Что значит самодур в грозе
На чем основано самодурство? (Гроза)
Самодурство – одно из ключевых обсмеиваемых черт в пьесе Островского «Гроза». Данное качество, как зачаток злого нрава, описывается через не самых приятных персонажей – Дикого и Кабанихи. Они предводители темного царства, в которым заточена Катерина и многие благородные люди.
Самодуры не считают себя таковыми. Они властвуют над другими, пользуясь своим и положением, а самое главное – деньгами, с помощью чего и повелевают остальными. Власть застилает глаза этим людям, не давая возможности раскрыть глаза всем жителям их поместий.
Но вместе с этим, таится в них и страх лишится всей власти, которую они смогли прибрать к своим рукам. Помимо этого, они понимают, как опасно для их общества веяние новых мыслей. Насколько они близки к тому, что лишится бразд правления.
Кабаниха – ханжа, умеющая лишь управлять другими и указывать на их ошибки. Прикрываясь лживой богобоязненностью, она подает бедным, а приходя домой, оскорбляет своих родных и близких. Для нее не имеет значение понятие «любовь». Лишь слепое подчинение и потакание остальных.
Дикий управляет Борисом как марионеткой, не стесняясь каждый раз его поносить и подшучивать. Второй терпит самодурство первого, также стремясь заполучить желанное наследство. Так и живут все герои в тумане лжи.
Образы самодуров в пьесе Островского «Гроза»
Изобразив в своем произведении темные нравы купечества одного из провинциальных городов России, Островский показал основные проблемы и недостатки этого общества. Самодуры в пьесе «Гроза» представлены образами Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой, которые, опираясь на силу капитала и существующие законы, совершают расправу над бесправными и слабыми людьми.
Образ Дикого
Один из первых самодуров в «Грозе» — Савел Прокофьевич Дикой, зажиточный купец из Калинова, который производит не очень приятное впечатление из-за своего характера. Никто его не видел веселым или хотя бы приветливым, вечно он злой и угрюмый. Все в округе знают, что этого человека «не дай бог рассердить», как говорит его супруга. Уж она точно знает, каков он в гневе, и счастливой эту семью вряд ли кто назовет.
Дикой знает, что все его боятся, и пользуется этим. Больше всего от этого грубияна страдают женщины. Единственная, кого он боится, — это Кабанихи. Характеры у них похожие, поэтому купец уважает ее и часто советуется по коммерческим делам. Дикой считает себя хозяином в городе («Захочу — помилую, захочу — раздавлю») и часто бесцеремонно вмешивается в жизнь обывателей, зная, что останется безнаказанным. Речь его наполнена одними ругательствами, но на равного себе по положению он не кричит.
Что касается образованности, то за всю жизнь этот человек не прочитал ни одной книги, в истории он не разбирается, с наукой тоже не дружит, называя ее бесполезной для жизни. Одним словом, дикий человек. Фамилия очень ему подходит.
Персонаж знает, что иногда поступает плохо, но никогда в этом не признается: «Знаю, что делаю плохо, но с собой ничего поделать не могу». Главное для него — деньги.
Он настолько жаден, что даже жалованье своим служащим не платит: «Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю внутреннюю разжигать станет». Когда-то его племяннику Борису бабка завещала наследство, и Дикой до совершеннолетия был назначен опекуном. Теперь же, когда молодой человек созрел для самостоятельной жизни, дядя ищет любой повод, чтобы не расстаться с деньгами:
С Борисом он обращается по-рабски, тот работает на него почти бесплатно с утра до ночи. Уйти от дяди — это навсегда проститься с наследством, а так хоть надежда есть. Дикой идет напролом ради наживы, но, как ни странно, боится грозы. Думает, что она дана людям в наказание.
Характеристика Кабанихи
Марфа Игнатьевна Кабанова — мать Тихона и Варвары, вдова, унаследовала после смерти супруга его дело, теперь властвует. Фамилия ей тоже очень подходит: такая же дикая и злобная, может наброситься на человека без причины. Если жертвой Дикого является его племянник Борис, то для Кабанихи это Катерина, ее невестка. Молодая женщина ни в чем не может угодить свекрови, как ни старается.
По характеру старуха сродни Дикому, поэтому только с ним разговаривает на равных, «домашних заела поедом», в городе ее все боятся: «Маменька-то у вас больно крута…». Она абсолютно уверена, что семья должна быть построена на страхе и подчинении старшим: «Ты не осуждай постарше себя! У старых людей на все приметы есть». Она не особо религиозна, молится и соблюдает обряды по привычке, не вникая в их смысл и значение.
Кабаниха никогда не бывает довольной, все время брюзжит и постоянно сует нос не в свои дела. Особенно от нее достается сыну и снохе: постоянно упрекает их в неуважении, считает, что Тихон слишком добр к жене и много ей позволяет: «Может, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая». Катерине совсем жизни не дает: и неряха она, и старших не чтит, и на мужа при людях вешается.
Проявление чувства доброты или жалости ей несвойственно. При малейшем неповиновении следует наказание. Она верит, что при соблюдении старых порядков и правил можно сохранить порядок в семье и в жизни.
Кабаниха привечает странниц и нищих, которые в ответ на ее милость вовсю расхваливают ее, их рассказы она принимает за настоящие новости.
Кабанова, как и Дикой, больше всего ценит деньги. Для нее кто богат, тот и прав. Когда дело касается коммерческой выгоды, она может повысить голос и на Дикого: «Ну, ты не очень горло-то распускай!». Если Дикой кричит и буйствует, то Кабаниха своей деспотичностью подчинила себе всех в округе и делает попытки управлять людьми. Она хитра и от природы умна, чем также отличается от Дикого и опасна для окружающих.
Полезные статьи по пьесе «Гроза»:
Особенности изучения пьесы на уроке
Тема урока литературы, на котором рассматриваются образы самодуров и их жертв в пьесе «Гроза», называется «Мир темного царства». Основной вопрос урока: «Разоблачение самодурства в драме Островского». Разбираются вопросы домашнего задания:
Дети анализируют текст, где описываются Дикой и Кабанова. В процессе беседы ребята должны убедиться, что это две разные силы власти. Кабаниха — представитель патриархального купечества, которое уходит с арены общественных отношений. Дикой — это воплощение будущего коммерческого развития страны, в основе которого лежат деньги и грубая сила. Но в судьбе остальных героев они выполняют одинаковую роль — мешают молодежи построить свое счастье.
Внимание ребят обращается на то, что, изобразив купца всего лишь в трех сценах, драматург дает полный портрет самодура. Учитель интересуется у детей, что означает слово самодур в пьесе «Гроза». Ученики работают со словарем и делают вывод: Островский не только ввел в литературный обиход это понятие, но и показал, как развивается в обществе самодурство, и выступил с его обличением. Дома дети пишут сочинение о самодурах русской жизни в пьесе Островского «Гроза» и готовятся к следующему уроку по жертвам «темного царства».
Самодуры в пьесе Островского Гроза
Самодур – это человек, который совершает поступки по своей прихоти, не считаясь с мнением других людей. Другими словами, это эгоист, который думает только о себе. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» создает целую галерею персонажей, которых можно назвать самодурами.
Рассмотрим образы Дикого и Кабанихи. Не зря автор наделяет этих персонажей «говорящими фамилиями». У купца Дикого дикий необузданный характер. Его поступки вызывают неприятное изумление. Купец деспотичен со всеми, кто смеет просить у него денег. Он издевается над своим племянником Борисом, так как не хочет отдавать парню его законное наследство. Этот самодур и сам осознает несправедливость своих поступков. Так, однажды он рассказывает Кабанихе, как во время Великого поста обругал мужичонку, который пришел просить деньги за извоз. Дикой раскаивается, но искоренить в себе жажду денег уже не может. Его алчность буквально затмевает ему глаза. Изобретатель Кулигин просит купца оказать материальную помощь для сооружения солнечных часов на городском бульваре. Но подобные просьбы не вызывают у Дикого никаких эмоций, кроме ярости. Он очень ограничен и научные открытия для него – пустой звук, купец просто смеется над ними.
Кабаниха – богатая вдова, которая живет по старым устоям и на шаг не хочет уступать от них. Вспомним, как она учит своего сына Тихона обращаться с женой. Кабаниха утверждает, что муж должен вести себя с супругой очень строго. Для каждого события в жизни пары существует ряд традиций, которые нужно неукоснительно соблюдать. Например, во время прощания Катерина обязана падать Тихону в ноги. Мужчина должен приказывать жене ни на кого не глядеть. Безусловно, подобные сцены выглядят ненатурально и фальшиво. Но, по мнению Кабанихи, такие ритуалы помогают сохранить порядок в семье, который, в свою очередь, должен держаться на страхе. Кабаниха набожна, в ее доме всегда много странниц, и при этом она крайне жестока. Как может женщина, искренне верящая в Бога, желать закопать живьем человека в землю? Но именно это хотела сделать Кабаниха с Катериной, когда узнала, что та изменила ее сыну. Самоубийство Катерины никак не взволновало купчиху, она лишь отметила, что девушка своим поступком только опозорила семью Кабановых. Несмотря на открывшуюся измену, Тихон пожалел свою погибшую жену, но мать сказала ему, что постыдно испытывать жалость к такой девице.
Кроме изобретателя Кулигина, все герои произведения в какой-то мере самодуры. Даже Катерина с ее светлой и чистой душой вызывает удивление. Разве можно было полюбить такого морально слабого человека, как Борис? Я считаю, Катерина должна была задуматься над своими чувствами и понять, что не стоит страдать из-за этого мужчины. Ведь Борис совершенно ничего не предпринял, чтоб избавиться от унижений своего дяди. Более того, своею «любовью» он подвергал Катерину огромному риску. Мужчина знал, какой жестокий нрав у Кабанихи, и какая чуткая и нежная душа у его возлюбленной. Но все равно он искал встречи с Катериной. Борис тайно встречался с ней, пока ее муж был в отъезде. За соблазнение Катерины мужчину должны сослать в Тяхту. И Борис спокойно соглашается с этим. Катерина мучится и от осознания своего греха, и от того, что больше не увидит любимого. Во время последней встречи герой видит нравственные страдания возлюбленной. И о чем же думает Борис? В душе он желает, чтоб Катерина долго не мучилась и скорее умерла! Из-за этого человека главная героиня погубила свою жизнь!
Самодуром можно назвать и Варвару. Это безнравственная девушка, которая обманывает строгую мать и до поздней ночи гуляет с Кудряшом. Но самое страшное, что Варвара провоцирует главную героиню на измену мужу, утверждая, что не видит ничего страшного в чувствах девушки к Борису. Конечно, она это делает не из любви к Катерине, а ради собственного развлечения. Именно Варвара устраивает тайную встречу влюбленных. В смерти Катерины есть и ее вина.
Кроме того, самодуром в пьесе является и Тихон. Долгое время он живет по строгой материнской указке. В конце произведения герой осознает неправильность такой жизненной позиции. Ему искренне жаль Катерины, хоть та и изменила ему. Тихон – милосердный и добрый по натуре человек.
Своим произведением Н. Островский осуждает жестокость, ограниченность и невежество купеческой среды 19 века. В пьесе «Гроза» он изобразил людей-самодуров, которые отрицательно влияют на общественный прогресс и калечат судьбы других людей.
Самодуры в Грозе
Популярные сочинения
Музыка занимает далеко не последнее место в моей жизни. Порой она вдохновляет, помогает справиться со стрессом или же просто провести время с удовольствием.
Невозможно оспорить или умалить значение романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого так же, как невозможно умалить значение творчества Пушкина в мировой литературе
Каждый человек рано или поздно задаётся вопросом кем стать. Выбор профессии – дело непростое, требующее верного понимания того, что твоя профессия должна стать делом для души
Они являются олицетворением беспощадного обращения с окружающими, утверждением устаревших традиций и устоев, а также абсолютного господства дворян.
История написания
Островский начинает работу над пьесой летом 1859 г. и заканчивает всего за 2 месяца. Автор решил написать это драматическое произведение после совершенного путешествия по Волге.
В основе города Калинова, где проходят события этой драмы, находятся Тверь, Осташково и Торжок, а детали были дополнены другими близлежащими населенными пунктами. Островский являлся исследователем: прежде чем написать сочинение, он записывал наблюдения о жизни обычного народа в блокнот, а затем использовал эти записи в произведении.
Некоторые считали, что сюжетная линия «Грозы» основана на настоящих событиях. Якобы проживала в Костроме девушка, которую звали Александра, ее тело нашли в Волге. У нее также не сложились взаимоотношения со свекровью. Ей было 16 лет, при этом Катерине в произведении — 19.
Обе женщины страдали от родных. У них не было детей. Также у обеих были любовники: у Александры — почтовый работник, у Катерины — Борис.
Но все действия в произведении были написаны месяцем раньше, чем это случилось в реальности, поэтому через время споры были прекращены. Люди даже считали, что у писателя получилось «предсказать будущее» в пьесе, от этого ажиотаж вспыхнул с новой силой.
В произведении находятся 2 группы жителей города Калинова.
Первая группа в «Грозе» это самодуры:
Они символизируют подавляющую власть «темного царства». Это враги нового строя.
Ко второй группе относятся:
Это жертвы самодуров в пьесе «Гроза», подавленные, чувствующие силу «темного царства», но разными способами выражающие разоблачение и протест.
Сам Островский определяет, что означает слово «самодур» в пьесе «Гроза»: «Это коли человек никого не слушает: ты ему хоть кол на голове теши, а он все по-своему… Это — крутой сердцем, властный и дикий человек».
Описание Дикого
Дикой — зажиточный купец. Деньги у него есть, однако расстается он с ними тяжело. В Калинове он является уважаемым и авторитетным человеком, которого боятся. Основная причина — богатство, он в городе является самым обеспеченным.
Образ Дикого полностью цельный. Для него не свойственны метания, сомнения, колебания. Он не ищет смысла бытия, не стремится к высотам, его не мучает совесть. Купец идет по жизни твердым шагом, не переживая, что кого-то раздавит.
Причем он невежественен и необразован. Политические и социальные события, наука, живопись ему неинтересны. Помимо этого, Дикой утверждает, что все это недостойно уважения, смешное, бесполезное. Живет он, следуя суевериям и предрассудкам. Это особо видно, когда Кулигин обращается к Дикому за помощью в установке громоотвода.
Население города боится грозы, поэтому и появляется эта идея. Но купец высмеивает Кулигина, говоря, что гроза — знак Божий, и жить необходимо правильно. Бесполезно бороться с этим «шестами да рожнами».
Деньги — единственное, что значит в жизни для Дикого. Если они к нему попали, он уже не отдаст их. Даже работникам приходится выпрашивать зарплату у него. Но это не всегда выходит, а если и получается, придется выслушивать много ругани.
Основная черта Дикого — грубость, которая прослеживается на протяжении всей пьесы. Из его уст все время сыплется брань. Он совершенно не стесняется в высказываниях, без угрызения совести оскорбляет людей.
Самодурство Дикого проявляется во всем. Но больше остальных от этого страдает его семья. Племянника Бориса он просто затравил. Поскольку тот зависит от богача в финансовом плане. Жена купца, которая доведена до отчаяния, дрожит перед ним, умоляет всех не сердить мужа. Но выполнить эту просьбу практически невозможно. Агрессия Дикого зачастую ничем не объясняется. Ему может не понравиться взгляд человека или обычное слово — и начинается ругань.
Значение купца в произведении
Для обличения образа Дикого нужно вспомнить другую его черту. Богатейший человек в городе в действительности просто трус. Он ведет себя грубо лишь с людьми, которые не могут ему противостоять, кто морально слабей его.
Если попадается человек, который готов «дать сдачи», самодур и хам «поджимает хвост». К примеру, отношения купца с Кудряшом, который не боится его и также отвечает грубостью, поэтому Дикой предпочитает с ним не общаться. Уважительно он относится к властной Кабанихе. Возле этих людей агрессивность толстосума пропадает.
Дикой является представителем «темного царства». Он противоположность «светлому царству», которое побеждает, если человек дает отпор. На эти рассуждения и наталкивает образ Дикого, которому писатель дал соответствующую фамилию.
Самодуры в русской жизни и в пьесе Островского «Гроза» управляют обществом. Произведение было создано в то время, когда их было множество в России.
У персонажа Дикого нет конкретного прототипа — он списан с тысячи богачей, которые утопали в роскоши и невежестве, тянули страну на дно, в царство грубости и глупости.
Характеристика Кабанихи
Полностью ее зовут Марфа Игнатьевна Кабанова, однако в произведении она обычно «Кабаниха». Она дружит с Диким, он также является ее кумом. Эти приятельские отношения не удивительны, поскольку оба героя одинаковы по характеру.
Марфа Игнатьевна — зажиточная купчиха. Она имеет непоколебимый и твердый характер, это грубая и властная женщина. Кабаниха консервативна, живет прошлым временем, его устоями и мировоззрением. Не осознает, что в мире все поменялось. Она утверждает, что мудрость человека должна определяться возрастом — молодежь по своей сути не может быть умной, это прерогатива старых людей.
Она считает, что дети должны кланяться в ноги родителям, а муж должен «приказывать» жене. Кабаниху огорчает, если не соблюдаются эти правила поведения, и она утверждает, что это проблема невоспитанности молодежи.
Кабаниха является набожной, однако ее религиозность наиграна, поскольку, невзирая ни на что, она не соблюдает Божьи законы и не редко пренебрегает элементарными правилами этики в разговоре с собеседниками.
Отношения в семье
Тяжелый характер Кабанихи сильней всего проявляется в общении с родными. В ее семье проживают сын, дочка и невестка. С ними у нее складываются сложные отношения. Все конфликты обусловлены авторитарным характером и консервативностью купчихи.
