Что значит сбор дебиторской задолженности
Эффективная работа с дебиторской задолженностью
Увеличение дебиторской задолженности снижает финансовую устойчивость компании. Нехватка оборотных средств не только приводит к зависимости от внешних источников финансирования, но и негативно сказывается на платежеспособности, рентабельности, продуктивности бизнеса в целом. Эффективная работа с дебиторской задолженностью обеспечивает финансовую стабильность и способствует динамичному развитию. Давайте разберемся, как правильно организовать работу с задолженностью на предприятии.
Причины возникновения
Возникновение дебиторской задолженности в бизнесе – это не отклонение, а скорее норма. Важно держать ее объем на приемлемом уровне. Задача руководства компании – разобраться в причинах возникновения, разработать мероприятия по борьбе с дебиторской задолженностью и обеспечить контроль их выполнения.
Среди основных причин возникновения можно выделить следующие:
Многие компании провоцируют долги сознательно, особенно в условиях финансового кризиса. Ограниченность в финансовых ресурсах заставляет их затягивать с платежами.
Рост долгов перед вами рано или поздно скажется на эффективности бизнеса. Поэтому важно разобраться в причинах возникновения дебиторской задолженности, разработать методы борьбы с нею и минимизации рисков ее возникновения в будущем.
Этапы работы с дебиторской задолженностью
Работу по возврату дебиторской задолженности можно условно разделить на несколько этапов:
Работа с долгами должна проводиться комплексно. На каждом из этапов используются свои методы, которые предприятие выбирает самостоятельно.
Методы борьбы с дебиторской задолженностью
Система работы с дебиторской задолженностью разрабатывается каждой компанией самостоятельно, зависит от специфики бизнеса, масштабов убытков, наличия ресурсов и других факторов.
Работа с дебиторами должна проводиться на постоянной основе. Необходимо проводить анализ величины задолженности, ее структуры, оценивать платежеспособность клиента и выбирать оптимальные методы работы с должниками, которые принесут результат.
Телефонные звонки, отправка писем
Звонить контрагенту необходимо не только тогда, когда он просрочил платеж. Хороший результат дает профилактика. Напомните партнеру, что через несколько дней наступает дата, когда нужно рассчитаться за товары или услуги. Во многих случаях напоминание о близком сроке платежа работает. Если же платеж просрочен, телефонный звонок – это самый простой метод «давления» на должника. Важно правильно наладить процесс:
Если должник не идет на контакт или уклоняется от расчетов, необходимо переходить к более действенным методам. Первый шаг – это рассылка писем. Рекомендуется наладить автоматическую рассылку писем параллельно с телефонными звонками. Вначале рассылаются письма с напоминанием о сроках платежа, в случае просрочки – с требованием оплатить долг. Для работы с должниками должен быть разработан шаблон письма-напоминания и письма-требования.
Письма с напоминанием о сроках платежа можно высылать на электронную почту. Строгие письма-требования рекомендуется отправлять с уведомлением о получении. Если дело дойдет до судебного разбирательства, они будут свидетельствовать о том, что вы пытались выйти на контакт с клиентом и разрешить вопрос.
Переговоры
Сознательные контрагенты, у которых возникли временные финансовые трудности, обычно идут на контакт и пытаются договориться об отсрочки платежа. Соглашаться на это или нет, зависит от конкретной ситуации. Переговоры – это один из этапов работы с дебиторской задолженностью и провести их нужно. Важно перед их проведением подготовиться – собрать данные о должнике и разработать стратегию ведения переговоров.
Ведение переговоров – целая наука. Часто их проведение является крайней мерой, когда сроки стали критичными и превысили 90 дней. Если речь идет о крупной сумме, целесообразно к ведению переговоров привлекать руководителей высшего звена, которые не только владеют техниками переговоров, но и уполномочены принимать соответствующие решения. Можно привлекать целую команду специалистов (например, юристов, финансовых аналитиков и т. д.).
Если в ходе переговоров достигнуты какие-либо договоренности, это обязательно должно быть зафиксировано и отражено в соответствующих документах.
Привлечение сторонних специалистов по взысканию
Если у компании нет достаточных ресурсов для борьбы с дебиторской задолженностью, она может привлекать для этих целей сторонних специалистов в формате аутсорсинга. Этот подход позволяет эффективно работать с должниками, оптимизировать расходы и не отвлекать персонал компании от решения основных производственных задач.
