Что значит рентабельность бизнеса
Что такое рентабельность компании
Иногда предприниматели думают: если они зарабатывают много денег — значит, всё хорошо. Но высокая выручка может быть и у нерентабельного бизнеса
Нерентабельным бизнесом называют компании, в которые вкладывают деньги, но получают мало прибыли. Или прибыль растет, но траты растут еще быстрее. Чтобы такого не случилось, важно рассчитывать рентабельности компании — отношение прибыли к расходам.
Если вложений много, а прибыли мало — рентабельность низкая, и бизнес может прогореть. Запомните общее правило: чем выше рентабельность, тем успешнее компания.
Зачем нужно считать рентабельность
Рентабельность — основной показатель, который важно считать всем, от небольших компаний до крупных холдингов. Рентабельность нужна, чтобы:
Можно сказать, что нерентабельный бизнес — это провальный бизнес. Это как потратить все деньги на продукты, чтобы приготовить ужин, а в итоге получить сгоревшую запеканку.
Как рассчитать рентабельность компании
Общую рентабельность компании считают по формуле: прибыль разделить на себестоимость и умножить на 100.
Разберемся, из чего складывается формула:
прибыль — это чистый доход компании до вычета налога на прибыль. Ее еще называют балансовой прибылью, мы об этом писали;
себестоимость — все затраты компании на производство товара или оказание услуг. Это стоимость сырья и материалов, аренда помещения, зарплаты сотрудникам, амортизация и другие расходы;
100 — на эту цифру умножают, так как рентабельность считают в процентах.
А теперь рассмотрим рентабельность компании на примере:
Прибыль ООО «Вареник» за полгода — 100 000 рублей. Чтобы заработать эти деньги, компания потратила 5 000 000 рублей.
100 000 делим на 5 000 000 и умножаем на 100 = 2%.
А теперь компания, которая заработала больше «Вареника»:
Прибыль ООО «Пельмень» за полгода — 200 000 рублей. При этом компания потратила 12 000 000 рублей.
200 000 делим на 12 000 000 и умножаем на 100 = 1,6%.
Получается, «Пельмень» заработал больше, но рентабельность его ниже, а значит, дела у компании хуже. Мы привели две компании в сравнении, чтобы было понятнее, как работает рентабельность. Но чтобы оценить свою компанию, не нужно смотреть на других.
Каждый год налоговая составляет таблицу рентабельности по видам деятельности. В ней пишут средние показатели — по нашей формуле нужно смотреть первую колонку. Если у вас эти показатели заметно ниже, то и рентабельность низкая.
Что еще можно считать
Рентабельность может быть нескольких видов. Главное — общая рентабельность бизнеса, о ней мы рассказали выше. Еще бывает рентабельность активов, продаж, персонала, собственного и привлеченного со стороны капитала.
Любую рентабельность считают по общему принципу: прибыль делят на затраты или использованные ресурсы. Например, для рентабельности продаж прибыль от основной деятельности нужно разделить на выручку и умножить на 100.
Вот из чего складывается формула:
прибыль от основной деятельности — это чистый доход компании до вычета налога, но только от продажи товаров или услуг. Сюда не входят проценты от вкладов, деньги от продажи имущества и любые прочие доходы;
выручка — это доход компании от основной деятельности без учета расходов.
Считаем на примере:
Выручка ООО «Лосось» за полгода — 3 000 000 рублей. Когда из этой суммы вычли все расходы, получилась прибыль в 60 000 рублей.
60 000 делим на 3 000 000 и умножаем на 100 = 2%.
Нет точных критериев, какая цифра — хорошо, а какая — плохо. Но можно ориентироваться на такие показатели:
В подсчетах рентабельности не стоит смотреть только на таблицу налоговой и общепринятые цифры — еще нужно сравнивать со своими результатами за предыдущий период. Например, в первые полгода рентабельность была 2%, а следующие полугодия — 2,5 и 3%. В целом она может быть ниже цифр по отрасли, но для вашей компании это неплохо.
Расчет рентабельности бизнеса
Содержание статьи
Рентабельность (доходность) — это относительный показатель, который помогает оценить эффективность используемых ресурсов. Рассчитать его можно для каждого ресурса в отдельности или для бизнеса в целом.
