Что значит родовая община история 5

Родовая община

Родова́я общи́на (Род) — исторически первая форма общественной организации людей — (община), где люди связаны кровным родством, в некоторых случаях предполагаемым родством, а в некоторых случаях допускалось и искусственное родство, кроме того, это был союз основанный на коллективном труде, коллективном потреблении, коллективной собственности на землю и орудия труда (охоты), предположительно основанный на социальном равноправии.

Род не был семьёй в современном представлении и может называться семьёй лишь в определённом смысле.

Охота, расчистка леса, земледелие при примитивных орудиях труда требовали больших коллективных усилий. Плуг с железным лемехом, железный топор, лопата, мотыга, лук и стрелы, стальные мечи способствовали вымиранию общины родовой и появлению соседской общины.

У большинства народов в древности, члены родовой общины не могли брать себе жён внутри общины. Поэтому всякая родовая община всегда поддерживала дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Тем самым отношения родства возникали и между общинами, ещё более расширяя рамки сотрудничества и взаимной поддержки.

См. также

В современном мире родовая община это группа родов проживающих на родовых поместьях. Родовое поместье это участок земли не менее 1га, на котором проживает семья или род и ведут совместное хозяйство. Группа таких родовых поместий называется родовая община.

Что значит родовая община история 5. Смотреть фото Что значит родовая община история 5. Смотреть картинку Что значит родовая община история 5. Картинка про Что значит родовая община история 5. Фото Что значит родовая община история 5

Полезное

Смотреть что такое «Родовая община» в других словарях:

Родовая община — см. Первобытнообщинный строй … Большая советская энциклопедия

Община — (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.

ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия

ОБЩИНА — форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь

ОБЩИНА (форма социальной организации) — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Энциклопедический словарь

Община (традиционная) — У этого термина существуют и другие значения, см. Община. Община традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская… … Википедия

община — I о/бщина = общи/на см. тж. общинный 1) В доклассовом (и пережиточно в классовом) обществе: форма объединения людей, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным ведением хозяйства, уравнительным… … Словарь многих выражений

Община — Община многозначное слово, которое может соответствовать таким терминам как en:Commune и en:Community; совокупность представителей определенного вероисповедания, религиозного толка или национальности в стране, городе и т. п.… … Википедия

ОБЩИНА — ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история

ОБЩИНА — 1) традиционная форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская), сочетает индивидуальное и общинное землевладение, В… … Юридический словарь

Источник

Что такое родовая община?

Что значит родовая община история 5. Смотреть фото Что значит родовая община история 5. Смотреть картинку Что значит родовая община история 5. Картинка про Что значит родовая община история 5. Фото Что значит родовая община история 5

Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Что значит родовая община история 5. Смотреть фото Что значит родовая община история 5. Смотреть картинку Что значит родовая община история 5. Картинка про Что значит родовая община история 5. Фото Что значит родовая община история 5

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что значит родовая община история 5. Смотреть фото Что значит родовая община история 5. Смотреть картинку Что значит родовая община история 5. Картинка про Что значит родовая община история 5. Фото Что значит родовая община история 5

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Источник

Что такое родовая община?

Что значит родовая община история 5. Смотреть фото Что значит родовая община история 5. Смотреть картинку Что значит родовая община история 5. Картинка про Что значит родовая община история 5. Фото Что значит родовая община история 5
Когда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Что значит родовая община история 5. Смотреть фото Что значит родовая община история 5. Смотреть картинку Что значит родовая община история 5. Картинка про Что значит родовая община история 5. Фото Что значит родовая община история 5

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что значит родовая община история 5. Смотреть фото Что значит родовая община история 5. Смотреть картинку Что значит родовая община история 5. Картинка про Что значит родовая община история 5. Фото Что значит родовая община история 5

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Источник

История Древнего Мира 5 класс Вигасин. Вопросы и задания к разделу «Жизнь первобытных людей». Номер №9

Что означают слова и выражения: рубило, копье, гарпун, мотыга, плуг, серп, родовая община, старейшина, племя, вождь племени, знатный, колдовской обряд, жертва, идол, оборотень, душа, “страна мертвых”?

Решение

Рубило – орудия труда, которое представляло собой обработанный камень.
Копье – орудия труда, предназначенное для охоты, представляло собой палку с привязанным заостренным каменным наконечником.
Мотыга – примитивное орудия труда, предназначенное для вскапывания земли.
Плуг – орудия труда, предназначенное для обработки земли; плуг способен рыхлить более твердую землю, чем мотыга.
Серп – орудия труда, предназначенное для срезания колосьев, изготовлялось из дерева или кости.
Родовая община – это человеческий коллектив, главным в котором являлись родственные связи, а жилище, пища, дрова были общими.
Старейшина – это самые опытные и мудрые старики, которые знали повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения.
Племя – это группа людей, объединенных каким−либо признаком (например, верой в единого предка и др.).
Вождь племени – это глава племени, который избирался для ведения военных походов и защиты своих сородичей от врагов.
Знатный – это члены племени (вожди, старейшины), которые приобретали известность, они пользовались почетом, даже если не отличались особой доблестью и умом, им выделяли лучшие участки земли, большую часть военной добычи.
Колдовской обряд – это действия, направленные на то, чтобы вызвать помощь при охоте и др.
Жертва – это подарки (пища, вещи и др.), которые люди преподносили своим богам и духам, чтобы отблагодарить и задобрить их.
Идол – это изображения богов и духов, которые люди высекали из камня, лепили из глины, вырезали из дерева.
Оборотень – это существа, способные превращаться в других существ – людей, камни, животных и любые другие предметы.
Душа – это сверхъестественное существо, которое обитало в каждом человеке, согласно вере первобытных людей.
«Страна мертвых» − это место, куда, согласно древним верованиям, переселялись души предков.

