Что значит щедрость простыми словами
ЩЕДРОСТЬ
Смотреть что такое «ЩЕДРОСТЬ» в других словарях:
Щедрость — Щедрость ♦ Générosité Добродетель дара. Говорят, что и отдавать можно, также руководствуясь любовью. Бесспорно, и потому любовь всегда щедра. Но не всякая щедрость связана с любовью, мало того, она выступает как особая добродетель только… … Философский словарь Спонвиля
щедрость — пожертвование, богатство, благотворение, обильность, одолжение, изобильность, щедроты, обилие, тороватость, великодушие, добро Словарь русских синонимов. щедрость тороватость (устар. и прост.) Словарь синонимов русского языка. Практический… … Словарь синонимов
Щедрость — Тип мультфильма рисованный Режиссёр Зенонас Штейнис Автор сценария Зенонас Штейнис, Ю. Поцюс Роли озвучивали <<<Роли>>> … Википедия
ЩЕДРОСТЬ — ЩЕДРОСТЬ, щедрости, мн. нет, жен. отвлеч. сущ. к щедрый в 1 и 3 знач., свойство щедрого человека. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЩЕДРОСТЬ — Неблагодарных гораздо меньше, чем полагают, ибо щедрых значительно меньше, чем думают. Шарль Сент Эвремон Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однакоже беднеет. Царь Соломон Притчи, 11, 24 Легче быть щедрым,… … Сводная энциклопедия афоризмов
щедрость — • большая щедрость • неимоверная щедрость • феноменальная щедрость … Словарь русской идиоматики
щедрость — • жадная щедрость • скупая щедрость … Словарь оксюморонов русского языка
щедрость — ▲ большие расходы ↑ добровольный щедрость трата больших средств на какие л. цели без сожаления. щедрый не скупой. щедро. щедрая рука у кого. щедрой рукой. широкой рукой. не считает копейки. не скупясь. по царски. последнюю рубашку отдаст.… … Идеографический словарь русского языка
Щедрость — Тип блюда: Категория: Рецепт приготовления: В текущей категории (Консервирование овощей): | | | | | | | | | … Энциклопедия кулинарных рецептов
Значение слова щедрость
щедрость в словаре кроссвордиста
щедрость
Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков
щедрости, мн. нет, ж. Отвлеч. сущ. к щедрый в 1 и 3 знач. свойство щедрого человека.
Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.
Оказание бескорыстной помощи другим отсутствие скупости. С большой щедростью делиться с кем-н. Научная щ, (стремление передать другим свои мысли, идеи).
Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.
ж. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: щедрый (1,3).
Википедия
Примеры употребления слова щедрость в литературе.
Стиля впервые затеял свою болтовню, Аддисон, живший в то время в Ирландии, подхватил выдумку своего друга и стал присылать статью за статьей, отдавая все возможности своего ума, все сладкие плоды своей начитанности, все чудесные зерна своих каждодневных наблюдений с удивительной щедростью, и это плодородие казалось неиссякаемым.
Ни Маргарита, ни Филипп даже не представляли, насколько его слова были близки к истине и какую зловещую роль сыграл Робер Артуа в небывалой щедрости английской королевы.
Как и прежде, они отправили к царю посольство, чтобы предложить ему мир за выкуп Антигон с царственной щедростью пригласил послов на невероятно пышный пир Но галаты, изумленные видом громадного количества золота и серебра и подстрекаемые надеждой на большую Добычу, возвратились к своим в более враждебном настроении, чем пришли к Антигону.
Здесь дом лезет на дом, не найдешь свободного пятачка: между помойкой и гаражом встроен крольчатник, рядом чистильщик сапог развесил макароны шнурков и насмердил сладкой гуталиновой вонью, вгнездился в какую-то нишу кепочник, а на него напирает электросварщик, обладатель слепящей искры, сараи, подстанции, всевозможные мастерские теснят друг дружку, толкаясь локтями, и вдруг город расступается и с голландской щедростью дарит своим гражданам чистое пространство льда.
Ошеломленный этой несказанной щедростью, Делоне поблагодарил благодетеля и пошел ублажать капризную возлюбленную.