Сравним два бизнеса: кафе и ресторан.
Прибыль кафе — 50 тысяч рублей в месяц, доход — 200 тысяч рублей.
Прибыль ресторана — 100 тысяч, а доход — 1 миллион.
Если судить по прибыли, ресторан выгоднее. Но мы не учитываем рентабельности — доходности каждого бизнеса. Рассчитаем ее как отношение прибыли к доходу:
Рентабельность кафе = 50 000 : 200 000 = 0,25
Рентабельность ресторана = 100 000 : 1 000 000 = 0,1
Что это означает на практике?
В каждом рубле дохода кафе содержится 25 копеек прибыли, а каждый рубль дохода ресторана включает только 10 копеек прибыли. Если масштабировать бизнес и открыть еще 4 таких же кафе в других районах города, с сохранением рентабельности, доход сети кафе составит 1 000 000 рублей:
200 000 х 5 = 1 000 000 (руб.)
При таком же доходе как у ресторана, прибыль будет в 2,5 раза выше:
50 000 х 5 = 250 000 (руб.)
Этот пример показывает, что для оценки бизнеса рентабельность также важна как абсолютные показатели: прибыль и доход.
Коэффициент рентабельности — это относительный показатель, в числителе которого стоит прибыль, а в знаменателе — объем затрат или ресурса, эффективность которого определяется. Показатель позволяет определить, сколько копеек прибыли получено на рубль использованных ресурсов. Может выражаться процентах или долях.
Прибыль рассматривается за определенный период: год, день, квартал.
Средняя стоимость ресурса рассчитывается как сумма стоимости ресурса на начало и конец периода, разделенная на два.
Расчет рентабельности бизнеса может понадобиться:
1. При планировании новых проектов и привлечении инвесторов
Зная рентабельность и сравнивая ее с другими вариантами вложения денег, инвестор может понять, что выгоднее. Если рассматривать компании из примера, вложения в кафе принесут в два с половиной раза больше прибыли. А инвестиции в ресторан с 10% доходностью выгоднее, чем хранение денег на банковском вкладе со ставкой 5% год, но несут больше рисков.
2. Для анализа эффективности работы компании
Если рассматривать показатели рентабельности в динамике, можно понять, повышается ли эффективность ее работы или снижается.
3. При оценке стоимости компании
Более рентабельная компания будет стоить дороже, так как сможет принести инвестору большую прибыль. Важно сравнивать показатели рентабельности для компаний из одной отрасли, чтобы не было искажений.
При производстве и реализации продукции используется множество различных ресурсов, и для каждого можно провести свой расчет рентабельности. Рассмотрим в статье основные показатели, которые широко используются:
Данные для расчета можно найти в отчете о прибылях и убытках:
И бухгалтерском балансе. Баланс на начало периода:
Баланс на конец периода:
Сервис ПланФакт формирует эти отчеты из данных, которые вносит пользователь, а также автоматически рассчитывает некоторые показатели рентабельности.
Рентабельность продаж (ROS)
Коэффициент рентабельности продаж (Return of sales) отражает прибыльность продаж и долю общей прибыли в выручке. Используются значения выручки и чистой прибыли из отчета о прибылях и убытках. Рост показателя говорит о том, что компания эффективно растет, а снижение — о возможных проблемах в работе.
Рентабельность продаж = Прибыль от продаж / Выручка
Выручка — это деньги, вырученные компанией за реализованные товары, оказанные услуги, выполненные работы.
В зависимости от того, что стоит в числителе, рентабельность продаж может быть разных видов:
Чистая рентабельность продаж
Чистая рентабельность продаж = Чистая прибыль / Выручка
Чистая прибыль — это прибыль, оставшаяся в компании после уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей. Может быть положительной (дела в компании идут хорошо) или отрицательной, в этом случае, правильнее говорить об убытке.
Чистая прибыль = Выручка компании – Расходы по основной деятельности – Прочие расходы + Прочие доходы – Амортизация – Проценты по кредитам – Налог на прибыль
Значения показателя чистой рентабельности:
При оценке бизнеса важно сравнивать его показатели с другими аналогичными компаниями. Так нормальной рентабельностью для ресторанного бизнеса считается 10-20%, а в продуктовом ритейле рентабельность продаж ниже 4%.
