Что значит рукоположен на служение
Таинство Священства (Рукоположение)
Среди семи Таинств, существующих в православии, есть священнодействие Хиротония (его еще называют Рукоположение). Через него на человека изливается Благодать от Всевышнего, чтобы наделить его Святыми Дарами. Это своеобразное благословение на последующее служение, дающее ему право самому совершать Таинства. Хиротония обязательно проводится в алтаре, по этой причине к священнодействию допускаются только мужчины.
Рукоположение в православии
Рукоположением в православной церкви называют возложение рук патриархом или архиереем на человека, готового облачиться в священный сан. В результате этого священнодействия принимается сан:
Таинство рукоположение в архиерея должен проводить обязательно патриарх. Остальные хиротонии может совершать как патриарх, так и митрополит, епископ или архиерей. Другими словами, Хиротонию не дозволяется проводить равному священному чину, в Таинстве обязательно участие представителя высшей церковной иерархии.
Важно отметить, что это священнодействие ведет свою историю со времен раннего христианства. Самыми первыми священнослужителями были ученики Иисуса Христа.
Требования к ставленникам
Человека, принимающего участие в Хиротонии, именуют ставленником. Чтобы дослужиться до сана священника, он обязан одну за другой пройти все стадии Рукоположения с посвящения в низший сан – чтеца.
Какими качествами и особенностями должен обладать ставленник подробно описывает еще апостол Павел в своем послании. Сформулированные им заветы сохраняются до сих пор. На основании послания Павла церковью были оформлены правила, за соблюдением которых строго следят. Проверка на соответствие им в обязательном порядке проводится перед Таинством Рукоположения.
Ставленник, планирующий принять новый сан, обязан соответствовать определенным требованиям. Он должен быть:
Канонические препятствия к Священству
Существует ряд условий, которые могут препятствовать человеку принять Таинство Рукоположения. К ним относятся:
Ставленники в обязательном порядке должны соблюдать эти ограничения, так как это люди, которые должны стать примером и образцом подражания для всех прихожан. По этой причине они должны обладать безупречной репутацией.
Интересно, что на наперсном кресте, который получает иерей, выгравировано: «Образ буди верным чистотой, верою, житием». Священнослужитель, прошедший Таинство Рукоположения, должен соответствовать этим словам.
Апостольские правила также гласят, что чтецу, который вел интимную жизнь до венчания, запрещается в будущем становится иподиаконом, диаконом или священником. Это же правило распространяется на диаконов и иподиаконов.
Православная церковь разрешает вступать в брак исключительно чтецам и иподиаконом. Дослужившись до сана диакона или священника, человек уже не может жениться.
Ход Таинства Священства
Данное Таинство совершается во время Божественной литургии. Если это иерейское Рукоположение, то оно происходит после исполнения Херувимской песни. После этого диаконы берут под руки ставленника, заранее занявшего место перед Царскими вратами. Они произносят: «Повели. Повелите!».
После этого все вместе проходят к Престолу в алтаре. Перед ним восседает архиерей. Когда исполняют венчальные тропари, ставленник с диаконами трижды обходит Престол, целует его и кладет земные поклоны. В завершении он становится на колени перед Престолом, а архиерей, возложив на него руки, произносит особую молитву для этого случая, символизирующую совершение Таинства.
Не случайно исполняются именно венчальные тропари, так как в этот момент Священнодействия символически совершается венчание ставленника с церковью. Данный образ символизирует, что ставленник, принявший участие в Таинстве, целиком посвящает себя служению Всевышнему и своим прихожанам. В знак этого иерей снимает обручальное кольцо. Также это делается, т.к. священнослужитель не должен иметь никаких мирских украшений, если даже они символически указывают на его брачные отношения.
Божественную Благодать, которая должна снизойти на ставленника, призывает архиерей. В тот момент, когда она изливается, считается, что отныне Господь будет сам наделять священника силами, необходимыми ему для служения православной церкви.
Архиерей, прочитав специальную молитву, выводит прошедшего Таинство ставленника к амвону через Царские врата и возглашает: «Аксиос» (это переводится как: «Достоин»). Клир и хор в ответ трижды поют «аксиос». Затем надевает на него поручи, епитрахиль, фелонь. Из рук архиерея он получает служебник и наперсный крест.
В завершении архиерей говорит ставленнику, прошедшему Таинство: «Христос посреде нас», а ставленник целует правое и левое плечи архиерея и его руку со словами: «и есть и будет». В знак святости и чистоты новый иерей должен быть облачен исключительно в белые одежды.
Уже в алтаре архиерей дает наставления рукоположенному иерею. До завершения Божественной литургии последний молится у алтаря. В конце Таинства он произносит заамвонную молитву.
Рукоположение для служения. Возложение рук священства.
Давайте шаг за шагом проследим, как Бог действовал в ветхом завете, ибо это образы для нас. А затем посмотрим, как в новом завете говорится о рукоположении. Для чего нужно рукоположение, кто может это делать, и для кого предназначено. Мы не будем говорить здесь об исцелении. Для исцеления через возложение рук есть отдельная тема.
Народ возлагал руки
Что мы видим в этом примере? Было повеление Бога об отделении сынов Левия для служения в скинии и храме. Колено Левия не имело части в той земле, какую они взяли. Вместо этого народ Израильский должен был содержать их, принося десятины и приношения. Для чего такая сложность? Достаточно было бы повеления Бога и всё. Сегодня, кстати, многие утверждают, что их Бог поставил на какое-то служение, однако они не хотят получать одобрение от других верующих.
Мы видим в новом завете как выбирались пресвитера и дьяконы. Мы видим, что даже апостолов должна была проверять Церковь. Другими словами есть некая взаимосвязь между теми, КТО служит и КОМУ служат.
То есть люди знали этих людей и подтверждали своим выбором, что они доверяют им.
И снова мы видим способ выбора служителя – его жизнь, хождение перед людьми, его семья.
Испытание служителя
Что мы здесь видим? Что необходимо иметь служителю, чтобы его допустили до служения? СВИДЕТЕЛЬСТВО. То есть другие люди должны были дать своё согласие на то, чтобы тот или иной человек стал служителем.
Все эти примеры говорят о служении пресвитера (старейшины), епископа (букв. Надзиратель, страж, блюститель) и дьякона (слуга). И мы видим в Слове, что только на служение пресвитера люди рукополагались.
Пятигранное служение
Его так называют из-за того, что эти пять служений происходят непосредственно от Бога.
Давайте рассмотрим, как на эти пять служений поставлялись люди.
Апостол
Есть два примера призвания на апостольское служение, не считая призыва Христа 12 апостолов. Кстати, о них написано, что Он их избрал.
