Что значит решить линейное уравнение
Решение простых линейных уравнений
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).
Понятие уравнения
Понятие уравнения обычно проходят в самом начале школьного курса алгебры. Его определяют, как равенство с неизвестным числом, которое нужно найти.
В школьной программе за 7 класс впервые появляется понятие переменных. Их принято обозначать латинскими буквами, которые принимают разные значения. Исходя из этого можно дать более полное определение уравнению.
Уравнение — это математическое равенство, в котором неизвестна одна или несколько величин. Значение неизвестных нужно найти так, чтобы при их подстановке в пример получилось верное числовое равенство.
Например, возьмем выражение 2 + 4 = 6. При вычислении левой части получается верное числовое равенство, то есть 6 = 6.
Уравнением можно назвать выражение 2 + x = 6, с неизвестной переменной x, значение которой нужно найти. Результат должен быть таким, чтобы знак равенства был оправдан, и левая часть равнялась правой.
Корень уравнения — то самое число, которое при подстановке на место неизвестной уравнивает выражения справа и слева.
Равносильные уравнения — это те, в которых совпадают множества решений. Другими словами, у них одни и те же корни.
Решить уравнение значит найти все возможные корни или убедиться, что их нет.
Решить уравнение с двумя, тремя и более переменными — это два, три и более значения переменных, которые обращают данное выражение в верное числовое равенство.
Какие бывают виды уравнений
Уравнения могут быть разными, самые часто встречающиеся — линейные и квадратные.
Особенность преобразований алгебраических уравнений в том, что в левой части должен остаться многочлен от неизвестных, а в правой — нуль.
Линейное уравнение выглядит так | ах + b = 0, где a и b — действительные числа. Что поможет в решении: Система уравнений — это несколько уравнений, для которых нужно найти значения неизвестных. Она имеет вид ax + by + c = 0 и называется линейным уравнением с двумя переменными x и y, где a, b, c — числа. Решением этого уравнения называют любую пару чисел (x; y), которая соответствует этому выражению и является верным числовым равенством. Числовой коэффициент — число, которое стоит при неизвестной переменной. Кроме линейных и квадратных есть и другие виды уравнений, с которыми мы познакомимся в следующий раз: Онлайн-курсы по математике за 7 класс помогут закрепить новые знания на практике с талантливым преподавателем. Как решать простые уравненияЧтобы научиться решать простые линейные уравнения, нужно запомнить формулу и два основных правила. 1. Правило переноса. При переносе из одной части в другую, член уравнения меняет свой знак на противоположный. Для примера рассмотрим простейшее уравнение: x+3=5 Начнем с того, что в каждом уравнении есть левая и правая часть. Перенесем 3 из левой части в правую и меняем знак на противоположный. Можно проверить: 2 + 3 = 5. Все верно. Корень равен 2. Решим еще один пример: 6x = 5x + 10. Перенесем 5x из правой части в левую. Знак меняем на противоположный, то есть на минус. Приведем подобные и завершим решение. 2. Правило деления. В любом уравнении можно разделить левую и правую часть на одно и то же число. Это может ускорить процесс решения. Главное — быть внимательным, чтобы не допустить глупых ошибок. Применим правило при решении примера: 4x=8. При неизвестной х стоит числовой коэффициент — 4. Их объединяет действие — умножение. Чтобы решить уравнение, нужно сделать так, чтобы при неизвестной x стояла единица. Разделим каждую часть на 4. Как это выглядит: Теперь сократим дроби, которые у нас получились и завершим решение линейного уравнения: Рассмотрим пример, когда неизвестная переменная стоит со знаком минус: −4x = 12 Если знак минус стоит перед скобками, и по ходу вычислений его убрали — важно не забыть поменять знаки внутри скобок на противоположные. Этот простой факт позволит не допустить обидные ошибки, особенно в старших классах. Напомним, что не у каждого линейного уравнения есть решение — иногда корней просто нет. Изредка среди корней может оказаться ноль — ничего страшного, это не значит, что ход решения оказался неправильным. Ноль — такое же число, как и остальные. Способов решения линейных уравнений немного, нужно запомнить только один алгоритм, который будет эффективен для любой задачки. Чтобы быстрее запомнить ход решения и формулу линейного уравнения, скачайте или распечатайте схему-подсказку — храните ее в телефоне, учебники или на рабочем столе. А вот и видео «Простейшие линейные уравнения» для тех, кто учиться в 5, 6 и 7 классе. Примеры линейных уравненийТеперь мы знаем, как решать линейные уравнения. Осталось попрактиковаться на задачках, чтобы чувствовать себя увереннее на контрольных. Давайте решать вместе! Пример 1. Как правильно решить уравнение: 6х + 1 = 19. Пример 2. Как решить уравнение: 5(х — 3) + 2 = 3 (х — 4) + 2х — 1. 