Валовая рентабельность продаж
Используется при анализе крупных компаний, когда трудно рассчитать чистую прибыль.
Валовая рентабельность продаж = Валовая прибыль / Выручка
Валовая прибыль — разница между выручкой и себестоимостью проданной продукции.
Валовая прибыль = Выручка от продажи — Себестоимость
Нормального значения показателя нет, важно, чтобы он был положительным и демонстрировал рост. Увеличение показателя говорит о росте эффективности производства, снижении себестоимости продукции. Падение — о том, что себестоимость растет.
Операционная рентабельность продаж
Этот показатель отражает, сколько прибыли компания получит на каждый рубль на каждый рубль выручки от продаж после оплаты расходов производства, но до уплаты налогов. Операционная рентабельность помогает определить, какой проект выгоднее для компании. Его можно использовать для сравнения компаний из одной отрасли, с похожими бизнес-моделями.
Операционная рентабельность продаж = Операционная прибыль / Выручка
Операционная прибыль — разница между выручкой и расходами по основной деятельности компании.
Операционная прибыль = Выручка компании – Расходы по основной деятельности
Чистая рентабельность продаж = 676 300 : 3 800 000 = 0,177 или 17,7%
Операционная рентабельность продаж = 1 019 300 : 3 800 000 = 0,268 или 26,8%
Диана Лебедева, финансист, квалифицированный инвестор:
«Обязательно работаем с предпринимателями с показателем рентабельности:
1. Оцениваем бизнес через рентабельность по чистой прибыли. Также этот показатель помогает поставить план по выручке компании, чтобы прийти к желаемому результату по чистой прибыли.
2. Отслеживаем рентабельность каждого направления бизнеса, чтобы своевременно реагировать на убыточные и принимать меры для урегулирования.
3. Оцениваем рентабельность отдельных сделок и проектов, чтобы выявлять те, что приносят больше дохода компании»
Рентабельность активов (ROA)
Это показатель отражает, насколько эффективно используются активы компании и какой они приносят доход. Рентабельность активов один из самых важных коэффициентов рентабельности, наряду с рентабельностью продаж и рентабельностью капитала.
Рентабельность активов = Операционная прибыль / Средняя стоимость активов
Рентабельность активов также зависима от характера деятельности компании. Если отрасль капиталоемкая, требует значительных активов, этот показатель будет ниже. В сфере услуг, где не нужны большие вложения, ROA будет выше.
В норме этот показатель должен быть положительным.
Средняя стоимость активов = (1 389 000 + 1 956 300) : 2 = 1 672 650 (руб.)
Рентабельность активов = 1 019 300 : 1 672 650 = 0,609 или 60,9%
Этот показатель говорит о том, что каждый вложенный в активы рубль приносит 60,9 копеек прибыли.
Активы компании делятся на внеоборотные (основные средства и нематериальные активы) и оборотные. Для них также можно рассчитать свои показатели рентабельности.
Рентабельность основных производственных фондов (ROFA)
Это отношение чистой прибыли к стоимости активов. Отражает, сколько прибыли приносят компании основные средства (недвижимость, транспорт, оборудование).
Рентабельность основных производственных фондов = Чистая прибыль / Средняя стоимость основных производственных фондов
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов = (198 000 + 165 000) : 2 = 181 500 (руб.)
Рентабельность основных производственных фондов = 676 300 : 181 500 = 3,72 или 372%
Рентабельность оборотных активов (RCA)
Показатель отражает эффективность использования оборотных активов. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к оборотным активам:
Рентабельность оборотных активов = Чистая прибыль / Средний размер оборотных активов
Оборотные активы — это активы, которые меняют свою форму на протяжении производственного цикла (деньги, запасы, дебиторская задолженность) и полностью переносят свою стоимость на готовую продукцию.
Средний размер оборотных активов = (1 191 000 + 1 791 300) : 2 = 1 491 150 (руб.)
Рентабельность оборотных активов = 676 300 : 1 491 150 = 0,453 или 45,3%
Рентабельность собственного капитала (ROE)
Помогает оценить эффективность бизнеса и его привлекательность для инвестора, показывает долю чистой прибыли в собственном капитале.