Ее сын Тихон уже взрослый, он может быть самостоятельным, но Кабаниха не позволяет ему это сделать. Она постоянно опекает его и пытается контролировать любой шаг, объясняя это некомпетентностью сына. Купчиха начала не только давать ему советы, а в буквальном смысле жить за него.
Кабаниха все время вмешивается во взаимоотношения сына и его жены, иногда приказывает бить невестку, ибо таков должен быть порядок. Тихон, невзирая на возраст и убеждения, считает, что эти грубые меры относительно супруги не нужны, но безоговорочно исполняет приказы матери.
К невестке, которую зовут Катерина, у Марфы Игнатьевны не лучшее отношение — она все время неудовлетворенна ей и всегда упрекает женщину. Причина этого отношения скрывается в привычке купчихи постоянно командовать и ревности, которая появилась к невестке. Она не может принять взросление сына, ей неприятно, что он больше предпочитает общение с супругой, а не с матерью.
Дочка Марфы Игнатьевны Варвара не такая прямолинейна. Она давно осознала, что отстоять собственную позицию у нее никогда не выйдет: мать не выносила чего-то подобного и не допускала каких-либо вольностей, поэтому дочь нашла лишь единственный выход из ситуации — обманывать мать. Она все время говорила, что хотела слышать Кабаниха, но поступала по-своему.
Эти действия в семье со стороны купчихи являются причиной многих трагедий. Варвара убегает из дома — для нее побег становится единственным спасением от тирании матери. Сын и невестка, не задумывающиеся, как можно изменить ситуацию, заняли выжидательную позицию и молчаливо терпели грубость матери.
Катерина, после того как изменила супругу, под влиянием стыда сознается в этом поступке, а после, под давлением Кабанихи совершает самоубийство. Лишь после гибели жены Тихон находит в себе силы дать отпор матери, упрекая ее в неправильных действиях к родным.
Мнение окружающих
Невзирая на все попытки Кабанихи убедить остальных людей, что она добрая, у нее это не выходит. Правда о ее сложном характере просачивается, и окружающие все время сплетничают об этом.
Обличие самодурства Марфы Игнатьевны ярко проявляется во фразах Кудряша и Кулигина, которые указывают, каково на самом деле ее поведение. Кабаниха живет «на показ обществу» и все происходит «под видом благочестия».
В истории русской литературы значение произведения Островского «Гроза» огромно. Тема купцов-самодуров актуальна и сегодня.
Современный читатель с легкостью узнает в Кабанихе и Диком невежественных людей, которые стремятся подчинить свою семью, являются агрессивной силой, делают несчастными тех, кто не может дать отпор.
«Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»»
Самодур – это человек, который совершает поступки по своей прихоти, не считаясь с мнением других людей. Другими словами, это эгоист, который думает только о себе. Н. Островский в своей пьесе «Гроза» создает целую галерею персонажей, которых можно назвать самодурами.
Рассмотрим образы Дикого и Кабанихи. Не зря автор наделяет этих персонажей «говорящими фамилиями». У купца Дикого дикий необузданный характер. Его поступки вызывают неприятное изумление. Купец деспотичен со всеми, кто смеет просить у него денег. Он издевается над своим племянником Борисом, так как не хочет отдавать парню его законное наследство. Этот самодур и сам осознает несправедливость своих поступков. Так, однажды он рассказывает Кабанихе, как во время Великого поста обругал мужичонку, который пришел просить деньги за извоз. Дикой раскаивается, но искоренить в себе жажду денег уже не может. Его алчность буквально затмевает ему глаза. Изобретатель Кулигин просит купца оказать материальную помощь для сооружения солнечных часов на городском бульваре. Но подобные просьбы не вызывают у Дикого никаких эмоций, кроме ярости. Он очень ограничен и научные открытия для него – пустой звук, купец просто смеется над ними.
Кабаниха – богатая вдова, которая живет по старым устоям и на шаг не хочет уступать от них. Вспомним, как она учит своего сына Тихона обращаться с женой. Кабаниха утверждает, что муж должен вести себя с супругой очень строго. Для каждого события в жизни пары существует ряд традиций, которые нужно неукоснительно соблюдать. Например, во время прощания Катерина обязана падать Тихону в ноги. Мужчина должен приказывать жене ни на кого не глядеть. Безусловно, подобные сцены выглядят ненатурально и фальшиво. Но, по мнению Кабанихи, такие ритуалы помогают сохранить порядок в семье, который, в свою очередь, должен держаться на страхе. Кабаниха набожна, в ее доме всегда много странниц, и при этом она крайне жестока. Как может женщина, искренне верящая в Бога, желать закопать живьем человека в землю? Но именно это хотела сделать Кабаниха с Катериной, когда узнала, что та изменила ее сыну. Самоубийство Катерины никак не взволновало купчиху, она лишь отметила, что девушка своим поступком только опозорила семью Кабановых. Несмотря на открывшуюся измену, Тихон пожалел свою погибшую жену, но мать сказала ему, что постыдно испытывать жалость к такой девице.