Источник

Урок истории древнего мира «Родовые общины охотников и собирателей». 5-й класс

Класс: 5

Презентация к уроку

Общая дидактическая цель: создать условия для:

— осознание и осмысление блока новой учебной информации

— первичного закрепления и применения знаний и способов деятельности

Триединая дидактическая цель:

Образовательный аспект: сформировать у учеников представление о самом неизвестном этапе первобытной истории – ледниковом периоде, когда “человек разумный” заселил все части света, а с отступлением ледника успешно приспособился к новым условиям природно-климатической среды

Развитие мыслительных качеств:

— выделение главной мысли при определении особенностей первобытного общества в ледниковый период и после его окончания, при объяснении сути отношений в родовой общине

— выявление причинно-следственных связей, позволивших выжить первым людям в ледниковую эпоху и расселиться по планете

— формирование БНЦ Семья через создание условий для оценки учениками с нравственных позиций (современных и первобытных) разницу в отношениях внутри человеческого стада и внутри родовой общины, объяснения своей оценки первобытной морали, сравнивая ее с законами и правилами современного мира

Планируемые метапредметные результаты

Аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности. Знание о своей этнической принадлежности, уважение к ценностям семьи, уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности.

Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи. Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне. Обобщать, делать выводы. Определять понятия. Анализировать, выделять главное. Преобразовывать информацию из одного вида в другой

Определять цель, проблему в деятельности. Выдвигать версии. Планировать деятельность в учебной ситуации. Применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

Организовывать работу в парах. Уметь строить речевые высказывания.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционный с элементами практической работы

ФОПД: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные (объяснение учителя), наглядные (схема, презентация), практические (работа с учебным материалом)

По характеру познавательной деятельности:

— объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый

Термины и понятия, актуализируемые и вводимые на уроке:

АктуализируемыеВводимые
— копье

— мамонт

— родовая община

Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, экран, презентация, карта “Расселение людей в древности”, схема “Родовая община”, опорный конспект

Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаУДД
1.Организационный этапПриветствует учащихся. Настраивает на работу.Настраиваются на работу
2.Этап мотивации и целеполаганияОколо 100 лет назад на земле началось похолодание. Зимы стали длинными и морозными. В горах образовались огромные ледники – многометровые толщи льда (Презентация, запись в тетрадь). С каждым годом на северных горах Европы и Азии их становилось все больше, и они начали сползать на равнины. Огромный ледяной панцирь накрывал землю шаг за шагом, закрывая пространства, на которых сейчас расположены Москва и Санкт-Петербург, и многие другие города (карта “Расселение людей в древности”). К югу от кромки ледника протянулись холодные степи, напоминающие современную тундру. Теплолюбивые животные вымерли либо ушли на юг в теплые части Азии и Африки. Появились слоны с длинной рыжей шерстью – мамонты (Презентация, запись), сильные и огромные животные, охотиться на которых было очень трудно и опасно. Нашим предкам угрожало вымирание, они должны были спрятаться в Африке, на своей родине. Но нет, люди не только выжили во время ледника, но и заселили территории с более холодным климатом, проникли в Европу, Азию, Америку, Австралию.

Противоречие: животные вымерли/ люди выжили

Учитель: Животные вымерли, а люди нет. Почему?

Ваши версии: Как же им это удалось? Выдвиньте свои версии?

Учитель: Какая версия верная? (Создание ситуации затруднения)

Проблема урока: Мы не знаем, что помогло людям выжить?

Учитель: Что нужно сделать?

Цель: выяснить, почему это произошло?

Учитель: Что нам может помочь в этом?

Средства: учебник, слово учителя, интернет…

Действия: что нужно сделать для решения проблемы?

1.Ученики смотрят слайд презентации и записывают в тетрадь определения

2.Ученики вместе с учителем формулируют противоречие, выдвигают версии ответа на поставленный учителем вопрос, формулируют проблему урока, цель урока, средства, необходимые для достижения цели урока и действия. (Элементы проектной технологии на этапе мотивации и целеполагания)

Коммуникативные УУД.

Уметь строить речевые высказывания.

Уметь самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель, составлять план решения проблемы.

3.Этап изучения блока новой учебной информации.Тема урока “Родовые общины охотников и собирателей”

Прослушайте интересную задачу и найдите ответ:

Археологи обследовали стоянку первобытных охотников, живших несколько десятков тысяч лет назад. При раскопках был обнаружен скелет однорукого мужчины, погибшего под обрушившимся сводом пещеры. Изучение скелета показало, мужчине в момент смерти было около 50 лет, а свою правую руку он потерял еще в юношеском возрасте.