Такое сообщество будет в высокой степени вдохновляться понятиями групповой чести, восхищением перед богатством и щедростью, демонстрированием дружеских чувств и доверия, соперничеством, вызовом, жаждой приключений и вечного самовозвышения через показное безразличие ко всем материальным ценностям.
Она всегда очень ценила его щедрость и джентльменство в денежных делах.
И если твоя щедрость так же чиста, как серебро твоей бороды, то эта медная монета дирхем обратится в золотой динар.
Словом, налицо был прекрасный пример коллективного доброхотства и щедрости.
С него смыло всю извечную мерзость бытия, зло и похоть, грязь и жестокость, безмерную испорченность и скверну, а чудо и загадочность, как ни странно, остались, остались и красота, и волшебство, и щедрость, и радость бытия, и, глянув назад, на мрачный отсвет дымной пелены, затянувшей небо, он остро ощутил утрату и одиночество, словно, вновь обретя землю, он отказался от жизни.
Шишки с ненужной щедростью облепили их со всех сторон и нагибали их темные ветки: вид у них был задичалый и несколько мрачный издали.
Серегила с этой гостиницей станет известна Деловые переговоры навевали на Алека скуку, но он утешался тем, что наблюдал, как Серегил играет роль аристократа, заинтересованного в каперстве Несмотря на все свои маньеризмы, Серегил проявлял здравый смысл, благодаря чему пользовался в порту уважением и доверием Была также известна его щедрость, поэтому моряки и торговцы охотно сообщали ему всяческие слухи, так что немногие дела, законные или нет, оставались неизвестными Серегилу.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: schedrost’
Задом наперед читается как: ьтсордещ
Щедрость состоит из 8 букв
Щедрость Щедрый
Щедрый человек — это тот, кто дает подходящему человекуподходящую
вещь в подходящее время.
Самый щедрый и душевный вид благодарности — это уважение.
Лжец всегда щедр на клятвы.
Щедрость состоит не столько в том, чтобы давать много, сколько в том, чтобы давать своевременно.
Щедрость не нуждается в плате; она сама вознаграждает себя.
Уважать следует того, кто щедр, а не того, кто может быть щедрым.
Щедрость – это способность бескорыстно делиться с другими людьми, как своим материальным достатком, так и способностями, знаниями, душевными силами.
Одна мудрая женщина, путешествуя, нашла драгоценный камень в ручье. На следующий день, она встретила путника, который попросил еды. Женщина открыла свою котомку, чтобы достать еду. Путник увидел в котомке драгоценный камень и попросил женщину отдать ему этот камень. И женщина, не колеблясь, отдала камень. Путник пошёл своей дорогой, не веря такой неожиданной удаче. Он знал, что стоимость этого камня так велика, что, продав его, он сможет жить безбедно до конца дней своих. Однако, через несколько дней, он нагнал странницу и сказал: «Я всё думал о стоимости камня и решил вернуть его вам, в надежде, что смогу получить от вас нечто более ценное. Поделитесь со мной и научите меня тому, что заставило вас отдать этот камень мне, незнакомцу, без колебания».
Щедрость — это квалификация сердца. Это отрицание эгоизма действиями, поступками и мыслями. Делиться с другими означает, что щедрому человеку это тоже было нужно, но он с радостью отдал это людям. Если человек отдал изношенные вещи и старые игрушки своего ребенка детям нищего, это, естественно, щедростью и милосердием назвать нельзя.
Щедрость всегда исходит с позиций истинного эго, то есть с позиции желания сделать других людей хоть немного счастливее. В этом качестве проявляется желание жить не с позиций ложного эго (только для себя), а с позиций истинного эго (жить для Бога, для других). Например, человек с позиции ложного эго, желая сделать себе рекламу в глазах окружающих, дарит детдому компьютеры. Это пожертвование в страсти, ибо он думает о своей выгоде. Щедрость – это активная форма доброты, самовознаграждение и самообогащение души. Она не нуждается в награде, почестях, благодарности и признательности. Если человек щедро одаривает детдом, значит, он считает его важным и нужным, показывает уважение к нему. Реклама ему не нужна, потому что она чужда щедрости. Всякая помпезность, вычурность, самовыпячивание, заносчивость, самолюбование, чувство превосходства над другими и публичность свидетельствуют об отсутствии этого качества в действиях человека. В так называемой щедрости одно лишь тщеславие и только. Щедрость идет в одной упряжке со скромностью, великодушием и смиренностью. «Щедрость,- писал Иоганн Гете, — особенно если она сопровождается смирением, завоевывает сердца. Отдать и почувствовать радость от того, что ты что-то отдал – это лучшая характеристика щедрости.
