Что значит самоуправление в школе
Самоуправление в школе
Школьное самоуправление — это форма, в которой дети и подростки реализуют право на участие в жизни своего учебного заведения, закрепленное в законе «Об образовании в Российской Федерации». Как это выглядит на практике, для чего нужна система самоуправления, и как ее организовать?
Что такое самоуправление в школе
Руководить современной школой, не привлекая к этому тех, ради кого она существует, — детей, невозможно.
Школа — единый организм, и ученическое самоуправление — одно из структурных звеньев, которое обеспечивает эту цельность. Оно дает обратную связь и реализует огромный творческий потенциал мальчишек и девчонок.
Пункт 17 ст. 34 ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» гласит, что обучающиеся имеют право на «участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом».
Школы вправе прописывать в своих уставных документах основы ученического самоуправления и его формы: ученический совет, школьная дума, школьный парламент, совет старшеклассников, ученический комитет и т. д.
Органы самоуправления учащихся взаимодействуют с родительским комитетом, педагогическим советом, администрацией школы, но являются самостоятельными.
Цели и задачи
Своей главной целью современная школа провозглашает воспитание гармонично развитой личности — человека и гражданина, с высокой гуманистической и нравственной культурой, способного к социальному творчеству, умеющего мыслить креативно и независимо, но и работать в команде, обладать коммуникативными навыками.
Цель школьного самоуправления — осуществление всех этих направлений с приставкой «само-»: самореализация, саморазвитие учеников, самостоятельность в принятии решений и ответственность за них.
Отсюда и главная задача: создать условия для самовыражения, стимулировать творческую активность в самых разных ее проявлениях, тактично и аккуратно придавая ей созидательный вектор.
Важно понимать, говоря об ученическом самоуправлении в школе, что это не управление учебным процессом. Его главная практическая цель — помочь детям реализоваться. Самоуправление призвано постоянно и в разных направлениях «сшивать» школьный организм идеей общности, единства и ценности каждого члена коллектива, стремлением сделать его жизнь интереснее, лучше, осмысленнее.
Как устроено
Ученическое самоуправление — часть школьного, т. е. единой системы, в которую входят педагогический совет и родительский комитет.
Как на практике выглядит самоуправление, школы решают сами. Это зависит от многих факторов: количества учеников, традиций учебного заведения и т. д.
Но общие принципы одни и те же:
Система школьного самоуправления имеет несколько уровней и направлений.
Уровни самоуправления («вертикальная» структура):
В большинстве школ ученическое самоуправление разделяется по «горизонтали» — по направлениям деятельности:
Такие «секторы», «министерства», «отделы» и т. д. занимаются практической работой. Подобная структура, созданная по принципу государственной (или пионерской и комсомольской, как ее помнят родители и бабушки-дедушки современных школьников), отработана десятилетиями. Очень важно, что такое школьное самоуправление предлагает детям и подросткам модель того, как функционирует государство и общество «во взрослой жизни», и дает возможность попрактиковаться.
Как организовать ученическое самоуправление
Если в школе ученическое самоуправление еще не организовано, а необходимость в нем назрела, и эту идею поддерживают учителя и дети, с чего начать?
Шаг 1. Запуск: информирование педагогов и учащихся, создание рабочей группы по разработке проекта.
Шаг 2. Общее собрание учеников, на котором озвучивается проект и то, как его планируется реализовать.
Шаг 3. Выборы: проведение классных собраний, на которых избираются активы, члены школьного самоуправления и т. д.
Шаг 4. Организационный сбор актива, планирование работы, распределение обязанностей между членами самоуправления.
Шаг 5. Реализация плана деятельности.
Шаг 6. Оценка деятельности: отчет школьного самоуправления перед учениками и общешкольным советом, совместный анализ работы.
Важная часть работы ученического самоуправления — информация. Все, что происходит в школе, особенно по инициативе самих ребят, необходимо оперативно публиковать во всех «СМИ»: на школьных стендах, сайте, в группах в официальных группах в социальных сетях.
Все об Ученическом самоуправлении
1. Позиционный блок
освоение навыков социального взаимодействия.
