Что значит сатирический персонаж
Что такое сатира вообще и в литературе в частности
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Современные писатели-сатирики часто выступают перед зрителями на экранах телевизоров. Сатирические произведения остаются в памяти надолго.
Но кто бы мог подумать, что философские очерки М. Задорнова или едкие юморески М. Жванецкого – отростки могучего древа, уходящего корнями в архаическую античность?
Сатиру считают одной из древнейших форм искусства. Каково значение и происхождение термина, что такое сатира в литературе – попробуем разобраться вместе.
Определение сатиры — что это такое
Сатира – это приём в искусстве, с помощью которого высмеивают недостатки человека и мира в целом.
Существует несколько значений термина:
Сатира в литературе – это жанр небольшого объёма, направленный на высмеивание конкретного, отдельно взятого недостатка. Оно относится к комическим жанрам, к которым также принадлежат юмор, ирония и сарказм.
Первое и второе определение понять просто, а о третьем необходимо сказать следующее: если сравнивать художественное произведение с кулинарным шедевром, то:
сатира может подаваться не только как основное блюдо, но и как приправа.
К примеру, древнеримский автор Ювенал «подавал к столу» сатиру как основное блюдо – язвительные поэтические зарисовки о пороках современников. В XVI-XVII веках эту традицию переняли «неоклассики» (например, Н. Буало).
Когда же сатира подаётся в виде приправы (в своём третьем значении), она может проникнуть и в лирическое, и в эпическое, и в драматическое произведение: например, в думу Рылеева, пьесу Островского или рассказ Чехова.
История зарождения сатиры
Литературоведы говорят, что природа сатиры исследована недостаточно. В школе принято рассуждать о том, кого высмеивает и кого защищает автор, как это связано с общественно-политической ситуацией и как отреагировало на сатирический выпад писателя правительство.
Без этого не проходит, к примеру, изучение комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвые души» Гоголя. Между тем, история сатиры очень интересна.
Само слово происходит от латинского «satira» и связано с понятием «сатурналии».
Так назывались ритуальные уличные празднества, которые были связаны со сменой времён года. На сатурналиях осмеянию подвергался уходящий год и его события.
Его уход (смерть) воспринимался как что-то комическое, а потому не вызывал грусти, которая обычно сопровождает прощание. Зато наступление нового времени воспринималось спокойно.
Этот ритуал переживания смерти и возрождения был знаком ещё язычникам. На нём основывалось восприятие природных и жизненных циклов, аграрный культ с мифом о Деметре и Персефоне. Такие таинства назывались мистериями и имели множество разновидностей.
Сатира унаследовала от древних празднеств стремление к очищению через смех, позор. Она освобождает человека от порока, изображённого в самых ярких красках.
Представьте, что жители маленького греческого полиса побывали на представлении, герой которого, себялюбивый скряга, опозорился на сцене. Каждое словечко скряги на следующий день стало пословицей, а его поведение, типичное для каждого скупца, становится объектом насмешки.
Теперь, осознавая комичность своего положения, любитель наживы каждый раз вспоминает увиденное и остерегается разоблачения.
Получается, что сатира – это мощное оружие, необходимое для того, чтобы люди стремились к совершенству.
Жанры сатиры
Как мы выяснили, сатира может проникать в любой литературный жанр, украшая собой и классическую трагедию, и страницы реалистического романа.
Однако есть ряд разновидностей словесного творчества, которые невозможно представить без сатирической начинки.
Наиболее известные жанры сатиры:
Изначально жанр сатиры принадлежал лирической поэзии, позже появились его эпические образцы:
Сатирический роман возник в эпоху распада Римской империи. Его классический образец – «Сатирикон» Петрония. Можно назвать сатирическим великий роман Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», а также книгу С. Бранта «Корабль дураков».
В России жанр представлен романом М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлёвы».
Басни также известны человеку с античности. Самые знаменитые баснописцы (Эзоп, Лафонтен, Мольер, Крылов), безусловно, были сатириками.