5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1 Ответ: х — любое число. Пример 3. Решить: 4х = 1/8. Пример 4. Решить: 4(х + 2) = 6 — 7х. Пример 5. Решить: Пример 6. Как решить линейное уравнение: х + 7 = х + 4. 5х — 15 + 2 = 3х — 2 + 2х — 1 Пример 7. Решить: 2(х + 3) = 5 — 7х.. Решение линейных уравнений с одной переменнойВ данной статье рассмотрим принцип решения таких уравнений как линейные уравнения. Запишем определение этих уравнений, зададим общий вид. Разберем все условия нахождения решений линейных уравнений, используя, в том числе, практические примеры. Обратим внимание, что материал ниже содержит информацию по линейным уравнениям с одной переменной. Линейные уравнения с двумя переменными рассматриваются в отдельной статье. Что такое линейное уравнениеТакая формулировка использована в учебнике алгебры ( 7 класс) Ю.Н.Макарычева. Примерами линейных уравнений будут: 3 · x = 11 (уравнение с одной переменной x при а = 5 и b = 10 ); В различных учебных материалах могут встречаться разные определения. К примеру, Виленкин Н.Я. к линейным относит также те уравнения, которые возможно преобразовать в вид a · x = b при помощи переноса слагаемых из одной части в другую со сменой знака и приведения подобных слагаемых. Если следовать такой трактовке, уравнение 5 · x = 2 · x + 6 – также линейное. А вот учебник алгебры ( 7 класс) Мордковича А.Г. задает такое описание: Примером линейных уравнений подобного вида могут быть: Принцип решения линейных уравненийРассмотрим, как определить, будет ли заданное линейное уравнение иметь корни и, если да, то сколько и как их определить. Дадим пояснение. Нам известно, что в процессе решения уравнения возможно осуществлять преобразование заданного уравнения в равносильное ему, а значит имеющее те же корни, что исходное уравнение, или также не имеющее корней. Мы можем производить следующие равносильные преобразования: Все приведенные рассуждения дают нам возможность записать алгоритм, дающий возможность найти решение любого линейного уравнения: Собственно, описанная последовательность действий и есть ответ на вопрос, как находить решение линейного уравнения. Примеры решения линейных уравненийРешение Ответ: x – любое число. Что значит решить линейное уравнениеТеперь перейдем к чуть более сложному – линейным уравнениям с двумя переменными. Линейные уравнения с двумя переменными имеют вид: \( \displaystyle ax+by+c=0\), где \( \displaystyle a\), \( \displaystyle b\) и \( \displaystyle c\) – любые числа и \( \displaystyle a\ne 0\). Как ты видишь, вся разница только в том, что в уравнение добавляется еще одна переменная. А так все то же самое – здесь нет иксов в квадрате, нет деления на переменную и т.д. и т.п. Какой бы привести тебе жизненный пример… Возьмем того же Васю. Допустим, он решил, что каждому из 3-ех друзей он даст одинаковое количество яблок, а \( \displaystyle 2\) яблока оставит себе. Сколько яблок нужно купить Васе, если каждому другу он даст по \( \displaystyle 1\) яблоку? А по \( \displaystyle 2\)? А если по \( \displaystyle 3\)? Зависимость количества яблок, которое получит каждый человек к общему количеству яблок, которое необходимо приобрести будет выражена уравнением: \( \displaystyle y=3x+2\), где Решая эту задачу, мы получим, что если одному другу Вася даст \( \displaystyle 1\) яблоко, то ему необходимо покупать \( \displaystyle 5\) штук, если даст \( \displaystyle 2\) яблока – \( \displaystyle 8\) и т.