Очень важно. Никакого рукоположения не было.
И снова тоже самое. По определенным критериям выбирается двенадцатый апостол.
Здесь мы видим пятерых человек, которые названы пророками и учителями. И опять же – нигде не приводится упоминание о том, как они были поставлены на служение пророка и учителя. Мы видим следующий этап – Дух Святой обращается к ним и говорит, чтобы они ОТДЕЛИЛИ Варнаву и Савла. И видим, что оставшиеся 3 человека возлагают руки на избранных Апостолов и таким образом ОТДЕЛЯЮТ их для Бога. Очень похожее действие мы разбирали из книги Чисел, когда народ возлагал руки на левитов, ОТДЕЛЯЯ их для служения.
Вывод
То, что касается служения Апостолов, мы видим различные методы – Иисус избрал и поставил, 11 апостолов кидают жребий, пророки и учителя рукополагают.
Есть ещё некоторые спорные места, где Тимофей назван Апостолом и сказано потом о каком-то даровании, которое он принял.
…мы могли явиться с важностью, как Апостолы Христовы, но были тихи среди вас, подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими. (1Фесс.2:7)
Скорее всего, судя по наставлениям Павла, это служение имеет отношение к учительству или еписковству. Наличие двух служений у одного человека мы уже встречали, когда говорили о Павле и Варнаве.
Пророк
Нет ни одного места в Слове, которые бы говорили о рукоположении пророков.
Учитель
Единственное место, где, ВОЗМОЖНО, речь идет о рукоположении учителя, приводится выше, в случае с Тимофеем.
И ещё одно упоминание про избрание, правда в негативном ключе читаем в 2 Тимофея 4.4, где Павел говорит, что люди будут избирать себе учителей, которые бы льстили слуху.
Евангелист
Аналогично. Нет мест, где бы говорилось о рукоположении евангелиста. Если не учитывать то, что Павел обращается к Тимофею, как к благовестнику. А ранее Павел говорит о служении и даровании, которое дано Тимофею через рукоположение Павла и священства. Почему такая оговорка? Потому что апостольское служение Тимофея подразумевало служение евангелиста. Эти два служения неразрывно связаны. И потому, что нет прямого указания на данное действие.
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.2Тим.4:5
Пастырь
Пожалуй, самое противоречивое служение. Сегодня повсеместно людей рукополагают на пастырей. Не считая традиционные деноминации – пятидесятников и баптистов. Там по-прежнему действует библейское определение служителей – пресвитеров.
Вывод мы можем сделать очень простой – нет ни одного места в Слове, где бы рукоположение касалось пастыря.
Рукоположение в ветхом завете
Мы выделим несколько моментов. Они похожи на возложение рук на Тимофея по пророчеству.
– Господь сказал это сделать
– через рукоположение передавалось то, что имел Моисей
– как плод мы видим повиновение людей Иисусу Навину
Благословение сыновей осуществлялось через рукоположение. Что мы можем увидеть? Знания Иосифа о будущем, то есть пророчество. Поэтому вывод
– при рукоположении, благословении детей необходимо иметь пророчество, и провозглашать в жизнь человека то, что открыто Богом.
Рукоположение в этом случае подразумевает свидетельство. Другими словами – ответственность за обвинение.
Есть ещё много мест, где показано как людям получать очищение от грехов, отделяя себя для Бога. Они должны были возлагать руки на жертву, перекладывая свою вину на невинное животное.
Вывод
Можем сказать, что в большинстве случаев рукоположение совершалось по водительству Бога, через пророчество. И означало передачу того, что есть у человека тому, кому передается.
Хочу обратить внимание на желание многих братьев и сестер возлагать руки на других, молясь об исцелении. Достаточно часто это заканчивается НИЧЕМ. Почему? Может потому, что вы передаете СВОЕ ЖЕЛАНИЕ, чтобы этот человек исцелился?? То есть вы не познали волю Божью, не получили откровение и слово от Бога, а просто желает добра человеку. В этом ничего плохого нет. Вот только плод вы получаете тот, что передаете.
Рукоположение в новом завете
Здесь тоже можно увидеть передачу Божьего Слова, пророчество и благословение. «Ибо таковых есть Царство». Сегодня во многих собраниях происходит обряд благословения детей. И вот каким вопросом стоит задаться. Может, стоит вернуться к библейскому образцу, получая пророчество для ребенка и провозглашая в его жизнь Божье Слово?
Крещение Духом так же могло передаваться через рукоположение. Однако не всегда. То есть, мы не можем в этом смысле сделать утверждение, что только через рукоположение передавался Дух Святой.
Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово. (Деян.10:44)
Далее ещё одно достаточно сложное место Писание из-за перевода. Мы помним, что слова в скобках не присутствуют в оригинале. Поэтому, в следующем стихе не ясно, кто именно возлагал руки на семерых служителей финансов. Они стояли перед Апостолами и, вполне возможно, руки тех, кто их выбирал, могли быть на них. Дело в том, что слов в скобках нет в оригинале.
их поставили перед Апостолами, и [сии], помолившись, возложили на них руки. (Деян.6:6)
То есть, похоже, что люди ИЗБРАЛИ, потом ПОСТАВИЛИ их перед Апостолами, и затем ПОМОЛИЛИСЬ о них. Это соответствует библейскому образцу.
Как мы уже говорили, здесь прослеживается та же линия, что и в других местах.
– Дух сказал – пророчество
– помолились и возложили руки
– через это произошло отделение апостолов на служение и дальнейшие плоды говорят о том, что это было истинно.
Рукоположение пресвитера
Выделяю в отдельную главу по одной причине – чтобы это было понятно всем, кто изучает Слово.
Апостолы Варнава и Павел совершили рукоположение пресвитеров в каждой церкви. Особое внимание стоит уделить именно тому, что происходит рукоположение пресвитеров. То есть старейшин Церкви. И происходит оно при помощи молитвы, поста.
Здесь мы видим наставление Павла к Титу. Кем был Тит – нам неизвестно. Мы только видим различные поручения, что он делал для Павла. И обратите внимание на наставление Павла для поставления пресвитеров. Здесь не упоминается пророчество, не упоминается Слово от Бога. Говорится о проверке и ИЗБРАНИИ этих служителей. Очень долгое и тщательное указание, перечисление многих сложностей, которые недопустимы для пресвитера.
И здесь нет упоминания о рукоположении. «Поставить» может означать что угодно. Но то, что Павел вверяет это одному человеку – говорит, скорее всего, о том, что подобное поставление будет сопровождаться рукоположением. Опять же, это просто предположение.