Такой формат работы имеет ряд преимуществ:
Аутсорсинг для борьбы с проблемной задолженностью используется не только малым и средним бизнесом, которому сложно организовать эффективную систему работы, но и крупным бизнесом, который стремиться оптимизировать свою деятельность и рационально использовать ресурсы.
Продажа долга
В некоторых случаях выгоднее продать задолженность, чем тратить время и средства на ее возврат. Законом разрешена переуступка прав требования денежных средств или других активов третьему лицу. Продажа позволяет сразу получить деньги, пусть и меньшую сумму (за вычетом дисконта). Такой шаг целесообразен, если компания остро нуждается в деньгах или задолженность признана безнадежной.
Обращение в суд
Взыскание долга через суд – крайняя мера. Обычно на нее идут, если работа с дебитором не дала желаемого результата. Это касается долгов, просрочка по которым превысила 90 дней. Предварительно компания высылает письмо-претензию, в котором требует выполнять обязательства до указанного срока. В нем указываются требования к должнику, сумма претензии, доказательства, подтверждающие обстоятельства, реквизиты для уплаты долга.
Направление такой претензии является формой досудебного урегулирования спора. Если вы не получили ответ, можно готовить документы для передачи в суд. Подготовка искового заявления должна выполняться профессиональным юристом, чтобы исключить риск проиграть дело. Если в штате такового нет, рекомендуется привлекать адвокатов извне или обращаться в юридическую контору.
Ответственные за дебиторскую задолженность компании
Управления рисками позволяет не допустить бесконтрольный рост задолженности, эффективно планировать деятельность и обеспечить финансовую стабильность. Управление дебиторской задолженностью подразумевает разработку мероприятий, направленных на недопущение возникновения задолженности и снижения ее объема.
В условиях современного бизнеса свою эффективность доказала система ответственности и мотивации сотрудников. Практика показала, что заинтересованность персонала в оперативном получении платежей позволяет существенно сократить объемы дебиторской задолженности.
Внедрение такой системы на предприятии подразумевает:
В штат может быть введена отдельная единица или отдел, отвечающий за работу с должниками. Если речь идет о небольшой компании, которая не может себе этого позволить, ответственность за данное направление работы возлагается на бухгалтеров, сотрудников юридического отдела, линейных руководителей.
Непосредственно к работе с дебиторами привлекаются и рядовые сотрудники. Как правило, это работники отделов продаж, которые непосредственно контактируют с покупателями. Важный момент – разработка системы мотивации, которая учитывает взаимосвязь между объемом, качеством задолженности и вознаграждением персонала. Должна быть предусмотрена и система наказания. Но наказание должно применяться исключительно к сотрудникам, которые показывают низкую эффективность. Нельзя наказывать сотрудников за ситуацию, на которую они не в силах повлиять.
Профилактика возникновения
Лучший метод борьбы с долгами – профилактика их возникновения. Профилактические мероприятия должны проводиться беспрерывно. Их цель – предотвращение финансовых рисков.
Для поддержания уровня дебиторской задолженности на приемлемом уровне необходимо:
Рост дебиторской задолженности и ухудшение ее качества приводит к снижению платежеспособности предприятия. Дефицит оборотных средств влечет за собой увеличение кредиторской задолженности, как следствие – снижение рентабельности, иногда ведет к сокращению объемов производства и даже банкротству. Эффективная работа, направленная на уменьшение задолженности должна проводиться постоянно, включать в себя не только работу с должниками, но и профилактические мероприятия. Используйте эти инструменты комплексно, это позволит обеспечить финансовую стабильность и процветание вашего бизнеса.
Понятие дебиторской задолженности – это мы должны или нам должны?
Дебиторская задолженность – это долг внешних контрагентов и работников предприятия перед организацией.
Дебиторская задолженность покупателей возникает в случае предоставления им отсрочки платежа (в этом случае говорят о коммерческом кредите), а также при неисполнении покупателем своих обязательств по договору об оплате полученных товаров, работ, услуг. Предоплата поставщикам товаров, работ, услуг также включается в состав дебиторской задолженности. Примерами такой дебиторки могут служить арендные депозиты или суммы, оплаченные за годовую подписку печатных изданий.