Зачастую люди, занимаясь самообманом, говорят, что если бы у них было много денег, они бы проявляли щедрость. Это заблуждение: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» — Лук.16:10-12. Уважать нужно реальную, а не возможную щедрость. Обладание крупным банковским счетом и желание перечислить с него деньги на нужды других людей не имеют между собой точки пересечения. Щедрость вырастает из широты и богатства души, а не от дополнительных поступлений на счет. Демагоги будут высокопарно твердить вам о презренном металле, но как только у них в кармане зазвенят монеты и думать забывают о том, чтобы с кем-то поделиться. Иногда мерой щедрости выступает время. В народе говорят: «Дорога ложка к обеду». Своевременная малая щедрость дороже большой, но запоздалой.
В книге Идриса Шаха «Сказки дервишей» есть прекрасная история о щедрости. Один персидский король решил стать щедрым. Он собрал самых выдающихся в Иране архитекторов и приказал им выстроить на широком открытом месте дворец, чтобы в нём размещалась огромная золотая кладовая с сорока окнами.Спустя некоторое время такой дворец был выстроен. Король приказал заполнить размещавшуюся в нём казну золотыми монетами, и со всей страны в столицу собрали все повозки, чтобы наполнить дворец золотыми монетами. Когда работа была закончена, глашатаи объявили королевский указ: «Слушайте все! По воле царя царей, фонтана щедрости, выстроен дворец с сорока окнами. С этого дня его величество через окна сам будет раздавать золото всем нуждающимся». Неудивительно, что к дворцу потекли бесчисленные толпы народа. Изо дня в день король появлялся в одном из сорока окон и одаривал каждого просителя золотой монетой. Раздавая милостыню, король обратил внимание на одного дервиша, который каждый день подходил к окну, получал свою золотую монету и уходил. Поначалу монарх решил, что дервиш берет золото для какого-нибудь бедняка, который не в состоянии прийти за милостыней сам. Затем, увидев его снова, он подумал: «Может быть, он следует дервишскому принципу тайной щедрости и одаривает золотом других». И так каждый день, завидев дервиша, он придумывал ему какое-нибудь оправдание. Но когда дервиш пришел в сороковой день, терпению короля пришел конец. Схватив его за руку, монарх, в страшном гневе, закричал: — Неблагодарное ничтожество! Ты еще ни разу не поклонился мне, даже не произнес ни одного благодарного слова. Хотя бы раз улыбка озарила твое лицо. Ты что же, копишь эти деньги или даёшь их в рост? Ты только позоришь высокую репутацию заплатанного одеяния». Только король умолк, дервиш достал из рукава сорок золотых монет, которые он получил за сорок дней, и, швырнув их на землю, сказал: — Знай, о король Ирана, что щедрость только тогда воистину щедрость, когда проявляющий её соблюдает три условия. Первое условие — давать, не думая о своей щедрости. Второе условие — быть терпеливым. И третье — не питать в душе подозрений. Но этот король так никогда и не стал по-настоящему щедрым. В его понимании щедрость давала путь к славе.
Щедрые люди готовы отдать другим людям не только какие-то материальные блага, но и свое время, силы. Они чувствуют себя не в своей тарелке, когда другие люди живут хуже их. Щедрость не утаишь, она посылает невидимые сигналы каждому, кто с ней встречается. Она, как магнит, притягивает к себе людей, вызывая доверие и желание сотрудничать. Поэтому у щедрости богатый круг знакомств. Она может придти к миллионеру, и он с радостью будет с ней сотрудничать. С кем поведешься, того и наберешься. Щедрость с легкостью становится миллионером. Иными словами, высокий уровень щедрости – высокий уровень богатства и бизнеса, низкий уровень щедрости – низкий уровень богатства и бизнеса.