Так как Дух Святой указал на рукоположение как на основание, как на начаток учения, нам необходимо сделать вывод о том, что возложение рук всегда является передачей чего-либо. Либо слова от Бога о служении того или иного человека. Либо желания чтобы у человека все было хорошо. Мы подаем руку в качестве примирения, кладем руку на плечо в качестве знака дружбы.
– рукоположение – это подтверждение того, что открыто Богом.
– рукоположению предшествует пророчество
– рукоположение означало передачу того, что имел возлагающий на того, на кого он возлагал руки.
– рукоположению предшествовала молитва. То есть, нельзя говорить, что подобное действие осуществлялось в спешке. Тому подтверждение и предупреждение Павла
Рук ни на кого не возлагай поспешно…. (1Тим.5:22)
– в дальнейшем были видны плоды рукоположения. Сам Бог являл Себя через служителя. Потому что Он и избрал.
– Церковь принимает непосредственное участие в этом процессе
Почему ещё это может быть важно для Церкви? Потому что ей дано право ИСПЫТЫВАТЬ тех, кто называет себя служителем. Если дело касается пресвитера, то выбор и исследование происходит сразу. А что касается пророков, апостолов, учителей, евангелистов – это уже прерогатива Церкви – проверять тех, кто НАЗЫВАЕТ СЕБЯ таковыми.
Другими словами то, что служитель говорит, что его кто-то рукоположил, не является для церкви основанием принимать его таковым.
И Павел, видимо, не зря оправдывается перед коринфянами и приводит доказательства того, кем он является.
И получается, что если рукоположение на служение неразрывно связано с Церковью, потому что решение принимают все знающие человека, то и ответственность распределяется между всеми. Тит, Тимофей, как служителя, приезжали в церковь и ставили перед народом человека, который соответствовал предъявленным стандартам. И возлагали руки от лица Церкви.
То же мы видели и ветхом завете и во время поставления Павла и Варнавы на апостольское служение. Пять человек услышали, поверили, и, по своей вере, совершили рукоположение. Трое рукоположили двоих.
Раньше не было видео и фото съемки, не было возможности оперативно передавать информацию. Как людям, с которыми общался Павел было знать, что они апостолы? Только по плодам. И позже Павел пришел в Иерусалим и предложил 12 апостолам испытать его служение. Другим словами он принес плоды.
Рукоположение
Свяще́нство, рукоположе́ние или хирото́ни́я — в общехристианском использовании — посвящение человека, наделяющего его правами публично проповедовать, совершать таинства и обряды. Обряды и теология рукоположения значительно различаются среди христианских конфессий.
Правом совершения рукоположения во многих христианских конфессиях обладает только епископ.
Содержание
Священство в православии
В Православной Церкви существуют три степени священства: низшая — диакон, затем — пресвитер (священник, иерей) и епископ (архиерей). При посвящении в диакона, ставленник (то есть принимающий сан) получает благодать лишь служить (то есть помогать) при совершении таинств. Посвящаемый в священника (пресвитера) человек получает благодать самому совершать большинство таинств, но только от лица правящего епископа. А при посвящении в епископа (архиерея), ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств.
Перед рукоположением во диакона ставленник проходит ставленническую исповедь перед епархиальным духовником за всю свою жизнь. После этой исповеди духовник говорит архиерею, достоин ставленник или нет принять священный сан.
Рукоположение диакона и иерея может совершать лишь архиерей. Это таинство совершается во время литургии. Ставленник трижды обводится вокруг престола, стаёт перед престолом на колени и кладёт на него свою голову, на которую архиерей возлагает омофор и свои руки (отсюда и название — рукоположе́ние), что означает возложение рук Христа, читает особую молитву. Епископ молится об избрании человека священником при незримом присутствии Господа.
Затем архиерей вручает рукоположенному необходимые для его служения атрибуты и провозглашает «Аксиос!» (греч. достоин ), на что священники, хор и все присутствующие тоже отвечают троекратным «Аксиос!». Этим возгласом церковное собрание и община свидетельствует о своём согласии на рукоположение достойного ставленника.
Рукоположение в сан диакона совершается архиереем за Литургией после Освящения Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному диакону атрибуты диаконского служения — поручи, орарь и рипиду.
Рукоположение в сан священника (пресвитера) совершается архиереем за Литургией после Херувимской песни, перед Освящением Даров. Во время совершения самого таинства архиерей вручает новопоставленному священнику атрибуты его служения — епитрахиль, пояс, фелонь, наперсный крест и Служебник.
Приняв сан, рукоположенный принимает на себя обязанность служить Богу и людям, как служил сам Господь Иисус Христос в своей земной жизни и апостолы. Рукоположенный пресвитер может совершать таинства крещения и миропомазания, от имени Господа прощать грехи раскаявшимся грешникам, совершать святую евхаристию, а также совершать таинства брака и соборования.
Рукоположение в сан епископа в современной практике православной церкви осуществляется несколькими епископами (собором епископов). Оно совершается за Литургией после Малого входа, перед чтением Апостола. При рукоположении во епископа на главу новопоставляемого епископа возлагается раскрытое Евангелие. Это Евангелие держат в своих руках все служащие архиереи. Этим символизируется тот факт, что епископ ставится самим Господом, а служащие архиереи — лишь исполнители Его воли.
В православной церкви все священнослужители должны быть либо монахами, либо (для диаконов и священников) женатыми первым браком. Овдовевшие священники, перешедшие из католицизма или, в редких случаях, рукоположенные целибатными (холстяками, не принявшими монашеских обетов), побуждаются к пострижению в монашество. Например, архидиакон Павел Алепский, путешествовавший по России во времена патриарха Никона, видел заточенными в темницу нескольких овдовевших священнослужителей, отказавшихся от монашеского пострига (со времён Крещения Руси считалось благим поступком постричься в монашество хотя бы перед смертью. Так святой благоверный князь Александр Невский принял схиму с именем Алексий уже на смертном одре). Первым же целибатным священником в РПЦ был рукоположен профессор (будущий ректор) МДА Александр Горский (ему его родители не благословили принимать монашество) в середине 19-го века. С этих пор случаи рукоположения немонашествующих холостяков участились, но не приняли массового характера.
Священство в католицизме
В Католической Церкви, как и в Православной существует три степени священства — диакон, священник и епископ. Правом совершения таинства священства для всех трёх ступеней обладает лишь епископ. В обряде этого таинства отсутствует тайносовершительная формула, главными элементами обряда являются возложение рук епископом на кандидата и молитва призывания Святого Духа. После совершения таинства рукоположенный простирается ниц перед алтарём в виде креста в знак смирения и посвящения жизни Христу.