Задачи ученического самоуправления:
Реализация права обучающихся на участие в процессе управления образовательным учреждением;
Создание условий для самореализации личности учащегося: развитие творческих способностей, формирование самостоятельности, активности и ответственности в любом виде деятельности;
Определение организационной структуры ученическо го коллектива, призванной реализовать выявленные потребности и интересы учащихся;
Организация деятельности органов ученического самоуправления;
Воспитание положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нормам коллективной жизни;
Воспитание гражданина с высокой демократической культурой, способного к социальному творчеству, умеющему действовать в интересах своей личности, общества и Отечества;
Подведение итогов работы, анализ ее результатов;
Формирование у учащихся потребности и готовности совершенствовать свою личность, создание условий для развития способностей и интересов членов ученического коллектива, развитие самостоятельного мышления и самосознания, социальных компетенций, гражданской позиции, гражданской ответственности;
Создание системы самоуправления как воспитывающей среды школы, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка;
Организация групповой, коллективной и индивидуальной деятельности, вовлекающей школьника в общественно – целостные отношения.
Принципы построения и развития ученического самоуправления.
Чтобы более полно понять цели, задачи и принципы ученического самоуправления, прежде всего, нужно разобраться в понятии «самоуправление». И так, что же такое самоуправление? Понятие «самоуправление» говорит само за себя и означает, что та область, на которую оно распространяется и применяется обществом или субъектом, представляет собой самоорганизацию, исключая принудительное поведение, определяемое правилами, принципами, законами, продиктованными кем-то другим извне, то есть без участия и согласия самого субъекта.
С социологической точки зрения самоуправление – это коллективное управление, участие всех членов организации.
Самоуправление – самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.
Этот термин имеет очень продолжительную историю, реальный апробированный временем опыт использования такой формы организации небольших сообществ, как самоуправление.
Ученическое самоуправление – это особый вид управления, основной в детском общественном объединении.
Для понимания самоуправления принципиально важно, что субъектом является никто иной, как детское общественное объединение в целом. Объектом выступает деятельность, которая осуществляется совместно, т.е. распределяется на отдельные действия, которые должны быть скоординированы, упорядочены и направлены на достижение единого результата
Содержание деятельности органов ученического самоуправления
Содержание работы органов самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Такими видами деятельности являются:
Познавательная деятельность – предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь учащихся в учебе), разработка проектов и их реализация.
Трудовая деятельность – забота о порядке и чистоте в школе, благоустройство школьных помещений, организация дежурства;
Информационная деятельность – пресс-центр (письменная информация о жизни классов школы).
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
Самоуправление – самостоятельность в проявлении инициативы, принятии решения и его реализации в интересах своего коллектива или организации.
Самоуправление организуется благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановке учащихся по отношению к своей деятельности или коллективу.
Самоуправление не следует рассматривать как вседозволенность. Это участие в управлении собственными делами.
Заметим, что управление не делами администрации, педагогов, учителей, а своими, которые входят в компетенцию учащихся. Самоуправление учащихся – это их реальное право на самоанализ, самокритику и самоустановку в своей деятельности.
Самоуправление проявляется в развитии инициативы, в принятии решений, в самореализации учащихся.
2. Организационный блок
Структура уровней ученического самоуправления школы.
Система школьного самоуправления имеет 2 уровня.
Индивидуальный уровень – ученик.
Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классных руководителей;
Создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности;
Воспитание ответственности за порученные дела;
Обеспечение отношений сотрудничества между учителями и учащимися.
Совет школы – высший орган самоуправления школы.
Уровень – общешкольное ученическое самоуправление.
Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.
Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса;
Развитие интереса к учёбе, к совместной деятельности на благо школы, района, Отечества;
Демократизация и совершенствование учебно – воспитательного процесса.
3. Нормативно – правовой блок
Документы, лежащие в основе разработки модели ученического самоуправления, регулирующие функционирование ученического самоуправления:
Закон об образовании с изменениями и дополнениями на 2019 год
Национальная доктрина образования в РК.
Всеобщая декларация прав человека.
Конвенция о правах ребёнка.
Основы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Семейный кодекс РК
Национальный проект «Образование».
Локальные акты, регламентирующие деятельность школы.
. 4. Содержательный блок
Содержание работы органов ученического самоуправления определяется исходя из ведущих видов деятельности, характерных для организации внеурочных занятий в школе. Таким образом, школьное ученическое самоуправление состоит из пяти блоков, называемых министерствами. Соотношение министерств и ведущих видов деятельности представлено в таблице ниже:
предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА
Спортивно – оздоровительная деятельность
организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ
Художественно – эстетическая деятельность
тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЭКОЛОГИИ
тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории
Вся деятельность планируется самими учащимися, в ходе реализации плана учащимся оказывается помощь, как на классном, так и на общешкольном уровне.