В составе дебиторской задолженности числится переплата по налогам, сборам и взносам во внебюджетные фонды, а также различная задолженность работников перед организацией, например:
Что такое кредиторская задолженность предприятия простыми словами
Кредиторская задолженность – это долг предприятия перед внешними контрагентами, бюджетом и внебюджетными фондами, а также работниками предприятия.
Кредиторская задолженность возникает, если предприятие получило товары, работы или услуги, оприходовало их в учете, но не исполнило обязательства по оплате. Задолженность перед кредиторами бывает текущей и просроченной в зависимости от права на отсрочку платежа и даты возникновения долга.
Так, например, заработная плата начисляется в бухгалтерском учете в последний день месяца, а выплачивается в начале следующего месяца. На конец месяца начисления кредиторская задолженность перед работниками предприятия по выплате заработной платы будет текущей. В случае невыплаты заработной платы в установленный срок такая задолженность будет считаться просроченной.
Рассмотрим, каким образом дебиторка и кредиторка отражаются в бухгалтерской отчетности предприятия.
Дебиторка и кредиторка за год в ф. 1 баланса и в других формах годовой отчетности
В зависимости от срока погашения кредиторку делят на долгосрочную (более года) и краткосрочную (менее года) и, в соответствии с этой классификацией, показывают в бухгалтерском балансе. Кредиторская задолженность в балансе – это либо долгосрочное обязательство, которое отражается в разделе IV, либо краткосрочное обязательство, которое отражается по строке 1520 раздела V.
Дополнительную информацию о порядке заполнения бухгалтерского баланса читайте в статье «Заполнение формы 1 бухгалтерского баланса (образец)».
Дебиторская задолженность отражается по строке 1230 в разделе II бухгалтерского баланса.
Подробнее об отражении в балансе дебиторки и порядке расшифровки статьи 1230 читайте в статье «Расшифровка строк бухгалтерского баланса (1230 и др.)».
Пример заполнения строки 1230 «Дебиторская задолженность» от КонсультантПлюс
Показатели по счетам 46, 62, 60, 70, 71, 73, 76 и 63 (дебетовые остатки по счетам 68, 69 и 75 отсутствуют).
Посмотреть пример полностью можно в К+, получив бесплатный пробный доступ.
Дебиторская и кредиторская задолженность – это важные показатели бухгалтерской отчетности предприятия, которые подлежат расшифровке в пояснениях к отчетности (п. 27 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утв. приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н). Расшифровка дебиторки и кредиторки интересует пользователей отчетности в первую очередь, т. к. эти активы и обязательства могут быть источниками рисков.
Что значит соотношение дебиторской и кредиторской задолженности?
Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности – немаловажный предмет анализа финансового состояния предприятия. Однако его нельзя рассматривать обособленно от других статей отчетности.
Если кредиторка превышает дебиторку – это может означать, что предприятие испытывает нехватку оборотных средств, но также может значить, что предприятие располагает достаточным количеством других ресурсов, например денежных средств.
Однозначно можно сказать, что отсрочка платежей, предоставленная покупателям, должна быть меньше или равна отсрочке платежей в адрес поставщиков предприятия. В противном случае предприятие будет испытывать острую нехватку средств, необходимых для расчетов с кредиторами, с вытекающими из этой ситуации дополнительными расходами на уплату пени и штрафов.
Необходимо понимать, что пользоваться терминами «дебиторская задолженность» и «кредиторская задолженность» необходимо правильно. Если вы напишете покупателю претензию следующего содержания: «Просим оплатить дебиторскую задолженность по договору поставки», ваш контрагент не поймет сущность просьбы, т. к. задолженность перед вашей компанией у него числится как кредиторка.
Важно! При оформлении юридически значимых документов не обозначайте задолженность как кредиторскую или дебиторскую, используйте понятия, определенные в договоре.
Дебиторская и кредиторская задолженность является источником рисков
Можно выделить следующие риски, связанные с дебиторкой и кредиторкой:
Какие же меры должно принимать предприятие для снижения влияния рисков на текущую деятельность?