Непоколебимое убеждение щедрости в изобилии Вселенной делает ее богатой. Не случайно распространено такое мнение, что человек дает от щедрот своих. Бедный человек убежден в ограниченности благ, он не склонен делиться с другими людьми, поэтому и беден. Проявляя щедрость, человек открыт для получения от Вселенной всего, чего пожелает. Он говорит себе: «Я открыт и восприимчив ко всем благам, что дает мне Вселенная. Я достоин богатства и допускаю в свою жизнь только здоровье, любовь и процветание». Отдавая с легкостью, он получает еще больше. Существует закон: «Что вы отдаете, то и получаете». У щедрости полный порядок с приходом и расходом. Дисбаланс временно возникает лишь тогда, когда щедрость получает больше, чем отдала. И нельзя все сводить к деньгам, ибо щедрость дает ощущение душевного богатства, чувства близости к духовному миру, к Богу. Преступив желание ложного Эго жить только для себя, щедрость своими действиями утверждает истину, что человек – это не просто тело, а вечная духовная сущность.
Римский полководец и государственный деятель Антоний Марк (ок. 83 — 30 гг. до Р.Х.) славился своей щедростью. Рассказывали, что однажды он приказал управляющему выдать одному из своих друзей, обратившихся к нему с просьбой о помощи, миллион сестерциев. Управляющий, зная, что отговаривать Антония бесполезно, сложил эти деньги на видном месте, надеясь, что, увидев, как это много, Антоний воздержится от подарка другу.
Заметив целую кучу денег, Антоний спросил, что это такое. Управляющий ответил, что это те деньги, которые Антоний приказал отдать. — Вот уже не думал, что миллион — такая малость. Прибавь еще столько же, — сказал Антоний, поняв хитрость управляющего.
О сути щедрости есть маленькая история из жизни Миларепы — великого йогина и поэта, жившего в Тибете в XI в. Однажды вечером он вернулся из деревни в свою пещеру и встретил там трёх разбойников. Те пытались что-то украсть из пещеры, но ничего в ней не нашли. Преисполненный сочувствия к этим трём ворам, Миларепа сказал им: «Если я не могу ничего найти в моей пещере днём, как вы хотели найти там что-нибудь ночью?» Один из них ответил: «Мы слышали, что ты йогин, а йогин должен быть щедрым. Как ты хочешь упражняться в щедрости, если ничем не владеешь? Ты здесь наверняка что-то спрятал. Отдай это». В ответ Миларепа заметил: «Если бы щедрость означала удовлетворение всех желаний существ, щедрым не мог бы быть и сам Будда, ведь желания существ неисчерпаемы. В действительности щедрость означает настрой ума, свободный от любой привязанности». Разбойники были настолько впечатлены, что позже стали его учениками.
Щедрость. Что отдал, то твоё
Ж изнь — это движение от несовершенства к совершенству. Сама природа нам подсказывает это направление: все живые существа, так или иначе, эволюционируют и ничто не может вечно пребывать в статичном состоянии. Человеческое сознание — это промежуточный уровень между сознанием животным и сознанием божественным. И высшее предназначение человека — это трансформация своего животного сознания, усмирение своих животных инстинктов и стремление обрести божественное состояние сознания. В чём же разница между сознанием животным и сознанием божественным? Сознание животного основано на инстинктах, которые, так или иначе, направлены только на обеспечение жизнеспособности конкретного существа.
Мы не можем знать наверняка, в какой форме проявлено сознание в животных, но, судя по их поведению, можно сделать вывод, что они чаще всего заинтересованы лишь удовлетворением своих личных физических потребностей. То есть главный признак животного сознания — это эгоизм. Можно, конечно, привести в пример, скажем, собаку, друга человека, которая может проявить чудеса верности и даже пожертвовать жизнью ради своего хозяина (не многие люди на такое способны).
Но здесь, кстати, уже и можно увидеть, как при взаимодействии с человеком «очеловечивается» сознание собаки: оно становится более альтруистичным. Это яркий пример того, что эволюция — это в первую очередь трансформация эгоизма в альтруизм. Отсюда вытекает следующий вывод: что признак божественного сознания — это альтруизм. И чем выше уровень развития сознания, тем выше уровень альтруизма.
