Что значит роялти в франшизе
Что такое паушальный взнос
Как его рассчитывают и платят
Паушальный взнос — единоразовый платеж, который покупатель франшизы (франчайзи) платит ее владельцу (франчайзеру), чтобы работать под чужим товарным знаком. Обычно это фиксированная сумма, одинаковая для всех покупателей франшизы.
В российском законодательстве нет понятия «паушальный взнос», а отношения между компанией, которой принадлежат права на бренд, и ее партнерами регулируются договором коммерческой концессии. По такому договору одна компания разрешает другой работать под своим торговым знаком, регистрируя это в Роспатенте.
За что и когда платят паушальный взнос
Паушальный взнос — это плата не только за то, что франчайзер разрешает покупателю работать под раскрученным именем. Вместе с товарным знаком франчайзи может получить технологию производства, инструкции, по которым должны работать сотрудники, маркетинговые стратегии, оборудование и так далее.
Партнеру передают стандарты ведения бизнеса, чтобы уровень сервиса и качество товаров или услуг были одинаковыми во всех точках, работающих под одной вывеской. Причем эти стандарты необходимо соблюдать.
Паушальный взнос и роялти
Паушальный взнос не единственный платеж со стороны франчайзи. Помимо единоразового взноса в договоре может быть предусмотрено, что франчайзи должны вносить ежемесячные выплаты — роялти. Они могут быть фиксированными, а могут составлять какой-то процент от оборота или выручки франчайзи.
Например, герои рубрики «Как открыть франшизу» рассказывали, что паушальный взнос в сети кофеен «Кофе-лайк» составляет 150 тысяч рублей, роялти — 4,5% от оборота. У детского центра «Бэби-клуб» разовый платеж — 500 тысяч рублей, ежемесячный — 15 тысяч. А бывает и так, что по условиям договора роялти не предусмотрено, а продавец зарабатывает только на паушальных взносах. Так работает, например, сеть магазинов украшений «Зифа».
Что влияет на размер паушального взноса
Стоимость франшизы, как и цена любого товара, складывается из себестоимости и прибыли продавца. Себестоимость зависит от того, что именно предоставляет франчайзер по договору концессии. Паушальный взнос должен как минимум компенсировать затраты продавца на создание условий для бизнеса франчайзи.
Вот что может входить в пакет франшизы:
В чем подвох франшизы без паушального взноса
Часть своих затрат франчайзер может заложить в будущие роялти. Если паушальный взнос небольшой или его вообще нет, это может компенсироваться высокими ежемесячными платежами.
Бывает, что франчайзер получает основную прибыль не от паушальных взносов и роялти, а от продажи собственных товаров в магазины, которые работают по франшизе. Например, так работают сети магазинов одежды и обуви. Владельцы торговой марки помогают партнеру открыть бизнес, а после становятся единственным поставщиком товара.
Как можно оплачивать паушальный взнос
Франчайзер может брать паушальный взнос с франчайзи частями: за право использования товарного знака, поставку оборудования, обучение персонала, создание сайта и так далее. Но чаще всего паушальный взнос нужно платить целиком и сразу.
Можно ли вернуть паушальный взнос
Вернуть паушальный взнос можно, только если франчайзер не передал покупателю право на использование товарного знака и не зарегистрировал договор в Роспатенте. Проверить это можно на сайте Института промышленной собственности. Если договор не зарегистрирован, несостоявшийся франчайзи должен направить продавцу франшизы письменное уведомление с просьбой вернуть ошибочный платеж.
Если франчайзер откажется, то надо обращаться в суд с требованием признать договор ничтожным. Право на использование товарного знака является основным предметом договора коммерческой концессии.
Паушальный взнос и бухгалтерия
У франчайзера и у франчайзи паушальный взнос отражается как нематериальный актив.
Если продажа франшизы — это основной источник дохода для владельца товарного знака, то паушальные взносы пройдут в бухгалтерских отчетах как часть доходов от реализации. Если же большую часть прибыли компании приносит другая деятельность, то паушальные взносы относятся к операционным доходам.
Бухгалтерия франчайзи учитывает паушальный взнос в расходах будущих периодов. Для этого обычно всю сумму платежа делят на несколько равных частей и распределяют как расходы по обычным видам деятельности на срок договора франшизы.
Если франчайзер платит НДС, то передача права на использование товарного знака по договору концессии считается оказанием услуг. Исчисление налога начинается с момента вступления договора в силу.
