Что значит религия откровения
Религия откровения
Смотреть что такое «Религия откровения» в других словарях:
Религия Бахаи — Символ Веры Бахаи стилизованная девятиконечная звезда с каллиграфией «Величайшего Имени» в центре Вера Бахаи одна из молодых религий откровения (то есть религий, у которых есть собственные Священные писания). Её основатель Бахаулла (1817 1892)… … Википедия
РЕЛИГИЯ — (от лат. religio благочестие, святыня, предмет культа). Светские авторы обычно определяют Р. как мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ Бога… … Философская энциклопедия
Религия — Обелиск с религиозными текстами Религия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, о … Википедия
РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА — (religion and politics) Точного и общепринятого определения религии нет. Не может помочь и происхождение данного слова, поскольку оно является производным от латинского глагола religiare (связывать), что предполагает максимальный простор для… … Политология. Словарь.
религия и парапсихологические явления — РЕЛИГИЯ И ПАРАПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ вопрос о связи религии с явлениями, относящимися к парапсихологии. К ним принято относить явления, выходящие за пределы обыденного психического опыта индивида, такие как телепатия (дистантное… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
РЕЛИГИЯ — (традиционная этимология связывает этот термин с лат. religio, relegere связь, связывать; религия, следовательно, будет связью между людьми): система верований (догм) и практики (ритуалы и запреты), относящихся к чувству божественного,… … Философский словарь
Откровения Ангелов-Хранителей — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/25 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия
РЕЛИГИЯ — (от лат. religio восстановление или воспроизводство лиги, связи) стремление человека и общества к непосредственной связи с абсолютом (Богом, богами, безусловным средоточием всего существующего, субстанцией, главной святыней). В зависимости от… … Современный философский словарь
Религия — одна из форм мировоззрения, связанного с верой в сверхестественные силы, в их влияние на жизнь людей, на существование человека после смерти; специфическое отражение людьми проявлений природных и общественных сил. Религия возникла в… … Экология человека
Религия* — Философы и богословы определяли Р. различно, выдвигая вперед ту или другую особенность отношений человека к тому высшему существу или тем высшим силам, которому или которым он поклоняется. Одни полагали сущность Р. в субъективной вере, другие в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Религии откровения
Содержание
Этимология
Определение
Сходства и различия
Откровение
В отношении к Откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом. Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению. В христианстве утверждается о Новом Завете, дополняющем Синайское откровение. В Новом Завете зафиксированы слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17, 18). Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, последнего из пророков, как самое главное, завершающее все остальные пророчества.
Иисус Христос
Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса Христа и Евангелия. Вопрос его историчности и божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме и исламе.
Иудаизм не признаёт Иисуса Христа (Иешуа) как Мессию (Машиаха), тем более не признаёт его божественность. Соответственно, Новый Завет также не почитается как священная книга. Однако в современном Израиле существуют верующие, которые считают себя иудеохристианами, почитают Новый Завет священной книгой, а Иисуса Христа — Мессией (царём Израиля). Они носят название мессианские иудеи.
В христианстве Иисус Христос почитается воплощённым Богом-Словом, Сыном Бога, Мессией (Христом), Искупителем, Спасителем человечества, первым Богочеловеком и вовеки веков единственным Богочеловеком по своей природе. Иисус Христос понимается ими как основатель и глава христианской церкви. Евангелие почитается как Слово Божие. Православные христиане считают, что церковь могут образовывать только верующие в Пресвятую Троицу.
История
Во II веке до н. э. в Иудее возникли движения фарисеев, саддукеев и ессеев. В I веке на территории римской провинции Иудея среди последователей пророка Иоанна Крестителя начало распространяться христианство. Первые последователи Иисуса Христа считали его обещанным пророками Мессией. Усилиями учеников Иисуса движение начало распространяться и на соседние народы, ими были составлены книги Нового Завета.
В ходе первой иудейской войны был разрушен Второй храм, а в результате восстания Бар-Кохбы многие евреи вынуждены были покинуть Иудею, увеличилось значение диаспоры. Во II—V веках в Иерусалиме и Вавилоне был записан Талмуд и начал формироваться талмудический иудаизм.
В III веке начались систематические гонения на христиан, особенно при императоре Диоклетиане. При Константине Великом был принят Миланский эдикт, который прекращал преследования христиан. В 325 году по его приказу был созван Никейский собор, на котором сформировались доктрины христианства.