Коллизию животного и божественного сознания, контраст их разницы хорошо отметил Шантидэва в своём гениальном труде «Бодхичарья аватара»: «Что я стану есть, если отдам? — таково своекорыстие злых духов. Что я отдам, если съем? — вот бескорыстие, достойное царя богов». Очень тонко подмечено. Сознание эгоиста ставит свою персону, свою личность, что называется, во главе угла, в центре Вселенной. И в первую очередь эгоист стремится удовлетворить свои потребности, а уже потом, если останутся ресурсы, можно подумать и о других. И это в лучшем случае.
А в худшем — такая мысль в сознании эгоиста даже не возникает, подобно тому, как не может в вакууме возникнуть порыв ветра. Сознание же альтруиста имеет диаметрально противоположную направленность: в первую очередь он помышляет о благе для других, и лишь когда страдания всех окружающих прекратились, он может подумать о себе. И в этом высшее предназначение разумного существа. Когда сознание существа расширяется до размеров Вселенной, оно начинает понимать, что в этом мире всё едино и тождественно, и невозможно в океане бед и страданий создать личный островок счастья. Ибо рано или поздно волны страданий захлестнут этот остров. Тогда человек начинает действовать не в интересах себя, но в интересах всех живых существ.
Щедрость — причина богатства
«Отпускай хлеб твой по водам, потому как по прошествии многих дней опять найдёшь его» — говорил ветхозаветный царь Соломон, и мудрость, покрытая пылью веков, актуальна и по сей день. Тоже самое говорил Учитель Богов и Людей — Будда Шакьямуни. Слова его изложены в «Сутре о Законе кармы», которую рекомендуется прочитать каждому: «Подношение одежды монахам станет причиной обладания множеством хорошей одежды в будущем или в вашей следующей жизни.
Подношение еды голодным станет причиной обладания большого запаса еды в вашей следующей жизни. Будете скупыми и жадными по отношению к тем, кто нуждается, — это станет причиной сильного страдания от голода и холода из-за отсутствия еды и одежды в вашей следующей жизни. Подношение в дар еды монастырям станет причиной обладания просторного дома в вашей следующей жизни». Кто может лучше и яснее Татхагаты разъяснить всем живущим о том, как мудро быть щедрым и как глупо быть жадным?
Он знает закон кармы в совершенстве, видит прошлое, настоящее и будущее, и ему открыт опыт всех времён и всех существующих миров. Понимание важности щедрости невозможно без понимания закона кармы. Тот же Будда Шакьямуни также говорил: «Самое крайнее и тяжёлое невежество, в которое может впасть живое существо, — это неверие в закон кармы». Почему так? Потому что неверие в закон кармы порождает все остальные пороки и страдания. И если человек не понимает, что быть жадным и алчным как минимум просто невыгодно, то непонимание таких простых вещей закончится для него весьма плачевно, при чём, скорее всего, уже в этой жизни.
Часто приходится нам встречать нищих на улице. Мы видим их возле церквей, в метро, в электричках, в скверах. Их печальный облик порой вызывает жалость у невежественных людей, которые не понимают простой истины — всё возникает в силу условий. Человек попал в такое тяжёлое финансовое положение только по одной причине: он был эгоистом. В этой и/или в прошлых жизнях он лишь удовлетворял свои страсти, потребности и желания и наплевательски относился к окружающим.
Жизнь сурова и справедлива: если человек только потребляет и ничего не отдаёт взамен, то рано или поздно Вселенная просто перестаёт предоставлять такому человеку возможность для потребления. Подобно тому, как наш иммунитет борется с раковыми клетками, так и Вселенная стремится нейтрализовать эгоистов путём лишения их материальных благ и комфортных условий существования. Стоит ли проявлять жалость к нищему, который сам создал причины страданий?
Жалость чаще всего возникает в силу невежества и непонимания законов Вселенной. Поэтому жалость — не самое лучшее чувство. А вот сострадание проявить стоит. И, если есть возможность объяснить человеку, почему он попал в такую ситуацию, и помочь ему добрым советом, стоит это сделать.
Тут следует предостеречь от весьма распространённых ошибок. Многие, осознав пагубность эгоизма и жадности, движимые, казалось бы, самыми что ни на есть благородными мотивами, начинают помогать всем подряд. Однако это большая ошибка, которая может привести к ещё более печальным последствиям, чем эгоизм и жадность. Возьмём самый типичный пример: стоит у церкви нищий, с запахом перегара, и просит деньги. Часто можно видеть, как прихожане (буквально каждый второй) дают ему какую-нибудь мелочь, искренне полагая, что совершают благое дело. Однако что же происходит дальше? Нищий собирает все эти деньги и либо идёт и покупает на них водку, либо отдаёт львиную долю криминальным элементам, которые контролируют весь этот бизнес.