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала
Собственный капитал — это стоимостное выражение имущества компании, сумма уставного, резервного и добавочного капитала.
Уставный капитал формируется при создании компании и состоит из взносов учредителей.
Резервный капитал создается в процессе работы, состоит из части прибыли, полученный в процессе работы.
Добавочный капитал формируется за счет переоценки основных средств или дополнительных взносов учредителей.
Средняя величина собственного капитала = (967 350 + 1 406 300) : 2 = 1 186 825 (руб.)
Рентабельность собственного капитала = 676 300 : 1 186 825 = 0,57 или 57%
Существует еще одна формула расчета, формула Дюпона. Она позволяет более точно понять, какой из показателей оказывает большее значение на рентабельность капитала.
Рентабельность собственного капитала = Рентабельность продаж х Оборачиваемость активов х Мультипликатор собственного капитала
Чистая рентабельность продаж была рассчитана выше и равна 0,177.
Оборачиваемость активов — эффективность использования активов, сколько денег получает компания с каждого вложенного в активы рубля.
Оборачиваемость активов = Выручка / Средняя стоимость активов
Оборачиваемость активов = 3 800 000 : 1 672 650 = 2,272
Мультипликатор собственного капитала в формуле Дюпона — это отношение средней стоимости активов компании к собственному капиталу.
Мультипликатор собственного капитала = Средняя стоимость активов / Средняя величина собственного капитала
Мультипликатор собственного капитала = 1 672 650 : 1 186 825 = 1,409
Рентабельность собственного капитала = 0,177 х 2,272 х 1,409 = 0,57 или 57%
Если упростить формулу Дюпона, то получится обычная формула расчета рентабельность собственного капитала. Для этого нужно преобразовать множители в дроби:
Рентабельность собственного капитала = (Чистая прибыль / Выручка) х (Выручка / Средняя стоимость активов) х (Средняя стоимость активов / Средняя величина собственного капитала)
И упростить дроби, сократив значения выручки и средней стоимости активов:
Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Средняя величина собственного капитала
Мария Искусных, ресторатор, операционный директор:
«Показатели рентабельности, безусловно, являются одними из ключевых показателей эффективной деятельности. Представители малого бизнеса, а в ресторанной индустрии таких очень много, зачастую пренебрегают расчетами. Этого делать не стоит. Без расчетов, прибыльным может показаться проект, который таким не является.
Я считаю, что любой предприниматель минимум раз в три месяца должен рассчитывать, как валовую рентабельность ресторана в целом, так и рентабельность продаж, в том числе, сравнивая рентабельность продаж текущую с той, что была раньше, особенно при обновлении меню»
Способы повышения рентабельности
Существует два основных пути повышения рентабельности:
Оценить изменение рентабельности, а также прибыльности вашего бизнеса при изменении доходов и расходов можно с помощью калькулятора.
Что такое рентабельность, как её рассчитывать, какие формулы использовать и какие показатели важны
Рентабельность – важнейший показатель, по которому можно судить об эффективности фирмы. Отслеживая показатель рентабельности, можно вовремя направить внимание на слабые места и скорректировать действия и планы, избежав таким образом проблем. Но обо всё по порядку.
Для чего рассчитывать рентабельность?
Финансовая рентабельность проекта – один из ключевых показателей при анализе бизнеса. Если простым языком, то рассчитывая рентабельность, вы узнаете, насколько хорошо окупаются вложенные в дело деньги.
Также рентабельность прогнозируют в ещё не запущенных проектах, чтобы понять, насколько вообще его будет выгодно запускать. Любой стартап, любая франшиза будет оцениваться по предполагаемой рентабельности. А предполагается она исходя из анализа рынка и самого проекта.
Оценивают рентабельность будущих проектов не только инвесторы. Предприниматель, даже если он собирается открыть собственное дело, а не покупать новую франшизу, должен оценить, насколько его будущий бизнес будет рентабельным. И уже исходя из полученных данных, скорректировать дальнейшие действия. Может быть нужно что-то изменить, или игра вообще не стоит свеч и лучше выбрать другое направление.
Показатель этот считается в виде числового коэффициента. Чем выше число, тем выше рентабельность, тем прибыльнее проект.