Эпиграмма – это малый сатирический жанр, который высмеивает отдельные черты характера или неблаговидные поступки. В русской лирике эпиграмму можно обнаружить в творчестве Жуковского, Пушкина, Языкова, Лермонтова, Баратынского, Батюшкова.
В жанре памфлета работали, прежде всего, публицисты. Он прочно обосновался в журнальной литературе и стал любимой формой самовыражения в эпоху Просвещения.
А вот пасквиль – не тот жанр, упражняться в котором стоит каждому. Так называется письменная клевета, созданная автором с неблаговидными намерениями. Обычно с помощью пасквилей сводят личные счёты с кем-либо, поэтому сим презренным именем называют сочинение дурного вкуса, созданное без разбора средств в сугубо личных целях.
Признаки сатирических произведений
В России сатиру принято противопоставлять юмору. Есть и другая традиция: юмористическое делят на сатирическое, ироническое и прочие разновидности смешного. Так или иначе, противопоставляя, мы лучше видим отличия.
Чтобы понять, что перед нами сатира, а не просто весёлый рассказ или забавное стихотворение, посмотрим, есть ли в произведении данные признаки:
Примеры сатиры в литературе
Найти образцы сатирического изображения можно как у русских, так и у зарубежных писателей. Помимо книг, уже названных в нашей статье, обратите внимание на следующие произведения:
В отечественной литературе стоит выделить следующие примеры:
Список можно продолжать бесконечно.
Краткое резюме
Сатира жила и будет жить вечно, пока писателей тревожат несовершенства нашего мира. В ней отразилась тоска по идеалу и понимание, что до конца исправить человеческую природу вряд ли возможно.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Высмеивая пороки других важно не забывать о том, что автор сатирического высказывания или произведения часто сам отнюдь не безупречен.
Я не думаю, что сатира борется с какими-то человеческими пороками, она просто выводит их на свет, но гоголевские персонажи всё не вымирают, они будут жить до тех пор, пока живёт само человечество.
8. Какие признаки указывают на то, что Скотинин — сатирический персонаж? (ЕГЭ по литературе)
Тарас Скотинин — один из главных героев комедии Фонвизина «Недоросль». Однако он является не обычным персонажем, а сатирическим. Об этом читателю свидетельствует ряд признаков, которыми его наделяет автор.
Во-первых, глупость брата Простаковой доходит до абсурда. Такой вывод можно сделать, обратившись к эпизоду, в котором герои рассуждают о женитьбе на Софье. Скотинин вовсе не понимает, что у Простаковой совершенно другие планы на героиню, так как его мужем она видит точно не своего брата, Скотинина.
Однако это не мешает молодому человеку говорить с Софьей, будто бы она его будущая жена: «Ты небось, душенька. Тебя у меня никто не перебьёт». Герой так говорит не из любви к девушке, а потому, что мечтает сделать лучшие условия для своих свиней, а Софья как раз обладает деньгами. Скотинин не видит своей глупости и не замечает, что его слова не воспринимают всерьез. Фонвизин не зря подчёркивает комичность его образа нелепыми и смешными выражениями: «Худой покой! ба! ба! ба!». Таким образом он обращает внимание на его глупость, простоту и невежество.
Во-вторых, особенностью образа Скотинина является его чрезмерная любовь к свиньям, которых он делает буквально смыслом жизни. Автор так показывает отсутствие широкого кругозора и низменность интересов. Женитьбу на Софье он с лёгкостью приравнивает к жизни свиней в «клевке», потому что это единственное, чем Скотинин действительно интересуется. В разговоре с Милоном, Софьей и Правдиным он с уверенностью заявляет, что именно он должен взять в жены Софью, так как: «коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый, то жене найду светёлку». Комичность данного эпизода заключается в том, что Скотинин совершенно серьёзно говорит об этом, что показывает его непросвещенным, безнравственным человеком в сатирической форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что Скотинин действительно является сатирическим персонажем, так как его смешные интересы и высказывания обличают его непросвещенность.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Значение слова «сатирический»
1. Прил. к сатира (в 1 знач.); являющийся сатирой, заключающий в себе сатиру (сатиры). Сатирические куплеты. Сатирический плакат. Сатирический журнал.