Работа по предотвращению возникновения просроченных и невозможных к взысканию долгов покупателей (кредитный риск) начинается с оценки благонадежности клиентов перед заключением договора. Для такой оценки мало проанализировать бухгалтерскую отчетность клиента. Важно иметь информацию об участии будущего покупателя в судебных процессах, налоговых спорах, проверить полномочия должностных лиц, подписывающих юридические документы, а также провести другие необходимые проверки.
Безусловно, самым надежным способом предотвращения взыскания долгов с покупателей является работа на основе предоплаты, но в рыночных условиях приходится находить компромиссные варианты оплаты, в т. ч. предоставление отсрочки платежа.
Работа по прогнозированию денежных потоков в зависимости от полученной и предоставленной отсрочки платежа может значительно снизить риск потери ликвидности.
Снижение операционных рисков достигается построением четкой системы управления дебиторской и кредиторской задолженностью. Одним из элементов управления дебиторской задолженностью является страхование дебиторки.
Страхование дебиторской задолженности
Важно! Подсказка от КонсультантПлюс
К преимуществам страхования дебиторской задолженности можно отнести повышение финансовой независимости компании. Надо отметить, что компаниям, застраховавшим «дебиторку», как правило, проще получить более выгодные условия.
Подробнее о преимуществах, а также о недостатках страхования ДЗ читайте в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Как работает страхование дебиторской задолженности? Предприятие заключает договор со страховой компанией, где определяются основные условия договора страхования, включая перечень страховых случаев, порядок оценки финансового положения должников и другие. Например, в договоре страхования может быть определено, что страховым случаем признается неисполнение обязательств покупателем в течение определенного договором страхования срока.
Страховая компания и страхователь определяют перечень и объем дебиторской задолженности, подлежащей страхованию.
Обратите внимание! Страховая компания не страхует дебиторскую задолженность в целом, а тщательно подходит к оценке рисков неплатежей в разрезе каждого клиента страхователя.
Что же происходит в результате наступления страхового случая? Страховая компания выплачивает предприятию-страхователю сумму застрахованной дебиторской задолженности с определенным дисконтом, т. е. часть суммы долга списывается в расходы предприятия. После этого право требования задолженности переходит к страховой компании.
Несмотря на то что страхование дебиторской задолженности является достаточно надежным инструментом в снижении кредитных рисков, предприятию стоит сопоставить предстоящие расходы и предполагаемую выгоду от данного вида страхования.
Итоги
Для того чтобы обеспечить конкурентоспособные коммерческие условия для своих клиентов, в частности, предоставить им отсрочку платежа, предприятие должно найти источник финансирования собственных расходов на период отсрочки. Кредиторская задолженность предприятия является одним из таких источников финансирования текущей деятельности предприятия. Грамотное и эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностью является залогом успеха любой коммерческой деятельности.
Дебиторская задолженность в налоговом учете: порядок признания и списания
Дебиторская задолженность: понятие и виды
При предоставлении контрагентам займов и продаже товаров с отсрочкой платежа у организации образуется так называемая дебиторская задолженность.
Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство (например, при переплате налогов и страховых взносов). Также под этим термином часто понимают и совокупность имущественных требований налогоплательщика к своим непосредственным контрагентам и любым третьим лицам, являющимся его должниками.
Дебиторскую задолженность принято подразделять на:
В зависимости от возможности списания просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную и безнадежную.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. Дебиторская задолженность – это денежная сумма, которую налогоплательщику задолжали другие коммерческие организации, ИП, учреждения, банки, а в некоторых случаях и государство.
2. Дебиторскую задолженность принято подразделять на просроченную и непросроченную, срок погашения которой еще не наступил.
3. В зависимости от возможности списания просроченная дебиторская задолженность подразделяется на сомнительную и безнадежную.
4. Безнадежные долги списываются за счет суммы созданного резерва, а если величины резерва недостаточно, то полученная разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
5. Списание долга само по себе нельзя рассматривать в качестве аннулирования задолженности. Эта задолженность отражается на балансе в течение 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Сомнительной признается задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если она не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией, но по ней еще не истек срок исковой давности (п. 1 ст. 266 НК РФ). По сомнительной задолженности организации праве создавать специальные резервы за счет своей прибыли, включая соответствующие отчисления в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного периода. Именно за счет этого резерва будет в дальнейшем происходить покрытие долгов, которые организация не сможет вернуть со своих должников.
Сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки за указанный налоговый период либо 10% от выручки за прошедший год (п. 4 ст. 266 НК РФ). Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности должника.