Что значит религия откровения
К наиболее крупным религиям откровения относятся: иудаизм; христианство и ислам. Иногда их называют авраамические религии.
Ядро их учений основано, как считают их адепты, на откровении Бога
«Итак, иудаизм, христианство и ислам равным образом являются религиями Книги, Библии. […] Таким образом, Библия есть текст откровения. Но откровение ниспосылалось Богом людям и могло быть получено ими только благодаря экстраординарному религиозному опыту общения с Богом, каковой и приписывается традицией Моисею («беседовавшему» с Богом на горе Хорив (Синай)), Иисусу Христу (единородному Сыну Божьему в христианстве и одному из пророков в исламе) и Мухаммаду, получившему кораническое откровение от Бога или непосредственно, или через посредство ангела Джебраила (Гавриила). Именно опыт этих личностей, согласно традиции (здесь нас не интересует вопрос об историчности Моисея, на который, вероятно, нет научного ответа из-за отсутствия верифицируемых, независимых от библейских данных фактов), и лёг в основу принципов созданных ими религий.
Разумеется, носителями глубинного религиозного опыта в библейских религиях являются отнюдь не только их основатели. Библия сообщает о многочисленных теофаниях, имевших место до Моисея (явление трёх ангелов Аврааму, сон Иакова в Вефиле-Бэтэле, борьба Иакова-Израиля с Богом и т. п.) и после Моисея (прежде всего пророки), более поздняя иудейская традиция знает религиозный опыт каббалистов и хасидских цадиков-святых, христианство породило мощную традицию аскетов-подвижников и монахов-мистиков, а ислам стал полем деятельности носителей великой традиции суфизма.
И тем не менее опыт основателей религий и текст откровения, фиксирующий его, оставались единственными и неповторимыми, нормативными и парадигматическими.
Ни один суфий (неортодоксальные интерпретации высказываний некоторых радикалов типа Халладжа не в счёт) не претендовал на превосхождение опыта Мухаммада, «печати пророков», или на выхождение за пределы поля коранического откровения, и ни один христианский мистик и помыслить не мог о более высоком опыте, чем опыт Иисуса Христа, богочеловека по природе. Что же касается текстов откровения, то они образовывали как бы поле развёртывания ортодоксального религиозного опыта и задавали последнему не только направление и границы, но и язык описания, а также интерпретирующие опыт идеи и основоположения. Вот почему библейские религии правомерно называть религиями откровения.
В дальнейшем последователи религии, имевшие свой индивидуальный религиозный опыт (мистики, монахи-подвижники и т. п.), претендовавшие на нахождение в пространстве ортодоксии, обязаны были выражать или описывать свой опыт в соответствии с догматической системой данной религии, в её терминах. Подобного рода обязанность, как правило, имеет внутренний характер, обусловливаясь глубокой индивидуальной верой мистика в богодухновенность и истинность догматических определений».
Торчинов Е.А., Пути философии Востока и Запада: познание запредельного, СПб, «Азбука-классика; «Петербургское Востоковедение», 2007 г., с. 399-401.
Религии откровения: авраамические и дхармические религии
Авраамические религии берут свои корни на ближнем востоке, а точнее в древнем Ханаане, территории которого поделены теперь между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией. Их главное отличие от других религий это монотеизм, то есть вера в единого Бога Творца.
Начало этих религий восходит к патриарху семитских племен Аврааму. Но надо отметить, что он родоначальник именно иудейской религии, в культуре которой появилось христианство и позже, в начале VII века, ислам.
Что такое авраамические религии?
Иудаизм, христианство и ислам — главные мировые религии. Важнейшие факторы, которые объединяют их, — это Священное Писание (точнее Тора) и вера в богооткровенность своего учения.
Значение понятия
Авраамическими они называются потому, что народы, у которых они возникли, происходят от Авраама. Во всех трех религиях он почитается как праотец, но только в иудаизме — как основатель. Надо отметить, что не все представители ислама согласны с таким наименованием.
Авраамические и дхармические религии
Дхармические религии (буддизм, джайнизм, сикхизм, индуизм) в основном находят свое начало в Индии. Дхармическими они называются потому, что их объединяет вера в дхарму. Говоря простым языком, дхарма — это совокупность учений, которые помогают понять устройство жизни, вселенной, духовного мира. Их цель — совершенствование путем исполнения предлагаемых законов.