Основных причин высчитать рентабельность, кроме того, о чём мы уже упомянули, несколько:
Рентабельность предприятия
Ещё раз простыми словами определим, что же такое рентабельность для фирмы и для чего она нужна:
Рентабельность предприятия – один из основных экономических показателей, который способен показать прибыльность фирмы от своей деятельности (или предпринимателя). Расчёт рентабельности покажет насколько обоснованным и выгодным является проект, или направление деятельности.
Нужно понимать, что в экономической деятельности фирмы задействовано очень много разных ресурсов – трудовые, экономические, финансовые, природные. Использование каждого из них должно быть обосновано с точки зрения экономической целесообразности. То есть все они должны приносить доход, или результат, который приведёт к увеличению дохода.
Оценивая рентабельность, можно понять, использование каких ресурсов не приносит нужного результата и скорректировать их использование.
Если попробовать выразиться ещё проще, то рентабельность – это соотношение между затратами на процесс производства и полученной в его результате прибылью. Например, если производственная франшиза решит выпускать новый продукт на своих станках, сначала нужно будет посчитать, какова будет его рентабельность, прежде чем запускать новую линию.
Если за определённый период времени бизнес принёс прибыль, то его называют рентабельным. А соответственно – выгодным для владельца.
Факторы рентабельности
На рентабельность влияет множество факторов. И с ними нужно быть знакомым, чтобы понимать, как этот процесс складывается и как его можно просчитать.
Специалисты выделяют экзогенные и эндогенные факторы.
Экзогенные факторы рентабельности
К экзогенным (возникшим под влиянием чего-то извне) относят, например, налоговую политику государства. Потому что траты компании на оплату обязательных платежей непосредственно влияют на рентабельность фирмы.
Так, например, недавнее повышение налога на добавленную стоимость (НДС простыми словами) привело к тому, что часть предпринимателей перестали вести свой бизнес. Он стал нерентабельным.
Также, к экзогенным относят географическое расположение предприятия, общий уровень конкуренции на рынке, политическую ситуацию в стране, конъюнктуру рынка и другие факторы.
Ограничительные меры во время пандемии в 2020 году были экзогенными факторами снижения рентабельности, например, туристических франшиз.
Эндогенные (внутренние) факторы
Ясно, что в отличие от экзогенных, эти факторы появляются внутри самой компании. Так, например, условия труда персонала непосредственно влияют на качество выпускаемой продукции.
Логистическая система фирмы имеет прямое влияние на статьи расходов компании, работа маркетингового отдела. Да и в общем, финансовая и управленческая деятельность руководства также имеет ко всему этому отношение.
Нюансов очень много. Практически любое действие фирмы так или иначе сказывается на других процессах. И для понимания нужно проводить анализ.
Факторный анализ рентабельности фирмы
Как раз для того, чтобы понимать какие факторы на что влияют и проводится факторный анализ. С помощью него можно определить и точную сумму дохода фирмы, которая была получена под влиянием эндогенных факторов. Для определения есть специальные формулы:
Рентабельность = (Прибыль от реализации продукта или услуг / Себестоимость) * 100%
Есть и другая формула:
Рентабельность = ((Цена товара или услуги – Себестоимость) / Себестоимость)) * 100%
В классическом варианте анализа используется либо три, либо пять факторов. Для трёхфакторного анализа нужно взять прибыльность продукции, фондоёмкость, а также оборачиваемость средств.
Для пятифакторного анализа используется в том числе трудоёмкость, материалоёмкость, амортизация, оборачиваемость капитала.
Благодаря тому, что при анализе все факторы разделяются на количественные показатели и качественные, специалистам удаётся увидеть развитие фирмы с разных сторон.
Но давайте для лучшего понимания, сначала разберёмся, какие виды рентабельности существуют.
Виды рентабельности
Нужно понимать, что показатели рентабельности могут отличаться в зависимости от сферы, в которой действует предприятие. Поэтому экономисты обычно выделяют три группы:
Рентабельность продукции и услуг. Тут главную роль играют затраченные средства на проект, а также прибыль от него. Рассчитывается как для всей фирмы, так и для конкретного товара или услуги.
