Что значит розовый цвет в японии
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Значение цветов в Японии
Очень интересная статья о цвете и его значении в восприятии японцев. Не переосмысливала, утащила «как есть» отсюда:
Вай-вай, летние каникулы только начинаются, а тенденция к «скучному созерцанию летающих по дому пылинок» уже имеет место быть. Чтобы такого не было, AniDUB (эм, в моем лице) подготовил кое-что интересное.
В прошлом выпуске мы говорили о неестественном цвете волос в Японии (помните такое?). И, чтобы окончательно просветиться в этом запутанном и сложном (без всякого сарказма) вопросе, сегодняшняя статья расскажет о японском значении цвета и его связи с аниме (прямой и косвенной, между прочим). Что ж, хватит разглагольствовать, пришло время проверить самого себя на звание Знатока аниме-персонажей!
В Японии, как правило, краски носят названия не материалов, из которых они сделаны (например, охра, индиго, кобальт – знающие поймут), а естественных носителей цвета. Так, «арахаиро» — это «обратная сторона листьев и трав», «угуисуиро» — это «цвет крыльев японского соловья», а «сабииро» — «ржавчина» (осталось только это выучить и блеснуть перед продавцом художественного магазина). Жители островов замечают и распознают такие цвета и сочетания, о которых в других культурах даже не задумывались (бытует мнение, что мужчины не различают различных оттенков. Так вот к японцам это явно не относится). Но сегодня мы познакомимся лишь с некоторыми из них (иначе можно было бы энциклопедию писать). Ну что, пошли?
Жёлтый (黄 – «ки») — цвет золота, символ солнца (как неожиданно), божественной власти и милосердия. Когда-то давно Японию называлистраной золота или Зипангу (ジパング – есть такое аниме, кстати). Такое название связано с именем Марко Поло, побудившего доверчивых на слово португальцев посетить сей далёкий континент. В своих письмах он писал о Японии как о стране, где «золото разложено повсюду» (ох, алчные люди!). Ну а жители Португалии, позарившись на богатства, прибыли на острова и тем самым укрепили их (имеется ввиду, островов) отношения с Европой.
Жёлтый цвет волос указывает на королевское происхождение (как неожиданно!) персонажа и наличие у него скрытого потенциала. А ещё такие герои умны (не всегда, правда), беспечны, эгоистичны и злопамятны (такое, чаще всего, к отрицательным участникам относится).
Красный (赤 – «акаи») — цвет опасности, гнева и ярости (японцы рушат стереотипы). Древние японцы, окрашивая предметы красным, отпугивали самого дьявола. Может, именно поэтому многие талисманы и обереги связаны с цветом аканэ (茜 что значит «марена» — из корня этого растения как раз изготавливали краску). Так, например, удачу и счастье приносит кукла-неваляшка Дарума (達磨) – красная фигурка медитирующего священника (это если совсем без подробностей). При покупке ей закрашивают один глаз и загадывают желание, а когда оно сбывается, настаёт очередь второго (глаза имеется ввиду).
В аниме красноволосые парни считаются любителями женского внимания (бабниками – чего греха таить), а девушки — представительницами царских кровей.
Синий (青 – ао) — цвет подлости, мошенничества (не всегда, конечно) и скромности.
С начала XVII до середины XIX века японское правительство жестко регламентировало жизнь своих граждан, обременяя их сводами правил и запретов. Так, например, простой люд должен был носить кимоно лишь неброских цветов, к которым традиция относила и синий. Но японцы проявили смекалку и создали огромное число узоров и оттенков «простых» цветов для разнообразия. К слову сказать, даже после отмены ограничений, шелковые кимоно индиго не появлялись в Японии вплоть до начала XX века (как пришло время наследства нерадивых хранящих традиции внучек).
Персонажи с синим цветом волос застенчивы и немногословны, постоянны по отношению к своим спутникам (верны им, в общем) и тверды волей. Правда, в природе такие не водятся (имеется ввиду, синий цвет волос).
Зелёный (緑 – «мидори») — цвет бессмертия, плодородия, весны и процветания, цвет свежести и вечной молодости. Такой «поворот» связан с деревьями (опять же, нечему удивляться). Жители страны восходящего солнца верят, что у древесных представителей есть душа – кодама (児玉 или «эхо») и что боги сошли с небес по ветвям гигантских дубов (на самом деле, вид дерева точно не известен).
Носители зелёных оттенков (на голове, собственно) наивны и простодушны. Они доверяют любому встречному и часто попадают в неприятности (ещё бы). Правда, чаще всего, сами же из них и выпутываются.
Чёрный (黒 – «куро») — цвет радости и счастья (продолжаем линию удивления). Именно в черном одеянии молодожёны познают таинство бракосочетания, а матери облачаются на свадьбу в роскошные черные кимоно с вытканными птицами или цветами.
Японцы часто упоминают о цвете «кэмпо» (拳法 – «закон и кулак» или «конституция»), который похож на обычный чёрный. На самом же деле это чёрный с примесью жёлтого – именно в такой оттенок киотский мастер фехтования Ёсиока Кэмпо окрашивал боевое одеяние своих учеников (собственно, по фамилии данный отсвет и получил своё название). Кэмпо считается цветом маскировки, недоступным глазу неяпонца (не повезло нам с вами, товарищи).
Аниме – брюнеты являют собой воплощение стойкости, бесстрашия и самоконтроля (нет-нет-нет), порой они суровы и холодны к окружающим людям. Черноволосые юнцы обычно бунтуют и идут против системы, проявляя дух настоящих панков – агрессоров (звучит как-то жутковато).
Белый (白 – «широ») — цвет божественного происхождения, цвет смерти, траура и скорби. В белых одеяниях японцы провожают в последний путь усопших дабы переправить их в светлый мир духов – святую обитель богов (такой вот контраст по сравнению с нашим восприятием).
Герои с шевелюрой белого цвета обычно таят в себе необычные способности (почему я не удивлена?), частенько связаны с иными мирами (ангелами, зверюшками, духами). Ещё их можно назвать флегматиками (скупы они на чувства, как гласит легенда).
Фиолетовый (紫 – мурасаки, можно ещё перевести как «колокольчик») – цвет воинов, благородства и силы.
В Японии единственными цветами, которыми можно было одарить самурая, являются нежные ирисы. Листья этого растения — тонкие и острые — напоминают лезвие верной катаны. Цветы эти символизируют собой радость и пожелание удачи верному (и не очень) хранителю бусидо. А ещё «ирис» и «боевой дух» обозначаются одними и теми же иероглифами (вроде как 闘志).
Фиолетовая шевелюра наделяет своего обладателя решимостью и склонностью к насилию (в том числе и над самим собой, так вот). Такие люди так же могут быть слабы и покорны (ещё бы, после насилия-то).
Розовый (東雲 – синономэ или «рассвет») — цвет утренней зари, появления новой жизни, несокрушимости течения времени.
Как я уже говорила, японское видение цвета подразумевает невероятное количество оттенков. Так что, в данном случае мы говорим об одном из таких «оттеночных представителей» розового. Синономэявляется цветом мощи и силы, родившихся в Японии, и в таком своем качестве несет «боевое» бремя. «Рассвет» часто используют в названиях военный кораблей (например, парочка «Синономэ» и «Усугумо» — битва при Порт-Артуре) или именах борцов сумо.
По воле судьбы, розоволосые персонажи обладают несокрушимой силой внутреннего «Я» при видимой невинности и чистоте (симулируют!). Их поступки продуманы и логичны, а боевые навыки достаточно велики. При должном сочетании из таких героев получаются отличные супер агенты воины.
Фуууух, это было нелегко, но ты, дорогой читатель, добрался до конца сего шедевра. И, раз уж ты здесь, внесу несколько поправок в повествование (чтобы твой внутренний голос не кричал: «Как же! У него ведь были зелёные волосы!» или «Да не, всё это бред, автор пишет какую-то чепуху»). Во-первых: если некоторые из персонажей находятся «не в своей цветовой категории», прошу прощения, ибо я немного дальтоник (и смотрела не все представленные аниме). А во-вторых, думаю, что сведущие любители портала AniDUB придут на помощь и внесут необходимые поправки (только без фанатизма!).
Что ж, скоро увидимся, ваша Арма :3
А просто всё, что улыбнуло и просветило 🙂 Ради приятственности души.
Символика цвета в японской культуре. История.
Японии присущ удивительный, уникальный и невероятно развитый язык цвета, который давно является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна. Значения и ассоциации, а также современное применение опирается на цвет, как историческую знаковую систему.
Сначала фиолетовый цвет избегали использовать, т.к. он был производным, а не основным, но в связи с редкостью красителя, а также спокойствием и умиротворенностью по сравнению с красным (собственно красно-фиолетовым), лиловый стал символом людей высокого положения и позже вошел в ранговую систему японского двора. Японцы в свое время заимствовали у китайцев систему основных цветов: синий, красный, черный, желтый и белый.Но все упомянутые цвета имеют собственное название в японском языке, остальные же передаются описательно, например, цвет чая, цвет бамбука.
Таким образом, сложилась следующая система 6 основных цветов в Японии: черный, белый, красный, сине-зеленый, фиолетовый и желтый.
В 603 году принц Сетоку, основываясь на китайской теории 5 элементов и конфуцианской этике, вводит систему 12 административных рангов. Система указывала каждому рангу цвет головного убора, а также вводила запрещенные цвета, которые было разрешено носить только высшей знати.
Названия рангов были заимствованы из конфуцианской этики — благодать (徳), человеколюбие (仁), вежливость (礼), вера (信), обязанность (義) и мудрость (智). Каждому рангу оответствовал определенный цвет в одежде.
Таблица 12 ступеней с рангами приведена ниже.
01 大徳 Старшая благодать тёмно-фиолетовый
02 小徳 Младшая благодать светло-фиолетовый
03 大仁 Старшее человеколюбие тёмно-синий
04 小仁 Младшее человеколюбие светло-синий
05 大礼 Старшая вежливость тёмно-красный
06 小礼 Младшая вежливость светло-красный
07 大信 Старшая вера тёмно-жёлтый
08 小信 Младшая вера светло-жёлтый
09 大義 Старшая обязанность тёмно-белый
10 小義 Младшая обязанность светло-белый
11 大智 Старшая мудрость тёмно-чёрный
12 小智 Младшая мудрость светло-чёрный
Кроме того, система вводила запрещённые цвета (перевод с японского)
Сумаховый цвет использовался только для верхней одежды Императора Японии. Он был запрещён для применения кем угодно, кроме японского монарха. По сегодняшний день церемониальная японская одежда императора во время интронации красится только в этот сумаховый цвет. Его добывают из плодов сумаха (Rhus succedanea) — японское восковое дерево.
:
Семь дополнительных запрещенных цветов, которые были установлены в X-XI вв.
Бледно-зелёный— цвет верхней одежды императора Японии. В качестве исключения этот цвет могли носить наложницы и любовницы монарха, которые пребывали на должности дворцовой прислуги 4 ранга, а также секретари казны 6 ранга.
У первой и третьей девушки слева
Бледно-красный — цвет верхней одежды экс-императора Японии.
Жёлто-рыжий — цвет верхней одежды крон-принца Японии.
Тёмно-фиолетововый — цвет верхней одежды аристократов 1 ранга.
Гардениевый — запасной запрещённый цвет, заменитель жёлто-рыжего цвета. Производится из плодов гардении жасминовой (Gardenia jasminoides). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
Тёмно-багряный — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
Тёмно-саппановый — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Производится из плодов цезальпинии саппан (Caesalpinia sappan). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
В XIX веке, в период Мэйдзи, запрет был снят со всех цветов, кроме сумахового, жёлто-рыжего и гардениевого.
Таким образом, даже неольшой исторический экскурс говорит о многообразии и сложности применения цвета в далекой и загадочной Японии.
Символика цвета в Японии
Значения разных цветов
Посещая храмы и наблюдая традиции Японии, мне захотелось узнать о символике цвета, и я просмотрела несколько источников.
Чёрный цвет, или «куро» (黒), является традиционным мужским цветом в Японии. В прошлом этот цвет принадлежал классу самураев, а в настоящее время используется для торжественных случаев, включая свадебный наряд. Чёрный головной убор служителей синтоистских храмов символизирует просвещение.
Синий цвет, или «ао» (青), был цветом простых людей. В старые времена сёгунаты запрещали простым людям носить одежду ярких цветов. Самым доступным природным красителем был индиго, так что кимоно простых людей окрашивали в синий или серый цвета. Краситель получали из растения индигофера тинктория и подобных, а технологии крашения передавались от матери к дочери на протяжении многих веков. Удивительно, что эта технология крашения сохранилась до сих пор! В некоторых местах, например в музее Нихон Минкаэн, можно увидеть процесс крашения и приобрести красивые вещи цвета индиго. Синий цвет также символизирует таинственный мир и всевозможную мистику. В театре кабуки синий грим применяется для отрицательных персонажей.
Золотой цвет, или «ки» (黄), является символом солнца, божественной силы и милосердия. Золотой цвет часто применяется в украшении храмов.
Фиолетовый цвет, или «мурасаки» (紫) – цвет воинов, символизирующий благородство и силу. Единственный цветок, который можно было подарить самураю – ирис, т.к. его острые листья напоминали лезвия катаны (меча).
Это всего лишь основные цвета, но Японцы различают сотни цветов и оттенков!
juste_rus
juste_rus
Японии присущ удивительный, уникальный и невероятно развитый язык цвета, который давно является предметом удивления и восхищения со стороны специалистов в области искусства и дизайна. Значения и ассоциации, а также современное применение опирается на цвет, как историческую знаковую систему.
Слово цвет в японском языке (iro) всегда имело иное значение, нежели чем в русском – не обозначало «оттенок», а использовалось как обращение к близкому человеку. В дальнейшем из первоначальной связи между людьми слово цвет иро трансформировалось в обозначение чувств (к любимой женщине, например), далее в определение всего красивого и наконец, красивых объектов, которые стали описывать при помощи различных цветов и оттенков.
Чтобы разобраться в истории возникновении своеобразной символики цвета Японии, необходимо обратиться к синтоизму (системе японских верований и мировоззрения). Согласно синто, боги, создавшие мир – Идзанами и Идзанаги (первый мужчина и первая женщина, Ин и Ё – сопоставимы с китайским Инь и Ян) спустились на Землю и создали Японские острова.
Таким образом, в древне-японском языке не было четкого цветоописания, но строго разделялись критерии цвета: яркость, темнота, чистота и прозрачность.
В 603 году принц Сетоку, основываясь на китайской теории 5 элементов и конфуцианской этике, вводит систему 12 административных рангов. Система указывала каждому рангу цвет головного убора, а также вводила запрещенные цвета, которые было разрешено носить только высшей знати.
Названия рангов были заимствованы из конфуцианской этики — благодать ( 徳 ), человеколюбие ( 仁 ), вежливость ( 礼 ), вера ( 信 ), обязанность ( 義 ) и мудрость ( 智 ). Каждому рангу оответствовал определенный цвет в одежде.
Таблица 12 ступеней с рангами приведена ниже.
01 | 大徳 | Старшая благодать | тёмно-фиолетовый |
02 | 小徳 | Младшая благодать | светло-фиолетовый |
03 | 大仁 | Старшее человеколюбие | тёмно-синий |
04 | 小仁 | Младшее человеколюбие | светло-синий |
05 | 大礼 | Старшая вежливость | тёмно-красный |
06 | 小礼 | Младшая вежливость | светло-красный |
07 | 大信 | Старшая вера | тёмно-жёлтый |
08 | 小信 | Младшая вера | светло-жёлтый |
09 | 大義 | Старшая обязанность | тёмно-белый |
10 | 小義 | Младшая обязанность | светло-белый |
11 | 大智 | Старшая мудрость | тёмно-чёрный |
12 | 小智 | Младшая мудрость | светло-чёрный |
Кроме того, система вводила запрещённые цвета (перевод с японского) :
Сумаховый цвет использовался только для верхней одежды Императора Японии. Он был запрещён для применения кем угодно, кроме японского монарха. По сегодняшний день церемониальная японская одежда императора во время интронации красится только в этот сумаховый цвет. Его добывают из плодов сумаха (Rhus succedanea) — японское восковое дерево.
Семь дополнительных запрещенных цветов, которые были установлены в X-XI вв.
Бледно-зелёный— цвет верхней одежды императора Японии. В качестве исключения этот цвет могли носить наложницы и любовницы монарха, которые пребывали на должности дворцовой прислуги 4 ранга, а также секретари казны 6 ранга.
Бледно-красный — цвет верхней одежды экс-императора Японии.
Жёлто-рыжий — цвет верхней одежды крон-принца Японии.
Тёмно-фиолетововый — цвет верхней одежды аристократов 1 ранга.
Гардениевый — запасной запрещённый цвет, заменитель жёлто-рыжего цвета. Производится из плодов гардении жасминовой (Gardenia jasminoides). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
Тёмно-багряный — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
Тёмно-саппановый — запасной запрещённый цвет, заменитель тёмно-фиолетового цвета. Производится из плодов цезальпинии саппан (Caesalpinia sappan). Разрешение на ношение данного цвета могло быть предоставлено императорским рескриптом.
В XIX веке, в период Мэйдзи, запрет был снят со всех цветов, кроме сумахового, жёлто-рыжего и гардениевого.
Таким образом, даже неольшой исторический экскурс говорит о многообразии и сложности применения цвета в далекой и загадочной Японии.
Далее нас ждут символика цвета, применение и современная японская цветовая система.
ИСТОЧНИКИ:
Шиманская А. Семиотика цвета в культуре Японии (диссертация). М.-2014.