д. И вообще. У нас две переменные. Почему бы не построить эту зависимость на графике? Строим и отмечаем значение наших \( \displaystyle x\), то есть точки, с координатами \( \displaystyle 1\), \( \displaystyle 2\) и \( \displaystyle 3\)! Как ты видишь, \( \displaystyle x\) и \( \displaystyle y\) зависят друг от друга линейно, отсюда и название уравнений – «линейные». Графическое изображение линейных и нелинейных уравненийАбстрагируемся от яблок и рассмотрим графически различные уравнения. Посмотри внимательно на два построенных графика – прямой и параболы, заданными произвольными функциями: Найди и отметь на обоих рисунках точки \( \displaystyle x\), соответствующие \( \displaystyle y=2\). Что у тебя получилось? Ты видишь, что на графике первой функции одному \( \displaystyle y\) соответствует один \( \displaystyle x\). То есть \( \displaystyle y\) и \( \displaystyle x\) линейно зависят друг от друга, что не скажешь про вторую функцию. Да и построенный график никак не напоминает линию, а является параболой. Графиком линейного уравнения должна быть прямая линия. С тем, что уравнение не будет линейным, если у нас идет \( \displaystyle x\) в какой-либо степени – это понятно на примере параболы, хотя для себя ты можешь построить еще несколько простых графиков, например \( \displaystyle y=< Но я тебя уверяю – ни один из них не будет представлять собой ПРЯМУЮ ЛИНИЮ. Не веришь? Построй, а затем сравни с тем, что получилось у меня: А что будет, если мы разделим что-то на \( \displaystyle x\), например, какое-то число? Будет ли линейная зависимость \( \displaystyle y\) и \( \displaystyle x\)? Не будем рассуждать, а будем строить! Например, построим график функции \( \displaystyle y=\frac<1> Как-то не выглядит построенное прямой линией… соответственно, уравнение не линейное. Линейные уравненияПримеры линейных уравнений: Как распознать, является ли произвольное уравнение линейным или нет? Надо обратить внимание на переменную, которая присутствует в нем. Если старшая степень, в которой стоит переменная, равна единице, то такое уравнение является линейным уравнением. Примеры решения линейных уравнений: Это линейное уравнение, так как переменная стоит в первое степени. Попробуем преобразовать его к виду a x = b : Для начала раскроем скобки: − 2 x − 2 = 1 − 2 = − 1 2 = − 0,5 Это уравнение не является линейным уравнением, так как старшая степень, в которой стоит переменная x равна двум. Это уравнение выглядит линейным на первый взгляд, но после раскрытия скобок старшая степень становится равна двум: Это уравнение не является линейным уравнением. Особые случаи (встречаются редко, но знать их полезно). Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо: Это линейное уравнение. Раскроем скобки, перенесем иксы влево, числа вправо: Задания для самостоятельного решенияЕсли корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания. Решение: 2 − 3 ( 2 x + 2 ) = 5 − 4 x Переносим иксы влево, числа вправо: x = 9 − 2 = − 9 2 = − 4,5 №2. При каком значении x значения выражений 7 x − 2 и 3 x + 6 равны? Решение: Приравниваем эти два выражения: №3. Решите уравнение ( − 5 x + 3 ) ( − x + 6 ) = 0. Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания. Решение: Произведение двух множителей равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Чтобы найти все корни данного уравнения, надо приравнять каждый множитель к нулю и оба корня взять в ответ. ( − 5 x + 3 ) ( − x + 6 ) = 0 ⇔ [ − 5 x + 3 = 0 − x + 6 = 0 ⇒ [ − 5 x = − 3 ; − x = − 6 ; ⇒ [ x = − 3 − 5 = 3 5 = 0,6 x = − 6 − 1 = 6 1 = 6 В задании указано, что в ответ надо записать корни в порядке возрастания 0,6 6. Если корней несколько, запишите их через точку с запятой в порядке возрастания. Решение: Раскроем квадраты, используя ФСУ (формулы сокращенного умножения): x 2 − 2 ⋅ x ⋅ 4 + 4 2 + x 2 + 2 ⋅ x ⋅ 9 + 9 2 − 2 x 2 = 0 Замечаем, что x 2 сокращается: x 2 − 8 x + 4 2 + x 2 + 18 x + 9 2 − 2 x 2 = 0 − 8 x + 18 x + 16 + 81 = 0 Решение: Раскроем скобки, используя ФСУ. ( x + 10 ) 2 = ( 5 − x ) 2 x 2 + 2 ⋅ x ⋅ 10 + 10 2 = 5 2 − 2 ⋅ 5 ⋅ x + x 2 x 2 + 20 x + 100 = 25 − 10 x + x 2 x 2 + 20 x + 100 − x 2 + 10 x − 25 = 0 Решение: 6.5.1. Линейное уравнение с одной переменнойУ очень многих школьников возникает вопрос — как решить уравнение с x. Что значит решить уравнение и как найти корень уравнения. Давайте рассмотрим основную схему решения обычного уравнения, называемого линейным, с одной переменной. Правила и определенияОсновные правила и определения для линейного уравнения с одной переменной. Примеры. Решить уравнение.Уравнение 1Ответ: 5. Уравнение 23∙(2х-9) = 4∙(х-4). Ответ: 5,5. Уравнение 3Уравнение 4Ответ: 13. Уравнения для самостоятельного решенияРешить самостоятельно уравнения: а) 3-2,6х = 5х+1,48; б) 1,6 · (х+5) = 4 · (4,5-0,6х); в) 9х- (6х+2,5) = — (х-5,5); Важные выводыИтак, для того, чтобы решить уравнение — надо определить его переменную, перенести неизвестную переменную в левую часть уравнения, а известные — в праву. При необходимости упростить левую и правую части и затем найти корень уравнения.
|
---|