Общие черты дхармических и авраамических вероисповеданий сводятся к тому, что и те, и другие предлагают своим последователям некую концепцию, содержащую свод правил, которые помогут им достичь духовного совершенства.
Что касается их учения и философии, то отличия достаточно серьезные.
Дхармические религии исповедуют учения о множестве богов (кроме буддизма, где идея существование Бога отвергается).
История появления термина
Авраам (первоначально Аврам) родился около XIX века до н.э. в шумерском городе Ур, одном из важнейших городов Древней Месопотамии. Фарра, отец Авраама, взяв его, свою дочь Сару и племянника Лота, покинул Ур и отправился в Ханаан, но умер в пути. Авраам женился на Саре (в последствии Сарра), своей кровной сестре. Она была дочерью его отца от другой женщины.
У Авраама был заключен завет с Богом. В нем Бог обещал, что у него будет огромное потомство. Отсюда и берет свое начало библейская фраза «Бог Авраама». Знаком завета было обрезание.
Жена Авраама Сарра была бесплодной, и она разрешила мужу зачать ребенка со своей рабыней Агарь. Агарь родила сына, которому было дано имя Исмаил. Сарра же родила, уже будучи в глубокой старости. Ее сына, Исаака, Авраам признал первенцем, а Агарь с Исмаилом выгнал из-за того, что тот посмехался над Исааком.
После смерти Сарры у Авраама родилось еще несколько детей, которые, по преданию, вместе с Исмаилом были родоначальниками арабских племен. А Исаак продолжил еврейский род.
В сознании потомков Авраама сохранилась память о Боге их отца. Это и положило начало развитию авраамических религий.
Что относится к авраамическим религиям
Основными представителями данной группы являются: иудаизм, христианство и ислам. Первые два имеют больше общего между собой в религиозном и историческом плане. Ислам зародился позднее и в другой культуре.
Иудаизм
Самая древняя из вышеперечисленных религий — иудаизм. Она напрямую связана со своим родоначальником. Ее название происходит от имени Иуды, одного из сыновей Иакова (внука Авраама). В основном иудаизм исповедуют евреи, хотя расовых ограничений для принадлежности к ней сейчас нет. В прошлом существовали достаточно суровые ограничения. Только евреи могли исповедовать данную религию.
Иудейский канон священных книг называется «Танах».
Он делится на три части:
Бог воспринимается как творец мира, человека и всего живого. Отношение к Богу регламентируется строгими правилами. Это первые четыре из десяти заповедей, данные Моисею на горе Синай. Также в иудаизме практикуется обрезание как символ завета с Господом.
Последователи иудаизма пребывают в ожидании Мессии, искупителя и царя, который обещан им в Танахе.
Христианство
Основатель христианства — Иисус Христос. Религия зародилась около I века н.э. Христианство является продолжением и совершенствованием иудаизма. В данной религии никогда не существовало ограничений для обращения в нее, она универсальна. Самые многочисленные христианские конфессии — православие и католицизм.
Бог в христианстве рассматривается как творец, единый в трех ипостасях: Отец, Сын и Святой Дух. Иисус Христос является сыном Божиим, одной из ипостасей Св. Троицы, Мессией, обещанным в Ветхом Завете. Роль Христа рассматривается как спасителя душ и примирителя человека с Богом.
В канон Священного Писания входит:
Евангелие (благая весть) написано четырьмя авторами: Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Апостол содержит книгу деяний, послания Св. апостолов и Апокалипсис.
Последователи этой религии принимают заповеди, которые содержит Танах, но в христианском истолковании: заповеди должны исполнятся не только во внешнем аспекте, но и в нравственном.
Ислам
Ислам — самая молодая из этих трех религий. Последователи ислама принимают Тору и почитают Иисуса Христа как пророка, отвергая его божественное происхождение. Главным пророком является Мухаммед. Вероучение ислама утверждает, что мир духов состоит из ангелов и джиннов.
В плане почитания Бога (Аллаха) ислам отличается более строгим отношением к своим доктринам. Поклонение кому-либо, кроме Аллаха, строго запрещено.
Священное Писание в исламе:
В основном священные книги ислама содержат пересказ библии и дополнения, написанные пророками.
Источник религий
Откровение — это процесс, в котором Бог открывает себя, свои свойства, тайны и планы. Оно происходит невидимым образом через избранных людей, которых называют пророками.