Священство в протестантизме
В протестантском богословие рукоположение не рассматривается как таинство, а лишь как обряд призвания христианина на служение публичной проповеди и таинства. Основанием для этого является учение о всеобщем священстве верующих (1Петр.2:9-10). При крещении человек получает дар Святого Духа и тем самым посвящается в священство, никакой «дополнительной» благодати уже не требуется. Исходя из этого последующее призвание на служение пастора, проповедника, пресвитера и т. д. является лишь способом поддержания внешнего порядка в церкви. Ввиду достаточного расхождения внешней обрядовости, в протестантизме не может существовать какого-то строгого определения названию титулов. Различаются должности епископа, пастора и пресвитера.
Во многих случаях должности пресвитера и пастора носят общие или, по крайней мере, схожие функции (например, должность пресвитера в баптистской церкви примерно равна должности пастора в пятидесятничестве или лютеранстве), епископ же является предстоятелем от многих приходов и общин, возглавляя региональное и/или общегосударственное объединение верующих.
О таинствах. Таинство Священства
Священство есть таинство, в котором чрез святительское рукоположение (хиротонию) на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать таинства и пасти стадо христиан (Катехизис).
Таинство Священства, как и другие таинства, имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю.
Внешнюю сторону таинства составляет святительское рукоположение с молитвой. Употребление рукоположения как символа благословения и передачи другому власти, полученной от Бога, встречается еще в Ветхом Завете (Быт. 48, 14; Чис. 27, 23; Втор. 34, 9). В христианской Церкви, с самого начала ее существования, рукоположение является как необходимая принадлежность таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, не иначе передавали ее своим преемникам, как через рукоположение (Деян. 6, 6; 13, 3; 14, 23), и заповедали им поступать в свою очередь так же (1 Тим. 4, 14; 5, 22; 2 Тим. 1, 6). Православная Церковь всегда следовала этой заповеди со всей строгостью.
Внутреннюю сторону таинства составляет благодать Святого Духа, преподаваемая лицам, рукополагаемым во диакона, священника и епископа. Уже в Священном Писании говорится об избрании на эти служения определенных лиц и преподании им Святого Духа чрез рукоположение (Деян. 6, 10; Еф. 3, 2; 1 Тим. 4, 14; Деян. 8, 29; 13, 2 и др.). И Церковь всегда исповедовала, что в таинстве Священства рукополагаемому преподается особая благодать Святого Духа для прохождения служения Церкви, и свою веру выражает в молитвах, употребляемых при посвящении на разные степени священства.
Таинство это установлено Самим Господом Иисусом Христом, который избрал апостолов из числа Своих слушателей и учеников и дал им власть учить и совершать таинства, и по вознесении ниспослал им Святого Духа, облекшего их потребными для их служения силами (Деян. 1, 8; 2, 4). С тех пор зажженный Божественный огонь благодати Святого Духа хранится в Церкви и преемственно передается из рода в род. Наглядным и символическим знаком этой преемственной связи благодатных даров и власти священства служит рукоположение, употребляющееся для низведения на посвящаемых лиц благодати Святого Духа.
Лица, над которыми совершается таинство Священства, — священнослужители, — бывают в Церкви трех степеней: епископ, священник и диакон.
Посвящение в эти степени церковной иерархии совершается после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. К лицам низших степеней клира, или так наз. церковнослужителям, принадлежат: чтец, певец (свещеносец) и иподиакон.
Таинство Священства, совершаемое через рукоположение, еще называется хиротонией (слово это происходит от греческого heir — рука и teino — распростираю). Хиротония всегда совершается епископом во время литургии, и притом в алтаре.
Посвящение в низшие степени клира: чтеца, певца (свещеносца) и иподиакона совершается чрез благословение епископа — чрез обряд руковозложения, называемый хиротесией (от греческого heir — рука и tifimi — возлагаю, назначаю). Хиротесия совершается епископом вне алтаря, на середине храма и не на литургии (обычно пред литургией).
Посвящение (хиротесия) в чтеца и певца. Должность чтеца или певца состоит в том, чтобы читать, петь и канонаршить в церкви, а также носить свечу пред Евангелием, на великом входе пред Святыми Дарами, прислуживать в алтаре (обязанности пономаря) и проч. Поэтому в чине на посвящение в чтеца и певца посвящаемый называется одним именем «свещеносца».
Посвящение в чтеца и певца совершается среди церкви пред началом литургии, сразу по облачении архиерея (перед чтением часов или во время их чтения). Посвящение может совершаться одновременно не над одним, а над несколькими избранными в эту должность. Иподиаконы приводят избранного (или избранных) в должность чтеца или певца на середину храма, вместе творят три поклона к алтарю и затем архиерею. Подойдя к архиерею, посвящаемый преклоняет главу, а архиерей, осенив его крестным знамением, возлагает на него руки и читает первую молитву. В ней он испрашивает благословение Божие на служение посвящаемого как свещеносца, просит Бога:
«Раба Твоего, предходити свещеносца Святым Твоим Таинством изволившаго, украси нескверными Твоими и непорочными одеждами: да просвещен, и в будущем сретив веце, приимет жизни нетленный венец, со избранными Твоими веселяся во присносущем блаженстве».
После этого поются тропари: апостолам, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому и Григорию Богослову. (По Уставу пред тропарями положено «Благословен Бог наш» и обычное начало, если посвящение совершается не во время чтения часов.)
В это время архиерей посвящает чтеца и певца чрез крестообразное пострижение, произнося слова: «Во имя Отца (протодиакон и посвящаемый говорят: «Аминь») и Сына (те же: «Аминь») и Святаго Духа (те же: «Аминь»).
Само пострижение посвящаемого, по изъяснению блаженного Симеона Солунского, означает посвящение его и всецелое пожертвование на служение Богу. Пострижение крестообразное, с произнесением имени Пресвятой Троицы, служит напоминанием о том, что Господь Иисус Христос воплощением и Крестом Своим освятил всю вселенную, а Триединый Бог есть Творец и Совершитель всего.
После этого пострижение уже не повторяется, хотя и возводится после того чтец или певец на высшие степени священства.
В знак посвящения Богу и отделения от общества простых верующих, после пострижения чтец и певец облачается в короткую фелонь, которая есть «начаток священных одежд» и «начало священства». Она одевается на «выю», в знамение того, что «он приходит под ярем священства и, посвященный на служение Богу, вступает под покров Самого Бога» (архиепископ Вениамин. Новая скрижаль).
После этого архиерей, благословив главу посвящаемого трижды и возложив на нее руку, читает вторую молитву о нем, как о чтеце и певце.
Архиерей молится: «Господи Боже Вседержителю, избери раба Твоего сего, и освяти его; и даждь ему со всякою мудростию и разумом, Божественных Твоих словес поучение и прочитание творити, сохраняя его во непорочном жительстве».