5. Технологический блок
Реальность использования данной модели обусловлена тем, что её разработка велась с учётом реальных возможностей и потребностей учащихся.
Повышение гражданской позиции школьников;
Повышение заинтересованности в развитии школы;
Возможность участия всех детей в управлении школой в соответствии с их способностями и возможностями;
Увеличение занятости детей во внеурочное время;
Улучшение нравственного, физического здоровья учащихся;
Активизация творческой деятельности учащихся;
Снижение количества детей, имеющих вредные привычки;
Снижение динамики роста детской возрастной преступности, а также правонарушений.
Основные формы ученического самоуправления.
Заседания Совета ученического самоуправления;
Участие в работе собрания;
Участие в работе ученических и родительских собраний;
Проведение благотворительных и иных акций;
Проведение социологических опросов;
Участие в работе творческих групп;
Проведение круглых столов;
Организация и проведение досуговых мероприятий;
Организация и проведение спортивных соревнований;
Другие формы работы.
6. Управленческий блок
Управление развитием ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление функционирует на основе теории управления социальными объектами и процессами, являясь органической частью общешкольного управления.
Т Основными функциями социального управления являются анализ, планирование, организация, контроль, регулирование (коррекция) и снова анализ.
Указанные функции реализуются в течение одного месяца и затем повторяются снова, т.е. составляют управленческий цикл.
Сбор информации и её анализ (проводится участниками Совета, председателем и педагогом-организатором ВР);
Планирование; (производится участниками Совета, корректируется и дополняется Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директором по УВР)
Организация, т.е. подготовка учащихся к деятельности; (осуществляется педагогом-организатором ВР и классными руководителями)
Контроль; (производится Председателем совета, педагогом-организатором ВР и зам. директора по УВР);
Регулирование – внесение изменений в функционирование системы, если она отклоняется от нормы. (педагогом-организатором ВР и Зам. директора по УВР)
Школьный Совет ученического самоуправления определил пять основных направления деятельности:
«Традиция» (поддержание, укрепление и формирование традиций школы);
«Нравственность» (воспитание толерантного отношения к окружающим, развитие творческих задатков, способностей, дарований и талантов);
«Спорт и здоровье» (спортивно-оздоровительное).
«Право и закон» ( профилактика предупреждения преступлений и правонарушений).
По каждому из направлений выбраны определенные формы деятельности и закреплены мероприятия, которые отражены в планировании на год.
Школьное самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности.
Для роста активности детского коллектива решающую роль играет стиль взаимоотношений взрослых и детей, важными чертами которого является вера в силы детей, стремление развивать и максимально использовать их инициативу, самодеятельность, воспитывать их самостоятельность в решении всех вопросов жизни коллектива. Там, где школьники не являются организаторами, вместо этого играют в заседания, решения и протоколы, нет подлинного ученического самоуправления. Действующий орган ученического самоуправления – инициатор всех творческих дел, он отчитывается перед своими товарищами за проделанную работу, если член ученического коллектива самоуправления не справляется со своей работой, то в он в любой момент переизбирается или заменяется достойной кандидатурой.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы в межличностных взаимоотношениях. Именно педагог, обладающий педагогическим опытом и психологическими знаниями, может вовремя предотвратить конфликт в коллективе,
направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребенку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Именно помочь, а не выполнять за детей работу, иначе ребята будут формально относиться к своей должности.
Чтобы дети на деле сами стали организаторами определённых участков работы, недостаточно просто предоставлять им права обходимо их научить выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами.
Школьное ученическое самоуправление
2019-2020 учебный год.
Председатель ученичесого совета школы
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
предметные недели, встречи с интересными людьми, интеллектуальные игры, диспуты, конференции, консультации (взаимопомощь в учёбе)
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И СПОРТА
Спортивно – оздоровительная деятельность
организация работы спортивных секций, спартакиада, соревнования, дни здоровья
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА
МИНИСТЕРСТВО РЕКЛАМЫ И ИНФОРМАЦИИ
Художественно – эстетическая деятельность
тематические концерты, фестивали, акции, праздники, конкурсы, выставки, встречи
тематические акции, организация субботников, мероприятия по озеленению пришкольной территории
Что значит самоуправление в школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
Достойное место в школе отведено детским общественным организациям, которые адекватны сегодняшнему времени, отвечают модели гражданского общества, где ученики осваивают основы толерантности, демократической культуры, дружелюбным способам разрешения конфликтов.