Таким образом, тот, кто пожертвовал, в любом случае проспонсировал безнравственных людей и самоотравление этанолом. Является ли это благом? Уж лучше человек бы проявил эгоизм и жадность и прошёл мимо: нищий бы остался трезвым, алкогольный бизнес не получил бы прибыль, а бандиты — свой процент от бизнеса. Многие на самом деле не задумываются над этим, они просто действуют по заданной схеме, по шаблону поведения. В действительности гораздо проще сунуть деньги первому нищему у ворот церкви и таким образом облегчить свою совесть и потешить своё Эго мыслями о своём благородстве и щедрости, чем потратить время и найти того, кому пожертвование реально принесёт пользу.
Кому же нужно жертвовать? В нашем обществе почему-то есть мода жертвовать больным и убогим. Причём чаще всего такие финансовые вложения просто продлевают страдания этих людей. Является ли это благом? Вопрос риторический. К примеру, очень распространена практика пожертвований больному ребёнку. Никто не задаётся вопросом, почему такой ребёнок родился больным и как пожертвование сможет ему помочь. Чаще всего собранные неравнодушными людьми средства просто продлят его страдания, и ничего больше. А даже если он и выздоровеет, то выздоровеет только на физическом уровне, а вот каким человеком он вырастет — ещё большой вопрос. Так что пожертвование больным детям — сомнительное благо.
Есть мнение, что жертвовать нужно здоровым, чтобы они развивались и не становились больными. Постарайтесь найти какой-либо развивающийся проект, который меняет этот мир и жизнь людей в лучшую сторону, или какого-либо адекватного человека, который с адекватным альтруизмом пытается что-то благостное привнести в этот мир. Это будет благо и, несомненно, принесёт пользу и вам, и окружающему миру.
Синонимы щедрости
У слова «щедрость» множество синонимов, которые как нельзя лучше раскрывают это понятие и его глубинный смысл. К примеру, щедрого человека называют «широкая душа» или «широкая натура», обращая таким образом внимание на то, что проявить истинную щедрость может только высоконравственный и высокодуховный человек. Также из этих синонимов видно, что щедрость — это глубинное качество души, которое покоится в каждом из нас, но порой скрыто, подобно драгоценной жемчужине под чёрными волнами океана. И ещё интересный момент: как мы уже рассмотрели выше, щедрость станет причиной богатства. А «богатый» — от слова «Бог». Как говорил Михаил Задорнов: «Богатый — это тот, в ком Бога много, а тот, у кого много денег, тот не богатый — тот коллекционер». Очень тонко подмечено.
Пословицы о щедрости
С давних времён в обществе ценилась щедрость, потому что люди понимали, что щедрость — это проявление чистоты души и высокого уровня эволюционного развития. Поэтому ценность такого явления, как щедрость, запечатлена во множестве поговорок:
Щедрость — это состояние души
Только та душа, которая уже накопила опыт и прошла через многие испытания, начинает понимать, что нет смысла в накоплениях. Причём нет смысла как в материальных, так и в духовных накоплениях. Есть люди, которые, к примеру, свободны от материальных благ, но накапливают знания. Накапливают, но при этом не делятся ими. Такая жадность и эгоизм ничуть не лучше жадности материальной.
Животные не знают, что умрут. Поэтому живут только ради себя и удовлетворения своих базовых потребностей. Человек осознаёт, что он смертен, но вместе с тем большинство продолжает жить так, словно они не умрут никогда, накапливая материальные блага и кружась в бесконечном круговороте потребления, подобно шаману в безумном танце. Причём чаще всего можно видеть картину, что чем человек более материально обеспечен, тем он скупее. Почему так происходит? Человек накопил благодарности в прошлых жизнях, но, очевидно, не усвоил жизненные уроки и не развил определённые качества своей души. И поэтому снова живёт, как эгоист, пользуясь своими накоплениями благодарностей из прошлых жизней. И глядя на таких людей, можно подумать, что закона кармы не существует. Но это иллюзия. Закон кармы абсолютен. И эгоиста рано или поздно ждёт печальный конец. Который на самом деле будет для него лишь началом. Началом духовного пути и взращивания в себе альтруизма и щедрости. Тот же, кто уже прошёл болезненные жизненные уроки и осознал всю бессмысленность и глупость накоплений ради самого накопления, — тот начинает отдавать. И отдавая, становится счастливым. И это есть счастье Человека, на фоне которого меркнут все остальные временные материальные радости.