Рентабельность предприятия. Здесь можно найти множество различных показателей, каждый из которых будет с той или другой стороны давать характеристику происходящим в фирме процессам. Оценка этого вида рентабельности нужна для оценки работы всего проекта инвесторами или владельцами.
Рентабельность активов. Также большой набор разных показателей, способных отразить целесообразность использования фирмой конкретного ресурса. Так, например, предприниматель может увидеть, насколько рационально применять кредитные средства, собственные вложения, или другие активы.
Как правило, анализируется рентабельность не только для внутренних нужд. Это важный этап при подготовке проекта для презентации инвестору или кредитору. Он также используется в подготовке бизнес-плана для получения спонсирования.
Виды показателей рентабельности
Всегда, чтобы получить более полную картину того, как обстоят дела у фирмы, проводится анализ по нескольким показателям. Такой подход даёт возможность взглянуть на процессы, их актуальность и обоснованность под несколькими углами.
Так, например, анализ даст возможность понять – почему и по каким позициям было увеличение расходов. Для того, чтобы было проще ориентироваться и осуществлять анализ, были введены несколько основных коэффициентов.
Расчёт рентабельности
Самый крупный показатель, это, конечно, рентабельность всей фирмы. Чтобы его высчитать, обычно используется бухгалтерские и статистические документы за один период.
Упрощённый вариант расчёта выглядит так:
Р – рентабельность предприятия
БП – балансовая прибыль. Вычисляется она путём вычета себестоимости продукта из полученной выручки. Но делается это до вычета налогов!
СА – общая стоимость всех активов, как оборотных, так и вне оборотных, а также производственных мощностей и ресурсов. Данные берутся из бухбаланса.
Если по результатам анализа, рентабельность будет невысокой, то предпринимателю срочно следует принимать меры. Может быть нужно будет скорректировать затраты на производство, или пересмотреть методы, которыми пользуется руководство, а может быть найти другого поставщика.
Рентабельность активов (ROA)
Предыдущий анализ показывал полную картину. Но сделать его невозможно без предварительного анализа эффективности использования активов. Потому что их использование непосредственно влияет на прибыль всего предприятия.
Если после анализа результат показывает, что показатель низкий, то можно сделать вывод, что капитал, а также другие активы работают слабо. Точнее – недостаточно. А вот высокий показатель будет свидетельствовать, что фирма использует верную тактику.
ROA показывает финансовую отдачу всего проекта. Поэтому такой анализ необходимо проводить часто. Это позволит понять, какой из объектов не приносит должной прибыли, принять меры – модернизировать его, или вообще отказаться от использования.
Формула тут простая:
ROA = P / A
Р – прибыль за весь временной отрезок, используемый для анализа
А – среднее значение по видам активов за тот же период
Один из самых нужных и показательных коэффициентов. В случае, если результатом станет значение меньше нуля, это будет означать, что фирма работает себе в убыток.
Рентабельность основных средств (ROFA)
К основным средствам обычно относят средства труда, которые используются в процессе работы фирмы. Срок использования таких средств не должен быть более 12 месяцев, а сумма амортизации должна входить в расчёт себестоимость товара или услуги. Чтобы было понятнее, приведём примеры таких средств:
Формула для расчёта используется следующая:
R = (ЧП / ОС) * 100%
ЧП – чистая прибыль
ОС – стоимость основных фондов
Такой показатель играет большую роль на коммерческих предприятиях, давая им представление о прибыли, приходящейся на один рубль вложенных средств.
Коэффициент не должен опускаться ниже нуля. Если такое произошло, нужно что-то менять, потому что предприятие работает себе в убыток и нерационально использует основные средства.
Рентабельность реализованной продукции (ROM)
Формула для расчёта этого показателя также проста:
ROM = Чистая прибыль / себестоимость
Значение этого показателя может продемонстрировать, сколько может принести каждый вложенный рубль.
Схема просчёта проста:
Чтобы улучшить эффективность анализа, можно сравнить показатели такой рентабельности сразу за несколько периодов. Это даст понимание того, насколько эффективно действует фирма.
Рентабельность продаж (ROS)
Такой показатель призван отразить процент общей выручки, которой приходится на прибыль предприятия.
Формула для просчёта:
ROS = (Прибыль / Выручка) * 100%
Для просчёта применяются различные виды прибыли, в зависимости от компании. Всё зависит от ассортимента продукции, сферы деятельности и многих других параметров.