По окончании этой молитвы посвящаемый (сделав поклон архиерею и повернувшись лицом к востоку) прочитывает часть из Апостола в знак того, что его первая обязанность состоит в чтении Священного Писания.
После этого с него снимается фелонь и, по троекратном благословении рукой архиерея, надевается стихарь. Перед облачением в стихарь архиерей благословляет стихарь (над крестом) и посвящаемого, который целует крест на стихаре и руку архиерея.
По облачении архиерей говорит новопосвященному поучение об обязанности чтеца — первой, низшей, степени священства.
После поучения архиерей говорит:
«Благословен Господь! Се бысть раб Божий (имя) чтец святейшия церкве (название), во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
И дают ему подсвечник со свечой, которую он носит пред архиереем и с которой стоит на определенном месте (у иконостаса) пред архиереем.
Посвящение (хиротесия) в иподиакона. Посвящение в иподиакона также совершается среди церкви, пред литургией, сразу же после облачения архиерея. Иногда это посвящение бывает в один и тот же день с посвящением в чтеца и певца. Иногда же, если последнее было уже совершено в другой день, посвящение в иподиакона бывает пред посвящением этого лица в тот же день на литургии во диакона.
Если посвящение в иподиакона следует за посвящением в чтеца, то сразу же по облачении певца в стихарь иподиаконы подносят архиерею орарь («стихарный пояс»). Архиерей благословляет орарь, и посвящаемый, беря его, целует орарь и руку архиерея. Иподиаконы опоясуют посвящаемого крестообразно.
Иподиакон изображает служение Ангелов; поэтому ему при посвящении дается орарь, которым он опоясуется крестообразно, для изображения крыльев, которыми закрываются Херувимы, предстоя Престолу Божию. Опоясуется иподиакон орарем (по Симеону Солунскому) и в знак того, что «он с настоящего времени смирением, целомудрием чресл своих и чистотою должен стяжать себе одежду чистоты духовной: почему и не может после этого вступать в брак». Но он может пребывать в супружестве, если прежде посвящения вступил в брак — законным образом.
После опоясания орарем архиерей трижды благословляет рукой на главе посвящаемого и, возложив на голову руку, читает молитву, в которой испрашивает благословение Божие на предстоящее ему служение — «к послужению Святых и Нескверных Таин».
Архиерей молится: «Сего раба Твоего достойна быти, еже служити Святей Твоей Церкви, Сам Владыко безпорочна его во всех сохрани. И даждь ему любити благолепие дому Твоего, предстояти дверем храма святаго Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея. И насади его во Святей Твоей Церкви, яко маслину плодовиту, плодоносяща плод правды, и совершена покажи раба Твоего во время пришествия Твоего, благоугодивших Тебе восприяти воздаяние».
По окончании молитвы протодиакон возглашает «Господу помолимся», и совершается положенное после облачения умовение рук архиерея. Для этого новопосвященному иподиаконы дают лохань и возлагают на него полотенце. Новопосвященный иподиакон возливает воду на руки и затем, как и другие иподиаконы, целует руку архиерея и отходит в алтарь. (Здесь он, по Уставу, читая в себе какие знает молитвы, держит «лохань и рукомывало с убрусом» до Херувимской).
При пении Херувимской песни посвященный приводится к царским вратам и снова служит при умывании рук архиерея. (По Уставу, на великом входе он идет позади всех с лоханью и «рукомывалом»). После великого входа иподиакон стоит у царских врат «на уреченном месте по чину», а по возгласе архиерея: «И да будут милости», отводится иподиаконами в алтарь и, приняв благословение от архиерея, становится с иподиаконами.
В обязанность иподиакона, по толкованию Симеона Солунского, Властаря и др., входит: облачать архиерея, прислуживать ему во время богослужения, приготовлять облачение и священные сосуды к священнодействию (иподиакон может касаться только порожних священных сосудов, когда в них не содержатся Святые Тайны), хранить священные сосуды, содержать в чистоте покровы и светильники на престоле и жертвеннике, зажигать светильники на престоле и др.
Пред рукоположением во диакона как первой степенью священства ставленник постится и проходит так называемую ставленническую исповедь у назначенного архиереем духовника. Здесь он исповедуется за всю свою жизнь.
В диаконы производят только из иподиаконов. Поэтому, по существующей практике, в большинстве случаев рукополагаемый диакон в тот же день сперва посвящается в иподиакона (если не был посвящен ранее).
В соответствии с первоначальным установлением и предназначением диаконского достоинства еще в апостольское время (Деян. 6, 1—6) и во все последующие времена, Церковь всегда усвояла диаконам только обязанности служения при совершении священнодействий, но не само совершение их. На таком понимании диаконского служения основывается и сам чин рукоположения во диакона. Так как диакон не совершает Евхаристии, то рукоположение во диакона бывает на литургии после освящения Даров, а именно после возгласа архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами» (пред ектенией: «Вся святыя помянувше. »).
Посвящение во диакона может быть на литургиях св. Иоанна Златоуста, св. Василия Великого, а также на литургии Преждеосвященных Даров. [1] Рукоположение же во священника может быть только на первых двух и не бывает на литургии Преждеосвященных Даров.
После указанного возгласа два иподиакона ведут рукополагаемого (находящегося в том же чине) из середины церкви к царским вратам с возглашением:
«Повели» (обращено к народу, у которого испрашивается согласие на предстоящее посвящение).
«Повелите» (к церковному клиру).
При входе посвящаемого чрез царские врата в алтарь протодиакон произносит:
«Повели, преосвященнейший владыко».
В царских вратах посвящаемого принимают протодиакон и диакон, в чин которых он вступает, берут входящего за руки и вводят пред престол.
Архиерей, сидя на поставленной у левой (северной) стороны, впереди престола, кафедре, благословляет кланяющегося ему в землю ставленника.
Затем протодиакон обводит рукополагаемого вокруг престола трижды. Рукополагаемый, обходя престол, целует все четыре угла престола, а также, после каждого обхождения, кланяется в землю архиерею, целует конец омофора (после первого обхождения), палицу (после второго обхождения) и руку архиерея, и затем снова кланяется архиерею в землю.
Троекратным обхождением вокруг престола рукополагаемый выражает обет навсегда посвятить себя служению у престола Божия, пребывая в непрерывном союзе с Церковью; целованием углов престола рукополагаемый выражает свое благоговение к святости престола и свою горячую любовь к Богу. Целованием же омофора, палицы и руки архиерея он выражает сыновнюю покорность, благодарность и почтение к архиерею, чрез которого низводится на него Божия благодать.