Кроме изобретателя Кулигина, все герои произведения в какой-то мере самодуры. Даже Катерина с ее светлой и чистой душой вызывает удивление. Разве можно было полюбить такого морально слабого человека, как Борис? Я считаю, Катерина должна была задуматься над своими чувствами и понять, что не стоит страдать из-за этого мужчины. Ведь Борис совершенно ничего не предпринял, чтоб избавиться от унижений своего дяди. Более того, своею «любовью» он подвергал Катерину огромному риску. Мужчина знал, какой жестокий нрав у Кабанихи, и какая чуткая и нежная душа у его возлюбленной. Но все равно он искал встречи с Катериной. Борис тайно встречался с ней, пока ее муж был в отъезде. За соблазнение Катерины мужчину должны сослать в Тяхту. И Борис спокойно соглашается с этим. Катерина мучится и от осознания своего греха, и от того, что больше не увидит любимого. Во время последней встречи герой видит нравственные страдания возлюбленной. И о чем же думает Борис? В душе он желает, чтоб Катерина долго не мучилась и скорее умерла! Из-за этого человека главная героиня погубила свою жизнь!
Самодуром можно назвать и Варвару. Это безнравственная девушка, которая обманывает строгую мать и до поздней ночи гуляет с Кудряшом. Но самое страшное, что Варвара провоцирует главную героиню на измену мужу, утверждая, что не видит ничего страшного в чувствах девушки к Борису. Конечно, она это делает не из любви к Катерине, а ради собственного развлечения. Именно Варвара устраивает тайную встречу влюбленных. В смерти Катерины есть и ее вина.
Кроме того, самодуром в пьесе является и Тихон. Долгое время он живет по строгой материнской указке. В конце произведения герой осознает неправильность такой жизненной позиции. Ему искренне жаль Катерины, хоть та и изменила ему. Тихон – милосердный и добрый по натуре человек.
Своим произведением Н. Островский осуждает жестокость, ограниченность и невежество купеческой среды 19 века. В пьесе «Гроза» он изобразил людей-самодуров, которые отрицательно влияют на общественный прогресс и калечат судьбы других людей.
Другие темы: ← Образ города Калинов↑ ОстровскийТема греха в пьесе Гроза →
Популярные сочинения
(сочинение разбито на страницы)
Самодурство русского человека давно стало притчей во языцех. Его высмеивали Фонвизин, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Гоголь, Чехов. Список авторов можно продолжать бесконечно. Островский — один из таких авторов; его отличие от всех опальных состоит в том, что он был драматургом. В пьесе не может быть слишком длинных ремарок (отнюдь не они раскрывают характер героев), автор не имеет возможности выказать свое отношение к тому или иному герою или пуститься в длинные рассуждения. Для драматурга важно, чтобы характер герои был с максимальной полнотой очерчен с помощью его собственных реплик, а также характеристик, которые дают ему другие в глаза или за глаза. В этом сложность драматического произведения. Но русское самодурство Островский сумел раскрыть в полной мере: недостаток художественных средств компенсировался талантом автора.
Кто же предстает самодурами в пьесах Островского? Это представители и старшего, и младшего поколений: Дикой и Кабаниха в «Грозе»; Огудалова, Вожеватов, Паратов — в «Бесприданнице». Следовательно, самодурство связано вовсе не с солидным возрастом (всем известно, что родители любят ворчать на своих детей и часто недовольны их поведением), а с тем, что все эти люди — представители патриархального мира, наделенные хотя бы маленькой толикой власти.
В драме «Гроза» всем заправляют два ярких представителя патриархального мира — Кабаниха и Дикой.
Дикой — удачный портрет помещика-самодура. В самом начале пьесы мы слышим от Кулигииа рассказ о том, как Дикой удерживает с мужиков их жалкие гроши, наживая себе состояние. Да и Борис отзывается о своем дядюшке крайне нелестно. Но истинную природу характера Дикого мы понимаем в его разговоре с Кабанихой, когда он сам рассказывает о себе. У Дикого заведен обычай обругивать тех, кому он должен денег. Он себя специально настраивает так, чтобы обругать человека, и без этого уже не может. Именно такое поведение и называется самодурством: Дикому нет никакой пользы, выгоды от того, что он будет кричать на людей, однако он делает это исключительно ради собственного удовольствия.