Что такое роялти в франшизе
Автор статьи — Копирайтер Контур.Бухгалтерии
Что такое роялти
За что взимается роялти
В каждом договоре франшизы могут быть свое наполнение регулярной поддержки, за которую франчайзи платит роялти. Обычно в этот список входят:
Для франчайзи такая поддержка — это возможность пользоваться известным брендом, кураторство от опытного практика, подключение к системам франчайзера — сайту и соцсетям, линии техподдержки. А еще контекстная реклама, расходные материалы, обучение и тренинги.
Владелец бренда тоже получает выгоду. С помощью франчайзи он распространяет влияние бренда, идет в регионы, получает дополнительные финансы для развития головной компании.
Какими способами рассчитывают роялти
Есть несколько способов расчета: это может быть фиксированная ставка, процент от прибыли, комбинированный вариант или “скрытые” роялти. Обычно для франчайзи выгоднее платить процент от прибыли, но все зависит от того, какой вид выплат и их размер назначит владелец бренда.
Процентный платеж. В этом случае франчайзер не устанавливает точной суммы, но вводит процент от фактических результатов деятельности. Дополнительно он контролирует своего партнера и следит за доходностью его бизнеса — например, запрашивает регулярные отчеты или сам изучает их в открытых источниках. Его прибыль зависит от доходов франчайзи, так что контроль понятен.
Фиксированный платеж. Здесь платеж — это одинаковая сумма на конкретный период, скажем, год, в следующем году сумма пересматривается. Она выплачивается раз в месяц, квартал или год. Риски здесь связаны с тем, что прибыль может быть еще низкой, но роялти придется платить сполна. Владелец бренда получает доход, не зависящий от эффективности партнера, поэтому меньше контролирует его, но и не так заинтересован в его успешности, и это может сказаться на качестве поддержки.
Комбинированный платеж. В этом случае сочетаются фиксированный и комбинированный методы. Обычно есть минимальная сумма “абонентской платы” и проценты с прибыли. В зависимости от условий договора, процентная ставка снижается или повышается, чтобы мотивировать франчайзи.
Скрытый платеж. Здесь нет фиксированной или процентной ставки, но у партнера есть обязательства: например, закупать сырье или товары франчайзера, и здесь роялти уже заложены в стоимость поставок, поэтому их можно назвать скрытыми. Например, предприниматель открывает точку продаж матрасов “Аскона”, закупает их у производителя по установленной для него цене и продает конечным покупателям.
Как формируется размер роялти
Единого правила по определению размера выплат нет, и закон этот момент не регулирует. Головная компания сама устанавливает нормы расчета. Они могут зависеть от объема продукции или услуг, условий на рынке, вида деятельности, особенностей региона франчайзи и уровня дохода жителей в этой местности, а еще от узнаваемости бренда
Как правило, роялти составляют 7-10% от выручки, но многое зависит от сферы деятельности. Скажем, для ресторанов и гостиниц регулярные платежи могут быть не выше 5%, а для фастфуда — более 10%.
Как проверить обоснованность суммы роялти
Перед покупкой франшизы обязательно разберитесь, что вы получите за предусмотренный договором платеж. Это должны быть четко прописанные услуги, и их объем должен быть пропорционален размеру роялти. Если в договоре есть только общие слова о поддержке, это плохой знак.
В любом случае, изучите договор вместе с юристом и более опытным предпринимателем. Проведите сравнительный анализ затрат на роялти и доходности для нескольких похожих бизнесов по франшизе. Если в целевой франшизе сумма роялти выше, надо понять, выгодно ли это вам, ведь уменьшить регулярные платежи после подписания договора вы не сможете.
Слишком большие суммы роялти могут затормозить развитие вашего бизнеса и снизить мотивацию. Слишком малые могут подкрепляться незначительными мерами поддержки в виде необязательных консультаций, и это тоже нельзя назвать выгодным вариантом.
Каким налогом облагается роялти
Юридически отношения между владельцем бренда и франчайзи оформляются договором коммерческой концессии. Он следует нормам ст. 1235 ГК РФ, где указано, что отношение между правообладателем и лицензиаром подразумевают гонорар правообладателю в виде процентных или фиксированных сумм.
С роялти взимаются два вида налогов:
Открывая бизнес по франшизе, упростите себе работу с бухгалтерией — ведите учет в современной системе с автоматизацией большинства операций и управленческими отчетами для руководителя. В веб-сервисе Контур.Бухгалтерия легко вести учет, платить налоги и зарплату, отчитываться через интернет и контролировать финансы. Все новички бесплатно тестируют сервис в течение 14 дней.
Бизнес по франшизе: бухгалтерский и налоговый учёт
Покупая готовую модель бизнеса по франшизе, нужно учитывать особенности бухучёта и налогообложения. Рассказываем, как учитывать паушальный взнос, роялти и другие расходы франчайзи.