Развитие щедрости
В Учении Будды бодхисаттвам предписывается развитие так называемых шести парамит — «шести освобождающих действий». И первой из шести парамит является парамита даяния, то есть щедрость. Недаром щедрость поставлена в списке первой. Щедрость — это базовая нравственная дисциплина, в которой предписано упражняться бодхисаттве, дабы развить альтруизм и максимально искоренить в себе эгоистичные мотивации. Щедрость следует понимать не только как жертвование материальных благ — это понятие гораздо более широкое. Напротив, в эпоху Кали-Юги очень опасно жертвовать именно материальные средства, потому что вокруг много соблазнов и большинство людей ведут далеко не идеально нравственный образ жизни. Поэтому есть опасность, что пожертвованные средства будут использованы во зло. Поэтому в первую очередь следует жертвовать знания. То есть делиться знаниями. Самая лучшая помощь — это помощь ценным советом. Не нравоучением, а именно советом. То есть, если вы можете дать человеку реальное, практически применимое знание, которое избавит его от тех или иных страданий, это высшее и лучшее проявление щедрости.
Есть одна хорошая притча. Однажды к Будде пришёл человек и спросил у Будды: «Почему я живу в нищете, почему я так страдаю? В чём причина?». Татхагата видел карму всех живых существ, поэтому объяснил человеку, что он был жадным и эгоистичным и поэтому ничего не имеет в этой жизни. Тогда человек, опечалившись, спросил: «Что же делать?». Будда ответил: «Жертвовать». На что человек возразил: «Что же мне жертвовать, если у меня и у самого-то ничего нет?». На что Будда дал бесценный совет: «Как это ничего нет? У тебя есть руки, которыми ты можешь помогать другим, у тебя есть ноги, которые ты можешь использовать во благо других. У тебя есть красивая улыбка, которой ты можешь дарить людям хорошее настроение, у тебя есть язык, которым ты можешь говорить добрые слова». И человек, вдохновлённый советом, пошёл практиковать парамиту даяния.
Таким образом, даже если мы ничего материального в этой жизни не имеем, мы можем делиться с людьми знаниями — это будет даже более благородная форма жертвования. В случае если у нас нет и этого, мы можем просто быть доброжелательными ко всем живым существам и если не можем помочь советом, то можем хотя бы выслушать человека и утешить его добрыми словами. Развивать щедрость нужно постепенно. Если в вашем уме пока преобладают эгоистичные мотиваци, не огорчайтесь — дорогу осилит идущий. Начните с малого: постарайтесь для начала доброжелательно относиться к людям.
Как писал тот же Шантидэва: «Различают две бодхичитты: бодхичитту вдохновенную и бодхичитту деятельную». Разницу между ними он объяснял сравнением движения по пути и намерением отправиться в путь. То есть, если вам пока сложно проявлять щедрость, хотя бы взращивайте в себе намерение быть щедрым и доброжелательным, а потом постепенно начинайте практиковать парамиту даяния, подобно тому как спортсмен в спортзале начинает с небольших нагрузок: берёт сначала небольшой вес, потом побольше и со временем достигает успеха. Так и вам следует усердно упражняться в парамите даяния, дабы взрастить в себе совершенство щедрости. Прилагайте усилия и однажды достигнете успеха.
И самое главное: никогда не привязывайтесь к плодам действий, ибо это порабощает разум и лишает действие альтруистичной мотивации. Совершайте даяние именно так, как писал царь Соломон: «Отпускай хлеб свой по водам…». То есть просто отпускайте по водам благие поступки и не ждите, что вам на них ответят. Это и есть совершенство даяния в самых благородных его проявлениях. Но воздаяние будет обязательно. Просто не привязывайтесь к мыслям о нём.