Интересный персонаж Кабаниха. У нее нет никаких сомнений относительно правильности иерархических отношений патриархального быта. Она не считает себя неправой, когда всячески придирается (иное слово подобрать трудно) к Катерине. По мнению Кабанихи, правильный семейный порядок и уклад держатся на дисциплине и повиновении младших старшим. Таким образом, ключевые понятия для благополучия семьи в глазах Кабанихи — «страх» и «приказ». Это особенно хорошо видно в сцене отъезда Тихона, когда мать наказывает сыну держать жену в послушании.
Кабаниха подчиняет все в доме своей воле, причем это подчинение доходит до крайности, до нелепости. Она буквально перекрывает кислород своим детям. Хорошо хитрой Варваре, которая лишь внешне поддается власти матери. Но каково свободолюбивой и независимой Катерине, которая волей-неволей вынуждена подчиняться приказам свекрови?
Самое интересное, что Кабаниха не одобряет самодурства Дикого. Она с некоторой долей презрения относится к его буйству и к тому, что он выносит все происходящее у него в доме на люди. Сама она никогда не пожалуется посторонним на непорядки в семье. Но в одном они с Диким схожи: они чувствуют себя полновластными хозяевами в доме, маленькими царьками, требуют себе полного подчинения и повелевают людьми, не считаясь с их чувствами и желаниями.
Самодурство несколько иного рода показано в «Бесприданнице». Во-первых, главными действующими лицами являются люди молодые, если не считать Огудаловой и Кнурова. Но Кнуров полон сознания собственной значимости, ему ни к чему ее доказывать кому-то, поэтому поведение этого персонажа трудно анализировать.
На Огудаловой автор не слишком сильно сосредоточивает внимание. В ее отношении можно только сказать, что и она имеет в своем подчинении вполне свободного человека, а именно, — Ларису. Харита Игнатьевна пытается строить жизнь собственной дочери, неособенно согласуясь с нравственными принципами Ларисы. Так, она принимает подарки и деньги от Вожеватова и Кнурова и толкает дочь на сближение с ними. Всю жизнь мать как будто выставляла своих трех дочерей на торгах. Как мы узнаем, это не закончилось счастливо ни для одной из них. Но больше всех, конечно, страдала Лариса, потому что ее уже откровенно продавали, как залежавшийся товар на базаре.
Чрезвычайно важна роль Островского в истории рус-ской литературы. Пьесы его имеют для нас важнейшее познавательное значение. Островский не был спокойным, бесстрастным бытописателем русской жизни. Это был общественный трибун, демократ. Мы знакомимся по его пьесам с тяжелым, мрачным бытом «темного царства», с сочувствием следим за борьбой свободной, вольнолюби-вой личности с мертвящими устоями прошлого, учимся познавать богатство душевных сил человека и ненавидеть тот гнет, который мешал в прошлом свободному разви-тию личности. В ряду тем, выдвинутых жизнью, была одна, требовавшая неотложного освещения. Это тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купе-ческом быту, тирания, под гнетом которой задыхались не только члены купеческих семей, особенно женщины, но и трудящаяся беднота. Задачу обличения экономической и духовной тирании «темного царства» и поставил перед собой Островский в драме «Гроза».
Действие драмы «Гроза» происходит в провинциаль-ном городе Калинове, расположенном на берегу Волги. Невежество и полный умственный застой характерны для быта города Калинова. За внешним спокойствием жизни здесь кроются суровые, мрачные нравы. «Жестокие нра-вы, сударь, в нашем городе, жестокие!» — говорит бедняк Кулигин, механик-самоучка, испытавший на себе всю тщетность попыток смягчить нравы своего города и обра-зумить людей. В пьесе выступают две группы обитателей города Калинова. Одни олицетворяют гнетущую власть «темного царства» (Дикой, Кабаниха), а другие — жертв «темного царства» (Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш, Варвара). Они одинаково ощущают грубую силу «темного царства», но по-разному выражают свой протест против этой силы.
Деспотизм, необузданный произвол, невежество, грубость — вот те черты, которые характеризуют образ самодура Дикого, типичного представителя «темного царства». Смысл жизни для Дикого — приобретать, уве-личивать богатство, а для этого все средства хороши. Он самый богатый и знатный человек в городе. Капитал раз-вязывает ему руки, дает возможность беспрепятственно куражиться над бедными и материально зависимыми от него людьми. Вот как говорят о Диком герои пьесы. Шапкин: «Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.»; Кудряш: «…у него вся жизнь основана на ругательстве… А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходит-ся… А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит. Целый день ко всем придирается.» Грубый и бесцеремонный Ди-кой куражится перед племянником Борисом, перед до-машними. Борис замечает: «Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!»; «А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!». Прижимистость и разнузданность — это не сугубо индивидуальные качества Дикого. Это типичные черты патриархального купечества.