Ориентация на идеалы гражданского образования требует и особого уклада школьной жизни. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, явилось ученическое самоуправление и разнообразные формы внутришкольной социальной активности. Необходимо предоставлять ребятам возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, ассоциаций, в работе пресс-центра, в участии выборов от классного совета до школьного президента и парламента. Всё это возможно благодаря новой модели, где главной целью является свободный выбор ребёнка. Система самоуправления подчинена воспитательной задаче – развитие духовного мира ребёнка, его интеллекта, формирование нравственных и гражданских качеств.
Самоуправлению в школе придаётся особое значение: это и воспитание гражданственности, патриотизма, умение пройти школу лидерства в структуре детского самоуправления, умение организовать общее дело, пройти практику проектной работы, принять участие в клубной деятельности и т.д.
В школе существует ученический Парламент, который состоит из делегированных представителей классов. Таким образом, на протяжении многих лет мы ведём активную работу по воспитанию всесторонне развитого человека. С особым вниманием работаем над духовным миром ребёнка, над развитием его интеллекта, нравственными, эстетическими и гражданскими качествами. В своей работе мы делаем особый упор на развитие патриотических чувств и гражданских качеств ребёнка. Эта технология помогла создать новый социум, благодаря которому расширился спектр деятельности ребёнка за пределами учебной деятельности.
Эта новая система получила название Школа социализации.
В 2017-2018 учебном году Президентом демократической республики Лидер был ученик 10 «А» класса Кашаба Георгий. После его избрания и Инаугурации указом Президента было сформировано Правительство из министров, которые возглавляют ведущие направления работы в школе, а именно:
Премьер-министр – Кирина Александра, 11А
Ответственный секретарь – Беспрозванная Виктория, 11А
Правительства школьной демократической республики «Лидер»
Ученическое самоуправление в школе.
Ученическое самоуправление в школе.
В настоящее время происходит укрепление роли государственно-общественного управления образованием, в том числе, в общеобразовательном учреждении. В значительной мере этому способствует реализация положений Федеральной целевой программы развития образования до 2010 года.
Кроме того, Государственный стандарт «Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования» ставит перед образовательными учреждениями задачу формирования у подростков « организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, орга низаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и со трудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности» как одной из ключевых компетенций члена современного общества.
« Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей учебного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодежи » (Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»).
Таким образом, развитие системы ученического самоуправления приобретает высокую степень актуальности в современной социальной, культурной, политической и экономической ситуации.
Мы представляем вашему вниманию ТРЕХУРОВНЕВУЮ схему-структуру ученического самоуправления Н.П. Капустина.
Благодаря своим профессиональным знаниям, классные руководители помогают выявить лидерские, организаторские способности детей, организовать постоянно действующую систему поддержки активистов самоуправления; консультируют педагогов и родителей по различным проблемам, возникающим в процессе организации ученического самоуправления и жизни класса.
В нашей школе каждый класс – модель, которая имеет структуру классного коллектива с 2 по 9-й класс и она различна в зависимости от уровня развития коллектива, стиля руководства классного руководителя и отношений «учитель-ученик». Наиболее широкое распространение в практике работы школы получила структура по видам деятельности (познавательная, художественно эстетическая, спортивно-оздоровительная, трудовая, шефская, информационная и т.п.). Под каждый вид деятельности формируются органы самоуправления так, чтобы все учащиеся класса входили в тот или иной орган. Рабочие органы называются комиссиями дисциплины и порядка, защиты прав детства, учебной, досуговой, трудовой, экологической, спортивной, творческих дел, сектор печати и командир.
Предлагаемая структура в классах младшего звена работает в игровой форме. В средних и старших классах функционирует система временных органов самоуправления «советов дел», создающихся под конкретные дела и проблемы класса.
У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Председатель отвечает за работу каждого его члена, его заместитель – за выполнение плана работы в конкретный промежуток времени или в случае болезни председателя.
Председатели органов самоуправления составляют совет класса. Совет класса имеет следующие функции: организация и проведение классных собраний и классных часов, коллективных творческих дел и других мероприятий; анализ деятельности. Высшим органом самоуправления первого уровня является классное собрание.
