Что значит садовое кольцо
Садовое кольцо
История Садового кольца
Изначально застройка кольца была малоэтажной, но в начале 20 века вдоль уже довольно важной транспортной артерии стали строить многоэтажные доходные дома, конторы и коммерческие здания. После Революции 1917 года их заселили рабочими, а Садовое кольцо продолжили застраивать жилыми и общественными зданиями. К сожалению, сады были вырублены: в 1930-х проезжую часть расширяли и асфальтировали в соответствии с планом Лазаря Кагановича по перепланировке Москвы, и в 1937 линию садов полностью уничтожили. Трамвайные пути также были демонтированы, вместо трамвая по маршруту пустили троллейбус. После Великой Отечественной войны 1941-1945 за реконструкцию Садового кольца взялись с новыми силами, и его улицы постепенно превратились в широчайшие проспекты с эстакадами, тоннелями, развязками и подземными переходами.
В виде гигантской кольцевой магистрали в центре города Садовое кольцо дошло и до наших дней. В 2016-2017 годах тротуары вдоль многих участков кольца были расширены и озеленены, благодаря чему оно приобрело более человечный вид, но в целом его суть не изменилась.
Улицы и площади Садового кольца
Историческое Садовое кольцо объединяет 15 улиц, 3 бульвара и 18 площадей, расположенных друг за другом по маршруту кольца.
2. Садовая-Триумфальная улица;
3. Садовая-Каретная улица;
4. Садовая-Самотёчная улица;
5. Самотёчная площадь;
6. Садовая-Сухаревская улица;
7. Малая Сухаревская площадь;
8. Большая Сухаревская площадь;
9. Садовая-Спасская улица;
10. площадь Красные Ворота;
11. Лермонтовская площадь;
12. Садовая-Черногрязская улица;
13. площадь Земляной Вал;
14. площадь Цезаря Куникова;
15. улица Земляной Вал;
16. площадь Курского Вокзала;
17. Таганская площадь;
18. Нижняя Краснохолмская улица;
19. улица Зацепский Вал;
20. Павелецкая площадь;
22. Серпуховская площадь;
23. улица Коровий Вал;
25. улица Крымский Вал;
26. Калужская площадь;
27. Крымская площадь;
28. Зубовский бульвар;
29. Зубовская площадь;
30. Смоленский бульвар;
31. Смоленская-Сенная площадь;
32. Смоленская площадь;
33. Новинский бульвар;
34. Кудринская площадь;
35. Садовая-Кудринская улица;
36. Большая Садовая улица.
Архитектура Садового кольца
Хотя в целом Садовое кольцо застроено зданиями разных эпох, и о каком-то едином историческом облике застройки говорить не приходится, вдоль магистрали расположено большое количество любопытных зданий и памятников архитектуры.
Также внимание привлекают Шереметевская больница (странноприимный дом), Провиантские склады, доходный дом Миансаровой и ряд других зданий.
Памятники Садового кольца
1. Памятник Владимиру Маяковскому на Триумфальной площади;
3. памятник Сергею Образцову на Садовой-Самотёчной улице;
4. памятник Михаилу Лермонтову на Лермонтовской площади;
5. скульптура «Сезонник» на Лермонтовской площади;
6. памятник Алишеру Навои на Серпуховской площади;
7. памятник Владимиру Ленину на Калужской площади;
8. памятник Николаю Томскому на улице Крымский Вал;
10. памятник Фёдору Шаляпину на Новинском бульваре;
Кроме того, в скверах вдоль Садового кольца установлено некоторое количество безымянных скульптур и стела в память о Сухаревой башне на Большой Сухаревской площади.
Это не самое подходящее и комфортное место для прогулок, но те, кто на это решатся, увидят вдоль кольца большое количество знаковых московских достопримечательностей и памятников.
Кольцо перемен, или История Садового от Скородома XVI века до видовых зон века XXI
Летом 1591 года хан Казы-Гирей собрал под стенами Москвы 150-тысячную крымско-ногайскую армию. Она потерпела поражение, но границу города решили все же укрепить. Иван Забелин в «Истории города Москвы» писал: «Годунов тотчас же по удалении хана в видах большей безопасности от нового такого нашествия занял московскую чернь постройкою вокруг всех посадов деревянного города». На его стенах сделали глухие и проездные башни, под ними насыпали земляной вал, а снаружи выкопали ров и заполнили его водой. Эта стена высотой около пяти метров протянулась больше чем на 15 километров.
Укрепления выросли всего за год (1591–1592 годы), за что в народе получили имя Скородум, или Скородом. Есть еще одна версия происхождения названия: на территории между Белым и Земляным городом дома порой строили на скорую руку, потому что эту часть города часто разрушал, сжигал неприятель.
Впрочем, разрядные книги и летописи сообщают, что Деревянный город существовал в Замоскворечье еще до набега татар. Это название упоминается в записи из разрядной книги о том, что Борису Годунову было поручено для обороны «обоз поставити за Москвою за рекою, за Деревянным городом, промеж Серпуховские и Калужские дороги». Но в этой же книге за май 1591-го можно найти и такую запись: «Тово же году делали на Москве за Москвою рекою деревяной город окольничей Ондрей Петрович Клешнин да с ним головы у городовова дела Василей Яковлев сын Щепин Волынской да Матвей Павлов сын Проестев». Вероятнее всего, сначала Деревянный город появился только в Замоскворечье, а весь город окружили укреплением только спустя три года.
Деревянный город в кольце пожаров
В 1611 году сгорела большая часть Деревянного города, кроме участков между Мясницкой и Покровкой, а также между Покровкой и Яузой. В 1638–1640 годах сгоревшие укрепления заменили новыми — Земляным валом, отодвинувшимся дальше от центра города. Перед мощным валом вырыли ров, а в 1659-м соорудили деревянную ограду. С 1638 по 1742 год вал служил таможенной границей Москвы.
В XVIII веке он окончательно утратил свое оборонительное значение: в одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади. На многих из них появились рынки. Строения по обеим сторонам Земляного города были в основном деревянными, и почти все они сгорели в пожаре 1812 года, когда Москву заняли войска Наполеона.
Палисадники и площади Садового
Комиссия для строений Москвы, организованная сразу после войны 1812 года, решила судьбу Земляного города. Вал разрушили, ров засыпали, а половину освободившегося пространства заняли мостовые и тротуары. Свободную землю озеленяли хозяева домов, которые сами решали, что именно сажать, — правда, вид этих насаждений не подчинялся никакому общему плану.
К 1830-му проект обновления бывшего вала воплотили в жизнь: без палисадников остались только участки в Замоскворечье и площади. Зубовский и Смоленский валы стали общественными бульварами, а Новинский — место народных гуляний — до 1877 года оставался широкой площадью.
От конки до «букашки»
Бульвары существовали недолго. В конце XIX века на кольце проложили рельсы для конки, движение которой запустили 25 июня (7 июля по новому стилю) 1872 года на временном участке от Иверских ворот до нынешнего Белорусского вокзала. Первая постоянная линия появилась в Москве к 1874-му и тянулась от Иверской часовни до Петровского парка через Страстную площадь и Тверскую Заставу. В 1912 году на смену конке пришли электрические трамваи. Маршрут получил литеру Б, и в народе его прозвали «букашкой». Четверть века спустя вместо трамваев запустили троллейбусы.
На начало ХХ века пришелся и строительный бум. Вместо малоэтажных зданий вдоль Садового кольца выросли коммерческие, административные и высотные жилые дома. После революции Садовое вновь начали застраивать жилыми и государственно-общественными зданиями. В это же время с карты Москвы исчез знаменитый Сухаревский рынок, а за ним и Смоленский.
Вместо садов — тоннели и эстакады
В 1930-х годах Садовое кольцо заасфальтировали, а потом, чтобы расширить проезжую часть, убрали почти все палисадники. В 1934 году снесли одну из главных достопримечательностей кольца — Сухареву башню, построенную в конце XVII века. На защиту красавицы, прозванной невестой колокольни Ивана Великого, вставали Алексей Щусев, Игорь Грабарь, Анатолий Эфрос и другие деятели искусства. Но решающее слово осталось за Сталиным. В народе ходили слухи, что вождь мечтает отыскать Черную книгу графа Якова Брюса, который будто бы замуровал ее в одной из стен башни.
В 1937 году вся линия садов была снесена. В это же время через Москву-реку перебросили новые мосты — Крымский и Большой Краснохолмский. В 1948–1954-м на кольце выросли три из семи сталинских высоток: здание МИД на Смоленской площади, жилой дом на площади Восстания (сейчас — Кудринская площадь) и административно-жилой комплекс на площади Красные Ворота. В начале 1950-х годов была построена Кольцевая линия метро, южная часть которой (от станции «Курская» до «Парка культуры») прошла под Садовым кольцом.
Транспортная нагрузка на магистраль продолжала расти, и довольно скоро городу пришлось сооружать подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Особенно активно их строили в 1950–1960-х годах, когда столица наверстывала упущенное за время войны. Тоннели, развязки, эстакады и подземные переходы появлялись в самых загруженных местах: на Крымской, Самотечной, Таганской, Добрынинской, Октябрьской площадях, площади Маяковского (сегодня — Триумфальной) и на пересечении с проспектом Калинина (сейчас — Новым Арбатом).
Новая жизнь кольца: сады, видовые зоны и скейт-парк под эстакадой
Сегодня программа «Моя улица» возвращает кольцу сады. В прошлом году Садовое украсили липы, клены, рябины, декоративные яблони и другие деревья, а в этом здесь высадят вязы, дубы, клены, липы, рябины, яблони и черемуху.
В 2017-м работы идут на участке от Долгоруковской улицы до Смоленской площади. Здесь создают скверы, приводят в порядок дворы, устанавливают уличную мебель, расширяют тротуары и укладывают новую плитку и асфальт. На участке кольца длиной 12,1 километра появится 14 видовых зон с павильонами, зеленью, местами для массовых мероприятий и выставок.
Вокруг Самотечной эстакады разобьют цветники и высадят деревья, установят деревянные скамейки и сделают дополнительное освещение. У торгового центра «Атриум» с помощью плитки «нарисуют» тропинки, а возле них сделают зоны отдыха с лавочками и деревьями. Территория возле станции метро «Добрынинская» из транзитной зоны превратится в место встреч и представлений.
Фотографии предоставлены Главархивом Москвы
Садовое кольцо (Москва)
— система улиц, образующих круг в центре Москвы.
Длина садового кольца — 15,6 км, ширина — 60 – 70 м.
По Садовому кольцу следует кольцевой маршрут автобуса Б («Букашка»).
Несмотря на то, что Садовое кольцо теперь, прежде всего, автомобильная трасса, здесь широкая пешеходная зона и много достопримечательностей. Например, Дом музей писателя Чехова А.П. (Садовая-Кудринская улица, д. 6), Московский планетарий (Садовая-Кудринская улица, д. 5), Дом-музей Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар д. 25-27), Сад Аквариум (Большая Садовая улица, у дома 16) и др.
Название
Название «Садовое кольцо» система улиц получила в первой половине 19 века. В 1816 году стартовал проект создания кольцевой улицы на месте древних фортификационных сооружений вокруг Москвы. Владельцев домов обязали разбить сады вдоль этой улицы. Проект был реализован к 1830 году.
К настоящему времени сады не сохранились.
Улицы Садового кольца
🏡 Триумфальная площадь
Рядом находится небольшой уютный Сад Аквариум.
🏡 Садовая-Триумфальная улица
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🏡 Садовая-Каретная улица
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🏡 Садовая-Самотёчная улица
Здесь располагаются Центральный театр кукол имени С. В. Образцова (д. 3), особняк 1881 г., архитектор М. Г. Пиотрович (посольство Ливана).
🏡 Самотёчная площадь
🏡 Садовая-Сухаревская улица
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🚇 м. Цветной бульвар, Сухаревская.
🏡 Малая Сухаревская площадь
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🏡 Большая Сухаревская площадь
🏡 Садовая-Спасская улица
Здесь находится Высотное здание на площади Красных Ворот (1947 – 1952, архитекторы А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев, одна из «Сталинских высоток Москвы»). Здесь жили театральный режиссёр Л. В. Варпаховский, хирург С. С. Юдин. На этом месте стоял дом, в котором родился поэт Лермонтов Михаил Юрьевич (1814 – 1841). Памятник поэту располагается рядом, на Лермонтовской площади.
🚇 Сухаревская, Красные ворота.
🏡 Площадь Красные Ворота
Здесь располагается вестибюль станции метро «Красные ворота», которая была открыта 15 мая 1935 года.
🏡 Лермонтовская площадь
Здесь находится памятник поэту Лермонтову Михаилу Юрьевичу (1814 – 1841) — открыт 4 июня 1965 года (сооружен в ознаименование 150-й годовщины со дня рождения поэта). Авторы — скульптор И. Д. Бродский, архитекторы Н. Н. Миловидов, Г. Е. Саевич, А. В. Моргулис.
🏡 Садовая-Черногрязская улица
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🏡 Площадь Земляной Вал
🚇 Красные ворота, Курская.
🏡 Площадь Цезаря Куникова
Названа в честь Героя Советского Союза Цезаря Львовича Куникова (1909 – 1943) — участника Второй мировой войны, командира десантного отряда, захватившего плацдарм «Малая земля».
🚇 Красные ворота, Курская.
🏡 Улица Земляной Вал
Здесь расположены здания 19 – начала 20 веков.
🚇 Курская, Чкаловская, Таганская, Марксистская.
🏡 Площадь Курского Вокзала
🏡 Таганская площадь
Здесь располагается Театр на Таганке.
🏡 Нижняя Краснохолмская улица
Здесь располагается Московский международный дом музыки.
🏡 Улица Зацепский Вал
🏡 Павелецкая площадь
Здесь располагается Павелецкий вокзал.
🏡 Валовая улица
🏡 Серпуховская площадь
🏡 Улица Крымский Вал
Здесь располагается Центральный дом художника — в здании, помимо выставочного зала, располагается филиал Третьяковской галереи.
🏡 Крымский мост
С Крымского моста открывается замечательный вид на Москву-реку, Центральный парк культуры и отдыха им. Горького, Воробьевы горы, Памятник Петру I «В ознаменование 300-летия российского флота», центр Москвы. Крымский мост — одна из лучших смотровых площадок Москвы.
🚇 м. Парк культуры (400 м.), м. Октябрьская (600 м.).
🏡 Крымская площадь
🏡 Зубовский бульвар
🏡 Зубовская площадь
🏡 Смоленский бульвар
🏡 Смоленская-Сенная площадь
🏡 Смоленская площадь
🏡 Новинский бульвар
Здесь располагается Дом-музей Ф. И. Шаляпина.
🚇 Смоленская, Баррикадная, Краснопресненская.
🏡 Кудринская площадь
🏡 Садовая-Кудринская улица
🚇 Баррикадная, Краснопресненская, Маяковская.
🏡 Большая Садовая улица
Здесь находятся Здесь находятся Театр имени Моссовета и сад Аквариум, Московский академический театр Сатиры.
Садовое кольцо: история, эстетика, мистика
Предыстория, написанная мечом и огнём
История Садового кольца во многом похожа на историю Бульварного: изначально это был оборонительный рубеж, четвёртый по счёту от Кремля. В конце XVI века здесь проходила граница города, и Борис Годунов распорядился её укрепить — насыпать валы, сверху поставить дубовые стены с глухими и проездными башнями, снаружи выкопать ров и заполнить его водой. Так Москва «ощетинилась» против набегов крымских татар.
По тогдашним меркам заграждение построили быстро — всего за год (1591–1592), поэтому в народе его окрестили Скородомом. Официальное название — Деревянный, или Земляной, город. Так же стали именовать и район, изнутри ограниченный Белгородской стеной и излучиной Москвы-реки; в нём жили в основном ремесленники, торговцы и крестьяне. В Замоскворечье селились стрельцы, поэтому его называли Стрелецкой слободой.
Столетие спустя линия обороны превратилась в таможенную границу. В одних местах вал осыпался сам, в других его разровняли, образовав широкие проезды и площади. На многих из них раскинулись бойкие рынки, например Смоленский и Сухаревский. Строения по обеим сторонам Земляного города были преимущественно деревянными, и почти все они сгорели в разрушительном пожаре 1812 года, когда столицу заняли войска Наполеона.
Где город был, там будет сад
Сразу после Отечественной войны 1812 года была организована «младшая коллега» Каменного приказа Екатерины II — Комиссия для строения Москвы. Её главной задачей стала помощь жителям, потерявшим свои дома. Работала комиссия эффективно: большинство строений восстановили в течение пяти лет.
Один из проектов учреждения, утверждённый в 1816 году, касался судьбы Земляного города. Вал окончательно разрушили, ров засыпали, получившуюся дорогу замостили булыжником, образовав широкие улицы. Дистанция между домами по обе стороны кольца составляла в среднем 60 метров, примерно половину отдали мостовым и тротуарам. Свободную землю поручили озеленить хозяевам домов — в обязательном порядке, но каждый решал сам, что именно сажать.
В последующие 15 лет кольцо честно заслужило звание Садового — насаждений не хватало лишь на площадях и некоторых замоскворецких улицах (то ли строптивыми оказались потомки стрельцов, то ли бедными). Некоторые участки кольца, например Смоленский и Зубовский Валы, превратились в общественные бульвары, а на просторной площади Новинского Вала почти до конца XIX века проходили народные гулянья.
Кольцо Б — без садов
Увы, палисадники просуществовали всего около века. Виной тому постоянно растущая интенсивность дорожного движения. Как и на Бульварном кольце, в конце XIX столетия на Садовом проложили рельсы для конки, а в 1912 году пустили электрические трамваи. Маршруту, а позже и всей магистрали, досталась литера Б (подходящего имени не нашлось, и в народе его звали «букашкой»). Четверть века спустя на смену трамваям пришли троллейбусы.
В 1930-х годах Садовое кольцо пережило своеобразную репрессию: сначала его заасфальтировали, а потом лишили почти всех палисадников, чтобы расширить проезжую часть. Но транспортная нагрузка продолжала увеличиваться, и довольно скоро пришлось выходить из плоскости — сооружать подземные тоннели и переходы, мосты и эстакады. Особенно активно строили развязки в 1950–1960-х годах, когда Москва навёрстывала упущенное за время Великой Отечественной.
Кстати, Кольцевая ветка столичного метро, открытая в 1950–1954 годах, была заложена ещё во время войны. Сначала эту линию планировали целиком провести под Садовым кольцом, но потом решили привязать её к наиболее напряжённым точкам пассажиропотоков, иначе говоря к вокзалам. В итоге под магистралью расположился только южный участок Кольцевой линии — от «Парка культуры» до «Курской».
Садовое кольцо — одна из самых востребованных и загруженных городских трасс. И зачастую это один из наиболее удобных контуров для перемещения по Москве. То и дело возникают предложения по его оптимизации, порой достаточно радикальные. Например, в начале 2000-х годов обсуждался проект, согласно которому движение по магистрали должно стать односторонним, причём направленным против часовой стрелки. План так и остался на бумаге: специалисты посчитали, что проезжая часть более шести полос будет сама себя тормозить. Так что сегодня Садовое по-прежнему едет в обе стороны.
Боевое прошлое, мирное настоящее, зелёное будущее
Садовое кольцо — свидетель и активный участник многих поворотных и трагических событий отечественной истории. Во время революций 1905 и 1917 годов на его площадях и улицах вырастали баррикады, противники устраивали яростные перестрелки и рукопашные схватки. В доме № 10 на Садовой-Триумфальной, где раньше размещалась губернская земская управа, в ноябре 1917 года представители Комитета общественной безопасности подписали акт о капитуляции, передав Москву в руки большевиков.
В начале Великой Отечественной войны кольцо Б, как и Бульварное, вновь стало рубежом обороны. А в июле 1944 года, после поражения фашистской группировки в Белоруссии, по Садовому провели колонну пленных немцев.
В наши дни Садовое нередко становится ареной шествий, но уже исключительно мирных. Несколько раз в год кольцо перекрывают частично или полностью, чтобы отдать его участникам марафонов, велопарадов или автопробегов.
Кроме того, магистраль является одним из приоритетных объектов городской программы реконструкции «Моя улица». Уже стартовал первый этап: обновляют и убирают под землю инженерные коммуникации — электрокабели, теплосети, газо- и водопроводы. Скоро начнется и второй этап: на всём протяжении Садового проезжую часть выровняют по ширине, организуют дополнительные парковки, обновят мостовые, разместят энергосберегающие фонари, удобные скамейки и остановки общественного транспорта. И самое главное — кольцу вернут сады: планируется высадить 1,5 тысячи деревьев. Реализация проекта рассчитана на три года.
Загадочная Сухарева башня
На Садовом кольце много интересных, так или иначе примечательных зданий. Но хорошо бы вспомнить и те сооружения, что не дожили до наших дней, хотя имели на это полное право. Наверное, самое знаменитое среди них — Сухарева (или Сухаревская) башня. Построенная в конце XVII века, она почти два с половиной века была одним из символов столицы — её упоминает и Лермонтов в очерке «Панорама Москвы», и Владимир Гиляровский в книге «Москва и москвичи».
За внушительный «рост» (60 метров) и пышность башню называли невестой Ивана Великого — кремлёвской колокольни, которая долго была самым высоким зданием города. А поскольку очертаниями готическое сооружение напоминало корабль, автором проекта народная молва упорно считала отца русского флота Петра I. Вопрос спорный, но форма дала себя знать: в начале XVIII века в башне действовала Навигацкая школа, чьи воспитанники стали прообразами героев киноэпопеи «Виват, гардемарины!».
С названием тоже не всё ясно. По идее, каменное строение должно было унаследовать имя своего предшественника — деревянных Сретенских ворот Земляного города. Наиболее распространенная версия гласит, что башню назвали в честь воеводы Лаврентия Сухарева, чей стрелецкий полк остался на стороне молодого Петра во время спора за престол с царевной Софьей. Именно его подразделение охраняло сначала ворота, а потом и башню.
Вероятно, это одна из легенд, окружающих каменную красавицу. Другая связана со сподвижником Петра I, начальником Навигацкой школы графом Яковом Брюсом, видным военным деятелем и учёным. За обширные знания и замкнутый образ жизни его считали колдуном. По преданию, Брюс замуровал в одной из стен башни «чёрную книгу», в которой описаны различные магические секреты.
Сухарева башня сыграла множество ролей: московская контора Адмиралтейской коллегии использовала её как склад, в XIX веке здание переоборудовали в водонапорную башню, а в XX веке разместили в нём Московский коммунальный музей. Увы, ни статус культурного памятника петровской эпохи, ни «богатый репертуар» не спасли башню. Генеральный план реконструкции Москвы, разработка которого началась в 1931 году, подписал зданию приговор: снести, чтобы не мешало дорожному движению.
На защиту Сухаревой башни неоднократно вставали видные деятели искусства — Алексей Щусев, Игорь Грабарь, Анатолий Эфрос и другие. Но решающее слово, как и в случае с памятниками Пушкину и Гоголю на Бульварном кольце, осталось за Сталиным. И в 1934 году башню разрушили. Почти два месяца ломали — крепко строили, на века. И вновь без легенд не обошлось: ходили слухи, будто вождь мечтает отыскать «чёрную книгу» знаменитого мага.
Совершенно уничтожить башню не удалось. Её мощный фундамент до сих пор прячется под Садовым кольцом, а на Большой Сухаревской площади в 2006 году установлен памятный знак. Башенные часы висят на Передних воротах Государева двора музея-заповедника «Коломенское». Сохранился и наличник одного из окон — его вмонтировали в стену Донского монастыря. Не исключено, что этим фрагментом любовался «угрюмый» памятник Гоголю, пребывавший здесь «в ссылке»…
В начале 1980-х Мосисполком проводил конкурс на проект восстановления Сухаревой башни, но мероприятие закончилось ничем. А вот писатель Кир Булычёв в одной из своих книг предсказал, что знаменитое сооружение будет возрождено в конце XXI века. Поживём — увидим?
…Садовое кольцо хранит множество удивительных загадок и невероятных историй. Хотите к ним прикоснуться? Нет ничего проще: садитесь в троллейбус Б, который до сих пор ходит по прежнему круговому маршруту. Внимательно смотрите по сторонам и слушайте — порой даже камни могут многое рассказать…