Во время троекратного обхождения вокруг престола поются тропари брака, сперва в алтаре, потом хором.
В первом тропаре: «Святии мученицы, иже добре страдальчествовавшии и венчавшиися. » — призываются страстотерпцы, как молитвенники наши пред Богом и вместе высокие учителя сохранения веры и чистоты, и образцы самоотверженного прохождения своего служения.
Во втором тропаре: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало и мучеников веселие» — возвещается рукополагаемому, что, по примеру апостолов и мучеников, проповедью рукополагаемого должна быть Троица Единосущная, и чтобы он служил Христу Богу словом и делом, с готовностью, по примеру их, положить за истину душу свою.
В третьем тропаре: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила» указывается, что основанием священства в Церкви послужило воплощение Сына Божия, Которого и должно величать, ублажая Святую Деву. Эти песнопения поются в другом порядке, чем при браке, потому что союз Христа с Церковью здесь прославляется высшим образом.
После троекратного обхождения архиерей встает с кафедры (которую убирают) и становится спереди престола к правой его стороне. Рукополагаемый после третьего обхождения трижды поклоняется престолу, произнося:
«Боже, умилостивися мне, грешному» (при этом в третий раз омофор и палицу архиерея не целует), затем, став справа престола у переднего угла, преклоняет одно правое колено, на руки же (положив их ладонями вниз крестовидно на престоле) преклоняет главу.
Посвящаемый становится на одно колено в знак того, что на него возлагается не полное священнослужение, а только служение при Святых Тайнах, но не совершение их. Преклонение же главы на руки означает, что он посвящает все свои силы души и тела служению у престола Божия.
В это время архиерей полагает край омофора на главу хиротонисуемого, знаменуя тем, что и посвящаемый готовится быть участником пастырского бремени и, благословив рукополагаемого трижды и возложив руку на главу его, после возглашения протодиакона: «Вонмем», — в слух всей церкви (возбуждая всех к молитве) произносит молитву посвящения.
«БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, ВСЕГДА НЕМОЩНАЯ (слабая) ВРАЧУЮЩИ И ОСКУДЕВАЮЩАЯ (недостающее) ВОСПОЛНЯЮЩИ, ПРОРУЧЕСТВУЕТ [2] (имя), БЛАГОГОВЕЙНЕЙШАГО ИПОДИАКОНА ВО ДИАКОНА: ПОМОЛИМСЯ УБО О НЕМ, ДА ПРИИДЕТ НА НЕГО БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА».
В алтаре поют: «Господи, помилуй» трижды, а хор трижды «kirie eleison». Хор поет медленно, пока архиерей прочтет молитвы.
Архиерей, благословив трижды посвящаемого и возложив на главу его руку, читает тайно остальные две молитвы: «Господи Боже наш» и «Боже, Спасе наш», в которых молит Господа нашего Иисуса Христа сохранить рукоположенного «во всякой честности» и даровать ему веру, любовь, благодатные силы и святость к достойному прохождению этого служения.
Во время чтения архиереем этих молитв протодиакон произносит вполголоса мирную ектению об архиерее и деле рук его и о «ныне проручествуемом диаконе». (Ектения напечатана в архиерейском Чиновнике буквами, обратно расположенными к буквам молитв, и ее читает протодиакон из Чиновника, одновременно с чтением архиереем тайных молитв, сам стоя впереди архиерея за иподиаконом, держащим Чиновник.)
После окончания молитв рукополагаемый встает, и архиерей «разрешает» орарь, опоясанный через оба плеча, возлагает его на левое плечо, а также дает рукоположенному поручи и рипиду, которые рукополагаемый целует. При возложении этих одежд и вручении рипиды сперва архиереем, а потом на клиросах произносится: «Аксиос» (axios — достоин).
Это возглашение есть объявление того, что рукополагаемый достоин быть облаченным в видимые знаки своего сана и служения (орарь, поручи и рипида) и что он, получив благодать Святого Духа, сделался достойным совершать порученное ему священнослужение.
Взяв рипиду, рукоположенный целует руку и плечо архиерея, становится на левую сторону престола и держит рипиду над дискосом до возгласа: «Святая святым», т. е. до времени причащения. (Обыкновенно рукоположенный отлагает рипиду на ектении пред «Отче наш».)
Новопоставленный диакон первым из диаконов (вслед за протодиаконом) удостаивается святого причастия, получая это предпочтение ради обновления в этот день на нем Божественной благодати (священства).
После перенесения Святых Даров на жертвенник новопоставленный диакон является на амвон народу и произносит ектению «Прости приимше».
Этим он показывает свое новое служение — творить прошения, призывать народ к молитвам и возносить их к Богу.
Поставление священников, как и диаконов, рассматривалось всегда Церковью как собственное право епископов. Это право сообщено епископам самими апостолами, как это ясно видно из слов ап. Павла к епископам: Титу (1, 5) и Тимофею (1 Тим. 5, 22). Необходимой принадлежностью пресвитерского поставления всегда было возложение руки епископской и молитва епископа.
В настоящее время рукоположение во священника (пресвитера) совершается после Херувимской песни и перенесения Святых Даров с жертвенника на престол, т. е. еще до освящения Святых Даров, чтобы рукоположенный священник мог участвовать в освящении Даров.
Во время великого входа диакон, рукополагаемый во священника, исполняет диаконское служение, неся на главе вместо дискоса воздух. Он идет в великом входе впереди всех (вслед за свещеносцами), придерживая воздух на голове за передние концы двумя руками, сходит с солеи и становится позади священников.
После великого входа (когда все священники войдут в алтарь) рукополагаемый отдает диакону воздух, отлагая тем диаконское служение, и стоит среди храма.
После окончания Херувимской песни, — перед благословением архиереем народа трикирием и дикирием и пением «Ис полла», — рукополагаемый творит три поклона, и его из середины церкви ведут протодиакон и диакон, а не иподиаконы, и дальше хиротония совершается таким же образом, как и хиротония во диакона, с тем различием, что: 1) в алтаре принимают посвящаемого священники, в лик которых он вступает; 2) вокруг престола его обводит не протодиакон, а старший из священников (протоиерей или архимандрит). 3) Рукополагаемый во священника преклоняет пред престолом не одно, а оба колена, в знак того, что он принимает и служение большее, и дар высший, чем диакон. При этом возглас «вонмем» произносит входящий священник (а не протодиакон). После «вонмем» архиерей читает совершительную молитву.
«БОЖЕСТВЕННАЯ БЛАГОДАТЬ, ВСЕГДА НЕМОЩНАЯ ВРАЧУЮЩИ И ОСКУДЕВАЮЩАЯ ВОСПОЛНЯЮЩИ, ПРОРУЧЕСТВУЕТ (имя), БЛАГОГОВЕЙНЕЙШАГО ДИАКОНА ВО ПРЕСВИТЕРА: ПОМОЛИМСЯ УБО О НЕМ, ДА ПРИИДЕТ НА НЕГО БЛАГОДАТЬ ВСЕСВЯТАГО ДУХА».
«Господи, помилуй», — трижды возглашает вся церковь. Протодиакон: «Господу помолимся». Архиерей трижды благословляет рукополагаемого на главе, полагает руку на его главу и читает две тайные молитвы, а старший священник (а не протодиакон) читает вполголоса мирную ектению.
В первой тайной молитве: «Боже безначальный и безконечный» архиерей молит Господа сохранить новорукоположенного «в непорочном жительстве и непреклонной вере».
Вторая молитва является завершением и окончанием совершительной молитвы. Держа еще омофор и руки на голове посвящаемого, архиерей молится:
«Боже великий в силе и неизследный в разуме, дивный в советех паче сынов человеческих, Сам, Господи, и сего, егоже благоволил еси на пресвитерский взойти степень, исполни Святаго Твоего Духа дара, да будет достоин предстоять непорочно жертвеннику Твоему, вествовати Евангелие Царствия Твоего, священнодействовати слово истины Твоея, приносити Тебе дары и жертвы духовныя, возобновляти люд Твой чрез купель втораго рождения.
Яко и сей, сретив во Втором Пришествии Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Единороднаго Твоего Сына, приимет мзду благаго икономства своего чина, во множестве благодати Твоея». — И славословие.
В этой молитве начертывается образ пастырского делания: продолжение благого, благословенного, Богочеловеческого домостроительства («икономства») спасения людей в Церкви, совершаемого благодатию Христовой чрез пастыря.
Пять сил, пять действований здесь указывается и разумеется в священстве:
предстоять жертвеннику Искупления, имея жизнь свою, как жертву;
проповедовать Евангелие Царствия Божия, утверждать веру в Господа нашего Иисуса Христа как истинного Судию и Спасителя мира;
благовествовать Божественную истину и правду Христову, являть ее применительно ко всем случаям и обстоятельствам жизни;
приносить дары и жертвы духовные: совершать литургию; приносить бескровную жертву славословия и благодарения за все;
являть миру Божие отцовство (символом этого делания священник носит имя «отца духовного»), крестить водою, Духом Святым и огнем веры во имя Пресвятой Троицы, рождать людей в новую жизнь, служить их духовному возрождению.
После прочтения молитв архиерей дает рукополагаемому священнические одежды: епитрахиль, пояс и фелонь, а также Служебник как руководство для священнодействия. Принимая подаваемое, рукополагаемый целует то, что получает, а затем и руку архиерея.
При подавании священнических одежд и Служебника архиерей возглашает: «Аксиос». Клир и хор трижды поют «аксиос». Новорукоположенный после всего целует омофор и руку архиерея, отходит и целует сослужителей в рамена, выражая тем общение и любовь, которая должна соединять их всех, после чего становится в ряду священников.
После освящения Святых Даров архиерей дает новопосвященному на другом дискосе горнюю часть Святого Хлеба («ХС»), говоря:
«Приими залог сей и сохрани его цел и невредим до последняго твоего издыхания, о немже имаши истязан быти во Второе и страшное Пришествие Великаго Господа и Спаса нашего Иисуса Христа».
Священник, взяв, целует руку архиерея и, отойдя, стоит сзади престола, оставаясь наклоненным над Пречистым Телом Христовым, лежащим на его руке, читает 50-й псалом и молится Господу сил об укреплении в предлежащем великом и страшном священническом служении.
Перед возгласом «Святая святым» он возвращает Святой Хлеб архиерею.
Рукоположенный во священника приступает к приобщению первым из священников (по обычной практике — после первого протоиерея), получая предпочтение ради благодати обновления от Божественного Духа.
Перед отпустом он же читает заамвонную молитву, этим являя народу свое вступление на степень священства. Новопосвященный после рукоположения семь дней подряд совершает литургии, в соответствие семи дарам Святого Духа, от Которого он принял благодать священства.
Церковь в самой глубокой древности поставляла во епископов только лиц пресвитерского достоинства. Для самого поставления во епископа требовалось правильное избрание и законное рукоположение. В древности избрание считалось правильным, когда в нем участвовали, по возможности, все епископы области, а также и народ, который, со своей стороны, свидетельствовал о достоинстве избранного. За избранием следовало само посвящение, которое совершалось исключительно собором епископов чрез возложение рук и Евангелия на главу поставляемого, с произнесением молитв.
Поставление епископа в настоящее время. После избрания кандидата во епископа и утверждения его патриархом и Священным Синодом, происходит в здании патриархии (или экзархии) наречение его во епископа.
Наречение во епископа состоит в том, что за один или несколько дней до самого рукоположения, в присутствии патриарха и членов Синода (или в присутствии экзарха области и епископов), после обычного начала, пения тропаря и кондака в честь Святого Духа, краткой ектении и отпуста дня Пятидесятницы (обычное начало, ектению и отпуст произносит, возложив на себя епитрахиль, патриарх или первенствующий архиерей), Управляющий делами Московской Патриархии (или экзархии) читает нарекаемому во епископа указ о его избрании. Избираемый отвечает: «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю».
И сказав затем речь, он берет от патриарха и от остальных епископов благословение. Обряд наречения заканчивается многолетствованием.
Рукоположение во епископа в настоящее время совершается обычно собором епископов во главе с патриархом, или, по крайней мере, собором трех, и не менее двух епископов (Апостольское правило 1-е).
Испытание новоизбранного епископа бывает в самый день посвящения пред литургией. Пред окончанием часов епископы, которые должны посвящать нареченного, в сопровождении духовенства, выходят из алтаря в полном облачении и садятся на седалищах на кафедре посреди храма.
Протопресвитер и протодиакон, взяв благословение у патриарха, идут в алтарь, берут поставляемого, одетого во все священнические одежды и, совершив (трижды) поклонение перед престолом (два поясных и одно до земли), приводят его пред кафедру на середину храма, поставляя на край большого орлеца. Протодиакон возглашает:
«Приводится боголюбезнейший, избранный и утвержденный хиротонисатися во епископа богоспасаемых градов (название)».
Патриарх после этого спрашивает:
«Чесо ради пришел еси, и от нашея мерности чесого просиши? И како веруеши?»
Посвящаемый отвечает: «Хиротонию архиерейския благодати. », и потом исповедует Символ православной веры.
После второго и третьего вопроса: «како исповедуеши о свойствах трех ипостасей непостижимаго Божества» и «яже о вочеловечении ипостаснаго Сына и Слова Божия?» — посвящаемый подробно излагает исповедание веры о трех ипостасях Триединого Бога и особо излагает учение о воплощении Бога Слова. После каждого ответа посвящаемый получает благословение от патриарха. Затем дает обещание соблюдать законы святых апостолов, семи Вселенских Соборов и девяти поместных и прочие каноны, повиноваться патриарху и Синоду.
По принятии этого обещания, подписанного рукою самого новопосвященного архиерея, патриарх благословляет его, говоря:
«Благодать Святаго Духа, чрез мою мерность, производит тя, боголюбезнейшаго архимандрита и иеромонаха (имя) избраннаго епископа богоспасаемых градов (название)».
После этого, получив благословение патриарха, рукополагаемый трижды поклоняется архиереям и целует у каждого руку.
Затем бывает многолетствование, которое рукополагаемый выслушивает лицом к востоку, стоя между протопресвитером и протодиаконом. После этого испытания он
отводится в алтарь, и начинается литургия обычным порядком.
Само рукоположение во епископа бывает после малого входа, пред чтением Апостола, т. к. епископ может не только учить людей и освящать Дары, но и рукополагать во священника и диакона.
После малого входа с Евангелием во время пения «Святый Боже», а именно пред пением заключительного «Святый Боже» и восхождением архиереев на горнее место, протопресвитер и протодиакон приводят хиротонисуемого пред царские врата, и отсюда он приемлется архиереем в алтарь пред престол. Здесь, сняв с себя митру и трижды поклонившись престолу и приложившись к нему, он встает пред престолом на оба колена, полагая руки крестообразно на престол и главу, этим свидетельствуя свою покорность воле Божией.
Тогда на его главу возлагается разогнутое Евангелие письменами вниз, поддерживаемое со всех сторон архиереями, — это как бы рука Самого Господа, возвышающая посвящаемого и вместе с тем подчиняющая его закону Евангелия.
Патриарх (или первенствующий архиерей) вслух всем возглашает совершительную молитву таинства:
«Избранием и искусом боголюбезнейших архиереев и всего освященнаго собора Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имя), благоговейнейшаго архимандрита во епископа: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».
В алтаре священнослужители поют «Господи, помилуй» (трижды), а хор поет «Кирие, элейсон».
После этого первенствующий архиерей трижды благословляет хиротонисуемого на главе, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Архиереи полагают правые руки на главу рукополагаемого. Тогда читаются первенствующим две тайные молитвы, а один из архиереев произносит тихо мирную ектению.
В читаемых тайных молитвах («Владыко Господи Боже наш» и «Господи Боже наш») содержится прошение ко Владыке Господу «укрепить рукоположеннаго силою Святаго Духа, показать архиерейство его непорочным и святым, сотворить его подражателем истиннаго Пастыря, душу Свою положившаго за овцы», «да совершив души, вверенные ему в настоящей жизни, предстанет Престолу Божию непостыдно».
После молитв, когда с главы хиротонисуемого снимут Евангелие, снимают с него крест и фелонь, и подносит иподиакон ему саккос, омофор, крест, панагию и митру. Приняв каждое из этих одеяний, он целует его, подносит к каждому архиерею, получает благословение, целует у каждого руку и облачается. При возложении омофора как отличительной одежды архиерея, возглашается: «аксиос», но в саккос, как заменяющий фелонь священника, он облачается без возглашения «аксиос». После облачения архиереи целуют рукоположенного, и он идет со всеми архиереями на горнее место (во время заключительного пения Трисвятого).
Во время чтения Апостола новорукоположенный архиерей «восседает на престоле» (на седалище на горнем месте) среди архиереев и «мирствует Апостолу» в начале и конце чтения.
На великом входе он принимает от протопресвитера потир, и во время приобщения преподает пресвитерам святую чашу.
После окончания литургии, когда все архиереи разоблачатся в алтаре, первенствующий архиерей возлагает на новопоставленного, с осенением руки, архиерейскую рясу, панагию, мантию (с источниками), клобук, и вручает ему четки («вервицу»). Наконец, все архиереи и новопосвященный выходят на середину храма и здесь, среди народа, новопосвященный вводится в служение архипастыря чрез вручение ему пастырского жезла как символа пастырской власти. При вручении жезла говорится новопоставленному архиерею приличное тому поучение.
После этого новопосвященный благословляет народ.
Возведение во все эти церковные чины бывает на литургии во время малого входа с Евангелием и совершается вне алтаря, чрез благословение и руковозложение, молитву, наречение в производимый чин и возглашение: «аксиос».
Производимый в один из указанных чинов приводится протодиаконом обыкновенно из середины храма к престолу, делает там три земных поклона и приводится к архиерею на середину храма, трижды кланяясь ему. Архиерей сидя трижды благословляет на главе его и, встав, полагает руку на главу его. Протодиакон возглашает: «Господу помолимся», и архиерей возносит молитву о посвящаемом, соответственную с чином, в который он посвящается.
При посвящении в архидиакона или протодиакона архиерей молится:
«Сам одей благодатию сего архидиаконства, присущаго раба Твоего (имя), и украси его честностию Твоею (достоинством) в начале (во главе) стояти диаконов люда Твоего и образ (пример) добр его быти сущим по нем. Сотвори и во старости маститей достигнути, славити Твое великолепое имя. »
При посвящении в протоиерея (протопресвитера) архиерей молится:
«Сам одей Твоею благодатию и брата нашего (имя) и честностию украси его в начале стояти пресвитеров, и образ добр его быти сущим с ним благоволи. И со благоговением и честностию во старости добрей совершити житие благоволи, и вся ны яко Благ Бог помилуй, яко Ты еси Датель мудрости и Тя поет все (со)здание. »
Потом знаменует архиерей посвящаемого крестовидно и полагает руку на главу его, возглашая: «аксиос».
Если производимый в протоиереи не имел набедренника, то он надевает ему, а на посвящаемого в архимандриты возлагается митра, крест и мантия со скрижалями (без повторного пения «аксиос»). После этого новопосвященный архимандрит целует омофор архиерея в правое и левое рамо.
После этого продолжается литургия: все священнослужители при пении «Приидите поклонимся» идут в алтарь через царские врата по чину.
После окончания литургии посвященному в игумена или архимандрита архиерей вручает жезл и произносит поучение об обязанностях его к монастырской братии и братии к нему.
[1] На литургии Преждеосвященных Даров посвящение во диакона совершается после великого входа, перед ектенией: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви».
[2] «Проручествует» — греч. proherite — «переходит чрез возложение руки архиерея и совершает посвящение».