В каждом классе есть лидеры, которые активно участвуют в школьной жизни, они объединены в большой ученический Совет старшеклассников.
В большом ученическом Совете ежегодно проводится общешкольная конференция, на которой открытым голосованием проходят выборы председателя ученического Совета и членов Совета школы. Распределение членов ученического Совета по комитетам проходит на первом заседании, где вырабатывается и план работы на учебный год. Председатель ученического совета руководит работой старшеклассников, проводит заседания, которые собираются 1 раз в месяц. Внеочередные заседания проводятся по мере необходимости. Решения совета, принятые на заседаниях, доводятся до сведения всех учащихся школы.
Как и в любой школе, у нас есть проблемы, которые возникают при построении ученического самоуправления любой воспитательной системы. Но мы пытаемся решить их с помощью актива ученического самоуправления как классного, так и общешкольного. Во-первых, мы отказались от практики проведения «добровольно-принудительных» мероприятий, которые, как правило, планируются, организуются и реализуются педагогами для детей. Ребята лишаются шанса пережить важный для них опыт самостоятельного выбора дела, вырабатывают иждивенческую позицию по отношению к организации их жизни в школе. Начиная с прошлого года, ребята постепенно приходят к самостоятельному планированию ключевых дел детского самоуправления. Все дела в нашей школе начинаются с предложения «А давайте…»
Основа ученического самоуправления — ответственные за 7 отделов и председатель ученического самоуправления. Общее руководство осуществляет организатор воспитательной работы и заместитель директора по воспитательной работе. У совета есть определенные функции по управлению всей жизнедеятельностью и школьных, и классных отделов.
В основе деятельности ученического самоуправления лежит :
— изучение запросов учащихся, доведение до сведения администрации и организация конкретной работы по их удовлетворению.
— сохранение и приумножение школьных традиций, реализация программы развития школы.
О формах работы ученического самоуправления вам расскажут сами дети.
Роль педагогов и родителей в самоуправлении.
Педагоги и родители поддерживают участников самоуправления учат самоанализу и самокритике. Педагоги и организатор ВР создают атмосферу, чтобы каждый член детского самоуправления раскрывал свои способности, оказывают методическую помощь активу, привлекают к работе актива родителей, общественность, выступают продолжателем традиций, принимает участие в разработке документов актива: памяток, планов, положений, программ.
Педагоги учат детей анализировать свою работу, принимать конкретные решения и выполнять их. Это приносит результаты. Старшая вожатая Цвигун И.Н. стала лауреатом 1 городского конкурса «Организация воспитательных систем в общеобразовательных учреждениях» в номинации «Ученическое самоуправление».
Управляющим советом школы и является по сути соуправлением.
В основе его — совет школы (учащиеся школы — 3 человек, педагоги – 3 человека и родители — 3 человека). Его функции: стратегическое целеполагание (перспективы развития школы и улучшение школьной жизни), принятие решений.
Основные функции органов ученического самоуправления:
Общее собрание (не реже 1 раза в год):
рассматривает и утверждает перспективный план деятельности органов самоуправления;
решает вопросы, связанные с участием учащихся в управлении школой;
формирует органы самоуправления в школе;
вырабатывает и формирует предложения ребят по совершенствованию работы;
рассматривает и утверждает Положения, памятки, инструкции, регулирующие внутреннюю деятельность учащихся в коллективе;
заслушивает отчеты и информации, оценивает результаты деятельности органов управления.
Нормативно-правовая база для организации ученического самоуправления
раскрывает перечень основных документов, регулирующих функционирование ученического самоуправления, где указываются полномочия каждого органа.
Правовой основой развития ученического самоуправления в любом общеобразовательном учреждении являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и «Типовое положение об общеобразовательном учреждении» и УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
« О государственной поддержке способной и талантливой молодёжи », и конечно
Программа ученического самоуправления.
В 2006 году мы создали программу «Ученическое самоуправление», которая помогает нам более полно реализовать себя в общественной жизни школы, сформировать чувство ответственности за свои поступки и готовность к выполнению будущих обязанностей перед обществом.
Задачи ученического самоуправления:
выявление личностно и социально значимых потребностей, отбор тех, которые реально выполнимы,
определение организационной структуры ученического коллектива,
организация деятельности органов ученического самоуправления,
предоставление педагогической поддержки и помощи,