Большинство самых важных откровений содержится в Торе.
История и происхождение вероисповеданий
Начальной точкой происхождения иудаизма можно считать завет Бога с Авраамом. Но становление иудаизма как религии произошло при Моисее, после выведения евреев из Египетского рабства. Именно тогда у них начали появляться писания, доктрины, законы, культ и т.д. Это не означает, что всего этого у евреев не было и раньше — было, но в устном виде и упрощенной форме, и утратилось за время пребывания в рабстве.
Христианство возникло как реакция на деградацию иудаизма того времени. Такое суждение возникает из того, что Христос часто входил в конфликт с иудейскими течениями, такими как фарисейство, саддукейство и т.п. Оно берет начало в I веке с выхода Христа на проповедь.
Возникновение ислама же можно назвать реакцией на язычество, которое господствовало в то время в Западной Аравии. Основал ислам пророк Мухаммед в VII веке в городе Мекка. Затем он был изгнан в Медину, откуда, укрепившись и собрав достаточное число последователей, вернулся обратно. Распространяя свое вероучение, пророк Мухаммед обращал внимание больше на политико-правовые вопросы, чем на теологические. В исламском богословии прослеживается влияние христианства и иудаизма, но оно характеризует последние как искажающие учение Св.Писания.
Общие и отличительные черты
Хотя теология данных религий развивалась в разной культуре и при разных обстоятельствах, в основе их концепций сохранились некоторые общие доктрины.
Общие черты, которые объединяют данные вероисповедания:
Развитие богословской мысли каждой из них пошла своим путем. Появление все больших отличий между ними было неизбежно. Помимо богословия, этому способствовала история, политика и другие факторы.
Взаимоотношения между религиями
Ислам и иудаизм находятся ближе друг к другу. Иудаизм признает ислам из-за того, что последний проповедует монотеизм. И исторически в исламских странах к иудеям относились лучше. Османская империя была убежищем для евреев, изгнанных с территории Испании католической Церковью.
У христианства с иудаизмом были сложные отношения с самого начала своего существования. Иудейские первосвященники просили Пилата распять Иисуса Христа.
Ислам и христианство враждовали больше во времена территориальных споров. Таким примером являются крестовые походы и т.д.
В современном мире отношения между ними терпимые. Богословские споры происходят в форме диспутов. Совместные богослужения между их представителями, конечно, не совершаются, но братские встречи проводятся.
Видео
Подробно о религиях откровения можете узнать из аудиолекции востоковеда Алексея Муравьева.
откровение религиозное
Полезное
Смотреть что такое «откровение религиозное» в других словарях:
Дети Бога (новое религиозное движение) — У этого термина существуют и другие значения, см. Дети Бога. В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия
СРАВНИТЕЛЬНО–РЕЛИГИОЗНОЕ ИЗУЧЕНИЕ БИБЛИИ — изучение Библии и библ. учения в сравнении с др. религиозными памятниками и доктринами. Ветхозав. религия рассматривала *ПОЛИТЕИЗМ с т. зр. абсолютно негативной, т. к. ей приходилось вести с ним длительную и упорную борьбу. Однако в эллинистич.… … Библиологический словарь
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО — сложное по своему составу явление в религ., культурной и общественной жизни России кон. XIX нач. ХХ в., главными чертами к рого стали поиски нового понимания Бога, мира и человека за рамками правосл. догматики и исторического христианства и… … Православная энциклопедия
БЕРДЯЕВ Николай Александрович — Николай Александрович (6.03.1874, Киев 24.03.1948, Кламар, под Парижем), философ, публицист, общественный деятель. Происходил из старинного дворянского рода: отец, А. М. Бердяев, и мать, А. С. Бердяева (урожденная кнж. Кудашева), принадлежали к… … Православная энциклопедия
ЖИЗНЬ — Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) Иисус Христос Спаситель и Жизнеподатель. Икона. 1394 г. (Художественная галерея, Скопье) [греч. βίος, ζωή; лат. vita], христ. богословие в учении о Ж.… … Православная энциклопедия
ИМЯСЛАВИЕ — движение почитателей имени Божия, начавшееся в рус. мон рях Афона в 1909 1913 гг. и нашедшее сторонников в России. Связанная с И. полемика нашла выражение в трудах рус. богословов и философов XX в. Имяславские споры «Афонская смута» 1909 1913 гг … Православная энциклопедия