2. Свойственный сатире, сатирику; обличительный. [Сервантес] явно имел сатирическую цель — осмеять запоздалое и противное духу времени рыцарствование. Белинский, Кузьма Петрович Мирошев. Соч. М. Н. Загоскина. [Фонвизин] не мог сдержать своего сатирического вдохновения при виде этого полуварварского общества с замашками утонченной цивилизации. Герцен, Новая фаза русской литературы.
3. Язвительно-насмешливый. [Ковалев] с сатирическим видом посмотрел, несколько прищуря глаз, на двух военных, у одного из которых был нос никак не больше жилетной пуговицы. Гоголь, Нос. Только темные глаза [попа Ивана] были прекрасны, но он нарочно придавал им сатирическое выражение, что происходило скорее от смущения, чем от насмешливости. А. Н. Толстой, Петушок.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
САТИРИ’ЧЕСКИЙ, ая, ое. 1. Прил. к сатира в 1 знач.; являющийся сатирой (лит.). Сатирическая литература. С. роман. 2. Свойственный сатире, насмешливый, язвительно-иронический. Сатирическое изображение жизни. Сатирически (нареч.) рассказывать о чем-н.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению.
Статьи на букву «С» (часть 1, «САГ»-«СОЗ»)
Статьи на букву «С» (часть 1, «САГ»-«СОЗ»)
Рубрика: роды и жанры литературы
Пример: Дж. Голсуорси. «Сага о Форсайтах»
«Для современных скандинавских литератур древние саги составляют живое наследие. Мотивы и образы саг часто звучат в произведениях писателей XIX-XX веков, например, у Г. Ибсена, Х. Лакснесса» (А.Ф. Головенченко).
САРКАЗМ
Рубрика: эстетические категории в литературе
Полу-подлец, но есть надежда,
Что станет полным, наконец.
А. Пушкин. Эпиграмма на гр. Воронцова
САТИРА
Рубрика: эстетические категории в литературе
«Для того чтобы сатира была действительно сатирою и достигла своей цели, надобно, во-первых, чтобы она дала почувствовать тот идеал, из которого отправляется творец ее, и, во-вторых, чтобы она вполне ясно осознавала тот предмет, против которого направлено ее жало. » «Сатира провожает в царство теней все отжившее» (М.Е. Салтыков-Щедрин).
«. В сатире действительность как некое несовершенство противопоставляется идеалу, как высшей реальности» (Ф. Шиллер).
«Сатира «моделирует свой облик», создавая образ высокой степени условности, что достигается «направленным искажением» реальных контуров явления с помощью преувеличения, заострения, гиперболизации, гротеска» (А.З. Вулис).
САТИРИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ
САТИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ
САТИРИЧЕСКИЙ ДЕТЕКТИВ
САТИРИЧЕСКИЙ ПЕРСОНАЖ
СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА
«Мы. хотим говорить об искусстве свободном как с точки зрения цели, так и с точки зрения средств для ее достижения. Лишь в этой свободе художественное творчество впервые становится подлинным искусством» (Г. Гегель).
«Столетие назад Герцен изо дня в день повторял. в «Колоколе»: без свободного слова нет свободных людей, без независимого слова нет могучей, способной к внутренним преобразованиям страны» (Л.К. Чуковская).
СВОБОДНЫЙ СТИХ
Рубрика: структура стихотворного произведения
Прочие ассоциативные связи: белый стих, вольный стих (не путать!)