Также рентабельность продаж часто называют нормой прибыли. Так как она показывает долю удельного веса прибыли в общей выручке.
Сравнение этого показателя за разные отрезки времени также является полезным инструментом для понимания динамики роста или снижения показателей фирмы.
Если же рассматривать краткосрочный период, стоит вычленить операционную рентабельность продаж. Формула для этого:
Операционная рентабельность продаж = (Прибыль до налогов / Выручка) * 100%
Чем выше значение, тем лучше действует компания, и тем больше прибыли получает её владелец.
Рентабельность прибыли
Если вы хотите узнать, насколько прибыльным является ваш проект, рассчитывайте этот показатель. Также нужно понимать, что без его расчёта, например, невозможно составить качественный бизнес-план.
R = ВП / В
ВП – валовая прибыль (полученная выручка минус себестоимость).
В – выручка от продаж
Рентабельность персонала (ROL)
Это относительный показатель. Но не менее важный. На самом деле, все давно уже поняли, насколько важным в деятельности фирмы является элемент управления трудом. Потому что он влияет на всё производство в целом. И чтобы эффективно управлять персоналом, нужно отслеживать численность, уровень подготовки, навыков, мастерства, повышения квалификации каждого и т.д.
ROL = ЧП / ЧШ
ЧП – чистая прибыль
ЧШ – численность персонала
Для более подробного анализа высчитывается соотношение затрат на содержание сотрудников к чистой прибыли. А также проверяется рентабельность одного сотрудника. Делается это с помощью деления затрат, которые уходят на его содержание, на долю прибыли, которую он приносит фирме.
Такие расчёты могут показать состояние управления трудом, открыть слабые и сильные места, указать на необходимость сокращения или расширения штата.
Особенно важно просчитывать этот показатель для небольших предприятий, чтобы можно было эффективнее оптимизировать расчёты.
Порог рентабельности
Этот термин означает минимальный размер продаж, при котором выручка с этих продаж будет перекрывать все расходы на производство и доведение товара / услуги до потребителя. Но прибыль тут не учитывается.
Такой показатель может помочь предпринимателю спланировать количество продаж, которое потребуется ему совершить, чтобы действовать без убытка.
Часто такой показатель называют точкой безубыточности, либо критической точкой (не путать с точкой выхода на чистую прибыль!)
Подробнее об этом вы можете прочитать в материале Точка безубыточности.
Формула для расчёта:
ПР = ПЗ / Квм
ПР – порог рентабельности
ПЗ – постоянные затраты на производство товара / услуги и на их реализацию
Квм – коэффициент валовой маржи. Рассчитать его можно с помощью другой формулы:
Квм = (В – Зпр) * 100%
В – выручка
Зпр – сумма переменных затрат
Рентабельность проекта
Каждый предприниматель стремится к тому, чтобы увеличить масштабы своего дела, чтобы нарастить мощности, развиться и в конечном итоге получить больше прибыли. Оценка рентабельности на каждом из этапов способна показать, в верном ли направлении движется развитие, и какие показатели требуют корректировки и вмешательства.
Чаще всего используется несколько методов расчёта рентабельности:
ВНР = (чистая текущая стоимость / сумма стартовых инвестиций) * 100%
Цели, для которых используется расчёт:
Если для реализации проекта берётся банковский кредит, то расчёт внутренней нормы рентабельности покажет, какой будет максимально допустимая процентная ставка. Всё что будет выше этого значения говорит о невыгодности взятого курса.
Пути повышения рентабельности
Как мы уже выяснили, после анализа рентабельности может случится так, что результаты будут указывать на необходимость мер.
А для того, чтобы определить, как можно повысить рентабельность, нужно сначала разобраться, почему она недостаточно высока.
Чтобы это выяснить, нужно изучить показатели за отчётный период и сравнить их с показателями за предыдущий период. Стоит обратить внимание на такие факторы, как сезонность, конкуренция, простои.
Для увеличения прибыли применяются разные способы:
Суть в том, чтобы найти определённый баланс, который поможет снизить издержки и повысить эффективность, не ухудшая качество. Таким образом, показатели рентабельности должны будут оставаться на должном уровне.