Бухгалтерский учёт у покупателя франшизы
Паушальный взнос
Франшизу приобретают по договору коммерческой концессии. При этом нужна государственная регистрация, которая обычно занимает длительное время.
Если в договоре есть условие о том, что он начинает действовать с момента фактической передачи прав, то расходы по договору франшизы можно признавать в бухучёте не дожидаясь регистрации. Судебная практика подтверждает, что такой оговоркой можно перенести срок действия.
Передачу прав по договору оформите документом произвольной формы, например, актом приема-передачи. На эту дату отразите в учёте фиксированные взносы и остальные расходы, сопутствующие покупке франшизы.
Паушальный взнос не обязательно оформлять отдельным документом. Достаточно того, что он указан в договоре. Отразите его в составе расходов будущих периодов согласно п. 39 ПБУ 14/2007 «Учёт нематериальных активов». Период списания равен сроку действия договора. Списывайте с даты начала использования франшизы.
Если из договора нельзя установить сроки, определите период списания расходов самостоятельно и закрепите порядок его расчёта в учётной политике. Можно ориентироваться на такие сроки:
Другие способы списания расходов будущих периодов, например пропорционально выручке от использования франшизы, не предусмотрены (п. 39 ПБУ 14/2007).
Расходы будущих периодов списывайте на счет 26 «Общехозяйственные расходы» или 44 «Расходы на продажу». Счёт учёта выберите самостоятельно и закрепите в учётной политике.
Роялти
Способ определения суммы роялти, дата начисления, срок уплаты, форма отчётного документа должны быть прописаны в договоре. Например:
Периодические платежи нужно будет признавать в составе расходов по обычным видам деятельности на дату составления отчётного документа на том же счёте, куда списываются расходы будущих периодов в виде паушального взноса.
Сопутствующие затраты
Если по договору вы как покупатель франшизы обязаны нести сопутствующие сделке затраты, отразите их в расходах будущих периодов. Срок списания установите такой же, как и для паушального взноса. Если сумма таких затрат несущественна, спишите их в расходы единовременно в соответствии с принципом рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008). Критерий существенности и порядок учёта таких расходов установите в учётной политике.
Исключительные права
При покупке франшизы вы получаете в пользование исключительные права, принадлежащие франчайзеру, то есть доступ к его нематериальному активу. Отразите этот актив на забалансовом счёте в сумме уплачиваемого вознаграждения (п.39 ПБУ 14/2007):
Если роялти за весь период невозможно рассчитать заранее, то стоимость нематериального актива будет оцениваться только по сумме паушального взноса.
В плане счетов нет забалансового счёта учёта для нематериальных активов, полученных в пользование, поэтому утвердите его учётной политикой. Например, можно использовать счёт 012.
Примеры проводок
Компания приобрела франшизу мини-кофеен. Паушальный взнос составил 300 000 руб., ежемесячные роялти — 10 000 руб.
Принят к учёту паушальный взнос:
Д 97 «Расходы будущих периодов» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 300 000 руб.
Отражены за балансом полученные НМА:
Д 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование» — 300 000 руб.
В конце каждого месяца пользования франшизой
Списан в расходы текущего периода паушальный взнос:
Д 44 «Расходы на продажу» К 97 «Расходы будущих периодов» — 5 000 руб. (300 000 / 5 лет / 12 месяцев).
Учтён в расходах роялти:
Д 44 «Расходы на продажу» К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 10 000 руб.
В конце срока использования франшизы:
Сняты с учета за балансом НМА:
К 012 «Нематериальные активы, полученные в пользование» — 300 000 руб.
Налоговый учёт у покупателя франшизы
Основная система налогообложения
Налог на прибыль (учёт методом начисления)
Расходы на приобретение франшизы — это не рекламные расходы, поэтому их не нужно нормировать. Признавайте их в полном объеме.
Затраты, связанные с договором франшизы, принимайте к учёту после его обязательной государственной регистрации (п.1 ст.1490 ГК). Без этого расходы не считаются документально подтвержденным, как этого требует п.1 ст. 252 НК.
Можно учесть расходы по договору до госрегистрации, только если одновременно соблюдены следующие условия.
Такую возможность подтверждает Минфин в письмах № 03-03-06/1/44292 от 23.10.13, № 03-03-06/5/28 от 04.04.2011.
Факт получения прав подтвердите актом приёма-передачи или другим способом, который прописан в договоре.
На эту дату учтите паушальный взнос в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 49 п. 1 ст 264 НК). Сумму взноса распределите равномерно на весь срок действия договора и признавайте частями в каждом отчётном периоде (п.1 ст. 272 НК).
Периодические платежи (роялти) отнесите в прочие расходы связанные с производством и реализацией на основании пп.37 п.1 ст.264 НК РФ в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 272 НК).