Как же он смог прожить до 50 лет, ведь он не мог охотиться?

Чтобы правильно ответить на этот вопрос, поработаем с учебником

Инструкция учителя на слайде презентации или на доске

1 ряд: параграф 2 пункт Новые орудия труда.

2 ряд: параграф 2 пункт Новые способы охоты

3 ряд параграф 2 пункт Родовые общины

Прочитайте текст пункта учебника и обсудив это в парах, ответьте на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях?

Ученик записывают тему урока в тетрадь.

Получают инструкцию по работе от учителя и самостоятельно работаю с учебным материалом, отвечая на вопрос: что помогло первобытным людям выжить в суровых условиях.

Познавательные УУД.

Уметь находить достоверную информацию, необходимую для решения учебной задачи.

Уметь добывать новые знания используя текст учебника. Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Уметь работать в парах.

Уметь применять свои знания на практике.

4.Этап осмысления и применения знаний и способов деятельности.Учитель заслушивает ответы учеников, дополняет их ответы, сопровождая рассказ слайдами презентации, а также выполняя фронтально с учащимися задания на применение полученных знаний.

Новые орудия труда (1 ряд)

Все то время, когда главные орудия труда человека были из камня называется каменным веком (запись в тетрадь). Древние люди научились разбираться в свойствах камней. Со временем человек стал использовать кремень. Почему?

(Иллюстрации учебника, запись в тетрадь, слайды презентации)

А. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины > следствие)

Б. Ответь на вопрос, какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.

Список событий и явлений

Их правильная последовательность

А. Жители лесов стали применять новые орудия труда для охоты из засады на небольших расстояниях: метательные копья, бумеранги и лук со стрелами

Б. 12. Тыс. лет назад на Земле стало теплее. Крупные животные, оказавшись в непривычных условиях стали вымирать, мелкие средние прятались в лесах, меняя свой облик и повадки.

В. Охотники стали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе.

Здесь представлен процесс __________

Что значит родовая община история 5. Смотреть фото Что значит родовая община история 5. Смотреть картинку Что значит родовая община история 5. Картинка про Что значит родовая община история 5. Фото Что значит родовая община история 5

Потому что ______________________

Новые способы охоты (2 ряд)

Изменение орудий труда привело к изменению жизни человека. Появились новые способы охоты

— загонная охота (иллюстрация учебника, слайд)

Представьте, что наш класс родовая община, и мы отправляется охотиться на мамонтов. Кто из вас в одиночку сможет победить мамонта? А как это лучше сделать? Что необходимо приготовить заранее?

Родовая община (3 ряд)

Родовая община – коллектив родственников, которые жил и трудился сообща, имели общее имущество.

Родовая – родственники Община – все общее, жили сообща

? Почему люди стали объединяться в родовые общины?

Что же помогло людям выжить в тяжелых условиях?

— приспособление к природе (огонь, одежда, пещеры);

— новые изобретения (орудия труда, способы охоты);

— взаимопомощь (родовые общины)

Ученики поработав с текстом учебника и обсудив этот вопрос в парах, формулируют ответы на поставленный учителем вопрос. В ходе ответов учащихся и дополнений учителя записывают определения в тетрадь, отвечают на дополнительные вопросы учителя. После отчетов групп, выполняют фронтально задания, предложенные учителем на слайдах.

После выполнения заданий учитель возвращает учащихся к проблемному вопросу урока и предлагает учащимся с помощью шаблона на слайде составить полные ответы на вопрос.

Коммуникативные УУД.

Уметь работать в парах. Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания

Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

5.Рефлексивно-аналитический этапРефлексия: что мы выяснили с вами на уроке? Что изменило жизнь первобытных людей?

Задание (фронтальная работа, Слайд)

А. Как ты считаешь, справедлив ли обычай, делить поровну добычу, которую принес один охотник? Запиши в таблице свою позицию и приведи один аргумент в ее подтверждение.

Б. Запиши один-два доказательства своего мнения и хотя бы один аргумент в пользу противоположного мнения.

ПозицияЯ считаю, что, с одной стороны ____НО, с другой стороны,
АргументПотому чтоПотому что
Ученики отвечают на вопросы учителя, используя изученный на уроке материал, а также применяют знания в новой учебной ситуации.Регулятивные УУД.

Уметь применять свои знания на практике. Уметь сверять свои действия с целью и, при необходимости, самостоятельно исправлять ошибки.

Уметь оценивать себя на основе критерия успешности учебной деятельности. Аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности.

Уметь слушать и понимать сверстников и учителя. Уметь строить речевые высказывания

6.Домашнее заданиеИнструктаж учителя:

— Задание учебник с. 17: подготовьте сообщение о находках мамонтов на территории России (используйте ресурсы Интернет)

— электронный журнал: см. прикреплённые файлы

Ученики записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимостиКоммуникативные УУД.

Уметь понимать учителя, строить вопросы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *