Что значит сбыть товар
Каналы сбыта
Сбыть или не сбыть? О различных способах распространения товаров
Главная цель производителя — как можно быстрее сбыть свой товар. Какими путями продукция попадет в руки потребителя, по сути, не важно, однако желательно, чтобы каналы сбыта товаров были стабильными и не заставляли фирму каждый раз искать новый подход к клиенту.
Количество посредников, которые стоят на пути от производителя к покупателю, может быть различным. Прямые каналы продаж предполагают доставку продукта клиенту непосредственно производителем. Такой короткий путь наладить довольно сложно, если только компания не производит, к примеру, авиамоторы, которые на свободный рынок не идут и поставляются под конкретный заказ. Большинству фирм приходится иметь дело с длинными каналами продаж, правда, тут возможны варианты взаимодействия с посредниками.
Интенсивный путь сбыта товаров
Если фирма избрала интенсивный путь, то она старается задействовать максимальное количество точек сбыта товара. Например, можно продавать колбасу в продуктовых магазинах, в онлайн-супермаркетах, можно поставлять ее в различные госучреждения и кормить ею чиновников, если удастся выиграть тендер на госзакупках. Также можно заключить партнерский договор и поставлять эту же колбасу в кафе, где одной из позиций меню значатся сэндвичи, или опять же, договорившись с какой-нибудь фирмой, организовать поставки продукции в местную столовую для сотрудников. Способов сбыта товара масса, и, чтобы добиться успеха, нужно только выбрать правильные методы продвижения.
Селективная политика сбыта
Селективная политика предполагает, что производитель работает только с определенными партнерами и их представители предлагают товар по заранее оговоренной определенной схеме. Этот вариант распространения продукции по-своему хорош. Компания может быть практически уверена в том, что ее товар будет правильно презентован потребителю. Кроме того, в отличие от интенсивного пути, где сбыт зависит от сиюминутных обстоятельств (например, компания может проиграть какой-то тендер и запланированные поставки не состоятся), селективная политика дает возможность более точного планирования. Однако есть и минус: если сеть посредников еще не слишком развита, то компания волей-неволей будет подстраиваться только под них, что грозит застоем. Развитие возможно только при расширении масштабов сбытовой сети или диверсификации каналов поставок.
Эксклюзивные каналы продаж
Эксклюзивные каналы продаж используют компании, которые работают только с собственными дилерами. Этот метод подходит для тех, кто уже имеет постоянных клиентов или рассчитывает только на определенную целевую аудиторию. При использовании этого способа организации продаж фирма очень сильно завязана на сервис. Из-за сильно ограниченного числа точек продаж компания будет ощущать любое минимальное снижение спроса. Если же по какой-то причине репутация компании пострадает, то вернуть клиентов будет практически невозможно. Но в этом случае можно изменить сбытовую политику, к примеру, на интенсивную.
Выбор посредника и канала продаж
Выбирая посредника, нужно обращать внимание на следующие показатели:
При выборе каналов продаж следует руководствоваться показателями прибыли, которых предположительно удастся достичь при том или ином сценарии. Самый верный вариант сорвать куш — найти необычный сбытовой канал, который еще никем не использовался. И маленькие, и большие компании находятся в постоянном поиске вариантов сбыта. Поставщики чистой природной воды стали писать на бутылках «подходит для детей» и поставлять ее в детские сады и школы, производители дезинфицирующих салфеток и гелей для рук, кроме того что продают свою продукцию по аптекам и магазинам, поставляют товар в больницы и поликлиники.
Довольно старая идея цветочных компаний продавать букеты с игрушками и шоколадными наборами вышла на новый уровень, когда фирмы стали предлагать доставку композиций с украшениями Tiffany & Co и других известных ювелирных брендов. Действительно, доставка цветов довольно логичное дополнение к ювелирному украшению, и компании, которые это поняли и нашли партнеров в реализации этой задумки, наверняка улучшат свои показатели.
Не стоит забывать, что сервисная сфера тесно связана с производственной. Производители канцтоваров, например, могут сбывать свои ручки и папки не в «Школьники», а рекламным агентствам, которые занимаются изготовлением именной сувенирной продукции для различных фирм.
Стратегия сбыта товара — одно из важнейших направлений, определяющих работу всей фирмы. Столь важный аспект нельзя пускать на самотек. Грамотный подбор путей распространения дает возможность фирме улучшить финансовые показатели и занять прочное место в своей нише.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что такое сбыт: разбираемся вместе
Узнайте, какие существуют виды сбыта и научитесь налаживать его для своего предприятия
Сбыт — это организация транспортировки и распространения товара, конечной целью которого является продажа покупателю через одного или несколько посредников.
Содержание
Давайте рассмотрим, какие существуют виды сбыта.
Виды сбыта
Выделяют следующие виды сбыта.
Давайте узнаем, что нужно делать, чтобы наладить сбыт своей продукции.
Как наладить сбыт
Для того, чтобы грамотно организовать сбыт товаров, необходимо проанализировать условия на рынке в целом, определиться с оптимальными каналами сбыта и найти подходящих поставщиков для сотрудничества.
Проанализируйте ситуацию
Первым делом необходимо «разведать обстановку» и получить как можно больше информации, на которую можно будет опереться при выборе каналов сбыта и поставщиков. Проанализировать необходимо следующее.
Найдите подходящие каналы сбыта
Определитесь с тем, какой путь является оптимальным в вашей ситуации, иными словами, выясните минимальное количество посредников, через которых вы можете сбывать товары конечным потребителям.
Чем крупнее ваше производство, тем больше вероятность, что вам придется работать с большим количеством поставщиков и тем длиннее будет канал сбыта.
Крупные предприятия зачастую имеют длинный канал сбыта, к примеру, канал третьего уровня:
Производитель → оптовый поставщик → розничный поставщик → дилер → потребитель
Найдите поставщиков
Теперь необходимо найти и заключить контракты с конкретными поставщиками. Выбор посредников должен быть обусловлен их опытом в сбыте вашего типа продукции и ценами за свои услуги.
Старайтесь налаживать взаимовыгодные и длительные отношения с поставщиками, так как проверенные поставщики обеспечивают надежность и своевременный сбыт продукции.
Давайте теперь узнаем, что нужно для того, чтобы реализовывать бỏльшие партии товара.
Как стимулировать сбыт продукции
Когда ваше предприятие готово к внедрению на рынок, подумайте, как заинтересовать посредников в сбыте именно вашего товара.
Используйте следующие распространенные методы стимулирования сбыта:
Поздравляем, теперь вы узнали, что такое сбыт, как его наладить и стимулировать.
Значение слова «сбыть»
1. Найти покупателя чему-л.; продать. Сбыть товар. □ Как-то раз на базаре у меня остался один только скворец, которого я долго предлагал покупателям и наконец сбыл за копейку. Чехов, Моя жизнь.
2. Разг. Устроить, пристроить куда-л., стараясь избавиться, отделаться от кого-, чего-л. Барин соперника в рекруты сбыл. Н. Некрасов, Кому на Руси жить хорошо. Мальчиков успели сбыть в Аракчеевский кадетский корпус, но девочки остались на руках. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина. — Вы не подумайте, что мы хотим сбыть дочь за него. Мамин-Сибиряк, Осенние листья. || Избавиться, отделаться от кого-, чего-л. [Чичиков] постарался сбыть поскорее Ноздрева, призвал к себе тот же час Селифана и велел ему быть готовым на заре. Гоголь, Мертвые души. [Анисья:] Все беды избыли, разлучницу сбыли, жить нам только, радоваться. Л. Толстой, Власть тьмы.
3. без доп. Понизиться в уровне, пойти на убыль (о поднявшейся воде). Назад Левин поехал через ручей, надеясь, что вода сбыла. Л. Толстой, Анна Каренина.
4. без доп. Разг. устар. Спасть, уменьшиться (о жаре, зное). Пробовал он также соснуть, авось часа через два жар сбудет, — нет, не спится. Григорович, Переселенцы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
СБЫТЬ, сбу́ду, сбу́дешь, пов. сбудь, прош. сбыл, сбыла́, сбы́ло, сов. (к сбывать). 1. что. Продать, найти сбыт чему-н. (торг.). С. партию кож. С. залежалый товар. 2. кого-что. Избавиться, освободиться, отделаться от кого-чего-н., то же, что сбыть с рук (см. рука; разг.). Барин соперника в рекруты сбыл. Некрасов. С. ненужные вещи. С. беспокойного жильца. С. гостей. 3. без доп. Пойти на убыль, понизиться в уровне (о воде). Вода сбыла.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова будочник (существительное):
Простыми словами о системе прослеживаемости товаров для ИП
С 8 июля заработала система прослеживаемости товаров. Теперь предпринимателям нужно внимательнее проверять входящие документы. В них может оказаться регистрационный номер партии товара, и тогда это будет означать, что ИП стал одним из участников процесса прослеживаемости.
Система прослеживаемости товаров — это национальная система документальной прослеживаемости, которая контролирует ввоз импортных товаров на территорию ЕАЭС, в том числе на территорию России. Поскольку для системы также важно видеть, что происходит с этими товарами дальше, уже на территории России, она затронет не только тех, кто ввозит импортные товары, но и тех, кто их покупает у российского продавца, который приобретал товар за рубежом.
Главная цель системы — решить проблему нелегального оборота и предотвратить «серый» импорт.
Какие товары подлежат прослеживаемости
В Постановлении Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110 определен список товаров с кодами ТН ВЭД ЕАЭС, которые подлежат прослеживаемости. В их числе холодильники и морозильники, холодильное и морозильное оборудование, автопогрузчики, бульдозеры, экскаваторы, стиральные машины, детские коляски и др. Пока список небольшой, но он будет пополняться.
Чтобы бизнес мог легко определить, относится ли конкретный товар к прослеживаемым, ФНС разработала специальный сервис.
Так выглядит сервис ФНС
Товары на сайте ФНС можно проверять по нескольким параметрам:
Чем прослеживаемость отличается от маркировки
Товары, которые попали в список прослеживаемых, не будут пересекаться с маркируемыми.
На сайте ФНС подчеркивается, что по сути у маркировки и прослеживаемости похожие цели, но в части реализации они имеют существенные отличия.
Маркировка | Прослеживаемость |
---|---|
основывается на физической маркировке | в основе — документарная идентификация товаров |
прослеживает каждый товар в частности | отслеживает товарные партии |
требует изменения складской логистики | не требует изменения складской логистики |
Система прослеживаемости предполагает, что каждой партии импортного товара присваивается особый номер — регистрационный номер партии товаров (РНПТ), он «связывает» всех участников процесса прослеживаемости. Номер нужно указывать в счетах-фактурах, УПД, декларации по НДС и в новом отчете.
Те, кто работает на УСН или патенте, редко выставляют счет-фактуру и подают декларацию по НДС. Поэтому с первого взгляда может показаться, что вся история с прослеживаемостью товаров не про них. Но это не совсем так. Система прослеживаемости товаров коснется всех участников, независимо от системы налогообложения, которую они применяют.
Как изменился счет-фактура
С 1 июля действуют новые формы счетов-фактур. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.04.2021 № 534.
В новой форме счета-фактуры появились колонки, где указываются реквизиты прослеживаемости. В обычных накладных и актах ничего не поменялось.
Если вы работаете на ОСНО и покупаете или продаете товар, облагаемый НДС, то РНПТ нужно будет указывать в счет-фактуре или в УПД с НДС и потом отразить это в декларации по НДС. Благодаря этому товар начинает прослеживаться.
Если вы не работаете с НДС, но попали в цепочку с прослеживаемыми товарами (например, сначала купили такой товар, а потом хотите его перепродать), то вам сначала нужно выставить УПД (можно без НДС, в УПД появилась новая колонка, в которой можно указать РНПТ, а в накладной и акте ее нет). Если к вам попал прослеживаемый товар, то УПД для вас обязателен.