Резерв по сомнительным долгам используется организацией исключительно на покрытие убытков от безнадежных долгов, которыми признаются нереальные к взысканию долги перед налогоплательщиком, вернуть которые даже в судебном порядке не представляется возможным.
Безнадежную задолженность, которая превышает величину резерва по сомнительным долгам, налогоплательщики вправе списать, уменьшив тем самым налогооблагаемую прибыль и, как следствие, налог к уплате. Напомним, под списанием здесь понимается операция по отнесению/включению безнадежных долгов в состав внереализационных расходов организации (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).
Какую задолженность можно списать
Говоря о задолженности, подлежащей списанию, в первую очередь имеют в виду те долги, по которым истекли сроки исковой давности и налогоплательщик утратил возможность их вернуть в судебном порядке.
Напомним, общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Течение этого срока начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а по обязательствам с определенным сроком исполнения – с момента окончания срока исполнения (ст. 200 ГК РФ).
Однако задолженность, по которой истек срок исковой давности, является далеко не единственной, которая признается нереальной к взысканию и подлежит списанию. Наряду с долгами с истекшими сроками исковой давности, налогоплательщикам разрешается списать (п. 2 ст. 266 НК РФ):
Если у организации есть какие-либо из перечисленных долгов, она может их списать, проведя инвентаризацию и издав приказ о ликвидации задолженности. При этом стоит учитывать особенности применения каждого из указанного выше основания признания задолженности безнадежной.
К примеру, сам по себе факт банкротства должника и завершение в его отношении конкурсного производства не позволяет признать его долг безнадежным и списать его в состав расходов при расчете налога на прибыль. В настоящее время налоговики выступают категорически против списания долгов фактически ликвидированных контрагентов, сведения о которых еще присутствуют в ЕГРЮЛ.
В письме Минфина от 18.03.2019 № 03-03-06/1/17813 отмечается, что датой признания дебиторской задолженности безнадежной по основанию ликвидации организации-банкрота является дата исключения такой организации из ЕГРЮЛ. Только после исключения должника из реестра налогоплательщик получает возможность списания такой задолженности в расходы.
В то же самое время исключение ИП из ЕГРИП не является законным основанием для признания его дебиторской задолженности безнадежной ко взысканию. Дело в том, что ИП как физлицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (ст. 24 ГК РФ).
Поэтому после прекращения гражданином деятельности в качестве ИП он продолжает нести перед организацией имущественную ответственность по своим обязательствам. И долги такого физлица можно списать в расходы только после признания его банкротом и освобождения от дальнейшего исполнения требований кредиторов (письмо Минфина от 16.09.2015 № 03-03-06/53157).
Обязательные условия для списания безнадежной задолженности
Списанию долга должна предшествовать инвентаризация сомнительных долгов, в рамках которой организация проверяет наличие безнадежных долгов. Такая инвентаризация может проводиться регулярно в конце каждого отчетного периода.
Инвентаризация проводится на основании приказа или распоряжения руководителя организации. По ее итогам оформляется акт инвентаризации по форме № ИНВ-17 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18.08.98 № 88) и справка к данному акту, в которой отражаются суммы выявленных долгов с указанием должников и подтверждающих первичных документов.
В случае утраты таких документов организация должна их восстановить. Восстановление первичных документов может осуществляться как в рамках инвентаризации, так и в соответствии с отдельным порядком, установленным руководителем организации (письмо Минфина от 13.11. 2020 № 02-07-10/99509).
Проведя инвентаризацию и обнаружив по ее итогам долги с истекшими сроками исковой давности и иную безнадежную задолженность, руководитель организации издает приказ о списании такой дебиторской задолженности.
Списание дебиторской задолженности в налоговом учете
Безнадежные долги списываются за счет суммы созданного резерва, а если величины резерва недостаточно, то полученная разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов организации (абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ). У некоммерческих организаций безнадежные долги относятся на увеличение расходов.
При наличии нескольких таких оснований задолженность списывается в том периоде, в котором имело место первое по времени возникновения основание для признания ее безнадежной (письмо Минфина от 22.06.2011 № 03-03-06/1/373).
Что касается налоговой отчетности, то списанные долги отражаются в Приложении № 2 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль, утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.