Она пришла с мороза,
Ароматом воздуха и духов,
И совсем неуважительной к занятиям
Персоналии: У. Уитмен
«В особенности далек от внутренней симметричности строк свободный стих, опирающийся на интонационно-синтаксическую их однородность» (Л.И. Тимофеев).
«Самая свободная стиховая форма, так и называющаяся «свободный стих», или «верлибр», все же обладает завершенностью и замкнутостью каждого стиха. Таков, скажем, верлибр Блока «Она пришла с мороза. » (В.В. Кожинов).
СЕКСТИНА
Рубрика: роды и жанры литературы + структура стихотворного произведения
Род: строфа + твердые формы
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
А. Пушкин. Кипренскому
«Секстина возникла в средневековой итальянской поэзии» (В.А. Никонов).
СЕМАНТИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
СЕМИОТИКА
Рубрика: литература и наука
«К семиотическому анализу продуктов художественного творчества и его процессов. относятся такие признанные направления исследований, как структурная поэтика, использование методов структурной и математической лингвистики в изучении строения произведений искусства и ряд других» (Б.В. Бирюков, Е.С. Геллер).
СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Рубрика: литература и наука
Персоналии: М.М. Бахтин, Г.А. Гуковский, Ю.М. Лотман, Л.С. Выготский, В.Я. Пропп, В.М. Жирмунский
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ
Рубрика: художественные методы и направления
Род: литературное направление + художественное направление
Персоналии: И.-В. Гёте, Т. Смоллетт, О. Голдсмит, Ф. Шиллер, С. Ричардсон, В. Жуковский, Ж.-Ж. Руссо, Н. Карамзин
«Сентиментализм обращен к действительности, но в отличие от реализма он наивен и идилличен в трактовке мира. Сентименталистическое искусство эмоционально насыщено, слезливо-чувствительно» (Ю.Б. Борев).
«Сентиментализм выдвигает в качестве героя человека простого, незаметного. Слова Карамзина в «Бедной Лизе» «и крестьянки любить умеют» указывали на относительную демократическую направленность сентиментализма» (С.А. Тураев).
СИЛЛАБИКА
СИЛЛАБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
СИЛЛАБИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Рубрика: структура стихотворного произведения
Если в мучительские / осужден кто руки,
Ждет бедная голова / печали и муки.
Не вели томить его / делом кузниц трудных,
Ни посылать в тяжкие / работы мест рудных.
Всех мук роды сей один / труд в себе имеет.
«Русское силлабическое стихосложение сформировалось в XVII в. в известной мере под влиянием польского силлабического стихосложения. Им пользовались Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, Кантемир, молодой Тредиаковский» (В. Холшевников).
«Силлабический принцип стихосложения развился преимущественно в поэзии тех народов, в языке которых ударные и неударные гласные в словах обладают относительным равенством звучности, подкрепляемым постоянным местом словных ударений» (Г.Н. Поспелов).
СИЛЛАБОТОНИКА
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СТИХОСЛОЖЕНИЯ
СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКОЕ СТИХОСЛОЖЕНИЕ
Рубрика: структура стихотворного произведения
«Характерной особенностью силлабо-тонического стиха является наличие в нем своеобразной ритмической инерции. Она возникает в результате того, что основная схема распределения ударных и безударных слогов, лежащая в основе силлабо-тонического ритма, позволяет в общих чертах наперед определять ритмическое движение стиха» (А. Карпов).
«Силлабо-тонический стих широко употребляется в современной поэзии наряду с тоническим стихом, занимая по распространенности первое место» (К.Д. Вишневский).
СИМВОЛ
Прочие ассоциативные связи: символизм
Пример: Образ бури как символ революции в «Песне о Буревестнике» М. Горького
«Мифологические имена, персонажи и предметы, развернутые в аллегорические картины и символы, подчеркивают структуру стиля и жанра» (М.Я. Поляков).
СИМВОЛИЗМ
Рубрика: художественные методы и направления
Персоналии: П. Валери, А. Блок, П. Верлен, В. Брюсов, С. Малларме, З. Гиппиус, М. Метерлинк, В. Иванов, А. Рембо, Д. Мережковский, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, А. Белый, В. Соловьев
«С 1910 г. символизм как течение перестал существовать. Однако символизм как художественный метод еще не исчерпал себя. Так, А.А. Блок, самый талантливый поэт символизма, в конце 1900-1910-х гг. создает свои самые зрелые произведения. А. Белый создает роман «Петербург», как бы подводящий итог эпохе, породившей символизм» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ПЕЙЗАЖ
СИНГАРМОНИЗМ
Рубрика: структура стихотворного произведения
Прочие ассоциативные связи: ассонанс
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Любви и очи, и ланиты.
«В XVIII и XIX вв. поэты часто пользовались гармонией, упорядоченным расположением ударных гласных стиха. » (Энциклопедический словарь юного литературоведа).
СИНЕКДОХА
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
И гордый внук славян, и финн.
«Разновидностью синекдохи является употребление собственных имен в нарицательном значении. Например: «Ты что же, Пушкиным себя воображаешь?» (Г.Н. Поспелов).
СИНОНИМЫ
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
Вид: грамматические синонимы, идеографические синонимы, контекстуальные синонимы, однокоренные синонимы, полные (абсолютные) синонимы, синтаксические синонимы, словообразовательные синонимы, стилистические синонимы, фразеологические синонимы, частичные синонимы
веселый, добродушный смех (контекстуальные)
«Русский язык чрезвычайно богат синонимами. Выбирая синоним, писатель не безразлично подменяет одно слово другим, а добивается наиболее точной передачи смысла» (Е. Аксенова).
СИНТАКСИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
«Наиболее часты совпадения ритмических пауз с синтаксическими в лирических стихотворениях, в которых каждая строка представляет более или менее законченное поэтическое выражение определенного переживания.
Например, у Кольцова:
Надо мною буря выла,
Гром на небе грохотал,
Слабый ум судьба страшила,
Холод в душу проникал.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ СИНОНИМЫ
СИНТЕЗ
Рубрика: литература и наука
«. Целостность произведения не может быть передана в исследовании при помощи той непосредственной нерасчлененности, которая остается и преимуществом, и недостатком читательского восприятия. Наука идет к ее постижению через предварительный анализ и последующий синтез» (Ю.М. Лотман).
СИСТЕМА
Рубрика: литература и наука
«Кроме естественного языка, человек имеет еще по крайней мере две стихийно ему данных и потому не заметных для него, но тем не менее очень мощных моделирующих системы, которые активно формируют его сознание. Это система «здравого смысла», каждодневного бытового сознания, и пространственно-зрительная картина мира» (Ю.М. Лотман).
СИСТЕМА ОБРАЗОВ
Прочие ассоциативные связи: идея, композиция, тема
«Поскольку человек существует не изолированно, а находится в тесной связи с миром природы, миром животных, вещным миром и пр., постольку для его изображения писателю необходимо раскрыть и эти связи, показать человека во всех его взаимодействиях, вывести систему образов» (Л.И. Тимофеев).
СИТУАЦИЯ
«Сюжет художественного произведения может включать ситуации, например, покупка Чичиковым мертвых душ. Но покупка Чичиковым мертвых душ не исчерпывает сюжета. Сюжетные ситуации используются для обрисовки характеров, для глубокого и широкого обобщения» (А. Ревякин).
Рубрика: роды и жанры литературы
Прочие ассоциативные связи: легенда
«Сказы и легенды бережно передавались в рабочих семьях из поколения в поколение, говорили они о неисчерпаемых сокровищах уральской земли, не только уже открытых, но и главным образом о тех, какие еще не найдены и хранятся в недрах гор. В живописных деталях сказов запечатлелись характерные черты быта. Народ запечатлел в слове и юморе, в легендах и сказах свое поэтическое восприятие явлений жизни, морально-этические воззрения, свою мудрость» (Л. Скорино).