Также вы должны отчитаться об этом товаре в новом отчете — отчете об операциях с прослеживаемыми товарами.
УПД и счетами-фактурами с прослеживаемыми товарами можно будет обмениваться только в электронном формате.
Это значит, что даже есть вы сами не собираетесь выставлять УПД и счет-фактуру с прослеживаемыми товарами, то у вас как минимум должна быть возможность принять такой документ. То есть у вас должна быть учетная запись в Диадоке.
Зачем нужен отчет об операциях с прослеживаемыми товарами
Даже если счет-фактура не выставлялась, декларация по НДС не подавалась, государству нужно узнать о том, что предприниматель сделал с прослеживаемым товаром. Для этого был введен новый отчет об операциях с прослеживаемыми товарами (форма указана в Письме ФНС РФ от 14.04.2021 N ЕА-4-15/5042@).
Форма отчета об операциях с прослеживаемыми товарами
При стандартных действиях — покупке или продаже прослеживаемого товара — те, кто на ОСНО, указывают его номер в счет-фактуре или УПД и затем в декларации по НДС.
Те, кто на «упрощенке», указывают номер в УПД (можно без НДС) и отчете об операциях.
После этих действий в обоих случаях товар будет прослеживаться.
Новая форма УПД и отчет об операциях с прослеживаемыми товарами появятся в сервисе Эльба.
Где брать РНПТ
Если вы купили прослеживаемый товар у российского поставщика, то РНПТ будет во входящих УПД или счет-фактуре. Его нужно будет просто переписать в свой УПД или отчет об операциях.
Сложнее придется импортеру. У него есть два варианта, как получить РНПТ:
Что делать, если у вас уже есть прослеживаемый товар
Возможна ситуация, когда вы не покупаете прослеживаемый товар, а он у вас уже есть, например, вы и ваши сотрудники работаете за мониторами, которые подлежат прослеживаемости. Значит ли это, что о них нужно отчитываться в налоговую?
Нет, это нужно будет делать только в том случае, если вы захотите мониторы перепродать. Тогда вам придется отправить в налоговую уведомление об остатках, она присвоит им РНПТ, который вы сможете подгрузить в отчеты и отправить их в систему прослеживаемости.
Как товары выбывают из системы прослеживаемости
Рассмотрим ситуацию на примере. Российская компания закупает из-за рубежа мониторы. Товар проходит таможню, ему присваивают РНПТ. После этого компания начинает продавать мониторы на территории России.
Допустим, она продает эти мониторы другой организации на УСН. Когда организация на УНС покупает мониторы, товар по-прежнему остается в системе прослеживаемости. То есть эта компания получает УПД с РНПТ, она видит этот номер, отражает его в отчете об операциях, как бы сообщая государству о покупке прослеживаемого товара. Последующие действия зависят от того, что компания на УСН будет делать с мониторами.
Если она начнет продавать их дальше другим юрлицам или ИП, то вся цепочка повторится. Всем снова нужно будет отчитываться о том, что они продали и купили прослеживаемый товар.
Если компания на УСН продаст эти мониторы физлицу, товар перестанет прослеживаться, потому что он «нашел» своего конечного покупателя и больше на территории России в предпринимательских целях не используется.
То же самое произойдет, если компания на УСН решит оставить мониторы себе. Допустим, она приобрела их для сотрудников. В этот момент компания на УСН просто подает отчет об операциях, сообщает о том, что передал товар физлицу.
Есть четыре случая, когда товар выбывает из системы прослеживаемости:
Ожидаемый срок вступления в силу мер ответственности для участников системы прослеживаемости – 1 июля 2022 года.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 года: к чему готовиться организациям и ИП
Что такое прослеживаемость и чем она отличается от маркировки
Целями введения данной системы являются противодействие незаконному ввозу товаров и обороту контрафакта, установление контроля за подлинностью той или иной продукции, а также повышение собираемости налогов и таможенных сборов. По своим целям и задачам система прослеживаемости сходна с обязательной маркировкой продукции. Но эти две контрольные системы в целях борьбы с незаконным оборотом товаров используют разные методы и приемы.
В отличие от маркировки, прослеживаемость не контролирует отдельные единицы товара и не требует нанесения на товар физического проверочного кода. Проверка осуществляется в отношении товарных партий и исключительно в документарной форме, без специального контрольного оборудования и проверки контрольно-идентификационных знаков на каждом этапе товарооборота.
Вместо нанесения на товар физических проверочных кодов, как это происходит с маркировкой, прослеживаемым товарам будет присваиваться регистрационный номер партии товара (РНПТ). Этот номер указывается в первичных документах на товар при его перемещении и продаже и передается в информационную систему прослеживаемости.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 июля 2021 года на всей территории РФ вводится в действие национальная система обязательной прослеживаемости товаров.
2. В отличие от маркировки, прослеживаемость не контролирует отдельные единицы товара и не требует нанесения на товар физического проверочного кода. Проверка осуществляется в отношении товарных партий и исключительно в документарной форме.
3. Вместо нанесения на товар физических проверочных кодов, как это происходит с маркировкой, прослеживаемым товарам будет присваиваться регистрационный номер партии товара (РНПТ).
4. Сведения об операциях с товарами, которым был присвоен РНПТ, через операторов электронного документооборота (ЭДО) будут поступать в информационную систему прослеживаемости.
5. Перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, уже подготовлен Минфином, но еще не утвержден.
6. При продаже прослеживаемых товаров компании, являющиеся плательщиками НДС, должны выставлять счета-фактуры всем без исключения покупателям, включая физлиц, приобретающих товар для личного пользования.
7. Компании, освобожденные от НДС, а также компании, применяющие специальные налоговые режимы, при реализации прослеживаемых товаров вместо счетов-фактур должны выдавать покупателям универсальные передаточные документы.
8. Участники оборота прослеживаемых товаров обязаны ежеквартально отчитываться в ФНС о таких операциях.
9. Пользователи «1С» для передачи электронных документов и сведений об операциях с прослеживаемыми товарами могут использовать уже встроенные в бухгалтерские программы решения – сервисы «1С-Отчетность» и «1С-ЭДО».
РНПТ присваивается товарной партии при ее ввозе на территорию России. В тех случаях, когда товар ввозится из ЕАЭС, РНПТ на основании уведомления о ввозе товаров, подаваемого компанией, присваивают налоговые органы. Присвоенный номер сообщается компании, подавшей уведомление. Если же товар ввозится из стран, не являющихся членами ЕАЭС, РНПТ присваивается самой компанией на основании номера декларации на товары и порядкового номера товара в указанной декларации.
При каждой продаже для дальнейшей реализации присвоенный РНПТ указывается/сверяется в первичных документах на реализуемый товар (счетах-фактурах или передаточных документах). Сведения об операциях с товарами, которым был присвоен РНПТ, через операторов электронного документооборота (ЭДО) будут поступать в информационную систему прослеживаемости.
Таким образом, прослеживаемость не потребует от компаний нанесения на товар кодов, приобретения какого-либо сканирующего оборудования и изменения складской логистики. Контроль будет осуществляться исключительно на основе формируемых первичных документов на прослеживаемый товар и представляемой в налоговые органы отчетности об операциях с такими товарами.
Какие товары будут прослеживаться с 1 июля 2021 года
В перечень товаров, подлежащих прослеживаемости, войдут (в настоящее время соответствующее правительственное постановление уже подготовлено Минфином, но еще не утверждено):
Компании, совершающие операции с вышеперечисленными товарами, с 1 июля обязаны раскрывать в своей первичной документации реквизиты прослеживаемости, а также направлять в налоговые органы сведения о таких операциях. В связи с этим для организаций и ИП поменяется порядок оформления и выставления первичных документов, а также будет введена обязанность по уведомлению о перемещении прослеживаемых товаров и сдаче новой налоговой отчетности.
Уведомление о ввозе и вывозе товаров
При ввозе прослеживаемых товаров из стран ЕАЭС компании обязаны уведомлять об этом налоговые органы. Срок направления такого уведомления – в течение пяти рабочих дней с даты принятия этих товаров на учет (п. 25 Порядка).
Уведомление о ввозе товаров представляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Конкретный порядок оформления и заполнения такого уведомления позднее будет утвержден ФНС.
Получив от компании уведомление о ввозе товаров, налоговики обязаны не позднее следующего календарного дня присвоить ввезенной товарной партии РНПТ и сообщить этот номер компании (п. 26 Порядка). Информирование о присвоении номера осуществляется также в электронной форме по ТКС.
При вывозе прослеживаемого товара на территорию другого государства – члена ЕАЭС компания опять же направляет в налоговую инспекцию соответствующее уведомление. Срок направления такого уведомления – в течение пяти рабочих дней с даты отгрузки товара (п. 23 Порядка).
Что касается товаров, ввезенных с территории иностранных государств, не являющихся членами ЕАЭС, то уведомление в целях их прослеживаемости подавать не нужно. РНПТ на такие товары формируется компанией самостоятельно из регистрационного номера декларации на товары и порядкового номера товара из такой декларации (Письмо Минфина от 30.03.2021 № 27-01-24/23047).
Уведомление об остатках прослеживаемых товаров
В отношении импортных товаров, уже имеющихся у компаний по состоянию на 1 июля 2021 года, действует особый порядок присвоения им РНПТ. Чтобы получить номер по имеющимся прослеживаемым товарам, компания должна провести инвентаризацию и подать в налоговую инспекцию уведомление обо всех выявленных остатках прослеживаемых товаров.
Такое уведомление компании обязаны представлять с даты вступления в силу утвержденного правительством перечня прослеживаемых товаров, а также вступления в силу изменений в указанный перечень (абз. 2 п. 28 Порядка).
На основании полученного уведомления налоговики в срок не позднее следующего календарного дня присваивают партии прослеживаемого товара РНПТ и сообщают его компании (п. 29 Порядка).
Уведомление об остатках товаров представляется в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Формат и порядок заполнения такого уведомления позднее будет утвержден ФНС России.
Оформление счетов-фактур по новым правилам
При продаже прослеживаемых товаров компании, являющиеся плательщиками НДС, в обязательном порядке должны будут выставлять счета-фактуры всем без исключения покупателям. Даже тем, кто освобожден от исчисления и уплаты НДС и не является налогоплательщиком данного налога (будущая редакция пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). В частности, физлицам, приобретающим товар для личного пользования.
При этом счета-фактуры должны содержать реквизиты прослеживаемости. Для этого в счетах-фактурах нужно указывать дополнительные сведения, касающиеся таких товаров. К таким сведениям (реквизитам) относятся:
В отношении прослеживаемых товаров, страной происхождения которых не являются страны – члены ЕАЭС, в счета-фактурах нужно указывать еще два дополнительных реквизита (будущая редакция п. 5.2 ст. 169 НК РФ):
По общему правилу при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, счета-фактуры должны будут выставляться в электронной форме. Это касается в том числе и корректировочных счетов-фактур.
Бумажные счета-фактуры можно будет выставлять лишь в исключительных случаях (будущий п. 1.1 ст. 169 НК РФ):
Выставление счетов-фактур, в том числе корректировочных, по операциям с товарами, подлежащими прослеживаемости, в зашифрованном виде запрещается.
Составление универсальных передаточных документов
Компании, освобожденные от НДС, а также компании, применяющие специальные налоговые режимы, при реализации прослеживаемых товаров вместо счетов-фактур должны выдавать покупателям универсальные передаточные документы. Эти документы также должны содержать сведения о прослеживаемости. Как и в случае со счетами-фактурами, к таким сведениям относятся (пп. 4 п. 13 Порядка):
Универсальный передаточный документ, в том числе и корректировочный, должен будет оформляться и передаваться покупателю в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО. Исключение составляют случаи:
Универсальный передаточный документ должен оформляться усиленной квалифицированной электронной подписью. Порядок передачи таких документов в электронной форме по ТКС будет аналогичен порядку передачи электронных счетов-фактур (п. 9 ст. 169 НК РФ).
Новая отчетность для компаний и ИП
Наряду с документальным сопровождением всех операций с прослеживаемыми товарами участники их оборота обязаны регулярно отчитываться в ФНС о таких операциях. Отчет нужно будет подавать ежеквартально. Срок его представления – не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 32 Порядка).
Такой отчет во всех случаях нужно представлять в электронной форме по ТКС через оператора ЭДО.
В отчете указываются сведения обо всех операциях, которые производились с прослеживаемыми товарами за прошедший квартал. В частности, в нем должна содержаться информация о приобретении, реализации и передаче таких товаров, в том числе через агента или комиссионера.
Также отчет потребуется и при совершении операций по прекращению и возобновлению прослеживаемости товаров. Исключение составляют случаи вывоза товаров с территории РФ на территорию другого государства – члена ЕАЭС. О них отчитываться не нужно (п. 33 Порядка).
В настоящее время формат и порядок заполнения отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, еще не утверждены. Предположительно Правительство РФ утвердит их не позднее 1 июля текущего года.
Сервисы «1С» для работы с прослеживаемыми товарами
Документы, при помощи которых оформляются операции с прослеживаемыми товарами (счета-фактуры и универсальные передаточные документы), должны составляться и передаваться в электронной форме.
При этом организации и ИП, приобретающие прослеживаемые товары, обязаны обеспечить получение счетов-фактур и передаточных документов в электронной форме по ТКС (будущий п. 1.2 ст. 169 НК РФ). Отчетность об операциях с прослеживаемыми товарами представляется в налоговые органы также в электронной форме.
Поэтому все компании, работающие с такими товарами и до сих пор не перешедшие на электронный документооборот и не подключившие соответствующие электронные сервисы, должны будут это сделать до 1 июля 2021 года.
Сервис «1С-Отчетность» позволяет передавать в налоговые органы обязательную отчетность, связанную с прослеживаемыми товарами, прямо из программ «1С» без выгрузки и загрузки файлов и без повторного заполнения форм. Перед отправкой сервис проверяет правильность заполнения форм. Данный сервис работает в том числе в «1С:Бухгалтерии 8» (версии КОРП, ПРОФ, базовая).
Стоимость подключения к «1С-Отчетности» зависит от тарифной зоны, в которой работает организация или ИП, а также от срока, на который осуществляется подключение. Так, универсальный тариф для юрлиц на 24 месяца будет стоить от 2700 до 12 400 рублей, а для ИП на те же 24 месяца – от 2 100 до 5 700 рублей. В стоимость обслуживания включено предоставление электронной подписи с возможностью ее внеплановой замены неограниченное количество раз.
Для обмена электронными документами, содержащими реквизиты прослеживаемости, со своими с контрагентами организации и ИП могут использовать сервис «1С-ЭДО». Сервис встроен в типовые программы «1С:Предприятие» и не требует дополнительной интеграции. Его можно встроить в любые другие приложения на платформе «1С:Предприятие 8».
Сервис поддерживает создание электронного документа из информационной базы «1С», его подписание и отправку контрагенту. Одновременно поддерживается возможность получения электронных документов от контрагентов и проверка ответной подписи. Кроме того, в сервисе доступно хранение электронных документов в программе «1С» и быстрый поиск нужного документа при подготовке ответа на требование ФНС.
Стоимость отправки комплекта документов через «1С-ЭДО» составляет от 2,5 до 10 рублей за комплект в зависимости от объема трафика и условий оплаты. Если компания или ИП отправила в течение расчетного месяца не более пяти комплектов электронных документов, счет на оплату трафика за этот месяц не выставляется.