентированный на изучение этих вопросов, на максимально полный учет в деятельности компании особенностей поведения этой группы потребителей.
В целом процесс выбора индивидуального потребителя можно разделить на следующие стадии: осознание проблемы (потребности); поиск информации, связанной с возможностями решения проблемы; выявление и оценка имеющихся вариантов решения проблемы; принятие решения о покупке товара; самооценка осуществленной покупки [4].
В заключение нужно отметить, что только хорошо организованная работа этих сфер и их активное взаимодействие смогут способствовать эффективному развитию национального рынка.
СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ
Смотреть что такое «СФЕРА ОБРАЩЕНИЯ» в других словарях:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ (ОБЩЕРОССИЙСКИЙ) ОПТОВЫЙ РЫНОК ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) сфера обращения особого товара — электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России в границах единого экономического пространства Российской Федерации с участием крупных производителей и крупных покупателей электрической энергии, получивших статус… … Юридическая энциклопедия
Сфера (космический аппарат) — Сфера (индекс ГУКОС 11Ф621) серия первых советских геодезических спутников, запускавшихся в период с 1968 по 1978 год. Предназначались для создания единой системы координат всей поверхности земного шара, установления геодезических… … Википедия
сфера материального производства — Совокупность всех видов производственной деятельности, создающих материальные блага в вещественной форме и увеличивающих их стоимость в сфере обращения. Syn.: материальное производство … Словарь по географии
СФЕРА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА — совокупность отраслей народного хозяйства и видов деятельности, создающих материальные блага или выполняющих функции, являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения. Труд работников, занятых в С.м.п., овеществляется в продукции… … Большой экономический словарь
Шотландское общество по предотвращению жестокого обращения с животными — Тип благотворительная Год основания 1839 Расположение … Википедия
НЕБЕСНАЯ СФЕРА — Когда мы наблюдаем небо, все астрономические объекты кажутся расположенными на куполообразной поверхности, в центре которой находится наблюдатель. Этот воображаемый купол образует верхнюю половину воображаемой сферы, которую называют небесной… … Энциклопедия Кольера
Клиринг и сфера его применения — Клиринг (англ. clearing, от clear очищать, вносить ясность), система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств. Широко используется как во внутренних, так и в международных расчетах. Впервые начала применяться… … Энциклопедия ньюсмейкеров
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ТОВАРНЫЙ РЫНОК — сфера обращения товара в границах республики (государства) … Энциклопедический словарь экономики и права
ТОВАРНЫЙ РЫНОК — сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на соответствующей территории и… … Энциклопедический словарь экономики и права
Розничный рынок электрической энергии — – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии. ФЗ «Об электроэнергетике», ст. 3. См. также Оптовый рынок электрической энергии (мощности), Потребительскийрынок электрической энергии… … Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник
Сфера обращения в рыночной экономике
В сфере производства функционирует промышленный и аграрный капитал, в сфере обращения – ссудный и торговый капитал.
Обращение — это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Развитие общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение, являющееся развитой формой товарного обмена.
В основе обмена лежат потребности и интересы человека, однако субъектом отношений обмена человек становится лишь при возникновении ряда материально-вещественных и социально-экономических условий, среди которых объективно необходимыми являются два:
• возможность получения прибавочного продукта;
• определенная степень развития разделения труда.
Названные условия, во-первых, предполагают способность отдельного производителя получать продуктов труда больше, чем он в состоянии потребить, а во-вторых, закладывают противоречие между многообразием потребностей производителя и ограниченностью видов продуктов для их удовлетворения за счет самостоятельного производства. Именно эти обстоятельства являются предпосылкой возникновения у производителей отношений обмена.
Среди вопросов, связанных с торговым делом, первостепенное значение имеет структура отношений обмена между двумя субъектами по поводу объектов обмена, которыми они владеют. Содержание этого отношения составляет приравнивание разнородных объектов. Отношения обмена в виде совокупности единичных актов обмена между двумя субъектами представляют собой рыночные отношения.
Объектами рыночных отношений являются средства удовлетворения потребностей людей. Поскольку процессу движения продукта от производителя к потребителю присуще материальное (вещественное) и экономическое содержание, то существуют 2 основных условия рыночного обмена:
• объекты обмена должны удовлетворять различные потребности, т.е. быть качественно различными;
• объекты обмена должны быть эквивалентными (равными) с экономической точки зрения.
Иными словами, объекты обмена качественно различны как потребительные стоимости (иначе нет смысла производить обмен), но равны как стоимости.
На определенном этапе экономического развития внешним выражением стоимости товара становятся деньги — всеобщий эквивалент. Экономическое содержание, собственно суть обмена, заключается в смене форм стоимости или перемене состояния. В актах продажи и купли, опосредствованных деньгами, происходят движение потребительных стоимостей, реализация товаров.
По мере развития рыночных отношений структура объектов обмена получает качественное развитие. Экономическая теория связывает это развитие с двумя основными процессами:
• превращение в объекты рыночного обмена факторов производства — земли, капитала, труда;
• качественное развитие самих денег как средства и объекта обмена, что находит проявление в развитии функций денег, их видов, инфраструктуры рынка, обеспечивающей функционирование денежной системы.
Проблема реализации с точки зрения общественного воспроизводства не сводится лишь к обеспечению продажи созданного продукта. Единство в процессе реализации натуральной и стоимостной форм продукта предполагает регулирование соответствия денежной массы определенному количеству средств производства, предметов потребления и услуг.
В современной экономике между производителем и потребителем существует огромная сфера обращения – рынок, со своими специальными законами и учреждениями. Чем обширнее рынок, чем больше в нем специальных учреждений, тем ближе к друг другу становится покупатель и продавец, тем быстрее осуществляется купля-продажа, т. е. эффективное экономическое движение материальных и финансовых ценностей. Совокупность специальных рыночных учреждений или институтов обозначаются понятием рыночная инфраструктура.
Существует следующие институты или элементы рыночной инфраструктуры:
В сфере товарного обращения:
— от розничной товарной сети до товарных бирж;