Определите момент признания расходов в зависимости от условий договора по оформлению и расчёту роялти (пп. 3 п.7 ст. 272 НК):
Сопутствующие расходы учтите как прочие производственные расходы (пп. 6 п.1 ст. 253 НК). Патентные и другие пошлины за регистрацию отнесите в состав прочих расходов, связанных с производством (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК).
Если продавец франшизы является плательщиком НДС, на сумму паушального взноса и роялти он начислит НДС. А вы сможете принять его к вычету, если используете франшизу в облагаемой НДС деятельности. В зависимости от условий договора и учётной политики продавца может быть несколько вариантов признания паушального взноса в его доходах и порядка исчисления НДС.
Вычет НДС с роялти производится в общем порядке в полном объёме на дату получения счёта-фактуры и расчётных документов (например, расчёта роялти).
Упрощённая система налогообложения
На УСН в доходах учитывайте все поступления от покупателей. Нельзя занижать выручку на процент или вознаграждение, которые нужно перечислить продавцу франшизы.
Если применяете УСН с объектом «Доходы минус расходы», налоговую базу уменьшайте на роялти, т.к. их можно принять в расходы согласно пп. 32 п. 1 ст. 346.16 НК РФ как периодические платежи за пользование интеллектуальными правами. Расходы признавайте после фактической оплаты и документального подтверждения.
НДС, который заплатите продавцу вместе с роялти, тоже учитывайте в расходах (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК).
Можно ли включить в расходы паушальный взнос зависит от того, что входит в предмет франшизы.
Если по франшизе передаются права на:
то разовый единовременный платёж можно учесть как расходы по приобретению исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности по лицензионному договору на основании пп. 2.1. п. 1 ст. 346.16 НК и п. 4 ст. 1027 ГК.
Если в состав франшизы входит торговая марка, товарный знак, консультационные услуги, то паушальный взнос нельзя учесть в расходах, так как его нет в закрытом перечне расходов, признаваемых на УСН.
В смешанном варианте, когда в состав франшизы входят и результаты интеллектуальной деятельности, которые можно учесть в расходах, и прочие компоненты, на которые нельзя уменьшать налогооблагаемую базу, попросите франчайзера в составе паушального взноса выделить стоимость каждого элемента отдельно. Тогда сможете признать в расходах хотя бы ту часть, которая относится к интеллектуальной стоимости.
НДС, который заплатите вместе с паушальным взносом, можно учесть в расходах только в той части, в которой принимаете в расходах сам взнос.
Госпошлину за регистрацию лицензионного договора на интеллектуальную собственность учтите в расходах как сумму сбора, установленного законодательством (пп. 22 п.1 ст. 346.16 НК). Остальные пошлины, в том числе патентную, нельзя принимать в расходы, так как их нет в ст. 346.16 НК.
Другие сопутствующие расходы можно учитывать при расчёте налога УСН только если они приведены в ст. 346.16 НК. Например, услуги нотариуса. При этом не получится учесть расходы на приобретение или создание нематериальных активов ссылаясь на пп. 2 п.1 ст. 346.16 НК, т.к. к получателю франшизы не переходит право собственности на НМА, он лишь получает право использования.
Бухгалтерский и налоговый учёт расчётов по франшизе во многом зависит от условий договора и учётной политики. Поэтому ещё на стадии согласования договора добивайтесь, чтобы в нём были важные с точки зрения учёта положения. Не забудьте предусмотреть в нём:
Если покупаете франшизу впервые и в учётной политике не прописан порядок учёта, можно вносить в неё дополнения по мере необходимости, не дожидаясь начала года. Утверждение способа учёта новых фактов хозяйственной деятельности не считается изменением учётной политики (п.10 ПБУ 1/2008). Если вы раньше уже отражали расчёты по франшизе и способы учёта закреплены в учётной политике, изменения можно вносить только с начала отчётного года.
Франшиза
Способ открыть бизнес под брендом действующей компании
Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.
Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.
Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.
Виды франшизы
В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.
Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.
Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.
Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.
Из чего состоит франшиза
Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.
Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.
Как франчайзеры оценивают работу партнеров:
Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.
Сколько стоит франшиза
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.
Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.
Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.
Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.
Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:
Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.
Примеры франшиз
Несколько франшиз, популярных в России:
Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.
Плюсы и минусы франшизы
Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:
У франшизы есть минусы:
Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.
Где искать франшизу
Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.
На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.
Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.
Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.
Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.
Как выбрать франшизу
За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.
История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.
Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.
Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.
Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.
Как купить франшизу
Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:
Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.
Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.
Шаг 6. Внесите паушальный взнос.
Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.
Договор франшизы
В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.
Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.
Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.
Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.
Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.
Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.
Проблемы франчайзинга
Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.
Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.
Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.
Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.