Образ суровой и властной Марфы Игнатьевны Каба-новой позволяет нам познакомиться еще с одной разно-видностью представителей «темного царства», такой же типичной, как Дикой, но еще более зловещей и мрачной. Кабаниха любит беспрекословное повиновение, в ее ре-чах постоянные попреки, жалобы на непочтительность. В доме Кабанихи царит атмосфера жестокости, униже-ния. Она тиранит своих близких, «поедом ест», «точит, как ржа железо»; «ханжа, сударь! Нищих оделяет, а до-машних заела совсем». Кабаниха считается с тем, что принято, чего требует порядок, чтит сложившиеся в ее сословии традиции, ритуалы. По ее глубочайшему убеж-дению, жена должна покоряться мужу, жить в страхе пе-ред ним, как того «требует порядок». Она вразумляет Ти-хона, не понимающего, для чего Катерина должна его бо-яться: «Как зачем бояться? Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же порядок-то в доме будет?» Кабанова крепко держится за порядок, за соблюдение формы. Особенно наглядно это проявилось в сцене прощания с Тихоном. Мать требует, чтобы сын для порядка дал жене наказы: не грубить свекрови, не сидеть без дела, чтобы на чужих мужчин не смотрела. Жена обя-зана долго и громко выть, проводив мужа. Кабаниха не просто соблюдает домостроевские нормы, она борется за них. На вид она благочестива и набожна. Но религия для нее — только средство держать в повиновении окружаю-щих («Весь дом… на обмане держится»).
Зло, ханжество, ложь — вот черты нравственного об-лика «темного царства».
А как другие персонажи пьесы относятся к морали Дикого и Кабанихи? Кулигин осуждает купечество за жестокость, мечтает об «общей пользе, о всеобщем бла-годенствии», но это лишь мечты. Во взаимоотношении с самодурами он считает наилучшим терпеть и угождать. Жизненная философия Варвары — «делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Кудряш уживается с Диким, применяется к обстановке и находит возмож-ности весело жить и в среде Диких. Тихон, человек доб-рый, но безвольный, под давлением матери потерял вся-кую способность думать и жить самостоятельно.
И только Катерина смогла бросить протест миру жес-токости и деспотизма. Протест Катерины, конечно, сти-хийный. Но он по-своему отразил недовольство обще-ственным и семейным неравенством, тиранией имущих. Добролюбов назвал Катерину «лучом света в темном цар-стве». Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробуд-ный мрак «темного царства».
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его (Дикого) “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит “с езуитом” вместо “с иезуитом”), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью (“Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!”), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” — обращается к Дикому.
Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубе»е, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того врем
И П.С. Мочалова. Большое влияние на формирование мировоззрения молодого Островского оказали статья В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Уже в своих первых произведениях Островский показал себя последователем «гоголевского направления» в русской литературе, сторонником школы критического реализма. Свою приверженность к идейному реалистическому искусству, стремление следовать заветам В.Г.Белинского…
Гнезда», «Войны и мира», «Вишневого сада». Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею «лишних людей» в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов. Анализируя роман «Евгений Онегин», Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что в «Онегине» Пушкин «решился…
Смыслом жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей федой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость “темного царства”. Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над тем, что сковывало ее волю и разум. Катерина решается на самоубийство. …
Жизни героини. Катерина вступает в конфликт не только с окружающей средой, но и самой собой. В этом трагизм положения героини. Если бы сценой покаяния завершалась драма, в ней была бы показана непобедимость «темного царства». Но драма завершается нравственной победой Катерины и над силами, сковывавшими ее свободу, и над темными представителями, сковывавшими ее волю и разум. Катерина решается на…
А.Н. Островский в пьесе «Гроза», написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского — Дикого и Кабаниху. Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки. Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал. В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого «ругателем», Кудряш же называет его (Дикого) «пронзительным мужиком». Кабаниха называет Дикого «воином». Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса. Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее «ханжой» и говорит, что она «нищих оделяет, а домашних заела совсем». Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою. Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: «Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом». Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен (говорит «с езуитом» вместо «с иезуитом»), так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье. Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью («Ты еще что тут! Какого еще тут черта водяного!»), что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным. Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: «Ну, ты не очень горло-то распускай!» — обращается она к Дикому. Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих. Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения. Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него. Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих. Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие. Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее. Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели. Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной. Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.