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
Пример: Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», Н. Лесков. «Левша», П. Бажов. «Малахитовая шкатулка», М. Зощенко. Рассказы
СКАЗИТЕЛЬ
Прочие ассоциативные связи: импровизация
Персоналии: М.Д. Кривополенова, М.С. Крюкова, Т.Г. Рябинин, В.П. Щеголенок, и др.
«Среди сказителей надо различать. певцов двух типов: исполнителей фольклора и творцов самостоятельных произведений» (В.П. Аникин).
СКАЗКА
Рубрика: роды и жанры литературы
Прочие ассоциативные связи: бродячий сюжет, литературная сказка, присказка
«Начало собирания, публикации и научного изучения сказок датируется эпохой романтизма. Мировую известность приобрели «Детские и семейные сказки», опубликованные немецкими учеными братьями Я. и В. Гримм (1812-1814)» (В.П. Аникин).
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма» (А.С. Пушкин).
СКАЗКА О ЖИВОТНЫХ
СКАЗ ЛИТЕРАТУРНЫЙ
СКРЫТЫЙ ДИАЛОГ
СЛАВЯНИЗМЫ
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
Прочие ассоциативные связи: архаизмы
беречь как зеницу ока
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
«Будучи заимствованными из письменных текстов главным образом религиозного и морально-этического характера, славянизмы за время употребления в русском языке претерпели семантические преобразования, во многих случаях утратили преж-нее религиозное содержание, но сохранили оттенок книжности, некоторой возвышенности, торжественности. » (А.И. Горшков).
СЛОВЕСНАЯ МАСКА
Пример: Старуха Изергиль из одноименного рассказа М. Горького, Безымянный рассказчик у М. Зощенко («Баня», «Аристократка» и др.)
«Часто словесная маска находится в глубокой противоположности с истинным лицом автора, как у Зощенко, но тем сильнее художественный эффект» (Энциклопедический словарь юного литературоведа).
СЛОВО
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
«Слово в художественном произведении, совпадая по своей внешней форме со словом соответствующей национально-языковой системы и опираясь на его значение, обращено не только к общенародному языку и отражающемуся в нем опыту познавательной деятельности народа, но и к тому миру действительности, который творчески создается или воссоздается в художественном произведении. Оно является строительным элементом для его построения и соотнесено с другими элементами его конструкции или композиции. Поэтому оно двупланово по своей смысловой направленности и, следовательно, в этом смысле образно. Его смысловая структура расширяется и обогащается теми художественно-изобразительными «приращениями» смысла, которые развиваются в системе целого эстетического объекта» (В.В. Виноградов).
Рубрика: роды и жанры литературы
Пример: «Слово о законе и благодати» Илариона (XI век), «Слово о полку Игореве» (конец XII века)
«Слово в древнерусской литературе было и одним из жанров светской литературы. » (А. Позднеев).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИНОНИМЫ
СМЕЖНАЯ РИФМА
Рубрика: эстетические категории в литературе
«Смех не только казнит несовершенство мира, но и, омыв мир свежей эмоциональной волной радости, преображает и обновляет его» (Ю.Б. Борев).
«Смех уничтожает вещь тем, что слишком верно характеризует ее, слишком верно выказывает ее недостатки» (В.Г. Белинский).
СМЫСЛ
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
СМЫСЛОВАЯ ПАУЗА
Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства
«Паузы используются как средство смыслового или эмоционального выделения слова или синтагмы: логические, психологические паузы» (Е.А. Брызгунова).
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
СОЗНАНИЕ
Рубрика: литература и наука
«Знания, значения и смысл, сохраняемые в языке, направляют и дифференцируют чувства человека, волю, внимание и другие психические акты, объединяя их в единое сознание. Знания, накопленные историей, политические и правовые идеи, достижения искусства, мораль, религия и общественная психология представляют собой сознание общества в целом» (Философский словарь).